Духовное обнищание доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова "Ионыч". Нищие духом В чем выражается духовное обнищание народа

ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ ДОКТОРА СТАРЦЕВА. В рассказе «Ионыч», написанном в 1898 году, А.П. Чехов обра­тился к теме, которую давно изучала русская литература, - духов­ной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повсед­невная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целе­устремленности, интереса к жизни. В своем произведении он опи­сал падение человека, наглядно изобразив его «дорогу вниз».

Рассказ «Ионыч» - это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе.

Это семейство и в самом деле блистало «талантами». Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря «на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку… ». Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, «что не бывает в жизни». А дочь Туркиных, которую все лас­ково звали «Котик», по слухам, собиралась стать великой пианист­кой и «удивляла» гостей своим умением «ударять изо всей силы» по клавишам. На фоне этого, в высшей степени «интеллигентного» и «одаренного», семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно в безделии, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и по­падает молодой врач Дмитрий Старцев.

В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом», потому что сам он имеет достаточно серьезные инте­ресы и высокие устремления, интересуется литературой, искусст­вом (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об ис­кусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывате­лей.

Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, «упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не пере­станет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля». Но Старцеву было приятно «смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое су­щество» . И он перестал замечать доморощенные развлечения Тур­киных.

Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: «она казалась ему очень умной и развитой не по летам». Он восхищен начитанно­стью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его «нежному, радостному, мучительному чувству…» примеши­вается испуг. «К чему поведет этот роман?» - размышляет Стар­цев, получив записку от Котика; да к тому же «что скажут товари­щи, когда узнают?». Собираясь сделать предложение любимой де­вушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого «дадут, должно бьгть, немало». Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. .«Дня три» Старцев «не ел, не спал», а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: «как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак». Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она одна и удер­живала его от духовной деградации.

По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и «тройка с бубенчиками») его духовное развитие оста­навливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Иванов­ной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продол­жая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-род- ственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. «Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит туск­ло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, об­щество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» - жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.

Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения «о том, что нужно тру­диться, что без труда жить нельзя…». И сам Ионыч поначалу тру­дится каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей», цель труда в одном - «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой», и периодически отвозить их в банк.

Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто оста­новилось, оно пошло в обратном направлении. У Ионыча есть про­шлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от про­странства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятель­ствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легко­стью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быст­ро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Прошло всего четыре года, а он уже не жалеет молодости, любви, несбывшихся надежд, его не смущает больше пошлость и бессмысленность окру­жающей жизни. «Мещане кое болото» окончательно засосало его. Для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспо­минание. Зато обратно пропорционально этим человеческим утра­там возрастает степень богатства, интерес к деньгам и недвижимо­сти становится основным содержанием жизни. Обрадовать Ионыча могут теперь только деньги, полученные от пациентов. И работать он продолжает только ради «бумажек». Остальное время он играет в карты и ведет «светские» беседы с другими обывателями. В Стар­цеве не осталось ровным счетом ничего положительного. Деформи­руется и его внешний облик: Ионыч «еще больше пополнел, ожи­рел», обрел внешнее безобразие, и когда он, «пухлый, красный», проезжает на своей тройке с бубенчиками, «кажется, что едет не человек, а языческий бог».

В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов, с присущим ему мастерством, показал, как губительно сказывается на человеке серая обывательс­кая среда, если он отказывается противостоять ей, идет на поводу общественного мнения, образа жизни, своих собственных слабостей и не стремится к духовному росту. Если задатки, высокие стремле­ния не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружаю­щим миром и слиться с ним.

Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рас­сказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в «футляр» собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.

В каких произведениях русской литературы звучит тема духовного обнищания общества и в чём эти произведения можно сопоставить с предложенным фрагментом?

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

Дом назывался "домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя − Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела − мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было… Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из "Горя от ума»

этой самой тетке, раскинувшейся на софе, а впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это!

А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах.

С легкой руки членов МАССОЛИТа никто не называл дом "домом Грибоедова", а все говорили просто − "Грибоедов": "Я вчера два часа протолкался у Грибоедова", − "Ну и как?" − "В Ялту на месяц добился". − "Молодец!".

Или: "Пойди к Берлиозу, он сегодня от четырех до пяти принимает в Грибоедове…" И так далее.

МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать.

Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с извещениями разных спортивных кружков и с групповыми, а также индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, которыми (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж.

На дверях первой же комнаты в этом верхнем этаже виднелась крупная надпись "Рыбно-дачная секция", и тут же был изображен карась, попавшийся на уду.

На дверях комнаты N 2 было написано что-то не совсем понятное:

"Однодневная творческая путевка. Обращаться к М. В. Подложной".

Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе непонятную надпись:

"Перелыгино". Потом у случайного посетителя Грибоедова начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на ореховых теткиных дверях: "Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной", "Касса", "Личные расчеты скетчистов"…

Прорезав длиннейшую очередь, начинавшуюся уже внизу в швейцарской, можно было видеть надпись на двери, в которую ежесекундно ломился народ:

"Квартирный вопрос".

За квартирным вопросом открывался роскошный плакат, на котором изображена была скала, а по гребню ее ехал всадник в бурке и с винтовкой за плечами. Пониже − пальмы и балкон, на балконе − сидящий молодой человек с хохолком, глядящий куда-то ввысь очень-очень бойкими глазами и держащий в руке самопишущее перо. Подпись: "Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия). Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)". У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста.

Далее следовали, повинуясь прихотливым изгибам, подъемам и спускам Грибоедовского дома, − "Правление МАССОЛИТа", "Кассы N 2, 3, 4, 5", "Редакционная коллегия", "Председатель МАССОЛИТа", "Бильярдная", различные подсобные учреждения, наконец, тот самый зал с колоннадой, где тетка наслаждалась комедией гениального племянника.

Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам − членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, − известным всей Москве билетом.

Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но все же надо войти и в положение посетителя. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не все и далеко еще не все. Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве. И не только потому, что размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лиловыми лошадьми с ассирийскими гривами, не только потому, что на каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью, не только потому, что туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, а еще и потому, что качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и что эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене.

Показать текст целиком

Во многих произведениях русской литературы звучит тема духовного обнищания общества. Например, в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» и комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

В произведении А.П. Чехова «Ионыч» главный герой – Старцев – приезжает в один из губернских городов молодым врачом. Ему интересно искусство, литература, он стремится осмыслить свою жизнь. Но разбогатев, Старцев занимается лишь накоплением денег. Герой становится грубым и жадным. Этот рассказ можно сопоставить с романом «Мастер и Маргарита». В обоих произведениях герои под влиянием денег становятся пошлыми, невежественными и циничными. В рассказе Чехова – это Старцев, а в романе Булгакова – члены МАССОЛИТа, которым не так важна литература, как проведение своего времени в ресторане, стремление извлечь выгоду из организации.

Критерии

  • 4 из 4 К1 Включение в литературный контекст и убедительность аргументов
  • ИТОГО: 4 из 4

Анна Геннадьевна Маслова

Смешные люди ловят во Вселенной какие-то сигналы, мечтая, что прилетят инопланетяне и научат человечество. А чему вас учить-то, ребята? Если спросить любого такого мечтателя, он даже и не придумает, чему может научить нас инопланетный разум.

Сразу могу сказать, ничего мы от них не дождёмся, поскольку всё нужное для развития разума уже дано всем и каждому в виде верных слов о том, как надо жить, чтобы получить добрый результат.

Сам Бог, наш Небесный Отец порекомендовал нам через Иисуса Христа совершенствоваться, чтобы стать безупречными и непогрешимыми, как Он, а люди даже и думать не хотят над Словом Божьим, которое записано и хранится в Евангелиях. И вот чему может научить таких людей инопланетная развитая цивилизация? Дать им высшие технологии – это всё равно, что дать обезьяне гранату.

Слово Божье подано человечеству для перехода с гибельных путей греха на путь преодоления греха, и люди не начинают этот переход, пока не увидят, что у них нет абсолютно никаких светлых перспектив, что впереди только беспросветная тьма.

Именно к этому подходит сегодня русский народ.

Не видя впереди ничего доброго, русский человек увидит, что делать нечего, и присмотрится к тому, чему учит Спаситель, к Слову Божьему.

А Слово подаёт ему родную, впитанную с детства из русских сказок идею движения по жизни к победе над кощеем бессмертным, над дьяволом, чтобы освободить Василису прекрасную и премудрую – любовь, которой он пока не чувствует, и без которой ему не радостно. И это он начнёт усваивать из Слова Божьего идею достижения божественного совершенства.

Решение задачи по достижению совершенства растягивается на всю жизнь, которую человек посвящает неотступной борьбе с внутренним злом, и установлению в своём внутреннем мире власти добрых сил, воцарению там любви к Богу и людям.

Исполнитель наставлений Слова Божьего идёт по жизни путём упорной борьбы со всеми грешными побуждениями, и на этом пути он находит обещанную в Слове отзывчивость Бога, высшего Учителя, нужную ему для обучения победам над дьявольским могуществом, старающимся остановить его движение к вершинам совершенства.

И исполнитель наставлений Слова Божьего может рассказать людям, что они тоже могут прийти к отзывчивости Небесного Отца по указанному Словом пути борьбы с соблазнами, и у них будет постоянная связь с Богом, по которой можно испрашивать у Него помощь или пояснения….

Не все люди могут усвоить такие рассказы – чем сильнее над ними власть лжи, тем труднее им усвоить правду. Из-за этой власти лжи на Земле у людей не налажено общение с Небесным Отцом, чёрные силы отца всякой лжи обманом уводят мысли людей в другую сторону. Люди покупаются на дьявольские приманки и совершают грешные поступки, которые составляют поступь прочь от Бога.

Но они возвратятся, как об этом сказано в притче о блудном сыне. И если Отец не удерживает никого из Своих детей, то и никто их не удержит, и я не стараюсь вас удержать от греха.

Но рассказываю всем, кто погружаются в трясину греха, что они уходят от добра, чтобы погрузиться во зло. И пусть знают на будущее, что выбраться из злой трясины и возвратиться к Богу им поможет евангельское Слово Божье.

Кстати, «блаженны нищие духом» – это Христос сказал о тех, кто после своего ухода от Отца истратили всё своё духовное наследство. Они духовно обнищали, и чем эта нищета тяжелее, тем они скорее возвратятся к Отцу. Потому они и блаженны, что им осталось недолго.

Духовное обнищание русского народа, как плоды равнения на запад, становится всё отчётливее. Плоды это ещё не созрели, но и по незрелым плодам видно, что народу впереди нет ничего доброго.

И это – добрый признак, значит, скоро последует разворот и возвращение народа к Богу.

В рассказе "Ионыч", написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, - духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его "дорогу вниз".

Рассказ "Ионыч" - это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе.

Это семейство и в самом деле блистало "талантами". Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря "на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку...". Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, "что не бывает в жизни". А дочь Туркиных, которую все ласково звали "Котик", по слухам, собиралась стать великой пианисткой и "удивляла" гостей своим умением "ударять изо всей силы" по клавишам. На фоне этого, в высшей степени "интеллигентного" и "одаренного", семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно в безделии, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев.

В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом", потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей.

Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, "упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля". Но Старцеву было приятно "смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо". И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных.

Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: "она казалась ему очень умной и развитой не по летам". Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его "нежному, радостному, мучительному чувству..." примешивается испуг. "К чему поведет этот роман?" - размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же "что скажут товарищи, когда узнают?". Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого "дадут, должно быть, немало". Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. "Дня три" Старцев "не ел, не спал", а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: "как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак". Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она одна и удерживала его от духовной деградации.

По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и "тройка с бубенчиками") его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. "Старимся, полнеем, опускаемся... жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?" - жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.

Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения "о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...". И сам Ионыч поначалу трудится каждый день. Однако его труд не одухотворен "общей идеей", цель труда в одном - "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой", и периодически отвозить их в банк.

Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Прошло всего четыре года, а он уже не жалеет молодости, любви, несбывшихся надежд, его не смущает больше пошлость и бессмысленность окружающей жизни. "Мещанское болото" окончательно засосало его. Для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание. Зато обратно пропорционально этим человеческим утратам возрастает степень богатства, интерес к деньгам и недвижимости становится основным содержанием жизни. Обрадовать Ионыча могут теперь только деньги, полученные от пациентов. И работать он продолжает только ради "бумажек". Остальное время он играет в карты и ведет "светские" беседы с другими обывателями. В Старцеве не осталось ровным счетом ничего положительного. Деформируется и его внешний облик: Ионыч "еще больше пополнел, ожирел", обрел внешнее безобразие, и когда он, "пухлый, красный", проезжает на своей тройке с бубенчиками, "кажется, что едет не человек, а языческий бог".

В рассказе "Ионыч" А.П. Чехов, с присущим ему мастерством, показал, как губительно сказывается на человеке серая обывательская среда, если он отказывается противостоять ей, идет на поводу общественного мнения, образа жизни, своих собственных слабостей и не стремится к духовному росту. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним.

Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в "футляр" собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.

Кажется, что наши церковные руководители заботиться о многих других вещах, или борется только о совершении социальной и благотворительной деятельности. Нельзя сказать, что это ненужное дело, особенно в наше нелегкое время, но это не является первостепенным и самым важным делом нашей Церкви. Хлеб могут дать и другие, но могут ли другие дать смысл и цель жизни? Кто может избавить душу, избавить ее от страшного эгоцентризма, который вводит в заблуждение, порабощает, мучает молодых и пожилых людей? Живоносное и заряженное благодатьюцерковное тело может стать компасом надежды, предупреждением аварии, антителом хронической болезни, щитом против меланхолии, опорой в восхождении на гору истины. Только Церковь может уравновесить уставшего и очень разочарованного человека.

Только Церковь может говорить ясно в сердцах людей, чтобы их утешить и успокоить. Перемена в обществе могут совершиться только благодаря священным и проверенным законам. Церковные руководители несут ответственность за свое молчание. Наступило время для слов и дел, для примера и утешения. Кто скажет, что мы не живем только для того, чтобы есть? Что блаженнее давать, нежели брать? Что являетсяболее ценным, чем спокойная совесть? Разве все мы управляющие, а не властвующие? У нас нет постоянного города? Известно, что очень трудно изменить менталитет общества, которое в течение многих лет было подготовлено к обожествлению эвдемонизма, но никогда не поздно, и во всяком случае всегда может что-то произойти. Еще не наступил двенадцатый час.

Отчаяние, которое доминирует, затуманивает, омрачает и убивает. Но, истина заключается в том, что это может стать прекрасной возможностью, которую никто не может тебе дать. Таким образом, мы можем говорить о привилегированном отчаянии. Человек должен видеть в зеркале то, что он не сотворен, чтобы быть ненасытным животным, которое единственное, что можно сделать – всячески грабить, разорять, переедать и толстеть. Необходимо, следить за его взглядом, потому что его глаза плохо видят, зрение ослабло, он далеко не видит, вообще, не радуется хорошему, священному и красивому. Кто будет, говорит обо всех этих вещах? Только взаимосвязь между любовью, миром и единогласия церковных общин. Радость их членов, их чистота, добро, братство и взаимные уважение. Смысл жизни дается в традиционном богослужении и особенно в превосходной Литургии.

Если эгоизм, стресс, спешка, поверхностность и духовное мелководье перейдут к нашим рясоносцам и верующим, то лучше молча плакать, и пусть Бог над нами сжалится. Мы уже сказали, что настоящим кризисом является духовный кризис, затем наступает и экономический кризис. Упадок заключается в алчности, бесчестии, лжи. А еще упадок заключается в личной выгоде, индивидуализме,большом и "воспаленном" эгоизме. Греция уже находится в состоянии духовного обнищания. Церковь говорит о нищете, воздержании, простоте, смирении, посте, молитве и милостыне. Нищета может принести богатство, принести спокойствие, невозмутимость, аутентичный и аскетический этос...