Описание картины Исаака Левитана «Зимний пейзаж с мельницей. Описание картины Исаака Левитана «Зимний пейзаж с мельницей «Ветряные мельницы и канал возле Дордрехта»

Исаак Ильич Левитан родился в еврейской семье в литовском городке Кибарты, на границе с Польшей. С ранних лет и до самой смерти его происхождение было причиной постоянного унижения художника и неуважения к его таланту. Уже во время учебы в Художественном училище в Москве юный Исаак начал создавать талантливейшие пейзажные работы. Однако большинство из преподавателей считало увлечение мальчика русским пейзажем неискренним и надуманным.

По окончании училища Левитан получил диплом учителя чистописания, а не художника — хотя еще в период учебы одна из его работ была куплена за большие деньги Третьяковым для своей галереи. Унижения продолжились и в дальнейшем — художника дважды высылали из Москвы "за происхождение". Только в тридцать восемь лет, за два года до смерти, он получил, наконец, звание академика живописи. Все эти перипетии не лучшим образом сказались на здоровье художника — он страдал аневризмой сердца и умер в самом расцвете лет, оставив большое количество великолепных пейзажей. Несмотря на происхождение, сегодня Левитан считается "самым русским" пейзажным художником. В свои картинах он смог схватить суть души русской природы, показать изменчивость ее настроений, тонкие грани перемен погоды и сезонов.

Картина "Зимний пейзаж с мельницей" — одна из самых поэтических "зимних" работ Левитана. Несмотря на скупость красок и практически полностью черно-белый колорит, картина передает жизнерадостность русской зимы. Оттепель, изображенная художником, позволила небольшой речушке сбросить оковы льда. В темно-синей воде отражается зимнее небо, голые ветки деревьев и кусты. Берега реки скрыты слегка подтаявшими, пропитанными влагой сугробами. В центре картины — небольшая старая мельница, сложенная из замшелых черных бревен.

Крытая соломой крыша почти полностью покрыта снегом, но кое-где белый покров осыпался, являя миру рваные подгнившие снопы соломы. Чуть дальше виднеются хлипкие мостки через реку, исчезающие в прибрежных кустах. Темные водянистые проталины у мельничного домика ощетинились вялой коричневой травой, а под ней проступает скользкая черная земля.

На заднем плане — темная гряда леса, слегка припорошенная снежком. Низкое светлое, монохромное небо занимает более трети пространства картины. Левитан считал, что настоящий художник должен писать "не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь". В картине "Зимний пейзаж с мельницей" это удалось ему в полной мере; за ритмичностью светлых и темных красок, тонкостями черных и белых деталей складывается целостная картина.

Глядя на полотно, буквально чувствуешь, как хрустит, приминаясь и оседая, подтаявший влажный снег под ногой, как радостно журчит ледяная талая вода, пробивая себе дорогу к свету. Рассматривая присыпанные белой порошей низкие остовы кустов у мельничной постройки, можно представить, как хрустят в руках сухие черные ветки, сбрасывая на землю снежную одежду. От картины веет предчувствием весны, скорой оттепелью. Природа, изображенная талантливой рукой художника, готова освободиться от оков и возродиться — но пока еще дремлет под холодным северным небом.

Нам понадобятся: пастель, белый пастельный карандаш (для эскиза), лист бумаги для пастели, лак для волос (или раствор сахара с водой в пропорции на 0,5 литра воды 3-4 столовые ложки сахара и пульверизатор).

Вначале делаем эскиз, подробная прорисовка нам не нужна. Проводим линию горизонта и уже от этой линии начинаем построение объектов. Намечаем мельницу, сарай, очертание будущих деревьев. Хотя сарай стоит в таком положении (ребром к нам и достаточно близко) не стоит забывать о перспективном сокращении.
После завершения эскиза начинаем прорабатывать небо. Первые штрихи я накладывала кирпичной и белой пастелью. К горизонту небо блекнет и светлеет до белого, поэтому там особо густо наложен штрих.


В центральную часть, для яркости, я добавила немного желтой пастели и растушевала, после наметила легкие облака белой пастелью, добавив под облаками немного кирпичной пастели для контраста. Облака рисуются круговыми движениями и растушевываются пальцем. Делать это следует намеренно не аккуратно, только тогда облако будет естественным.

Для того, чтобы нарисовать мельницу я использовала коричневые оттенки, а так же черную и кирпичную пастель. На завершающем этапе добавляла немного белой и неаполитанской.
У мельницы три видимых для нас грани - на это обращаем особое внимание. Свет в пейзаже тусклый и приглушенный, но падает он с правой стороны, поэтому наиболее светлые грани будут справа. Чтобы выразить объем в рисунке нужно не бояться контрастов, смело работайте с темными и светлыми цветами, ставьте их рядом!
Чтобы тонко прорисовать крылья мельницы, пастель лучше надломить, либо заточить.

Когда проработка деталей завершена, можно приступить к заднему плану. Задний план всегда будет более светлым и блеклым, поэтому для его проработки мы используем только светлые пастели. Никаких деталей, четких деревьев и кустов быть не должно. Я использовала оливковый, желтый, лимонный, неаполитанский, синий цвет для обозначения поля и лесополосы.

Кое-где поле «вырывается» и делается то кирпичным, то чуть с зеленцой, то желтым - это надо учитывать, пейзаж не станет живим, если поле будет однородным и однотонным.
За мельницей у нас располагаются деревья и кустарники, которые гораздо ближе тех, что еле видны на горизонте. Прорабатывать тут нужно только форму и делать это надо цветом: помним, что справа у нас свет, а тень слева. В закате свет теплый, желто-оранжевый, даже красноватый и все в нашем пейзаже приобретает теплые тона, все пропитывается этим цветом, поэтому те стороны объектов, что находятся на свету, должны быть не просто светлыми, но теплыми.
По завершении заднего плана, можно переходить к холмику, на котором стоит мельница. Для начала просто положим необходимые цвета.


Прорисовываем деревянный сарайчик. Для этого мы используем коричневые и кирпичные тона, помним, что на несколько градусов, крыша должна как бы «снижаться» справа и слева, дабы уйти в горизонт, чтобы параллельные линии соединились в одну точку - точку схода.

Сарайчик и мельницу опоясывает простой заборчик, его мы прорабатываем хорошо заточенной коричневой пастелью, кое-где показываем света и тени. Перед сараем заборчик выходит вперед и открывает маленькую площадку, ближе к мельнице спадает и уходит в овраг.

Поле перед сараем у нас полусухое, где- то пшеничные проплешины, где-то сочная зелень. Поле на переднем плане мы тонируем охрой и темно-зеленой пастелью. После этого растушевываем поле, после растушевки занимаемся подробной прорисовкой.

Травы прорабатываем только на переднем плане! На дальнем участке луга зритель не может различить травинок, поэтому выше и четче они будут только впереди, ближе к нам. Здесь же намечаем силуэты пасущихся вразброд овечек, столбики на переднем плане. Овечек мы видим плохо - они вдали и наполовину прикрыты травой, практически у всех головы опущены. Выделяем форму, те части, которые находятся на свету, спинки. На завещающем этапе более тщательно прорабатываем детали, траву.

Я советую отойти вам от работы, взглянуть на нее по-новому, издали, тогда вы сможете заметить недостатки и устранить их. Лучше делать это на протяжении всего процесса. На последнем этапе выделите те места, которые кажутся вам недостаточно яркими или контрастными, обратите внимание на части рисунка и на работу в целом. Если она кажется вам законченной - покрывайте лаком!

Пейзаж с мельницей

Ок.1670. Рейксмузеум, Амстердам

К XVII веку усилиями многих голландских мастеров были разработаны основные принципы реалистического пейзажа, который достиг своего расцвета в творчестве Рёйсдала. Он не только обобщил опыт предшественников, но и открыл новые возможности этого жанра, обогатив его глубоким духовным содержанием.

Рёйсдал создавал пейзажи в мастерской, тщательно обдумывая замысел и выстраивая в соответствии с ним композицию картины, но при этом использовал сделанные на природе наброски, что сообщает его работам достоверность. В основе замысла художника всегда лежала поэтическая идея. Не случайно его любили поэты. Гёте писал о нем: «Великий поэт, великий мыслитель, ясно мыслящий, чисто чувствующий».

Поэтическая одухотворенность и значительность содержания - это то, чем обогатил Рёйсдал пейзажную живопись.

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Пейзаж в древности I - Египет Древнеегипетский папирусный свиток с карикатурами. Британский музейЕсли не считать упомянутых выше "охотничьих картин" каменного века, начертанных на стенах пещер Везерской долины во Франции и Альтамиры близ Сантандера (Испания), - картин, в

Из книги Эдвард Мунк автора Стенерсен Рольф

Пейзаж в Византийской живописи

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

I - Византийский пейзаж Монументальная архитектура Поразительные примеры монументального характера производят часто большее впечатление, нежели подробные исследования и тонкие доказательства. К таким "монументальным" примерам принадлежит арка Константина Великого

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Пейзаж в средневековой живописи

Из книги Северное Возрождение автора Василенко Наталья Владимировна

Пейзаж в итальянском треченто

Из книги автора

Пейзаж в миниатюре Ни в чем так ярко не обнаруживается совершившаяся перемена, как в пейзаже. Только что, еще в 70-х годах, мы видели условные фоны и "символическую бутафорию", и вот вдруг перед нашими глазами в крошечных картинках расстилается небо, тянутся поля, шуршат

Из книги автора

Пейзаж начала 16 века Иоахим Патинир, Св. Иероним в пустыне. Музей Прадо в Мадриде.Питер Брейгель - единственный вполне достойный преемник Босха. Однако, прежде чем обратиться к нему, родившемуся уже после смерти фантаста-мастера и жившему в середине XVI века, укажем вообще

Из книги автора

Французский и испанский пейзаж в XV в.

Из книги автора

Немецкий пейзаж в XV и XVI веках I - Первые мастера Введение в немецкую живопись Само собой разумеется, что к готической семье принадлежит немецкая живопись. Впрочем, сейчас же приходится задать вопрос: можно ли говорить о немецкой живописи, как о целом и едином явлении?

Из книги автора

Влияние Дюрера на пейзаж Иначе обстоит дело с гравюрами на дереве и с картинами. Отдельные мотивы с натуры можно найти и в них, но они всегда переработаны до неузнаваемости и стилизованы: им придан какой-то подчеркнутосказочный характер. Таковы прекрасные виды

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Пейзаж с замком стен 1635–1637. Национальная галерея, ЛондонРубенс говорил: «…Как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил». Действительно, все удавалось этому универсальному мастеру: он обращался к античным мифам

Из книги автора

Пейзаж с Полифемом 1649. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургВ одном из самых прославленных пейзажей Пуссена, невеяном впечатлениями от окрестностей Рима, художник воплотил идеальный образ природы, очищенный от всего случайного, исполненный гармонии, героического

Из книги автора

Пейзаж В искусстве Северного Возрождения пейзажу отводится особое место. Холмистый ландшафт с рекой и опрятными домиками на заднем плане - романтический фон для основного изображения. Эта живописная кулиса как бы живет своей самостоятельной, независимой жизнью: по