Что надо делать перед исповедью и причастием. Как правильно готовиться к исповеди и к причастию

Исповедь и причастие - важные религиозные обряды в христианстве. Верующие очищают душу от грехов, проходя через благословенное покаяние, и приобщаются к священнодействию, возводящему свое происхождение к Тайной Вечере. Однако необходимо правильно готовиться к этим обрядам. Известно, что если кающийся не будет полностью искренен - исповедь не возымеет действия, даже если священник прочтет все необходимые тексты. Общение с Господом через святые таинства меняет жизнь и приносит умиротворение. Молитвы перед исповедью и причастием настраивают душу на соответствующий лад.

Даже святые и праведные люди регулярно проходят через обряд покаяния. Известно расхожее мнение, что в подобных ритуалах человек нуждается, только если совершил сильные грехи. По меткому сравнению игумена Исаакия, если оставить стол в пустой закрытой комнате на неделю, то спустя время на столешнице обнаружится слой пыли. Так и .

Подготовка к ритуалам: каноны перед исповедью и причастием

Святые обряды сочетают с трехдневным постом, во время которого нельзя есть мясные и молочные продукты. Не лишним будет почитать Библию: в Ветхом Завете перечитав Десять Заповедей (Исход, 20: 2-17), а в Новом - Нагорную Проповедь (Матфея, 5-7), которая почитается многими христианами.

  • Канон Ангелу-Хранителю. Состоит из тропаря, седалена, кондака, икоса, восьми песен и завершается молитвой. Помимо обрядового значения, данные тексты читаются или поются для обращения к Ангелу-Хранителю за помощью.
  • Канон молебный к Пресвятой Богородице. Включает два тропаря, псалом, два кондака, столько же стихир, восемь песен и молитвы Божьей Матери. Написан в средневековье монахом Феоктистом Студитом, который помимо создания текстов гимнов и молитв описывал житие святых.
  • Канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу. Часто используется священниками в качестве епитимии. Человек, повинный в тяжких грехах, подвергается духовному наказанию, и данный канон является одним из его видов. Верующие могут читать его и без указания священнослужителя накануне и после священных обрядов.

  • Какие молитвы читать перед исповедью: освобождение души от греховного груза

    Покаяние требует искренней веры и сосредоточенности. Однако подготовительным молитвам необходимо уделить не меньше времени. Лучше всего читать их в течении трех дней перед исповедью. Особо полезно для духовного тела произношение святых слов в ночь накануне назначенного священником дня.

    • Молитва «Перед исповедью» вдохновлена Господом преподобному Симеону Новому Богослову, жившему в X веке. Святой придерживался мнения, что ведущую роль в жизни христианина играет общение с Богом через молитву.
    • Молитва «О прощении забытых грехов» краткая, но ёмкая. Создатель изложил эти простые слова рукой преподобного Варсонофия Великого, святого монаха и подвижника VI века родом из грешной египетской земли.
    • «Последование ко Святому Причащению» включает в себя множество текстов молитв, канонов, кондаков, тропарей, псалмов. Для правильного чтения святых слов необходимо проконсультироваться со священником.

    Как правильно читать молитвы и каноны

    Перед обращением к Господу через святые тексты необходимо очистить помыслы от соблазнов и гордыни. Усмирите свое «эго», почувствуйте себя смиренными рабами Божьими. Уединитесь или соберите семью, если они также желают причаститься или исповедоваться. Совместные молитвы укрепляют узы брака и уберегают детские души от греховных мыслей. Выключите телефоны и другие электроприборы, чтобы они не отвлекали от праведного времяпровождения.

    Прегрешения сваливаются на человека незаметно: душа покрывается «пылью» и тяжкий груз давит на духовную оболочку, вызывая депрессии и проблемы со здоровьем. Какие , каждому христианину знать не менее важно, чем перечень канонов, используемых для подготовки к покаянию и причастию.

    Неотъемлемой частью говения является исповедь, то есть покаяние. Это одно из православных таинств, когда человек рассказывает служителю церкви о своих грехах, которые были содеяны им во время жизни. Важно знать, как подготовиться к исповеди, поскольку без этого нельзя будет приступить к причастию.

    Как подготовиться к исповеди и причастию?

    Существует несколько требований, о которых говорят священнослужители людям, желающим и причаститься.

    1. Человек должен быть православным христианином, который был крещен законным священником. Кроме этого, важно верить и принимать Священное Писание. Есть разные книги, с помощью которых человек может узнать о вере, например, «Катехизис».
    2. Разбираясь, что нужно знать перед исповедью и причастием, стоит указать, что необходимо вспомнить злые дела, начиная с семи лет или с момента крещения, если это происходило во взрослом возрасте. Важно указать, что нельзя упоминать о чужих грехах, чтобы оправдать собственные поступки.
    3. Верующий человек должен дать обещание Господу, что будут приложены все старания, чтобы больше не совершать ошибок и творить добро.
    4. В ситуации, если грех спровоцировал ущерб близким людям, тогда перед исповедью важно приложить все возможные усилия, чтобы загладить совершенный поступок.
    5. Не менее важно самому простить существующие обиды людям, в противном случае рассчитывать на снисхождение Господа не стоит.
    6. Рекомендуется выработать для себя привычку ежедневно, например, перед сном, анализировать прошедший день, принося покаяние перед Господом.

    Пост перед исповедью

    Прямых запретов, которые касаются того, можно ли употреблять пищу перед таинством исповеди, нет, но при этом рекомендуется воздержаться от еды в течение 6-8 ч. Если интересует, как поститься перед исповедью и причастием, тогда необходимо придерживаться трехдневного поста, так к разрешенным продуктам относят: овощи и фрукты, каши, рыбу, выпечку, сухофрукты и орехи.

    Молитвы перед исповедью

    Одним из важных этапов подготовки является чтение молитвенных текстов, причем делать это можно как в домашних условиях, так и в церкви. С их помощью человек проводит духовное очищение и готовится к важному событию. Многие православные верующие уверяют, что для того, чтобы подготовиться к исповеди, важно читать молитвы, текст которых понятен и известен, благодаря чему можно избавиться от тревожных мыслей и обрести понимание предстоящего ритуала. Священнослужители уверяют, что просить можно даже за своих близких людей, которым предстоит исповедь и причастие.


    Как записать грехи перед исповедью?

    Многие люди неправильно воспринимают необходимость перечислить собственные грехи, используя даже «списки». В результате исповедь превращается в формальное перечисление собственных ошибок. Священнослужители допускают использование записей, но это должны быть лишь напоминания и только, если человек действительно боится что-то забыть. Выясняя, как подготовиться к исповеди, стоит указать, что важно понимать термин «грех», так это деяние, противоречащие воле Господа.

    Есть несколько советов, как писать грехи перед исповедью, чтобы выполнить все по существующим канонам.

    1. Сначала необходимо вспомнить проступки, которые касаются Господа, например, отсутствие веры, использование в жизни суеверий, обращение к гадалкам и создание себе кумиров.
    2. Правила перед исповедью включают указание грехов, совершенных против себя и других людей. К этой группе можно отнести осуждение окружающих, пренебрежение, вредные привычки, зависть и так далее.
    3. Важно во время разговора со священнослужителями обсуждать только собственные грехи, не придумывая особого церковного языка.
    4. Исповедуясь человек должен говорить о действительно серьезных вещах, а не о пустяках.
    5. Выясняя, как правильно подготовиться к исповеди и причастию, стоит указать, что верующий человек должен стараться поменять свою жизнь до похода на индивидуальную беседу в церковь. Кроме этого, нужно стараться жить в мире с окружающими людьми.

    Можно ли перед исповедью пить воду?

    Существует много запретов, касающихся таких важных и ответственных событий в жизни верующего человека, как исповедь и . Считается, что в качестве подготовки необходимо воздержаться от принятия пищи и жидкости как минимум за 6-8 ч. Важно заметить, что перед исповедью разрешается пить воду только людям, которым необходимо запить лекарства важных для жизни. Если человек перед причастием выпил воду, то следует сказать об этом священнослужителю.

    Можно ли курить перед причастием и исповедью?

    На счет этой темы есть разные мнения, которые выказывают священнослужители.

    1. Одни считают, что если человек курит длительное время, то ему будет трудно бросить вредную привычку, да и встречаются случаи, когда это является опасным. По их мнению, сигаретная зависимость не может быть поводом отказа в исповеди и причастии.
    2. Другие священнослужители, отвечая на вопрос, касающийся того, можно ли курить перед исповедью и причастием, категоричны, утверждая, что если человеку трудно воздержаться от табака перед этим важным событием, тогда сложно говорить о наличии торжества духа над телом.

    Можно ли заниматься сексом перед исповедью?

    Многие верующие люди неправильно воспринимают , считая это чем-то грязным и греховным. На самом же деле секс является неотъемлемой частью супружеских отношений. Многие священники придерживаются мнения, что муж и жена являются свободными личностями, и никто не имеет права входить в их спальню со своими советами. Секс перед исповедью не является строго запрещенным, но при возможности воздержание будет нелишним для поддержания чистоты тела и души.

    Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей.

    Ваше Высокопреосвященство!

    Всечестные отцы, братья и сестры!

    если не будете есть Плоти Сына Человеческого
    и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
    Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
    и Я воскрешу его в последний день
    (Ин. 6, 53-54)

    Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.

    Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона “определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня”.

    Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

    Сегодня мы можем наблюдать, что все большее количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое воскресенье. Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова должна быть норма подготовки к таинству причащения.

    Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трехдневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак. Данная практика, которая стала почти что церковным правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви. При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления.

    С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

    Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются.

    Все это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан. Существующая в Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься. Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом (Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен)?

    Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так - но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…».

    Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.

    Как обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были определены две основные традиции – условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».

    В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.

    Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америке. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.

    Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).

    Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.

    Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия. Благодаря усилиям таких прославленных пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.

    Увы, не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии.

    Хочет ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви. Нам представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление. Но отношение к таинствам, не может быть традицией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует тому, что называется Преданием Церкви.

    Разумеется, речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus patrum, т.е. «согласием отцов». И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.

    Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан) возможно преподание благословления на причащение без дополнительного трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в Церкви постов). Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.

    Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие». Разумеется, что и здесь возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане (согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни Светлой седмицы. Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия.

    В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46).

    И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:

    «Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

    Спасибо за внимание!

    ЯЙЦА С ОБРАЗАМИ

    О новом виде иконоборчества

    Великий пост подходит к концу. Приближается . Православные верующие готовятся по традиции встретить ее .

    Вот скажем один «пасхальный» интернет-магазин предлагает нам «в большом ассортименте разнообразную продукцию к Светлому празднику Пасха». Например, «Наклейки пасхальные “С ликами святых”»

    Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант - сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?

    Как будет "радостно" хозяйке застелить праздничный стол таким произведением прикладного искусства и удобно расставить посуду с яйцами, куличом, колбасой, разложить столовые приборы на лике Богородицы или Спасителя, Распятого за нее в , Претерпевшего страдания, поругания и поносную смерть! Ведь всё это было давно, а в этот день она должна радоваться Воскресению Христа и резать на Его Лике колбасу для разговения после продолжительного поста!..

    Правда, производителю невдомёк, что на Тайной вечери не было пасхальной радости.

    Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).

    По моему глубокому убеждению, почти всякий христианский праздник это «праздник со слезами на глазах», включая Пасху. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) и мы «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20, 7:23). Великим постом Церковь напоминает об этом своим чадам почти каждое воскресенье особыми службами: пассиями (в дополнение к текстам Триоди постной и Октоиха). Этому же посвящено богослужение всей Страстной седмицы.

    И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе; наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор . Даже изображение обычного человека достойно б о льшего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?

    В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей … Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней »

    Из соборного определения следует, что священные изображения должны

    1) размещаться в достойных местах;

    2) изготавливаться из долговременных материалов;

    3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей;

    4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу - Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим;

    5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней;

    6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.

    Религиозные обряды - выражение веры человека в . Так как мы не можем представить себе материального Бога подойти и пообщаться с ним, мы придумываем себе таинства обрядов и ритуалов, которые помогают нам донести до него то или иное обращение. В православной религии таких обрядов много: крещение, исповедь, венчание, молитва, причастие. Рассмотрим последний из них. Что нужно читать перед причастием и исповедью, чтобы обряд состоялся?

    Для чего нужны причастия?

    Причастие - христианский ритуал объединения Бога с прихожанином. Проводится он в церкви всего несколько раз в год. Понятие слова «Причастие» объясняется как «причастность» - принадлежность к чему-нибудь, в данном случае к церкви и высшим силам. Сам же ритуал способствует очищению тела и души.

    За три дня до него необходимо отказаться от:

    1. Алкоголя.
    2. Курения.
    3. Секса.
    4. Посещения увеселительных мероприятий.
    5. Животных продуктов (мяса, рыбы, яиц и молока).

    В день проведения таинства запрещается есть вообще. Накануне ритуала человек, стремящийся к самоочищению и просветлению должен молиться и посещать службы в церкви. Совершать обряд причастия необходимо с чистой совестью и помыслами: померитесь, с кем поссорились, извинитесь перед тем, кого могли обидеть. Ведь держа внутри себя раздражительность, озлобленность или зависть вы настоящего обряда не получите, как бы этого не хотелось.

    Необходимо совершенно точно знать, для чего вы его совершаете : для собственного успокоения или действительного очищения своего духовного мира, приближения его к совершенству, то есть к Богу. Ведь именно для этого мы просим о причастности. Перед причастием необходимо исповедаться.

    Таинство исповеди

    В христианстве и некоторых других религиях исповедь - признание в своих грехах перед лицом Бога в присутствии священника. Она подразумевает полное раскаяние и решение человека больше не грешить. Покаявшись, человек получает прощение грехов от Всевышнего. Все верующие христиане должны время от времени исповедоваться. Как правильно это делать?

    • Необходимо действительно осознать, все то, в чем хотите исповедаться. Перечитайте заповеди и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос учит, что наша жизнь земная будет оцениваться по тому, как мы относили к близким людям.
    • В последнее время верующие стали крайне практичны, они приходят на исповедь со списком своих грехов, как в магазин. Это неправильно. Очищение души должно быть искренним. То, что вас действительно беспокоит, за что хотели попросить прощения, не несите лишнего. Не стоит извиняться за мелкие бытовые промахи, не хватит жизни, чтобы все их перечислить. Прощения заслуживают лишь грехи против ближнего своего.
    • Не стесняйтесь, Святого Отца уже ничем не удивишь. Говорите просто и понятно, как общаетесь со знакомыми. Не пытайтесь скрывать, Бог знает о ваших проступках все и даже больше.
    • Исповедаться - не значит вернуться домой к старой жизни. Если вас простили сегодня, это не дает повода думать, что в другой раз вы придете, и вас простят опять. Исповедаться - значит осознать и измениться.

    После исповеди верующие переходят к причащению.

    Ритуал причащения

    Для причащения в церковь надо приходить утром . Женщинам желательно появляться в длинных юбках, на голове платок, как и обычно. Мужчинам можно с непокрытой головой.

    Первыми к обряду допускают маленьких детей. Несмотря на возраст, им наравне со взрослыми дают выпить немного вина и съесть кусочек специального церковного хлеба - просфоры .

    Для того чтобы вино больше походило на кровь Христа в него добавляют немного теплой воды. После детей к ритуалу допускаются мужчины, а уж потом только женщины. Причащающиеся по очереди подходят к чаше и называют себя. Священник вытирает человеку губы и разрешает поцеловать чашу, выпить глоток вина и съесть хлеба. Так как это «кровь Иисуса Христа» - ни одной капли не должно упасть мимо , для этого священник еще раз протирает губы после.

    При разных обстоятельствах можно провести причащение и дома, если, например, человек сильно болен и не может явиться в церковь сам.

    Что делать после причастия?

    После окончания ритуала причастия нельзя уходить из церкви сразу, необходимо отстоять службу до конца. Какие еще правила необходимо соблюсти?

    • Найдите икону Иисуса Христа и поклонитесь ей в знак благодарности и покаяния.
    • Надо вести себя скромно. Старайтесь больше помогать людям, избегайте шумных компаний и веселого застолья. Не забывайте, только что вы совершили христианский обряд причастности к Богу.
    • После того, как Святой Отец напоил вас кровью Иисуса Христа и угостил церковным хлебом, можно прикладываться к любым иконам и молиться им, просить о помощи, поддержке. Может быть, у вас кто-то болеет из близких людей, просите об их исцелении. Сейчас ваш дух чист и светел, вы скорее будете услышаны.

    Причащаться надо не раз в жизни, а регулярно, как и исповедоваться. Лишь Господь наш - безгрешен, мы же - грешны постоянно. Смывать наши земные проступки надо так же постоянно . Поэтому старайтесь чаще это делать. Будьте счастливее, Бог рядом со счастливым человеком, дарит ему веру и надежду.

    Что можно есть перед причастием?

    Как было сказано выше, перед ритуалом духовного очищения, необходимо очиститься и физически , то есть соблюдать диету. Что же можно есть человеку перед причащением?

    1. Овощи и фрукты.
    2. Травяные чаи и отвары.
    3. Сдобные изделия, в которых не содержится яиц.
    4. Хлеб и крупы.
    5. Каши, сваренные на воде.
    6. Грибы.
    7. Макаронные изделия.
    8. Мед, халва, мармелад.
    9. Орехи, семечки.
    10. Постный шоколад и печенья.

    Сегодня в магазинах большой выбор диетического питания и для строго поста можно выбрать продукты именно с этих полок. Больным же людям, беременным женщинам и маленьким детям разрешается не менять свой рацион питания.

    Данная диета будет полезна не только для тех людей, которые хотят провести ритуал, нам всем иногда не повредит попоститься.

    Что читать перед причастием и исповедью?

    Для того, чтобы подготовиться к исповеди или причастию, верующим необходимо посещать службы, и читать молитвы. Во время молитвы мы можем подумать, осознать себя, переосмыслить все. Тексты могут быть взяты из Святого Канона, но если нет такой возможности, можно читать от себя. Вот примеры некоторых из них:

    • Молитва перед Святым причастием : «Отец Святой наш Господь Иисус Христос, помилуй мя. Приди и вселись в меня, очисти от всякой скверны. Спаси души наши Святой Боже. Очисти грехи наши, прости беззаконие и обман. Владыка, исцели и отгони хворь всякую, исцели немощи и оставь нам долги наши. Господь помилуй (3 раза). Кланяюсь Царю и Богу своему. ».
    • Молитва перед исповедью : «Господь Бог наш услышь молитвы мои, грешника окаянного и сидящих во мне змея и злодея великого. Дай Боже в сердце мое смирение и помыслы очисти, грешную душу спаси от лукавого избави. Исповедь мою чистосердечную прими Владыко. Аминь»

    Молитесь от души и сердца.

    Причастие - то же , которое помогает верующим приблизиться к Богу. Если вы решили, что готовы покаяться и причаститься у Святого Отца, теперь будете знать, как проходит ритуал и что нужно читать перед причастием накануне.

    Видео: читаем молитву перед причастием