Береги честь смолоду капитанская дочка. Сочинение на тему «береги честь смолоду. Несколько интересных сочинений


Тема чести и нравственности являлась одной из ведущих и наиболее важных во все времена, но нельзя отрицать и то, что сейчас она утратила свою значимость, а мы в свою очередь забыли и понятие чести. Прежде всего это одно из главных достоинств человека, сила души и чистота помыслов. Верность родине, любовь к семейным традициям и трепетность к нравственным законам - вот что должен воспитывать в себе каждый человек с самого детства, и именно такие люди будут в любое время достойны уважения. Но в 21-м веке не каждый может похвастаться этим качеством, и встретить человека чести сейчас – большая редкость, а значит, возрастает его ценность.

«Береги платье снову, а честь смолоду» - именно эту пословицу А.

С. Пушкин выбрал в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке». Честь, как и платье, мы можем запятнать, вовремя о нём не позаботившись, и, возможно, некоторые пятна мы и будем в состоянии смыть, но некоторые оставляют после себя след, а со временем их станет только больше. Оставляя отпечаток на своей чести, мы ставим под сомнение нравственное воспитание своего окружения, а прежде всего своих родителей, а значит, пренебрегаем традициями, статусом и добропорядочностью своей семьи.

Персонажем, в котором Александр Сергеевич воплощает свое представление о чести, является Пётр Гринёв. Начиная с первой главы, Пётр показывает, что он человек слово, и, проиграв немалую сумму денег, он вопреки возмущениям Савельича, отдает свой долг. В этой же ситуации он демонстрирует и свою самокритичность, говоря: «День я кончил так же беспутно, как и начал». Гринёв умеет осознавать свои ошибки и принимать свою не правоту, в нём нет ни капли самодовольство, в душе он искренне раскаивается перед Савельичем за то, что был с ним груб. Затем все то же благородство подтверждает эпизод когда он дарит бродяге, спасшему его от бурана, заячью шубу. Как оказывается позже, этот незнакомец есть немало известный Емельян Пугачёв, поднявший восстание. Но герой, сделавший своим жизненным кредо слова отца: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду», даже под страхом смертной казни отказывается служить неприятелю. Он ведёт себя достойно, искренне и храбро, что и вызвало у Пугачева уважение к этому пареньку. Говоря о благородном Гринёве, не стоит забывать, что и Пугачёв не был лишен чести, несмотря на все его деяния. А доказывает это то, что он освободил Машу Миронова из плена Швабрина. И сделал он это не только из-за симпатии к Гриневу, но и потому, что считает непозволительным обижать девушку. При всех недостатках Пугачёв ведёт себя очень достойно, вплоть до самой смертной казни. Её не избежал бы и Петруша, если бы не Маша. Она оказалась очень сильной и целеустремлённой личностью, сломить которую было невозможно, но в тоже время она была проста и искренна, что помогло ей произвести нужное впечатление на Екатерину Вторую. И в результате мы видим воссоединение пары и счастливый конец, и таков он только благодаря силе, чести и самоотверженности героев.

Таким образом, тема чести касается всех героев повести, и каждого она раскрывает по-своему. На примере Петра Гринёва мы видим, насколько важно это качество и как оно помогает в жизни. Человек чести с достоинством выходит из любой, даже порой безвыходной, ситуации, заставляя окружающих смотреть на него с уважением.

Обновлено: 2018-03-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего..." Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во время пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того. Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему донять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев — смело ответил атаману: "Затейлива... Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину". Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.

Итак, пословица "береги честь смолоду" имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» — тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению — русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», — уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг — для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести — воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека Очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

Человек должен понимать, что данная ему честь должна беречься и ни в коем случае не обрастать пробоинами и для этого необходимо прикладывать много труда и работать над собой. Конечно все это предельно очевидно и понятие беречь свою честь смолоду подразумевает постоянное самосовершенствование и умение поддержать свою честь в обществе и всячески блюсти ее, что соответственно говорит о том, что человек должен оч6ень упорно противостоять всем тем людям, которые хотят совершить нападку на вашу честь.

Это касается не только мужчин, но и женщин, для которых понятие чести подразумевает под собой в первую очередь соответствующий образ жизни ведущийся ей и конечно же слежение за тем как и что она делает в первую очередь в плане скромности, честности и в плане нравственности, что само собой полностью в сумме подчеркивает все те особенности женской чести в глазах других людей и мужская в этом плане кардинально разнится несмотря на противные вопли она заключается в первую очередь в его умении жить по чести и поступать так, чтобы его поступки не шли вразрез с его честью и никак не запятнали хранимую им честь в глазах других людей.

Стоит осознать, что раньше честь была не пустым словом и поэтому если смолоду ее не беречь, то можно покрыться такой коркой бесчестия и позора, что потом придется очень долго желать вернуться назад и исправить свои бесчестные дела прошедшего времени и это все в итоге очень серьезно ляжет на плечи человека совершавшего дела расхожие с понятием чести. Поэтому с детства необходимо воспитывать в своих детях понятие беречь честь смолоду и тогда они вырастут хорошими людьми.

Мы живем в непростое время, когда экономический кризис способствовал расцвету бездуховности, беспринципности, вседозволенности. Люди стали злыми и замкнутыми в себе. Многие думают лишь о том, как добыть побольше денег, чтобы прокормить семью. Я считаю, что понятие "честь" сегодня многим не знакомо. А многие из тех, кто знаком с ним, полагают, что это всего лишь пережиток прошлого. Но не все так плохо. Если бы Петр Гринев, герой повести "Капитанская дочка" Пушкина, родился в наше время, он не был бы одинок. Существуют люди, для которых понятие честь не пустое слово, которые стараются жить по совести, несмотря ни на что.

С самого детства человеку прививаются различные ценности. Понятие "честь" тоже закладывается в детстве. Возьмем, к примеру, того же Петра Гринева. На мой взгляд, он просто не мог стать бесчестным. Ведь с детства его окружали люди, живущие по совести, ставящие честь превыше всего. Отец, отправляя Петра на службу, наказал ему верно служить тому, кому он присягнул. Он сказал, что нужно подчиняться начальникам, но никогда не гнаться за их расположением. А в конце добавил, чтобы Петруша помнил пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.

Наш герой старался следовать наказам отца. По пути на службу он по наивности проиграл крупную сумму едва знакомому человеку. Савельич уговаривал Петра Гринева броситься ему в ноги, но он не согласился, посчитав, что если проиграл, то обязательно следует отдать долг.

Главный герой не запятнал свою честь даже тогда, когда рисковал поплатиться головой за свое поведение. Вспомним, к примеру, отрывок "Капитанской дочки", посвященный дуэли. Главный герой не мог отказаться от нее, так как Швабрин опорочил Машу Миронову. Для него было делом чести защитить девушку от сплетен этого разгневанного поклонника, который был отвергнут ею. В повести Пушкина Швабрин является полной противоположностью Гриневу. Для него не существует понятия "честь". Он наносит бесчестный удар на дуэли, воспользовавшись тем, что ситуация оказалась двусмысленной. Он с легкостью присягает другому государю, тогда как Гринев и в этой ситуации ведет себя благородно. А ведь нужно заметить, что Швабрин, в отличие от Петра, - образованный человек. Он не является "недорослем", как молодой Гринев. Пушкин хочет показать этим, что образованность и благородство отнюдь не одно и то же.

Еще один эпизод, который можно привести в качестве примера, - появление Пугачева в Белогорской крепости. Капитан Миронов со своей супругой были людьми малообразованными, но знакомыми с понятием "честь". Они погибли, не захотев принять позорное помилование. Петр Гринев готов был разделить их участь, однако случай спас этого героя от смерти. А все потому, что Петр в свое время поступил благородно, одарив "вожатого", который во время пурги помог им выбраться. Как потом оказалось, этим "вожатым" был Емельян Пугачев. И теперь он вспомнил Петра и предложил ему служить у него. Гринев хорошо понимал, что в случае отказа может навлечь на себя гнев этого человека. Однако он все-таки отказался от заманчивого предложения. Сделал это Петр снова из чувства благородства: он служит императрице, он ей присягнул и не может теперь отречься от нее. Пугачев выслушал его доводы и не разгневался, а, напротив, проникся симпатией к Гриневу. Он даже помог ему освободить его возлюбленную. Конечно, это не из-за подаренного Петром заячьего тулупчика. Емельян Пугачев смог оценить высокую нравственность и благородство Гринева, и эти качества молодого человека поразили его.

Гринев сохранил свою честь и в эпизоде ареста. Он не захотел впутывать Машу Миронову в грязную историю и не назвал на суде ее имени. Возлюбленная Петра не отчаялась и отправилась в Петербург просить заступничества императрицы. И ей удалось добиться своего. История с восстанием закончилась для влюбленных хорошо, ведь они заслужили свое счастье. На мой взгляд, Пушкин придумал столь оптимистичный финал "Капитанской дочки" для того, чтобы подчеркнуть - благородство чаще всего вознаграждается. А возможно, Александр Сергеевич просто очень хотел, чтобы в действительности это было так.

Петр Гринев до конца своих дней оставался человеком чести. Впоследствии он стал мемуаристом и правдиво рассказал о своих встречах с Пугачевым, о своем отношении к народному бунтарю. Гринев передал всю правду о Пугачеве, несмотря на то, что его мнение противоречило официальному мнению о предводителе восстания.