Биография корней иванович чуковский. Корней чуковский - биография, информация, личная жизнь Корней чуковский и его семья

2019-03-17

Чуковский – русский писатель и переводчик, который прославился во многих уголках мира.

Это человек с удивительной судьбой и невероятным талантом.

Его детские произведения стали самыми издаваемыми в России.

Краткая биография Корнея Чуковского для детей начальной школы

Корней Чуковский появился на свет в 1882 году в Санкт-Петербурге.

Детство будущего писателя прошло на территории Украины.

В 5 лет Корнея Ивановича отдали в садик Бехтеевой.

Затем было 5 лет школы, но из-за "низкого происхождения" его отчислили.

С 1901 года Чуковский занимается журналистикой, пишет статьи для "Одесских новостей".

Потом, выучив самостоятельно английский язык, Корней Иванович работает корреспондентом в столице Великобритании.

Переводы, литературная критика – то, что сделало писателя знаменитым.

Очень большое место в жизни Чуковского заняла детская литература, хотя для маленьких читателей он начал творить сравнительно поздно.

Корней Иванович переводил произведения известных зарубежных писателей, пересказал "Библию для детей".

Умер К.И. Чуковский в 1969 году от гепатита.

Интересные факты из жизни Корнея Чуковского

Факт 1. К. Чуковский появился на свет вне брака, и в юношеские годы он этого очень стеснялся.

А настоящее имя писателя – Николай Корнейчуков.

Факт 2. В честь Мухи-Цокотухи – героини одного из произведений Чуковского – в 1992 г. было названо уникальный вид мух.

Факт 3. Чуковский – самый издаваемый писатель в Российской Федерации.

Факт 4. Корней Иванович работал каждый день, не делая себе выходных.

И продлилась его карьера литератора 62 года.

Факт 5. У писателя было четверо детей, троих из них он пережил.

Читательские дневники по произведениям Корнея Чуковского

Сочинение «Мой любимый писатель Чуковский Корней Иванович»

Чуковский - мой любимый писатель!

Первое знакомство с творчеством Корнея Ивановича произошло еще в раннем детстве.

Тогда я был в восторге от его "Айболита".

Постепенно начал открывать для себя и другие шедевры писателя-сказочника.

"Муха-Цокотуха", "Мойдодыр", "Телефон" – все эти произведения можно перечитывать до бесконечности, они одновременно смешные и поучительные.

Кроме того, мне очень нравится изучать жизненный путь Чуковского.

Он был разносторонней личностью, старательным и целеустремленным человеком.

Это вызывает искреннее уважение.

Викторина по произведениям Корнея Чуковского

1. Назовите сказки Корнея Чуковского, которые вы читали.

"Мойдодыр", "Айболит", "Телефон", "Муха-Цокотуха", "Федорино горе"

2. Где Мойдодыр советовал купаться?

В ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане.

3. О каком праздничном дне говорится в произведении «Муха-Цокотуха»?

4. На чем передвигались комарики в произведении «Тараканище»?

На воздушном шарике

5. В каком произведении посуда занялась воспитанием своей хозяйки?

"Федорино горе"

6. Кого испугались портные из произведения "Храбрецы"?

7. На ком путешествовали Айболит и его друзья?

Но волке, ките и орле

8. Назовите имя мальчика, который победил Крокодила.

Ваня Васильчиков

Краткая биография Корнея Ивановича Чуковского для детей начальной школы. Интересные факты из жизни писателя. Готовая викторина по произведениям Корнея Чуковского. Пример сочинения "Моя любимый писатель Корней Иванович Чуковский".

Николай Корнейчуков родился 19 (31) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Часто встречающаяся дата его рождения 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль (прибавлено 13 дней, а не 12, как должно для XIX века).

Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным»: его отцом был Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского - полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова из рода закрепощенных украинских казаков.

Родители Чуковского прожили вместе в Петербурге три года, у них была старшая дочь Мария (Маруся). Вскоре после рождения второго ребёнка, Николая, отец оставил свою незаконную семью и женился «на женщине своего круга», и мать переехала в Одессу. Там мальчик был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб», где искренне показал несправедливость и социальное неравноправие общества эпохи заката Российской империи, с которой ему пришлось столкнуться в детстве.

По метрике у Николая и его сестры Марии, как незаконнорождённых, не было отчества; в других документах дореволюционного периода его отчество указывалось по-разному - «Васильевич» (в свидетельстве о браке и крещении сына Николая, впоследствии закрепилось в большинстве поздних биографий как часть «настоящего имени»; дано по крёстному отцу), «Степанович», «Эммануилович», «Мануилович», «Емельянович», сестра Маруся носила отчество «Эммануиловна» или «Мануиловна». С начала литературной деятельности Корнейчуков использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество - «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.

Его дети - Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца - носили (по крайней мере, после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.

Журналистская деятельность до революции

С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.

Затем в 1903 году Чуковский был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой.

Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин», начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания.

В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино, Курортный район Санкт-Петербурга), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) - название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком, громил бульварную литературу (статьи о Лидии Чарской, Анастасии Вербицкой, «Нате Пинкертоне» и др.), остроумно защищал футуристов - как в статьях, так и в публичных лекциях - от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).

В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году вышла книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.

После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников - «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.

Литературоведение

С 1917 года Чуковский засел за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, много раз переиздавалась, а в 1962 году Чуковский был удостоен за неё Ленинской премии. После 1917 года удалось опубликовать значительную часть стихов Некрасова, которые ранее были либо запрещены царской цензурой, либо на которые было наложено «вето» правообладателями. Примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова была введена в оборот именно Корнеем Чуковским. Кроме того, в 1920-е годы им были обнаружены и изданы рукописи прозаических сочинений Некрасова («Жизнь и похождения Тихона Тросникова», «Тонкий человек» и других). По этому поводу в литературных кругах существовала даже легенда: литературовед и ещё один исследователь и биограф Некрасова В. Е. Евгеньев-Максимов, ревностно относившийся к деятельности «конкурента», каждый раз, встречая Чуковского, спрашивал его: «Ну что, Корней Иванович, сколько ещё строк Некрасова вы сегодня написали?».

Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), чему посвящена, в частности, его книга «Люди и книги шестидесятых годов», участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.

Детские стихи

Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».

В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».

В жизни Чуковского было ещё одно увлечение - изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» (1933).

Чуковский в 1930-е

В среде партийных критиков и редакторов возник термин - «чуковщина». В декабре 1929 года в «Литературной газете» публикуется письмо Чуковского с отречением от сказок и обещанием создать сборник «Веселая колхозия». Чуковский тяжело переживал отречение и в итоге не сделал обещанного. 1930-е годы ознаменованы двумя личными трагедиями Чуковского: в 1931 году умерла после тяжёлой болезни его дочь Мурочка, а в 1938 году был расстрелян муж его дочери Лидии физик Матвей Бронштейн (о гибели зятя писатель узнал только после двух лет хлопот в инстанциях).

Другие произведения

В 1930-е годы Чуковский много занимался теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и другие, в том числе в форме «пересказов» для детей).

Начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»). Посмертно опубликованы «Дневники 1901-1969».

Чуковский и Библия для детей

В 1960-е годы К. Чуковский затеял пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. В частности, от Чуковского потребовали, чтобы слова «Бог» и «евреи» не упоминались в книге; силами литераторов для Бога был придуман псевдоним «Волшебник Яхве». Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году в издательстве "Карелия" с иллюстрациями Гюстава Доре. В 2001 году в издательствах «Росмэн» и «Стрекоза» книга стала выходить под названием «Вавилонская башня и другие библейские предания».

Последние годы

В последние годы Чуковский - всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкино, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых летчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

Из воспоминаний Ю. Г. Оксмана:

Похоронен на кладбище в Переделкино.

Семья

  • Жена (с 26 мая 1903 года) - Мария Борисовна Чуковская (урождённая Мария Арон-Беровна Гольдфельд, 1880-1955). Дочь бухгалтера Арона-Бера Рувимовича Гольдфельда и домохозяйки Тубы (Таубы) Ойзеровны Гольдфельд.
    • Сын - поэт, писатель и переводчик Николай Корнеевич Чуковский (1904-1965). Его жена - переводчица Марина Николаевна Чуковская (1905-1993).
    • Дочь - писательница и диссидент Лидия Корнеевна Чуковская (1907-1996). Её первым мужем был литературовед и историк литературы Цезарь Самойлович Вольпе (1904-1941), вторым - физик и популяризатор науки Матвей Петрович Бронштейн (1906-1938).
    • Сын - Борис Корнеевич Чуковский (1910-1941), погиб в Великую Отечественную войну.
    • Дочь - Мария Корнеевна Чуковская (1920-1931), героиня детских стихов и рассказов отца.
      • Внучка - Наталья Николаевна Костюкова (Чуковская), Тата, (род. 1925), микробиолог, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный деятель науки России.
      • Внучка - литературовед, химик Елена Цезаревна Чуковская (род. 1931).
      • Внук - Николай Николаевич Чуковский, Гуля, (род. 1933), инженер-связист.
      • Внук - кинооператор Евгений Борисович Чуковский (1937-1997).
      • Внук - Дмитрий Чуковский (род. 1943), муж известной теннисистки Анны Дмитриевой.
        • Правнучка - Мария Ивановна Шустицкая, (род. 1950), врач-анестезиолог-реаниматолог.
        • Правнук - Борис Иванович Костюков, (1956-2007), историк-архивист.
        • Правнук - Юрий Иванович Костюков, (род.1956), врач.
        • Правнучка - Марина Дмитриевна Чуковская (род.1966),
        • Правнук - Дмитрий Чуковский (род. 1968), главный продюсер дирекции спортивных каналов «НТВ-Плюс».
        • Правнук - Андрей Евгеньевич Чуковский, (род. 1960), химик.
        • Правнук - Николай Евгеньевич Чуковский, (род. 1962).
  • Племянник - математик Владимир Абрамович Рохлин (1919-1984).

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде

  • август 1905 - 1906: Академический переулок, 5;
  • 1906 - осень 1917: доходный дом - Коломенская улица, 11;
  • осень 1917 - 1919: доходный дом И. Е. Кузнецова - Загородный проспект, 27;
  • 1919-1938: доходный дом - Манежный переулок, 6.
  • 1912: на имя К. И. приобретена дача (не сохранилась) в п. Куоккала (п. Репино) наискосок от «Пенатов» И. Е. Репина, где Чуковские жили и зимой. Вот как описывают современники местоположение этой дачи:

Награды

Чуковский был награждён орденом Ленина (1957), тремя орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями. В 1962 году ему была присвоена в СССР Ленинская премия, а в Великобритании удостоен степени Доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета.

Список произведений

Сказки

  • Собачье царство (1912)
  • Крокодил (1916)
  • Тараканище (1921)
  • Мойдодыр (1923)
  • Чудо-дерево (1924)
  • Муха-Цокотуха (1924)
  • Бармалей (1925)
  • Путаница (1926)
  • Федорино горе (1926)
  • Телефон (1926)
  • Краденое солнце (1927)
  • Айболит (1929)
  • Английские народные песенки
  • Топтыгин и Лиса (1934)
  • Одолеем Бармалея! (1942)
  • Приключения Бибигона (1945-1946)
  • Топтыгин и Луна
  • Цыплёнок
  • Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»
  • Приключения белой мышки

Стихи для детей

  • Обжора
  • Слониха читает
  • Закаляка
  • Поросёнок
  • Ёжики смеются
  • Бутерброд
  • Федотка
  • Черепаха
  • Свинки
  • Огород
  • Песня о бедных сапожках
  • Верблюдица
  • Головастики
  • Бебека
  • Радость
  • Пра-пра-правнукам
  • Муха в бане
  • Курица

Повести

  • Солнечная
  • Серебряный герб

Работы о переводе

  • Принципы художественного перевода (1919, 1920)
  • Искусство перевода (1930, 1936)
  • Высокое искусство (1941, 1964, 1966)

Дошкольное воспитание

  • От двух до пяти

Воспоминания

  • Чукоккала
  • Современники
  • Воспоминания о Репине
  • Юрий Тынянов
  • Борис Житков
  • Ираклий Андроников

Статьи

  • История моего «Айболита»
  • Как была написана «Муха-Цокотуха»
  • Признания старого сказочника
  • Страничка Чукоккалы
  • О Шерлоке Холмсе
  • Вербицкая (она же позднее - Нате Пинкертон)
  • Лидия Чарская

Издания сочинений

  • Чуковский К. И. Собрание сочинений в шести томах. - М.: Художественная литература, 1965-1969.
  • Чуковский К. И. Сочинения в двух томах. - М.: Правда - Огонёк, 1990. / составление и общая редакция Е. Ц. Чуковской
  • Чуковский К. И. Собрание сочинений в 5 томах. - М.: Терра - Книжный Клуб, 2008.
  • Чуковский К. И. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. - 2-е изд. испр. - М.: Русский путь, 2006. - 584 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-85887-280-1.

Экранизации произведений

  • 1927 «Тараканище»
  • 1938 «Доктор Айболит» (реж. Владимир Немоляев)
  • 1939 «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)
  • 1939 «Лимпопо» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
  • 1941 «Бармалей» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
  • 1944 «Телефон_(мультфильм)» (реж. Михаил Цехановский)
  • 1954 «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)
  • 1960 «Муха-цокотуха»
  • 1963 «Тараканище»
  • 1966 «Айболит-66» (реж. Ролан Быков)
  • 1973 «Айболит и Бармалей» (реж. Наталия Червинская)
  • 1974 «Федорино горе»
  • 1982 «Путаница»
  • 1984 «Ваня и крокодил»
  • 1985 «Доктор Айболит» (реж. Давид Черкасский)

Избранные цитаты

О К.И.Чуковском

  • Чуковская Л.К. Памяти детства: Мой отец - Корней Чуковский. - М.: Время, 2012. - 256 с., ил. - 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0723-6

Русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков. Произведения для детей в стихах и прозе ("Мойдодыр", "Тараканище", "Айболит" и др.) построены в виде комической остросюжетной "игры" с назидательной целью. Книги: "Мастерство Некрасова" (1952, Ленинская премия, 1962), о А. П. Чехове, У. Уитмене, Искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи ("От двух до пяти", 1928). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники.

Биография

Родился 19 марта (31 н.с.) в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, он остался с матерью. Жили на юге, в бедности. Учился в одесской гимназии, из пятого класса которой был исключен, когда по специальному указу учебные заведения "освобождали" от детей "низкого" происхождения.

С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, изучил самостоятельно английский и французский языки. В 1901 начал печататься в газете "Одесские новости", в качестве корреспондента которой был в 1903 направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. После возвращения поселился в Петербурге, занялся литературной критикой, сотрудничал в журнале "Весы".

В 1905 Чуковский организовал еженедельный сатирический журнал "Сигнал" (финансировал его певец большого театра Л. Собинов), где помещались карикатуры и стихи антиправительственного содержания. Журнал подвергся репрессиям за "поношение существующего порядка", издатель был приговорен к шести месяцам заключения.

После революции 1905 — 1907 критические очерки Чуковского появились в различных изданиях, позднее были собраны в книгах "От Чехова до наших дней" (1908), "Критические рассказы" (1911), "Лица и маски" (1914) и др.

В 1912 Чуковский поселился в финском местечке Куоккола, где подружился с И. Репиным, Короленко, Андреевым, А. Толстым, В. Маяковским и др.

Позднее он напишет мемуарно-художественные книги об этих людях. Многогранность интересов Чуковского выразилась в его литературной деятельности: издал переводы из У. Уитмена, изучал литературу для детей, детское словесное творчество, работал над наследием Н. Некрасова, своего любимого поэта. Выпустил книгу "Некрасов как художник" (1922), сборник статей "Некрасов" (1926), книгу "Мастерство Некрасова" (1952).

В 1916 по приглашению Горького Чуковский стал руководить детским отделом издательства "Парус" и начинает писать для детей: стихотворные сказки "Крокодил" (1916), "Мойдодыр" (1923), "Муха-цокотуха" (1924), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929) и др.

Чуковскому принадлежит целая серия книг о мастерстве перевода: "Принципы художественного перевода" (1919), "Искусство перевода" (1930, 1936), "Высокое искусство" (1941, 1968). В 1967 вышла книга "О Чехове".

В последние годы жизни он выступал со статьями-эссе о Зощенко, Житкове, Ахматовой, Пастернаке и многих других.

В возрасте 87 лет К. Чуковский умер 28 октября 1968. Похоронен в Переделкино под Москвой, где он жил долгие годы.

Корней Иванович не отказал и вскоре прибыл ко мне в гости в старомодном башлыке времен первой мировой войны, в овчинной, чуть ли не ямщицкой шубе и валенках. В руках у него была картонная коробка, внутри которой оказалась английская игрушка внуков – небольшой локомотив на батарейках, добросовестно выпускающий черный дым из трубы. Чуковский удалился с Петей в отдельную комнату, а примерно через час появился и ласково спросил:

– Петя, расскажи папе, почему ты так долго не разговаривал?

Петя потупился и выдавил, к моему ошеломлению:

– А потому что я стеснялся…

После смерти Корнея Ивановича, перелистывая двухтомник его дневников, я неожиданно нашел вот это:

«Я лежал больной в Переделкине и очень тосковал, не видя ни одного ребенка. И вдруг пришел милый Евтушенко и привез ко мне в колясочке своего Петю. И когда он ушел, я состряпал такие стихи:

Бывают на свете

Хорошие дети,

Лучшие дня

Но вряд ли найдутся на нашей планете

Такие, кто был бы прелестнее Пети,

Смешного, глазастого, милого Пети.

Я, жалкий обломок минувших столетий,

Изведавший смерти жестокие сети,

Уже в леденящей барахтался Лете,

Когда сумасшедший и радостный ветер

Ворвался в мой дом и поведал о Пете,

Который, прибыв в золоченой карете,

Мне вдруг возвестил, что на свете есть дети,

Бессмертно веселые, светлые дети.

И вот я напряг стариковские силы

И вырвался прочь из постылой могилы… ».

Что же осталось там, за этими таинственными скобками, а?

Чуковский ценил детскую, вроде бы наивную непосредственность выше кажущейся опытности и делил мир, как это делают дети, на плохих и хороших дядь и теть, а ведь так оно и есть. У каждого из нас существует нравственная или безнравственная доминанта. Полного равновесия зла и добра даже в самом запутанном человеке не бывает – что-то неумолимо перевешивает. Опираясь на детскую инстинктивную мудрость, Чуковский исподволь объяснял смысл существования как борьбу не на жизнь, а на смерть айболитов с бармалеями и вань васильчиковых с крокодилами, даже если последние каются и прикидываются, что погуманели, похристианели. Дерзкая мысль изящно упакована в будто бы невинных стихах «Ежики смеются»: бармалеистость и крокодилистость, конечно, страшны, но козявочность страшнее, ибо многочисленней. Не случайно его «Крокодил», напечатанный в 1917 году в журнальчике «Для детей», при новой власти вызвал козявочные нападки Крупской, обвинившей Чуковского в «антисоветских тенденциях».

Корней Иванович еле отбился, и еще тогда, в 1928 году, за отца вступилась его дочь Лидия Чуковская – это было крещением будущей знаменитой диссидентки. Впрочем, и сам он не побоялся первым поздравить Бориса Пастернака с Нобелевской премией и дать кров преследуемому Александру Солженицыну.

Недавно Александр Кушнер продемонстрировал в стихотворении «Современники» совпадения интонационно-ритмических ходов в «Крокодиле» Корнея Чуковского и «Двенадцати» Александра Блока. Я был ошеломлен их очевидностью. Посудите сами.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Чуковский:

Через болота и пески

Идут звериные полки…

А Катька где? – Мертва, мертва!

Простреленная голова!

Чуковский:

Но где же Ляля? Ляли нет!

От девочки пропал и след.

Что касается хронологического приоритета, то он, несомненно, у Чуковского. Плагиат? Конечно нет! Система сообщающихся сосудов. Она существует и в поэзии, подтверждая в данном случае недюжинность поэтического дарования Чуковского, ибо он подарил даже Блоку грацию свободного переливания одного ритма в другой. Однажды я ахнул, сообразив, что нечаянно смойдодырил у Чуковского его фирменный ритм: «Бамм-Бамм!» – // по хозяевам, / рабам, // и всем новым годуновым, // всем убийцам – / по зубам!» («Под кожей статуи Свободы»). Кто следующий?

Корней Чуковский – уникальная фигура в нашей литературе, ибо нелегко вообразить другого писателя, кроме Пушкина, которого в России читали бы буквально все. Написанные в лучших традициях многозвучного, игриво-рифменного фольклора, его стихи запоминаются так легко, как будто родились не сейчас, а вместе с русским языком. Я сказал бы, что никто так не рассвободил русский стих, то растягивая его, то укорачивая, то превращая в чечеточную считалку, то наслаждаясь самой гимнастикой языка, как два всероссийских дедушки – Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Без всякой дидактической псевдопедагогики, которую так презирал Чуковский, во всем, что он писал и переводил, есть педагогика тайная, одетая в веселые цветистые одежды сказок и притч. Это занимательное преподавание антизла, антиравнодушия, антилени, антинеумывания.

На его стихах выросли все мы – и плохие, и хорошие: три последних президента, чекисты и диссиденты, космонавты и таксисты, олигархи и братки, всемирно признанные ученые и спивающиеся от непризнания рабочие-самородки, замечательные поэты и попсовые дивы, генералы и бомжи, великие музыканты и диджеи, врачи-спасатели и киллеры, самоотверженные учителя и их ученики, торгующие наркотиками в школьных уборных. А уж что из нас получилось, не от одного Корнея Ивановича зависело. Он был сеятель совести. Но некоторые души подобны каменистой почве, отторгающей семена добра.

Любопытно, что старые стихи Чуковского вдруг начинали остро современно звучать в страшноватые моменты нашей истории, как, например, сказка «Тараканище», написанная в 1922 году, когда имя Сталина еще не было на устах у всех. Евгения Гинзбург в книге «Крутой маршрут» вспоминает, как она читала вслух эту сказку своей приемной дочке в бараке для ссыльных в начале 1953 года, когда многие с надеждой ждали смерти Сталина: «Всех нас поразил второй смысл стиха: «Покорилися звери усатому. (Чтоб ему провалиться, проклятому!)». А Лев Копелев свидетельствовал: «В Марфинской спецтюрьме мой приятель Гумер Измайлов доказывал, что Чуковского травили и едва не посадили за сказку «Тараканище», потому что это сатира на Сталина – он тоже рыж и усат».

В последние годы Чуковского ждало мировое признание. Редкий случай, когда Оксфордскую мантию получил самоучка без какого-либо внятного образования, удостоивший своими посещениями лишь одесскую гимназию, откуда к тому же был исключен.

Он предусмотрительно сменил простонародную фамилию Корнейчуков на псевдоним Корней Чуковский, в котором был ненавязчивый призвук польского аристократизма. У него уже тогда была охотничья стойка доберман-пинчера, стоило ему заслышать какую-нибудь вкусно пахнущую строчку. Всем бросался в глаза длинный трепетный нос, с наслаждением шевелящий ноздрями, когда ему что-то нравилось. Правда, тот же самый нос умел и настолько брезгливо сморщиться, когда что-то ему было не по нюху, что скрыть это было невозможно, да он и не старался. Его язвительности побаивались и считали, что лучше с ним не связываться. Это неоценимое качество у него сохранилось до конца жизни, хотя он для самозащиты прикидывался этаким добреньким дедушкой Айболитом.

Юношей он заполучил командировку от «Одесских новостей» в Лондон, дневал и ночевал в библиотеках, изучая английскую литературу, и писал о ней для русской печати. Вернувшись в Россию, попытался издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал», угодил в тюрьму за «оскорбление царствующего дома», но и там обложился книжками, стал переводить Уолта Уитмена. От издания к изданию он улучшал эти переводы, и они остаются до сих пор лучшими.

В годы сталинского террора маленькие читатели, всегда окружавшие Чуковского, заслонили его от чекистских глаз, глядевших из хищно мечущихся по Москве «воронков». Энергии ему хватало и на подготовку изданий Некрасова, и на высококлассные переводы, и на пересказы для детей мировой классики, и на литературную критику, и на воспоминания о современниках, и на борьбу за живую речь, и на устройство библиотеки для детей в Переделкине, и на моего сына Петю... И самого меня он поддержал за стихи «Танки идут по Праге…» и за идею этой антологии.

Он был великий книжный коробейник, который таскал на хребте похожий на Ноев ковчег короб со своими и переведенными им книжками, а из короба торчала мохнатая грудь самого Ноя, в чьей мокрой шерсти запутались трепыхающиеся рыбешки, – Корней Чуковский пересказал для советский детей Библию, но так и не дожался выхода этой своей книги. А еще из перенаселенного короба высовывались, как золотой перескип, и любопытная изумрудноглазая голова Мухи-Цокотухи, и всегда готовая к бою шпага Бибигона, и седая Ниагара бороды Уолта Уитмена, и лукавая рожица Гекльберри Финна. Чуковский не только был создан литературой, но и сам создавал ее. Он был вочеловеченным фейерверком жизнелюбия и книголюбия.

Молодость его прошла в Серебряном веке, казавшемся многим началом Ренессанса века Золотого. Но Ренессанс так и не наступил. «Канцелярит», столь нелюбимый Корнеем Ивановичем, внедрился не только в язык, но и в человеческие отношения.

Последние годы Чуковского знамениты отнюдь не великими книгами, а диссидентскими процессами и постоянными скандалами с «отказниками».

Он был человек Ренессанса во времена Деграданса.

(настоящее имя - Николай Васильевич Корнейчуков)

(1882-1969) советский критик, литературовед, детский поэт, переводчик

Корнея Ивановича Чуковского все знают как доброго веселого сказочника. Его замечательные сказки «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр» и другие с удовольствием читают и взрослые, и дети. Но Чуковский был также известным литературоведом и критиком, писал статьи и рецензии, занимался творчеством Н. Некрасова, переводил сказки Редьярда Киплинга , «Приключения Тома Сойера» Марка Твена , других авторов, писал мемуары о том, чему был свидетелем.

Николай Васильевич Корнейчуков родился в Петербурге, но детство провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он учился в одном классе с будущим моряком и писателем Борисом Житковым. Мальчики подружились, и Корней Чуковский часто приходил домой к своему другу, родители которого собрали прекрасную библиотеку. О своих детских впечатлениях Чуковский позже рассказал в повести «Серебряный герб».

Однако гимназию ему закончить не удалось, потому что он был исключен по причине «низкого» происхождения: мать, происходившая из крестьян, была прачкой и едва сводила концы с концами, а отец с семьей не жил. Пришлось самостоятельно проходить гимназический курс и изучать английский язык. Потом юноша сдал экзамен и получил аттестат зрелости.

Он рано начал писать стихи и поэмы, а в 1901 году в газете «Одесские новости» появилась первая статья, подписанная псевдонимом Корней Чуковский. В этой газете он напечатал много статей на самые разные темы - о выставках картин, о философии, искусстве, писал рецензии на новые книги, фельетоны. Тогда же Чуковский начал писать дневник, который затем вел всю жизнь.

Мечта стать писателем привела его в Петербург. Он предложил свои произведения нескольким столичным журналам, но получил отказ. Несмотря на это, 1903 год был для начинающего писателя полон событий: он познакомился со многими известными литераторами, осваивался с петербургской жизнью и посылал свои материалы в «Одесские новости», от которых в том же году поехал в Лондон.

Он и здесь не терял времени даром: много занимался, совершенствовал свой английский язык, познакомился с известными английскими писателями Гербертом Уэллсом и А. Конан Дойлом, автором «Записок о Шерлоке Холмсе».

Круг литературных интересов Корнея Чуковского продолжает расширяться. Теперь, кроме рецензий и переводов, он начинает писать стихи и даже роман в стихах. В сентябре 1904 года он вернулся на родину и стал выступать как литературный критик в петербургских журналах и газетах. С 1906 года Чуковский стал постоянным сотрудником журнала Валерия Брюсова «Весы». К этому времени он уже был знаком со многими видными деятелями русской культуры, подружился с известным художником Ильей Репиным , писателями Александром Куприным , Леонидом Андреевым , поэтом Александром Блоком и другими. Очерки о современных писателях составили книги «От Чехова до наших дней» (1908) и «Лица и маски» (1914).

Тогда же Корней Иванович Чуковский начал записывать свои наблюдения за детьми, что и как они говорят. Он вел записи до конца жизни и составил из них книгу «От двух до пяти» со своими комментариями, в которых проявил себя не только как талантливый писатель, но и как замечательный педагог и ученый.

Первое издание этой книги вышло в 1928 году под названием «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы». Название «От двух до пяти» появилось только в дополнительном 3-м издании в 1933 году. Всего эта книга переиздавалась 21 раз, причем писатель каждый раз дополнял ее новыми примерами, которые к этому времени успевал записать.

Писать для детей Корней Чуковский начал, казалось бы, случайно. Однажды ему как редактору надо было составить альманах «Жар-птица», и он написал для него свои первые детские сказки «Цыпленок», «Доктор» и «Собачье царство».

Так неожиданно профессиональный критик, исследователь творчества Некрасова, переводчик стал детским писателем. Первым его знаменитым детским произведением стала стихотворная сказка «Крокодил». Позднее Корней Иванович вспоминал о том, как она появилась. Вместе с Максимом Горьким они задумали выпускать сборники детских произведений, и Горький предложил ему написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский никогда раньше не писал стихи для детей и подумал, что не справится с таким сложным поручением. «Но случилось так, - пишет он, - что я поехал в Гельсингфорс за своим маленьким сыном, который там заболел... Я вез его обратно в вагоне и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колес рассказывать какую-то сказку, которую я уже давно хотел написать, но никогда у меня ничего не выходило».

Мальчик успокоился и внимательно дослушал сказку. Когда через несколько дней сын поправился, Корней Чуковский уже и забыл, о чем ему рассказывал, но оказалось, что мальчик хорошо запомнил сказку и пересказал ее отцу. Так сказка в стихах «Крокодил» и появилась на свет. Это произошло в 1915 году. С тех пор произведения Чуковского стали любимым чтением для детей.

Его стихи наполнены яркими необычными образами и словосочетаниями. Достаточно вспомнить «Мойдодыра», где всех нерях воспитывает «умывальников Начальник и мочалок Командир», или «Муху-Цокотуху - позолоченное брюхо» и др. Благодаря точным, четким рифмам стихи легко читаются и запоминаются.

Многие свои сказки в стихах Корней Иванович Чуковский создал в 20-е годы. В 1923 году он написал «Мойдодыра» и «Тараканище», на следующий год - «Муху-Цокотуху» и «Чудо-дерево», в 1926 году -«Федорино горе» и «Телефон», в 1929 году - «Айболита».

Замечательную сказку «Чудо-дерево» Чуковский посвятил своей маленькой дочери Муре, которая рано умерла от туберкулеза.

Он писал собственные сказки для детей и пересказывал для них лучшие произведения мировой литературы - романы Даниеля Дефо , Р. Распэ, Р. Киплинга, У. Уитмена, библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Корнея Ивановича Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени Ю. Анненков и М. Добужинский, и это добавляло популярности изданиям.

Писатель общался с детьми не только посредством сказок. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, он построил загородный дом, где поселился вместе с семьей. Каждое лето писатель проводил для своих детей и внуков, а также для всех окрестных ребят, которых набиралось до полутора тысяч, веселые праздники «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!»

Он не оставлял и литературоведческую работу: в 1952 году выпустил капитальный труд «Мастерство Некрасова», который позже был удостоен Ленинской премии; его перу принадлежат книги воспоминаний о великих современниках и серьезные научные исследования по проблемам художественного перевода. А в 1962 году Корней Иванович Чуковский стал почетным доктором литературы Оксфордского университета в Великобритании.

В 1969 году, который стал последним годом жизни писателя, он продолжал сочинять новые веселые стихи-загадки для малышей. В том же году в цикле статей «Признания старого сказочника» писатель вспомнил и проанализировал историю создания своих детских сказок. Вскоре после этого Корней Чуковского не стало.