Памятник мужик на коне красной площади. Манежная площадь. Памятники царской династии Романовых

У экскурсоводов бытует такое мнение, что самый богатый на конные памятники город России - Санкт-Петербург. Несомненно, город, обладающий такими шедевральными монументами, как памятники Петру I возле Инженерного Замка, Медный Всадник на площади Декабристов, Николаю I на Исакиевской площади и Александру III, ныне у Мраморного дворца, да и эталону, конями Клодта на Анничковом мосту, должен занимать лидирующие место в этом рейтинге. Но вот мне, как москвичу, стало интересно, а сколько в Москве "конников".

Для чистоты эксперимента не будем брать всякие декоративные памятники коням, лошадям, каретам, квадригам на триумфальных арках и театрах, жокеям на ипподромах, всем тем персонажам, где лошадь несет чисто декоративный, художественно-смысловой элемент. Мы пройдемся по самой брутальной части, по героям, ну которым без коня, ну никак.

Примечательно, что памятниками, как таковыми на Руси особо не баловались, для поминания и памяти славяне строили храмы и часовни, писали иконы, и этого было достаточно, в отличии от "просвященой" Европы, в которой искусство скульптуры зародилось ещё в глубокой античности и рассвело в Римской Империи. В России же, как повелось, мода на памятники пришла с реформами Петра I, и если Петербург это волна зацепила достаточно сильно, то провинциальная Москва как то спокойно обходилась без неё.

Первые памятники в бывшей-будущей столице стали появляться только в конце XIX века, а конный появился и того позже, во втором десятилетии XX-го (если не считать конную статую Св. Георгия, установленную на куполе Сената в Кремле в 1787 году, но украденную французами в 1812-ом)..

Первым отдельно стоящим конным монументом был памятник Генералу Михаилу Скобелеву

В 1912 году в Москве на Тверской площади (до этого Скобелевской площади) был установлен памятник Скобелеву Михаилу Дмитриевичу. Генерал Скобелев был любимцем армии. Он был прозван «белым генералом» за то, что всегда ходил в бой в белом мундире и на белой лошади, веря, что в белой одежде он никогда не будет убит.

Автором памятника был скульптор-самоучка подполковник П. А. Самонов. Памятник представлял собой гранитный постамент, на котором возвышалась четырехметровая конная статуя генерала, справа была изображена группа русских солдат, защищающих знамя во время одного из среднеазиатских походов. Слева бойцы, идущие в атаку во время русско-турецкой войны за освобождение славян. С обратной стороны к постаменту была прикреплена доска с напутствием Скобелева своим солдатам под Плевной.


1 мая 1918 года памятник генералу был варварски уничтожен по личному указанию Ленина, в соответствии с декретом о снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг. Все бронзовые фигуры и барельефы и даже фонари, окружавшие памятник, были распилены, разбиты на части и отправлены на переплавку. А вот с гранитным постаментом пришлось повозиться, он не поддавался никаким инструментам, и тогда решено было его взорвать, но полностью постамент удалось разрушить только с пятой попытки. Далее началось безжалостное выкорчевывание имени Скобелева из русской истории. В соответствие с новыми установками марксистско-ленинской идеологии советские историки объявили генерала поработителем и угнетателем трудящихся масс братского востока. Имя Скобелева осталось под запретом даже во время Великой-Отечественной войны, когда из небытия были возвращены имена Суворова и Кутузова. На месте уничтоженного памятника генералу был поставлен гипсовый монумент революционной свободе, который впоследствии заменил Юрий Долгорукий.

В мае 1941 года, перед самой войной, обелиск было решено снести. Памятник был взорван. От него сохранилась только голова статуи Свободы, которая хранится в Третьяковской галерее. Во время празднования 800-летия Москвы на том же месте заложили камень с обязательством по установке памятника Юрия Долгорукого. Сам князь (работы группы скульпторов во главе с С. М. Орловым) появился на площади в 1954 году, где и пребывает до сих пор.

Памятник Князю Юрию Долгорукову

В 1947 году Москва всё-таки дождалась конной статую, когда на месте снесенного бронзового генерала Скобелева (героя русско-турецкой войны) на коне установили памятник князю-основателю Москвы. Юрий Долгорукий - первый князь суздальский, который, по преданиям, прославился собиранием земель вокруг княжества московского. Иногда (некорректно) ему присваивают роль основателя Москвы, забывая о боярине Кучке, имеющем к моменту появления князя обширные владения на месте исторического центра Москвы. Как бы то ни было, условная дата основания Москвы - 1147 года, и к 800-летнему юбилею города (1947 г.) нужно было увековечить в бронзе кого-то из первых правителей Москвы. Так в сентябре 1947 года произведена торжественная закладка памятника, а сам он увидел свет только спустя 7 лет, в 1954 г.

Памятник Долгорукому стал героем анекдота прямо во время открытия. Стоило упасть покрывалу, как кто-то выкрикнул из толпы: «До чего похож!» (по второй версии - «Не похож!»). Дело в том, что сведений о внешности князя не сохранились. Из других забавных деталей - то, что князь он указует перстом почему-то не в сторону Кремля, а в сторону мэрии. Историческая неряшливость скульптора С.М. Орлова также проявилась в том, что на великом князе шлем более поздней эпохи.

Примечательно, что этот памятник стал первым в советской России, не имеющим коммунистического подтекста.

Памятник фельдмаршалу Кутузову

В 1973 году памятник установили прямо перед зданием музея-панорамы Бородинской битвы. Над памятником трудилась целая группа скульпторов во главе с Н.Томским. Знаменитый полководец восседает на коне в парадном мундире и со всеми регалиями. Вокруг постамента располагается многофигурная композиция, каждый персонаж которой - реальный или собирательный герой войны 1812 года. Здесь представлены как талантливые полководцы, так и простые русские воины, всего 26 фигур высотой почти 3 метра. Примечательно, что фигуры не статичны, в памятнике есть драматургия. С большой тщательностью выделаны детали обмундирования и лица бойцов.

На постаменте высечена надпись «Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года». Созданием памятника в 1973 году завершилось формирование большого мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.

Памятник писателю Фадееву

В центре Миусской площади стоит памятник - скульптурный ансамбль - выдающемуся советскому писателю, лауреату премии Ленинского комсомола Александру Александровичу Фадееву (1901-1956).

Литературную известность Фадееву принесла его первая же крупная книга - "Разгром", ставшая настольной книгой многих поколений. Героическая тема гражданской войны нашла свое продолжение в "Последнем из Удэге". Подвиг краснодонцев увековечен в романе "Молодая гвардия"- одном из лучших произведений о Великой Отечественной войне, которому он "отдал... много крови сердца".

В сквере перед Дворцом пионеров и школьников Фрунзенского района столицы на подиуме-площадке из гранитных блоков разместились три скульптурные композиции - бронзовая фигура писателя с книгой в руке, возвышающаяся на пьедестале из серого гранита, и две фигурные композиции на темы его произведений "Разгром" и "Молодая гвардия".
Высокая, по-спортивному подтянутая фигура. В ней запечатлены характерная фадеевская поза, манера держать голову.

Слева от центральной статуи - две конные фигуры героев гражданской войны, стоящие прямо на бронзовом плинте без постамента. До предела собранный в минуту опасности Левинсон и Метелица , привставший на стременах, готовый с молодецкой удалью тотчас вступить в схватку с врагом. (Кстати, это может быть единственный памятник в мире еврею на лошади. -ред.). В скульптурной группе, расположенной справа, запечатлены пять комсомольцев, членов подпольной организации "Молодая гвардия", боровшейся с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Торжественное открытие памятника А. А. Фадееву (скульптор В. А. Федоров, архитекторы М. Е. Константинов, В. Н. Фурсов) состоялось 25 января 1973 года.

Памятник маршалу Жукову

8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне на Манежной площади был установлен новый памятник. Сам президент Борис Ельцин инициировал создание памятника к памятной дате: пообещал на встрече с ветеранами войны, что тот будет установлен на Красной площади напротив Исторического музея. Но поскольку Красная площадь находится под охраной ЮНЕСКО, в итоге статую поставили на Манежной площади. Автор изваяния - скульптор В.М. Клыков. Маршал выполнен привставшим в седле и с характерным приветственным жестом. Под копытами боевого коня - поверженные штандарты нацистской Германии: запечатлен исторический момент, когда Жуков принимал Парад Победы в июне 1945 года.

Памятник много критиковали и москвичи, и скульпторы: одни - за несоответствие реалиям, вторые - за неверные пропорции, третьи - за статичность. Кроме того, место, выбранное для памятника, оказалось не самым выигрышным - находясь с северной стороны здания Исторического музея, оно почти все время укрыто тенью. Несмотря на это, маршал занял свое место на Манежной площади, и парочки охотно назначают встречи «под Жуковым».

Памятник генералу Багратиону

В 1999 году, этот сравнительно молодой памятник, созданный скульптуром Мерабом Мерабишвили был установлен на Кутузовском проспекте. Любопытно, что Мерабишвили установил этому же генералу еще один памятник, только в Тбилиси, откуда был родом прославленный герой Отечественной войны 1812 года. Генерал Багратион прошел долгий славный путь от рядового до генерала от инфантерии. Во время Бородинского сражения его позиции (так называемые «Багратионовы флеши») стали одним из эпицентров битвы. Полководец умер 17-ю днями спустя от тяжелейшего ранения в ногу, отказавшись от ампутации. Другой герой наполеоновской войны Денис Давыдов настоял на том, чтобы прах Багратиона развеяли над Бородинским полем.

Монумент изображает момент, когда Багратион призывает воинов в атаку. Памятник считают удачным, однако многим не нравится выбор места - отсутствие перспективы (памятник зажат сквером) и неудачное соседство стеклянного бизнес-центра, разрушающего атмосферу историчности.

  • Александровский сад - идеальное место для спокойного отдыха среди зелени в самом центре шумного мегаполиса.
  • Манеж является одним из первых архитектурных памятников победы в войне 1812 года.
  • Образ площади был изменен вследствие строительства в 90-е годы XX века торгового комплекса «Охотный ряд» и галереи фонтанов авторства З. Церетели.
  • Александровский сад был разбит в начале XIX века на месте речки Неглинка. Генеральный план сада был продуман в 1820-х годах архитектором Осипом Бове.
  • Помимо живописных аллей в Александровском саду множество памятников, напоминающих о двух Отечественных войнах: 1812 г. и 1941–1945 гг.
  • В Верхнем саду обратите внимание на Итальянский грот . Стены грота сложены из обломков московских зданий, разрушенных французскими войсками в 1812г.

Александровский сад и Манежная площадь - два знаковых места прямо у стен Кремля. Это излюбленные места прогулок жителей города и туристов. Их история тесно связана с прошлым столицы: они напоминают о военных победах, царях, выдающихся полководцах и героях. Здесь расположено немало замечательных памятников архитектуры и скульптуры. Кроме того, Александровский сад - отличное место для спокойного отдыха среди зелени в эпицентре шумного мегаполиса.

Здание Манежа и скульптуры на Манежной площади

Если выйти с Красной площади через , то сразу оказываешься на Манежной площади. Название она получила благодаря зданию Манежа, выходящему на нее торцовым фасадом. Манеж является одним из первы х архитектурных памятников победы в войне 1812 года. На протяжении 200 лет Манеж служил местом проведения военных парадов, выставок и даже использовался для устройства первого в России велотрека. Сейчас в здании Манежа организован знаковый для города центр выставок современного искусства. Архитектурный план площади сформировался в 30-е годы XX века: тогда ее расчистили от застройки, а напротив Манежа появилась гостиница «Москва», построенная по проекту архитектора А. Щусева. Оба здания в начале нашего столетия были перестроены, что, по мнению многих специалистов, значительно исказило их исторический облик. Кроме того, современный образ площади был изменен вследствие строительства в 90-е годы XX века подземного торгового ком плекса «Охотный ряд» и галереи фонтанов, украшенной скульптурами авторства З. Церетели на темы русских народных сказок. Многие москвичи считают их примитивными, осуждая авторов проекта за то, что они исказили монументальный облик Манежной площади и Александровского сада. Однако многим гуляющим, особенно детям, эти скульптуры нравятся, и вдоль галереи фонтанов можно увидеть скопление людей.

Александровский сад делится на три части: Верхний, Средний и Нижний. Верхний сад расположен между Угловой Арсенальной башней Кремля и Троицким мостом, который служит главным туристическим входом в Кремль и считается самым древним сохранившимся мостом столицы. Здесь, у Кремлевской стены, располагается Могила Неизвестного Солдата. Этот мемориальный комплекс был открыт в 1967 году, когда сюда символически перенесли останки одного из защитников Москвы, погибшего под городом Зеленоградом. У Вечного огня расположен пост № 1 почетного караула, который несут служащие Президентского полка. Торжественная смена почетного караула происходит каждый час и привлекает множество туристов. Рядом расположена Аллея Славы: 13 гранитных блоков, на которых выбиты названия городов-героев. В каждом из этих блоков хранится горсть земли с места боев. Там же находится стела с названиями 40 городов воинской славы.

Есть в Верхнем саду и еще одно напоминание о войне - о войне 1812 года. Это так называемый Итальянский грот, построенный по проекту Осипа Бове в 1820–1823 годах. Он расположен у основания Средней Арсенальной башни и представляет собой небольшую пещеру, сложенную из грубых камней, в которую помещена белая дорическая колоннада. На первый взгляд, здесь сложно уловить какую-либо отсылку к военным действиям, но, тем не менее, она есть: грубые, «необработанные» стены грота сложены из обломков московских зданий, разрушенных французскими войсками. Можно подняться на грот, чтобы полюбоваться видом на сад и Манежную площадь.

Памятники царской династии Романовых

Также в Верхнем саду находится Романовский обелиск. Он был установлен в 1914 году к 300-летию императорской династии Романовых. В советское время имена царей на нем были заменены именами деятелей мирового коммунистического движения. В 2013 году историческая справедливость была восстановлена, и обелиск реконструировали в его первоначальном виде. Рядом находится памятник патриарху Гермогену, выполненный скульптором C. А. Щербаковым и открытый в том же 2013 году. Гермоген был главой церкви в тяжелое для Руси Смутное время (начало XVII века). В те годы угрозы распада русского государства заключили его в темницу, откуда ему удавалось рассылать по городам Руси письма с призывами к борьбе против захватчиков. Не согласившись на угрозы и уговоры интервентов поддержать их наместника, он отказался сотрудничать с ними и умер от голода, не дожив до освобождения М осквы. Православная церковь канонизировала его как святого мученика за веру.

В годы Великой Отечественной войны Россия воспитала немало великих полководцев. Чтобы отдать дань уважения и признания, многим из них установили памятники в Москве, Санкт-Петербурге и других русских городах. Одним из всенародно признанных полководцев является Георгий Константинович Жуков - Маршал Советского Союза и четырежды Герой Советского Союза, а также кавалер двух орденов «Победа». В послевоенные годы он был Главкомом сухопутных войск, в течение двух лет занимал пост Первого заместителя министра обороны СССР. Скончался легендарный полководец в 1974 году, 18 июня. По решению руководителей страны, Жуков - как выдающийся государственный и военный деятель - был погребен у на Красной площади. А к 100-летию Георгия Константиновича учредили орден и

Никто не забыт…

Герои уходят, но память о них вечна. Именем полководца названа Военная командная академия противовоздушной обороны в Твери. Также его имя носят проспекты и улицы во многих населенных пунктах бывшего СССР. Скульптурные композиции в честь маршала установлены в Екатеринбурге, Омске, Курске, Харькове и иных городах. Не стала исключением и Жукову, тем не менее, в столице появился относительно недавно - в 1995 году, хотя идея о его создании возникла еще во времена Советского Союза.

История

Министерство культуры СССР организовало конкурс на лучший эскиз будущего изваяния. Его выиграл скульптор монументального искусства, уже ранее выполнявший памятник маршалу Жукову (в деревне Стрелковка - на родине полководца), Виктор Думанян. Композиция должна была быть поставлена на Смоленской площади, но дающее рекомендации по размещению монументов в Москве Управление архитектуры и дизайна решило, что лучшее место для установки такой скульптурной композиции, как памятник Жукову, - Манежная площадь. Однако свои коррективы в работу внесла нагрянувшая перестройка. О монументе надолго забыли...

Памятник маршалу Жукову

Возобновили работу уже в новой стране под новой властью. Президент Борис Ельцин 9 мая 1994 года подписал указ об установке монумента на Манежной площади. Однако затем опять последовали изменения. В процессе встречи Ельцина с ветеранами ВОВ было решено, что таким сооружением должна быть украшена самая главная площадь страны - Красная площадь. Памятник Жукову теперь решили установить в непосредственной близости от Исторического музея и других спасателей Отечества - Пожарского и Минина. Возглавить работу над композицией было доверено скульптору Вячеславу Клыкову (фото ниже), и он поддержал правильность данного решения. По мнению Клыкова, выбор любого другого места для установки монумента был бы надругательством над памятью о полководце.

И все-таки памятник Жукову поставили на Манежной площади, рядом со входом в исторический музей. Дело в том, что Красная площадь - это объект культуры и истории мирового значения, включенный в список ЮНЕСКО и находящийся под защитой, и данная организация запретила вносить любые дополнения или изменения на ее территории.

Описание скульптуры

Монумент выполнен в стиле соцреализма. сидит верхом на коне, а тот копытами топчет штандарты нацистской Германии. В этом можно проследить параллель с Георгием Победоносцем, бесстрашно побеждающим змея. Полководец изображен несколько привставшим на стременах и приветствующим своих боевых товарищей. Вячеслав Клыков говорил, что стремился в данной композиции изобразить один из самых торжественных эпизодов в жизни маршала - момент, когда он 24 июня 1945 года принимал Парад Победы. Памятник Жукову представляет собой установленную на гранитном массивном постаменте. Вес монумента достигает ста тонн.

Примечательно, что Сталин приказал Георгию Константиновичу принимать парад именно на белом коне. Это уникальный случай во всей советской истории конных парадов. Подходящего для Жукова коня белой масти в Манеже Министерства обороны найти не удалось, и отыскали его лишь в Комитета госбезопасности СССР. Это был жеребец, носивший кличку Кумир. К слову, Георгий Константинович был отменным кавалеристом, однако по утрам все-таки приезжал в Манеж на тренировки.

Памятник Жукову: критика

Место, которое отвели для монумента, оказалось не очень удачным: во-первых, скульптура слишком придвинута к служебному входу музея, во-вторых, она расположена с северной стороны здания и поэтому сильно затемнена. Разглядеть памятник Жукову в деталях удается лишь в светлое время суток, потому что в вечерние и ночные часы композиция выглядит просто черной. В художественных кругах монумент также подвергся многим критическим замечаниям. Архитекторы и скульпторы не только эстетику и пропорции памятника восприняли отрицательно, они также осудили и воплощенный образ маршала, и саму задумку.

Мнение автора

Несмотря на множество нелестных отзывов, Клыков продолжал настаивать на том, что композиция построена профессионально грамотно, и образ полководца передан верно. Натянув поводья, Жуков как бы принес к стенам Кремля Победу. Как говорит автор, изображен непосредственно момент принятия Парада, когда маршал находится в зените славы и величия. С этой идеей согласуется и ритмичный шаг коня. Однако у знатоков верховой езды и он вызвал некое смятение. В огонь общего недовольства они подлили масла, сказав, что лошади ноги так не ставят. Тем не менее, как уже было отмечено, Клыков в своей работе никаких недочетов не нашел. При создании композиции он ориентировался на собственные воспоминания о том памятном Параде Победы и в образе Жукова стремился воплотить тему святости, поставив полководца в один ряд с Александром Невским и Дмитрием Донским.

Увековечение памяти

Разумеется, памятник Жукову в Москве - не единственный монумент, посвященный маршалу. Где еще увековечена память об этом великом человеке?

  • За пределами СССР первая скульптурная композиция в честь Георгия Константиновича была установлена в 1979 году в Монголии, в Улан-Баторе, к сорокалетию победы на Халхин-Голе, рядом с первым во всем мире домом-музеем полководца. Улица, где расположен музей, также носит имя Жукова.
  • В СССР первый памятник маршалу был поставлен в в 1988 году (заложен в 1973 году) в микрорайоне, так и называющемся «микрорайон Жукова».
  • В Москве монумент на Манежной площади - также не единственная скульптура в честь Георгия Константиновича. Памятник ему установлен и в сквере на проспекте Маршала Жукова, и у северного вестибюля двухзальной станции метро «Каширская».
  • В Санкт-Петербурге монумент Жукову с 1995 года стоит в Московском парке Победы.
  • Установлена скульптура полководца и в Армавире на одноименной улице.
  • В 1995 году памятник маршалу был поставлен в Омске.
  • Годом ранее, в 1994-м, в городе Ирбит, что в Свердловской области, был открыт монумент Жукову. Скульптура выполнена в полный рост на мраморном постаменте в память о том времени, когда Георгий Константинович был избран депутатом Верховного совета СССР от Ирбитского района и города Ирбит.
  • 8 мая 2007 года в Минске (Беларусь) был открыт сквер памяти маршала, в нем же установлен бюст Жукова.
  • В городе Уральск (Казахстан) бюст полководца красуется прямо перед административным зданием военной части.
  • В 2005 году памятник Георгию Константиновичу установили в Иркутске, что приурочено к 60-й годовщине Победы в ВОВ.

Памятник маршалу СССР Георгию Жукову создан к юбилейной дате – 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Автор композиции - скульптор, народный художник и заслуженный деятель искусств России Вячеслав Михайлович Клыков. Скульптура расположена на Манежной площади, рядом с Историческим музеем .

Из истории

Предложение увековечить память великого военачальника и установить ему памятник возникло еще во времена СССР. Планировалось, что монумент будет располагаться на Смоленской площади, а победителем конкурса на лучшую работу стал скульптор Виктор Думанян.

Позже эти решения отклонили и был выбран проект Вячеслава Клыкова, а местом расположения скульптурной композиции была определена Красная площадь .

Вячеслав Клыков изобразил маршала Георгия Жукова в момент приема парада в честь Победы в Великой Отечественной войне, прошедшего на Красной площади 24 июня 1945 года.

Для справки: Приказ о проведении победного парада был подписан Сталиным, а принять парад он поручил своему заместителю, маршалу Советского Союза Георгию Жукову, командовал парадом маршал Константин Рокоссовский. Жуков въехал на Красную площадь на белом коне, а Рокоссовский – на вороном, на трибуне стояли Сталин, Молотов и Калинин, Ворошилов и другие представители Политбюро.

После 24 июня 1945 года парады не проводились 20 лет, во время существования СССР военные парады на Красной площади проходили только в 1965, 1985 и в 1990, то есть в юбилейные годы, а с 1995 года они стали ежегодными.

Георгий Жуков участвовал в Первой мировой и Гражданской войне, а во время Отечественной войны занимал такие важные должности как начальник Генерального штаба, командующий фронтом и заместитель Верховного Главнокомандующего.

Описание

Маршал Жуков представлен сидящим верхом на коне, копыта которого попирают штандарты побежденного врага. Общий вес памятника составляет 100 тонн, скульптура отлита из бронзы, а постамент выполнен из гранита.

Несмотря на критику, в том числе скульпторов Зураба Церетели и Александра Рукавишникова, по мнению большинства историков, Вячеславу Клыкову удалось передать не только внешность, но и образ, характер великого полководца, который принес Победу Отчизне.

Маршал изображен чуть приставшим в седле, а его правая рука немного приподнята, словно в следующий момент он отдаст честь героям-патриотам XVII века.

Исторический музей в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Режим работы:

Главное здание музея, Музей Отечественной войны 1812 года и Выставочный комплекс: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 18:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Новый выставочный зал: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 19:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Стоимость: 400 RUB, студенты и пенсионеры 150 RUB, семейный билет (на двух взрослых и двух детей до 18 лет) 600 RUB. Дети до 16 лет имеют право посещать музей бесплатно.

Филиалы Исторического музея

  • Покровский собор (является составной частью Собора Василия Блаженного) - Центральная церковь Собора недоступна для осмотра в связи с реставрационными работами. Стоимость: 500 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB
  • Палаты бояр Романовых ; Адрес: ул. Варварка, 10; Время работы: Ежедневно - с 10:00 - 18:00, в среду с 11:00 - 19:00, выходной - вторник. Стоимость: 400 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB, дети до 16 лет - бесплатно
  • Выставочный комплекс; адрес: Площадь революции, 2/3; цены различаются в зависимости от выставки
  • Музей Отечественной войны 1812 года; адрес: пл. Революции, 2/3; стоимость посещения: 350 RUB, льготные 150 RUB

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.