Почему чичиков не раскусил ноздрева. Мёртвые души. I. Погружение в тему

Сочинения по литературе: Чичиков у ноздрева. Роль эпизода

Чичиков уже получил в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, уже повстречался с "дубинноголовой" помещицей Коробочкой и направлялся в усадьбу Собакевича, когда в трактире у дороги повстречался с Ноздревым. Чичиков уже был знаком с этим "очень недурно сложенным молодцом с полными, румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами" - они встречались на обеде у прокурора.

Получив от Ноздрева приглашение посетить его поместье по пути к Собакевичу, Чичиков, не долго думая, соглашается. Видимо, он надеялся "даром выспросить" мертвых душ и у этого радушного барина.

Гостю были показаны водяная мельница, кузница, поле, но Особой гордостью хозяйства Ноздрева были лошади и собаки. "Вошедши во двор, увидели они там всяких собакЕ Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плеча". Чичикова же пес Обругай "лизнулЕ языком в самые губы". Для Павла Ивановича, человека чрезвычайно аккуратного, тщательно следившего за опрятностью своего платья, это было крайне не приятно. Но пришлось терпеть - ради своего "главного предмета" - приобретении мертвых душ.

После осмотра хозяйства господа прошли в кабинет хозяина, где, "впрочем, не было заметно следовЕ книг или бумаги". Зато были продемонстрированы гостям дорогие ружья, кинжалы, трубки и шарманка. Показывая свои сокровища, Ноздрев без удержу хвалился их ценностью и уникальностью. Обед, который "не составлял у Ноздрева главного в жизни", не удался, "зато хозяин налег на вина".

Понимая, что имеет дело с человеком эмоциональным и азартным, Чичиков поспешил перейти к обсуждению своего дела как можно скорее. Ноздрева не ввело в заблуждение утверждение Чичикова о том, что души ему нужны для придания веса в обществе. "Я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, я бы тебя повесил на первом дереве". Он не хочет ни подарить мертвые души Чичикову, ни продать - только выменять или сыграть на эти души в шашки. Но Ноздрев не играет с Чичиковым - он плутует, пытается обдурить партнера. Конфликт перерастает в ссору, и Чичиков едва уносит ноги.

Весьма понятно, что общение с Ноздревым оставило Чичикова в весьма неприятном расположении духа. Человек неглупый и разбирающийся в человеческих натурах, он понимал, что Ноздрев - "человек-дрянь" и не следовало посвящать его в столь деликатное дело. Но, видимо, успех предприятия вскружил голову Павлу Ивановичу.

Рассматриваемый эпизод служит раскрытию образа Ноздрева. Это человек "на все руки". Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходится без скандальных историй, поэтому автор иронически называет его "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев - "человек-дрянь", он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".

А что же мы узнаем из этого эпизода о господине Чичикове? Мы видим не любезного и светского Павла Ивановича, который совсем недавно гостевал у Манилова. Речь и манеры его заметно изменились, он, конечно не такой грубиян и наглец, как Ноздрев, но в словах его появилась резкость, смешанная с хладнокровием.

Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы -

"ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других". В Гоголевской галерее образов помещиков портрет Ноздрева "висит на третьем гвозде". Этот герой не так безобиден, как , и совсем не туп, как Коробочка. Но он пошл и глубоко порочен, Ноздрев - воплощение русского хамства. Гоголь писал о Ноздреве: Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане". Кажется, прав был Николай Васильевич - слишком часто в сегодняшней жизни мы встречаем ноздревых в ладно скроенных пиджаках. Но и чичиковых в нашем настоящем достаточно - людей хитрых, изворотливых, "неуловимых, как вьюн". Неужели слова А. С.Пушкина "Боже, как грустна наша Россия!" актуальны и в наши дни?..

ЧИЧИКОВ У КОРОБОЧКИ. РОЛЬ ЭПИЗОДА

Поэма Н. В.Гоголя "Мертвые души" была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации.

Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои - помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от которых во многом зависит экономическое и социальное положение страны.

Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку.

Сюжет поэмы "Мертвые души", подсказанный А. С.Пушкиным, очень прост. Гоголь рассказал в своем произведении о похождениях некоего авантюриста, придумавшего своеобразный план обогащения: он скупал у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете.

И вот Павел Иванович Чичиков, человек "темного и скромного происхождения", плут и хитрец, отправляется по помещичьим усадьбам в поисках мертвых душ. На своем пути главный герой сталкивается с очень разными представителями помещичьего мира.

Получив в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, Чичиков в благостном расположении духа направляется к другому помещику - Собакевичу. Но в дороге кучер заблудился, "бричка ударилась оглоблями в забор. Ехать было решительно некуда".

Так, по воли случая, Павел Иванович оказался в доме у Настасьи Петровны Коробочки. Отнюдь не радушный прием был оказан путникам: лишь услышав слово "дворянин", хозяйка позволила им войти.

"Уже по одному собачьему лаю" Чичиков понял, что "деревушка была порядочная".

Н. В.Гоголь подробно описывает интерьер комнаты, в которую был препровожден гость, как бы предвосхищая описание самой хозяйки. "Екомната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркалаЕ; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулокЕ". Но вот в комнате появляется "хозяйка одна тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". И фамилия у нее соответствующая - Коробочка.

В короткой беседе выяснилось, что Чичиков так далеко заехал, что о его знакомых помещиках хозяйка никогда не слышала. Приезжий лег спать и проснулся довольно поздним утром. Из окна увидел он двор со всякой живностью, а за огородами крестьянские избы в состоянии, показывающем довольство обитателей.

Выяснив у хозяйки, что со времени последней ревизии у нее умерло "осьмнадцать человек", Чичиков переходит к обсуждению своего деликатного дела. Но Настасья Петровна не сразу даже понимает суть своего гостя. Чичикову пришлось приложить немало усилий, чтобы "растолковать, в чем дело". Старуха почувствовала, что "делоЕ как будто выгодно, да Е слишком новое и небывалое".

Но уговорить Коробочку оказалось делом сложным. Чичиков, уже начая терять терпение, назвал ее "дубинноголовой". И только обещание казенных подрядов подействовало на Настасью Петровну.

Чичиков – умный, хитрый и расчётливый человек, стремящийся лишь к одной цели – всеми правдами и неправдами заработать как можно больше денег. Получив от отца наставление «береги и копи копейку», главный герой романа зарабатывал деньги самыми разными способами и очень не любил с ними расставаться.

Будучи школьником, Чичиков продавал втридорога пироги своим голодным одноклассникам. Поступив на службу в казённую палату, он начал ухаживать за дочерью начальника, намереваясь за счёт этого занять более высокую должность. Находясь на службе в таможне, Чичиков провернул крупное дело, проведя через границу дорогие кружева.

Что касается Ноздрёва, то он предстаёт перед нами как любитель погулять, выпить, повеселиться и поиграть в карты. Страсть к веселью и азарту была настолько велика, что Ноздрёв был готов играть во что угодно, поставив какую угодно сумму. Эта черта характера героя особенно чётко прослеживается тогда, когда Ноздрёв предлагает сыграть с Чичиковым в шашки, поставив на кон необходимые второму мёртвые души.

Основными чертами характера героя являются склочность, излишний азарт, хвастовство, наглость, развязность. Отдельно стоит отметить то, что Ноздрёв часто вредил окружающим, считая свой поступок очень смешной шуткой. Например: Ноздрёв даже не подозревал, что помещик Максимов, его знакомый, не оценит чувства юмора своего приятеля и очень сильно удивился, когда узнал, что Максимов подал на «приятеля» в суд. Избить в пьяном виде Максимова розгами было для Ноздрёва лишь милой шуточкой, на которую, как он считал, не стоило обижаться.

У Чичикова и Ноздрёва можно с лёгкостью проследить общие черты. Они оба расчётливые и хитрые, желающие изъять из любого своего поступка максимальную выгоду. Это отчётливо видно из торга за мёртвые души.

Ноздрёв предлагал Чичикову сыграть в карты на небольшую сумму, пытался продать собак, жеребцов и даже шарманку, а мёртвые души отдать вдобавок, а Чичиков изо всех сил пытался избежать карточных долгов и покупки ненужных ему вещей. Оба они очень любят хорошенько повеселиться. В качестве примера можно привести празднование Чичиковым со всем культурным обществом губернского города NN отправки мёртвых душ в Херсонскую губернию: светское общение, карты, застолье, шампанское. Празднование удалось на славу, ведь Чичиков. Вернулся в свой номер пьяным. Об этом можно судить из пожелания Чичикова устроить перекличку всем купленным крестьянам.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Ноздрёв и Чичиков, несмотря на все свои различия, в какой-то степени – родственные души.

Одними из ключевых персонажей произведения являются Павел Иванович Чичиков, бывший государственный служащий, и помещик Ноздрев.

Сюжетная линия произведения сталкивает ранее познакомившихся на прокурорском обеде героев в имении Ноздрева, в которое Чичиков приезжает по приглашению хозяина в надежде выкупить у него несколько сотен мертвых душ с целью их дальнейшего залога в банк для получения кредита в качестве живых.

Для начала Ноздрев показывает гостю свое большое хозяйство, состоящее из водяной мельницы, кузницы, огромного поля, конюшни и большого количества собак. Чичиков, являясь чрезвычайно аккуратным и опрятным человеком, с неприязнью наблюдает окруженного псарней радушного хозяина, желая лишь поскорее обсудить дело, приведшее его в усадьбу Ноздрева.

Приглашая Чичикова отобедать, Ноздрев, привыкший к пьяному разгулу, буйному веселью, пытается напоить гостя, смешивая различные алкогольные напитки и делая вид, будто сильно напился. Однако хитрый Чичиков, видя эту игру, предпочитает опорожнять свои рюмки под стол.

С точки зрения Чичикова, Ноздрев является дрянным человеком, имеющим склонность ко всякого рода гадостям и пакостям в отношении окружающих.

Обсуждение вопроса о продаже мертвых душ приводит Чичикова и Ноздрева к крупной ссоре, поскольку помещику не привык знать меру в чем-либо и не желает просто так проводить сделку по продаже либо дарению мертвых душ. Ноздрев не верит названной Чичиковым причине о придании ему общественного веса, по которой последний собирает души умерших крестьян. Он считает Чичикова последним мошенником, которому надлежит быть повешенным на первом суку.

Ноздрев предлагает Чичикову выиграть мертвые души в игре в шашки, при этом, начав играть, ловко жульничает, не понимая, что связался с таким же, как и он, шулером. Проигрыш приводит Ноздрева в ярость, перерастающую в конфликт, который грозится перейти в драку.

Чичиков, опасаясь потерять свой имидж среди окружающих, разрешает назревший конфликт, предпочтя быстро покинуть ноздревское имение.

Раскрывая взаимоотношения Чичикова с Ноздревым, писатель демонстрирует их сходные особенности характера, заключающиеся в авантюризме, лживости, наглости, способных в собственных корыстных целях на поступлении нравственных законами общества. Писатель именует образы своих героев в качестве исторических личностей, проводя параллель с реально существующими представителями общества того периода времени.

Несколько интересных сочинений

  • Музыка революции в поэме Блока Двенадцать

    Эта поэма Блока вся наполнена революционной музыкой в том смысле, что в ней дух революции, её ритм, ощущение, а не в том, конечно, что там цитируются революционные гимны.

  • Сочинение Как мы однажды лепили снежную бабу 5 класс

    Зима – это, то время года, которое каждый человек ждет с определенным трепетом и предвкушением. Дети надеются, что зима принесет много снега, новогодние праздники с подарками

  • Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

    А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос, 6 и 5 класс (описание)

    Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

  • Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

    За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл.

Ноздрев, с которым Чичикова сводит очередная «случайность»,- это полная противоположность Коробочке, образец распоясавшейся, безобразно широкой русской натуры. О таких людях Достоевский скажет позднее: «Если Бога нет, то все позволено». У Ноздрева Бог - он сам, его ничем не ограниченные капризы и желания. Он пленник собственных распущенных страстей. Неуемная энергия, вечное движение и беспокойство этого человека - результат отсутствия в нем скрепляющего личность нравственного центра. «В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите».

«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». Для желаний Ноздрева не существует никаких границ: «Теперь я поведу тебя посмотреть,- продолжал он, обращаясь к Чичикову,- границу, где оканчивается моя земля...» «Вот граница! - сказал Ноздрев.- Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое...»

Вся жизнь Ноздрева - бесконечное и не знающее пределов насыщение самых низких чувственных инстинктов человеческой природы. В окружении своих собак Ноздрев «как отец среди семейства». Кутежи и попойки, карты и шулерство в картежной игре - вот стихия Ноздрева. Упоение ложью сближает его с Хлестаковым. Но, в отличие от него, ноздревская ложь не безобидна: в ней всегда присутствует подлое желание «нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Когда губернские чиновники, сбитые с толку известием о покупке мертвых душ, расспрашивают Ноздрева о Чичикове, он мгновенно сочиняет одну ложь за другой, да так ловко, что будто бы и сам верит в сочиненное. Подтверждая сплетню о том, что Чичиков собирался увезти губернаторскую дочку, Ноздрев сочиняет такие подробности на этот счет, от которых никак нельзя было отказаться: даже названа была по имени деревня, где находилась та приходская церковь, в которой положено было венчаться, именно деревня Трухманчевка, поп отец Сидор, взявший за венчание 75 рублей, «и то не согласился бы, если бы Ноздрев не припугнул его».

Убегая от Ноздрева, делающего очередную «историю», Чичиков и в ум взять не может, зачем он поехал в его усадьбу, почему «как ребенок, как дурак» доверился ему. Но прельстился он Ноздревым не случайно: по природе своей Чичиков ведь тоже авантюрист, и для достижения своих корыстных целей он легко переступает через нравственные законы. Обмануть, приврать да еще и слезу пустить при этом Чичиков горазд не хуже всякого Ноздрева. «Ноздрев еще долго не выведется из мира,- говорит Гоголь.- Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».

Верный своему приему овеществления человека, Гоголь сравнивает расстроенную и развращенную душу Ноздрева, а вслед за ним и современного человека вообще, с испорченной шарманкой: «Шарманка играла не без приятности, но в середине ее, кажется, чтото случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбург в поход поехал», а «Мальбург в поход поехал» неожиданно завершался какимто давно знакомым вальсом. Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна». Замечательны, конечно, в расстроенных «шарманках» покалеченных, сбитых с толку душ гоголевских героев эти «Божьи дудки», которые свистят в них порой сами по себе и часто сбивают с толку так хорошо продуманные, так логично и безукоризненно спланированные аферы.

Н. В. Гоголя. Автор опубликовал ее в 1842 году. Первоначально он планировал трехтомное произведение. В 1842 году свет увидел первый том. Однако второй, практически готовый, уничтожил сам писатель (в черновиках сохранилось несколько глав из него). Третий же даже не был начат, о нем имеются лишь отдельные сведения. Поэтому мы рассмотрим отношение Чичикова к Ноздреву только на основании первого тома произведения. Начнем со знакомства с этими героями.

Кто такие Чичиков и Ноздрев?

Павел Иванович Чичиков - бывший чиновник, а ныне махинатор. Этот коллежский советник в отставке занимался скупкой "мертвых душ" (то есть письменных свидетельств об умерших крестьянах) для того, чтобы заложить их, как живых, получить кредит в банке и приобрести влияние в обществе. Он следит за собой, щегольски одевается. Чичиков даже после пыльной и дальней дороги умудряется выглядеть так, как будто только что побывал у цирюльника и портного.

Ноздрев - это 35-летний молодцеватый "говорун, кутила, лихач". Это третий помещик в произведении, с которым Чичиков решил затеять торг о мертвых душах. Попробуем ответить на вопрос о том, как относился Чичиков к Ноздреву. Для этого следует проследить всю историю их взаимоотношений.

Знакомство Чичикова с Ноздревым

В первой главе произведения происходит их знакомство, во время обеда у прокурора. Затем герои случайно сталкиваются в трактире (четвертая глава). Чичиков едет от Коробочки к Собакевичу. В свою очередь, Ноздрев вместе с Межуевым, своим зятем, возвращается с ярмарки, где проиграл и пропил все, включая экипаж. Помещик сразу же заманивает в свое имение и гоголевского афериста. Ясно, что хотел Чичиков от помещика Ноздрева, почему он согласился поехать с ним, - его интересовали "мертвые души".

Доставив гостей, помещик сразу же принимается показывать хозяйство. Ноздрев начинает с конюшни, затем рассказывает о волчонке, который живет у него и питается только сырым мясом. Затем помещик переходит к пруду. Здесь, по его рассказам, водятся которых вытащить могут только два рыбака вместе. Далее следует показ псарни, где Ноздрев выглядит среди собак как "отец семейства". После этого гости отправляются в поле, где, конечно же, русаков ловят руками. Ясно, что отношение Чичикова к помещику Ноздреву после всего этого хвастовства вряд ли будет положительным. Ведь этот герой весьма проницателен.

Выпивка и ее последствия

Помещик не очень озабочен обедом. Только в 5 часов гости садятся за стол. Он объясняет, что еда - не главное в его жизни. Зато у Ноздрева очень много напитков, причем ему не хватает имеющихся и он выдумывает свои собственные невероятные "составы" (шампаньон и бургуньон вместе, рябиновка, отдающая сивухой, "со вкусом сливок"). При этом помещик щадит себя. Чичиков, заметив это, незаметно выливает и свои рюмки.

Тем не менее, "щадивший" себя хозяин наутро является к нему в одном халате и с трубкой в зубах. Он уверяет, как и следует гусарствующему герою, что у него во рту "эскадрон ночевал". Вовсе неважно, есть похмелье или нет. Важно только то, что порядочный гуляка непременно должен страдать от него. Какое было отношение у Ноздрева к Чичикову? Лучше всего его раскрывает ссора, произошедшая во время торга.

Ссора Чичикова с Ноздревым

Автору важен мотив этого ложного похмелья еще и в другом отношении. Во время торга, произошедшего накануне вечером, Ноздрев крупно поссорился с Чичиковым. Дело в том, что тот отказался сыграть в карты на "мертвые души", а также купить жеребца настоящих "арабских кровей", а души получить "в придачу". Отношение Ноздрева к предложению Чичикова, таким образом, требует оправдания. Однако вечернюю задиристость помещика нельзя списать на алкоголь, так же как и объяснить утреннее миролюбие забвением сделанного в пьяном угаре. Ноздрев в своих поступках руководствуется только одним душевным качеством: граничащей с беспамятством безудержностью.

Игра в шашки на души

Помещик не планирует, не задумывает ничего, он просто не знает ни в чем меры. Чичиков, согласившись (весьма опрометчиво) сыграть в шашки на души (так как шашки краплеными не бывают), чуть не становится жертвой разгула Ноздрева. Поставленные на кон души оцениваются в 100 рублей. Помещик сдвигает рукавом по 3 шашки сразу и таким образом проводит одну из них в дамки. Чичикову не остается ничего другого, как смешать фигуры.

Игра на души подчеркивает сущность обоих героев, а не просто раскрывает то, как относился Чичиков к помещику Ноздреву. Последний просит за души 100 рублей, а Чичиков хочет сбить цену до 50. Отношение Ноздрева к предложению Чичикова следующее: он просит включить в эту же сумму или какого-нибудь щенка. Этот помещик, будучи неисправимым игроком, играет вовсе не ради выигрыша - ему интересен сам процесс. Ноздрева раздражает и злит проигрыш. Финал игры предсказуем и привычен - это переходящий в драку конфликт.

Бегство Чичикова

Чичиков в то же время думает в первую очередь не о физической боли, а о том, что дворовые люди станут свидетелями этой неприятной сцены. А ведь репутацию следует поддерживать всевозможными средствами. Герой разрешает конфликт, угрожающий его имиджу, привычным способом - спасается бегством. Впоследствии, когда всему городу становится известно о покупке "мертвых душ", он поступает так же. Отношение Чичикова к Ноздреву, их шулерская сделка - пародия на предпринимательскую деятельность. Она дополняет характеристику обоих персонажей, демонстрируя пошлость и низость господ "средней руки".

Кажется, что расправа над Чичиковым неминуема. Помещик кричит в азарте: "Бейте его!" Гостя спасает только появление капитан-исправника, грозного человека с огромными усами.

Сцена на балу у губернатора и визит Ноздрева

Чичиков надеется на то, что он больше не увидит Ноздрева. Однако этим героям предстоит встретиться еще дважды. Одна из встреч происходит на балу у губернатора (восьмая глава). В этой сцене покупатель "мертвых душ" едва ли не был погублен. Ноздрев, неожиданно с ним столкнувшись, кричит во весь голос, что это "херсонский помещик", который "торгует мертвыми душами". Это порождает множество невероятных слухов. Когда, окончательно запутавшись в различных версиях, чиновники города NN призывают Ноздрева, он, ничуть не смущаясь разноречивости всех этих мнений, подтверждает их все (девятая глава). Чичиков якобы накупил мертвых душ стоимостью в несколько тысяч, он фальшивомонетчик и шпион, пытался увезти дочку губернатора, а венчать молодых должен был за 75 рублей поп Сидор. Ноздрев подтверждает даже, что Чичиков - Наполеон.

В десятой главе помещик сам же сообщает об этих слухах Чичикову, которому наносит визит без приглашения. Ноздрев, вновь забыв о своей обиде, предлагает ему помощь в "увозе" дочки губернатора, причем всего лишь за 3000 руб.

Внутренний мир Ноздрева

Этот помещик, как и другие герои поэмы Гоголя, как будто переносит очертания собственной души на очертания быта. У него дома все устроено бестолково. Деревянные козлы стоят посередине столовой, в кабинете нет бумаг и книг, на стене висят якобы турецкие кинжалы (Чичиков видит на одном из них имя мастера - Савелий Сибиряков). Ноздрев именует органом свою любимую шарманку.

Гоголь сравнивает развращенную и расстроенную душу помещика с этой испорченной шарманкой, которая играла не без приятности, однако в середине что-то пошло не так, поскольку мазурка завершалась песней "Мальбруг в поход поехал", которая, в свою очередь, заканчивалась каким-то знакомым вальсом. Уже помещик давно перестал ее вертеть, но в этой шарманке был одна бойкая дудка, которая никак не желала угомониться, и долго еще свистела одна. Конечно, в покалеченных душах героев Гоголя весьма примечательны эти "Божьи дудки", свистящие иногда сами по себе и сбивающие с толку хорошо продуманные, безукоризненно и логично спланированные аферы.

Как раскрывает себя Чичиков во взаимоотношениях с Ноздревым

Отношение Чичикова к Ноздреву раскрывает внутренний мир гоголевского афериста. Убегая от помещика, который делает очередную "историю", охотник за "мертвыми душами" не может взять в толк, для чего он отправился в усадьбу, зачем доверился ему, "как ребенок, как дурак". Однако он не случайно прельстился этим помещиком: по своей природе тот ведь тоже авантюрист, который для достижения корыстных целей без зазрения совести может переступить через все нравственные законы. Заканчивая раскрывать тему "Отношение Чичикова к Ноздреву", отметим, что приврать, обмануть да еще и пустить слезу при этом первый способен не меньше, чем второй.

В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее — приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы то ни стало, но не любой ценой, а как можно дешевле. В реальности осуществления этой фантастической идеи Чичиков уже убедился, успешно посетив очаровательного Манилова, который даже оплату купчей взял на себя.

Возвращаясь из Маниловки, Павел Иванович заезжает в трактир, чтобы подкрепиться и дать отдых лошадям. Счастливый случай свел его здесь не только с поросенком под сметаной с хреном, но и с человеком среднего роста, «с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Чичиков узнал Ноздрёва, с которым недавно обедал у прокурора. Ноздрёв только что вернулся с ярмарки, где «убухал четырех рысаков» и «продулся в пух», с чем и просил его поздравить. Он моментально сошелся с Чичиковым и, не контролируя свою речь, стал называть Павла Ивановича (без всяких на то оснований!) то братцем, то свинтусом. Но «лояльный» Чичиков не счел эти характеристики ни за оскорбление, ни за комплимент. У него была своя задача. Поэтому он вынужден держать под контролем собственное поведение. Чичиков тут же делает вывод: «Горазд он, видимо, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Однако он недооценил Ноздрёва. Павлу Ивановичу пришлось долго и настойчиво отказываться от «встречных предложений» разбитного малого — купить жеребца, каурую кобылу, серого кобеля, шарманку...

Он действительно мастер на все руки: украсть, подтасовать, незаметно сбросить ненужную карту... Он действительно многосторонний человек, ибо вряд ли в одном человеке могут ужиться помещик, шулер, собачник, картежник, отец семейства, кутила, заядлый рыбак, охотник и любящий муж. Он действительно исторический человек, так как всегда влипает в какую-либо историю.

Ноздрёв не в состоянии контролировать свои слова и поступки. У него все происходит спонтанно — точно так же, как у слуги Порфирия, который, не моргнув глазом, лжет своему барину, как у повара, который, сваливая в кучу попавшиеся под руку продукты, до конца приготовления блюда так и не знал, что же у него должно получиться.

Ноздрёву уже 35 лет, а он все еще дерется на дружеских пирушках, бесконечно и бесцельно «пули льет». Так же бесцельно он подличает: расстроит то свадьбу, то сделку и тут же будет клясться в дружбе.

Посетив после Ноздрёва еще и Собакевича, Чичиков решил заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, «люди умирают как мухи». Для покупателя мертвых душ это было как нельзя кстати.

Плюшкин — полный антипод Ноздрёва, начиная с внешности. Он ведь не похож не только на помещика, но и на мужчину. Глядя на него, невозможно было предположить, что это вообще имущий человек, а тем более самый богатый помещик.

Гоголь рассказывает о юности и молодости Плюшкина — поре надежд и вдохновений. Даже не верится, что Плюшкин когда-то был молод и обуреваем высокими и благородными помыслами!

Плюшкин — единственное действующее лицо поэмы, биография которого известна читателю. Автор совершает экскурс в прошлое Плюшкина, чтобы мы яснее и нагляднее ощутили его деградацию. Он еще не так стар, но во всем проявляется какая-то особенная ветхость: «дряхлым инвалидом» выглядит не только «странный замок», где живет Плюшкин, но и он сам — в дырявом капоте, с ключами на поясе, в старом поношенном колпаке. Материал с сайта

Если Коробочка все складывала в пестрядевые мешочки, то Плюшкин — просто в кучу, украшавшую комнату, из-за чего невозможно было предположить пребывание в ней не то что человека — вообще живого существа. После смерти жены от Плюшкина сбежала дочь, а он сам как бы «сбежал» от сына, не ответив на просьбу о помощи. Теперь Плюшкин не муж, не отец, но «щедрый» дедушка, которому не жаль для любимого внука старой пуговицы, но дать денег — выше его сил.

Плюшкин — самый старый из всех помещиков (ему 73 года), но возраст не прибавил ему ни опыта, ни ума, а только способствовал умалению человеческих качеств и увеличению знаменитой кучи, под которой погребены прошлое, настоящее и будущее. Чем выше поднимался Плюшкин по лестнице собственных прожитых лет, тем ниже опускался он и физически, и нравственно. Он уже забыл, что Чичиков приехал к нему как к богатому помещику, и, торгуясь, просит «ради нищеты» дать не по 25, и по 40 копеек за каждую мертвую душу. Плюшкин и не подозревает, что самая мертвая душа — он сам. Вот почему именно он завершает галерею помещиков, каждый из которых в какой-то мере тоже «прореха на человечестве».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • купил ли чичиков мертвые души у ноздрева
  • поступки особености поведенния чичикова
  • сочинение на тему чичиков в гостях у коробачки
  • мертвые души чичиков в гостях у ноздрева
  • в гостях у Ноздрёва