Старые русские имена. Старообрядческие имена

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?

Древнерусские и славянские имена в России, в наши дни

Основной массив современных русских имен составляют имена святых, содержащихся в православных церковных календарях («святцах»). Иногда такие имена называют «календарными». По происхождению все они очень разные: древнегреческие, древнеримские (латинские), древнееврейские, ассирийские, древнеегипетские, древнегерманские, скандинавские, арабские. Но за сотни лет эти имена прошли полную ассимиляцию в русской языковой среде и приобрели совершенно русское звучание и форму. Вот кто скажет, что Иван или Марья - не русские имена?

Что же касается огромного множества древнерусских и славянских имен, то до нашего времени дошло только 20 имен: Борис, Вера, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Изяслав, Любовь, Людмила, Милица, Мстислав, Надежда, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав, а также Глеб, Игорь, Ольга и Олег, появившиеся на Руси вместе с варягами. И нужно заметить, что названные имена сохранились лишь благодаря тому, что каким-то чудом попали в православные святцы.

За последние годы интерес к именам наших далеких предков вырос и продолжает расти (это отмечают органы ЗАГС по всей стране). Всё большее число новорожденных получают имена Влада, Дарина, Мирослава, Милана, Станислав, Яромир и т.д. Предлагаем вашему вниманию список наиболее привлекательных (благозвучных и выглядящих по-современному) мужских и женских общеславянских имен.

Список мужских имен (древнерусские-варяжские-славянские):

  • Бажен ( желанный ребенок , корень баж-; бажать - желать),
  • Богдан, Дан ( Богом данный ),
  • Богумил ( милый Богу; Бог его любит ),
  • Богуслав ( рожден во славу Бога; славящий Бога ),
  • Болеслав ( больше славы, более славный ),
  • Борис, Борислав ( бороться, борись + слава ),
  • Бронислав ( оборонять, защищать + слава ),
  • Будимир ( будет, настанет + мир ),
  • Велимир, Велислав (вели = великий, большой ),
  • Венцеслав ( венце = более, больше ),
  • Влад,
  • Владимир,
  • Владислав,
  • Воислав ( воюй за славу ),
  • Вратислав ( вернуть, возвратить + слава ),
  • Всеволод,
  • Всеслав,
  • Вышеслав, Вячеслав (вяче, выше, венце - синонимы, означают более, больше),
  • Глеб (варяжское имя),
  • Гостислав ( гост = гость: славный гость ),
  • Градислав ( ),
  • Гремислав,
  • Добромысл ( добрые мысли ),
  • Доброслав ( хорошая слава ),
  • Добрыня ( добрый, хороший человек ),
  • Драгослав,
  • Ждан ( тот, кого ждали; долгожданный ),
  • Звенислав,
  • Златослав,
  • Игорь (варяжское имя),
  • Изяслав ( изяти - взять: «возьми славу», «взять славу»),
  • Казимир ( каз, казать = показывать, наставлять, проповедовать + мир),
  • Ладимир, Ладислав (слово лад означает согласие, гармонию, красоту),
  • Любим ( любимый ), Любомир ( любит мир ),
  • Мечислав ( меч , т.е. оружие + слава),
  • Милан, Милен, Милорад, Милослав, Милош,
  • Мирослав,
  • Мстислав ( мста = месть, отмщение врагам + слава),
  • Нечай ( не чаяли, не ждали ),
  • Олег (варяжское имя),
  • Радан, Радим, Радмир, Радован, Радослав,
  • Ратибор ( рать - войско, война, бор - бороться, сражаться),
  • Ратмир,
  • Ростислав (увеличиваться, умножаться + слава),
  • Рюрик (варяжское имя),
  • Святополк, Святослав и Светослав («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
  • Станимир ( настанет мир, будет мир ),
  • Станислав ( станет славным, стань славным ),
  • Стоян,
  • Судислав ( суд + слава ),
  • Твердослав, Твердислав,
  • Творимир,
  • Тихомир,
  • Чеслав ( честь, почет + слава ),
  • Яромир, Ярополк, Ярослав (яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный)

Примечания:

1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажена до Ярослава) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М.). А имя Руслан, например, лишь кажется славянским и древним, на самом деле оно имеет восточное происхождение и возраст, не превышающий 200 лет.

2). Элемент слав, слава означает не только «слава» (как свидетельство почета и уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».

3). Корень рад- в славянских именах типа Радослав и Милорад означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать).

4). У наших предков имена Святослав и Светослав были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой

5). Отчества от славянских имен образуются как короткой формой - Ярославич, Ярославна; Добрынич, Добрынична; Святославич, Святославна, так и «длинной» - Станиславович, Станиславовна, Мстиславович, Мстиславовна.

6). Имена Борис, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Изяслав, Мстислав, Олег, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать мальчика любым другим именем из вышеприведенного списка (Велемир, Добрыня, Ждан, Ратмир, Станислав, Яромир и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно будет приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).

Список женских имен (древнерусские-варяжские-славянские):

  • Бажена ( желанная , желанный ребенок , от баж, бажать - желать),
  • Бела (т.е. белая ),
  • Белослава ( белая и славная ),
  • Богдана, Дана ( Богом данная ),
  • Богумила ( милая Богу; Бог её любит ),
  • Богуслава ( рождена во славу Бога; славящая Бога ),
  • Божена ( Божья; дана Богом; принадлежит Богу ),
  • Болеслава ( больше славы, более славная ),
  • Борислава ( бороться, борись + слава ),
  • Бронислава ( оборонять, защищать + слава ),
  • Ванда ( значение неизвестно ),
  • Велислава ( вели = великий, большой ),
  • Венцеслава ( венце = более, больше ),
  • Влада ( власть имеющая, властная ), Владимира, Владислава (имеющая славу, славой владеющая ),
  • Власта, Властимила,
  • Воислава ( воюй за славу ),
  • Вратислава ( вернуть, возвратить + слава ),
  • Всемила ( всем милая ),
  • Всеслава,
  • Вышеслава ( выше означает более, больше),
  • Гостислава ( гост = гость ),
  • Градислава ( град = город, замок, крепость ),
  • Дарина (от слова дар, подарок ),
  • Добрава (от слова добро ),
  • Добромила,
  • Добронега ( добро + нежность, мягкость ),
  • Доброслава,
  • Драгомира,
  • Драгослава,
  • Ждана ( та, которую ждали; долгожданная ),
  • Звенислава,
  • Злата, Златослава,
  • Ива (назв. дерева, кустарника),
  • Инга ( госпожа , варяжское имя),
  • Казимира ( каз, казать = показывать, рассказывать),
  • Калина (назв. дерева, кустарника),
  • Ладислава (слово лад означает согласие, гармонию, красоту) ,
  • Любава,
  • Любомира,
  • Людмила,
  • Малина (назв. ягоды),
  • Мечислава ( меч , т.е. оружие + слава ),
  • Мила, Милава, Милана, Милена, Милица,
  • Милолика,
  • Милослава,
  • Мира, Мирослава,
  • Млада, Младена,
  • Мстислава ( месть, отмщение врагам + слава ),
  • Надежда,
  • Неждана ( пришла неожиданно ),
  • Ольга (от варяжского Хельга ),
  • Предслава ( впереди + слава ),
  • Прекраса,
  • Прибыслава ( прибывать, увеличивать, умножать + слава ),
  • Рада ( см. также Ариадна ),
  • Радмила,
  • Радослава,
  • Рогнеда (от варяжского Ragnhild - совет перед битвой ),
  • Ростислава ( увеличиваться, умножаться + слава ),
  • Ружена ( роза - цветок),
  • Сбыслава ( сбудется + слава ),
  • Святослава и Светослава («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
  • Северина (от слова север , но и от христианского мужского имени Северин),
  • Слава,
  • Славомира,
  • Станислава,
  • Судислава ( суд + слава ),
  • Твердислава, Твердослава,
  • Цветана ( цветущая, цветок ),
  • Чеслава ( честь + слава ),
  • Яра ( яр, яро = весна; весенняя, горячая ),
  • Ярмила ( горячая, пылкая + милая, любимая ),
  • Яромира ( яр + мир = пылкая и горячая, но мирная, миролюбивая ),
  • Ярослава ( яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный )

Примечания:

1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажены до Ярославы) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М. А такие имена, как Лада, Руслана, Светлана и Снежана лишь кажутся древними, на самом деле это «искусственные» имена с возрастом, не превышающим 150-200 лет.

2). Что касается элемента слав, слава , то он означает не только «слава» (как свидетельство всеобщего уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».

3). Корень Рад- в славянских именах типа Радмила, Радослава означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать); корень Власт- означает родина, отечество.

4). У наших предков имена Святослава и Светослава были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой выражают один и тот же смысл - «чистый, незапятнанный».

5). Имена Вера, Любовь, Людмила, Милица, Надежда, Ольга являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать девочку любым другим именем из вышеприведенного списка (Божена, Власта, Злата, Инга, Мирослава, Радмила, Ярослава и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).

Другие материалы на эту тему см. в разделе

Как считается во многих культурах, имя, данное человеку при рождении, в какой-то степени определяет его дальнейшую судьбу. Это поверье было распространено и среди древних славян, о женских именах которых мы и поговорим ниже.

Традиции имянаречения в Древней Руси

Столь благоговейное и серьезное отношение к имени приводило зачастую к тому, что человека нарекали дважды. Одно имя было всем известным и служило только для коммуникации, тогда как другое, подлинное - не выдавалось никому, кроме самых близких людей, родственников и друзей. Старорусские женские имена подбирались также в соответствии с этим правилом. Сохранение их втайне помогало уберечь девушек от влияния злых духов и вредоносного колдовства. При этом нередко первое имя было, как его сейчас называют, отрицательным. То есть оно отражало какие-либо негативные черты или понятия. К этому типу относятся такие старорусские женские имена, как Злоба, Некраса, Крива и так далее. Считалось, что если называть девочку так, то от нее как раз и отойдет свойство имени. А в жизни возобладает противоположное, положительное значение. Давали это имя при рождении. Второе имянаречение происходило по достижении ребенком совершеннолетия (по древним стандартам). То есть это наречение являлось частью инициации человека во взрослую жизнь, в социум. Подбиралось же имя чаще всего на основании личностных качеств, которыми обладала девочка. В пример здесь можно привести такие старорусские женские имена, как Веселина и Голуба.

Источники имен

У славян было огромное множество имен. В общем и целом все известные сегодня старорусские женские имена, как, впрочем, и мужские, можно разделить на пять групп. К первой относятся те, что являются названиями представителей животного мира или растений. К примеру, согласно этому принципу, девочку могли назвать Щукой, Лебедой и так далее. Вторая группа включает список старорусских женских имен, представляющих собой числительные. То есть девочку могли назвать порядковым номером ее рождения в семье - Первуша, Осьмая и др. Третья группа предполагает, что имя давалось ребенку в честь какой-либо богини. К примеру, в честь богини красоты малышку могли наречь Ладой. Четвертый тип включает в себя имена, основанные на личностных качествах человека. Примеры такого типа мы приводили выше. Ну и наконец, пятая группа - это наиболее красивые старорусские женские имена, поскольку состоят они из двух основ. Что делает их особенно емкими, звучными, замысловатыми и наполненными глубинным значением. Яркими примерами могут послужить здесь имена Ярослава, Тихомира, Радимира. От этой группы путем трансформации и сокращения произошла подгруппа более простых имен. Святоша, Милонега, Ярилка - типичные примеры такого рода. Из всех перечисленных групп свободно выбирались старорусские женские имена для ребенка, хотя гипотетически на выбор могли оказывать некоторое влияние волхвы.

Старорусские имена после христианизации

Церковь, расширяя свое влияние в славянских землях, истово боролась со всем языческим. Неудивительно поэтому, что после христианизации большая часть исконных русских имен была забыта и замещена греко-римскими и еврейскими вариантами. Существовали даже списки имен, запрещенных церковью и подлежащих забытью. В первую очередь, в него входили, конечно же, имена языческих богов (Лада, к примеру). Кроме того, запрещались к употреблению те, которые носили лидеры языческой оппозиции. Это делалось для того, чтобы память о них была стерта. Ведь если никто не назовет в честь опального волхва ребенка, то после смерти героя оппозиционеров никто и не вспомнит. К сожалению, сегодня исконные славянские имена в России очень редкие. Старорусские женские имена, как и мужские, до сих пор не вышли из тени. Хотя на смену традиционным христианским вариантам пришли советские, а теперь активно проникают и западноевропейские формы.

Старорусские женские имена и их значения

Ниже мы приведем перечень основных славянских женских имен. Из-за веков забвения до нас дошли далеко не все старорусские женские имена. Полный список поэтому составить не получится. Но и тех, что остались, будет вполне достаточно для нашей статьи.

Б

Бажена. Это имя означает желанного ребенка.

Белослава. Имя, состоящее из двух основ - «белая» и «слава». Соответственно, значение его - "белая слава".

Берислава. Означает «берущая славу».

Благослава. Означает женщину, прославляющую благость, доброту. Можно сократить до Благана, Благина.

Богдана. Буквально значит «данная богом». Сокращенная форма - Божена.

Божидара. Почти то же самое, что и Богдана, только не данная, а подаренная богом.

Болеслава. Это красивое имя надо понимать как «прославленная».

Борислава. Так называют женщину, борющуюся за славу.

Бояна. Этим словом в старину называли сказителей, рассказывающих легенды и мифы.

Братислава. В основе имени два корня: «бороться» и «славить».

Бронислава. Означает "защитница славы".

Брячислава. Первый корень в имени близкородственен по смыслу современному глаголу "бряцать". Соответственно, значение имени - "бряцать", то есть "славить на музыкальном инструменте".

В

Велимира. Имя, происходящее от понятия «большой мир».

Велислава. Буквально - "наиславнейшая". Сокращенные варианты: Вела, Величка.

Венцеслава. «Увенчанная славой» или «носящая венок славы».

Вера. Сохраненное традицией имя. Не нуждается в переводе.

Веселина. Говорит о жизнерадостности и веселом нраве своей носительницы. Женская форма имени Веселин. То же значение имеет имя Весела.

Г

Горислава. Означает «горящая в славе».

Градислава. Данное имя означает женщину, охраняющую славу.

Гранислава. Буквальный смысл - "улучшающая славу".

Д

Дарена. Обозначает «подаренная». Дарина, Дара - сокращенные варианты этого имени.

Добромила. Очевидно, говорит о доброй и милой женщине.

Драгомира. Буквально - "та, что дороже мира".

Доброслава. Данное имя может трактоваться как «прославляющая доброту». Альтернативное значение - "добрая слава".

Ж

Ждана. Имя означает ожидаемое дитя.

З

Звенислава. На современном русском языке означает «оглашающая славу».

Златоцвета. Сокращенная форма - Злата. Очевидно, что семантически коррелирует с золотым цветом.

И

Искра. Происходит от слова «искренняя».

Истома. Говорит о томлении. Как предполагается, отражает факт тяжелых родов ребенка.

К

Казимира. Это имя сегодня распространено в Польше. Означает «показывающая мир».

Красимира. "Прекрасная и мирная женщина" - так это имя понимают сегодня. Сокращенно будет Краса.

Л

Лада. Имя богини красоты, любви, брака и мира.

Любовь. Имя, и сегодня популярное в России. Известна также форма Любава. В комментариях не нуждается.

Любомира. Говорит о том, что носительница имени любит мир.

М

Малуша. Другая форма - Млада. Означает маленькую или младшую.

Милана. Означает просто милую женщину. Известны также такие формы, как Милена, Милава, Умила, Милица, Милада.

Мстислава. Означает женщину, прославляющую месть.

Мирослава. Так называется женщина, прославляющая мир.

Н

Надежда. Известна также форма Надежа. Достаточно известно и сегодня имя.

Некраса. Яркий пример «отрицательного» имени. Означает некрасивую женщину.

П

Путислава. Значение имени - "славящая разумно".

Путимира. Это имя состоит из двух основ: «мир» и «пут» (означает "разум"). Соответственно, его можно понять как «женщина, имеющая мирный разум».

Р

Радислава. Переводится как «заботящаяся о славе».

Радмила. Так называется милая и заботливая женщина.

Родислава. Это имя означает «прославляющая род».

С

Светислава. Имя, которое означает «прославляющая свет». Альтернативная форма - Светослава.

Светлана. Распространенное и в наши дни имя. Говорит о душевной светлости своей носительницы.

Светозара. Буквальное значение - озаряющая светом.

Станимира. Имя, которое переводится на современный русский как «устанавливающая мир».

Т

Твердимира. Очевидно, имя происходит из словосочетания «твердый мир», что можно также понять как «твердыня мира».

Твердислава. Похожее на предыдущее имя, но со сдвигом от понятия «мир» к понятию «слава».

Творимира. Так называется женщина, которая создает, созидает мир.

Ч

Часлава. Означает женщину, чающую, то есть ожидающую славы. Другая известная форма этого имени - Чеслава.

Чернава. Так называют черноволосую или смуглую женщину. Другая форма имени - Чернавка.

Я

Ярослава. Это имя не забыто и сегодня, хотя и встречается преимущественно в мужской форме. Означает женщину, прославляющую Ярило - бога солнца.

Яромира. Толкование имени дает понятие о солнечном мире или о мире Ярилы.

До появления христианства на Руси были мужские имена , в которых отражались качества людей, их различные свойства, например, особенности речи или физические недостатки. Также в славянских мужских именах отражалось отношение родителей к детям или порядок их появления в семье. Все это выражалось непосредственно нарицательными существительными или образно, в сравнении с животными, растениями и т.п. Назвать ребенка могли Волком, Котом, Воробьем, Горохом, Березой, Рябым, Буяном, Первым, Третьяком, Большим, Меньшим, Жданом, Нежданном. Впоследствии эти мужские имена переродились в современные фамилии Нежданов, Третьяков, Волков и т.д.

После того, как на Руси было введено христианство, подобные мужские имена () были постепенно вытеснены церковными, пришедшими из Византии именами. Среди них встречались не только греческие, но и древнеримские имена, и древнееврейские, и сирийские, и египетские. У каждого из них в своем родном языке было определенное значение, но на Руси они стали именами собственными , не обозначающими что-либо еще. Так, когда-то давно в Византии были собраны лучшие греческие имена и имена, которые использовали в соседних странах. Все они были канонизированы, то есть, узаконены официально, став церковными именами.

Принесенные на русскую землю, церковные мужские имена не сразу заменили старые. О том, что новые имена постепенно входили в русский быт говорит тот факт, что вплоть до XVII века россияне наряду с церковными христианскими именами давали и имена мирские, более привычные и понятные. Именно они со временем перешли в прозвища. Старинные летописи содержат довольно сложные имена людей , порой составные: «Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец», «Алексей, прозвище Будила, Семенов сын», «Осташко, прозвище Первушка», «боярин Феодор, зовомый Дорога».

Древнерусские имена постепенно ушли в забытье, и к XVIII-XIX вв. остались только мужские имена христианские. Однако и они претерпели изменения, поддаваясь влиянию особенностей русского произношения, словообразования и словоизменения. Так Диомид стал Демидом, Иеремия – Еремеем, Иоанникий – Аникеем и т.д. Ряд имен даже стал употребляться в двух вариантах – церковном и гражданском. Церковные мужские имена напоминали греческий оригинал, гражданские же или народные были более приспособлены к русскому произношению. Так Сергий стал Сергее, Агапий – Агапом, Илия –Ильей, Захарий (Захария) – Захаром.

Давайте посмотрим список наиболее популярных мужских имен , а также узнаем их значения. Надеемся, что из представленного списка найдется наиболее подходящее имя для вашего мальчика.

До конца Х века русский народ еще не принял христианство и поклонялся нескольким богам. Соответственно, древнерусские имена для детей были языческими. После принятия христианства началось противостояние между привычными и христианскими именами.

Наречение именем

Наиважнейший обряд в христианстве - крещение. После рождения ребенка его обязательно следует окрестить и дать православное имя какого-либо святого. Древнерусские имена постепенно заменяются на христианские.

Но церковные имена по своему происхождению не являются исконно русскими. Они пошли из древнегреческих, древнееврейских, римских языков. Долгое время церковь всячески запрещала имена древнерусского происхождения. Ведь они были языческими, а государство было христианским.

Мирское имя

Все же народ трудно сразу перевоспитать, поэтому наряду с именем, данном при крещении, малышам давались и привычные древнерусские имена. Получалось, что ребенок имел церковное имя и так называемое мирское. Таким именем малыша звали в узком семейном кругу. Постепенно с укреплением позиций церкви и веры людей домашние имена превратились в прозвища.

Можно привести несколько примеров таких двойных имен. Боярин, получивший при крещении имя Федор, дома звался Дорога, или князь, носящий имя Михайло, в быту звался Святополк. Такие примеры часто встречаются в старинных книгах или романах русских классиков.

Имена в дореволюционной России

В дореволюционной России древнерусские имена вообще вышли из употребления. В течение недели после рождения родители обязаны были окрестить ребенка и дать ему имя по церковному календарю.

Но для малышей из богатой, влиятельной семьи имя выбиралось родителями, в зависимости от благозвучия и их предпочтений. Церковь не желала портить отношения со своими благодетелями и не хотела терять благотворительные взносы.

А когда крестился малыш из бедной семьи, священнослужитель мог выбрать имя из церковной книги, в зависимости от времени рождения. Мнение родителей могло даже и не учитываться, да и имя не всегда звучало красиво и благозвучно.

Существует интересный факт, связанный с именем и благосостоянием семьи. Историки установили, что по имени можно было определить принадлежность к сословию. Так, в крестьянских семьях девочек часто звали Василиса, Федосья, Фекла. Никогда знатные семьи не называли так своих дочерей. Богатые и правящие семьи давали своим дочерям такие имена, как Елизавета, Ольга, Александра, Екатерина. Таких имен в крестьянских семьях встретить было нельзя.

Древнерусские имена и их значение

Как правило, когда слышишь древнерусское имя, можно и без перевода понять, что же оно значит.

Древнерусские мужские имена

  • Вот, к примеру, Святослав. Понятно, что имя образовано от слов "святой" и "слава".
  • Всеволод - человек, владеющий всем.
  • Богумил - сразу понятно, что это за имя. Ребенок Богумил - милый богу.
  • Или Всемил - значит милый для всех.

Очень интересными были имена, которые получали дети в зависимости от того, какими по счету в семье они были. Например, если в семье рождался третий сын, ему давалось имя Траян. Первый сын звался Первой, а второй - Вторак.

Древнерусские женские имена

С именами для девочек тоже почти всегда все понятно.

  • Так же, как мальчик Богумил, девочку называли Богумила.
  • Блажена - счастливая, а Бажена - желанная. Кстати, сейчас иногда можно встретить имя Бажена.
  • Дарина - данная богом.
  • Красимира - краса мира.

Но не все так однозначно

Например, имя Остромир. Сразу возникает ассоциация "острый мир". Но это как-то не укладывается в понимании. Или имя Жирослав. Понятно, что что-то славит. Но что?

Здесь на помощь приходит словарь древнерусского языка. Так, слово "жир" означало богатство и изобилие. Понятно теперь, что имя Жирослав означает "богатству слава".

Слово "остръ" означает "храбрый", следовательно, Остромир - "храбрый мир". Хотя, конечно, с современном понимании немного странновато звучит.

  1. Радомир;
  2. Владимир;
  3. Ратимир;
  4. Гостимир и много подобных.

Старорусские имена возвращаются

После Октябрьской революции древнерусские языческие имена постепенно начали возвращаться в обиход. Связано это с тем, что молодым родителям хотелось отойти от Святцев и дать малышу красивое имя.

Но в то же время революция и электрификация внесли свои изменения - по улицам теперь уже бегали Всеслав, Яромир, Огнеслав, Зарина и Лилиана.

Конечно, период советской власти внес свои коррективы. Вошли в моду имена, связанные с идеологией, такие как Турбина или Даздраперма. Но все же разум берет верх - русский народ желает вернутся к своим корням.

Начали появляться на свет дети, которым давали красивые древнерусские имена. Красиво ведь звучит, когда девочку зовут не Революция, а Любава или Милица. Стали модными такие имена, как Муза, Нелли, Розалия, Святослав и Яромир.

Конечно, не все имена вернулись, многие вряд ли уже приживутся. Не каждый родитель сейчас захочет назвать ребенка, к примеру, Стополсвет или Осьмиглаз. Но все же в большинстве своем древнерусские имена очень красивы, а главное - понятно русскому человеку, что они означают. Без перевода становится ясно, что Владлена - властительница, а Любомира - любимица мира.

Имя как характеристика человека

В древней Руси имени придавали большое значение. Родители старались нарекать ребенка так, чтобы выделить его принадлежность к роду и семье. Имена могли даваться те, что определяли какие-либо качества, желаемые для ребенка. Также то, как зовут человека, определяло его положение в обществе.

В древности имя могло приклеиться к человеку и в зрелом возрасте. Так, если человек имел определенные черты внешности, имя могло их олицетворять. Можно легко догадаться, какими были люди с именами Кудряш, Мал, Черныш.

Или вот такие имена, указывающие на определенные характерные черты: Умник, Добряк, Молчан, Храбр.

Как уже писалось выше, в зависимости от того, какой по счету ребенок в семье, ему давалось имя: Первяк или Третьяк, Старшой, Меньшак.

В литературе часто можно встретить имена, указывающие на профессию. Особо популярные имена Кожемяка, Воин и Селянин. Прочитав такое, можно подумать, что это прозвища или клички. Но люди на самом деле так звались, и это подтверждается документами, имеющимися в распоряжении историков. Хотя особой разницы в то время на Руси между именем как таковым и прозвищем не было.

А что же девочки?

Изучая древнерусские имена, очень много можно найти прозвищ для мужчин. А вот с девочками все обстоит несколько иначе. Почему?

Все дело в положении женщины в обществе. Уж как только девушки не борются за свои права, но всегда их влияние на жизнь государства принижается. И соответственно, не так много исторически зафиксированных фактов известных женских имен.

Древнерусские женские имена как самостоятельно образованные были очень редки. Как правило, они происходили от мужских.

  • Горислав - Горислава;
  • Владимир - Владимира;
  • Владлен - Владлена;
  • Святослав - Святослава.

Отчасти это факт, что женщины были в какой-то части обделены, девочкам постепенно стали чаще давать христианские имена. Если в случае с мужчинами часто существовали двойные имена, к примеру, Святослав-Никола, то девочки имели только одно - Ольга, Елизавета, Анна.

К тому же со временем от имени отца постепенно начинают производить отчества. Сначала, чтобы определить принадлежность к семье, ребенка могли называть Пантелеем, Мирослава сыном. Потом к имени прибавлялся суффикс "-ич". Такая вольность разрешалась сперва только знатным людям. Но вскоре эта традиция прижилась повсеместно.

В современном обществе уже невозможно обойтись без отчества. Особенно на торжественных и официальных мероприятиях это даже необходимость. А ведь сначала такая привилегия давалась только высшему классу. Только после отмены крепостного права обычному мужику разрешили давать и носить отчество.