Сочинение-описание картины Пластова «Ужин трактористов. Сочинение описание картины ужин трактористов пластова Картина пластова ужин трактористов мнение ценителей искусства

Художник Аркадий Пластов – Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии имени И.Е. Репина, автор тематических и исторических картин, иллюстратор, портретист и пейзажист. Его называют одним из самых ярких и самобытных мастеров.

Аркадий Александрович Пластов родился в селе Прислониха Симбирской губернии 31 января 1893 года, в семье сельского потомственного иконописца Александра Григорьевича Пластова. Аркадий был шестым ребёнком в семье.

Автопортрет

Надо , чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…

Аркадий Пластов.

Родители будущего художника мечтали, что их сын станет священником и после того, как Аркадий окончил третий класс сельской школы, его отдали в Симбирское духовное училище. А ещё через пять лет, в 1908 году, Пластов поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Случилось так, что весной 1908 года Аркадий познакомился с работниками артели иконописцев, которые приехали подновить церковь в Прислонихе. Руководил работой артели отец художника. А кроме того, Александр Григорьевич Пластов был церковным старостой и псаломщиком. Архитектором, который построил церковь в Прислонихе, был дед будущего великого художника Григорий Гаврилович Пластов.

Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев.

Зимний праздник (Никола)

Отец научил Аркадия растирать краски, начал обучать основам живописи. Впоследствии художник вспоминал:

…саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. Быть только живописцем и никем более!» — шептал я тогда пересохшим от волнения губами.

Осенью 1908 года внезапно умирает отец будущего художника. Аркадий поражён этой смертью и его горю просто нет предела. Он возвращается в семинарию, но учится без всякой охоты.

Тяжело вспоминать», но обучение у духовном училище, длилось долгих пять лет. В семинарии «царил суровый, скучный режим, изоляция от внешнего мира» и «молитва по команде раз двадцать на день, разнузданная жестокость старших по отношению к младшим.

Чтобы скрасить пребывание в семинарии Аркадий много читает и рисует портреты своих однокурсников. Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. От Вишнякова Аркадий узнал о существовании различных направлений в живописи, о архитектуре и архитектурных стилях и был поражён великолепной архитектурой Парижа и Рима, которую увидел в книгах.

Вскоре в семинарии, как вспомогательную дисциплину, ввели урок рисунка. Уроки рисунка вёл начинающий художник Д.И. Архангельский, который вскоре стал наставником Аркадия Пластова. Картины Васнецова, Сурикова, Репина и Нестерова просто очаровали Аркадия:

Я начал малевать богатырей, домовых в конюшнях, леших, лошадей богомолок на пустых проселках, жнецов в знойных полях, стариков в чапанах, убогие деревеньки, занесенные снегом…

И чем больше юноша узнавал о мировой живописи, знакомился с творчеством русских художников, тем сильнее было его желание стать живописцем.

Профессор семинарии Вишняков ввёл молодого художника в круги симбирской знати и достаточно скоро нашёл для Аркадия попечителя, который согласился оплачивать обучение молодого художника в Москве. Да ещё и Симбирская управа согласилась выплачивать талантливому молодому человеку стипендию в размере 25 рублей в месяц.

Впрочем, практически всю эту стипендию Аркадий отдавал матери, которая жила в Прислонихе с тремя малолетними детьми.

Теплый весенний день

Через четыре года, в 1912 году, Пластов поехал в Москву с решением стать живописцем. В последствии он так описывает свою первую встречу со старой столицей:

Сам не свой, я брожу по Москве, как во сне. Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я – крепкий, как жила, парень в 19 лет – задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев?

Ярая весна

Однако, не имеющего системной подготовки Пластова в МУВЖЗ не приняли и он поступил учеником в мастерскую И.И. Машкова, а затем перешёл в Строгановском училище, вольнослушателем, где его наставниками были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский.

В 1914 году молодой художник поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

А когда случилась октябрьская революция Пластов оставил Москву и вернулся в родную Прислониху, устроился на должность секретаря сельского совета, крестьянствовал, а в свободное время рисовал.

Лишь через восемь лет, в 1925 году Аркадий Александрович вернулся в Москву, где рисует сельскохозяйственные плакаты, но малую родину не забывает и часто гостит в Прислонихе, принимает самое активное участие в организации колхоза в родном селе, два года работает рядовым колхозником, только на зиму выезжает в Москву со справкой о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности».

В 1931 году случилась трагедия – пожар уничтожил 59 дворов в Прислонихе, в том числе и дом Пластова — в огне погибли все работы художника. У художника уцелел только огород и корова.

С того момента Пластов полностью отказывается от крестьянствования и всё своё время посвящает живописи. Именно в тот период у Аркадия Александровича появляется правило: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре. Художник с великой тщательностью пишет этюды всех частей и деталей будущей картины в результате чего эскиз каждой картины «обрастает» огромным количеством рабочих набросков, этюдов, зарисовок.

Для написания картины «Купание коней» (картина писалась по заказу для выставки «ХХ лет РККА и ВМФ», художника командируют в воинскую часть, которая квартировала в районах Кавказских предгорий.

Купание коней

В автобиографии Пластов так описывает процесс работы над картиной «Купание коней»:

Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше.

В 1935 году Аркадий Александрович показывает в Москве свои картины «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Публика принимает картины очень хорошо и Пластов становится постоянным участником всех больших художественных выставок.

А ещё через два года картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» приносит автору и успех, и всесоюзную известность.

Колхозный праздник (Праздник урожая)

Яркое, красочное полотно показывает быт советской деревни в тридцатых годах.

Вот что сам художник писал о художественном замысле этого полотна:

Шум, толчея, гам, . Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался – куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться… в процессе работы пришлось сделать около двухсот этюдов.

Эта картина, «агитация за счастье» — групповой портрет русского крестьянства:

Жить стало лучше, жить стало веселее!», кумачовый транспарант, развёрнут над праздничным застольем колхозного праздника. Вверху картины, над колхозным застольем, и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. После смерти И.В. Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Пластов сказал: «Нет. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда.

Пред самым началом Великой Отечественной войны Пластов пишет несколько больших композиционных акварелей, в том числе и автобиографическое полотно «Выборы комитета бедноты».

Выбор комитета бедноты

В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вернутся лишь человек 20. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин, и другие портреты односельчан.

В военные годы художник пишет целую серию картин, которые отличаются от всех его предыдущих работ огромным драматизмом. Тут можно вспомнить «Гитлеровцы пришли», «Один против танка», «Защита родного очага».

Фашист пролетел

А полотно «Фашист пролетел» стало одним из самых трагических и сильных художественных произведений, написанных во время войны и о войне. Вот что о картине писал О. Сопоцинский:

Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне.

Полотно «Фашист пролетел» замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты.

В 1943 году майора интендантской службы Пластова командируют в очищенный от фашистов Сталинград. Художник был до глубины души поражён размером и глубиной увиденного в тех местах человеческого горя и внезапно, впервые, написал обнажённое женское тело в картинах «Трактористки» и «Суббота». Жизнь должна победить и сокрушить смерть – вот сокровенный замысел этих картин.

Трактористки

А картина «Трактористки» висела в мастерской художника до самой его смерти. Пластов называл их «Сияющими купальщицами, создающими в мастерской прямо праздник»:

Они сияют мне со стены радостью и зноем поля и чистых своих тел. Страшно даже подумать сейчас, что вот ушли бы и они от меня, а я остался бы с жалкой кучей бумажек.

А потом пришла долгожданная победа.

Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство, мы, художники, – пишет Пластов в своей автобиографии, – должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости… Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда; миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос»… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь.

Радостная изумрудная зелень луговых трав, смеющийся солнечный день, с удовольствием и задором работающие косари, искрящиеся краски солнечных лучей и красок природы – весь мир ликует и приветствует наступивший долгожданный мир.

Художник писал:

…несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы-берёзы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов, — всего этого было в переизбытке.

Художник пишет одновременно две картины: «Сенокос» и «Жатва». Если «Сенокос» — это яркая радость, то «Жатва» рассказывает о непростой жизни в послевоенной советской деревне: нелегок труд крестьянина.

Прогуливаясь по ржаному полю художник увидел сценку крестьянского обеда, когда сильные работают с невиданным упрямством, а старые и малые отпущены на обед:

Мотив очень соответствовал моему взгляду на некоторые вещи. Передо мною возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу.

В 1946 году Пластов пишет одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег».

Первый снег

В 1947 году – «Едут на выборы», через два года – «Колхозный ток», ещё через два года «Ужин трактористов».

Ужин трактористов

Через семь лет эту картину («Ужин трактористов») покажут на выставке в Лондоне и Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер увидев картину скажет:

Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе.

В 1953-1954 годах Пластов пишет великолепный картины «Юность» и «Весна».

«Весна» — это, пожалуй, одна из лучших работ художника. После того, как картину выставили в Третьяковской галерее, посетители стали называть это полотно «Северной Венерой».

Вот что написала о «Весне» И. Емельянова:

Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному». Неожиданно смело и вместе с тем изысканно красиво сопоставление розово-перламутровых тонов нежного обнаженного тела молодой женщины и русых рыжеватых волос с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с теплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Мастерство живописца проявляется и в передаче материальности изображенных вещей: холодной тяжелой воды в ведре, ярко начищенного медного таза и т.д.

В шестидесятых годах художник создаёт целый ряд полотен, посвященных русской женщине, счастью материнства: «Солнышко», «Из прошлого», «Мама».

Последнее полотно («Мама») наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все в картине сгармонировано, все служит одной цели – созданию настроения радостной приподнятости (М. Ситина)

Художник работал до своего последнего дня.

Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и нежное сияние сентябрьского солнца, золотисто-коричневый бархат борозд, какая-то акварельной прозрачности зелень поникших подсолнечников по краям огорода, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво, как-то лучезарно свято, трогательно чуть не до слёз, и так всё значительно, так всё наполнено милой жизнью, что просто ужасно жалко, что вот всё собираешь этюды, а приступить к картине не хватает духу, — а вдруг не осилишь! Бесконечно много можно увидеть здесь [в родной Прислонихе], и невольно вздрогнет сердце, а вдруг не осилишь, и невольно подтвердишь себе, в который уже раз, что нет ничего лучше, чем быть живописцем.

Умер Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в своей родной деревне Прислониха.

Картины художника Аркадия Александровича Пластова

Название неизвестно

Из прошлого

Смерть дерева

Арка Тита

Когда на земле мир

Сбор картофеля

Облачные тени

Горожанка

Весна на Мирской горе

Внук рисует

Колхозный ток

Немцы идут (Подсолнухи)

Едут на выборы

Август колхозника

Пастух Виталий

Солнышко

Лирический живописец Аркадий Пластов всегда использовал для своих картин незатейливые и простые сюжеты, в которые он вкладывал глубочайший смысл. Известно, что Аркадий Александрович писал свои неповторимые живописные полотна в советский период, поэтому каждая его картина лирична и прекрасна. Прежде всего, Пластов обращался к картинам природы, поэтому каждое его полотно - это пейзаж, на фоне которого и разворачивается действие. В его картинах совсем нет конфликта, переживаний, поэтому каждое его полотно поэтично и выразительно. Одной из таких выразительных и живописных полотен художника Аркадия Пластова стала удивительная картина «Ужин тракториста», в которой как раз и отразились все особенности изображения художником действительности.

Сам Аркадий Александрович относил создание своей удивительной картины «Ужин тракториста» к 1951 году. Известны и ее размеры: 260 на 167. Выполнена эта пейзажная пластовская работа на холсте, а художник для воплощения своего замысла использовал не просто краски, а она была выполнена маслом на холсте. Нравится то, что картина имеет простой сюжет и незатейливые образы героев, которые легко будет восприниматься человеком. Какой-то очаровательной легкостью веет от этого живописного полотна, а образы, которые создал художник, просты.
еносит каждого зрителя, смотрящего на картину, в один из самых обыкновенных летних дней, когда идет уборка урожая. Но день уже начинал клониться к закату. Вечернее время на картине изображено художником чудесно и красиво, так как солнышко медленно садится за горизонт, но его последние и уже совсем неяркие лучи немного освещают небо, а на землю постепенно ложится густая тень, которая вскоре превратиться в сумрак и темноту, а потом наступит глубокая ночь. И лишь только утром опять появиться солнце, которое разгонит сумрак ночи. А пока густые тучи понемногу заволакивают небо.

Вдалеке тени начинают ложиться на черное поле, которое совсем недавно вспахали. И на него попадают еще теплые, но такие красивые в закате дня, золотистые лучи. Но уже веет наступающая вечерняя прохлада, и ее невозможно не заметить. Зеленая трава еще пока видна, поэтому люди, которые целый день трудились в поле, наконец-то решили отдохнуть и поужинать. Оставив свой трактор, они присели на траву и стали ждать свой ужин. Несколько ласковых солнечных лучей коснулось плеча молодого и симпатичного тракториста, который устал и теперь с удовольствием отдыхал после сложной работы. Они наслаждается этой минутой покоя, и, наверное, им предстоит еще работать ночью. Ведь им обязательно нужно выполнить свою работу, и убрать весь урожай в срок, чтобы он не смог пропасть.

Рядом с трактористом присел и молодой парень, скорее всего, его надежный помощник. Может быть, он пока еще учиться работать в поле, управлять трактором, а в скором будущем, он сам сможет занять место тракториста, и тогда работа будет идти еще быстрей. Парень тоже ждет, когда же принесут его ужин, а пока он немного замечтался. Вдруг старший из трактористов замечает, что девушка несет им ужин. Он, думая о своей работе и семье, начинает резать хлеб. Хлеб свежий и хрустящий.

И вот молодая девушка в белом чистом халате и в такой же белоснежной косынке подходит к ним, она принесла ужин. А трапеза у трактористов самая обычная: хлеб и молоко. Но зато, какой он долгожданный и желанный! Молодой парень, лежа на траве, наблюдает за тем, как девушка наливает в кружки ароматное молоко из небольшого бидона. Он даже ложку успел приготовить. Все эти люди, изображенные Аркадием Пластовым, живут по - разному, у каждого из них свой стиль жизни и свои жизненные интересы. Но совместная работа сплотила их, у них появилось и душевное родство друг с другом.

Центральное место в картине Аркадия Александровича, конечно же, занимают люди. Но даже их жизнь обозначена цветами, которые использовал художник. Вся цветовая гамма яркая, и выделяется на фоне спокойных оттенков цветов природы. На молодом, но уже опытном трактористе надета майка, она красного цвета. И в этом виден контраст с девушкой, которая приносит им ужин. На ней все вещи имеют чисто белый цвет. Даже молодой парень - помощник одет в светлую одежду. Вокруг героев картины зеленая трава и мелкие цветы, которые обычно всегда можно встретить в поле. Люди устали, но довольны тем, что смогли за день вспахать такое большое поле.

В картине Аркадия Пластова нет никаких переживаний и эмоциональных проблем, все кажется простым и ясным. Жизнь людей в сельской местности всегда проходит умиротворенно и размеренно. Каждый день они трудятся до самой темноты, а ночью отдыхают, чтобы утром опять трудиться. Необычная чарующая и колдовская атмосфера передана художником на его восхитительной и спокойной картине.

Пластов Аркадий Александрович (Род. в 1893 г.)

Советское искусство может гордиться выдающимися художниками, определившими лицо советской художественной культуры. К таким художникам принадлежит А. А. Пластов. Это великолепный мастер сложной картины и беглого этюда, прекрасный иллюстратор, художник чрезвычайно разносторонний по своим творческим устремлениям. Вместе с тем его искусство отличается удивительной цельностью. Это объясняется тем, что с первых шагов его искусство глубоко и непосредственно связано с борьбой, думами и чувствами родного народа и в первую очередь с людьми, которых он великолепно знает, - с крестьянством. В деревне Прислониха Ульяновской области он родился и вырос. Здесь, уже окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он крестьянствовал в первые годы после революции. Здесь в 1930-х годах он опять всецело посвятил себя любимому искусству. Здесь он живет и работает до сих пор.

Жизнь родной деревни - неизменная тема картин Пластова, хотя в них порой мы и не найдем конкретных примет именно этой деревни и ее обитателей. Как и всякий большой художник, Пластов - мастер художественного отбора и обобщения, умеющий в конкретном видеть общее, присущее времени. Непосредственное участие в ней позволило этому прекрасному живописцу в его многочисленных работах избежать декларативности и прямолинейности. Его произведения проникнуты живым и трепетным ощущением действительности. Зритель никогда не сомневается в реальном существовании героев Пластова. Его глубоко волнуют те чувства, которые выражает художник, - чувство гордости силой простых людей, восхищение их самозабвенным трудом на родных полях.

Искусство Пластова яркое, смелое, жизнеутверждающее. Это объясняется склонностью художника к изображению таких сторон жизни, в которых раскрывается оптимизм советского человека. В сцене деревенского труда или шумного праздника, в эпизоде из жизни деревенских ребятишек или портрете молодой колхозницы - везде чувствуется уверенность в духовной стойкости русских людей, наших современников, исполненных чувства собственного достоинства и внутренней силы.

К лучшим произведениям Пластова принадлежит картина "Ужин трактористов". Это полотно отличается несложностью композиционного решения, ясностью образов людей, предельной простотой сюжета.

В самом деле, что может быть проще изображенного Пластовым. На землю спускаются сумерки, вспаханное поле потемнело, и свет заходящего солнца окрасил все в жгучие красновато-золотистые тона. Около трактора расположились на ужин тракторист и мальчик - его подручный, которым в поле принесла хлеб и молоко девочка в аккуратном белом халате. Сейчас для трактористов наступила блаженная минута недолгого отдыха (ведь им предстоит работать и ночью): старший режет хлеб, парнишка следит за густой струей парного молока, которое наливает девочка. Вот и весь сюжет. Ничего особенного. Никаких сложных переживаний. Никаких острых житейских коллизий.

И все же этот незатейливый сюжет уже наталкивает на размышления. Художник посвящает свое произведение изображению труда простого советского человека, хотя сам трудовой процесс и не показан. Перед зрителем предстают люди, немало и успешно поработавшие за долгий день. Ему ясно, что труд этот нелегкий, что он потребовал и от тракториста и от парнишки больших усилий.

Однако даже при самом беглом взгляде на картину убеждаешься, как мало дает для ее понимания пересказ сюжета. Видимо, дело заключается в интерпретации этого сюжета, кстати не раз использовавшегося другими художниками. На чем же сконцентрировал внимание Пластов? Что особенно мило и дорого ему в изображенной сцене?

Конечно, прежде всего привлекают его люди, их облик, их состояние. Недаром художник поместил фигуры на первом плане и акцентировал их яркими цветовыми пятнами - белыми халатом и косынкой девочки, горячим красным цветом майки тракториста, светлым голубым пятном майки паренька.

Пластов расположил фигуры компактной группой, и это сообщило ей большую цельность. На первый взгляд кажется, что и тракторист, и парень, и девочка, занятые каждый своим делом, погружены в свои мысли и не связаны друг с другом общим действием. В самом деле, тракторист, не обращая внимания на остальных, бережно режет хлеб - быть может, в эту минуту его мысли далеко от работы, от вспаханного поля, от людей, расположившихся около него. Девочка старательно переливает молоко из бидона в кастрюлю, и только это, видимо, занимает ее в данный момент. Паренек, повалившийся в густую траву, предвкушает будущий ужин, все его внимание сосредоточено на молоке. Таким образом, в картине отсутствует единое действие в прямом понимании этого слова. Однако зритель не чувствует разобщенности в изображенной группе. Напротив, он ощущает ее единство. Очевидно, это единство определяет нечто более значительное, чем общее действие, а именно единство мыслей и чувств, интересов и стремлений изображенных людей.

Подобно тому как в дружной семье всегда ощущается глубокая близость членов этой семьи, что бы они ни делали в данный момент, так и героев картины Пластова объединяет такая же близость. Может быть, они и не родственники, но их облик настолько родствен друг другу, их действия и состояния так непосредственны и исполнены такой простоты, что сразу же ощущаешь одинаковый строй их чувств и помыслов.

Естественность внешнего облика, поз, жестов - большое завоевание Пластова в этой картине. Как часто можно видеть произведения, где герои словно поставлены на котурны, где они не живут своей жизнью, а разыгрывают пьесу, стараясь в точности выполнить все режиссерские указания художника. В произведении Пластова этого нет. Изображенные здесь люди таковы, какими их увидел автор в действительности и бережно перенес на холст.

Здесь возникает вопрос: в чем же тогда заслуга Пластова, коль скоро он лишь изобразил правдиво то, что подметил в жизни? А заслуга эта очень большая. Ведь изображение той сцены, которая представлена в картине, потребовало не простой фиксации видимого, а глубокого его осмысления, тщательного отбора, подчеркивания и углубления тех черт в персонажах, которые соответствовали замыслу художника и той идее, которая положена в основу произведения.

Внутреннее единство людей в картине, то ощущение их близости и родства, о котором мы говорили, являлись целью Пластова во время работы над полотном. Ведь, возможно, в жизни прототипы изображенных отличались различными характерами, отношением к миру и людям. Но такие различия отсутствуют в картине. Это объясняется отношением художника к своим героям - сердечным, дружественным и теплым.

Несомненно, главным лицом в картине является тракторист. Его внешний облик весьма непритязателен. На нем старая майка и накинутый на плечи видавший виды ватник. Голова с выбившейся прядью непокорных волос покрыта истрепанной фуражкой. Лицо обросло жесткой щетиной. Черты этого простого лица не отличаются правильностью. Но, несмотря на неказистость внешнего облика, тракторист вызывает глубокую симпатию. От него веет силой и глубокой мудростью. Видимо, не случайно изобразил его художник бережно отрезающим от каравая кусок хлеба. Хлеб - плод труда тракториста, пахавшего это же поле год назад и убиравшего с него урожай. Вот почему он режет этот хлеб с чувством глубокого удовлетворения и в то же время с огромным чувством благодарности к земле, которая его поит и кормит.

Хотя Пластов ни в малейшей степени не нарушает естественности общей ситуации и тем более не "поднимает" искусственно образ тракториста по отношению к другим персонажам, этот образ воспринимается как символ народной мудрости, как символ свободного труда. И в этом отношении он определяет образный строй картины.

Образы паренька-подручного и девушки отличаются от тракториста. Они кажутся менее значительными. Это и понятно. Они молоды и непосредственнее, живее реагируют на окружающее, чем тракторист. В самом деле, достаточно сравнить, как режет хлеб колхозник и как наливает молоко девушка, чтобы почувствовать это различие. Если первый отрезает кусок с каким-то особым благоговением, то в девочке этого благоговения совсем не чувствуется. Если склоненная голова тракториста намекает на то, что он погружен в свои думы, то наклонившаяся головка девушки свидетельствует лишь о ее внимательности и желании как можно лучше выполнить поручение. Контраст становится еще более очевидным, если сравнить образы тракториста и парня. В последнем нет и намека на раздумье. Он весь отдался предвкушению сытного и вкусного ужина.

Великолепно в смысле чисто живописном объединил Пластов всю группу и одновременно противопоставил образу тракториста девушку и подручного. Все фигуры объединены красноватым светом заходящего солнца, который сообщает общему колориту особую теплоту. Этот свет смягчает вспышки кирпично-красного, голубого, белого. Нетрудно заметить, что художник не случайно набрасывает на тракториста темный ватник, глушит зеленый цвет его фуражки, погружает в тень его лицо и грудь. Напротив, ярким пятном он выделяет фигуру девушки, освещает солнцем спину и голову парнишки. Таким образом, колоритом и освещением он противопоставляет трактористу образы молодых героев картины.

И все же, повторяем, в этом противопоставлении не ощущается никакого противоречия. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве. В огромной степени созданию ощущения этого единства способствует пейзаж, великолепно написанный художником.

Группа людей расположилась на земле, заросшей густой травой и дикими полевыми цветами. А за ними расстилается необозримый простор свежевспаханного поля. Это уходящее к далекому горизонту пространство, над которым раскинулось небо, затянутое белесыми вечерними облаками, производит величественное впечатление. Оно рождает чувство торжественного покоя, сообщая картине эпическое звучание. Тишина полей отвечает состоянию задумчивости, в которое погружен тракторист, и молчанию девушки и парня. Природа, подобно людям, наслаждается покоем после солнечного дня.

Нередко можно слышать о какой-либо картине: "Она (эта картина) наполнена светом и воздухом!" К картине Пластова эти слова можно отнести с полным правом. Глядя на нее, мы словно ощущаем свежий вечерний воздух, ласкающий лицо. Воздух почти неподвижен: дымок от мотора трактора лишь слегка колышется, он медленно относится в сторону (изобразив дымок, Пластов придал особую ощутимость воздушному пространству, дал почувствовать тихую, безветренную погоду и сообщил особую интимность изображенной сцене).

"Ужин трактористов" - одна из самых поэтичных картин Пластова. Но нелегко ответить на вопрос, в чем секрет этой поэтичности. Быть может, в волшебном вечернем освещении, придающем мягкость очертаниям фигур, пейзажу, предметам. Может быть, в удивительном слиянии человека и природы. А вернее всего, в величайшей простоте и сюжетного мотива, и облика людей, и пейзажа, простоте, которая является высоким проявлением жизненной правды. В этом полотне Пластов избегает всего, что может усложнить повествование, нарушить мерный, неторопливый и проникновенный ритм рассказа. Проста сама композиция картины, плоскость которой делится на две почти равных части: внизу крупные фигуры людей, вверху вспаханное поле и высокое небо. Просты линейные ритмы. Прост, непритязателен облик изображенных людей. Просты в своей неиссякаемой силе окрашенные заходящим солнцем тяжелые пласты земли и буйная поросль трав.

Горизонт в картине очень высокий. Это позволяет Пластову изобразить трактористов и девушку на фоне земли и придать всей сцене особый оттенок теплоты и интимности. В ореоле возвышенного и величественного здесь, таким образом, предстают не люди, а темная земля и светлая небесная высь. Но сила, исходящая от природы, невольно переходит и на людей, ибо они хозяева этой благодатной земли, умеющие владеть ее богатствами и подчинять их себе. Именно как хозяин земли, политой его потом, воспринимается тракторист, полный чувства собственного достоинства и того удовлетворения, которое приходит с уверенностью в хорошо сделанном деле.

Аркадий Пластов - знаменитый русский художник, изображающий на своих картинах жизнь и быт простых русских людей. Его произведение «Ужин трактористов» так же написано на данную тематику. Год появления картины на свет 1951.

На переднем плане картины изображена девушка в светлом платье и такого же цвета платке. Она наливает молоко двум трактористам: мужчине и мальчику. Скорее всего, это её отец и брат. Весь день работавшие в поле, трактористы с нетерпением ждут своего скромного ужина в виде булки хлеба и молока. Люди, ставшие героями данной картины, простые крестьяне. Они много работают, с утра и до вечера проводя время в поле, это видно по темному загару их кожи. Справа от них художник изобразил трактор, который еще не остыл после долгого рабочего дня.

А за спинами героев, на заднем плане картины, расположилось огромное распаханное трактористами поле, встречающее тёплый летний закат. Вспаханное поле - результат труда двух трактористов, как и будущий хороший урожай.

Семья на картине кажется по-настоящему счастливой. Они привыкли к тяжелому труду, и не боятся его, поэтому даже чувство усталости кажется приятным. Аркадий Пластов - уникальный художник, обладающий способностью показывать всю красоту труда простого человека.

Понравилось сочинение? Расскажи о нём друзьям!

Один из самых талантливых советских художников, который создал в 1951 году прекрасное полотно «Ужин трактористов» был Аркадий Пластов. Все его художества отличаются какой-то особой простотой сюжета. Но, больше всего мне понравилась именно эта картина.

В основе картины мы видим темное, вспаханное поле. На переднем плане расположился трудолюбивый тракторист и его помощник. Они только что закончили полевые работы и выключили свой могучий трактор. От мотора выключенной техники еще идет горячий пар. Это и свидетельствует о том, что труженики только присели после длинного рабочего дня. Молодая девушка наливает им свежего, парного молока.

На первый взгляд, достаточно простой сюжет, что свойственно работам автора. Но, если всмотреться поглубже, и задуматься, можно увидеть то главное, что хотел показать нам художник. Он представляет нам образы работающих людей, которые с утра и до вечера проводят время в поле, взрыхляют землю, засеивают новый урожай и весь теплый сезон следят за ним, дабы осенью собрать такие заслуженные плоды и богатый урожай.

Работая на земле, человек получает удовольствие оттого, что он делает. А, иначе, ничего не получится. Все живые растения, матушка земля особо чувствуют то настроение, с которым мы приступаем к работе. Поэтому, только положительный настрой позволит получить желанный результат.

Глядя на главных персонажей картины, мы не видим на их лицах особой усталости. А это потому, что они работают с удовольствием. Девушка, которая принесла труженикам молоко и хлеб, скорее всего, является их родственницей. Думаю, это дочь старшего мужчины. Она бросила все домашние дела и помчалась на поле напоить своих родных мужчин. А те, в свою очередь, с огромным нетерпением ждали ее появления, чтобы немного полакомится угощениями и отдохнуть, упав на свежую, зеленую траву.

Это прекрасная, реалистичная картина, которая показывает нам отношение дружной, хорошей семьи, где все заботятся друг о друге.