Министерство культуры зарплаты директоров музеев. Миллион в месяц: Минкульт обнародовал зарплаты руководителей музеев и театров. Что теперь ждет Ассанжа

Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин - по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников - по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина - 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе - с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.

ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева (фото с сайта Театра имени Пушкина)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.

21:22 — REGNUM Мариинский театр, Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова и Малый театр оказались среди учреждений культуры с наиболее высокооплачиваемыми руководителями. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Министерством культуры РФ о среднемесячных зарплатах руководителей, заместителей и бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий, подведомственных Министерству культуры, за 2016 год.

Среди руководителей учреждений культуры самым высокооплачиваемым, с большим отрывом от своих коллег, стал художественный руководитель, директор Мариинского театра Валерий Гергиев . В среднем в месяц в 2016 году он получал 12 млн 857 тыс. 163 рубля.

На втором месте по заработной плате оказался генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская национальная библиотека» Антон Лихоманов с зарплатой в 1 млн 220 тыс. 171 рубль. Далее следует художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича Юрий Темирканов , чья среднемесячная зарплата, согласно данным министерства, составила более 976,2 тыс. рублей. За ним — генеральный директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина с окладом 964,2 тыс. рублей.

Обращает на себя внимание и средний ежемесячный оклад директора Московского Художественного академического театра им. А. П. Чехова Олега Табакова . Он зарабатывал в 2016 году почти по 936 тыс. рублей в месяц. В числе лидеров гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский с 839 тыс. рублей.

Среди руководителей других известных учреждений можно выделить художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина , который задекларировал 746,7 тыс. рублей в месяц. В свою очередь, руководитель Большого Московского государственного цирка Эдгар Запашный зарабатывал в 2016 году в среднем 499,7 тыс. рублей в месяц.

Среднемесячные зарплаты известных музыкантов Юрия Башмета , руководителя государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Владимира Спивакова , худрука Национального филармонического оркестра России, составили 330 тыс. и 347,5 тыс. рублей соответственно.

Весьма внушительные зарплаты получают и бухгалтеры театров-лидеров: так, главный бухгалтер Мариинского театра Марина Бабушкина задекларировала 632,8 тыс. рублей ежемесячно, а заместитель директора театра по финансам, главный бухгалтер Московского театра им. А. П. Чехова Ирина Сокол — 642,2 тыс. рублей.

На третьем месте с заметным отставанием следует Анна Фуер из Государственного театра наций с 337 тыс. рублей, следом за ней — Лариса Лобанова из Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета со средней зарплатой 327,2 тыс. рублей в месяц.

Наконец, пятерку самых высокооплачиваемых бухгалтеров замыкает Любовь Ступчикова из Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац — она зарабатывала 238,4 тыс. рублей в месяц. По подсчетам ИА «Уральский меридиан», средний размер оплаты труда бухгалтеров учреждений культуры, попавших в список Министерства культуры, составляет около 226 тыс. рублей в месяц.

Между тем среди самых низкооплачиваемых театральных худруков оказался руководитель «Сатирикона» Константин Райкин , который получал ежемесячно в среднем по 247,5 тыс. рублей. При этом бухгалтер «Сатирикона» Ирина Мирошникова зарабатывала 92,7 тыс. рублей в месяц.

Отметим, что есть и случай, когда главный бухгалтер получал в 2016 году больше, чем директор учреждения, — такая ситуация сложилась в Екатеринбургском театре оперы и балета. Там директор Андрей Шишкин зарабатывал в среднем по 272,5 тыс. рублей, в то время как бухгалтер Лариса Лобанова получала в 1,2 раза больше — более 327,2 тыс. рублей в месяц

Независимый профсоюз актеров театра и кино направил обращение в Роструд и Министерство культуры РФ с просьбой проверить и обосновать зарплаты руководства ведущих российских театров. По мнению представителей организации, некоторые директора и худруки получают необоснованно завышенные зарплаты, которые отличаются от средних окладов артистов в 8–15 раз.

Так, например, худрук петербургского Александринского театра Валерий Фокин получает 8,4 млн рублей в год, худрук Российского молодежного театра Алексей Бородин - 6,4 млн, худрук ярославского Театра драмы имени Федора Волкова Евгений Марчелли - 4,4 млн, директор Театра кукол имени Образцова Ирина Корчевникова - 2,5 млн, директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин - 5,7 млн.

Кроме того, высокие оклады имеют заместители руководителей и главные бухгалтеры театров. К примеру, главный бухгалтер Мариинского театра Марина Бабушкина зарабатывает больше, чем гендиректор Большого театра Владимир Урин (8 млн рублей в год). Каждый из заместителей директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича получал в 2014 году в среднем 4 млн рублей в год. Заместитель директора по работе со зрителем МХТ имени Чехова Наталья Виноградова получает 6,7 млн рублей в год.

Почему в театрах, которые финансируются государством, руководители получают порядка 600 тыс. рублей в месяц, в то время как простые работники цехов и артисты вынуждены считать копейки до зарплаты? Мы обратились в ведомства за разъяснениями, потому что эта ситуация должна быть отрегулирована, - рассказал председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.

При этом, по информации базы данных trud.com, зарплаты артистов российских театров в среднем составляют около 30 тыс. рублей в месяц. Самые крупные оклады у московских актеров - в среднем 50 тыс. рублей; в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми и Сочи - около 30 тыс. рублей. В Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде и других менее крупных городах зарплаты артистов редко превышают 20 тыс. рублей. При этом зарплаты руководителей театров этих регионов сравнимы с заработком столичных директоров и худруков.

В Министерстве культуры пояснили, что заработная плата руководителя подведомственных учреждений культуры формируется индивидуально, в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты).

Размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения, - сказали в пресс-службе Минкультуры.

Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова считает, что любой востребованный актер «зарабатывает несравненно больше, нежели главный бухгалтер театра».

Я ни в коей мере не хочу сравнивать актеров и главных бухгалтеров, потому что каждый работает по своему профилю. Но главный бухгалтер в нашем театре - это человек, который отвечает за все финансы, в данный момент несет ответственность за стройку и реконструкцию, отвечает за деньги, которые выделяет Минкультуры на госзадание, за зарплату каждого сотрудника, за правильность расчета. Любой актер в лучшем случае бывает задействован пять раз в месяц. Если это актеры из массовки, то они работают больше, но у них и норма другая. Артистам, которые востребованы, некогда чужие деньги считать, - сказала Михайлова.

Председатель московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина сказала, что современная система театрального дела провоцирует безответственность.

Очень часто в защиту своих высоких зарплат директора и главбухи говорят о том, что они материально ответственны. Вспомните хотя бы один случай, чтобы кого-то из руководства театров наказали по итогам финансовых проверок. Недавно уволили Алексея Малобродского, директора «Гоголь-центра». В театре многомиллионные долги, о чем публично заявил глава департамента культуры. В чем заключается материальная ответственность бывшего директора? Почему к нему нет никаких вопросов? - интересуется Лидия Фомина.

В мае Министерство культуры опубликовало декларацию о доходах руководителей подведомственных учреждений. Сведения впервые предоставлялись по форме, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». В документе впервые указывались не только доходы руководителей учреждений, но также их замов и главных бухгалтеров.

Рекордсменом по заработкам традиционно стал художественный руководитель - директор Мариинского театра Валерий Гергиев. За прошедший год он заработал из разных источников 339,7 млн рублей. Помимо руководства Мариинским театром, Гергиев возглавляет Лондонский симфонический оркестр (контракт истекает в конце 2015 года). По данным СПАРК, маэстро также является совладельцем центра творческих встреч «Эльба», организующего музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». Кроме того, в собственности дирижера находится 15% акций ООО «Евродон» - компании, специализирующейся на производстве мяса птицы. По примерным оценкам, оборот компании за 2013 год составил около 5 млрд рублей.

Как и в 2013 году, в пятерку лидеров вошли художественный руководитель - директор МХТ имени Чехова Олег Табаков (48,2 млн рублей) и худрук Театра наций Евгений Миронов (43,4 млн рублей). Примечательно, что конкуренцию богатейшим театральным деятелям не может составить первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов: за 2014 год он заработал 36,5 млн рублей.

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин не вошел даже в двадцатку самых богатых управленцев в области культуры. Общий доход Урина составил 7,2 млн рублей.

Судя по всему, в области балета и других видов искусств мы вполне можем конкурировать с остальным цивилизованным миром. По крайней мере, если не по качеству спектаклей, то по доходам руководителей театров. Министерство культуры обнародовало данные о среднемесячных зарплатах звезд, которые "рулят" подведомственными учреждениями культуры.

ПО ТЕМЕ

Самым богатым оказался Валерий Гергиев – худрук и одновременно директор Мариинского театра. В 2016-м он получал 12 857 163 рубля в месяц.

В Москве же наибольший оклад у Олега Табакова. Только на посту худрука МХТ им. Чехова он зарабатывал по 935 994 рубля (это не считая возглавляемой им "Табакерки" и театрального колледжа).

Чуть скромнее аппетиты у главы Малого театра Юрия Соломина – 746 698 рублей. Далее идут худрук театра им Евг. Вахтангова Римас Туминас с зарплатой в 661 421 рубль и петербуржец – Андрей Могучий из БДТ им. Товстоногова, которому платили 603 235 рублей.

Гедиректору Большого театра Владимиру Урину из бюджета доставалась 559 271 рублей. Валерию Фокину из Александринского театра на карточку каждый месяц "капало" по 517 434 рубля.

Евгений Миронов из Театра наций заслужил 458 919 рублей. Прославленная Татьяна Доронина из МХАТ им. Горького – 389 686 рублей. Замыкает список Алексей Бородин из Молодежного театра – он имеет 353 358 рублей. Получается, что Бородин получает в 35 раз меньше, чем Гергиев.