Скрипка какой музыкальный инструмент. Скрипка, история происхождения, ноты. Бальдр – бог весны

Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию.

История появления скрипки

Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор.

С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество

Как устроена скрипка

Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части — это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки — корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют или тополь.

Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе.

Обечайки и душка

Обечайки — это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке.

На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента — душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса.

Струнодержатель

Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку.

Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева.

Гриф

На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф — округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.

Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй.

Струны

Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны — очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.

Как ни странно, но овечьи кишки — то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги".

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Скрипка-лиса

Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта — Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни — Игорь Саруханов? Скрипка-лиса — настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель.

Стоит ли учиться играть на скрипке?

Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке — очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.

Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели — 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка — 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус.

Уникальный музыкальный инструмент

Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь
и вселяет в нас надежду, остальное-как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословению я по небу лечу…

Трудно встретить в наше время человека, не имеющего представления о скрипке — основном музыкальном инструменте, относящемся к семейству смычковых. Скрипка — один из наиболее благородных, широко распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Царица музыки — так наиболее метко характеризуют этот удивительный по красоте звучания музыкальный инструмент. Огромные исполнительские возможности, богатство, выразительность и теплота ее тембра обеспечили этому инструменту вместе со своими сородичами — альтом, виолончелью и контрабасом ведущее положение в симфонических оркестрах, в различного рода ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту.

История скрипки

Сведения по истории смычковых музыкальных инструментов не очень богаты и подробны, как этого хотелось бы. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые смычковые инструменты появились именно у восточных народов.
Древнейшим смычковым инструментом, по-видимому, был раванострон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служит грифом и шейкой, в верхнем конце палочки сделаны отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок из бамбукового дерева, изогнутого дугой, был снабжен волосами. Звук раванострона слабый, глухой, но приятный. По преданию раванострон был изобретен Раваной, царем цейлонским, за 5000 лет до н. э. Раванострон сохранился и до настоящего времени у странствующих жрецов Будды.
К последующим древним смычковым инструментам можно отнести ребаб. Ребаб (ребеб, ребек) имел корпус, сделанный из четырех деревянных пластинок, составляющих рамку, на которой натянуты два куска пергамента, образующие нижнюю и нерхнюю деки. Гриф имеет форму цилиндра и составляет вместе с головкой одно целое. Ножкой служит железный прутик, прикрепленный к грифу, который проходит через весь инструмент и служит опорой во время игры. В IX веке в сочинениях о музыке средних веков упоминается смычковый музыкальный инструмент лира —однострунный инструмент с подставкой, подгрифником и подковообразными отверстиями в деревянной деке (это не та лира, которую обычно изображают в древнегреческой мифологии).
В XIII—XIV столетии появился еще один из видов смычкового музыкального инструмента — фидель, который явился прообразом виолы. Корпус фиделя строился уже по другому принципу, чем лира. Корпус состоял из вытянутой рамки, верхней и нижней деки. Верхняя дека имела вырезы. В таком виде корпус фиделя был похож на гитару, а в дальнейшем перешел к форме виолы.
Уже в XIV столетии появилось большое количество видов виол, а в XVII веке их уже насчитывалось десятки видов. Наиболее широко применялись следующие: очень большая виола — бас; большая бас-виола де-гамба (гамбами (от итальянского гамба — нога) назывались все инструменты, которые во время игры держали между коленями, тогда как виолами де-браччио (от слова «рука») назывались в отличие от гамб все инструменты, которые во время игры держали в руках.); малая бас-виола де-гамба в пяти вариантах по настройке; тенор-виола и альт-виола де-гамба, каждая в двух вариантах настройки; кант-виола де-гамба в четырех вариантах; виола бастарда в пяти вариантах; виола де-браччио в четырех вариантах. Из этих разновидностей виол в дальнейшем развились контрабас, виолончель, альт и виолина — скрипка. Последний инструмент образовался из виолы посредством уменьшения в объеме (виолина — есть уменьшительное от слова «виола»).
Виолина — скрипка или настоящая дискантовая скрипка существует с первой половины XVI столетия. Родина ее — Северная Италия. Изобретение скрипки в таком виде, в каком мы ее знаем, приписывается итальянскому мастеру немецкого происхождения, жившему в Болонье, Гаспару Дуифопруггару (1467—1530), который изготовлял вначале виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 г. Гаспаром Дуифопруггаром и сохранившаяся до наших дней, хранится в Нидергейском собрании и г. Аахене. Эта скрипка была сделана для короля Франца I.
Дальнейшее свое развитие смычковые инструменты получили и XVI—XVII веках в городах Северной Италии — Брешии и Кремоне. Наиболее выдающимися мастерами в Брешии были Гаспар Бертолотти (1540—1609) и Паоло Маджини, в Кремоне — Никколо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу. В то время самыми распространенными смычковыми инструментами были виолы, поэтому Бертолотти и Маджини делали главным образом эти инструменты. Но известны и скрипки их работы. Особенно ценятся скрипки Паоло Маджини, которые создали ему славу величайшего мастера брешианской школы. На скрипках Маджини играли Берио, Вьетан, Марто и другие знаменитые скрипачи.
Андреа Амати (1535—1612) был основателем кремонской школы скрипичных мастеров. Однако скрипки его работы встречаются в настоящее время редко. Сыновья Амати — Антонио (1555—1640) и Иероним (1556—1630) работали по образцу отца и тем не менее формы их скрипок уже свидетельствовали о значительном прогрессе. Сыном Иеронима — Никколо (1596—1684) заканчивается род мастеров семейства Амати, в течение полутора веков пользовавшегося всемирной славой. Они по праву считаются основателями кремонской школы, но им не суждено было довести скрипку до высшего совершенства. Это сделал величайший мастер всех времен ученик Никколо Амати — Антонио Страдивари, имя которого известно не только любому образованному музыканту, но и вообще всякому культурному человеку.
Антонио Страдивари родился в 1644 г. и по некоторым сведениям можно судить, что уже в 13-летнем возрасте начал заниматься скрипичным мастерством. К 1667 г. Страдивари закончил учение у Амати и с этого времени начал самостоятельно изготовлять смычковые инструменты. Первые самостоятельные работы Страдивари, хотя и носили явные признаки влияния учителя, однако уже отличались изяществом форм и мощным звуком. Период творческих исканий, в течение которого Страдивари выработал собственную модель, длился около 30 лет. Несмотря на то что до конца своей долгой (93 года) жизни он оставался экспериментатором, с 1695 г. существенных отклонений от разработанных им моделей уже не было.
Страдивари создал идеал скрипки как по форме, так и по звуковым качествам. Страдивари также принадлежит честь завершения формирования виолончели в том виде, в котором она дошла до наших дней.
Наиболее способным учеником Антонио Страдивари был Карло Бергонци (1686—1747), скрипки которого имеют много общего с инструментами учителя. Одним из современников Страдивари и его соперником был Бартоломео Джузеппе Гварнери — внук родоначальника династии скрипичных мастеров Андреа Гварнери. Джузеппе Гварнери было присвоено прозвище «дель Джезу», так как на этикетках своих инструментов он ставил значок, напоминающий эмблему монашеского ордена иезуитов. Сведений о жизни Гварнери почти не имеется. Долгое время была распространена легенда о том, что он последние годы провел в тюрьме и там делал скрипки, а тюремщик сбывал эти инструменты с большой выгодой для себя. Однако достоверность этой легенды весьма сомнительна.
Инструменты Гварнери отличаются от скрипок Страдивари более плоской формой деки и покрыты лаками самого разнообразного оттенка — от золотисто-желтого до вишневого. Звук скрипок сильный и сочный, особенно при игре в больших концертных залах. В связи с этим инструменты Гварнери особой популярностью пользовались в XIX веке, когда скрипки вышли за рамки тесных камерных помещений.
Существовали в Италии в XVII—XVIII веках и другие скрипичные школы — венецианская, миланская, неаполитанская, флорентийская и другие. Однако эти школы не приобрели такого значения, как кремонская и брешианская.
Свой вклад в развитие скрипичного мастерства внесли и другие страны. Во Франции скрипка появилась позднее, чем в Италии. Одним из первых скрипичных мастеров во Франции был Каспар Тифенбруккер (1553—1571), он же Дунфопруггар — житель Лиона. Однако скрипки его работы до наших дней не сохранились. Известны в настоящее время только виолы, изготовленные Тифенбруккером.
Наиболее выдающимся из ряда других французских мастеров считают Никола Люпо (1758—1824). Люпо вышел из семьи, которая на протяжении нескольких поколений занималась производством скрипок. Он работал сначала в Орлеане, а затем в Париже. В своих работах Люпо опирался на модели скрипок Страдивари. Однако его инструменты, хотя и отличались громким звуком, но по богатству тембра уступали итальянским образцам.
Из французских мастеров XIX века всемирную славу завоевал Жан Батист Вильом (1798—1875). В 1819 г. Вильом приехал в Париж и там начал делать инструменты для скрипичного мастера Франсуа Жано, сконструировавшего оригинальную модель скрипки без углов и имевшего в связи с этим временно крупный успех своим нововведением. Под руководством высокообразованного Жано Вильом напряженно изучает образцы инструментов прославленных итальянских мастеров, а затем усиленно копирует модели Гварнери, Страдивари, да так искусно, что его работы принимают за оригиналы. Вильом был величайшим знатоком старинных инструментов, громадное количество которых прошло через его руки. Он был невероятно трудоспособен: им было изготовлено около 3000 инструментов. Вильом был непревзойденным мастером смычков, его виолончели имели превосходные концертные качества.
Большую известность получили тирольские скрипки. Тироль — это маленькая горная страна в Альпах, жители которой издавна зинимались резьбой по дереву, а также изготовлением музыкальных инструментов. Самым крупным скрипичным мастером, пользовавшимся в XVII веке чрезвычайной популярностью в Западной Европе, был Якоб Штайнер (1621 —1683). Скрипки Штайнера были похожи по форме на инструменты Никколо Амати, но отличались более высокими сводами дек; звучание инструментов Штайнера имеет мягкий, лирический характер. Было время, когда скрипки Штайнера ценились в несколько раз дороже инструментов Страдивари. Подлинных инструментов работы Штайнера в настоящее время очень мало. Встречающиеся ныне скрипки с этикетками Штайнера являются ничем иным, как подделкой, которой занимались тирольские мастера — последователи Штайнера.
Из немецких мастеров, следовавших образцам Страдивари, выдающихся успехов достигли Бахман, Хунгер, Эрнст и некоторые другие, работавшие в конце XVIII и первой половине XIX века.
В Англии узнали и оценили работы итальянских мастеров значительно позже. Английские мастера копировали Штайнера, а позднее скрипки Маджини, Амати и Страдивари. Известны английские мастера Барак Норман (1678—1740), Ричард Дьюк (работал с 1750 по 1780 г.), Беджамен Банке (1727—1795). Последователем Дьюка был Додд, замечательные смычки которого получили широкую известность.
Из голландцев наиболее известен Генбрик Якобе, работавший в Амстердаме с 1690 по 1712 г., ученик Никколо Амати. Большинство скрипок работы Якобса уже давно снабжены этикетками с именем Амати и обращаются в продаже как подлинные инструменты этого мастера.
В Польше в XVI веке работал замечательный мастер Мартини Гроблич (1555—1610), вероятно, ученик Маджини, следовавший ею образцам. Инструменты Гроблича превосходны и сейчас являются полноценными концертными инструментами. Кроме скрипок, Гроблич делал много виол, которые по технике выполнения, изяществу форм и чудесному звучанию являются шедеврами мирового значения. Из других известных скрипичных мастеров Польши можно назвать имена Яна Даккварта и Гроблича младшего (первая половина XVIII века), Миколая Савицкого (1792—1850), Кпучинского (конец XIX- начало XX века).
В Чехословакии скрипичное мастерство является распространенной профессией. Первые скрипичные мастера пришли в Чехию из Тироля и Баварии в конце XVI века. Наиболее талантливыми мастерами Чехии являются Томаш Эдлингер (1662—1729), Ульрик Эберле (1699—1768), выходец из Тироля, в 1725 г. основавший в Праге собственную мастерскую. В свое время Эберле считался лучшим мастером Центральной Европы; Кашпар Стрнад (1759 1823) работал по моделям Страдивари. Его скрипки пользуются известностью далеко за пределами Чехословакии. Из пражских мастеров XX в. можно назвать Франца Шпидлена (1867—1916), его сына Отакара Шпидлена (1895—1938), талантливого высокообразованного мастера и инструментоведа.

Истрия скрипки в России

Смычковые инструменты в России появились, по-видимому, в очень отдаленное время. Факт существования подобных инструментов в XI веке подтверждается изображением на фреске Киевского Софийского собора фигуры музыканта, держащего у плеча, подобно скрипке, смычковый инструмент. Первое литературное упоминание о скрипке в России было в 1596 г. в словаре Лаврентия Зизания, а одно из самых ранних дошедших до нас изображений — в 1692 г. в «Букваре» Кариона Истомина. Можно предполагать, что скрипка уже в близком к классическому типу виде появилась в России к началу XVI в. В некоторых литературных источниках указывается предположительно, что предшественником скрипки был своеобразный смычковый инструмент, называемый «суной». Такой инструмент бытовал в народной исполнительской практике до второй половины XIX века.
Суна имеет корпус скрипки и по своему устройству ее можно отнести к предшественнице скрипки — смычковой лире. Но если лира имела одиннадцать и более струн, то у суны, так же как и у скрипки, было лишь четыре струны. Наибольшее распространение смычковые инструменты получили на юге России — Молдавии, Украине, а также в Белоруссии и Поволжье.
Хотя скрипки и другие смычковые инструменты были широко распространены в народе, в среду правящих классов эти инструменты проникали лишь в исключительных случаях. Объясняется это постоянным враждебным отношением со стороны церкви, рассматривавшей эти инструменты как «бесовские игры». Не удивительно, что русские народные скрипки XVI и XVII веков, как и другие инструменты, предшествующие им, не сохранились до наших дней. Лишь в XVIII веке смычковые инструменты получили широкое распространение.
В XVIII веке появляются выдающиеся русские скрипачи-концертанты, среди которых замечательный артист и композитор Иван Евстафьевич Хандошкин. В что же время появляются и мастера по изготовлению смычковых инструментов. Вначале — это иностранцы, приглашенные в Россию, а затем и русские. Среди русских мастеров XVIII и XIX веков было много крепостных, обслуживающих оркестры своих господ. Материалы, из которых эти мастера делали свои инструменты были местные. Наряду с елью для верхних дек применялась сосна. Для изготовления нижних дек употреблялись клен, береза, ольха, липа. Среди работ крепостных мастеров были и весьма удачные инструменты, однако имена этих русских умельцев остались в большинстве неизвестными.
Одним из первых известных талантливых русских мастеров является Иван Андреевич Батов (1767—1841) —крепостной графа Шереметева. В 17 лет Батова отдали в обучение московскому инструментальному мастеру Василию Владимирову. Уже в 1789 г. после обучения в штатах крепостного театра Шереметева значился скрипичный мастер Иван Батов. До Отечественной войны 1812 г. Батов широкой известности не имел. Она пришла к нему только и 1814 г., когда Батов поднес Александру I скрипку своей работы и получил за нее награду 2000 руб. В 1822 г. Иван Батов сделал виолончель, высоко оцененную знаменитым виолончелистом того времени Б. Ромбергом. Батов поднес этот инструмент графу Д. Н. Шереметеву и получил за нее вместе со своей семьей вольную. В 1829 г. Батов представил свои инструменты на петербургскую выставку и получил за скрипку и виолончель Большую серебряную медаль. Батов не терпел поспешности в работе. Имеются сведения о том, что он, работая ежедневно напряженнейшим образом, затрачивал около трех месяцев на изготовление скрипки и около пяти месяцев на изготовление виолончели.
Считая, что для качества звука инструментов одним из важнейших условий является наличие старой выдержанной древесины, Батов затрачивал большие средства на ее приобретение. У Батова до последних дней жизни сохранился запас древесины, заготовленной им еще при Екатерине 2. За свою жизнь Батов изготовил сравнительно небольшое количество инструментов: 41 скрипку, 3 альта и 6 виолончелей, не считая тех, которые он делал для оркестра Шереметева. Кроме этого, Батов изготовил несколько контрабасов, а также делал превосходные гитары. К сожалению, подлинные инструменты Батова встречаются очень редко. Большинство инструментов, приписывавшихся Батову, являются подделками. Пользуясь популярностью Батова, некоторые мастера позже вклеивали в различные, чаще всего в инструменты иностранного происхождения, этикетки с именем прославленного русского мастера и таким образом вызвали значительную путаницу в определении его творчества.

Конструкция скрипки

- завиток

Пяточка

Верхняя дека

Обечайки

Нижняя дека

Подставка

Подгрифок

Музыкальный инструмент: Скрипка

Скрипка - один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос, но в то же время весьма выразительный и виртуозный. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра ».

Голос скрипки похож на человеческий, к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.

Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.


Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко. Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.

Фото :



Интересные факты

  • Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
  • Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.


  • В январе 2007 года в США решили провести эксперимент, в котором принял участие один из ярчайших исполнителей скрипичной музыки Джошуа Белл. Виртуоз спустился в метро и как обычный уличный музыкант в течение 45 минут играл на скрипке Страдивари. К сожалению, пришлось констатировать, что прохожих не особо заинтересовала гениальная игра скрипача, всех подгоняла суета большого города. Лишь семеро из тысячи, прошедших за это время, обратили внимание на известного музыканта и еще 20 бросили деньги. Всего за это время было заработано 32 $. Обычно концерты Джошуа Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов.
  • Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.
  • До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами.
  • Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».
  • Скрипачи и скрипичные мастера часто стараются создать крохотные инструменты. Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет. Шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.


  • В мире существуют мастера, изготавливающие скрипки из камня, которые не уступают деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время отделки фасада здания диабазовыми блоками пришла идея сделать из этого камня скрипку, поскольку из-под стамески и молотка вылетали удивительно мелодичные звуки. Он назвал свою каменную скрипку «Чёрный дрозд». Изделие оказалось на удивление ювелирным – толщина стенок резонаторного ящика не превышает 2,5 мм, вес скрипки 2 кг. В Чехии Ян Рерих изготавливает инструменты из мрамора.
  • При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
  • Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.


  • Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются "Каприсы" Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса , Чайковского , Сибелиуса . А также самое мистическое произведение - «Соната дьявола » (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом,
  • Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери "Вьетан" в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается "Леди Блант", и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.
  • В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
  • На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
  • Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
  • Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.


  • Эпизод из оперы «Сказка о царе Салтане » Римского-Корсакова «Полёт шмеля» технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым удавалось исполнять это произведение быстрее, однако при этом оно сильно теряло в качестве исполнения. Например телеканал "Discovery" считает британца Бен Ли, который исполнил «Полёт шмеля» за 58.51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире.

Популярные произведения для скрипки

Камиль Сен-Санс - Интродукция и рондо каприччиозо (слушать)

Антонио Вивальди: "Времена года" - Летняя гроза (слушать)

Антонио Баццини - "Хоровод гномов" (слушать)

П.И. Чайковский - "Вальс-Скерцо" (слушать)

Жюль Масне - "Размышление" (слушать)

Морис Равель - "Цыганка" (слушать)

И.С. Бах - "Чакона" из партиты d-moll (слушать)

Применение и репертуар скрипки

Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на 2 группы: одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками.

Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит 2 скрипки, виолончель и альт . Для квартета написано огромное количество произведений разных эпох и стилей.

Почти все гениальные композиторы не обходили скрипку своим вниманием, концерты для скрипки с оркестром сочинили Моцарт , Вивальди, Чайковский , Брамс, Дворжак , Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс , Крейслер, Венявский и многие другие. Скрипке так же доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха - это концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.

В XX веке скрипку стали использовать в разных современных направлениях музыки. Самые ранние упоминания об использования скрипки как сольного инструмента в джазе задокументированы в первых десятилетиях 20 - го века. Одним из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал с известным гитаристом Эдди Лангом.

Скрипка собирается из более 70 различных деревянных деталей, но основная трудность изготовления заключается в изгибах и обработке древесины. В одном экземпляре может присутствовать до 6 различных сортов дерева, причем мастера постоянно экспериментировали, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех. Лучшим материалом считается дерево, которое выросло в горах, из-за своей устойчивости к перепадам температур и влаги. Струны же, изготавливаются из жил, шелка или металла. Чаще всего мастер изготавливает:


  1. Верхнюю деку из резонансной ели.
  2. Шейку, нижнюю деку, завиток из клёна.
  3. Обручики из хвойных, ольхи, липы, красного дерева.
  4. Клоцы из хвойных.
  5. Гриф из чёрного дерева.
  6. Подбородник, колки, пуговицу, подгрифник из самшита, чёрного или розового дерева.

Иногда мастер применяет и иные виды древесины или меняет варианты представленных выше на своё усмотрение. Классическая оркестровая скрипка имеет 4 струны: от «баска» (соль малой октавы) до «квинты» (ми второй октавы). В некоторых моделях может добавляться и пятая альтовая струна.

Различные школы мастеров определяются по клоцам, обручикам и завитку. Особо выделяется завиток. Его можно образно назвать «росписью автора».


Немалое значение имеет лак, которым покрываются деревянные детали. Он придаёт изделию оттенок от золотистого до очень тёмного с красноватым или коричневым отблеском. От лака зависит, как долго инструмент "проживёт" и останется ли неизменным его звучание.

А вы знаете, что именно скрипка окутана множеством легенд и мифов? Еще в музыкальной школе детям рассказывают старинное предание о кремонском мастере и волшебнике. Долгое время пытались разгадать секрет звучания инструментов знаменитых мастеров Италии. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипки Страдивари, чтобы доказать это, но все тщетно.

На скрипке обычно играют смычком, кроме приёма pizzicato, который исполняется щипком струны. Смычок имеет деревянное основание и туго натянутый на него конский волос, который перед игрой натирают канифолью. Обычно его длинна 75 см., и весит он 60 грамм.


В настоящее время можно встретить несколько видов этого инструмента – деревянная (акустическая) и электроскрипка, звук которой мы слышим благодаря специальному усилителю. Одно остается неизменным – это удивительно мягкое, певучее и завораживающее своей красотой и мелодичностью звучание этого музыкального инструмента.

Размеры

Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка "растет" вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.


Размеры полной скрипки: длинна - 60 см. длинна корпуса - 35.5 см, вес около 300 - 400 грамм.

Приёмы игры на скрипке

Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе.

Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.


Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:

  • Col Legno - удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в "Пляске смерти" Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
  • Sul ponticello - игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
  • Sul tasto - игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
  • Ricochet - исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.

Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.

На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.

История создания скрипки


До недавнего времени было принято считать прародительницей скрипки виолу , однако доказано, что это два совершенно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадлежала к аристократическому сословию, то скрипка вышла из народа. Преимущественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.

Этот необычно разнообразный по звучанию инструмент может назвать своими предшественниками: индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.

Введение скрипки в высший свет и причисление к аристократическим инструментам начинается с 1560 года, когда Карл IX заказал у струнного мастера Амати 24 скрипки для своих дворцовых музыкантов. Одна из них сохранилась и по сей день. Эта старейшая скрипка в мире, она так и называется «Карл IX».

Создание скрипок в том виде, в каком мы видим их сейчас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло. Некоторые источники утверждают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке. Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.


В конце XVII века англичане попытались добавить в конструкцию скрипки лады и создали школу по обучению игры на подобном инструменте. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.

Скрипка

Доклад о скрипке для детей 5 класс кратко расскажет Вам много полезной информации об этом народном музыкальном инструменте.

Сообщение про скрипку

Скри́пка - струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.

Скрипка является изысканным и утонченным музыкальным инструментом. Не зря ей отдана роль королевы оркестра.

История скрипки для детей

Скрипка народного происхождения: ее прародителями были испанская фидель, арабский ребаб и германскаярота. Слияние этих инструментов и привело к появлению скрипки.

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Вплоть до начала XVII века изготовлением скрипок занималось семейство Амати, Италия. Инструменты отличались превосходным материалом и прекрасной формой. Вообще Италия прочно заняла лидирующее положение по изготовлению скрипок высокого качества. В свое время ими занимались Гварнери и Страдивари, инструменты которых сегодня ценятся на высшем уровне.

Сольным инструментом она стала в XVII веке. Первые произведение, написанные для нее, это «Romanesca per violino solo е basso» (Марини из Брешии 1620 год) и «Capriccio stravagante» (Фарин). Основателем художественной игры на королеве оркестра был А. Корелли, затем Торелли, Тартини, Пьетро Локателли.

Описание скрипки

Инструмент имеет 4 струны, которые настроенные по квинтам —соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы соответственно. Он состоит из таких частей:

  • Корпус. Он овальной формы с округлыми по бокам выемками, образующими так званую«талию» скрипки. Подобная округлость обеспечивает удобство игры. Нижняя и верхняя части корпуса (деки) соединены обечайками. Нижняя часть изготавливается из клена, а верхняя из Тирольской ели. В верхней деке имеются 2 резонаторных отверстия (эфы), которые влияют на тембр звучания. В середине верхней части расположилась подставка со струнами, закрепленными на струнодержателе из полоски черного дерева. В сторону крепления струн он расширяется. Внутри корпуса из резонансной ели вставлен круглый штифт, душка. Он обеспечивает резонанс колебания звука.
  • Гриф. Это длинная пластинка черного дерева или пластмассы. Нижняя его часть крепится к отшлифованной и закругленной планке — шейке.

Также на звучание инструмента влияют состав лака, которым он покрыт, и материал изготовления.

Звучание скрипки

Скрипка издает изящный и напористый звук. Тембр звучания зависит от качества инструмента, выбора струн и мастерства исполнителя. Басовые струны издают насыщенный, густой, суровый и строгий звук. Средние струны звучат душевно, мягко, бархатно. Верхний регистр струн звучит солнечно, звонко и ярко. Исполнитель произведений может видоизменять звучания, внося свою палитру звуков.

  • В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.
  • Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.
  • До 1750 года струны делались из овечьих кишок.
  • Инструмент стимулирует работу мозга.
  • В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.

Надеемся, что доклад про скрипку для детей помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересных фактов о ней. А свой краткий рассказ про скрипку Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.

На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре.

Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.

Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».

Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.

ЗАГАДКА

В лесу вырезана, гладко вытесана,

Поет-заливается, как называется?