Продюсер «Зоопарка» Андрей Тропилло вспоминает о Майке Науменко. Жизнь и смерть создателя группы «Зоопарк» Майка Науменко Группа зоопарк майк науменко и виктор цой

Первой любовью рок-легенды была 16-летняя пэтэушница

Самым популярным словом из трех букв в СССР, которое писалось на заборах в конце 80-х годов, было слово «ЦОЙ». А после трагической гибели рок-музыканта в автокатастрофе в 1990 году к ним добавились еще три буквы - «жив». Настолько ошеломительной была популярность этого странного парня с раскосыми глазами, который пел непонятные и даже пугающие с точки зрения старшего поколения советских людей песни. Его хит «Мы ждем перемен» стал одним из символов эпохи. О личной жизни кумира, которому 21 июня исполнилось бы 55 лет, мы беседуем с одним из самых авторитетных экспертов по группе «Кино» Виталием КАЛГИНЫМ.

- Как случилось, что вы вдруг стали главным цоеведом страны?

Сначала я просто слушал музыку «Кино», потом жизнью заинтересовался, начал искать живых свидетелей, встречался с ними, собрал уйму материала. А потом мне предложили все это систематизировать и опубликовать, получилось несколько книг. Кстати говоря, меня смущает формулировка «главный цоевед страны» - эту работу мог бы сделать любой заинтересованный человек, просто именно я нашел время.

Виктор носил усы...

- Вы, как никто, знаете, что девочки по нему с ума сходили, иногда в прямом смысле слова.

Мне в свое время передали целый мешок фанатских писем Виктору. В те времена ведь не было соцсетей и электронной почты: послания писались ручкой на бумаге, заклеивались в конверт, а затем еще надо было найти почтовый ящик. Рекорд поставили две фанатки - из Красноярска и Харькова. Они присылали ежедневные послания где-то с января 1990 года чуть ли не до самой его гибели в августе 1990‑го. Многие представляли себя его женами. К примеру, девушка из Днепропетровской области писала Цою , как своему мужу, который просто уехал в командировку: «Возвращайся скорее! - призывала она. - Кукуруза на нашем поле вся заросла сорняками, очень нужны твои сильные мужские руки».


...когда встречался с Олей из Ставрополя (справа)

- Однако я не слышал ничего о секс-оргиях на гастролях «Кино», чем грешат практически все рокеры. Или было?

Далеко не всем нужно постоянно самоутверждаться, оплодотворяя все на своем пути. Цой, по всей видимости, точно знал, чего хочет, поэтому достаточно рано женился. Марьяна была ему подругой, разделяла его увлечения, верила в его талант и помогала в работе. Известна ее крылатая фраза: «Группа «Кино» - это я!» На первых порах, когда у ребят даже администратора не было, именно она занималась гастролями, представляла их в творческих организациях, пробила первую публикацию о Цое в официальной советской прессе. Кстати, автором ее был журналист Евгений Додолев , будущий муж Наталии Разлоговой - той самой, что являлась музой и любимой женщиной Цоя в последние годы его жизни.


Наталия РАЗЛОГОВА, последняя любовь ЦОЯ...

Помада как авторучка

- Как познакомился наш герой с Марьяной?

Это было 5 марта 1982 года на одной из тусовок в квартире их общего приятеля. Свидетели той встречи рассказывают, что Цой лежал на полу в белой рубашке, раскинув руки, и это почему-то Марьяну задело. Она сказала: «У-у-у, какой щенок!» И написала ему помадой номер своего телефона. Некоторые утверждают, что прямо на лбу. Потом Виктор ей позвонил, а в феврале 84-го года они официально поженились. Причем как родители Цоя, так и родители Марьяны были от этого не в восторге. Папе и маме Виктора не понравилась вульгарная, как им показалось, манера общения Марьяны. А ее родные переживали из-за того, что их дочь связалась «с каким-то корейцем». Об этом предельно откровенно рассказывала мама Марьяны - Инна Николаевна Голубева .


...в 1991 году вышла замуж за Евгения ДОДОЛЕВА. Свадьбы не было, чтобы не привлекать лишнего внимания. Медовый месяц они провели в США, подальше от безумных поклонников рок-звезды

Из воспоминаний Голубевой, тещи Виктора Цоя:

«Он со мной очень вежливо поздоровался, головку поклонил, но я уже это образование, темное такое образование, возникшее в комнате, видеть не могла. Меня тошнило буквально. <…> Пальто до пола, с помойки вытащенное. Волосы длинные до плеч, челка - глаз почти не видно, вижу, что вот узкоглазое что-то такое».

Но спустя время, - утверждает Калгин , - она очень сблизилась с Виктором. Когда брак распался, а Марьяна уже жила с музыкантом Александром Аксеновым , более известным как Рикошет, Цой по поводу их общего сына общался именно с бабушкой, которая внука очень любила и много уделяла ему внимания. Это был тот редкий случай, когда теща стала ближе, чем родная мать, с которой у Виктора никогда не было доверительных отношений.

- Такой идеальный брак - и вдруг распался. Разлучница виновата?

Нет, не вдруг. Просто Виктор и Марьяна были очень молоды, когда познакомились, а в таком возрасте люди быстро меняются. Марьяна была очень волевой, доминирующей женщиной, а Цой не переносил давления. Видимо он пытался справиться с этой ее чертой, но не смог. Ее тоже можно было понять - она ведь была неплохой художницей. Но свои способности развивать не стала - в ней победил продюсер. А Цою продюсер никогда не требовался. Ему были нужны люди, которые его понимали и поддерживали, а не пытались им управлять. На момент встречи Виктора с Наталией Разлоговой их брак уже являлся формальностью. А развод никому не был нужен, к тому же подрастал ребенок.

КОММЕНТАРИЙ сайт: Виталий Калгин, видимо, щадя чьи-то чувства, рассказывает далеко не все. Марьяна, по воспоминаниям окружения, начала крепко выпивать. Сам же Цой пил довольно умеренно, наркотиков не переносил вовсе. Курил много, но только сигареты, а не «дурь». Возможно, именно избыточность алкоголя в жизни Марьяны спровоцировала у нее онкозаболевание. Эта талантливая женщина ушла из жизни в 2005 году, ей было всего 46 лет. Умирала тяжело. По воспоминаниям ее мамы Инны Николаевны, перед смертью исповедовалась, в беседе со священником простила всех. Кроме Виктора.


С женой Марьяной (1984 год)

«Асса» разожгла любовь

Некоторые безумные фанаты до сих пор считают, что Разлогова «соблазнила звезду», а затем «предала Витю», выйдя вскоре после его смерти замуж за другого.

Меня всегда интересовали только факты, а не интерпретации. Они познакомились с Наталией на «Мосфильме», в декабре 1986 года, когда шла подготовка к съемкам «Ассы», того фильма, который и сделал из него звезду национального масштаба. Она читала лекции о кино и переводила фильмы с французского. А в группе Сергея Соловьева оказалась потому, что решила посмотреть, как снимается «живое» кино. Эта встреча была случайной - они из разных миров. Наталия была старше на пять лет и к рок-музыке относилась более чем скептически. Более того, она была замужем, у нее подрастал сын.

Сергей Бугаев, он же Африка, который сыграл Бананана в «Ассе», утверждал, что между ними на съемках в Ялте разгорелся роман. Они, мол, уже там ходили по пляжу и «шатались по кустам».

Африка - известный фантазер. В зимней той Ялте шел снег, ни по пляжу, ни по кустам, конечно же, никто не ходил. Когда именно завязался роман, сказать трудно, Цой и Наталия были долгое время на «вы». После Ялты они разъехались по разным городам и окончательно съехались только в июне 1987-го, когда Виктор без предупреждения нагрянул к ней в прибалтийский поселок. Долго не мог отыскать нужный дом и постучал в окно глухой ночью. С тех пор они не расставались. (С мужем, ученым Лисовским, Наталия к тому времени уже разъехалась, позже он эмигрировал. - М. П. ) Интересно, что в отличие от Разлоговой ее семилетний сын Женя как раз знал и любил группу «Кино». Он как раз в тот период времени до дыр заслушивал кассету, где с одной стороны был записан «Аквариум», а с другой Цой. Можно представить, что почувствовал мальчик, увидев перед собой своего кумира.


Саша, сын ЦОЯ, тоже имеет успех у дам

ДЛЯ СПРАВКИ: Именно к Наталии и Жене после рыбалки возвращался Виктор в тот роковой день 15 августа 1990 года. По официальной версии, он заснул за рулем от переутомления. В 12.28 его темно-синий «Москвич-2141» столкнулся с рейсовым автобусом «Икарус-280» на скорости не менее 130 км/ч. Водитель не пострадал, 28-летний Цой погиб на месте.

- После трагедии у Марьяны с Наталией не было конфликтов? Относительно наследства например?

Нет, конечно. Обе всегда вели себя очень достойно. Цой ведь не скрывал от Марьяны своих новых отношений, он всегда был предельно честен. И познакомил их, когда Наталия была в Питере. Разлогова никогда не претендовала на статус официальной вдовы, и тем более на имущество Виктора. Кстати, первой, кому она позвонила, узнав о несчастье, была именно Марьяна. И та немедленно примчалась в Латвию, взяв на себя все хлопоты по оформлению бумаг и похорон.


В юности музыкант рисовал плакаты с портретами Джима МОРРИСОНА, «The Beatles», Джими ХЕНДРИКСА и продавал их. Теперь его самого вот уже 27 лет рисуют на стенах и пишут Виктору послания на Старом Арбате. Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА/«Комсомольская правда»

Сблизились во время драки

Многие фанаты были возмущены, когда Разлогова вскоре после смерти Цоя вышла замуж за журналиста Евгения Додолева. Некоторые девушки, поклонники Виктора, даже плакали, узнав о таком «предательстве».

Видимо, фанаты полагали, что Наталия должна была похоронить себя заживо, наподобие вдовы индийского раджи. С какой стати? Ей еще не было и 35 лет… К тому же все приличия были соблюдены - свадьба состоялась через год.

- А с Евгением они познакомились до или после смерти Цоя?

Он с ней до, а она с ним после…

- Это как?!

Зимой 1987 года в квартире у Кости Кинчева проходила вечеринка, где был и Додолев. Цой приехал с Наталией, которая никого не знала и, по всей видимости, не хотела знать. Она практически сразу ушла в соседнюю комнату, где тут же заснула на диване. Цой ее разбудил только тогда, когда собрался уходить. Яркую девушку запомнили все, включая Додолева, но она никого не разглядела. Лицом к лицу Наталия и Евгений столкнулись уже после смерти Виктора: на презентации «Черного альбома» их представил друг другу Юрий Айзеншпис - Додолев был ведущим мероприятия.

После официальной части случилась пьянка, на которой подрались Юрий Шевчук и Николай Расторгуев . Последний поднял тост в память Цоя, а Шевчук начал кричать, что всякие там фонограммщики не имеют права даже произносить вслух святые имена. Все это с испугом наблюдал французский журналист Франсуа Моро , который пришел вместе с Додолевым. «Не бойся, - сказал ему Додолев. - Это традиционная русская забава. Вот, возьми нож, будешь прикрывать мне спину». Пошутил так. А тот начал вопить, что хочет немедленно убраться из этой сумасшедшей страны. Но поняла его только Разлогова, которая прекрасно знала французский язык. И ее это улыбнуло. Что дало повод Додолеву завести с ней разговор. С этого все началось.

Его время ещё не кончилось...

Роман мнимый и реальный

Значит, кроме этих двух женщин, в жизни Виктора никого больше не было? А как же Наталья Науменко, жена лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко, которая в книге Житинского рассказала о своем романе с юным Цоем? Скандально известный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников даже собрался ставить фильм по этому сюжету!

Никакого романа не могло быть по определению. Все их контакты были на виду. К тому же Майк являлся другом и наставником Цоя, в случае чего он узнал бы о случившемся первым. Свидетели того времени единодушны: вся эта история является вымыслом Житинского , которому хотелось украсить свою книгу романтическим сюжетом. Цой был цельным человеком, правдивый байопик о нем трудно снять - никаких драм, ссор, метаний, мучительных расставаний. Все просто и понятно, поэтому кино про «Кино» до сих пор и нет.

Извините, Виталий, но с трудом верится, что у столь яркого и харизматичного парня в жизни были только две женщины. Ну не может такого быть!

После Марьяны, насколько мне известно, была только Наталия. А вот до… Цой учился в ленинградском училище при реставрационных мастерских - СПТУ №61, а параллельно был гитаристом в местной рок-группе «Ракурс», которая играла на дискотеках. Длинноволосые мальчики с гитарами пользовались популярностью у женского пола. И вот тогда у Цоя случился реальный, а не какой-то там придуманный для киносценария роман. Девушку звали Ольга, ей было лет 16, приехала она из Ставрополя, а познакомились они на одном из предновогодних концертов «Ракурса» на рубеже 79-го и 80-го. Оказалось, что Оля учится в том же СПТУ, только на курс младше. После концертов они с Виктором бродили по ночным питерским улицам до самого утра, разговаривали, целовались. Скорее всего, песня «Восьмиклассница» со словами: «Пустынной улицей вдвоем с тобой куда-то мы идем, и я курю, а ты конфетки ешь» - посвящена именно Оле. Потом Ольгу, увы, отчислили за неуспеваемость. Кто его знает, может, как раз бессонные прогулки с Цоем сыграли в этом определенную роковую роль. В общем, она вернулась домой, у нее родился сын. Назвала она его Виктором. От Цоя ли был этот ребенок или нет - точно никто не знает.

Вам не было страшно соглашаться на участие в проекте? Все-таки это ваша личная жизнь, отношения с близкими людьми. И вот оно перед всеми на экране.

Очень страшно. Была и раньше попытка снять об этом кино. Попросили помочь талантливому молодому человеку, так сказать, самовыразиться. Я подумала тогда, что смогу держать все под контролем, и даже работа началась, но вдруг «увидела» картинку: огромная афиша на доме, название фильма мелко, не разобрать, и большими буквами: «Неизвестная любовь Виктора Цоя». Вот ужас-то! Опомнилась, отказалась и запретила в довольно жесткой форме.

А через несколько лет опять началось, и тут снова сыграло «Твоя жизнь - не только твоя жизнь! Ты обязана думать о тех, кто любит Майка и русский рок!» Не скажу, кто мне это вбил в голову, но вбил накрепко. Это, правда, очень тяжело.

Публичность неприятна. Сидеть в уголке дивана, читать, вязать, валять - это мое. Но все же, когда говорят: «Из-за твоих капризов люди так и не узнают песен Майка», теряю волю и послушно иду на заклание.

Не от большого ума, должно быть…

- Что вам больше всего нравится в «Лете»? Что, по вашему мнению, могло бы сделать его еще лучше?

Я посмотрела фильм пока всего один раз. Эмоций в связи с его выходом, встречей с друзьями на премьере, ожиданий и страхов было так много, что, боюсь, объективной (хотя бы чуть отстраненной) оценки дать не получится.

Спасибо за слова «еще лучше»! Думаю, если бы у нас было больше времени общаться с Кириллом, а у него - больше времени оставаться на съемочной площадке, если бы не чудовищные форс-мажоры и цейтноты, всем было бы гораздо лучше.

- В чем заключались ваши функции консультанта фильма?

Честно говоря, я этот титр сняла бы. Не для того, чтобы кого-то обидеть - ну какой из меня консультант? Получилось так: много лет назад писатель Александр Житинский попросил рассказать о Цое - не знаменитом, плакатном, всеми любимом герое рок-н-ролла, а о юном мальчике Вите. Обещал, что мой рассказ будет всего лишь «сырьем» для его книги, что это очень важно для правдивости образа. Старым приятелям надо помогать. «Правдивость образа» - тоже святое дело.

Но с Витей у нас были отношения, которые не определишь одним словом: что-то вроде нежной дружбы. О них не стыдно вспоминать (там только свет и грусть), но и знать каждому не обязательно.

Все-таки решилась, написала, как подружке: вот, Саша, все, что помню, что чувствовала, бери, пользуйся, не обращай внимания на композицию - это просто поток памяти, литературно не обработанный; дарю для пущей выпуклости образа Легенды.

Житинский вдруг прислал трогательное письмо, в котором умолял вставить текст без изменений, мол, его так проняло! Да и Майк с Витей, оказывается, такие благородные, и как же об этом не рассказать? Мы с ним пререкались в письмах, но я уступила. Уже приучили, что моя жизнь - не совсем моя. Вот так текст попал в книгу, в интернет. Потом понравился некоторым людям, и они захотели снять кино.

А консультации мои, боюсь, больше мешали. Если в двух словах: никак не могла согласиться, что сценарий - это в большей степени руководство к действию, инструкция для съемочной группы, а не книга. С одной стороны, доказывала: «Мы не так друга поздравляли, не то говорили». Но, с другой стороны, чем больше замечала фантазии - легкой, с элементами абсурда, - тем больше симпатии это вызывало.

- Какие отношения у вас сложились с Кириллом Серебренниковым во время работы над фильмом?

Отношения сложиться не успели, есть просто впечатления. Кирилл для начала внимательно выслушал замечания и критику в адрес неудачного сценария. Он понял все мои опасения и неловкость ситуации. Сам по себе роман юной замужней дамы с молодым человеком (который и романом назвать нельзя - ни тебе измен, ни тебе ссор с дуэлями) никому не интересен; а если нужен для сюжета - ну, бог бы с ним, снимайте, обсуждайте. Только пикантность вот в чем: тот молодой человек стал Великим Цоем, чуть ли не бронзовым монументом. Его слушали и любили все - от поэта Алексея Дидурова до последних гопников. И вот вдруг нарисовалась какая-то Наталья и говорит: а мы с Витей встречались.

Очень не хотелось оказаться в огромной компании Витиных одноклассниц, восьмиклассниц и подружек. Пошлость невозможная. И Кирилл Семенович это тоже понял.

Он сказал, что без истории, которая двигает сюжет, обойтись нельзя, но он сделает все бережно. И обещание выполнил. Спасибо ему за это!

- Вам понравились кастинговые решения фильма?

Актеров выбирал режиссер, ему виднее. Спорить - похож не похож - бессмысленно: у каждого свои воспоминания или представления о человеке. Ребята выложились, ансамбль получился, они - молодцы!

- А образ, созданный Ириной Старшенбаум, - насколько это «вы»?

Ирочка намного красивее меня в молодости. И ростом выше. Очень милая получилась Наташа, прямо мадонна. Ну, как я могу оценивать себя со стороны?

В фильме затронута тема наставничества, она встречается и в других материалах о музыкальной истории того времени, причем «старшим товарищем» выступает то Майк, то Цой, то Гребенщиков. От чего зависел этот «статус наставника», как определялось, что именно этот друг - авторитет?

Могу повторить только то, что было при мне; то, о чем помню сама. Цой много раз говорил, что слова Майка о его песнях особенно важны, что Майку он верит больше всех. Еще помню, как мы с Марианной (Марьяна Цой, жена Виктора. - Прим. авт.) сидели на скамейке на улице Софьи Перовской, пока Майк и Витя наносили, видимо, очень важный визит Борису Борисовичу. Марьяша страшно нервничала: как-то БоГ примет Цоя. Отвечать могу только за это.

В фильме Майк слишком опекает Витю, прямо безупречный рыцарь и Учитель. В жизни, думаю, Гребенщиков сделал для Цоя что-то очень важное. Или много важного. Вывел на другой уровень. Мне, право, трудно судить, не сильно тогда интересовалась.

Майк всегда радовался появлению нового талантливого музыканта. Его спрашивали: «Не завидуешь?» Он искренне изумлялся: «Чему? Одно дело делаем. Чем нас больше, тем лучше!»

- Вы лучше всех знали Майка - если бы Майк посмотрел «Лето», что бы он сказал?

Ох, трудно предположить!

Я часто думаю, что сказал бы Майк, узнав, что Боб Дилан - лауреат Нобелевской премии, что можно, не выезжая из страны, посмотреть концерты Jethro Tull, Маккартни. Или выехать и там посмотреть. Что можно спокойно купить любую книгу, а можно и скачать. И музыку любую в прекрасном качестве.

Верю, о фильме он сказал бы добрые слова. Некоторые сцены прокомментировал бы остроумно, где-нибудь похихикал бы. Музыкальные номера точно очень понравились бы.


Сегодня, когда ищешь информацию о «Зоопарке» в Сети, находишь только немногочисленные фанатские паблики и сайты, сверстанные, кажется, еще в 90-х. Есть еще клуб-музей «Камчатка» памяти Цоя (у которого, по словам основателей, нет покровителей и его могут выселить в любой момент), кое-где в разных городах сохранились стены и другие памятные места. Но в целом все это очень хрупко и фрагментарно. Вам не кажется странным, что государство не спешит сохранить такой важный пласт - эпоху формирования русского рока, и крупные меценаты тоже таких инициатив не выдвинули?

Странно, да. Потом, как обычно, будут жалеть: не оценили вовремя, опоздали, если бы знать… Хотя… Не будут. У государства и своих забот хватает, а эти певцы из поколения дворников и сторожей столько беспокойства доставляли советскому обществу.

Я бы на месте государства и меценатов первым делом Саше Башлачеву памятник поставила. Пока есть только мемориальная доска и скромный музей.

А еще подарила бы кучу денег и предоставила лучших архитекторов для Николая Ивановича Васина . Художник, просветитель, интереснейший человек, и столько лет один бьется!

- Какие фильмы вы смотрели вместе с Майком, с Виктором? Какие книги обсуждали?

Точно помню, ходили на «Искатели приключений» - Майк сильно удивился, что все мои симпатии принадлежат не Алену Делону, а Лино Вентуре. «Большие гонки», «Покаяние»… Он расстроился, когда вышел сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Холмс в исполнении Василия Ливанова показался слишком молодым и не очень английским. Правда, быстро привык и потом смотрел с интересом. (Вот интересно, что бы он сказал о Шерлоке-Камбербэтче?) Был просто счастлив, когда по ТВ показали «О, счастливчик!» с Аланом Прайсом и «Перекресток» Уолтера Хилла. Мы ездили в Москву, чтобы посмотреть «Братья Блюз» на видео у Саши Липницкого.

О книгах много разговаривали. В начале знакомства Майк переводил «с листа» Керуака, Бротигана, читал вслух чудом попавший в руки экземпляр «Москва - Петушки», приносил от сестры почитать самиздатовские книжки («Мастер и Маргарита», например).

Майку нравился Тургенев. Обломова любил и защищал: «И что его все ругают? Добрый, честный человек. Просто не занимается тем, что считает бестолковым!» Цитировал постоянно - и «Жареная рыбка, дорогой карась», и «Таракан сидит в стакане», и «Страшно жить на этом свете, в нем отсутствует уют».

«Анекдоты из жизни Пушкина» Хармса, ясное дело. Бродский, Ахмадулина - много любимых авторов.

- Что в 1980-е делало счастливым Майка Науменко? Виктора Цоя? Вас?

Молодость. Волшебная уверенность в том, что все трудности скоро кончатся, и все будет замечательно.

- Коммуналки, безденежье, дефицит - это понятно, а что хорошего осталось в той эпохе, по чему вы скучаете?

Я не хотела бы туда вернуться. Все ностальгическое связано только с моим личным жизненным временем (юностью, которой больше нет), но не с эпохой, не с историей. Мороженое было вкусное, а помидоры, даже магазинные, пахли солнцем и той самой рассадой на окне.

- «Лето» - отличный драйвер для того, чтобы о творчестве Майка узнало поколение 15–25-летних, которые в основном все в рэпе и знают о главной музыке 80-х только какие-то базовые вещи. Какие из песен Майка вы посоветовали бы им послушать, в каких, скажем, трех или пяти композициях ярче всего проявляется его личность?

Во-первых, не вся молодежь слушает только рэп. Мои дети и их многочисленные друзья (чтобы за примерами далеко не ходить) слушают очень хорошую музыку, и не могу похвастаться, что сильно вмешивалась в их вкусы.

Какие песни Майка слушать? Да пусть слушают все. Никто не знает, какие слова вдруг всплывут из памяти и что-то подскажут, в чем-то поддержат. О Майке много расскажет песня «Сидя на белой полосе». Теперь уж точно можно сказать, что он остался верен себе, не соврал, не прогнулся.

Михаил Ефремов в интервью Дудю недавно сказал, что русский рок - это не музыка, это настроение. Что такое русский рок для вас? Выделял ли Майк «русский рок» из рок-н-ролла вообще?

Я отвечу словами Майка из разных интервью. «Нет такого понятия - советская рок-музыка. Есть разные группы, которые делают разную музыку. Нет никаких границ…» (1990 год). «Моя работа - развлекать людей. И не вижу в этом ничего плохого…» (1990 год). «Наш рок и их рок зарождались, развивались и продолжают развиваться в разных условиях - это и так понятно… У нас существует похвальная тяга к серьезному року с хорошими текстами. Минус отечественного рока - в отсутствии тинибопа для тинейджеров…» (1978 год).

Что такое русский рок для меня? Кусок жизни. Знакомство и дружба с хорошими людьми.

- Какую музыку вы слушаете?

Ну, нет такого, чтобы села и слушала. Обычно - в дороге, в метро. Закачиваю в плеер полный набор всякой всячины. Конечно, рок-н-ролл (для бодрости), что-нибудь красивое, что-нибудь ностальгическое (музыка - мощная машина времени) и что-нибудь свеженькое по рекомендации дочек (не хочется отставать от молодежи). Если нужны названия - ну, разве что выборочно: Бах, Прокофьев, ирландская музыка, вся британская рок-классика, Moon River, «Аквариум», ВИА «Аккорд», Шопен, блюзы, Muse, Kasabian и много еще чего. А вот Высоцкого и Башлачева долго слушать не могу, я их читать люблю.

Вы вспоминали долгие разговоры с Виктором Цоем. Все знают, что он был человеком прямым, но скрытным. Что его по-настоящему волновало?

Я мало конкретного помню. Совершенно точно поначалу поразило, что мы оба предпочитаем в одежде черный цвет. Как-то это обсуждали, обосновывали… О детях много говорили. О музыке. Какая песня больше нравится с этого альбома «Аквариума» или с последнего альбома Боуи.

Спорили, что сильнее действует: графика или живопись, проза или поэзия. Пунктиком, конечно, была Япония, японская культура. Там не маскируют рыбное блюдо под, скажем, куриное, а, наоборот, всеми способами подчеркивают вкус рыбы. Естественность, культ сезонов, любование как действие… То есть нас обоих восхищала не экзотика, а удивительная бережность к миру, гармония японцев с природой.

Мы не брали во внимание мегаполисы, производственные отношения людей, их несколько странные традиции. Зачем? Есть Басё, Исса, Такубоку…


Фото: Алексей Фокин

- Насколько медийный образ Цоя соответствует тому, каким вы помните его?

Помню застенчивым мальчиком с теплым светом в глазах. Позже он стал более уверенным в себе, угловатость превратилась в грациозность. Прибавилось обаяния и иронии. Все вдруг заметили, что он начитанный и шутит умно. Потом мы очень редко виделись. Но я читала воспоминания людей, которые общались с Витей в Москве. Все говорят, что он остался человеком чистым и порядочным, талантливым и нежным. Верю, что так и есть.

Вот что писал Алексей Рыбин в книге про Майка: «Он [в отличие от БГ] брал своей слабостью, на сцене он был тем, кем был на самом деле, - мальчиком из хорошей, интеллигентной семьи, знающим языки и читающим Тургенева, тонким, думающим, переживающим, все понимающим - и не способным найти в окружающем мире не то что взаимопонимания, но даже ответа на любой свой вопрос. Майк все время жаловался - даже в самых героических и разудалых песнях эта жалоба слышна. Он все время пел о том, как ему плохо, как ему некомфортно, как он страдает от того, что ему чего-то недостает - речь при этом идет о вещах совершенно нематериальных, даже „хочется курить, но не осталось папирос“ в его подаче вырастает в проблему философскую, в конфликт, и никем, кроме самого забубенного гопника, не прочитывается как проблема гастрономическая или наркологическая. Он был силен этой своей слабостью, силен тем, что не боялся ее и на ней выстроил все свое творчество». Вы согласны с этим?

Соглашусь, пожалуй. Могу ответить цитатой из очень старой статьи Артемия Троицкого: «Легко быть умным, легко быть серьезным. Легко и надежно. Трудно быть искренним, трудно быть самим собой („но возможно…“). Один на сцене - всегда босс, скромный вождь и учитель. Другой - не очень понятен, но полон тайн, очарования. Один - над залом, другой - далеко в стороне. Только Майк стоит среди них. Голый, как в своей ванной комнате, куда неожиданно набежало столько сотен народу. Он демонстративно незащищен. Он позволяет себе выглядеть в песнях жалким и нелепым. Он нарочито антипатичен даже в самых драматических ситуациях. И в результате он пожинает урожай глупых смешков и свиста нормальных ребят и девушек, у которых свои представления об искусстве. Они не хотят видеть себя, это зеркало плюет им в глаза».

С другой стороны, в чем сила, в чем слабость - как посмотреть. Майк был и сильный, потому что остался собой. И даже не в принципах дело - тут органика, его суть.

Русский рок для многих был и остается в первую очередь стремлением к внутренней свободе: вот - государство, а вот - мы и то, что у нас есть, то, чего никому не отнять. Вам удавалось в те времена ощутить себя свободной благодаря музыке?

Русский рок, нерусский рок, стихи, «Черный квадрат», придуманный прекрасный город, волонтерство в собачьем приюте, путешествие через океан на паруснике - средств для обретения свободы много. Это такая огромная тема!.. Раньше я говорила детям: «Хотите сами? Очень хорошо! Вперед! Только помните: свобода подразумевает ответственность». Теперь думаю, что это не все: внутренняя свобода - такая радость, такая сила. Если ее обретаешь, то не страшно ничего, как в любви. Самое трудное - определить, в чем твоя несвобода, какие страхи мешают… Ну ладно, это уже философия пошла…

А в те времена я не задумывалась ни о какой свободе-несвободе. Рано вышла замуж, проблем - только поворачивайся. Бунтаркой себя не считала - просто была с любимым человеком, который занимался своим делом. А я просто не мешала.


Прочитав сценарий фильма, тогда еще не снятого, Гребенщиков сказал: «Мы жили по-другому». Как вы считаете, в конечном итоге Серебренникову удалось показать, как вы жили? Если не частности, то само настроение, дух той эпохи, в которую появилась музыка Майка и его друзей?

Ну, на залив регулярно ездила как раз группа «Аквариум», а не «Зоопарк». Майк не был большим любителем природы; выпить с приятелем на набережной Фонтанки - другое дело. Чтобы честно и подробно ответить на этот вопрос, хотелось бы посмотреть кино еще раз. Пока скажу одно: послевкусие от фильма точно приятное и ностальгическое. Спасибо всем за это!

Вы ощущали тогда на себе титул «жены легенды», это как-то влияло на вашу жизнь тогда? И что изменилось сейчас, после выхода «Лета»?

Легендами и звездами наши мальчики называли себя разве что в шутку. Вся «радость» от известности мужа - гости почти каждый день. В этом, конечно, было и много хорошего: появлялись очень интересные люди из разных городов. Я видела, что Майк не зря занимается любимым делом: он нужен, его песни нужны.

Что изменилось после выхода фильма? У нас с детьми появилось еще больше общих тем для разговоров. Вот скоро все откипит, все выскажутся, утихнут, «а я отмою с паркета кровь и обрету свой душевный покой».

Майк Науменко (настоящее имя – Михаил Васильевич Науменко) – музыкант, певец, поэт-песенник, ведущий вокалист и арт-директор рок-группы 80-х «Зоопарк».

Майка Науменко можно по праву считать одним из родоначальников русского рока. Музыкант пошел отнюдь не по пути бардовской традиции, прижившейся на почве отечественной культуры, в своих песнях он адаптировал западный рок – в какой-то мере Науменко был первооткрывателем этого жанра для «продвинутого» советского слушателя.

Хотя некоторые композиции группы «Зоопарк» в музыкальном и смысловом плане явно отсылали к оригинальным иностранным песням, взятым за основу, Майк сумел наделить их отличительными особенностями: он всегда тщательно работал над текстами, которые своей ироничностью и откровенностью порой удивляли слушателей. По словам ценителей его творчества, в его сочинениях не было плагиата, а только игра в рок-н-ролл и другие, любимые им, жанры.


Тексты многих песен из наследия музыканта были созданы на основе композиций западных авторов и по сути являлись их интерпретациями. Часто он оставлял в них и оригинальную мелодию – так, он познакомил отечественных слушателей с. К примеру, знаменитая «Буги-вуги каждый день» больше, чем похожа на «I Love To Boogie» британского рок-коллектива T.Rex, «Позвони мне рано утром» – явный аналог «Meet Me In The Morning» Боба Дилана , а источником вдохновения для Майка при создании композиции «Дрянь» были Игги Поп и Лу Рид.

Впоследствии практически все российские рок-исполнители признавали его влияние на их творчество.

Фильм «Лето» о Майке Науменко и Викторе Цое

В 2018 году вышел биографический фильм Кирилла Серебренникова «Лето», в котором было рассказано о ленинградской андеграундной рок-культуре, Майке Науменко (Рома Зверь), его взаимоотношениях с супругой Натальей (Ирина Старшенбаум) и участии Майка и Бориса Гребенщикова в судьбе Виктора Цоя (актер Тео Ю). Картина, где в исполнении группы «Звери» прозвучали песни Науменко и Цоя, участвовала в основной программе Каннского фестиваля, была встречена аплодисментами зрителей и получила награду за лучший саундтрек.


Детство

Будущий рок-музыкант появился на свет 18 апреля 1955 года в Северной столице и стал вторым ребенком в семье, где уже подрастала 8-летняя дочь Татьяна. Его родители были истинными ленинградцами – интеллигентными, начитанными, скромными. Отец Василий Григорьевич преподавал в ЛИСИ (ныне СПбГАСУ), а мама Галина Флорентьевна работала в библиотеке.


В воспитании маленького внука принимала участие и его бабушка, которая также была высокообразованным человеком. Неудивительно, что в 5 лет мальчик уже умел читать, а среднее образование он получал не в обычной, а специальной, школе с англоязычной подготовкой, где, кстати, и приобрел прозвище «Майк».

В подростковом возрасте он увлекался авиамоделизмом и детективами, а интерес к музыке у Майка появился, когда он услышал одну из песен знаменитой ливерпульской четверки The Beatles. Кроме них, он слушал также Rolling Stones, T.Rex, The Doors, Jefferson Airplane, Чака Берри , Дэвида Боуи , Боба Дилана , Лу Рида и других самых влиятельных рок-музыкантов. Знание английского языка позволяло ему оценивать и восхищаться не только музыкой своих рок-кумиров, но и поэтическим содержанием их творчества, а также читать о них западные журнальные статьи.


В 8 классе Науменко научился игре на гитаре. Первый инструмент ему подарила на 16-летие бабушка. Тогда же он начал писать собственные композиции: сначала на английском, а в 1972-м, под влиянием популярного в местной рок-тусовке Бориса Гребенщикова, – экспериментировать со стихосложением на русском.

Получив аттестат, по совету отца он поступил в ЛИСИ (архитектурно-строительный институт), но на 4 курсе бросил учебу. Затем некоторое время Майк трудился на должности звукорежиссера в Большом театре кукол, а позже – сторожем на стадионе имени Ленина.

Развитие карьеры

В начале творческой деятельности юноша сотрудничал как бас-гитарист с различными ленинградскими рок-группами. Познакомившись в 1974-м с БГ, он иногда подыгрывал «Аквариуму». В 1978 году они выпустили совместную пластинку «Все братья – сестры», посвятив ее рождению у Бориса Борисовича дочери Алисы . Запись композиций проходила на берегу Невы. Многие из этих сочинений – «Дочь», «Баллада о Кроки, Ништяке и Карме», «Седьмая глава», «Ода ванной комнате», стали впоследствии хитами.


В тот же период Майк Науменко дал свой первый подпольный концерт в столице, буквально взорвавший публику. Особенно впечатлила слушателей блюзовая песня «Дрянь», в которой герой грубо высмеивает легкомысленную девушку. В зале не только возникали жаркие споры, но даже вспыхнула драка между теми, кто встал на сторону новоявленного рок-менестреля, и теми, кого он возмутил. Присутствовавший на выступлении Андрей Макаревич якобы охарактеризовал выступление музыканта словами «просто безобразие».

Ты спишь с моим басистом и играешь в бридж с моей женой. / Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой? / Тебя снимают все подряд – и тебе это лестно, / Но скоро другая займет твое место. / Ты – дрянь!


В 1980-м при содействии БГ Науменко записал свой дебютный сольный диск «Сладкая N и другие». В его трек-лист вошло 16 песен, включая «Если ты хочешь», «Свет», «Утро вдвоем», «Пригородный блюз», «Прощай, детка!», «Всю ночь». Ироничность, внимание к бытовым деталям и стремление называть вещи своими именами подкупали слушателей. Автора стали называть «ленинградским Бобом Диланом».

По мнению экспертов, на формирование музыкального стиля рок-исполнителя в значительной мере повлияло его общение с художницей и писательницей Татьяной Апраксиной. Как позже заявлял журналист и создатель музыкальных проектов Александр Кушнир, Майк однажды признался, что все его композиции посвящены ей.


В конце 1980 года Науменко решил создать собственную группу «Зоопарк». На вопросы о символике названия коллектива сам Майк обычно отшучивался, но для многих было очевидно, что одним из животных зоопарка (который олицетворял для него не только СССР, но и шире – общий консерватизм, стремление людей к несвободе и узости мышления) ощущал себя он сам.

«В 70-е годы [...] он чрезвычайно остро и как-то болезненно ощущал себя несвободным; чувствовал себя как бы загнанным в клетку, из которой ему страстно хотелось вырваться. А клеткой для него были и запреты на книги, и гонения на музыку, и учеба в институте, и рутинная работа, и даже устои родного дома», – рассказывала Галина Науменко.

Майк Науменко и группа «Зоопарк» – «Выстрелы»

Дебютное выступление коллектива прошло на пригородной танцплощадке. Весной 1981-го их уже приняли в Ленинградский рок-клуб, где и состоялся их дебютный концерт, вызвавший фурор. В том же году свет увидела дебютная концертная пластинка, созаписанная в столице на выступлении группы в ДК «Москворечье» с соответствующим названием «Blues de Moscou». Автором всех двадцати прозвучавших песен был сам ведущий вокалист и основатель, Майк Науменко.


В 1982-м он выпустил сольник «LV» («Пятьдесят пять» – последние цифры его года рождения). Три композиции оттуда он посвятил коллегам: «Лето» – Виктору Цою, «Песня Гуру» – Юрию Морозову, «Я не знаю, зачем (Бу-Бу)» – Андрею Панову. Через год был представлен первый студийный диск группы «Зоопарк» – «Уездный город N» с одноименной песней, которая оказалась уникальной в своем роде. Ее продолжительность составляет около 15 минут – Майк никогда не боялся экспериментировать и вдохновлялся смелостью одними из своих кумиров – группой Лу Рида Velvet Underground, тоже не боявшейся нестандартных решений.

«Уездный Город N» лучше слушать после ознакомления с двумя песнями - предшественницами этого произведения. Это «Desolation Row» Боба Дилана с альбома «Highway 61 Revisited» 1965 года и «American Pie» Дона Маклина (1971)», - писал Алексей Рыбин, участник первого состава группы «Кино».

Майк Науменко – «Лето»

В 1984-м рок-герой порадовал поклонников новой пластинкой «Белая полоса». Под первым номером значилась мгновенно ставшая знаменитой «Буги-вуги каждый день», которую позже включали в свой репертуар «Алиса», «Секрет», «Ноль», а также исполнили в музыкальной комедии Валерия Тодоровского «Стиляги».

Тогда «Зоопарк» много гастролировал, а в 1987 году прошел регистрацию в «Ленконцерте». Однако лидер группы вскоре стал страдать от депрессии и проблем с алкоголем.


Кроме музыки, Михаил занимался переводами статей об англоязычных рок-исполнителях, фантастических произведений Эрика Фрэнка Рассела и пр.

Личная жизнь Майка Науменко

Со своей супругой Натальей Майк прожил 10 лет. В браке у них родился сын Евгений, у которого уже есть своя семья и две дочери. Музыкантом он не стал, трудится на телевидении.


Наталья вспоминала, как однажды муж учил сына-школьника выводить двойки из дневника, хотя отмечала, что особенно близких отношений с сынишкой у него не было.

По ее словам, Михаил очень любил свой город и при этом никогда не называл его Ленинградом. В мае, когда расцветала сирень, они с удовольствием гуляли по набережной Фонтанки, останавливались у каждого куста, наслаждаясь запахом душистых цветков.


В 1988 году из-за алкоголизма и постоянных депрессий музыканта в их семье начались проблемы. В итоге 15 августа 1991 года Наталья и Майк расстались.

Смерть Науменко

В марте 1991 года рок-музыкант принял участие в концерте в честь 10-летнего юбилея рок-клуба Северной столицы. Он исполнил «Пригородный блюз» в музыкальном сопровождении группы «Аквариум». Это было его последнее выступление.


27 августа его жизнь оборвалась от внутримозгового кровоизлияния. По мнению друзей, поражение головного мозга музыканта произошло из-за предшествующей травмы. Вечером его якобы ограбили и избили, а утром еще живого обнаружили близкие, вызвали «скорую», но было поздно. До сих пор точно не выяснены обстоятельства столь внезапной трагической гибели музыканта.


У могилы Майка на Волковском кладбище практически каждую неделю собираются почитатели его творчества.

По официальным данным Майк Науменко, советский рок-музыкант, основавший группу «Зоопарк», умер в результате несчастного случая от кровоизлияния в мозг. Смерть наступила 27 августа 1991 года. Песни Майкла пользуются популярностью до сих пор.

Официальная причина смерти Майка Науменко – несчастный случай. Такое заключение было вынесено судмедэкспертами в процессе опознания тела советского музыканта, основателя и бессменного участника группы «Зоопарк».

Дата смерти

Жизнь артиста оборвалась 27 августа 1991 г. в его доме. Смерть наступила в результате обильного кровоизлияния в мозг. Однако друг и коллега по цеху, барабанщик группы Валера Кириллов, выдвигает иную версию: «Почему сотрудники милиции не рассматривают вариант того, что на Майка напали во дворе и ударили по голове тупым предметом?».

Тем более что в деле присутствуют показания молодого человека, видевшего, как Майку помогал встать с земли незнакомец. Из этого Кириллов предполагает, что после ограбления артист поднялся к себе в комнату и умер от вышеупомянутого кровоизлияния в одиночестве. Смерть наступила не сразу, а спустя некоторое время, после того как организм ослаб и не мог больше бороться.

Когда тело было обнаружено друзьями, вызванная карета «Скорой Помощи» помочь не смогла. Приехавшие врачи только констатировали смерть.

Похоронен артист на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Семья

Родился Миша 18 апреля 1955 г. в Санкт-Петербурге, в семье интеллигентных родителей, уже имевших ребёнка. Сестра Майка была старше его на 8 лет. Отец работал на кафедре нынешнего СПбГАСУ, мать – в библиотеке.

В детстве герой не проявлял к музыкальному жанру никакого интереса. Первая тяга появилась после того, как он услышал знаменитый ливерпульский квартет – «The Beatles». Хорошее знание английского языка позволяло не только наслаждаться плавным течением музыки, но и оценивать поэтическое содержание стихов, звучащих на английском языке.

Примерно в 14 лет научился играть на гитаре, а на совершеннолетие бабушка подарила ему этот инструмент. Первые стихи в жизни были написаны на английском языке. Спустя некоторое время, под воздействием популярного в рок-тусовках Бориса Гребенщикова, начинает перефразировать их на русский.

Закончив школу, по настоянию отца поступает в архитектурно-строительный. Отучившись там 4 года, бросает учёбу и через знакомых устраивается работать звукорежиссёром в Большой театр кукол.

Творческий путь

Михаила Васильевича Науменко считают одним из родоначальников русского рока. Его концепция развития музыки кардинально отличалась от общепринятой. Все коллеги по цеху практиковали бардовские композиции, идеально приживавшиеся ввиду специфики русской культуры того времени.

Майк представлял слушателю свои песни иначе: он пытался внедрить западное рок-звучание. Таким образом, можно назвать его первооткрывателем данного жанра.

Несмотря на то, что некоторые композиции группы были явно схожи с иностранными произведениями, он наделял их особой индивидуальностью: яркое отличие текстов, удивляющих своей иронией и откровенными мыслями. Ценители его творчества подчеркивают, что песни, текст и музыка не содержат никакого плагиата, а только чистый русский рок-н-ролл.

Особой графой в биографии Науменко нужно отметить знакомство с Гребенщиковым. Сначала он просто подыгрывал на концертах «Аквариума», но в 1978 г они выпустили совместный альбом «Все братья – сестры». Посвящён он был рождению дочки Бориса Борисовича. Некоторые песни из него в дальнейшем стали хитами:

  • «Дочь»;
  • «Баллада о Кроки, Ништяке и Карме»;
  • «Ода ванной комнате».

Примерно в это время Майк выступает в Москве, концерт был организован неформально и проходил как подпольный. Настоящий фурор произвела его личная песня «Дрянь». Многозначный сюжет рассказывающий о распутной девушке, привёл к тому, что в зале произошла драка. С одной стороны выступали те, кто поддерживал такое поведение и стихи новичка, с другой – наоборот, осуждающие.

В 1980 г. Науменко, воспользовавшись поддержкой Гребенщикова, записывает свой первый альбом. В него были включены 16 личных композиций. После этого его стали называть «Ленинградский Боб Дилан».

Существует мнение, что формирование музыкальной направленности и стилистики героя произошло под пассивным воздействием его подруги, Татьяны Апраксиной. Журналист и музыкальный продюсер Александр Кушнир заявлял: «Однажды Майк признался мне, что все его первые песни были посвящены Танюше».

Организация группы «Зоопарк»

Идеи создания собственной группы терзали Майка уже давно. После ошеломляющего успеха своего сольного альбома решение приходит. По мнению друзей, название в любом случае должно было быть в виде какого-нибудь животного из зоопарка. Однако герой пошёл ещё дальше.

Объяснялось такое стремление тем, что он олицетворял себя и весь Советский Союз с неким «зоопарком», а людей в нём с животными, стремящимися к консерватизму, несвободе, и отказывающимися мыслить самостоятельно.

Дебют сложившегося коллектива прошёл на дворовой танцплощадке. Весной следующего 1981 г их уже приняли в Ленинградский рок-клуб, где был так называемый первый «полуофициальный» концерт.

Первая дебютная пластинка была записана не в студии звукозаписи а на живом концерте в одном из московских домов культуры. Название было соответствующим «Blues de Moscou». Все включенные произведения были написаны вокалистом и основателем коллектива – Майком Науменко.

Дискография

Творчество Майка Науменко включает в себя не только студийные работы в группе, но и несколько сольных, а также концертных подборок. Список впечатляет.

Одиночные личные альбомы:

  1. «Все братья – сестры» с Гребенщиковым;
  2. «Сладкая N и другие»;
  3. «LV».

Официальные альбомы группы «Зоопарк», записанные в студии:

  1. «Blues de Moscou»;
  2. «Уездный город N»;
  3. «Белая полоса»;
  4. «Музыка для фильма»;
  5. «Иллюзии»;

Кроме перечисленных, в творческой биографии Науменко присутствует ряд работ в концерном исполнении, а также записи объединённых творческих вечеров и тусовок, некоторые из них носили вполне легальный характер.

Отношения с Виктором Цоем

Взаимоотношения с Виктором Цоем частично можно проследить в художественном фильме «Лето», снятом в 2018г. Здесь очевидно, что ранний взлёт Майка и старший возраст преподносит его в роли старшего брата, дающего редкие советы и напутствия. Любопытно выглядит история любовного треугольника: мужчины и жена Науменко Наталья. Фильм затрагивает период становления личностей артистов и относится к первой половине 80-х.

Что касается истории о разгоревшемся романе Наташи и Виктора, сама она отрицает это. По её словам, нашумевшая история произошла из-за того, что несколько лет назад она неправильно выразилась по отношению к Вите. На самом деле она любила только Майка.

Слова самого Науменко, подтверждают: первое время он давал новому знакомому советы. По его просьбе свёл с Гребенщиковым, который помог раскрутиться. В дальнейшем два рокера много общались, проводили так называемые творческие вечера на которых пили портвейн и пели свои песни. Иногда оставались друг у друга ночевать. Но, как заверял после смерти Цоя Майк: «Друзьями мы никогда не были».

Для российской истории рока 2 кумира останутся в памяти как одни из первопроходцев, подвижников нового музыкального направления. Они действительно были чем то особенным для своих последователей, тем более что ушли из жизни практически в одно время, практически на пике своей карьеры (Майк пережил Виктора только на 12 месяцев).

Жена и сын

По фото кажется – это обычная среднестатистическая советская семья, но не так-то было. Несмотря на то, что у Натальи и Майка родился сын, девушка не вынесла постоянных эксцессов и подала на развод. Судя по стилю жизни артиста, её решение можно понять. Рок-звезда того времени – это вовсе не значит красивые машины и большие деньги. В Советском Союзе было всё иначе. Огромное количество концертов (по 3 – 4 в день), постоянные недосыпания, вино и стрессы – вот наверное и всё, чем выделялась тогдашняя жизнь рокера.

По воспоминаниям Натальи, у мужа была возможность сменить коммуналку, в которой они жили с ребёнком, на нормальную квартиру, но заниматься этим он просто не хотел. Да и времени особо не было. Постоянно выпивающий и угасающий от переутомления любимый мужчина будет угнетать любую женщину, тем более имеющую ребёнка. В результате она не выдержала и ушла, незадолго до того страшного дня. Майк Науменко остался один, в пустоте.

Гибель Науменко была заключительным эпизодом в специфическом явлении «заигрывания» с властью. В его композициях проглядывались элементы резервации, означающие, что талант стоит выше денег. В какой-то момент искра популярности «Зоопарка» разгорелась до такой степени, что начала затмевать самого Бориса Гребенщикова и тем более Макаревича. К сожалению, она потухла внезапно, так же как зажглась.

Видео

Оцифрованная видеозапись квартирника с участием Майка Науменко. Сделана за год до смерти.

Известный российский музыкант, основатель и фронтмен рок-группы «Зоопарк» Майк Науменко был наиболее популярен в 70-80 годах ХХ века и относится к лучшим представителям ленинградского андеграунда. Самыми знаковыми стали для современников его авторские песни «Сладкая N», «Дрянь», «Пригородный блюз» и другие. Он был другом Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова и ещё многих ленинградских рок-музыкантов. Всю свою не слишком удачную и долгую жизнь Майк (Михаил — при рождении) посвятил музыке. Многие его песни до сих пор пели и поют другие знаменитые российские группы и певцы. Причиной смерти Майка Науменко официально объявлено кровоизлияние в мозг.

Майк родился в 1955 году в Ленинграде. Он был мальчиком из хорошей интеллигентной семьи. Увлечение Науменко музыкой началось в ранней юности, когда он услышал песни знаменитого музыкального коллектива «Битлз». После этого он стал в удовольствием слушать Боба Дилана, Чака Берри, Лу Рида, Марка Болона и других зарубежных исполнителей. Майк был учеником специализированной англоязычной школы и неплохо знал язык, поэтому первые сочинённые им песни были на английском. Они написаны ещё в школьные годы и исполнялись в кругу друзей, под игру на гитаре, подаренной бабушкой. На русском языке Науменко написал свою первую песню в 1972 году, когда ему было уже 17 лет, по совету Бориса Гребенщикова.

После окончания школы, Михаил, по примеру отца, поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт и даже успел закончить в нём целых четыре курса, хотя то, что строительство – это не его дело, понимал сразу. Бросив учёбу, молодой человек устроился в Большой театр кукол звукорежиссёром, позже перешёл в сторожа, чтобы как можно больше времени отдавать любимому занятию – музыке. В середине 70-х годов Майк пришёл в группу «Союз любителей музыки рок», где играл на гитаре, а в 1977-1979 годах сотрудничал с группой Гребенщикова «Аквариум». В 1978 году Науменко записал с Б. Гребенщиковым акустический альбом «Все братья - сёстры». Он довольно долго был бас-гитаристом в самых разных ленинградских группах, в которых исполнял немало сольных номеров.

В 1981 году Науменко стал организатором собственной группы «Зоопарк». В 1987 году их коллектив получил определённый статус, престав быть любительским после тарификации в «Ленконцерте». Для музыкантов группы начались гастрольные концерты по всему Советскому союзу. К концу 80-х годов, Майк Науменко, как это часто случается, перестал справляться с бременем славы и популярности: от злоупотребления алкоголем и тяжёлых нагрузок у него начались проблемы со здоровьем. Очень заметно расстроилась моторика левой руки и это плохо отразилось на возможностях игры на гитаре. Уставшая от его запоев жена Наталья, с которой Майк прожил около 10 лет, ушла от него, забрав сына Евгения.

В августе 1991 года случилась трагедия: сосед Науменко по квартире обнаружил музыканта на полу в коридоре и помог ему перебраться в постель. На вопрос, как он себя чувствует, Майк ответил, что помощь ему не нужна. Однако к вечеру ему стало хуже и прибывшие, по просьбе соседей, мать с сестрой вызвали «Скорую помощь». Медики отказались от госпитализации больного, объяснив, что он находится в нетранспортабельном состоянии. К наступлению ночи Науменко скончался. Конкретного заключения причины смерти Майка нет. Предположение о том, что у него случилось кровоизлияние в мозг – приблизительно и отчего она произошло, можно только догадываться. Пьяным он не был, но, по свидетельству друзей, прилично «принял на грудь» за день до своей смерти.

О том, почему умер Майк Науменко ходили самые разноречивые слухи. Говорили о том, что есть свидетели его удара головой об бетонный поребрик и это стало причиной перелома основания черепа, диагностированного врачами. Были также, слухи о нападении хулиганов и о том, что Майка ограбили, предварительно избив. По мнению других очевидцев, его все знали в этом районе и, напиваясь, он никогда не становился жертвой воров, к тому же никогда не пил до бессознательного состояния. Убийство это или несчастный случай, так и осталось невыясненным. Науменко было на момент смерти всего 36 лет.

Он похоронен на Волковском кладбище Ленинграда.

10203 Просмотров