Моцарт австрия. Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография. Мифы и легенды о Моцарте

Вольфганг Амадей Моцарт – самый известный музыкальный гений всех времен. В Вене он провел свои самые творческие и успешные годы между эпохой барокко и революцией. Многие достопримечательности Вены в то же время являются местами Моцарта.

Поклонники творчества Моцарта могут пройти по следам гения в Вене - от замка Шёнбрунн и собора святого Стефана до , настоящего музыкального мира с сохранившейся в оригинальном виде квартирой Амадея. Впечатляющее зрелище представляет собой и мраморный работы 1896 года - сегодня он установлен в парке Бурггартен и обрамлен цветочным ансамблем в форме скрипичного ключа.

Венские места Моцарта

Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. В пять лет он написал свое первое произведение. Во время поездки в Вену в 1762 году детям Моцарта было позволено музицировать в Зеркальном зале перед Марией Терезией. После концерта маленький Вольфганг запрыгнул к государыне на колени, обнял и поцеловал ее. О вундеркинде заговорил весь город.

В 1768 году Мария Терезия дала двенадцатилетнему Моцарту двухчасовую аудиенцию в , резиденции Габсбургов. А осенью 1781 года там же Моцарт дал концерт в честь герцога Вюртембергского. Рождественский вечер того же года он провел с императором Иосифом II, сыном Марии Терезии, в

Сам себе хозяин

В 1781 году 25-летний Моцарт в течение нескольких недель жил в доме Немецкого рыцарского ордена в Вене - по воле своего работодателя, Зальцбургского архиепископа. Здесь он решил стать независимым и был безжалостно уволен. Моцарт остался в Вене и работал в качестве свободного художника, выполняя заказы на создание музыкальных произведений и давая уроки игры на фортепиано.

В готическом в 1782 году Моцарт женился на Констанции Вебер. Пара стремительно окунулась в музыкальную и общественную жизнь Вены, стала родителями шести детей (из которых лишь двое пережили грудной возраст) и несмотря на некоторые любовные похождения не рассталась до самой смерти Моцарта.

В 1786 году Моцарт играл на фортепиано и пел на концертах, называемых «воскресная академия», в Парадном зале сегодняшней Национальной библиотеки.

В 1786 году в оранжерее дворца Шёнбрунн по желанию императора Иосифа II состоялся «музыкальный поединок» между Моцартом и придворным капельмейстером Антонио Сальери. Император предпочел Сальери.

Примерно в 1790 году Моцарт, наконец, оказался на вершине своей карьеры: состоялась премьера оперы «Так поступают все», в 1791 году последовали «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Во время работы над «Реквиемом» Моцарт тяжело заболел. Он умер 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет. Отпевание состоялось там же, где он женился: в соборе святого Стефана.

Свое последнее пристанище Моцарт нашел на живописном кладбище Санкт-Маркс: в духе своего времени он был похоронен в общей могиле без надгробного креста вместе с другими покойными. Тем не менее имя его останется в памяти потомков на века.

  • от Титы Бюттнер: скачать и распечатать. Откройте для себя Вену Моцарта в собственном темпе. С подробными биографическими фактами, забавными рассказами и описанием дороги. (english)
  • : венский Музей звуков предлагает интерактивный доступ в мир звуков, а также специально на тему Моцарта - с голограммой Моцарта и инсталляциями «Namadeus» и «Facing Mozart».


Венский Дом Моцарта

-

Венский Дом Моцарта

- Mozarthaus Vienna/David Peters
- Schaub-Walzer / PID

Императорские апартаменты

- Schloss Schönbrunn Kultur- und Betriebsges.m.b.H., Foto: Alexander Eugen Koller

Orangery in Schönbrunn Palace Park

- Österreichische Gartenbau-Gesellschaft

Собор святого Стефана

- WienTourismus / Peter Rigaud
- Schaub-Walzer/PID

В. А. Моцарт, картина Барбары Краффт

- ÖW / Gesellschaft der Musikfreunde

Почетная могила Моцарта на центральном кладбище

- Schaub-Walzer / PID

Имя Вольфганга Амадея Моцарта известно далеко за пределами его Родины – Австрии.

Он был великим композитором и музыкантом, представителем Венской классической школы музыки, автором более 600 музыкальных произведений. Моцарт Вольфганг Амадей - музыкальный гений. Второго такого гения, которого можно сравнить с Моцартом, найти в истории очень трудно. Ни у кого нет сомнений в том, что он является одним из величайших музыкантов на планете Земля. Поистине - Моцарт - человек мирового масштаба.

Краткая биография Моцарта:

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург. Будущий композитор появился на свет в многодетной семье. Однако не все дети остались в живых. Из семерых – только двое, Амадей и его старшая сестра.

Любовь к музыке была у него с рождения. Ведь Амадей родился в музыкальной семье. Отец, Леопольд Моцарт, был непревзойденным виртуозом игры на органе и скрипке, руководителем церковного хора и композитором при дворе архиепископа Зальцбургского. Старшая сестра, Мария Анна Вальбург Игнатия, с раннего детства овладела игрой на фортепиано и клавесине.

Конечно же, первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. У Вольфганга музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1772 г. там же поставлена вторая опера - «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене - опера «Мнимая садовница». Оперы Моцарта получают большой успех публики. Начинается расцвет творчества Моцарта. Симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

С 1775 по 1780 годы плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом. К 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). Женитьба Вольфганга Моцарта на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Именно опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Это уже был пик славы композитора. В 1786-1787 годах были написаны оперы: «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге. Потом эти самые известные, знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

В 1789 году Моцартом было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы - «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками.

Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Эта известная месса «Реквием» была закончена Ф. К. Зюсмайером, учеником Моцарта и А. Сальери.

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Памятник Моцарту в Зальцбурге, на родине великого композитора

25 интересных фактов о жизни и творчестве В. А. Моцарта:

1. Моцарт обладал невероятной работоспособностью, абсолютным музыкальным слухом и исключительной памятью.

2.Полное имя «солнечного гения» – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт. Откуда же появилось имя Амадей? Дело в том, что Теофил, буквальный перевод которого означал «любимый Богом», ещё при жизни виртуоза имел несколько вариаций. Амадей это итальянский вариант. Сам композитор всем остальным предпочитал имя Вольфганг.

3.Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.

4.Моцарт считался ребенком-вундеркиндом. В Лондоне маленький Моцарт был объектом для научных исследований.

5.Вольфган Амадей в возрасте восьми лет играл с сыном Баха.

6. Когда юному дарованию исполнилось всего 12 лет, ему последовал заказ на оперу «Мнимая простушка». И он прекрасно справился с этим заданием. Потребовалось ему немного времени – всего несколько недель.

7.Однажды во Франкфурте к Моцарту подбежал юноша с восторгами от музыки композитора. Этим юношей был Иоганн Вольфганг Гёте.

8.Детство Моцарта прошло в бесконечных гастролях по городам Европы. Их инициатором был отец композитора.

9.Вольфган Амадей очень любил играть в бильярд и не жалел на него денег.

10.Доподлинно известно, что Моцарт был масоном. В это закрытое общество со множеством тайн и загадок композитор вступил в 1784 году. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд. Официальной целью вступления была исключительно благотворительность. Для их ритуалов он писал музыку, и неоднократно тема масонств поднималась в его музыкальных произведениях.

11.Вольфган Амадей являлся самым молодым членом Болонской Филармонической академии.

12.Первое собственное произведение Моцарт написал в шесть лет.

13.За один гонорар после выступлений Моцарта можно было прокормить семью из пяти человек на протяжении месяца.

14.Сыну Моцарта - Францу Ксаверу Моцарту довелось около 30 лет прожить во Львове.

15.Композитор был нежадным человеком, и всегда давал деньги тем, кто их у него просил.

16.Даже в малолетнем возрасте Моцарт умел играть на клавире с завязанными глазами.

17.Сословный театр в Праге – это единственное место, оставшееся в первозданном виде, в котором выступал Моцарт.

18.Вольфган Амадей любил юмор и был ироническим человеком.

19.Моцарт был неплохим танцором, а особенно хорошо у него получалось танцевать менуэт.

20.Великий композитор хорошо относился к животным, а особенно он любил птиц - канареек и скворцов.

21.Весной 1791 года Моцарт дал свой последний публичный концерт.

22.В честь Моцарта в Зальцбурге был основан университет.

23.В Зальцбурге есть музеи Моцарта: а именно в доме, где он родился и в квартире, где он проживал позже.

24.Самый известный памятник великому композитору построили в Севилье из бронзы.

25.В 1842 году был возведен первый памятник в честь Моцарта.

Мифы и легенды о Моцарте:

1.Необычайная личность Моцарта породила множество мифов и легенд. К примеру, существует весьма распространённое мнение, что музыкант был похоронен в общей погребальной яме как бедняк. Он, действительно, в конце жизни испытывал крайнюю нужду. Однако с покупкой гроба помог меценат Готфрид ванн Свитен, и его похоронили в простой неприметной, но отдельной могиле, как и многих в то время горожан, принадлежащих к венскому среднему классу.

2.Еще один миф – преждевременная смерть Моцарта и возможное отравление виртуоза его завистником Сальери. Если говорить кратко, то история эта достаточно сомнительная, потому как не существует каких-либо достоверных данных об этом. В посмертном заключении говорилось, что единственная причина смерти – ревматическая лихорадка. Спустя 200 лет после смерти Моцарта суд признал Антонио Сальери невиновным в смерти великого творца.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Моцарта Вольфганга Амадея:

*Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой.

*Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравилось, что ни один нормальный человек этого не понимает.

* Симфония, это очень сложная музыкальная форма. Начинайте с каких-нибудь простых частушек, и постепенно усложняя, двигайтесь к симфонии.

*Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами.

*Когда я путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошей еды, или ночью, когда я не могу заснуть, именно в таких случаях идеи текут лучше всего и наиболее в изобилии.

*Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение!

*Работа - мое первое наслаждение.

*Ни высокой степенью интеллекта, ни воображения не удастся достичь гения. Любовь, любовь, любовь, вот душа гения.

*Невелика честь быть императором.

*Сразу после бога идет отец.

*Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн.

*Я не обращаю внимания на похвальбу. Я просто следую своим чувствам.

*Говорить красноречиво, очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться.

*Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования.

*Это большое утешение для меня помнить, что Бог, к которому я приблизился в скромной и искренней вере, пострадал и умер для меня, и что он будет смотреть на меня в любви и сострадании.

Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

фото из интернета

В январе 2006 года после основательной реконструкции, которая обошлась городу в восемь миллионов евро, в Дом Моцарта был открыт в качестве музея под названием Mozarthaus. Раньше он был известен туристам и жителям Вены как «Дом Фигаро», поскольку именно здесь Моцарт написал свою всемирно известную оперу «Женитьба Фигаро».

Бывший жилой дом, расположен в историческом центре Вены – так называемом Старом городе. От собора Святого Стефана его отделяет всего несколько сотен метров, а Домгассе переводится как «Соборный переулок». Вольфганг Амадей провел здесь пожалуй свои самые счастливые годы. Во всяком случае ни в одной другой квартире он не жил так долго, как здесь.

Прежде всего, в это время Моцарт был известен как прославленный композитор, имевший блестящий круг друзей и получавший многочисленные приглашения выступать с концертами в лучших домах местного дворянства. И здесь, на улице Домгассе, он создал некоторые из своих лучших композиций.

Туристам

Реставраторы сделали всё возможное, чтобы воспроизвести обстановку тех времен. Дом Моцарта предполагает сегодня экскурсии по всем трем этажам здания. Экскурсия включает в себя посещение жилых и вспомогательных помещений, дабы показать посетителям, в каких условия жил и творил Моцарт. Туристов также знакомят с творчеством великого австрийца и атмосферой тогдашней Вены. И хотя этот музей не входит в число главных достопримечательностей Вены, в нем всегда много ценителей творчества гениального композитора.

Со дня 250-летнего юбилея Моцарта 27.1.2006 года музей Дом Моцарта занимает в общей сложности шесть этажей – с сохранившейся в оригинальном виде квартирой Моцарта на втором этаже. На площади 1 000 м² посетитель погружается в мир Моцарта: с его необыкновенной гениальностью и креативностью, его семьей, друзьями и соперниками в Вене эпохи позднего барокко. Познакомьтесь с необыкновенной личностью Моцарта – вам гарантированы превосходные впечатления!

Полезная информация

Время работы

Ежедневно с 10 до 19:00, кроме понедельника.

Стоимость билетов

Взрослый: 10 евро, льготный тариф для студентов и пенсионеров - 8 евро, групповой тариф - 7 евро, детский тариф (до 14 лет) - 3 евро, семейный билет (2 взрослых + до 3 детей) - 20 евро.
Аудиогид для взрослых (на 11 языках) и детей (на 8 языках) включён в стоимость.

Адрес

Адрес Дома-музея Моцарта в Вене: A-1010 Vienna, Domgasse 5

Как добраться:
Метро: U1 или U3, станция Стефанплатце.

Адрес: Getreidegasse 9, 5020 Salzburg, Австрия

График работы: ежедневно с 09:00 до 17:30.

Стоимость входного билета – 11 евро.

Зальцбург. Великолепный австрийский город всегда притягивал к себе массу туристов и гостей, которые интересуются не только его очаровательной красотой, но и историей. Достопримечательности Зальцбурга таят немало интересного и наверняка, многие знают, что именно в этом городе родился и провел свои юные годы знаменитый композитор Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт.

И память бережно храня...

Особый интерес любителей классической музыки вызывает Дом Моцарта, расположенный на площади Макарплатц. Сюда семья композитора переехала в 1773 году, где прожила три года. Именно здесь он написал свои симфонии, мессы, серенады, концерты для фортепиано и скрипки, произведения церковной музыки и концерт для фагота. Квартира была достаточно просторной, и очень часто в ней собирались друзья и коллеги композитора, среди них был и известный актер Эмануэль Шиканедер. Помимо всего, именно в этом доме Моцарт сочинил вступление к опере "Мнимая садовница".

Однако от того дома, который помнил самого Моцарта, сегодня практически ничего не осталось. Во время войны, в 1944 году основная часть здания была разрушена американской авиацией, и от него сохранилась лишь та часть, где находился танцевальный класс. Историки утверждают, что именно композитор играл свои произведения.

Впоследствии вокруг танцзала и был отстроен дом великого композитора, в котором разместился его музей.

Достояние не в количестве

Музей располагает небольшой, но очень интересной коллекцией, которая целиком и полностью посвящена жизни и творчеству известного композитора, а также всему развитию музыки в Зальцбурге.

Экспозиция включает подлинные музыкальные инструменты и предметы интерьера того времени, среди них также можно увидеть личные вещи Моцарта и его семьи. Несмотря на маленькие размеры по музейным меркам, после посещения этого здания можно смело рассказывать родным и друзьям, что вы были в доме самого Моцарта.

Однако среди достопримечательностей Австрии можно встретить и другие апартаменты, которые некогда принадлежали семье композитора. По словам историков, он любил путешествовать и часто менял место жительства. Любителям музыки так же стоит посетить Потешные фонтаны во Дворце Хельбрунн , где водное представление сопровождается звуками органной музыки.

Вольфганг Амадей Моцарт с раннего детства обладал удивительным талантом. Непревзойдённый виртуоз, поражавший современников не только своими готовыми произведениями, но и импровизациями, он всё же не получил при жизни заслуженного признания. Однако именно Моцарт заложил основы знакомой нам классической музыки. Со временем само его имя стало нарицательным для гениальных музыкантов, опережающих свою эпоху.

Детство и юность Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, который в то время был столицей самостоятельного княжества – архиепископства Зальцбургского. Его отец – Леопольд Моцарт – также был музыкантом и композитором. Несмотря на то, что он был вице-капельмейстером в придворном оркестре князя зальцбургского, эта работа оставляла мало простора для творчества и огромный потенциал Моцарта-старшего, так и не раскрылся в полной мере. Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна унаследовали одарённость отца и с ранних лет стали заниматься музыкой. Леопольд Моцарт, не сумевший добиться признания на своём поприще, решил приложить все силы к развитию способностей своих детей, особенно сына, поскольку Мария Анна хотя и могла с семилетнего возраста играть на клавире очень сложные произведения, не сочиняла музыку, а Вольфганг уже в 4 года стал создавать собственные мелодии. Отец обратил внимание на феноменальную музыкальную память и врождённую ловкость пальцев своего сына. Очень скоро Вольфганг в совершенстве освоил клавесин, а затем – скрипку и орган.

Моцарт-старший не хотел, чтобы сын повторил его судьбу и занимался рутинной работой в каком-нибудь придворном оркестре, поэтому решил привлечь внимание публики к Вольфгангу как можно раньше. Специально для этого в 1762 году он вывез детей в Вену – старинный центр культуры, где ценили музыку – и организовал несколько выступлений. Маленькие дети, виртуозно владевшие музыкальными инструментами, произвели фурор. Слух о них дошёл до императорской семьи, две недели дети с отцом провели в летней императорской резиденции Шенбрунн, разыгрывая для придворных сложнейшие концерты. При этом чтобы поразить слушателей, клавиши клавесина нередко закрывали тканью. Часто Вольфганг исполнял собственные произведения или импровизировал, передавая то или иное настроение.

В следующем году Леопольд Моцарт повёз детей уже в Париж. Эта поездка стала началом трёхлетнего путешествия маленького Вольфганга и его сестры по европейским столицам. В Англии, Голландии, Швейцарии юных музыкантов встречали овации и подарки. Очевидно, концертный график был очень напряжённым и плотным: выступления давались не только в крупных городах, но и в загородных имениях знати. Каждый подобный концерт мог продолжаться до пяти часов. Но при этом Вольфганг находил время для занятий с лучшими музыкантами того времени и написания музыки.

Моцарты вернулись домой только в 1763 году, когда большой объём работы стал негативно сказываться на здоровье Вольфганга и Марии Анны. Дома они занялись учёбой – не только музыкой, но и историей, географией, математикой, иностранными языками, с которыми детей также знакомил отец. Параллельно Вольфганг стал писать сочинения по заказу архиепископа Зальцбургского.

Когда Вольфганг с отцом снова приехал в Вену в 1767 году, он встретился с враждебностью местных музыкантов, чувствовавших в нём конкурента. Из-за этого даже сорвался удачный заказ на написание театральной оперы. Однако венская поездка всё же принесла Вольфгангу новый опыт. Он познакомился с особенностями народной комедии, считавшейся низким жанром по сравнению с эталонной для всех музыкантов того времени итальянской оперой. Вернувшись в Зальцбург, Вольфганг продолжил работать: писать сочинения для церкви и менуэты.

В 1769 году отец и сын отправились в Италию. Это должно было стать для Вольфганга ключевым испытанием. Только лучшие музыканты и композиторы получали признание в этой стране – родине оперы. Италия встретила Моцартов радушно. Вольфганг дал множество концертов, на которых он был и дирижёром, и скрипачом, и клавесинистом. Его опера «Митридат, царь Понтийский» пришлась по вкусу искушённым итальянцам, её исполняли более 20 раз и на каждом представлении зал был полон. Талант молодого композитора был удостоен ордена «Золотая шпора», который мальчику вручил сам Папа Римский. Кроме того, в 14 лет Моцарт стал членом сначала Болонской академии, а затем и Филармонической Академии в Вероне. Такой чести удостаивались только лучшие взрослые композиторы.

На Вольфганга посыпались заказы для итальянской оперы и от австрийской императорской семьи. Однако чем старше он становился, тем высокомернее начинали на него смотреть его, часто венценосные, покровители. В ту пору, несмотря на любовь к музыке и театру, отношение к людям искусства было несколько пренебрежительным. И если ребёнок-виртуоз вызвал умиление, то даже уникальные способности взрослого человека часто обесценивались.

В 1771 году умер архиепископ Зальцбургский, покровительствовавший Моцартам, и на его место пришёл новый владыка Иероним фон Колоредо – человек тяжёлый и властный, не готовый постоянно терпеть отлучки Моцарта-старшего. Хотя новый архиепископ принял Вольфганга на службу и назначил ему неплохое жалование, свободолюбие юного композитора и излишняя преданность отца интересам сына, его раздражали.

В эти годы Моцарт-младший начинает всё больше внимания уделять национальному немецкому и австрийскому искусству. Первые его сочинения были слишком итальянскими, но теперь он отходит от принятых в то время канонов и начинает экспериментировать с музыкальными мотивами родных краёв. Его новая опера «Лючио Силла», написанная в 1772 году уже более опытным музыкантом, хотя и была успешно принята в Италии, всё же не принесла новых заказов – слишком уж она отличалась от итальянской музыки. Мечты о том, чтобы получить постоянную работу в Италии и независимость, были разбиты и Моцарты снова выдвинулись в Вену. Здесь учителем Вольфганга стал Иоганн Гайдн – также сторонник развития национальных мотивов в музыке. Но найти богатых меценатов Моцартам не удалось и в 1773 году они были вынуждены вернуться в Зальцбург.

Служба у архиепископа Зальцбургского была рутинной. Вольфганг Амадей Моцарт из признанного всей Европой гения превратился в провинциального музыканта, играющего то, что прикажет хозяин. Порвать с архиепископом Вольфганг не мог: тогда мстительный Колоредо отправил бы в отставку Моцарта-старшего и семья осталась бы без средств к существованию. Однако юный композитор продолжал сочинять. Если церковную музыку приходилось писать, не отходя от привычных канонов, то бытовой жанр оставлял свободу для творчества. Местная аристократия часто заказывала Моцарту музыку для свадеб, балов и различных торжеств. Именно на этих бытовых произведения Моцарт оттачивал своё мастерство, экспериментируя с использованием инструментов. Вершиной раннего творчества Моцарта стала его мрачная соль-минорная симфония №25, которую, по преданию, его отец даже спрятал, поразившись её революционности и смелости.

В 1774 году в Мюнхене была поставлена оперетта «Мнимая садовница», музыку для которой написал Моцарт. Оперетта имела большой успех. На Моцарта обратил внимание курфюрст, композитор сумел выступить в Мюнхене со своими сонатами, написанными незадолго до поездки. Эти сонаты сочетали виртуозность и размах Баха, с одной стороны, и простоту и воздушность Гайдна, с другой. В 1777 году Моцарт и его мать выехали в Париж. Вольфганг пытался обращаться к бывшим покровителям, но на него практически не обращали внимания, а в 1778 – его мать скончалась.

Разрыв с архиепископом Зальцбургским. Венский период (1781-1791)

После возвращения в Зальцбург Моцарт-младший занял место концертмейстера. При этом архиепископ запретил ему выступать где-либо ещё. В 1780 году, когда Моцарт уже практически смирился со своим подневольным положением, ему пришёл заказ из Мюнхена на музыку для оперы «Идоменей». «Идоменей» прошёл с большим успехом, в нём проявилась вся мощь таланта уже зрелого композитора. Архиепископ зальцбургский в это время находился в Вене, куда и вызвал своего придворного композитора. Положение Моцарта здесь стало особенно невыносимым. В конце концов, он решился на разрыв с архиепископом и остался в Вене.

Первые годы в Вене стали для Моцарта крайне тяжёлыми. Ему приходилось зарабатывать на жизнь, давая частные уроки. Вскоре началось сотрудничество Моцарта с венским Бургтеатром, труппа которого старалась использовать национальные немецкие мотивы в творчестве. Можно сказать, что Бургтеатр заложил основы немецкого оперного искусства, а Моцарт этому оказал немалое содействие.

В 1781 году Моцарт стал снимать жильё у своих старых знакомых – семьи Веберов, состоявшей из матери и четверых дочерей. В самую старшую из сестёр Вебер – оперную певицу Алоизию — Моцарт когда-то был влюблён, но она вышла замуж за другого. Теперь же Вольфганг обратил внимание на другую сестру – Констанцию. Отец и сестра, которым Моцарт написал о своём желании жениться на Констанции Вебер, были недовольны его выбором. Они полагали, что Веберы рассчитывают на удачный брак с известным музыкантом, который в будущем будет приносить им большие деньги. Из-за этого Вольфганг отдалился от семьи, Моцарт-старший так и не дал своего согласия на брак, поэтому в 1782 году свадьба была сыграна без родственников жениха. У Моцарта и Констанции было много общих черт – супруги мало задумывались о завтрашнем дне, легко тратили деньги, спокойно относились к жизни, были жизнерадостны и общительны. Хотя сегодня некоторые биографы Моцарта склоняются к тому, что Констанция руководствовалась в выборе мужа только расчётом, тратила много денег на себя и даже, возможно, причастна к ранней смерти композитора, в целом, этот брак был счастливым.

В том же году в Бургтеатре была поставлена опера на музыку Моцарта «Похищение из Сераля». Моцарту удалось гармонично соединить в этой опере несколько абсолютно непохожих жанров и использовать несколько новшеств, обогативших спектакль.

После успеха «Похищения из сераля» Моцарт увлёкся инструментальными произведениями. Период с 1783 по 1787 стал для него пиком творчества. Моцарт давал огромное количество клавесинных концертов, на которых собиралась восторженная публика. Именно тогда были созданы лучшие произведения:

  • Серенада №13 («Маленькая ночная серенада»);
  • Соната для фортепиано №11 ля мажор («Турецкий марш»);
  • Струнные квартеты, написанные под впечатлением от музыки Гайдна;
  • Концерт для фортепиано с оркестром №21.

Несмотря на то, что придворные музыканты, завидуя таланту Моцарта, делали всё для того, чтобы он не получил успеха при дворе, в этот период композитор стал зарабатывать хорошие деньги. Вольфганг и Констанция с сыном переехали в роскошную квартиру, где постоянно собирались их многочисленные друзья.

После долгого перерыва Моцарту, наконец, удалось начать снова работать с оперой. Однако нарождавшаяся в те годы немецкая опера так и не сумела окрепнуть. В Бургтеатре воцарились итальянцы с их музыкальными традициями. Поэтому Моцарту не оставалось ничего иного, как снова обратиться к итальянским мотивам. Однако выбранная им пьеса – «Свадьба Фигаро» — была довольно скандальной. В ней высмеивались нравы аристократии и возвышались персонажи, принадлежавшие к «третьему сословию», что было смело в условиях революционного накала во Франции. В 1786 году в Вене состоялась премьера «Свадьбы Фигаро». Сперва произведение было не замечено публикой, но в Праге опера произвела настоящий фурор.

Сначала публика была привлечена тем, что пьеса была запрещена во многих городах Европы, но потом интерес к музыкальной интерпретации «Свадьбы Фигаро» Моцартом остыл. Слишком уж экспериментальным и новаторским было это произведение. Одновременно публика перестала посещать и концерты Моцарта. Финансовое положение композитора значительно ухудшилось. Ему приходилось влезать в долги и продавать свои произведения за бесценок. В 1787 году состоялась премьера оперы «Дон Жуан, или Каменный гость», которую Моцарт сумел обогатить трагическими и философскими нотами. В Праге опера была встречена с восторгом, а в более консервативной Вене – новое произведение Моцарта мало кого заинтересовало. После смерти Глюка Моцарт занял его место придворного композитора при императоре Иосифе II. Это приносило стабильный, но весьма небольшой доход.

Впрочем, несмотря на финансовые проблемы и холодность публики, в 1788-1789 годах Моцарт создал несколько великолепных симфоний, фортепианных сонат, струнных квартетов, а также оперу «Так поступают все». После смерти Иосифа II восшествия на престол Леопольда II положение Моцарта только ухудшилось. При дворе был популярен итальянский композитор Антонио Сальери, а творчество Моцарта никого не интересовало. В 1791 году появилась опера «Волшебная флейта», пришедшаяся по вкусу венцам, однако, вовсе никак не сказавшаяся на благосостоянии композитора. Это светлое и жизнерадостное произведение было написано уже глубоко больным Моцартом и было поставлено за три месяца до смерти автора

Смерть

Смерть Моцарта, как и обстоятельства его похорон, до сих пор вызывает множество споров. В последние месяцы жизни он чувствовал слабость и часто падал в обмороки. Незадолго до смерти Моцарт получил заказ на написание «Реквиема». Заказчик произвёл на него неизгладимое впечатление, часто в разговоре с друзьями и близкими Моцарт говорил, что пишет этот «Реквием» для себя. В ноябре 1791 года к слабости прибавились новые симптомы – рвота и отёки.

5 декабря 1791 года Моцарта не стало. Он так и не успел окончить «Реквием», который дописали его друзья-композиторы. Похороны состоялись на следующий же день, плохо чувствовавшая себя Констанция на них не присутствовала, зато в числе пришедших проститься с великим композитором был его давний противник – Сальери.

Почти сразу после смерти Моцарта по Вене стали ходить слухи об отравлении. Кто-то обвинял в его смерти Сальери, кто-то – Констанцию и её предполагаемого любовника Ксавера Зюсмайера, кто-то – членов масонской ложи, в которой одно время состоял Моцарт. Современные исследователи склонны считать, что композитор всё же скончался по естественным причинам – у него с детства было слабое здоровье, а напряжённая работа и несовершенство медицины того времени в итоге лишь усугубили его состояние.

Несмотря на то, что композитор прожил всего 35 лет, он оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Всего свыше 600 произведений, среди которых:

  • 42 симфонии;
  • 27 фортепианных концертов;
  • 68 духовных произведений
  • 14 опер и зингшпилей (разновидность немецкой и австрийской оперы);
  • 45 сонат для скрипки и клавишных;
  • 32 струнных квартета и многое другое.