Почему гоголь сжег «мертвые души»? Почему Гоголь сжег второй том "Мертвых душ"? Почему сжег второй том

По праву может считаться одной из лучших книг русской литературы. Гоголевский язык настолько завораживает, что от книги буквально нельзя оторваться. Великолепная речь писателя заставляет литературоведов по сегодняшний день жалеть о невозможности когда-либо увидеть второй том этого произведения.

Многие поколения исследователей творчества русского писателя задаются вопросом: почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»? Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Вариант первый: второго тома не существовало

Данная версия основана на том факте, что никто не видел рукописный вариант второго тома. Единственный свидетель ее сожжения - Семен, слуга Гоголя. По его словам, писатель велел ему принести рукопись и, бросив в камин, поджег бумагу. Семен якобы просил его не сжигать книгу, на что Николай Васильевич ответил, что это не его дело.

Малограмотность и юный возраст слуги вызывают несерьезное отношение к этой версии. Однако свидетельства современников и исследования черновых материалов заставляют поверить, что второй том существовал. Следовательно, версия о том, что Гоголь сжег второй том, вполне реалистична.

Вариант второй: писатель уничтожил черновой вариант второго тома, а рукопись попала к графу А.П. Толстому

Этот вариант, как и первый, также маловероятен и основан на данных все того же Семена, слуги Гоголя. Даже если предположить, что Толстой решил скрыть существование рукописи, за такое долгое время она обязательно попала бы в руки исследователей творчества писателя. Однако такая версия весьма просто объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»: он избавлялся от ненужной бумаги.

Вариант третий: писатель сжег второй том книги, будучи в не совсем вменяемом состоянии

Надо сказать, что писатель с раннего возраста был склонен к депрессии, довольно часто у него случались припадки. Известно, что зимой 1852 года на его душевное состояние отрицательно повлияла смерть жены его друга. Писатель очень боялся смерти. Возможно, он сжег свой труд в возбужденном эмоциональном состоянии, посчитав, например, что его творение недостаточно хорошо. Эта версия более правдоподобна и объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», однако в настоящее время она не самая популярная.

Вариант четвертый: Гоголь сжег рукопись ошибочно, перепутав ее с черновиками

Как говорилось выше, информация, полученная от слуги Гоголя, хоть и не совсем точная, однако близка к истине. Известно, что однажды утром писатель поделился с графом Толстым, у которого жил, что, собираясь сжечь некоторые приготовленные им для этого вещи, сжег все. Также он поделился, что в уничтоженных тетрадках было много дельного изложено.

Согласно этой версии Николай Васильевич был доволен своей работой. Конечно, у него случались минуты отчаяния, но это свойственно каждому человеку, тем более творческому. В этом случае ответ на вопрос, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», звучит необыкновенно просто: он ошибся и уничтожил не то, что хотел.

Немного о жанре произведения и его названии

Рассмотрев версии того, почему автор уничтожил свой труд, попробуем разобраться в его жанровых особенностях. Итак, почему Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой. На первый взгляд, такое определение жанра кажется странным. Когда мы слышим слово «поэма», то вспоминаем «Илиаду» и «Одиссею». На первый взгляд нам кажется, что ничего общего между «Мертвыми душами» и творением Гомера нет. Однако исследователи творчества Гоголя находят подтверждения того, что эти произведения действительно относятся к одному жанру. В частности, Коробочка является своеобразным олицетворением нимфы Калипсо, отдаленное поместье которой напоминает заброшенный остров. В образе Собакевича можно узнать циклопа Полифема - великана, живущего в берлогах. Одиссей и Чичиков начинают путешествовать по воле стихий, которые управляют ими. Первый бессилен перед силами природы, второй - перед природой человека.

Авторская исповедь Гоголя

Известен факт, что замысел этой поэмы принадлежал А.С. Пушкину, который восхищался талантом Гоголя описывать портреты людей и подарил Николаю Васильевичу свою идею. Автор «Мертвых душ» так увлекся работой, что решил написать целых три тома. Согласно авторскому замыслу вторая и третья части должны были представить нам положительных персонажей и показать нравственный рост главного героя - Чичикова.

Изначально автор планировал написать роман, но из-за большого количества лирических оборотов Гоголь пришел к пониманию необходимости назвать «Мертвые души» не иначе как поэмой. Такое определение жанра произведения самим писателем лишний раз говорит о том, что он не мог уничтожить его по доброй воле, так как слишком дорожил своим детищем. Скорее всего, это действительно была ошибка.

Итак, мы рассмотрели версии того, почему автор уничтожил свое детище. Однако остались черновики. Наибольшей популярностью пользуются первые пять глав уничтоженного тома. Они должны были быть опубликованы в 2010 году, однако этого не произошло. Хочется выразить надежду, что рано или поздно черновой вариант второго тома увидит свет.

Поэма (такой жанр своего произведения обозначил автор) Н. В. Гоголя "Мертвые души" — одно из классических произведений русской литературы. А история, произошедшая со вторым томом этого произведения известна даже тем, кто никогда не открывал первый том. Литературоведы (несмотря на разногласия относительно "силы" или "слабости" второго тома) сходятся в одном — уничтожение Гоголем уже написанного им второго тома Мертвы душ — это одна из самых серьезных утрат в нашей литературе. Вопрос: Почему гоголь сжег второй том Мертвых душ?", — возник сразу же после происшествия, и до сих пор единого и однозначного ответа на него нет. Да и с самим сожжением не всё ясно. Как говорится, был ли мальчик?

Версия первая: Гоголь ничего не сжигал, так как второго тома Мертвых душ не существовало

Эта версия опирается на то, что готовую рукопись второго тома поэмы никто не видел, а единственным свидетелем сожжения был слуга Гоголя Семен. Именно с его слов известно о том, что произошло в ту ночь. Якобы, писатель приказал Семену принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением Мертвых душ. Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а на мольбы слуги не губить рукопись сказал: «Не твое дело! Молись!» Семен же был довольно юн, малограмотен и вполне мог наплести ерунды (это если по простому). Эта версия не воспринимается всерьез большинством исследователей. Сохранившиеся черновики произведения и свидетельства современников дают основание утверждать, что "беловой" вариант всё-таки существовал.

Версия вторая: Гоголь сжег черновики, а рукопись второго тома Мертвых душ попала (после смерти писателя) к графу А. П. Толстому, у которого Гоголь жил в то время.

Эта версия также основана на ненадежности показаний слуги Семена и также считается маловероятной. У А. Толстого не было никаких причин скрывать рукопись, но даже если бы он это и сделал, за прошедшее с тех пор время рукопись непременно "всплыла" бы.

Версия третья: Гоголь действительно сжег второй том Мертвых душ, так как был недоволен им и находился в помутненном состоянии рассудка.

Эта версия представляется уже более вероятной, так душевное здоровье писателя в тот момент было далеко не блестящим. Гоголь с детства страдал припадками, сопровождавшимися тоской и депрессией. В январе 1852 года, умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга и это событие оказало на писателя чрезвычайно пагубное влияние. Писателя мучил постоянный страх смерти, а его духовник призывал отказаться от литературного труда, который сам Гоголь считал своим единственным призванием. Конечно, сейчас сложно ставить диагнозы, но очевидно, что рассудок писателя был если не помрачен, то на грани помрачения. Вполне вероятно, что в порыве самобичевания он мог посчитать свой труд ничтожным и не заслуживающим выйти в свет. Однако, доминирующей на данный момент считается другая версия.

Версия четвертая: Гоголь хотел сжечь черновики, однако, находясь в состоянии полного психического истощения, перепутал их с беловым вариантом.

Считается, что рассказ Семена если не абсолютно точен, то приближен к правде, однако писатель не имел намерения сжигать окончательный вариант. Сторонники этой версии приводят слова Гоголя, сказанные им наутро графу Толстому: "Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен - вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил… Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало". Также считается, что в целом, за исключением минут депрессии, Гоголь был доволен написанным. Хотя при работе над вторым томом значение произведения в представлении писателя вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не реализуемым.

Несмотря на то, что Гоголь сжег рукопись окончательного варианта второго тома поэмы, черновые записи остались. В настоящее время наиболее полная рукопись первых пяти глав второго тома принадлежит американскому бизнесмену российского происхождения Тимуру Абдуллаеву. Она должна была войти в Полное собрание сочинений и писем писателя, изданное в 2010 году, однако по неизвестным причинам этого не произошло. Тем не менее, вопрос: "Почему Гоголь сжег второй том Мертвых душ", — решен не до конца, хотя и есть наиболее вероятная версия.

Поэма (такой жанр своего произведения обозначил автор) Н.В. Гоголя "Мертвые души" - одно из классических произведений русской литературы. А история, произошедшая со вторым томом этого произведения известна даже тем, кто никогда не открывал первый том. Литературоведы (несмотря на разногласия относительно "силы" или "слабости" второго тома) сходятся в одном - уничтожение Гоголем уже написанного им второго тома Мертвы душ - это одна из самых серьезных утрат в нашей литературе. Вопрос: Почему гоголь сжег второй том Мертвых душ?", - возник сразу же после происшествия, и до сих пор единого и однозначного ответа на него нет. Да и с самим сожжением не всё ясно. Как говорится, был ли мальчик?

Версия первая: Гоголь ничего не сжигал, так как второго тома Мертвых душ не существовало

Эта версия опирается на то, что готовую рукопись второго тома поэмы никто не видел, а единственным свидетелем сожжения был слуга Гоголя Семен. Именно с его слов известно о том, что произошло в ту ночь. Якобы, писатель приказал Семену принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением Мертвых душ. Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а на мольбы слуги не губить рукопись сказал: «Не твое дело! Молись!» Семен же был довольно юн, малограмотен и вполне мог наплести ерунды (это если по простому). Эта версия не воспринимается всерьез большинством исследователей. Сохранившиеся черновики произведения и свидетельства современников дают основание утверждать, что "беловой" вариант всё-таки существовал.

Версия вторая: Гоголь сжег черновики, а рукопись второго тома Мертвых душ попала (после смерти писателя) к графу А.П. Толстому, у которого Гоголь жил в то время.

Эта версия также основана на ненадежности показаний слуги Семена и также считается маловероятной. У А. Толстого не было никаких причин скрывать рукопись, но даже если бы он это и сделал, за прошедшее с тех пор время рукопись непременно "всплыла" бы.

Версия третья: Гоголь действительно сжег второй том Мертвых душ, так как был недоволен им и находился в помутненном состоянии рассудка.

Эта версия представляется уже более вероятной, так душевное здоровье писателя в тот момент было далеко не блестящим. Гоголь с детства страдал припадками, сопровождавшимися тоской и депрессией. В январе 1852 года, умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга и это событие оказало на писателя чрезвычайно пагубное влияние. Писателя мучил постоянный страх смерти, а его духовник призывал отказаться от литературного труда, который сам Гоголь считал своим единственным призванием. Конечно, сейчас сложно ставить диагнозы, но очевидно, что рассудок писателя был если не помрачен, то на грани помрачения. Вполне вероятно, что в порыве самобичевания он мог посчитать свой труд ничтожным и не заслуживающим выйти в свет. Однако, доминирующей на данный момент считается другая версия.

Версия четвертая: Гоголь хотел сжечь черновики, однако, находясь в состоянии полного психического истощения, перепутал их с беловым вариантом.

Считается, что рассказ Семена если не абсолютно точен, то приближен к правде, однако писатель не имел намерения сжигать окончательный вариант. Сторонники этой версии приводят слова Гоголя, сказанные им наутро графу Толстому: "Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало". Также считается, что в целом, за исключением минут депрессии, Гоголь был доволен написанным. Хотя при работе над вторым томом значение произведения в представлении писателя вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не реализуемым.

Несмотря на то, что Гоголь сжег рукопись окончательного варианта второго тома поэмы, черновые записи остались. В настоящее время наиболее полная рукопись первых пяти глав второго тома принадлежит американскому бизнесмену российского происхождения Тимуру Абдуллаеву. Она должна была войти в Полное собрание сочинений и писем писателя, изданное в 2010 году, однако по неизвестным причинам этого не произошло. Тем не менее, вопрос: "Почему Гоголь сжег второй том Мертвых душ", - решен не до конца, хотя и есть наиболее вероятная версия.


Большая часть людей, профессией которых является исследование литературы, в особенности, Николая Васильевича Гоголя, сходятся на мнении о том, что в ночь примерно с 11 на 12 февраля полторы сотни лет назад великий украинский классик сжег второй том своего произведения под немного жутким названием «Мертвые души». Почему он это сделал и зачем Гоголь сжег второй том?

Самые разнообразные мнения и догадки — почему Гоголь сжег «мертвые души»

Бытует несколько точек зрения на то, что произошло той зимней ночью. Первая гласит о том, что никакого второго тома не было изначально, сожжено было что-то иное, какие-то черновики, рукописи, возможно, оставшиеся после первого тома. Второй был изначально фикцией.

Иные считают, что в камине тогда и правда сгорел второй том романа, но это было не более, чем досадной случайностью. И хоть другой классик, Булгаков, говорил о том, что рукописи не горят, на деле оказалось иначе. Николаю Васильевичу ничего не оставалось, как смириться и принять это за рок судьбы. Творческие люди, как известно, суеверны.

Есть и такие литературоведы, которые считают, что замысел второго и последующего, третьего тома был настолько грандиозен, что реализовать его было просто невозможно, в итоге писатель в сердцах сжег все свои попытки. Но готового второго тома при этом не было. Он не смог позитивно переродить главного героя – Чичикова.

Сейчас все большим распространением пользуется мнение о том, что уже во время написания второго тома Гоголь просто перестал восхищаться Украиной, которая тогда называлась Малороссия, а также козаками. Следовательно, исчез источник вдохновения на второй том, а жалкие попытки писатель уничтожил, понимая, что ничего путевого не напишет. Но такое предположение ни на чем конкретном не основывается, нет ни единого факта, свидетельствующего о том, чтобы Николай Гоголь не любил свою родину буквально до последнего вздоха.

Мистики вообще считают произведение само по себе сатанинской книгой, потому, дескать, писатель поплатился за такое название, какой там второй том, когда темные силы вмешались. Но это небылица в той же степени далека от истины, что и предыдущее предположение. Дело в том, что по сюжету ничего магического, ровно, как и мистического не было, речь шла о самой обыкновенной халтуре чиновников. Они мертвых выдавали за живых.

А знаете ли вы?

  • Жираф считается самым высоким животным в мире, его рост достигает 5,5 метров. В основном за счет длинной шеи. Не смотря на то, что в […]
  • Многие согласятся с тем, что женщины в положении становятся особенно суеверными, они больше других подвержены всяческим поверьям и […]
  • Редко можно встретить человека, который бы не находил розовый куст красивым. Но, при этом, общеизвестно. Что такие растения довольно нежны […]
  • Кто с уверенностью скажет, что не знает о том, что мужчины смотрят порнофильмы, самым наглым образом соврет. Конечно же, смотрят, просто […]
  • Нет, наверное, в просторах всемирной паутины такого сайта автомобильной тематики или такого автофорума, на котором бы не задавали вопрос о […]
  • Воробей является довольно распространенной в мире птицей небольшого размера и пестрого окраса. Но ее особенность заключается в том, что […]
  • Смех и слезы, а точнее, плач, являют собой две прямо противоположные эмоции. О них известно то, что обе они являются врожденными, а не […]

Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитском бульваре. Именно там, по преданию, он сжег второй том «Мертвых душ». Дом принадлежал графу А. П. Толстому, который приютил у себя вечно неустроенного и одинокого писателя и делал все для того, чтобы он чувствовал себя свободно и удобно.

За Гоголем ухаживали, как за ребенком: обеды, завтраки и ужины подавали куда и когда ему было угодно, стирали одежду и даже раскладывали стиранное по комодам. При нем, кроме домашней прислуги, был молодой малоросс Семен, расторопный и преданный. Во флигеле, где обитал писатель, всегда стояла необыкновенная тишина. Он ходил из угла в угол, сидел, писал или катал хлебные шарики, которые, как он говорил, помогали ему сосредоточиться и решать сложные задачи. Но, несмотря на благоприятные условия для жизни и творчества, в доме на Никитском бульваре разразилась последняя, странная драма в жизни Гоголя.

Многие из тех, кто лично знал Николая Васильевича, считали его человеком скрытным и таинственным. Даже друзья и поклонники его таланта отмечали, что он был склонен к лукавству, обманам и мистификациям. И на просьбу самого Гоголя высказаться о нем, как о человеке, преданный его друг Плетнев, ответил: «Существо скрытное, эгоистическое, надменное, недоверчивое и всем жертвующее для славы...»

Гоголь жил своим творчеством, ради него он обрек себя на бедность. Все его имущество ограничивалось «самым маленьким чемоданом». Второй том «Мертвых душ», главный труд жизни писателя, результат его религиозных исканий, должен был быть скоро завершен. Это был труд, в который он вложил всю правду о России, всю свою любовь к ней. «Труд мой велик, мой подвиг спасителен!» – говорил Гоголь друзьям. Однако в жизни писателя наступил переломный момент...

Началось все в январе 1852 года, когда умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга. Он считал ее достойнейшей женщиной. И после ее смерти признался своему духовнику, протоиерею Матфею (Константиновскому): «На меня нашел страх смерти». С этого момента Николай Васильевич постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. Все тот же отец Матфей требовал от него оставить литературные труды и, наконец, подумать о своем духовном состоянии, умерить свой аппетит и начать поститься. Николай Васильевич, прислушиваясь к советам духовника, стал поститься, хотя и не потерял обычного своего аппетита, поэтому страдал от недостатка пищи, по ночам молился, спал мало.

С точки зрения современной психиатрии можно предположить, что у Гоголя был психоневроз. Подействовала ли на него так сильно смерть Хомяковой или же была еще какая-нибудь причина для развития у писателя невроза – неизвестно. Зато известно, что в детстве у Гоголя были припадки, которые сопровождались тоской и депрессией, настолько сильными, что однажды он сказал: «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение». А в 1845 году в письме к Н.М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье мое стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого».

Возможно, что точно такое же «расклеение» подтолкнуло Николая Васильевича совершить самый странный поступок в его биографии. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он позвал к себе Семёна и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением «Мертвых душ». Под мольбы слуги не губить рукопись, Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а Семену сказал: «Не твое дело! Молись!»

Утром Гоголь, видимо, сам пораженный своим порывом, сказал графу Толстому: «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало». .