Презентация по мхк "искусство древней греции". Презентация по искусству "вазопись древней греции " презентация к уроку по мхк (8 класс) на тему сказаний о падении Трои

«Вазопись Древней Греции» - На вазах изображались охота,битвы,танцы и пр. В Греции процветала вазопись, которая свидетельствует о любви греков к цвету и краскам. В 6 веке в Афинах появился новый стиль росписи греческих сосудов. Древняя Греция. Геометрический стиль. Краснофигурный стиль. Атлет, герой победитель. Излюбленной темой в искусстве Древней Греции был человек.

«Культура Древней Греции» - В школах учили письму, счету, пению и танцам. 8. Изучение новой темы «Театр Диониса» Получение хороших оценок. Найди ошибки в тексте: Скене. Решение исторических задач и головоломок. Культура древней греции. Живопись Школа Архитектура Скульптура Олимпийские игры Театр. 3. Найди ошибки в работе ученика:

«Культура и история Греции» - Людям философского склада открывается суть вещей. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. Greece. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. И кажется, что с течением времени ничего не меняется.

«Школы Древней Греции» - Логическая цепочка. II. Хайрете пайдес! В 6 в.до н.э. Пифагор составил таблицу умно-жения. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Содной стороны сти-ло было острым. Школа и наука в Древней Греции. Эратосфен –отец географии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. Древнегреческий алфавит, письменность.

«Культура в Древней Греции» - ПОСЕЙДОН- один из богов-олимпийцев. Боги древней греции. Цель проекта: Древняя греция. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. ГЕРМЕС, бог торговли и прибыли. (Видео). За право входить в театр полагалась небольшая сумма. Показать Грецию: Рассказать о литературе, письменности, музыке, религии, театра, архитектуре.

«Олимпийские игры в Древней Греции» - Олимпийские игры. Пятиборье: Бег Прыжки в длину Метания копья Метания диска Борьба. Начало игр. Бег с оружием. Первые Олимпийские игры. Награда -лавровый венок. Родина Олимпийских игр. Победитель становился героям. Кулачный бой. Гонки колесниц. Следующие три дня отводились состязаниям. Спортивные дни.

Всего в теме 19 презентаций

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Искусство Древней Греции

  • Тема:
  • Древнегреческая вазопись
  • В древней Греции расписывались любые виды глиняной посуды. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятки тысяч лет, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
  • Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.
  • Введение
  • Древнегреческая вазопись - это роспись, сделанная с помощью обжигаемых красок на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции создавалась в различные исторические периоды, начиная с минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.
  • В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают:
  • Крито-минойская вазопись
  • Вазопись микенского или элладского периода(существовали от части одновременно)
  • Геометрический стиль
  • Ориентализирующий период
  • Чернофигурный стиль
  • Краснофигурный стиль
  • Вазопись по белому фону
  • Вазы-гнафии
  • Периоды
  • Вазы из Канозы
  • Вазы из Чентурипе
  • Крито-минойская вазопись
  • Украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с.2500 г. До н. э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес . Дворцовый период в минойской культуре внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов,выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. До н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.
  • Кувшин в морском стиле, Археологический музей, Ираклион
  • Около 1600 г. До н. э. с началом позднего элладского периода из микенской культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.)становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.
  • Вазопись микенского или элладского периода
  • «Кратер воинов», XII в. до н. э.,
  • С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.
  • Геометрический стиль
  • 1 - Аттическая протогеометрическая амфора с Дипилонского некрополя в Афинах, конец XI в. до н.э., Афины, Музей Керамика
  • 2 - Аттическая протогеометрическая амфора с Дипилонского некрополя в Афинах, первая половина IX в. до н.э., Афины, Музей Керамика
  • Амфора с Дипилонского некрополя в Афинах, cередина VIII в. до н.э.
  • Ориентализирующий период
  • Начиная с 725 г до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.
  • Протокоринфская ольпа с изображением животных и сфинксов,
  • ок. 650-630 гг. до н. э., Лувр
  • Чернофигурная вазопись
  • Со второй половины VII в. до начала V в. н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (пальметты ). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.
  • Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. В V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике.
  • Чаша с глазами «Дионис» Эксекия
  • Чернофигурная аттическая амфора
  • Краснофигурная вазопись
  • Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашеными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой - красными.
  • Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.
  • Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров.
  • черно-фигурная сторона
  • краснофигурная сторона
  • “Геракл и Афина” амфора-билингва вазописца Андокида, ок. 520 г. до н. э.
  • Вазопись по белому фону
  • Этот стиль вазописи, появился в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастров.
  • Лекиф, выполненный в технике по белому фону, 440 г. до н. э.
  • Лекиф с изображением Ахилла и Аякса, ок 500 г. до н. э., Лувр
  • Вазы-гнафии
  • Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились 370-360 г до н. э.. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.
  • Ойнохойя-гнафия, 300-290 гг. до н. э.
  • Эпихизис, ок 325-300 до н. э., Лувр
  • Вазы из Каносы
  • Около300 г до н. э. . В апулийской Каносе возникло регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону. Эти произведения вазописи получили название «каносских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для каносской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Каносские вазы изготовлялись в течение III и II в до н. э.
  • Аскос (кувшин) из Каносы,
  • IV-III в. до н. э., терракота, высота 76.5 см
  • Вазы из Чентурипе
  • Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.
  • Чентурипская ваза, 280-220 гг. до н. э.
  • Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество добываемой глины. Горная порода должна быть выветренной. Исходный материал часто размачивался на месте добычи и смешивался с другими добавками, придававшими глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике - красноватый, а в нижней Италии - бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивали или промывали в большой ёмкости. При этом крупные частицы глинозёма опускались на дно, а оставшиеся органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из неё удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина «старела» и становилась эластичнее. Излишне жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы «обезжирить» их, сделать глину прочнее. Поскольку на украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы «обезжиривания» глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены из очень хорошо «состаренной» глины.
  • Глина
  • После того, как глина приобрела необходимую консистенцию, её тщательно вымешивали ногами и разделяли на куски. Глину помещали на гончарный круг и центрировали для того, чтобы при вращении не возникало колебаний. Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во втором тысячелетия до н. э.,. Встречаются также античные изображения, где гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на стуле или на корточках.
  • После центрирования на гончарном круге создавалось тулово будущего сосуда. Если высота будущего сосуда превышала длину руки мастера, то его собирали из нескольких деталей. Готовые детали срезались с гончарного круга с помощью верёвки, следы которой можно обнаружить на готовых вазах. Ножки и ручки сосудов, а также накладные украшения (например, рельефные маски) вылепливались отдельно и прикреплялись к тулову с помощью жидкой глины. Готовые сосуды помещались в сухое и тёмное место для медленной сушки в естественных условиях, чтобы избежать появления трещин. После того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного круга. Далее гончар срезал излишки глины и формировал на венчике и ножках сосуда типичные для античной керамики острые канты.
  • Форма
  • Формы древнегреческих ваз
  • Кра́тер (др. греч. κεράννυμι - «смешиваю» ) - древнегреческий сосуд из металла или глины реже - мрамора для смешивания вина с водой. Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по бокам вместительного сосуда и ножка.
  • В античной керамике встречаются кратеры двух типов:
  • оксибафоны, оксибафы (όξύβαφον, oxybaphon ) - колоколообразные, с расширяющимся кверху туловом, опирающимся на поддон, с двумя горизонтальными ручками внизу;
  • сосуды с широким горлом, над устьем которого расположены вертикальные волютообразные ручки, внизу соединённые с туловом.
  • Оксибафон с изображением Сциллы, Лувр
  • Виды кратеров
  • Стамнос (лат.Stamnos ) - древний сосуд округлой формы, напоминающий амфору. У стамноса низкое горлышко и две горизонтальные ручки по бокам. Стамносы впервые появились в архаическую эпоху в Лаконии и Этрурии и использовались для хранения вина, масел и других жидкостей. Стамносы часто встречаются с крышками. В Афинах стамносы появились около 530 г. до н. э.. и изготавливались исключительно на продажу в Этрурию.
  • Стамносы часто встречаются на краснофигурной керамике на изображениях празднеств в честь Диониса,у страивавшихся женщинами. Поэтому стамносы также называются ленейскими вазами. Стамносы, как предполагается, не использовались в культовых обрядах ввиду своего неаттического происхождения.
  • Стамнос с росписью вазописца Полигнота,
  • ок. 430-420 гг. до н. э.,
  • Национальный археологический музей, Афины
  • Амфора (др.-греч.ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками») - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками. Был распространен у греков и римлян. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и амфоры из бронзы. Служили, в основном, для хранения оливкового масла и вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании.
  • Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед ) применялись для измерения жидкостей.
  • Двусторонняя амфорамастера Андокида ” Геракл и Афина”,
  • ок. 520 г. до н. э.,
  • Государственное античное собрание, Мюнхен
  • Виды Амфор
  • Гидрия (лат. Hýdria ), иначе Кальпида (лат. Kalpis ) - древнегреческий керамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также использовался как урна для хранения пепла усопших. Гидрии также использовались для жеребьёвки при голосовании.
  • Гидрии в геометрическом стиле отличались стройной вытянутой формой и длинным горлышком. Начиная с VI в. до н. э. гидрии стали более округлыми по форме. У гидрии три ручки: две маленькие горизонтальные по бокам сосуда для того, чтобы поднимать его, и одна вертикальная посередине для удобства разливания воды. Гидрии носили на голове или на плече.
  • Миниатюрные гидрии получили название «гидриск».
  • Аттические гидрия “Шествие комос и уринирующая женщина”,
  • работа мастера из окружения вазописца Дикайоса, ок. 500 г. до н. э.
  • Виды Гидрии
  • Пелика (лат. Pelike ) - распространившаяся в Аттике форма амфоры. Пелики в отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение. У пелик обычно было две ручки, но не было крышки. Как правило они отличаются плавной формой перехода от горлышка к основной округлой части сосуда. Горлышко достаточно расширено к кромке.
  • Впервые пелики появились в конце VI в. до н. э. в мастерских так называемой «группы пионеров» - вазописцев краснофигурного стиля. Пелики использовались в первую очередь на симпосиях. Пеликами в Аттике также называли стамносы.
  • “Юноша рассчитывается с гетеро”, краснофигурная пелика вазописца Полигнота,
  • ок. 430 г. до н. э.
  • Ойнохойя из Камироса,
  • о. Родос, 625-600 гг. до н. э., Лувр
  • Ойнохойя (др.-греч. ἡ οἰνοχόη - «кувшин для вина») - древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера. Ойнохойи предназначались для подачи вина, и характерны в том числе и для крито-минойской культуры Древней Греции.
  • Из-за трилистникового венчика ойнохойю также называют «вазой с тремя носиками». Профессиональные виночерпии, приглашаемые на симпосии, искусно разливали с помощью ойнохойи вино сразу в три сосуда.
  • Виды Ойнохойи
  • Килик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix ) - древнегреческий сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые в отличие от канфара не превышают по высоте кромку самой чаши.
  • Килик, Британский музей, Лондон
  • Виды Килика
  • Лекиф (др.-греч. λήκυθος) - древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V в. до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка.
  • Лекифы часто украшались росписями разными красками по белому фону. Если лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину, то лекиф соотносился с неженатым мужчиной. Лекифы также изображались рельефами или скульптурно в местах погребения в качестве художественных элементов надгробий, в частности на кладбище Керамейкос в Афинах.
  • Лекиф,
  • ок. 500 г. до н. э.,
  • Национальный археологический музей
  • Виды Лекифа
  • Канфар (др.-греч. κάνθαρος) - древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Из канфаров пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа. Таким образом, как сосуд для питья канфар нёс в себе религиозную нагрузку. Возможно, что изначально канфар использовался исключительно для культовых обрядов.
  • Канфар, Лувр
  • Виды Канфара
  • Киаф (лат. Kyathos ) - древнегреческий сосуд с одной ручкой, напоминающий по форме современную чашку. Однако ручка у киафа больше и возвышается над кромкой сосуда, поскольку киафы использовались на симпосиях также для зачерпывания вина.
  • Объём киафа составляет 0, 045 литра, т.е четверть секстария.
  • Киаф, 550-540 гг. до н. э., Лувр
  • Скифос (др.-греч. σκύφος) - древнегреческая керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос также называют кубком Геракла . Изображения скифоса часто встречаются на древнегреческих вазах, выполненных в стиле чёрно- и краснофигурной вазописи.
  • Чёрнофигурный скифос, ок. 490-480 гг. до н. э.
  • Виды Скифоса
  • Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый оттенок. Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге либо осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и незаконченных изделиях.
  • Изображения на вазах в геометрическом, ориентализирующем и чернофигурном стиле скорее всего наносились кистью. В период поздней геометрики в росписи ваз использовалась белая фоновая краска, которая, отколовшись в некоторых местах, приоткрывает детали, которые вазописцы пытались скрыть от посторонних глаз. Насечки на сосудах были характерны для чернофигурной вазописи, и скорее всего эта техника была заимствована у ремесленников-граверов. Для этих работ вазописцы использовали острый металлический стиль. Ещё в эпоху протогеометрики вазописцам был известен циркуль, которым они наносили на вазы концентрические круги и полукруги. Начиная со среднего протокоринфского периода обнаруживаются наброски, которые вазописцы наносили на расписываемую керамику острой деревянной палочкой или металлическим инструментом. Эти насечки во время обжига исчезали.
  • Роспись.
  • Вазопись в краснофигурном стиле часто предваряли эскизы. Их можно обнаружить на некоторых сосудах, где они проглядывают через конечное изображение. На незаконченных краснофигурных изображениях видно, что вазописцы часто обводили свои наброски полосой шириной до 4 мм, которая иногда видна и на готовых изделиях. Для контуров тела использовалась выступающая рельефная линия, которая отчётливо видна на чернофигурных сосудах. Прочие детали прорисовывались насыщенной чёрной краской либо разведённой до коричневого оттенка фоновой краской. В заключение фон сосуда либо лицевая сторона чаши закрашивались большой кистью в чёрный цвет. На сосуды наносились различные надписи: подписи гончаров и вазописцев, подписи к изображениям и хвалебные надписи-посвящения. Иногда на дне сосудов высекались обозначения цены изделия либо клеймо изготовителя.

Cлайд 1

Скульптура древней греции от архаики до поздней классики Презентацию подготовила Бекасова И.А., учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ №1, г. Чехов Московская обл.

Cлайд 2

Антропоморфизм – (от греч. Anthropos – человек и morphe – вид, образ) – стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов. Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей

Cлайд 3

Курос из Аттики. Мрамор. Около 520 г. до н.э. Курос – обнаженный шагающий юноша трактовался как образец силы, доблести физического здоровья. Архаика

Cлайд 4

Кора в пеплосе. Мрамор 530г. до н.э. Кора – юная девушка, задрапированная в длинную одежду, с устремленным вперед взором и “архаической” улыбкой.

Cлайд 5

Кора с Афинского Акрополя 520 г. до н. э. КОРА, КОРЕ СИЯ, КО РИЯ (от греч. Kore, Kora - "девушка"). Кория, а затем Кора - один из эпитетов древнегреческой богини Афины. В древнегреческой мифологии - также одно из имен богини подземного царства Персефоны.

Cлайд 6

Поликлет. Дорифор. Начало Vв. до н. э. Предельного реализма и ощущения скрытого движения в состоянии покоя достиг Поликлет (вторая половина V в. До н.э.) преодолев архаическую манеру распределять массу телу статуи равномерно на обе ноги. Он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму его тела.

Cлайд 7

Канон Поликлета Поликле т Ста рший - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры. Самое знаменитое произведение Поликлета - «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета». Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Cлайд 8

Статуя Зевса в Олимпии. Около 448 г. до н.э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса в Олимпии. Глаза бога, были из драгоценных камней, лицо, руки и тело - были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, сандалии, плащ, борода, волосы и оливковые ветви на волосах - из золота. Зевс сидел на троне и держал в руках скипетр и фигурку богини победы. Скульптура погибла в 5 в. н.э. Фидий (490 до н. э. - 430 до н. э.) - древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла. Классика

Cлайд 9

Статуя танцующей Менады. Римская копия с греческого оригинала Скопаса. Ок. 350 г. до н. э. Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду. Классика

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИ

Куросы и коры.

Поликлет. Дорифор. Фидий.

Торс богини.

Скопас. Менада.


  • Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.
  • в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.

  • Статуя к у роса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.


  • Подстать куросам безмятежные к о ры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой.
  • Они охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины.

Сравнивая кору в пеплосе и высокую мраморную кору, можно легко в этом убедиться.

  • Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного материала скрывает её плечи, и весь наряд даёт ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без того пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гамма в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелёными.

  • Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в роскошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, сохранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зелёной каймой по краю. Весь это каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры говорят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, чёрные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют её внешнему облику игривость и легкомыслие.



  • Во-первых, это хи а зм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую ногу влечёт за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру –правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Во-вторых, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и чёткие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бёдрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров.

  • В то же время разработанный Поликлетом геометрический канон стал причиной внешней бесстрастности его героев, соответствующий призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар:
  • «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
  • Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.



  • Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н.э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с его простым, ясным, гармоничным восприятием бытия.
  • Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность греков. Трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нового лика красоты, исполненного динамизма и внутреннего накала.

  • Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду (IV в. В до н.э.) в момент принесения жертвы. Скопас выбирает тип лица, далёкий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта.
  • Чтобы изобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приёмы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжёлой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Во-вторых, новое соотношение ткани и плоти – здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», - обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.

  • 1. В чём, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
  • 2. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики?

КУРОСЫ и КОРЫ КУРОСЫ (АРХАИЧЕСКИЕ АППОЛОНЫ)– мужские фигуры (юношей), изваяние обнаженных фигур, наглядное воплощение идеала мужской красоКУРОСЫ и КОРЫ
КУРОСЫ
(АРХАИЧЕСКИЕ
АППОЛОНЫ)– мужские
фигуры (юношей),
изваяние обнаженных
фигур, наглядное
воплощение идеала
мужской красоты,
молодости и здоровья

Куросы похожи друг на друга: прямостоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль те

Куросы похожи друг
на друга:
прямостоящие
статичные фигуры с
выставленной вперед
ногой, руки со
сжатыми в кулак
ладонями вытянуты
вдоль тела. Черты
лица лишены
индивидуальности.

ФИГУРЫ КОР – фигуры девушек – воплощение изысканности и утонченности. Позы также статичны и однообразны. Характерная деталь – на лицах за

ФИГУРЫ КОР –
фигуры девушек –
воплощение
изысканности и
утонченности. Позы
также статичны и
однообразны.
Характерная деталь –
на лицах загадочная
улыбка.

ВАЗОПИСЬ древнейшие вазы (амфоры) из г.Дипилона (VIII в. до н.э.) Огромные вазы (1,5 м) устанавливались в качестве надгробных памятников. Поверхно

ВАЗОПИСЬ
древнейшие вазы (амфоры) из
г.Дипилона (VIII в. до н.э.)
Огромные вазы (1,5 м)
устанавливались в качестве
надгробных памятников.
Поверхность покрывалась
орнаментом в виде кругов,
треугольников, квадратов,
ромбов – такой вид орнамента
называется Геометрический

Абстрактные изображения воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм круговог

Абстрактные
изображения воинов,
мужчин, женщин,
колесниц, птиц и
животных наносились
поясами неравной
величины и передавали
ритм кругового
движения, подчиненного
форме гончарного
изделия

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ ВАЗОПИСИ изображения с обозначенным контуром стали наносить густым черным лаком на глиняную поверхность (период ранн

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ
СТИЛЬ ВАЗОПИСИ
изображения с обозначенным
контуром стали наносить густым
черным лаком на глиняную
поверхность (период ранней
классики). Орнамент органично
сочетался с
многофункциональными сценами.
Вазоны становятся меньше, строже
и изящнее по форме. На смену
ритуальным геометрическим
символам приходят
мифологические сюжеты.

ЭКСЕКИЙ (третья четверть VI в. до н.э.) –крупнейший мастер чернофигурной керамики. Любимые темы – мифологич. Сюжеты, подвиги Геракла, сцены и

ЭКСЕКИЙ (третья
четверть VI в. до н.э.)
–крупнейший мастер
чернофигурной
керамики. Любимые
темы – мифологич.
Сюжеты, подвиги
Геракла, сцены из
«Илиады»

Подлинный шедевр Эксекия – амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости

ВАЗОПИСЬ КРАСНОФИГУРНОГО СТИЛЯ (период ранней классики) - свободные от изображения части вазы покрывались черным лаком, а фигуры обводили

ВАЗОПИСЬ
КРАСНОФИГУРНОГО
СТИЛЯ (период ранней
классики) - свободные от
изображения части вазы
покрывались черным лаком,
а фигуры обводили
контуром и оставляли
незакрашенными. Внутри
красного силуэта тонким
пером прорисовывали
линии, передающие черты
лица, прическу, складки
одежды.

В период классики широкое распространение получила СКУЛЬПТУРА Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал МИРОН (серед. V

в.
до н.э.)
- Его работа
«Дискобол»

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения ПОЛИКЛЕТА (вторая половина V в. до н.э.) его излюбленный образ – стройн

Настоящим гимном
величию и духовной мощи
Человека стали
произведения
ПОЛИКЛЕТА (вторая
половина V в. до н.э.) его
излюбленный образ –
стройный юноша
атлетич.телосложения,
которому присущи «все
добродетели»
-Его работа «Дорифор»

ХИАЗМ – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя.

К концу V в. до н.э. монументальные героические образы уступили место миру чувств и переживаний человека. Главные темы скульпторов – страст

К концу V в. до н.э. монументальные
героические образы уступили место миру
чувств и переживаний человека. Главные
темы скульпторов – страсть и грусть,
мечтательность и влюбленность, неистовство
и отчаяние, страдание и горе.
Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.), Пракситель
(ок. 390-330 гг. до н.э.), Лисипп (370-300 гг.
до н.э.), Леохар (середина IV в. до н.э.)

СКУЛЬПТУРНЫЕ ШЕДЕВРЫ ЭЛЛИНИЗМА

Главное в скульптурах периода эллинизма: -взволнованность и напряженность лиц; - экспрессия движений; -вихрь чувств и трагизм переживаний; -

мечтательность персонажей, их
гармоническое совершенство и
торжественность.