Арест пропагандиста репин описание. Описание картины Репина «Арест пропагандиста. Плетение из бисера

Описание картины Репина «Арест пропагандиста»

Если верить историческим данным, то это произведение Репин рисовал около 9 лет, и спустя три года после завершения, внес все равно изменения.
Репин считался первым художником, кто в своих произведениях сумел затронуть тему народовольчества.
По мнению историков, при написании этой картины у художника возникали проблемы с образом революционера, но все-таки ему удалось изобразить пропагандиста с типичными для него чертами, такими как, борца за социалистическую идею.

Основное место картине занимает главный герой.
Глядя на картину нам кажется, что революционер-пропагандист был схвачен несколько минут назад.
Волосы пропагандиста разлохмачены, рубашка не застегнута на груди и во взгляде его читается гнев и ненависть.
Ему скрутили руки и крепко держат на столько, что он не может высвободиться.

Остальные фигуры, изображенные на полотне, как бы позволяют нам сформировать сюжет картины в целом.
Изображенные канцеляр, сыщик, несколько мужчин и пристав равнодушно наблюдают за происходящим.
Никто кроме девушки, которая стоит в дверях, не сочувствуют арестанту.

Художник ярко попытался передать нам внутренний мир бунтаря, через его внешность.
Кричащая, алого цвета рубашка, рыжего цвета волосы, тем самым показывая способность этого человека совершать подвиги.
Но не смотря на все, человек выглядит одиноким и непонятым.
Его идеи не признали и что еще хуже отвергли.
Многие в то время отвергали народничество, и нередки случаи были доносов на народников.

На меня это произведение произвело неизгладимое впечатление.
Столько силы и упорства я не видела в картинах не разу.
На столько реалистично удалось художнику передать исторический факт, что мне кажется я оказалась на минутку в том времени в том помещении в виде той, сочувствующей девочки.

1880-1889 годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Дерево, масло 34,8 x 54,6.

Замысел картины Арест пропагандиста появился у Репина под впечатлением от суда над участниками "хождения в народ" получившего название "Процесс 193-х". Этот крупнейший политический процесс проходил в Петербурге в 1878 году.

Илья Ефимович Репин в течение нескольких лет работал над вариантом картины 1880 года. Художник вносил в свое произведение частичные изменения, добиваясь максимальной правдивости и убедительности образов произведения Арест пропагандиста .

Главный герой картины выделяется Репиным с помощью живописно-пластических средств и композиционного построения. Ярко-красная рубаха, рыжие волосы революционера в совокупности с теплыми цветами правой части полотна контрастируют с льющимся из окна холодным светом и окружающим темным фоном. Центральное положение фигуры пропагандиста позволяет Репину дать простор его презрительно суровому взгляду, устремленному на человека у стены. Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю.

Арест пропагандиста - это одно из произведений принадлежащих к так называемой "народовольческой серии" Репина (На сайте вы можете познакомиться также с другими картинами этого цикла.

Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни - в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана... »

О графических рисунках Репина

За свою долгую деятельность Репин рисовал неустанно. Карандаш - неразлучный его спутник и товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется всяким случаем, чтобы рисовать: сидит ли он на каком-нибудь заседании, беседует ли с приятелем или знакомым на улице - всюду он зарисовывает в альбом или на лист бумаги. Работая над картиной или портретом, он опять попутно рисует; ищет на бумаге карандашом наиболее совершенного выражения своей идеи... »

Воспоминания современников Репина

Илью Ефимовича Репина я узнала, когда была еще ребенком, вероятно, лет семи, в то время, как он писал портрет моей матери, Поликсены Степановны Стасовой. Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном. Направо от него, под углом, висел портрет дяди - Владимира Васильевича Стасова, писанный И. Е. Репиным в 1883 году, в течение трех дней в Дрездене. Кроме этих работ Репина, у моих родителей был еще один из первоначальных набросков к «Бурлакам»...

И. Е. РЕПИН (1844-1930)
Арест пропагандиста. 1880-1892 Дерево, масло. 34,8x54,6
Государственная Третьяковская галерея

В 1880 году Репин начал писать "Арест пропагандиста"
Он ра ботал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стои ла художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на пропагандисте. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетят ся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высво бодиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энер гию, волю к борьбе.

Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм рево люционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотро нуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом - все это делает его образ почти гротескным.

Другие фигуры - производящие обыск становой пристав, кан целярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно со чувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опас кой посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно доносчик), - все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.

В "Аресте пропагандиста" самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, дей ствие которой происходит в интерьере, тщательно выписав не обходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру рево люционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движе ния. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропаган диста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В "Аресте пропагандиста" Репин создает образ, типичный и для других его картин на революци онную тему.

В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина "Арест пропагандиста" раскрывает одиночество ре волюционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою > жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимав шего окружающую действительность, свое время.Картина Арест пропагандиста Репин

Нередко эскизы - даже у больших художников - несравненно лучше картин, написанных по этим эскизам.

Часто в эскизе художнику удается передать свой тамысел, будь то живописный цвет, свет, тон, форма, характер или экспрессия движения, чего при дальнейшей разработке в картине иногда просто в силу технических условий не удается передать так же хорошо.


И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест, пропагандиста»

Как на пример могу сослаться на эскиз к картине «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Той насыщенности красным, который достиг художник в эскизе, он не добился в картине, поэтому в ней ему не удалось в такой же степени, как в эскизе, раскрыть драматизм события.

Зачем нужен эскиз
Итак, важно, чтобы учащиеся упражнялись в составлении эскизов - этим путем онп приучаются понимать, каковы могут быть цели картины и какими средствами они дожигаются; при этом развивается также вкус и интеллект будущих художников.

Надо сказать, что к составлению эскиза обычно прибегают все художники, задумавшие ту или иную картину. Пока картина существует только в мыслях или мечтах, она еще не живет. Она делается реальной и ясной самому автору, только будучи перенесена на холст или бумагу.

Так как будущие художники должны быть подготовлены к созданию произведения па определенную тему, на определенный сюжет, то обычно во всех художественных школах большое значение придают вопросам композиции. В различных школах и в различные периоды изменялись темы композиций. В годы наиболее сильного влияния старой академической школы, в XVIII веке и в первой половине XIX века, в учебных композициях домини-- эвали темы религиозные, мифологические и исторические. Во второй половине XIX века, в период развития передвижничества, получили широкое распространение темы бытовые.

Когда я руководил мастерской живописи в Высшем художественном училище при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, работа над композицией велась следующим образом. При каждой перемене модели для этюда ученики представляли эскизы, которые тут же и обсуждались публично. Эскизы создавались на свободно выбранные самими учащимися темы или на темы, данные мною. Последние бывали сюжетные или пластического порядка; например, в эскизе нужно было изобразить полураздетую человеческую фигуру на фоне белой стены, в тени от лиственного дерева, или две ярко одетые человеческие фигуры рядом с двумя крупными домашними животными в условиях серого летнего дня. При этом размеры эскиза задавались мною, например: 50x40 см, 40x70 см и т. д. Все принесенные эскизы выставлялись в мастерской и коллективно обсуждались. Так как тут, естественно, затрагивались и общие вопросы композиционного порядка, эти беседы не проходили для учеников бесследно в отношении их художественного, творческого развития. В связи со всем сказанным по поводу эскиза сошлюсь на некоторые эскизы известных мастеров.

Эскизы И. Е. Репина к картине «Арест пропагандиста»
свидетельствуют о том, как первоначальная мысль развивалась, получила конкретное разрешение, как композиция дополнялась необходимыми деталями (чемодан с бумагами) и персонажами (полицейский чиновник, писарь и другие).

И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест пропагандиста». 1879


И. Е. Репин. Первоначальный вариант картины «Арест пропагандиста». 1878

Значение эскизов

Эскиз-набросок всем известной репинской картины «Иван Грозный» выясняет, какое расстояние может отделять первоначальный незначительный набросок от драматической, необыкновенно экспрессивной и колоритной картины. В то же время и по этому наброску можно видеть, как основная художественная мысль, подобно ведущему мотиву в музыкальной пьесе, все время руководит работой художника.

Эскиз Сурикова к картине «Степан Разин» интересен не тематическим решением, как эскизы Репина, а тонально-живописной стороной, которая видна и понятна даже в бескрасочной репродукции. Кто помнит картину, может подтвердить, что намеченный в эскизе контраст живописного тона лодки и людей по отношению к пейзажу проведен художником и в картине, играет главную роль в ней.

В «Святом семействе» Рембрандта особенно ясно виден творческий план гениального мастера и приемы, которыми он пользуется, чтобы выявить свет, сияющий в этой картине и ставший здесь главным средством выражения. Чтобы провести поток света через всю картину, в левом углу ее помещена группа вовсе не обязательных для данного сюжета летящих и освещенных ангелов, затем свет централизуется на фигуре женщины, на детской люльке с ребенком, на полу.

Особенно много света сосредоточено на фигуре женщины; открытая книга, которую она держит в руках, самое интенсивное светлое пятно в композиции. Для сюжетного решения этой картины не было крайней необходимости вводить книгу. Она нужна была художнику как светлое пятно, как предмет, отбрасывающий рефлексы на лицо и фигуру женщины. А как мастерски введен Рембрандтом контрастный тон темного фона, настолько выдержанный в силе, что мужская фигура в глубине почти сливается с ним! Законченная картина приводится здесь для того, чтобы дать пример гениально проведенной художественной идеи, которая может быть задачей эскиза.

Помимо световых эффектов, в эскизе могут быть найдены живописные отношения, тон, форма, экспрессия движения и т. д.
Разработкой в эскизе одного только сюжета, без поисков решения какой-нибудь художественно-пластической задачи, не достигается художественная выразительность картины.

При составлении эскиза очень важно выбрать его пропорции, формат. Само собою разумеется, что для эскиза с сюжетом, требующим горизонтального решения композиции как например, «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, надо брать соответствующего формата холст. Наоборот, эскиз портрета стоящей фигуры заставит брать вертикальную рамку (можно сослаться на портрет Дениса Давыдова Кипренского). Тут не может быть стандартных пропорций и размеров. Картинная плоскость используется не только для того, чтобы вкомпоновать определенный сюжет - в этой плоскости надо выразительно расположить художественные элементы, например световые или живописные пятна, сильно освещенные формы и уходящие в фон затенения.

Упражнения в композиции, в составлении эскизов следует начинать, как и многое другое в искусстве, с несложных, простых заданий; например, вкомпоновать в данную рамку одиночную фигуру: милиционер на посту, стряпуха, у которой вскипает суп в кастрюле, плотник на стройке дома и т. п. Затем можно переходить к более сложным не только по числу фигур, но и по композиционным задачам.
О картине «Арест пропагандиста» искуствовед Д. Н. Кардовский

И. Е. РЕПИН (1844-1930)
Арест пропагандиста. 1880-1892 Дерево, масло. 34,8x54,6
Государственная Третьяковская галерея

В 1880 году Репин начал писать "Арест пропагандиста"
Он ра ботал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стои ла художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на пропагандисте. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетят ся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высво бодиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энер гию, волю к борьбе.

Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм рево люционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотро нуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом - все это делает его образ почти гротескным.

Другие фигуры - производящие обыск становой пристав, кан целярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно со чувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опас кой посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно доносчик), - все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.

В "Аресте пропагандиста" самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, дей ствие которой происходит в интерьере, тщательно выписав не обходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру рево люционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движе ния. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропаган диста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В "Аресте пропагандиста" Репин создает образ, типичный и для других его картин на революци онную тему.

В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина "Арест пропагандиста" раскрывает одиночество ре волюционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою > жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимав шего окружающую действительность, свое время.Картина Арест пропагандиста Репин

Нередко эскизы - даже у больших художников - несравненно лучше картин, написанных по этим эскизам.

Часто в эскизе художнику удается передать свой тамысел, будь то живописный цвет, свет, тон, форма, характер или экспрессия движения, чего при дальнейшей разработке в картине иногда просто в силу технических условий не удается передать так же хорошо.


И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест, пропагандиста»

Как на пример могу сослаться на эскиз к картине «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Той насыщенности красным, который достиг художник в эскизе, он не добился в картине, поэтому в ней ему не удалось в такой же степени, как в эскизе, раскрыть драматизм события.

Зачем нужен эскиз
Итак, важно, чтобы учащиеся упражнялись в составлении эскизов - этим путем онп приучаются понимать, каковы могут быть цели картины и какими средствами они дожигаются; при этом развивается также вкус и интеллект будущих художников.

Надо сказать, что к составлению эскиза обычно прибегают все художники, задумавшие ту или иную картину. Пока картина существует только в мыслях или мечтах, она еще не живет. Она делается реальной и ясной самому автору, только будучи перенесена на холст или бумагу.

Так как будущие художники должны быть подготовлены к созданию произведения па определенную тему, на определенный сюжет, то обычно во всех художественных школах большое значение придают вопросам композиции. В различных школах и в различные периоды изменялись темы композиций. В годы наиболее сильного влияния старой академической школы, в XVIII веке и в первой половине XIX века, в учебных композициях домини-- эвали темы религиозные, мифологические и исторические. Во второй половине XIX века, в период развития передвижничества, получили широкое распространение темы бытовые.

Когда я руководил мастерской живописи в Высшем художественном училище при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, работа над композицией велась следующим образом. При каждой перемене модели для этюда ученики представляли эскизы, которые тут же и обсуждались публично. Эскизы создавались на свободно выбранные самими учащимися темы или на темы, данные мною. Последние бывали сюжетные или пластического порядка; например, в эскизе нужно было изобразить полураздетую человеческую фигуру на фоне белой стены, в тени от лиственного дерева, или две ярко одетые человеческие фигуры рядом с двумя крупными домашними животными в условиях серого летнего дня. При этом размеры эскиза задавались мною, например: 50x40 см, 40x70 см и т. д. Все принесенные эскизы выставлялись в мастерской и коллективно обсуждались. Так как тут, естественно, затрагивались и общие вопросы композиционного порядка, эти беседы не проходили для учеников бесследно в отношении их художественного, творческого развития. В связи со всем сказанным по поводу эскиза сошлюсь на некоторые эскизы известных мастеров.

Эскизы И. Е. Репина к картине «Арест пропагандиста»
свидетельствуют о том, как первоначальная мысль развивалась, получила конкретное разрешение, как композиция дополнялась необходимыми деталями (чемодан с бумагами) и персонажами (полицейский чиновник, писарь и другие).

И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест пропагандиста». 1879


И. Е. Репин. Первоначальный вариант картины «Арест пропагандиста». 1878

Значение эскизов

Эскиз-набросок всем известной репинской картины «Иван Грозный» выясняет, какое расстояние может отделять первоначальный незначительный набросок от драматической, необыкновенно экспрессивной и колоритной картины. В то же время и по этому наброску можно видеть, как основная художественная мысль, подобно ведущему мотиву в музыкальной пьесе, все время руководит работой художника.

Эскиз Сурикова к картине «Степан Разин» интересен не тематическим решением, как эскизы Репина, а тонально-живописной стороной, которая видна и понятна даже в бескрасочной репродукции. Кто помнит картину, может подтвердить, что намеченный в эскизе контраст живописного тона лодки и людей по отношению к пейзажу проведен художником и в картине, играет главную роль в ней.

В «Святом семействе» Рембрандта особенно ясно виден творческий план гениального мастера и приемы, которыми он пользуется, чтобы выявить свет, сияющий в этой картине и ставший здесь главным средством выражения. Чтобы провести поток света через всю картину, в левом углу ее помещена группа вовсе не обязательных для данного сюжета летящих и освещенных ангелов, затем свет централизуется на фигуре женщины, на детской люльке с ребенком, на полу.

Особенно много света сосредоточено на фигуре женщины; открытая книга, которую она держит в руках, самое интенсивное светлое пятно в композиции. Для сюжетного решения этой картины не было крайней необходимости вводить книгу. Она нужна была художнику как светлое пятно, как предмет, отбрасывающий рефлексы на лицо и фигуру женщины. А как мастерски введен Рембрандтом контрастный тон темного фона, настолько выдержанный в силе, что мужская фигура в глубине почти сливается с ним! Законченная картина приводится здесь для того, чтобы дать пример гениально проведенной художественной идеи, которая может быть задачей эскиза.

Помимо световых эффектов, в эскизе могут быть найдены живописные отношения, тон, форма, экспрессия движения и т. д.
Разработкой в эскизе одного только сюжета, без поисков решения какой-нибудь художественно-пластической задачи, не достигается художественная выразительность картины.

При составлении эскиза очень важно выбрать его пропорции, формат. Само собою разумеется, что для эскиза с сюжетом, требующим горизонтального решения композиции как например, «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, надо брать соответствующего формата холст. Наоборот, эскиз портрета стоящей фигуры заставит брать вертикальную рамку (можно сослаться на портрет Дениса Давыдова Кипренского). Тут не может быть стандартных пропорций и размеров. Картинная плоскость используется не только для того, чтобы вкомпоновать определенный сюжет - в этой плоскости надо выразительно расположить художественные элементы, например световые или живописные пятна, сильно освещенные формы и уходящие в фон затенения.

Упражнения в композиции, в составлении эскизов следует начинать, как и многое другое в искусстве, с несложных, простых заданий; например, вкомпоновать в данную рамку одиночную фигуру: милиционер на посту, стряпуха, у которой вскипает суп в кастрюле, плотник на стройке дома и т. п. Затем можно переходить к более сложным не только по числу фигур, но и по композиционным задачам.
О картине «Арест пропагандиста» искуствовед Д. Н. Кардовский