Рафаэль произведения. Картины Рафаэля. Фото. Художник Рафаэль Санти биография. Фреска «Диспута», или «Спор о святом причастии»

(1483-1520) является одним из самых ярких гениев . Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. что он хотел, — многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.

Рафаэль был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении собора св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.

В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.

Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений — «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Мадонна лишена святости, она выражает не только материнскую любовь, но воплощает собой идеал прекрасного человека. В картине все отмечено совершенством: композиция. цветовая гамма, фигуры, пейзаж.

За этим полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему — «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.

После некоторого перерыва, когда Рафаэль был занят фресковыми росписями, он вновь возвращается к теме Мадонны. В некоторых ее изображениях он как бы варьирует ранее найденные модели. Таковыми, в частности, являются «Мадонна Альба» и «Мадонна в кресле», композиция которых подчинена круглому обрамлению. В то же время он создает и новые типы изображения Мадонны.

Вершиной в развитии темы Богоматери явилась «Сикстинская Мадонна ». ставшая настоящим гимном физического и духовного совершенства человека. В отличие от всех других Мадонн Сикстинская выражает неисчерпаемый человеческий смысл. Она сочетает в себе земное и небесное, простое и возвышенное, близкое и недоступное. На ее лице можно прочитать все человеческие чувства: нежность, робость, тревогу, уверенность, строгость, достоинство, величие.

Главным среди них, по мнению Винкельмана, являются «благородная простота и спокойное величие». В картине царит мера, уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.

К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции.

Фреска «Афинская школа» изображает собрание философов и ученых Античности. В центре ее находятся величественные фигуры Платона и Аристотеля, а по сторонам от них располагаются древние мудрецы и ученые.

Фреска «Парнас» представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итатьянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.

Великий художник итальянского происхождения представитель умбрийской школы живописи. Один из классиков эпохи зарождения Ренессанса.

Детство

Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой. Перед смертью отец успел развить у мальчика любовь к искусству и свои первые работы юный художник создал именно в его мастерской. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Его первым наставником после отца становится Пьетро Перуджино, поэтому его ранние полотна очень схожи с ним по стилю. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». С течением времени живописец вырабатывает свое личное исполнение и характер. Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен.

Развитие таланта

Не желая устанавливать рамки для своих возможностей и обладая рвением к развитию таланта, он отправляется в Флоренцию. Ближе к концу 1504 года он встречает знаменитый и талантливых художников таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео. Больше всего прочего художника заинтересовал стиль исполнения да Винчи, и он перерисовывает некоторые его работы. Набивая руку на работах известных флорентийских живописцев у Рафаэля вырабатывается плавность линий и тонкость материи. Первые заказы начали поступать практически сразу. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».

В конце 1508 года художник переселился в Рим где служит личным рисовальщиком папского двора. Первым заказом стала роспись для Станцу делла Сеньятура основной тематикой для росписи художник выбрал интеллектуальную активность человека. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции.

Работа в Ватикане

Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Предвидя огромное количество работы Рафаэль взял себе учеников, которые помогали ему при росписи. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Исполнение было настолько мастерски исполнено что у смотрящего невольно возникает ощущение реальности происходящего. Каждая тень была продумана. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Такое исполнение ночного времени суток еще никому до этого не удавалось, Рафаэль был первым кто, достиг такого реалистичного эффекта.

В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. До наших времен к сожалению, дошли лишь семь полотен. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Судьба изображений осталась неизвестна.

Рисунок и живопись

Несмотря на то что большая часть работ, выполненных Рафаэлем это фрески и картины на Библейскую тематику художник создал не мало портретов. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. После такой реакции публики художнику заказали портреты самого близкого окружения и Джулио Медичи. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Один из его автопортретов покрыт дымкой тайны так как человек, с которым он себя изобразил никому никому не известен.

Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. К сожалению, не один из молодых художников которых обучал Рафаэль большого успеха не добился. А все работы, которые были созданы учениками на основе эскизов живописца были восприняты публикой негативно. Им были созданы и архитектурные проекты. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог.

Смерть

Художник умер довольно молодым 6 апреля 1520 года, не дожив даже до сорока лет. Скончался он от лихорадки бушевавшей в те года в Риме, которую он подхватил при раскопках гробницы.

— 5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.

Италия дала миру огромное количество великих художников, архитекторов, графиков. Среди них ярко сияет Рафаэль Санти. Известный современному миру архитектор, художник оставил богатое наследие, удивляющее и восхищающее настоящих ценителей искусства.

Биография

Разные источники утверждают о рождении Рафаэля 26 или 28 марта 1483 года. Согласно другим, 6 апреля – день рождения и смерти художника. Кому верить? Решайте сами. Известен лишь город, где родился Рафаэль Санти: Урбино.

Детство омрачила смерть Марджи Чарла, матери будущего художника. Отцу, Джованни Санти, пришлось уйти за женой в 1894.

Первые годы жизни Рафаэля Санти яркой краской оставили мазки на сознании паренька, его предпочтениях. Причиной такого воздействия окружающего мира стало рождение в семье придворного художника, творившего при герцоге Урбинском. Здесь юному художнику удалось сделать первые творческие шаги. Самой ранней работой мастера живописи считается фреска «Мадонна с младенцем», многие годы хранящаяся в доме-музее.

Результатов творческих изысканий, самостоятельного поиска пути осталось мало. Среди первых стали произведения Рафаэля Санти для церкви Сант-Агостино, расположенной в Читта-ди-Кастелло:

  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499-1500)
  • образ для алтаря « Коронование св. Николы из Толентино» (1500-1501)

1501 г. Юный художник принимает решение продолжить учебу у Пьетро Перуджино, жившего, работавшего в Перудже. Влияние мастера внесло коррективы в творчество Рафаэля Санти.

Данный период Санти наполнен посещениями Урбино, Читта-ди-Кастелло, сопровождением учителя в Сиену.

1504 г. Произошло знакомство с Бальдассаром Кастильоне, после которого последовал переезд во Флоренцию, где жил Рафаэль Санти несколько лет. Познакомившись с Микеланджело, Леонардо да Винчи, другими великими художниками Италии данного периода, Санти знакомится с техникой признанных гениев, учится, вбирая знания и умения как губка. Помыслы молодого художника поглотили учеба, работа над новыми картинами.

Рисунки Рафаэля Санти поглощали не полностью. Второй страстью стала архитектура. Художник многое почерпнул от своих наставников, с радостью делившихся опытом и знаниями. Достижения Рафаэля Санти их удивляли.

Позже его познакомили с Браманте. Постепенно обрастая знакомствами с выдающимися людьми, художник-архитектор совершенствует технику, постепенно растет популярность.

Месяцев через одиннадцать Санти решает сменить обстановку, перебирается в Рим. С помощью Браманте молодому творцу удается занять место официального художника дворца Папы Римского.

Художники Италии не останавливались на одном виде искусства. Возможно, именно они претворяли в реальность постулат: истинно талантливые люди блеснут талантами в разных сферах. Немало времени Рафаэль потратил, занимаясь поэтическими изысканиями, создавая сонеты, посвященные возлюбленным.

Биография Рафаэля Санти включает в себя женитьбу. В 31 год известный художник влюбился в дочь пекаря, поэтому предложил замужество. Девушка согласилась, став верной супругой до самой смерти художника.

Если верить исследователям, Рафаэль интересовался архитектурой прошлого. При раскопках в Риме архитектор-исследователь заразился особым видом римской лихорадки, ставшей причиной смерти 6 апреля 1520 года. Болезнь унесла 37-летнего гения, за короткое существование сумевшего оставить глубокий след в разных сферах искусства. Гробницу Рафаэля украсила эпитафия:

«Здесь покоится великий Рафаэль, при его жизни природа опасалась быть побежденной, а после его смерти боялась умереть»

Творчество

Первые работы мастер создавал на заказ церкви в 1499-1501. Перудже фактически вдохновил молодого художника писать на религиозную тематику, создавая алтарные картины, небольшие полотна. Но больше всего Рафаэля Санти воодушевил образ Мадонны.

Картины с Мадонной – основная линия творчества художника. Они представлены на всех этапах существования, открывая зрителю душу творца. Все работы, несмотря на единство сюжета, являются индивидуальными.

К двадцати двухлетию художник Рафаэль Санти становится популярным. К молодому художнику обращаются за созданием ликов святых, таких как «Св. Екатерина Александрийская» и другие.

Рафаэль Санти: самые известные картины

«Сикстинская мадонна», сочетающая единство бренного тела, Святого Духа, рождение, искупление грехов.

Рафаэль Санти — Сикстинская мадонна

«Три грации». Изображает Любовь, Красоту и Невинность, держащих яблоки Гесперид, воплощая красоту, имеющую возможность спасать мир.


Рафаэль Санти — Три грации

«Мадонна Конестабиле» — образ, наполненный нежностью, чистым одухотворением, лирикой, гармонией, любовью.


Рафаэль Санти — Мадонна Конестабиле

«Афинская школа» — полотно, объединившее образы известных философов, учителей греческой культуры. Художник поразил картиной современников и потомков.


Рафаэль Санти — Афинская школа

«Автопортрет». Таким Рафаэль видел себя (1506).


Рафаэль Санти — Автопортрет

«Дама с единорогом» воспевает красоту и чудо непорочности духа, тела.


Рафаэль Санти — Дама с единорогом

«Преображение». Последний шедевр, незаконченное полотно, начатое мастером незадолго до смерти. Эта картина стояла у изголовья гения на похоронах.


Рафаэль Санти — Преображение

«Прекрасная садовница». Чарующий образ Мадонны, заботящейся о мире, как хороший садовник печется о фруктовом саде.

Рафаэль Санти — Прекрасная садовница

«Донна Велата». Нежный образ жены, прожившей с Рафаэлем до смерти и ушедшей в монастырь, чтобы оставаться верной мужу.

Рафаэль Санти — Донна Велата
Рафаэль Санти — Обручение Девы Марии

«Мадонна в кресле», олицетворяющая красоту, чистоту души, радость материнства.


Рафаэль Санти — Мадонна в кресле
Рафаэль Санти — Мадонна в зелени

«Мадонна с вуалью». Нежный, умиротворенный образ, который указывает на семейные ценности, являющиеся главными сокровищами, данными людям Творцом.

Рафаэль Санти — Мадонна с вуалью

«Сон рыцаря» — образ, заключающий в себе вечный выбор между наслаждением и добродетелью.


Рафаэль Санти — Сон рыцаря

«Мадонна Альба», принадлежащая долгое время одноименному испанскому роду и воплощающая в себе единство души, тела и Духа, знание о грядущем пути, готовности ему следовать.


Рафаэль Санти — Мадонна Альба Категория

Его кисти принадлежат такие шедевры мировой живописи, как «Сикстинская Мадонна», «Мадонна Грандука», «Три грации», «Афинская школа» и др.

В 1483 г. в городе Урбино, в семье живописца Джованни Санти родился сын, которого назвали Рафаэлем. С самого детства он наблюдал, как работает в мастерской его отец, и учился у него искусству живописи. После смерти отца Рафаэль попал в мастерскую великого художника в Перудже. Именно с этой провинциальной мастерской и начинается биография Рафаэля Санти как живописца. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица», и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».

Биография Рафаэля Санти: флорентийский период

В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Здесь он знакомится с величайшими художниками того времени Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и другими флорентийскими мастерами, и их работы производят на него глубочайшее впечатление. Рафаэль начинает изучать технику работы этих мастеров и даже делает копии с некоторых картин. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». У Микеланджело - большого мастера изображения человеческого тела - он старается перенять технику рисования правильных поз и

Художник Рафаэль. Биография: римский период

В 1508 году 25-летний живописец едет в Рим. Ему доверяют монументальную роспись некоторых стен и потолка в Ватиканском дворце. Вот где может по-настоящему проявить себя художник Рафаэль! Биография его, начиная с этого периода, ведет мастера к вершине славы. Его гигантская фреска «Афинская школа» была признана шедевром высшими духовными чинами.

Какое-то время Рафаэль Санти руководит строительством В то же время он создает еще несколько Мадонн. В 1513 году художник заканчивает работать над одной из самых знаменитых картин мировой живописи - «Сикстинской Мадонной», которая более других увековечила его имя. Благодаря этой картине он завоевал расположение папы Юлия II, который назначил его на должность главного художника апостольского Престола.

Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Однако художник также успевал рисовать портреты знатных вельмож, сделал несколько своих автопортретов. Вся биография Рафаэля Санти тем не менее связана с написанием картин с изображением Мадонны. В дальнейшем искусствоведы объясняли это его пристрастие желанием найти идеал чистоты и непорочности. Миру известны более 200 картин с изображением Мадонны, принадлежащих кисти Рафаэля, хотя это далеко не точное их число. Рафаэль Санти умер в 37-летнем возрасте в Риме, однако его картины продолжают вот уже многие века восхищать ценителей настоящего искусства.

Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.

Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Ретроспектива творчества художника: флорентийский период

Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.

В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».

Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.

Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.

Ретроспектива творчества художника: римский период

Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна” (роспись на стене Сикстинской капеллы – вершина мастерства Рафаэля), “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.

Смерть художника

Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне.

Другие варианты биографии

  • Рафаэль был знаком с А. Дюрером . Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
  • Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
  • Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
  • В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.