Что такое сольфеджио. Сольфеджио для гитариста. Что такое сольфеджио: самое понятное объяснение для родителей Что значит сольфеджио


Вопросом, зачем изучать сольфеджио и что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу или занимаются музыкой в рамках дополнительного образования. Почему дети, обучающиеся игре на музыкальном инструменте в обязательном порядке изучают сольфеджио? Какая между ними взаимосвязь?

Попробуем познакомиться с этой загадочной музыкальной дисциплиной поближе, возможно, многие вопросы, в том числе изучать или не изучать , отпадут у родителей сами собой.


«Сольфеджио » – красивое итальянское слово, которое сложилось из названий двух нот – «соль» и «фа» и в переводе означает «пение по нотам ». Это музыкальная дисциплина, основной задачей которой является развитие музыкального слуха – главного инструмента любого музыканта.

Воспитание музыкального слуха, а также развитие чувства ритма учеников достигается на уроках сольфеджио с помощью пения одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений, написания мелодических и ритмических диктантов, слухового анализа музыкального материала.


Самым тесным образом с сольфеджио связана теория музыки . Граница между ними очень условна, поэтому в школе они изучаются вместе, как две составляющих одного предмета: теория музыки теоретически объясняет, из чего и как устроена музыка, а сольфеджио – на практике тренирует навыки, необходимые музыканту.


Основными из таких навыков являются:

- Сольфеджирование – пение специальных одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений и номеров (отрывков из известных музыкальных произведений) с называнием каждой ноты. Таким образом развивается интонационный и гармонический слух.

Восприятие музыки на слух. Слуховой анализ различных созвучий, аккордов, ладов и других музыкальных структур.

Умение записать услышанную мелодию нотными знаками. Это достигается постоянной практикой написания музыкальных диктантов .

Непоседы Открытый урок - Сольфеджио

Занятия сольфеджио развивают слух: человек начинает различать самые тонкие звуковысотные, динамические и ритмические нюансы музыки, восприятие и исполнение музыки становится богаче и разнообразнее.


Уроки сольфеджио развивают навыки интонирования ("чистого", точного пения без фальши): человек может воспроизвести музыку и вслух и про себя, "слышать внутренним слухом".

У многих людей, чей жизненный путь не проходил через музыкальную школу, есть ошибочное представление о сольфеджио. Бытует мнение, что эта наука слишком сложная, освоить которую удастся не каждому, или что она даёт недостаточно положительных эффектов, как другие музыкальные дисциплины. Всё это, далеко, не так. Такие суждения возникают при отсутствии достаточной информации об этой дисциплине.
Прогресс от занятий на любом из инструментов очевиден – это умение играть. В случае сольфеджио, результат далеко не ясный. Если сравнивать со зданием, к примеру, это относится не к каркасу, который виден на поверхности, а к фундаменту, который не видно, но без него нельзя. Курс обучения этой науке строится на закладывании основных музыкальных умений – слух и чувство ритма.

С итальянского языка термин «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». Дисциплина направлена на развитие музыкального слуха у вокалистов и музыкантов. Именно благодаря ему, можно в полном объёме ощутить искусство, научиться сочинять и исполнять музыку.

Очень важно уметь правильно воспринимать звуки, чему и учат на уроках сольфеджио. Невозможно нормально исполнить композицию, если играешь мимо нот. Правильное восприятие звуков – надёжная гарантия изучения новых навыков за максимально короткий промежуток времени.

С чего состоит обучение сольфеджио.

1. Пение, при котором произносят название каждого звука – сольфеджирование.

Здесь только одно условие: произносим все ноты ритмически и интонационно правильно.
2. Слушаем и анализируем.

Любой музыкант обязан уметь анализировать услышанную музыку, охарактеризовать её, определить темп, структуру и ритмические нюансы.
3. Важный пункт обучения – музыкальные диктанты.

Принцип их написания напоминает типичные школьные диктанты, но вместо букв – специальные символы и ноты. Задание учеников заключается в записи на нотный стан сыгранной преподавателем мелодии, придерживаясь всех правил «музыкальной пунктуации».

Что мы получаем, обучаясь сольфеджио?

Обучение нотной грамоте и основным символам и обозначениям применяемым в записи музыки на бумагу.
Бесценный навык чистого пения, умение спеть мелодию с первого раза без репетиций.

Музыкальные диктанты тренируют умение подбирать на инструменте услышанную мелодию и записывать её нотами.

Причины, по которым «пение по нотам» не привлекает новичков.

Непонимание. Мало кому известно, сколько важных и полезных навыков обретает ученик в процессе обучения.
Не у всех хватает сил ждать результата. Чтобы получить желаемый эффект необходимо долго и усердно трудится, выполнять все необходимые упражнения.

Сложность обучения дисциплине. Обучение ориентировано на основательную подготовку музыкантов. Здесь не обойтись одним лишь пением с листа или диктантами. Дисциплина изучает огромное количество понятий, которые обязательны для каждого музыканта, желающего более углубленно изучать музыку.

Важность данного обучения для гитаристов.
Чтобы научить человека играть простые вещи на гитаре, не нужны знания нотной грамоты. Однако сольфеджио отвечает за умение понимать и осознанно исполнять музыку, слышать ноты.

Благодаря этому учению, гитарист начинает иначе видеть инструмент, знает, где какие ноты на грифе гитары находятся, как работник библиотеки знает где подходящая книга. По-другому воспринимается подбор мелодий и аккомпанемента.

Необходимость в преподавателе.

Изучить все ноты, размеры и длительности – задача для самостоятельного разбора. Тем не менее, в начале обучения необходим чуткий контроль знающего человека над каждой деталью.

Современные технологии здорово шагнули вперёд, и теперь урокам сольфеджио можно обучиться, не выходя из дома. Но, к сожалению, компьютер и интернет не смогут вовремя обратить внимания ученика на ошибки, помочь сосредоточиться и найти индивидуальный подход к обучающемуся. Поэтому гораздо эффективней будет обратиться за помощью к профессиональному

Освоив однажды сольфеджио, вы окончательно перейдёте с музыкой на «ты», получите умение правильно излагать свои музыкальные мысли нотами, измените подход к подбору на слух, начнёте более глубоко понимать сам язык музыки.

Что такое сольфеджио и чему там учат?

Очень часто я слышу от учеников и выпускников музыкальных школ мысль о том, что сольфеджио – это очень сложный предмет, который не всякому удается освоить. И более того, очень многие считают, что его и незачем осваивать. Думаю, это связано с недостаточным пониманием того, чему собственно учит сольфеджио, какое его практическое применение в жизни.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь. Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы. Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории. Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

Почему же, не смотря на такие замечательные результаты занятий сольфеджио, не так много учеников их осваивают. Причин, как мне кажется, здесь несколько.

Во-первых, для того, чтобы освоить данные умения, нужно делать много предварительных упражнений, причем на протяжении как минимум нескольких лет без явно заметного результата. Не у всех учеников хватает на это терпения.

Вторая причина связана с несколько поверхностным отношением к заданиям по сольфеджио. Для хорошего результата нужно уделять занятиям по сольфеджио время ежедневно, а не раз в неделю на уроке. А многие ученики считают, что раз уж они пришли на урок, значит их долг перед сольфеджио выполнен, а если еще и потратили 10 минут на домашнее задание – значит практически перевыполнен! Увы, огорчу, - для результата этого недостаточно.

Ну и третьей причиной являются особенности программы по сольфеджио. Дело в том, что программа курса ориентирована на подготовку профессиональных музыкантов, которые планируют поступать в музыкальные учебные заведения. И многие задания в курсе сольфеджио рассчитаны именно на подготовку к вступительным экзаменам по сольфеджио, на которых кроме диктанта и пения с листа с дирижированием, обычно бывают задания на построение и пение гамм, интервалов и аккордов от заданных нот, либо в тональности. Этим формам работы на уроке уделяется львиная доля времени, и естественно, что на вопросы подбора на слух мелодии и аккомпанемента времени не остается.

Последнее, что я хочу сказать: сольфеджио – это набор определенных навыков, доведенных до автоматизма. Для сольфеджио важнее уметь спеть трезвучие, чем выучить правила его построения! Хотя знание правил тоже не повредит, но основное – это выработка практических навыков и умений.

Думаю, все понимают, что приобретение этих навыков – дело постепенное и длительное, но, как я показала в этой статье, - результат того стоит!

Если у Вас появились вопросы, Вы можете задать их в комментариях к этой статье, или на форуме

Удачного обучения!

Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам , пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа , потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина , которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.

Обратите внимание!

Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио , которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.

В завершение – музыкальный подарок. Сегодня будем слушать Егора Стрельникова – классного гусляра. Он споёт «Казачью колыбельную» на стихи М.И. Лермонтова (музыка Максима Гавриленко).

Е. Стрельников «Казачья колыбельная» (стихи М.И. Лермонтова)

Всем привет, дорогие вокалисты!

Сегоднямы с Вами пройдемся по азам сольфеджио, узнаем, что это такое и как его поэтапно правильно и грамотно изучать. Учебник пока не пригодится, все самое важное в этой статье. Итак

Сольфеджио - это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.

1. Первое, что нужно знать, - это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.

1-я - ДО (С)

5-я - СОЛЬ (G)

7-я - СИ (H, также могут подписывать B)

Пример на клавишах фортепиано.

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

Вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.

Что такое октава?

Октава - музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.

Звукоряд - это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.

Октавы на музыкальном инструменте фортепиано.

Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:

  • Субконтроктава (эта октава неполная, начинается с «Ля» и имеет всего 3 ноты)
  • Контроктава
  • Большая октава
  • Малая октава
  • Первая октава
  • Вторая октава
  • Третья октава
  • Четвертая октава
  • Пятая октава (имеет всего одну ноту “До”)

Всего на фортепиано 88 клавиш - 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.

Всего их есть 3:

  • Скрипичный - самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
  • Басовый - второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
  • Альтовый - обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.

Альтерация

Повышение или понижение ступени ноты.

Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:

  • диез - повышение на полтона,
  • бемоль - понижение на полутон,
  • бекар - отмена знаков при ключе.

Знаки альтерации делятся на 2 типа:

  • ключевые - пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
  • случайные - ставятся перед нотой.

Тон и полутон.

Полутон - это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон - это 2 полутона.

Интервалы

Интервал - 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.

Нижний звук интервала является его основанием, а верхний - вершиной.

Интервалы делятся на 2 типа:

  • мелодичные - нотки, которые взяты последовательно,
  • гармоничные - одна и та же нота, взятая одновременно.

Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:

  • Прима (1)
  • Секунда (2)
  • Терция (3)
  • Кварта (4)
  • Квинта (5)
  • Секста (6)
  • Септима (7)
  • Октава (8)

Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)

  • Малая секунда (1 полутон)
  • Большая секунда (2 полутона)
  • Малая терция (3 полутона)
  • Большая терция (4 полутона)
  • Чистая кварта (5 полутонов)
  • Увеличенная кварта (6 полутонов)
  • Чистая квинта (7 полутонов)
  • Уменьшенная квинта (6 полутонов)
  • Малая секста (8 полутонов)
  • Большая секста (9 полутонов)
  • Малая септима (10 полутонов)
  • Большая септима (11 полутонов)
  • Чистая октава (12 полутонов)

Длительности

Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.

Итак, разберемся в названиях и обозначениях:

  • целая нота - самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
  • половинная нота - в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
  • четвертная нота - ритмически идёт на каждый удар метронома.
  • восьмая нота - ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
  • шестнадцатая нота - естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.

Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.

Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:

Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.

Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.

Педагоги, которые не представляют своей жизни без прогресса их учеников.

.

Желаю успехов в изучении материала! У Вас непременно всё получится!