Что такое культура эссе. Эссе по культурологии на тему: Соотношение понятий «культура» и «цивилизация. Некоторые признаки эссе

СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Эссе по культурологии на тему:

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

Выполнил: студент группы

Смоленск

В эссе речь пойдет о концептуальном, и смысловом соотнесении понятий культуры и цивилизации. Оно имеет важное значение для культурологии, поскольку данные понятия в процессе использования обросли множеством смыслов.

За всю историю человечества, появилось большое количество культур и цивилизаций. Одни бесследно исчезли, другие же смогли сохраниться. Однако, некоторые из них, под влиянием развития технологий и общественных отношений, приобрели новую форму и смысл в современном мире.

Безусловно, цивилизация и культура – понятия, неразрывно связанные между собой. Но что они из себя представляют и как взаимодействуют друг с другом?

Как самостоятельные оба понятия формируются на идеях Просвещения: понятие культуры - в Германии, понятие цивилизации - во Франции. Термин «культура» входит в немецкую литературу благодаря Пуфендорфу (), писавшему на латыни, но широкому использованию он обязан другому немецкому просветителю, Алелунгу, который популяризировал его тем, что дважды (1774, 1793) ввел в составленный им словарь немецкого языка , а затем и в заглавие своего основного труда «Опыт истории культуры человеческого рода». Термин «цивилизация» появился на свет с завершением французской «Энциклопедии» ().

Терминами «культура» и «цивилизация» стали обозначать особое состояние общества, связанное с активной деятельностью человека по совершенствованию собственного способа бытия . При этом и культура и цивилизация интерпретируются как результат развития разума, образования и просвещения.

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

Слово цивилизация произошло от латинского civilis – гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике.

Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым , общительным и любезным.

Близость этих понятий проявилась в том, что они, как правило, использовались в очень широком, историческом контексте - в абстрактных рассуждениях о целях и смысле человеческой истории. Безусловно, существовали различия, связанные с различиями немецкой и французской традиций, спецификой употребления этих терминов отдельными авторами, но они с большим трудом поддаются вычленению и систематизации, хотя подобные попытки проводились, например, в работе французского историка Люсьена Февра «Цивилизация: эволюция слова и группы идей». В целом эти понятия несли на себе одну и ту же познавательную, мировоззренческую и идеологическую нагрузку.

Это привело к тому, что очень скоро между ними установились отношения тождества. Употребление терминов «культура» и «цивилизация» в течение всего XIX столетия несет на себе отпечаток этого тождества. To, что французы называют цивилизацией, немцы предпочитают именовать культурой. В англоязычной литературе, где раньше появилось понятие цивилизации, очень скоро, благодаря немецкому влиянию, устанавливаются отношения их взаимозаменяемости.

Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале ХХ века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», - писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказываниями О. Шпенглера.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии.

С цивилизацией ассоциируется материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека. Российские этнографы, в частности, считают, что признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры – появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов), в области духовной культуры – возникновение письменности.

Цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже.

Цивилизация – определенная часть или степень развития культуры. Цивилизация – это прежде всего достижение культуры. А культура способна переживать государства и династии. Иногда к одной цивилизации относят разные государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, как это происходило в случае с цивилизациями Передней Азии. Цивилизация может распространятся захватывая всё новые и новые народы и государства. Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов культуры может исчезнуть, передав свои достижения культуры другим цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с точки зрения одних исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, и могут возникать одна за другой. Но в любом случае, история цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение ее культуры.

Список используемой литературы

1. Полищук: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1998 – 446 с.

2. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). – Ростов на/Д: «Феникс», 2002. – 608 с.

3. Культурология: Учеб. Пособие для вузов. Под ред. Проф. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 319 с.

Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1996. С. 116

Семенов этнографии (этнология) и проблема его соотношения с предметом социальной антропологии//Наука о культуре и социальная практика: Антропологическая перспектива: Сб. науч. Чтений/Под общей ред. . – М.: ИКАР, 1998. С.7-39

(Фото из интернета) «Политики приходят и уходят, но памятки культуры остаются вечно, не ведая границ» -отметила бы я. Это мы можем проследить на творчестве А.Пушкина или Т.Шевченко,например.Для меня понятие культура - это скорее: категория нравственности и морали, этики и эстетики; веры;сознания; духовное начало(не делимое на материальную часть).Та основа,которая применительна ко всем народам, континентам и столетиям.Культура,в моем понимании, есть- вечные и непреходящие ценности; категория, тяготеющая к философии; то, что поднимает человека над животным миром.Но даже не каждый человек, посещающий театры или учащийся в вузе культуры является сам культурным, ведь существует понятие «культурная сволочь» и есть люди, не имеющие понятия о поэзии- труженики земли, например, но которые являются образцом для других. Поэтому для меня культура скорее понятие – ПОРЯДОЧНОСТИ И СОВЕСТИ, ИНТЕЛЕГЕНТНОСТИ(не обязательно быть интеллектуалом), ведь есть индивиды и с двумя высшими образованиями, педагоги даже, но бросающие своих детей на произвол судьбы, деспоты или диктаторы,»шагающие по трупам» к своей цели, а бывает- самый «законченный» наркоман и «отсидевший» отзовутся к вам на помощь скорее.Есть люди, ведущие себя культурно…,но…лишь на публике, а отойдя в сторону- мусорят или портят природу.Один мой школьный учитель говорил:»Культура-это то, каков человек перед собой, наедине с совестью».Я бы добавила и смелость быть САМИМ СОБОЙ, не следовать копированию ширпотребных вкусов.Но даже соблюдая все правила и повышая культурный уровень, человек еще не будет таковым, если он лишь…потребитель культурных ценностей и прочего.В моем понимании, культура подразумевает СОЗИДАНИЕ, творчество. И здесь следует добавить -не только для своего блага,но и других, АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ и потому еще и оптимистический. В жизни все люди разные и потому возможны столкновения, проблемы и вот здесь также проявляется культура ДИПЛОМАТИИ отношений, что в постсоветском пространстве преподавалось, как «принцип мирного сосуществования государств с различным строем». Для меня наиболее точно характеризуют понимание культуры два основных постулата: »Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» и «Человек волен поступать как пожелает, если это не наносит вред другим»!Также для понятия культуры индивида и общества для меня важно бережное отношение к ПРИРОДЕ(Земле,Вселенной) и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за нее перед будущими поколениями, ответственность за свой выбор, решения и поступки перед другими людьми.Когда научно-технический прогресс идет на БЛАГО, а не разрушение цивилизации.Взять, к примеру,открытый Марией Кюри радий…атом-это добро или зло? Для меня культура- это и служение своему Отечеству,не прельщаясь на прелести заграницы.Подводя итог, могу объединить все вышесказанное в одно краткое определение.Для меня культура есть действия, совершаемые с разумом и направленные на благо. То есть -«золотая середина», благоразумие,ведущие к ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ,ВСЕЛЕННОЙ И В ДУШЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.

Рецензии

Интересные размышления взрослеющего человека. Добавлю и свои. Культура - светское представление о святом Культе. Вообще всё хорошее, что отличает нас от животных. Трагический вопрос: почему культура такая хрупкая и ранимая? Вспомните времена Гитлера, Мао, Сталина. Как легко порвали тонкую плёнку культуры! Да и наш дикий капитализм недалеко ушёл от тех "побед". Но если мы еще об этом размышляем - не всё потеряно!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Культура – основа любого общества. Она объединяет людей. Культура-это в основном, возвышенное искусство. Культурные памятники имеются в каждом городе. Это картины, живопись, гобелены, памятники, мемориалы. Образование – это тоже часть культуры, ведь разве может быть культурным человек, не имеющий надлежащего образования? Все это охраняется людьми, как одна из ценностей народа. Но какого же человека называют культурным? Какие качества должны быть ему присущи?

Самая основная культура – это культура речи, поведения. Поэтому культурным

Называют человека, который следует правилам этикета, вежливо и грамотно общается с людьми, составляющими его окружение. Поведение – важный фактор, по которому о любом человеке можно сделать соответствующие выводы.

Культурный человек, находясь в обществе, особенно, малознакомом, ведет себя прилично и спокойно, избегает конфликтных ситуаций. Такой человек должен быть отзывчивыми доброжелательным, деликатным и тактичным, ведь одной составляющей недостаточно, чтобы показать свою культуру. Культурный человек своим поведением должен подавать примером остальным. Конечно, не каждого человека можно назвать культурным.

Но ничто не мешает каждому человеку стать таковым. Ведь кроме уважения со стороны окружающих, появляется уважение к самому себе. Но культурный человек также должен уметь и постоять за себя. Люди должны способствовать сохранению и распространению культуры, а называться культурным человеком – это должно быть желанно и престижно.

Культурным человеком называют человека воспитанного, образованного и порядочного, который может помочь в нестабильной ситуации и всегда контролирующий свою речь. Чем больше в обществе культурных людей, тем больше оно процветает и выделяется среди других.

(1 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Культура. Как часто мы слышим это слово, какой смысл оно несет и что подразумевает? Культура речи, культурный человек, культура питания...
  2. Ведь они описывают большинство того, что современный человек наблюдает вокруг себя, живя в технически развитом информационном обществе. Кинотеатры и кулинарные...
  3. Культура – это своего рода свод законов и правил, согласно которым человек должен вести себя определенным образом в различных ситуациях....
  4. На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и...

Мы живем в эпоху компьютерных технологий, очень скоро, возможно, людей на производстве заменят роботы, вся цепочка ДНК будет расшифрована, люди перестанут болеть, будут жить вечно. И именно сейчас перед нами наиболее остро встал вопрос - нужна ли человечеству культура? «Конечно, нет», - скажет кто-то. Но будет ли он прав? Я думаю, будет, но лишь в том случае, если посмотрит на культуру с одной стороны. Действительно, зачем человеку уметь красиво общаться, если мы все чаще общаемся друг с другом при помощи интернета? Зачем человеку быть художником, уметь писать картины на холсте, если любой понравившийся сюжет можно увековечить с помощью фотоаппарата? Разве нужно быть композитором, чтобы сочинить модную нынче клубную музыку? Я думаю, совсем необязательно. Но разве все это можно назвать искусством? По-моему, нет. Конечно, в любом деле есть мастера, есть люди, способные довести свое дело до высшего уровня. Но мода очень изменчива, и то, что вчера казалось красивым, сегодня потеряло актуальность. А выйдет ли из моды настоящее искусство: картины Рафаэля, музыка Бетховена, стихотворения Пушкина? Нет, не выйдет, потому что оно вечно. Но почему сейчас не модно быть скульптором, художником, поэтом? Может быть, потому, что люди перестали замечать красоту природы. Стремясь к прогрессу, человечество забыло о том, что такое красота, оно видит перед собой лишь сложные механизмы, чертежи и конструкции. Так нужна ли человечеству культура? Да, нужна. Ведь именно культура - ценнейшая и прекраснейшая вещь на свете. Это то, ради чего следует жить.

Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но одинокий человек – это несчастливый человек. Общение с другими людьми обогащает человека. Мы смотрим на мир не только своими глазами, но и глазами наших друзей, родных, знакомых. В общении человек раскрывает себя. Дмитрий Лихачев утверждал, что «важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит». А если еще обратить внимание на то, как незнакомый человек говорит, то, пообщавшись совсем немного, можно сделать о человеке определенные выводы.

Общение – это то, без чего человек не может жить. В наше время нередко можно услышать от взрослых, постоянно занятых своими проблемами, работой, что им даже пообщаться времени нет. Молодежь, наоборот, постоянно находит время для разговоров. Мы, правда, общаемся в основном по мобильному телефону и через интернет. Общаемся часто по делу и просто так и, наверное, никогда не задумываемся о том, сколько времени тратим впустую. Мы не думаем о том, что свое и чужое время нужно ценить. Ибо тот, кто умеет разумно распределить время, многое успевает. Нам трудно избавиться от привычки говорить больше о себе и занимать собеседников своими проблемами.

С одной стороны, в этом ничего плохого нет. С другой стороны, человек может не заметить, что его собеседник чем то удручен и ему совсем не хочется разделять, чью то радость. Мы очень часто забываем основное правило общения: умение выслушать своего собеседника. Культура общения требует соблюдения «золотого правила»: относись к собеседнику так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. Ведь нам так хочется, чтобы нас выслушали. Мы испытываем чувство дискомфорта, когда нас перебивают и начинают говорить о чем то своем. Мы огорчаемся, расстраиваемся. Но все же нужно начинать с самих себя: каждому из нас надо учиться умению выслушать собеседника.

Казалось бы, нет ничего проще, чем вести себя так, как требуют правила этикета. Но можно овладеть хорошими манерами и не уметь находить общий язык с другими людьми. Можно выучить правила поведения и не быть воспитанным человеком, не быть приятным и внимательным собеседником. Воспитанный человек уверенно и спокойно чувствует себя в любом обществе, в любой обстановке. Он быстро находит общий язык с различными людьми. Он не испытывает комплексов неполноценности, страха. Самое главное – воспитанный человек уважает собеседника и умеет его слушать.

Человек создал культуру, а культура - человека. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного существования, который выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении людей к соотечественникам, к работе, к родному языку. Я считаю, что чем крепче связи человека с культурой своего народа, тем больше можно надеяться на него как на гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ, патриота и интернационалиста.
Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по-своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание понятия культуры. По моему мнению, культурный человек – это человек, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый прийти на помощь. Вместе с тем, культуру невозможно вообразить без умения общаться, придерживаться норм этикета. В народе говорят: по одежде человека встречают, а по уму провожают. То есть, первое впечатление о нас создается по нашей одежде. Как приятно наблюдать за человеком, который со вкусом одет! Вы скажите, что на это нужны большие средства? Думаю, это не всегда так. Умение одеваться за деньги не купишь. Я часто вижу на улице людей, одетых, будто “из инкубатора”, хотя их одежда и вещи являются довольно дорогими. И очень досадно, когда элегантная госпожа, будто жемчугом, сыпет грубыми словами. Сразу забывается, во что она одета, а грязный поток слов еще долго звучит в ушах прохожих.
Человек живет среди людей и потому не имеет права забывать о соблюдении норм поведения в обществе. Этому необходимо учиться всю жизнь.
Заканчивая школу, я сознаю, как хорошо было возле друзей, понимать их, видеть в их глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Что же возьму я в жизненную дорогу из родной школы, какие черты культурного человека воспитали во мне учителя? Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. “Без языка нашего и народа нашего нет”. Уровень развития родного языка, по моему мнению, отображает уровень духовного развития нации: словарь – это то, что нация знает о мире, а грамматика – это то, как она об этом мире говорит. Меня учат в школе знать и словарь, и грамматику, беречь и приумножать богатства родного языка. Я твердо осознаю, что это является моей обязанностью, так как человек, который не понимает значения родного языка, отдаляет себя от культурно-исторического опыта и достижений своего народа, его культурно-духовных достояний.
Я очень признательна учителям за то, что учат меня различать щедрость и скупость, настоящее богатство души и убогость, а также смотреть на вещи реально. Я скромная, умею жалеть и сочувствовать, беречь и оберегать, умею видеть настоящую человеческую ценность. Признательна тем одноклассникам, которые меня поддерживают, так как это есть шанс двигаться к совершенству, а когда они ставят мне что-то в укор или осуждают, то также учат меня – быть лучше, добрее, мудрее.
Скромность помогает оберегать себя и других от наглости, несправедливости. Я очень люблю и уважаю своих родителей, так как только они дали мне жизнь, сформировали меня как человека, научили вере в Бога, придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять нашу культуру. Но мне еще очень много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Прежде всего, глубже выучить исторические и художественные ценности, овладеть как минимум двумя иностранными языками, чтобы ознакомиться с жизнью других народов. Мне необходимо еще очень много учить, чтобы быть культурным человеком.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным» . Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию.

Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее.

К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура - показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом.

Перед человеком - целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке» , ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры, управлять человеческим поведением, ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

С другой стороны поддержание устойчивого общественного порядка способствует увеличению влияния культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

.