Рождество Христово – что поется в этот день на службе. Рождественские святки (песни и стихи)

Финляндская Православная церковь вступает в празднование Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

В собственном смысле служба празднику Рождества Христова начинается с литии на Великом Повечерии, за которой следуют стихиры на стиховне, опущенные на вечерне, «Ныне отпущаеши» и тропарь празднику. Теперь праздник действительно начался, открыт путь поклонения Христу. Важно, однако, отметить, что и в этот час, когда праздник начался, Святая Церковь не оставляет заботы о тех, кто еще не приготовился к его достойной встрече. Ведь лития – это не только радостные стихиры, но и усердные моления «о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, милости Божией и помощи требующей».

Утреня, как вседневная, так и праздничная, есть, по преимуществу, служба Христу – Невечернему Свету, пришедшему в мир просветить пребывающее во тьме и сени смертной человеческое естество. В своей неизменяемой части она имеет ряд песнопений, раскрывающих идею Боговоплощения и прославляющих пришедшего в мир Спасителя. Начинается утреня с ангельского славословия «Слава в вышних Богу», предшествующего чтению шестопсалмия. Этим Святая Церковь напоминает, что, хотя в природе и в нашей душе тьма еще борется со светом и нам иногда кажется, что она победит свет, но уже пришел Христос, Свет истинный, и тьма не объяла Его (Ин. 1, 5). Следующее за шестопсалмием пение стихов «Бог Господь, и явися нам» также говорит о явлении Христа во плоти. Пение или чтение в конце утрени великого славословия, как и шестопсалмие, начинающегося с ангельской песни, и чтение в конце 1-го часа молитвы «Христе, Свете истинный» завершают наше ежедневное поклонение пришедшему в мир Невечернему Свету – Христу.

Естественно, что именно утреня праздника Рождества Христова является службой, которая с наибольшей полнотой раскрывает догматическую и нравственную стороны праздника. Характерно, что многие песнопения утрени, в частности, ирмосы ее 1-го канона заимствуют не только мысли, но даже отдельные выражения из Слова святого Григория Богослова.

Святые отцы вообще придавали большое догматическое значение празднованию Рождества Христова, видя в нем утверждение догмата воплощения Сына Божия, и отражали это в своих песнопениях. Так, например, святой Ефрем Сирин († 373) в своих рождественских гимнах исповедует Божественную природу родившегося Христа – Сына Божия. Он говорит, что в утробу непорочной Девы вселился Тот, Кого не может вместить весь мир, Бог был во входе и человеком явился во исходе, что самое воплощение Сына Божия совершилось в целях уврачевания поврежденной природы, что Своим явлением во плоти Он освободил человечество от рабства греху.

Введенный в IV веке на Востоке праздник Рождества Христова в последующие столетия сохранял за собой значение праздника торжества исповедания православной веры в борьбе с несторианской ересью, а затем с монофелитством. Это значение праздника хорошо выразил в конце V в. преподобный Роман Сладкопевец в своем кондаке: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает». В этом поэтическом произведении, состоящем из 25 строф, из которых в современном нам богослужении сохранилось только две, обозначенные как кондак и икос, преподобный Роман раскрывает православное учение о Христе Спасителе, как совершенном Боге и совершенном Человеке.

На рубеже VII-VIII столетий преподобный Косма Маиумский написал канон на Рождество Христово, в котором исповедовал, в обличение монофелитской ереси, две воли в Господе Иисусе Христе.

Священные песнопения на праздник Рождества Христова слагали также святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.), святой Андрей Критский († 712), святой Герман, патриарх Константинопольский († 740), преподобный Иоанн Дамаскин († 776), монахиня Кассия (IX в.) и другие песнопевцы, исповедуя в этих песнопениях православное учение о Христе Спасителе. Поэтому с полным основанием можно сказать, что богослужебные тексты, в том числе и на праздник Рождества Христова, являются опоэтизированным изложением православных догматов.

Ряд песнопений примыкает также непосредственно к тематике неизменяемой части утрени. Среди них первое место занимают тропарь и светилен празднику. До начала утрени трижды слышалось пение рождественского тропаря: в первый раз по отпусте вечерни, затем на великом повечерии, наконец, по окончании литии – по «Ныне отпущаеши». Но только теперь, на утрене, когда ему предшествует пение стихов «Бог Господь, и явися нам», исполняемых на глас тропаря, он получает в богослужении место, которое дает возможность до конца постигнуть его возвышенный смысл: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия΄ мирови Свет разума».

На второй день праздника Рождества Христова – 26 декабря совершается Собор Пресвятой Богородицы: «Что́ Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явился на земле как человек нас ради? Каждая из созданных Тобою тварей благодарение Тебе приносит: ангелы – пение; небеса – звезду; волхвы – дары; пастыри – удивление; земля – вертеп; пустыня – ясли, а мы приносим Матерь-Деву». Мы приносим самый драгоценный дар Христу – горячую любовь к Его Пречистой Матери, «радость миру родившей». Любовь эта и подвигнула людей, «верующих Рождеству Христову» и составляющих Церковь Божию на земле, собраться в храм для прославления Божией Матери. Собором (греч. «синаксис») называется «собрание верных в честь и память того или иного святого лица».

Велика слава Богоматери, явленная в Рождестве Господа Иисуса Христа. «Посмотри на таинственное рождение Девы, – говорит святой Афанасий Великий (293–373), – Сама родила Она, Сама Своими девическими руками спеленала Младенца и Сама же положила в ясли. Не допустила Она никому коснуться нечистыми руками Богомладенца». Потом, как говорится в Сказании о Рождестве Христовом, Богоотроковица поклонилась до земли Рожденному от Нее.

В первое воскресенье по Рождестве Христове Церковь прославляет также тех, кто «Христову Божественному Рождеству послужили во граде Вифлееме боголепно»: Давида Богоотца, потому что «из него про́йде жезл – Дева, и из Нея возсия Свет – Христос»; Иосифа – Обручника Пресвятой Девы Марии, о котором поется в тропаре: «Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть приемь»; Иакова, «нареченнаго брата Господня», «перваго епископа», который, по свидетельству Церковного Предания, был «самовидцем Божественных Таин, бегаяй с Ним, и во Египте быв со Иосифом и Материю Иисусовою».

Из книги С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства, 1913 г.

Миниатюра Рождество Христово архим. Зинон (Теодор)

Тропарь Рождеству Христову, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе.

Кондак Рождеству Христову, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.

Величание праздника

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты.

Разъяснение основных песнопений Рождества Христова

Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором поется торжественная песнь пророка Исаии:

С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!
(Ис. 8, 9—10. 12—14. 17—18; 9, 2. 6).

Частое повторение в этой песни: с нами Бог! свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Еммануила.

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Перевод: Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастырями славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог.

Стихира

Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии .

Прокимен

Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается
(Пс. 109, 3—4).

Денницы — зари.

Стихира

Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится: волсви Владыце дары приносят: пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Прокимен на литургии

Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний
(Пс. 65, 4).

Торжество этого праздника усугубляется для Русской Православной Церкви воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов (французов) и с ними двадцати языков (народов) в 1812 году. После литургии совершается благодарственное молебствие.

Рождество Твое, Христе Боже наш…

Главные молитвы Рождества: перевод и текст

В православном богослужении во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения - стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры - из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

«Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?»

Русский перевод:

«Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей;

в данном случае Агница - это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения уже самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира :

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак , гимн - «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Главный гимн Рождества в Православной Церкви - это тропарь Праздника , который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя - вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными - в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся . Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Тропарь Рождества

Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Рождественские стихиры

В православном богослужении уже во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?

Русский перевод:

Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира:

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

Рождество Твое Христе Боже наш...

Очень жаль, что у нас в стране все так перепутано..
Во время рождественского поста – прямо поперек- Новый Год со всяческим изобилием и Новогодней торжественностью..То есть -Страна ЛИКУЕТ)
Потом как-то абсолютно обезличенный Великий Праздник Рождества,..совершенно затертый. вливающийся в общее дозволенное новогоднее безделие..
И потом –классика -Старый Новый Год..
И все так давно- кем-то ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ - положено, так все и идет..
Где уж там верующим удержаться от соблазна всеобщего ликования и праздничных салютов!
И все-таки, мои дорогие, скажу я Вам, что все это реально существует..
И таинство Великого Сочельника.
И Таинство Великой Рождественской Ночи..
Ведь,действительно, Христос рождается -славите..
6 января.
.Как быстрый водоворот дней и событий нас перенес в это потрясающее Предрождествие..
Шестого я была абсолютно не в праздничном, и не в предпраздничном настроении. Поста я не соблюдала.
Из-за бесконечной занятости своими подготовительными работами к Гос. Экзаменам и, особенно, к диплому, который меня просто вымотал.
Ну, представьте. Если человек.очень увлеченно занимается каким-то делом сам, перепахивает горы литературы, находит ОГРОМНОЕ количество интересующих его конструкций, ослепнув от компьютера…Получает любопытные и неожиданные результаты..
А вот изложить, «lege artis”, то есть. по всем правилам искусства- написания дипломной работы – не получается..
Ну, вообщем, дело это- хлопотное и требует особого призвания к такого сорта работам.
Мне вообще трудно умещаться в какие-то особые рамки или принадлежать к какой-либо категории.
Вот, именно шестого, я и находилась в состоянии некой « истерзанности» и моральной угнетенности в связи с этим..
Столько сделано…,а «воз и ныне там».
А ты- с «рулонами примеров».которые,действительно, как говорит мой научный руководитель и гениальный Учитель по английской грамматике, Ксения Сергеевна Кемова, ни один в «своем уме находящийся человек», просто даже и читать не будет!
И где –то, после этих весьма многочисленных и никак не комментируемых примеров. какой-то скромно-неубедительный вывод..
До которого этот читатель, просто не дойдет. не «замылив глаз» или не ослепнув и не отупев -«А вообще о чем речь-то?
Безусловно, намучилась она со мной «зверски»..
Очень опрометчиво положившись на наличие у меня «здравого смысла»….
Ну, конец уже близок..но Какой.. и КАКОЙ ценой??
И тут, продолжая что-то корректировать и уже почти не находя общего языка со своим Учителем(что не удивительно),которая,испробовав все методы логического вразумления, перешла к резкой критике, завершив все фразой, что, видимо.у нас разное понятие о логической связи..
Надо сказать, что Ксения Сергеевна -ОЧЕНЬ близкий и дорогой мне человек, который меня и научил-то грамматике, научил думать в грамматике, понимать и залезать в самые трудно доступные и трудно -понимаемые понятия, не блефовать, а разбираться -почему так?
Дал мне все то, что вообще можно только дать.. И не только в грамматике.
Все мои гениальные педагоги -уже пришли на Кемовский фундамент.
Они совершенствовали. Оттачивали. Вели меня в бесконечное «Дальше»..
Но фундамент-то у меня -КЕМОВСКИЙ.
Я надеюсь,что вся эта «прелюдия» к совершенно другой теме, поможет Вам понять. каково было мне в начавшийся Сочельник.
Я подошла к окну и, в очередной раз поразилась тому, КАК мы живем..
За окном - настоящая рождественская Сказка!
Уже вечереет..
Я вдруг вспомнила то, далекое мое, «сибирское время»… Ту, заснеженную абсолютно белым снегом, Сибирь..
И там, в Сибири, сохранились сочельниковские и рождественские Колядки..
В Сибири, да и на Западной Украине. я слышала, этот необычайно сказочный обряд сохранился..
Там колядуют…
Я как-то заставила отложить все эти бесконечные мирские дела и решила отправиться в Храм Святителя Николая, что на Маросейке..
Так захотелось приобщиться к этому Святому Таинству Рождества Христова. приложиться к святым мощам Великого московского Старца-Алексея Мечева..
Такого доброго и сильного помощника, и ВСЕГДА доступного всем «с верою притекающим»..
Я люблю этот старинный и добрый Храм..Там истинный Христов Дух пребывает..
Поехала я туда поздно..К окончанию вечерней службы…
Но Господь слышит сердце. И я успела..
Вошла, подала записочки на праздничную литургию, заказала псалтирь, и сразу же -попадаю на молебен у святых мощей Алексия.
Отслужили молебен..Сердце затрепетало и заплакало.
Но я еще поднялась на второй этаж, чтобы приложиться к чудотворной иконе Феодоровской Божией Матери..
И к Рождественской праздничной иконе..
Ну и там -все мои покровители и заступники..Святитель Николай, святитель Спиридон, Св.Иоанн Кронштадский, блаженная Ксенюшка Петербургская, блаженная Матрона Московская.,Илия пророче..
В храме было удивительно красиво.торжественно и тихо..
Все внимали предстоящему Великому Таинству -Рождения Христа..
Бесшумно проходила исповедь..
И меня, как будто кто-то, невидимой рукою, повернул и поставил в очередь на исповедь.
Исповедующихся было немного..
Батюшка начал меня исповедывать..
И во время исповеди у меня неожиданно вырвались из сердца такие рыдания..на весь храм..
Даже батюшка меня стал успокаивать и благословил..
Я выходила из Храма с легким сердцем…
Нырнула в метро и поехала домой в комфортно-полупустом вагончике.
Усевшись, привычно достала Акафист,почитать..Тем более. такое молитвенное состояние сохранялось..
Начала я читать Акафист Матери Божией «Песчанская».
Акафист очень длинный. но, читая его уже во второй раз, я замечаю, насколько мне «сладостно» его читать..
Я ни разу вот такого чувства не испытывала..Мне хотелось тщательно, а не впопыхах, проговаривать все слова, словно бы «петь его» хотелось..
И я вспомнила вот это слово «сладость»..
Это состояние не было мне привычным.. и знакомым.
В этот раз я тоже его ощутила..и не только это.
Я неожиданно почувствовала там, в метро, сильнейший запах ладана.
Сначала я не обратила на него внимания.
Когда я продолжила читать, меня, словно волной, окутало эти ароматом.
Тут я прервалась и уставилась на соседку рядом..
Возле меня сидела пожилая милая женщина в шубке..Мне подумалось, что,видимо,она -тоже из Храма..
Вот было же «елеопомазание», как обычно бывает перед большими праздниками.
Когда запах ладана возобновился, я подумала:
-Может быть, у нее такие духи, пахнущие елеем?
-Ну, зачем тогда так сильно душиться?!..
-А может быть, она доставала платочек, надушенный?
Поезд шел.
Я, перестав думать б этом, уткнулась в Акафист, продолжая его читать полушепотом
В метро можно и вполголоса читать -все равно за гулом не слышно..
Несколько раз усиливался и ослабевал этот удивительный аромат.
Тогда я прицельно начала «принюхиваться» к этой женщине..(Представляете, как это могло выглядеть со стороны?)
Но никакого запаха не было. Она вообще оказалась одной из тех пожилых» бабулек» , к которым само слово-«духи» или «косметика»-не приставить никак..
Я же пребывала в каком-то блаженно-спокойном состоянии..Словно в колыбели..
-«Посещение» -подумалось мне..
Но на этом Чудеса моего Сочельника и этой Великой Ночи –не закончились..
Они только начинались…

Заехав домой, приготовившись к причастию, я уже в одиннадцать вечера пошла в свой ближайший Храм, маленький Храм в часть Архангела Михаила..Уже «зазвонили» к Рождественской..
Я шла по улице,..и тихо падал снег.
Он опускался на землю крупными. пышными снежинками..
Я шла по дороге, усыпанной искрящимися алмазами, таинственно сверкающими при мягком свете уличных фонарей..
Вот такой еще бывает дорога к Храму, ..в Рождество.
На улицах было очень тихо..Только разноцветные окошки –огоньки многоэтажек и переливчатые новогодние гирлянды говорили о том, что там -дома- не спят..
Я подошла к Храму, когда служба уже началась..
Церквушечка наша маленькая и не рассчитана на большое количество прихожан..
Перекрестившись, я попыталась открыть входную дверь..Но она не открывалась полностью, из-за большого количества народа.
Большого -для этого маленького Храма.
Через стекло входной двери мне улыбалось лицо такой приветливой и доброй, полной женщины..Ей так хотелось меня впустить..Меня это согрело.
Она рукой меня приглашала. Но,я ей ответила жестом -пусть все останется так, как есть..
И начало. самое начало службы, у меня проходило - в дверях Храма.
Но как-то очень быстро и оказалась внутри, прямо перед алтарем.
Храм был украшен елочками, на которых, как когда-то давно на Руси, а может быть, и в моем далеком детстве, висели конфеты, гирлянды из маленьких настоящих сушек, самодельные елочные игрушки..
Я ничего подобного давно не ощущала. Я была у себя ДОМА..И прихожане -мои домашние..И батюшки – отец Александр и отец Николай- такие родные и дорогие.
В храме было удивительно тепло и уютно..
Закончилось первое вечернее Богослужение.
Потом было помазание елеем с таким необыкновенно нежным и свеже -цветочным ароматом..
Я не знаю таких цветов, с таким ароматом.
Сначала подумалось- ландыш..Но нет..Это не запах ландыша..
И батюшка Николай сказал, очень по-доброму и хорошо как-то, по –пастырски:
-Закончилась вечерняя служба, дорогие братья и сестры!
-Кто устал - могут причаститься завтра.
-А у кого силы есть-начинаем Рождественскую Литургию.

В этот момент в меня Господь, как будто, вложил новые силы..
Какая-то удивительная Радость- «до слез» захлестнула меня.
Я вдруг ощутила необыкновенную торжественность и СВЯТОСТЬ того, что будет происходить здесь.
Здесь- «Христос рождается -славите!»
И я действительно СЛАВИЛА РОЖДЕНИЕ ХРИСТА!!!
Я не могу передать словами то, что происходило во время службы.
Каждый раз,бывая на богослужении, я ощущала близость ко мне святых, я чувствовала.что меня слышат..
Но,при этом, всегда ощущала себя,стоящей на земле..
Покаянной, плачущей, но.. на Земле..
На этот раз со мной происходило НЕЧТО..
Когда запели Херувимскую..
Я просто закрыла лицо руками от того, просто невероятного, увиденного и прочувствованного мною..
Я чисто физически ощутила, как весь этот столп наших молитв начал медленно и торжественно подниматься с Херувимами вверх..к Божьему Престолу..
Я НИКОГДА не видела ТАКОГО…Перед величием ТОГО, что происходило на этой службе, можно было только пасть ниц..
Я вдруг абсолютно четко и ясно поняла, ЧТО происходит на этой службе..
Сердечными очами увидела..
Служба шла- самая красивая ее часть-Литургия Верных -когда претворяется Благодатью Духа Святого хлеб и вино- в плоть и кровь Христа.
Шла на одном дыхании..
Мы все были в одном Духе, объятые этой сильной, пылающей храмовой молитвой Рождественской Службы..
Это было одно ТЕЛО и ОДНИ УСТА..
И ОДИН звучащий ангельский голос Клироса..
Я причастилась.
Начались благодарственные молитвы..
А мне хотелось оставаться в храме..
Служба кончилась..
Я с удивлением почувствовала, что совершенно не устала. В теле была какая-то необычайная внутренняя легкость..
Я снова обратила внимание на простое убранство Храма..
Стояли замечательные рождественские елочки..такие трогательные и настоящие..
Подойдя к батюшке Александру.я, неожиданно для себя, начала его благодарить за такую службу..
Получив благословение, я снова отошла, чтобы дослушать благодарственные молитвы..
Наконец, мы стали подходить ко Кресту..
Но в это мгновение раздались какие-то ангельские, чистые рождественские песнопения.. на украинском языке..
Как же чудно они пели..Какое же это было ЗВУЧАНИЕ…
И я так ясно и сердцем поняла. что Русь-то КИЕВСКАЯ,
Мы все не выходили из храма.
Служба уже закончилась.
А мы, как завороженные, не могли двинуться с места..
И у меня в голове так ясно зазвучали слова великого А.Блока:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

По моему лицу текли слезы, я не могла их остановить..

Лица у всех были светлыми и торжественными..
Такое вразумление получить от Господа и Пречистой Его Матери..
А мы стояли и слушали..И лились рождественские песнопения на ласковом украинском языке, наполняя Храм и наши сердца чем-то Очень для нас ВАЖНЫМ..
Наконец. Песнопения стихли..
Мы начали расходиться..

Мне показалось, что на улице тепло..
Тихо шел снег..
А в самом сердце моем пелось:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

ТРОПАРЬ РОЖДЕСТВА:

Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

КОНДАК РОЖДЕСТВА:

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СТИХИРЫ:

В православном богослужении уже во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?

В ходе Всенощного бдения самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира:

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

ИРМОСЫ РОЖДЕСТВА

Ирмос – небольшой вступительный стих каждой песни канона, который повторяет главную ее мысль. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают к событию Рождества Христова. Они связывают библейские песни, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропари, посвященные исключительно празднику. Также служат образцом напева и ритмического строения для тропарей.

Христос раждается – славите, / Христос с Небес – срящите. / Христос на земли – возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи.

Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи.

Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият, / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.

Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.

Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.
***

С НАМИ БОГ. Великое повечерие

С на́ми Бог, разуме́йте язы́цы, и покаря́йтеся:/ Я́ко с на́ми Бог.
Услы́шите до после́дних земли́:/ Я́ко с на́ми Бог.
Могу́щии покаря́йтеся:/ Я́ко с на́ми Бог.
Аще бо па́ки возмо́жете, и па́ки побежде́ни бу́дете:/ Я́ко с на́ми Бог.
И и́же а́ще сове́т совещава́ете, разори́т Госпо́дь:/ Я́ко с на́ми Бог.
И сло́во, е́же а́ще возглаго́лете, не пребу́дет в вас:/ Я́ко с на́ми Бог.
Стра́ха же ва́шего не убои́мся, ниже́ смути́мся:/ Я́ко с на́ми Бог.
Го́спода же Бо́га на́шего Того́ освяти́м, и Той бу́дет нам в страх:/ Я́ко с на́ми Бог.
И а́ще на Него́ наде́яся бу́ду, бу́дет мне во освяще́ние:/ Я́ко с на́ми Бог.
И упова́я бу́ду на Него́, и спасу́ся Им:/ Я́ко с на́ми Бог.
Се аз и де́ти, я́же ми даде́ Бог:/ Я́ко с на́ми Бог.
Лю́дие ходя́щии во тьме, ви́деша свет ве́лий:/ Я́ко с на́ми Бог.
Живу́щии во стране́ и се́ни сме́ртней, свет возсия́ет на вы:/ Я́ко с на́ми Бог.
Яко Отроча́ роди́ся нам, Сын, и даде́ся нам:/ Я́ко с на́ми Бог.
Его́же нача́льство бысть на ра́ме Его́:/ Яко с на́ми Бог.
И ми́ра Его́ несть преде́ла:/ Я́ко с на́ми Бог.
И нарица́ется Имя Его́, Вели́ка Сове́та Ангел:/ Я́ко с на́ми Бог.
Чу́ден Сове́тник:/ Я́ко с на́ми Бог.
Бог кре́пок, Власти́тель, Нача́льник ми́ра:/ Я́ко с на́ми Бог.
Оте́ц бу́дущаго ве́ка:/ Я́ко с на́ми Бог.
С на́ми Бог, разуме́йте язы́цы, и покаря́йтеся:/ Я́ко с на́ми Бог.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху./ С на́ми Бог.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь./ С на́ми Бог.// Я́ко с на́ми Бог