Проблема одиночества стариков аргументы из литературы. Проблема одиночества аргументы из литературы. М. Шолохов "Судьба человека"

  • Талантливые, умные люди тоже бывают одиноки
  • Одиночество убивает человека, особенно если оно вынужденное
  • Причиной одиночества могут быть взгляды человека на окружающий мир
  • Одинокому человеку гораздо сложнее жить, чем тому, у кого есть семья и близкие друзья
  • Одиночество может быть вынужденным: человек становится одиноким в силу ужасных обстоятельств
  • Человеку, у которого нет друзей, тяжело жить в обществе

Аргументы

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Дочь Настя буквально обрекла Катерину Ивановну, свою мать, на одиночество. Девушка жила насыщенной жизнью в Ленинграде. Она даже не представляла, что может оторваться от работы, чтобы навестить свою старую маму. Настя, получая письма от Катерины Ивановны, была рада и тому, что старушка жива, потому что может писать. Девушка слишком поздно поняла, что она бросила в одиночестве единственного человека, который ее по-настоящему любил — свою маму. Настя получила письмо с просьбой матери приехать, но не восприняла его серьезно. Только после телеграммы о том, что Катерина Ивановна умирает, девушка осознала, какую серьезную ошибку она совершила. Настя винила себя за то, что оставила в одиночестве свою старую мать, которую она должна была ценить больше всего в жизни.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Одиночество Самсона Вырина было вынужденным. Дуня, его дочь, сбежала из дома с офицером Минским, остановившимся на их станции. Желание хотя бы увидеть дочь побудило Самсона Вырина идти пешком в Петербург. Там он получил лишь обещание Минского сделать Дуню счастливой. Он увидел дочь позже, но при виде отца она упала в обморок. Минский вытолкал старика на лестницу. С тех пор он ничего не слышал о Дуне три года. Самсон Вырин умер в одиночестве, так и не увидев дочь. Дуня вернулась к отцу, которого она обрекла на одиночество, но уже слишком поздно. Она много времени провела на могиле.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Нигилиста Евгения Базарова тоже можно назвать одиноким. Сначала он общается с Аркадием Кирсановым, но скоро пути молодых людей расходятся. Одиночество Евгения Базарова связано с его взглядом на мир. С мнением этого человека решил бы согласиться далеко не каждый, уж слишком далеки взгляды героя от того, что веками было принято в обществе. Людям сложно смотреть на природу как мастерскую, отрицать почти все, к чему они привыкли. У героя много последователей, но мы понимаем, что никто из них не предан нигилизму по-настоящему. Поэтому одиночество Базарова хоть и закономерно, но в какой-то степени тяжело для него самого.

М. Шолохов «Судьба человека». Одиноким Андрея Соколова сделала война. Погибла вся его семья: сначала снаряд угодил в его дом, где в это время были дочери и жена, а 9 мая, в самом конце войны, от пули снайпера погиб сын Анатолий. Андрей Соколов остался один, без дома и семьи. Найти силы жить и в какой-то степени скрасить одиночество герою помог Ваня, маленький мальчик, родители которого погибли. Андрей Соколов представился его отцом и забрал ребенка к себе. Так нашли друг друга два одиноких человека, в судьбы которых беспощадно вмешалась война.

А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены Васильевны Григорьевой не было ни живого мужа, ни детей. Была только воспитанница Кира, к ней привязанная. Матрена была обречена на одиночество. Даже работать она нормально не могла, потому что время от времени страдала по несколько дней от странного недуга. Люди приходили к женщине только тогда, когда им было что-то нужно. Так и часть избы забирали при жизни, не думая о последствиях. Но доброта Матрены не знала границ, редко можно встретить такого человека. Женщина не отказывалась помочь другим, когда ее просили, даже если ей это было не по силам. Только после смерти Матрены Васильевны всем до нее появилось дело: каждый хотел получить какое-то наследство. Поражает эгоизм людей, которые обрекали человека на одиночество при жизни, а после смерти начинали делить имущество.

Джек Лондон «Мартин Иден». Пока Мартин Иден не был богат и знаменит, никто не верил в его будущее, не говорил хорошо о его начинаниях. Когда герой начинал строить будущее писателя, он был одинок и спасался только любовью Руфи. Скоро и возлюбленная отвернулась от Мартина Идена. Но когда о нем заговорили, когда у него появились деньги, посыпались дружеские приглашения на обеды, с мольбой о прощении вернулась Руфь. Только для Мартина Идена все это уже ничего не значило. Он понимал, что ничуть не изменился с того времени, когда его творчество все еще отвергали. Вся работа к тому времени была уже сделана. Поэтому среди всеобщего внимания Мартин Иден стал еще более одинок, чем прежде. Мир вокруг казался ему отвратительным.

Д. Киз «Цветы для Элджернона». История Чарли Гордона противоречива. В начале произведения мы видим его слабоумным человеком, объектом насмешек. Позже же Чарли Гордон становится гением, пусть и временно. Но он оказывается еще более одинок, чем прежде. Все считают Чарли слишком умным, эгоистичным, не способным проявлять чувства и эмоции. Интеллектуальные способности человека, возрастающие в геометрической прогрессии, не способствуют общению с людьми. Герой оказывается одиноким. Слабоумному Чарли Гордону гораздо легче жить, чем Чарли Гордону с выдающимся интеллектом. Умственные способности только подталкивают к одиночеству, хотя сначала герою кажется, что с умным человеком люди общаются более охотно. В реальности все оказывается совсем не так.

В чём состоит трагедия одинокой старости? Почему именно пожилые люди особенно беззащитны перед жизненными трудностями и нуждаются в заботе и доброте близких и окружающих? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского прозаика Сергея Алексеевича Воронина.

Раскрывая проблему одинокой старости, автор знакомит нас с судьбой одинокой женщины, которая продала свой дом, чтобы помочь дочери Татьяне, нуждающейся в дорогостоящем лечении. По сути дела, история этой женщины напоминает вечный сюжет - историю шекспировского короля Лира, который разделил королевство между двумя дочерьми, а потом стал им не нужен.

Хорошо хоть младшая дочь, лишённая им наследства, оказалась доброй и милосердной и приютила бедного отца. У героини же текста ни одна из дочерей, даже та, которой она помогла, не проявила сострадания к собственной матери.

Автор подводит нас к мысли о том, что ничего печальнее и трагичнее одинокой старости нет, так как именно пожилые люди больше всего нуждаются в заботе, внимании, поддержке и помощи близких людей, ведь немощные и больные старики больше всего чувствуют свою социальную незащищённость.

Самый яркий, на мой взгляд, рассказ, где раскрывается трагедия одинокой старости, - это "Телеграмма" К. Г. Паустовского. Не случайно немецкая актриса Марлен Дитрих, впервые приехавшая в Советский Союз, пожелала увидеть писателя, который создал такой трогательный рассказ, она преклонила перед ним колени и поцеловала руку от имени всех одиноких матерей, забытых детьми. Героиня этого произведения Катерина Ивановна доживает свой век в селе Заборье в мемориальном доме отца - художника и похожа на одинокий подсолнечник у забора, который поздней осеню отцветает и всё никак не может отцвести. Единственная дочь Настя уже три года не приезжает из Ленинграда, только иногда высылает матери деньги. Девушка не откликнулась на просьбу матери приехать повидаться хотя бы перед её смертью. Слабая, немощная Катерина Ивановна нуждается в заботе и поддержке дочери - самого родного человека. Печально, что одинокая женщина умерла, так и не повидав дочери.

Печальна судьба и другого литературного героя - Павла Петровича Кирсанова из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Он доживает свой век на краю чужого гнезда, так и не создав своего. В молодости светский баловень встретил роковую княгиню Р. и сошёл с привычной колеи. Горьким кажется его одиночество в имении брата, где он испытывает безнадёжную любовь к Фенечке.

Мы пришли к выводу о том, что одиночество приносит нравственные мучения, особенно пожилым людям, которые больше всего нуждаются в поддержке, внимании и заботе.


Одинокая старость. Что может быть печальнее? В чём нуждается одинокий старый человек? Кто может ему помочь? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Б.П.Екимова.

В старом потрепанном пальто, в тёмном платке. «Она была лишней на этом осеннем, но всё же празднике жизни». Писатель понимает, что женщина торгует копеечными букетами, потому что ей не хватает денег, а помочь некому. Он сочувствует героине. «Так тревожно было видеть её одиночество, словно заноза вонзалась в сердце». Эта старая женщина напомнила писателю его мать, заставив его задуматься о тяжёлой участи одиноких пожилых людей.

Позиция автора мне понятна: одинокая старость – это проблема общества. Не должны старики доживать свой век в одиночестве, не должны нуждаться в деньгах. Старый человек нуждается в заботе, в общении, в действенной помощи.

Я полностью разделяю позицию автора. Духовное здоровье общества определяется заботой о стариках и детях. У нас, к сожалению, полно сирот при живых родителях и стариков при живых детях. Старики оказываются брошенными по разным причинам. Но, как бы ни сложилась жизнь, нельзя оставлять старых людей. Надо проявлять к ним участие. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

В пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» мы встречаем старика Фирса, который больше полувека служит Раневским, он помнит их ещё детьми. Когда Раневская приезжает из-за границы, она постоянно замечает, как постарел Фирс. Но ведь время никого не красит? Вишнёвый сад вместе с домом уходит за долги на аукционе Лопахину. Раневская вновь уезжает за границу. Все покидают дом. А Фирса забыли. Как будет жить старик один? Можно ли забыть человека, который всю жизнь верой и правдой служил их семье. Остаться одному в пустом доме – печальная участь многих стариков. Остаться тогда, когда они особенно нуждаются в душевном тепле и участии.

Таким образом, не должно быть одиноких стариков. Рядом с ними должны быть люди, которые будут о них заботиться, дарить им своё тепло. В старости человек нуждается в заботе и сочувствии. Если по каким-то причинам человек остался один, о нём должно позаботиться государство, социальные службы. Не оставляйте своих стариков. Любите их и заботьтесь о них.

Обновлено: 2018-02-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Готовя учеников к ЕГЭ по русскому языку, я встретилась с множеством проблем и убедилась в том, что учеников часто пугает часть 3 (Задание С1). В чём же заключается основная трудность? Часто в том, что ребята не совсем понимают, что от них «требуется» на экзамене.

И основная задача учителя – научить писать учеников сочинение-эссе так, чтобы они не только поняли структуру данного вида письменной работы, но и «перебороли свой страх» перед заданием С1.

Несколько лет назад мне самой пришлось выступить в роли ученика 11 класса. На курсах повышения квалификации я выполняла ту же самую работу, которую необходимо написать выпускникам. Мне достался исходный текст (на сегодняшний день уже очень известный) по К. Паустовскому о Катерине Ивановне. Сейчас я понимаю, что это «удачный» текст, в котором явно прослеживается проблема (публицистический текст). Труднее с текстами художественными.

Однако и на сегодняшний день работу над сочинением-эссе в 11 классе при подготовке к экзамену я начинаю именно с этого «удачного» текста, а когда учащиеся почувствуют свою «силу», поймут окончательно структуру данного вида письменной работы, то перехожу к текстам художественным, обучаю постановке проблемы вопросом.

На одном из первых занятий предлагаю ученикам работу с текстом К. Паустовского. Прошу ответить на вопросы: О чём текст? Какую проблему поднимает автор в своём тексте? (На столах у учащихся «Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку»). Как вы относитесь к данной проблеме? Объясните, как вы понимаете следующие предложения: «Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне,– дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!» Назовите произведения Ивана Бунина об одиночестве.

На следующем этапе знакомлю учеников с сочинением по тексту Паустовского, которое когда-то написала сама. Сразу сообщаю ребятам о том, что ставить проблему, комментировать текст, а также делать вывод будем учиться и по-другому.

Образец сочинения

Константин Паустовский рассказывает о пожилой женщине, которая живёт одна, её родная дочь Настя забыла о матери.
Автор на примере Катерины Ивановны рассматривает проблему одинокой старости. Одинокие старики стали привычным явлением в нашем обществе, а мы как будто живём в другом мире, мире, где нас всё это не касается.
К сожалению, эта проблема в нашей современной жизни становится всё более актуальной. В наш прогрессивный и загруженный век дети часто забывают о своих родителях, которые терпеливо ждут, пока о них вспомнят.
Позиция автора очевидна. Старость сама по себе страшна, а одинокая – вдвойне. Забывчивость детей глубоко ранит сердца самых родных и дорогих людей.

В связи с этим мне вспомнилась повесть Александра Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин, главный герой этого произведения, остается совсем один. Его дочь Дуню увозит ротмистр Минский в Петербург. Смотритель пытается вернуть дочь, но у него ничего не получается. Оставшись один, Самсон Вырин спивается с горя и умирает от тоски и одиночества. Внимания, заботы и любви родной дочери не хватило главному герою.
Не хватает внимания и сочувствия близкого человека и героине рассказа Ивана Бунина «Холодная осень». С горечью и грустью вспоминает она о своей тяжёлой жизни, о семимесячном ребёнке, которого не бросила в трудное время. Однако девочка выросла, стала миленькой и совершенно равнодушной к женщине, которая воспитала её.

Давайте же не будем забывать о людях, которые подарили нам жизнь! Они очень ждут нашего участия.

Обсудив данное сочинение по исходному тексту К. Паустовского с учениками, предлагаю им написать сочинение-рассуждение по исходному тексту, используя образец сочинения и приводя примеры из рассказов Ивана Бунина «Холодная осень» и «Тёмные аллеи». Почему именно из этих рассказов? Ответ очевиден. Именно в самом начале 11 класса учащиеся знакомятся с произведениями данного автора.

Ученическое сочинение

Константин Паустовский рассказывает об одинокой женщине, которую забыла её родная дочь.
Автор на примере Катерины Ивановны рассматривает проблему одинокой старости. Одинокие старики стали привычным явлением в нашем обществе, а мы все живём так, как будто это нас не касается, как будто мы никогда не будем старыми.
Позиция автора очевидна. Забывчивость детей, близких, родных глубоко ранит сердца самых дорогих людей.
Я соглашаюсь с позицией автора и считаю, что одинокая и заброшенная старость – это трагедия. Одиночество может привести к болезни и даже к смерти.
В связи с этим мне вспомнился рассказ Ивана Бунина «Холодная осень». Героине этого произведения не хватает внимания и сочувствия близкого человека. С горечью и грустью вспоминает она о своей тяжёлой жизни, о маленькой девочке, которая осталась одна в трудное время и которую вырастила. Однако девочка стала взрослой и совершенно забыла о женщине, благодаря которой она выжила.
А в рассказе И.Бунина «Тёмные аллеи» героиня добровольно обрекла себя на одиночество, сохраняя воспоминания о первой любви. Прошло много времени. При встрече Надежда объяснилась в своей любви с человеком, которого когда-то любила, подтвердив словами, что всё проходит, да не всё забывается. Николай Алексеевич, которого она всё это время любила, не ответил ей взаимностью, но понял, что потерял в ней самое дорогое, что имел в жизни. Он тоже стал одиноким: жена его оставила, а сын вырос без сердца, без чести, без совести…
Эти примеры из художественной литературы ещё раз доказывают, что одиночество – это страшная трагедия.
Давайте же не будем забывать о людях, которые подарили нам жизнь, помогли нам, приняли участие в нашей судьбе! Ведь одинокие люди ждут нашего участия.

Сразу отмечу, что ещё одно такое, можно сказать, «совместное сочинение» мои ученики пишут по исходному тексту Н. Самвеляна о доброте. В качестве аргументов учащиеся должны приводить примеры из прочитанных на уроках литературы произведений Максима Горького.
Какие виды работ ещё использую в своей работе?

Работа эксперта

Даю исходный текст, ученическое сочинение по данному тексту, а также критерии оценивания ответа задания С1. Потом знакомлю с отредактированным текстом сочинения. Хочется отметить, что есть замечательный материал в статье «Учимся на чужих ошибках» (автор Т.А. Кушевич), который опубликован в методическом журнале «Русский язык» (февраль 2012 г.) Издательского дома «Первое сентября».

Чтение журнала «Русский язык»

На протяжении нескольких лет я выписываю методический журнал «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября». Много полезной информации о рекомендациях написания сочинения-рассуждения, об ошибках по написанию данного вида письменной работы узнала сама и с этой информацией знакомлю своих учеников. Для прочтения рекомендую, например, статью Е.В. Юминовой «Маленькие радости, большие сомнения и робкие надежды рядового армии экспертов» (методическая газета для учителей словесников «Русский язык» № 1, № 2 за 2011 год Издательского дома «Первое сентября»).
Также в своей работе использую рекомендации Г.Т. Егораевой по написанию комментария к основной проблеме текста (методический журнал «Русский язык» № 16 за 2011 г. Издательского дома «Первое сентября»).

В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну: важно не только подготовить учащихся к выполнению части 3 (Задание С1) ЕГЭ по русскому языку, но и научить выпускников свободно выражать свои мысли, использовать в своей письменной работе примеры из художественных произведений.

помогите пожалуйста по русскому ящыку. Аргументы по проблеме одиночества из литры, жизни, публицистики и тд и получил лучший ответ

Ответ от Nata[гуру]
проблема одиночества всегда была актуальна, и многие авторы литературных произведений всегда с интересом обращались к это теме.
Например, тема одиночества у М. Ю. Лермонтова. Тяжелое детство, одинокая взрослая жизнь – все наложило отпечаток на творчество поэта, нашло в нем свой выход. Современники описывают Лермонтова как замкнутого, резкого человека. Возможно, он был таким из-за того, что встречал на своем пути мало людей, отвечавших его высоким интеллектуальным и нравственным требованиям, возможно, по ряду других причин. Но одиночество явно читается в каждом стихотворении Лермонтова, его невеселые мотивы приходят на смену жизнеутверждающей поэзии А. С. Пушкина. Но от количества скорби и одиночества его стихотворения не перестают завораживать, не перестают нравиться.
"Одиночество"
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждёт; что ж медлить над землей?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём.. .
"Демон" у Лермонтова - это воплощение абсолютного одиночества. Однако он не сам добивался его, добивался безграничной свободы. его образ вызывает сочувствие и сожаление, он человечный и возвышенный. демон одинок поневоле, он страдает от своего тяжелого, как проклятие, одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Низвергнутый с небес и объявленный врагом небожителей, он не смог стать своим в преисподней и не сблизился с людьми.
«Одиночество в сети» - одна из самых ярких и интересных книг об одиночестве. К
Герои его книги знакомятся в Интернете, в чатах, проводят много времени за разговорами, причем обмениваются историями из жизни, фантазиями, которые многих могут смутить. А затем встречаются в реальности, в Париже, и вот тут начинается повествование о реальных отношениях. Герои проходят через множество испытаний, главным из которых оказывается сама встреча.... «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви». , -сказал автор, и наверное, он прав. Но из любого правила бывают исключения, которые его же подтверждают. Вот на такие исключения и стоит надеяться, больше того – смело верить в них. Иначе - никак.