Презентация золотой век русской литературы 19 века. Презентация по литературе на тему,,золотой век русской литературы". Кондратий федорович рылеев

Пхалагова Светлана, Васильковская Александра, Богданова Екатерина, ученицы 8 Г класса ГБОУ СОШ №262 Санкт-Петербург

Презентация дает возможность оживить страницы учебника по данной теме. Может быть использована как на уроках истории, так и на уроках литературы, при проведении мероприятий предметной недели. Работа носит обзорный характер и может быть использована как учебное задание для создания контекстных презентаций к отдельным слайдам

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

XIX век - Золотой век Русской литературы. НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ Учащиеся 8 Г класса: Пхалагова Светлана Васильковская Александра Богданова Екатерина Руководитель: Бриченко Л.В.

Повесть Н.М.Карамзина «Марфа Посадница или Покорение Новгорода». Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина, создателя «Истории государства Российского». В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода»(1803 г.) он сопоставляет республиканскую(воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную(« московскую») традиции отечественной истории

Появление романтизма в русской литературе связаны с именами. В.К. Кюхельбекер А. И. Одоевский К. Ф. Рылеев В.А. Жуковский

В начале своего творчества романтические произведения создавали наши великие поэты. А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов

Историческая драма «Борис Годунов» «Дубровский» «Повести Белкина» «Капитанская дочка» «Медный всадник»

Роман М.Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов Роман «Герой нашего времени»

Основатель «натуральной школы» Н.В. Гоголь. Натуральная школа - условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Яркие произведения Н.В. Гоголя Повесть «Шинель» Комедия « Ревизор » Поэма « Мертвые души »

Творчество Ф. М. Достоевского. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»,- отмечал позже Фёдор Ми- хайлович Достоевский.

Реалистический мир русского купечества Новый, незнакомый и реалистический мир русского купечества открыл читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди - сочтемся» (1849 г.) Александр Николаевич Островский.

Работа молодого Островского Александр Николаевич Островский Московский Коммерческий суд

Подлинное литературное событие Выход в свет «Записок охотника» (1847 – 1852гг.) Иван Сергеевич Тургенев, описавший не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с искренней симпатией теплотой.

Беспросветная нищета и забитость простонародья была изображена в повестях Д.В. Григоровича Дмитрий Васильевич Григорович « Деревня » « Антон –Горемыка »

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

4. Литература народов России Вследствие высокой идейной насыщенности и глубокой народности передовая русская культура оказывала могучее революционизирующее воздействие на культурное развитие других народов России. Его прежде всего испытали те народы, которые издавна были объединены с русским народом в одном государстве и развивались с ним в рамках общей экономической системы. При этом единство революционных устремлений и совместное участие в освободительном движении во многом способствовали укреплению культурных связей между народами России. Приобщение к передовой русской культуре вдохновляло и морально поддерживало прогрессивную национальную интеллигенцию. Русская классическая литература являлась для национальных писателей и поэтов сокровищницей идей и образов, школой художественного реализма, примером беззаветного служения народу.

5. Заключение Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век, начавшийся с творчества гениального Пушкина. Феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, живописи, истории и философии. Это позволяет назвать XIX век «золотым веком» русской культуры, которая приобрела всемирное значение. XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры и русской нации как общности людей, складывающейся в процессе развития капиталистических отношений. Россия вышла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной культур.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

А.С. Пушкин Д.В. Давыдов А.А. Дельвиг К.Н. Батюшков К.Ф. Рылеев Е.А. Баратынский В.А. Жуковский

Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нём не только поэта, но и человека… В.Г.Белинский

К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни. Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»). Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы: Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь… Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…

К.Н.Батюшков родился 18 (29)мая 1787 года в Вологде в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии. С 10 лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками. С 1802 года жил в Петербурге в доме своего дяди М.Н.Муравьева, куратора Московского университета, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Здесь Батюшков изучал философию, литературу французского просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения.

С 1805 года в печати появляются стихотворения К.Н.Батюшкова: «Послание к стихам моим», «К Хлое», «К Филисе», эпиграммы – пишет стихи преимущественно сатирической направленности.

в В 1810 – 1812 г.г. активно журнале сотрудничает «Драматический вестник». Сближается с Н.М.Карамзиным, В.Л.Пушкиным, В.А.Жуковским, П.А.Вяземским другими и литераторами. С этого времени целиком себя литературному творчеству. посвящает

В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви и дружбы, простых человеческих радостей, бесхитростных, нарочито наивных человеческих желаний: …Дружбе дам я час единый, Вакху час и сну другой; Остальною ж половиной Поделюсь, мой друг, с тобой! Батюшков утверждает внутреннюю свободу поэта, его творческую независимость («Мои Пенаты»).

К.Н.Батюшков участвовал в русской кампании против Наполеона в походе в Пруссию (1807 г.) – был тяжело ранен под Гейльсбергом, эвакуирован в Ригу, после ­ в Петербург; в войне со Швецией (1808 г.) ; в 1813 – 1814 г.г. в заграничном походе русской армии. Батюшков – свидетель страшного пожара Москвы 1812 года.

В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова поступить на военную службу: «Я… твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени» (Из письма к П.А.Вяземскому) Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное: Мой друг! Я видел море зла И неба мстительного кары: Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары… Бродил в Москве опустошенной, Среди развалин и могил… «К Дашкову»

В пору всеобщего народного бедствия поэзия не может воспевать радости жизни, её назначение в ином – сказать об этих бедствиях и страданиях. Поэт не может оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу страны: Нет, нет! Талант погибни мой И лира, дружбе драгоценна, Когда ты будешь мной забвенна, Москва, отчизны край златой! «К Дашкову»

Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др. К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора:

…Пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в жертву мести И жизнь и к родине любовь, Пока с израненным героем, Кому известен к славе путь, Три раза не поставлю грудь Перед врагом сомкнутым строем – Мой друг, дотоле будут мне Все чужды музы и хариты, Венки, рукой любови свиты, И радость шумная в вине! «К Дашкову»

В 1814 – 1817 г.г. Батюшков много ездит, редко останавливается надолго на одном месте. В эти годы он пережил тяжелый духовный кризис, связанный с разочарованием в просветительской философии; сказались и неуспехи по службе, неудачи и разочарования в личной жизни. В творчестве появляются религиозные и философские настроения, мотивы трагической любви, вечного разлада художника – творца с действительностью; поэзия окрашивается в печальные тона: «Мой гений», «Разлука», «К другу», «Пробуждение», «Таврида»… Анна Фёдоровна Фурман

Скажи, мудрец младой, что прочно на земле? Где постоянно жизни счастье?... Так всё здесь суетно в обители сует! Приязнь и дружество непрочно! Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет? Что вечно чисто, непорочно?... Так ум мой посреди сомнений погибал. Все в жизни прелести сокрылись: Мой гений в горести светильник погашал, И музы светлые сокрылись… Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен: Ногой надёжною ступаю И, с ризы странника свергая прах и тлен, В мир лучший духом возлетаю. « К другу» Земной мир не сулит счастья, в нём гибнет всё прекрасное: любовь, дружба…

Трудны и жестоки были условия,
в которых развивалась передовая
русская литература.
Крепостнический строй
накладывал свой отпечаток на все
области русской жизни. Царская
цензура беспощадно подавляла
свободное слово. Величайшие
деятели русской литературы
подвергались преследованиям,
многие из них кончили свою
жизнь трагически. Тем не менее
русская литература достигла в
XIX в. изумительно яркого
расцвета и заняла одно из первых
мест в Европе.
19 век называют «Золотым
веком» русской поэзии и
веком русской литературы в
мировом масштабе.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма.
Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в
поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А.
Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В.
Давыдова, Н.М. Языкова.
Баратынский
Евгений
Абрамович
Батюшков
Константин
Николаевич
Жуковский
Василий
Андреевич
Фет
Афанасий
Афанасьевич
Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век»
русской поэзии был завершен.
Давыдов
Денис
Васильевич
Языков
Николай
Михайлович
Тютчев
Фёдор
Иванович

Центральной фигурой этого времени был
Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на
литературный олимп с поэмы «Руслан и
Людмила» в 1920 году. А его роман в
стихах «Евгений Онегин» был назван
энциклопедией русской жизни.
Романтические поэмы А.С. Пушкина
«Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский
фонтан», «Цыганы» открыли эпоху
русского романтизма.

Пушкин был центральной фигурой русской
литературы первых десятилетий XIX в. Белинский
прямо называет этот период русской литературы
«пушкинским». С именем Пушкина связан не
только высокий расцвет русской поэзии, но и
формирование русского литературного языка.
Пушкин показал духовную красоту и мощь русского
человека, прелесть родной природы, народной
поэзии -- сказок, песен, преданий. Его значение для
русской литературы неизмеримо. «Он у нас начало
всех начал», - говорил о Пушкине Горький.
«Руслан и Людмила»
«Дубровский»
«Евгений Онегин»
«История Пугачева»
«История села Горюхина»
«Кавказский пленник»
«Братья-разбойники»
«Бахчисарайский фонтан»
«Цыганы»
«Борис Годунов»
«Капитанская дочка»
«Арап Петра Великого»
«Медный всадник»
«Маленькие трагедии»
«Повести Белкина»
«Полтава»
Сказки
Стихотворения

Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина
своим учителем и продолжали заложенные им
традиции создания литературных произведений.
Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.
Лермонтов сложился как поэт в эпоху безвременья,
когда декабристское движение было уже задушено, а
новое поколение передовых, мыслящих людей еще не
окрепло. Это породило в его поэзии мотивы
одиночества и горького разочарования.
Известны его романтическая поэма «Мцыри»,
стихотворная повесть «Демон», множество
романтических стихотворений. В центре самых
значительных произведений Лермонтова стоит
образ гордой личности, ищущей сильных ощущений
в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад»,
1835--1836 гг.), Демон («Демон», 1829--1841 гг.) и
Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.).

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Развитие русской прозы 19 века
началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Они
обозначили основные художественные типы, которые будут
разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это
художественный тип «лишнего человека» и так называемый тип «маленького
человека» .
Литература унаследовала от 18 века свою
публицистичность и сатирический характер. В
прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
писатель в острой сатирической манере
показывает мошенника, который скупает
мертвые души, различные типы помещиков,
которые являются воплощением различных
человеческих пороков. В этом же плане
выдержана комедия «Ревизор».

Тенденция изображения пороков и недостатков
российского общества – характерная черта всей русской
классической литературы. Она прослеживается в
произведениях практически всех писателей 19 века. При
этом многие писатели реализуют сатирическую
тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной
сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос»,
М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»,
«История одного города», «Сказки».

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая
создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России
во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны
противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания
реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в
стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое
направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.
Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития
России.
Белинский
Виссарион
Григорьевич
Добролюбов
Николай
Александрович
Чернышевский
Николай
Гаврилович

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам
российской действительности. Развивается жанр реалистического романа.
Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н.
Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая,
философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) начал свою литературную
деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще
окончательно не размежевались либеральная и демократическая
тенденции. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах
«Современника» под общим названием «Записки охотника» (1847--1852
гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В
романе «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера
Инсарова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и
посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице
разночинца Базарова, изображенного им в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

Художник огромного таланта, Федор Михайлович
Достоевский (1821 -1881) создал непревзойденные по силе и
выразительности картины страданий людей под гнетом
капитализма, но отвергал революционный путь и в течение
многих лет вел ожесточенную борьбу против идей
демократического лагеря.
Достоевский вступил в литературу как представитель
«натуральной школы», продолжая традиции Пушкина и
Гоголя. Его первая повесть «Бедные люди» (1846 г.). В ней
Достоевский с глубоким сочувствием изображает страдания
«бедных людей», живущих в большом городе, защищает
достоинство простого человека, показывает его превосходство
над представителями аристократии. Но он не видит в
«маленьком человеке» способности к протесту и борьбе.
Крупнейшее произведение Достоевского - роман
«Преступление и наказание» (1866 г.). В нем выведен
человек, проникнутый сознанием своей
исключительности, презрением к массе и уверенностью
в своем праве нарушать моральные нормы. Достоевский
развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает
внутренний крах его устремлений.

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) занимает выдающееся
место в ряду деятелей мировой культуры. Через все творчество
Толстого проходит образ человека, мучительно ищущего правды,
желающего разобраться в происходящем(от автобиографической
повести «Детство» до романа «Война и мир»). В ряде произведений,
посвященных войне на Кавказе, и в своих замечательных
«Севастопольских рассказах» (1855--1856 гг.) Толстой нарисовал
картины войны, свободные от фальшивой батальной героики, и
изобразил величие русского солдата, выполняющего свой долг
просто и спокойно, громких фраз.
Роман «Война и мир» (1863--1869 гг.) - грандиозная эпопея народной войны против
Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. Толстой
показал здесь все русское общество, создал широкую картину русской жизни. Толстой вывел
в своем романе многочисленных русских людей, мужественно и скромно совершающих великие
подвиги.
Толстой - гениальный
психолог, мастер
изображения народной
жизни представляет
собой одну из вершин, до
которых поднялась
мировая литература.

Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров
(1812 -1891) разделял с русскими просветителями вражду к
крепостному праву и веру в то, что его уничтожение принесет
благоденствие России. Романы Гончарова «Обыкновенная
история» (1847 г.) и «Обломов» (1859 г.) появились до 1861 г., т.е.
до окончательного размежевания либеральных и
демократических тенденций. В «Обыкновенной истории» он
осмеял дворянский романтизм, праздность и беспочвенность
дворянских мечтателей. Лучшим созданием Гончарова является
роман «Обломов». В образах Ильи Ильича Обломова и его слуги
Захара он воплотил типы патриархального барина и слуги
крепостной эпохи. В последнем романе «Обрыв» сказалось
враждебное отношение писателя к демократии.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические
произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную
проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также
множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь
народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н.
Островского, А.П. Чехова.
Творчество Николая Семёновича Лескова – одно из ярких и самобытных
явлений в русской литературе 19 века. В произведениях Лесков отразил
противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках
истины. В его творчестве появляется образ праведника земли русской.

Александр Николаевич Островский (1823 - 1886) исключительная фигура на фоне литературы XIX
в. В жизни купечества, темного и невежественного,
опутанного предрассудками, склонного к
самодурству, нелепым и забавным прихотям, он
нашел оригинальный материал для своих
сценических произведений. Картины жизни
купечества давали Островскому возможность
показать важную сторону русской жизни в целом,
«темное царство» России. в драме «Гроза» он вывел
женский характер, полный нравственной силы и
честности, неспособный к примирению с рабством,
протестующий против него. В пьесах «Последняя
жертва», «Бесприданница», «Таланты и
поклонники» Островский показал трагическую
судьбу женщины в мире богатых и бедных, господ и
рабов.

Чехов проявил себя мастером малого литературного
жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом.
Он является родоначальником «новой драмы».
Именно в ней наиболее полно реализовалась чеховская
концепция жизни, особое её ощущение и понимание.
Всё творчество Чехова – призыв к духовному
раскрепощению человека.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных
настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену
пришла так называемая декадентская литература, отличительными
чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие
перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии
декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в
истории русской литературы.
«Золотой» век
литературы
«Серебряный» век
литературы