Международная торговля - это что? Определение, функции и виды. Международная торговля товарами и услугами

Современная экономика по своей сути является международной экономикой, которая осно­вывается на международном разделении труда и распределении факторов производства между странами. Выход за пределы национальных границ имеет в своей основе потребность страны в решении внутренних проблем за счет внешних связей. Экономические отношения в сис­теме всемирного хозяйства осуществляются в следующих формах:

    Внешняя торговля;

    Вывоз капитала;

    Миграция трудовых ресурсов;

    Рынок ссудных капиталов;

    Международная валютная система.

Международная торговля занимает особое место в системе мирохозяйственных связей. Со сферы товарного оборота началась интернационализация хозяйственной жизни. В настоящее время она опосредует практически все виды международного сотрудничества.

Международная торговля влечет за собой специализацию и обмен. Страна, торгующая с дру­гими странами, специализируется на производстве определенных товаров в объемах, превы­шающих внутренний спрос. Излишек экспортируется в обмен на товары, которые хотят по­купать жители страны, но которые не производятся здесь в достаточном количестве.

Специализация и обмен позволяют повышать уровень жизни в стране двумя путями. Во-пер­вых, с помощью торговли извлекается выгода из разницы в издержках в разных странах. Эти выгоды проистекают из разницы в технологиях, разной степени доступности сырья или дру­гих производственных факторов. Во-вторых, с помощью торговли легче получить экономию от масштаба, т. е. снизить издержки за счет увеличения выпуска продукции. Международная торговля дает возможность странам специализироваться в тех сферах производства, где из­держки минимальны, и покупать за границей то, что дорого производить самим.

Международная торговля обладает некоторыми специфическими чертами.

1. Международная торговля выступает в качестве заменителя международной мобильности ресурсов.

Мобильность ресурсов (способность к перемещению) между странами существенно ниже, чем внутри страны. Если рабочие желают переехать из одного населенного пункта в другой в пределах одной страны, они могут это сделать. Миграцию трудовых ресурсов между стра­нами ограничивают жесткие иммиграционные законы. Также регулируется и перемещение капитала через национальные границы.

2. Каждая страна использует различную валюту.

3. Международная торговля подвергается политическому вмешательству и контролю, кото­рые заметно отличаются по степени и характеру от тех, что применяются в отношении внут­ренней торговли.

Международную торговлю характеризуют три важных параметра: совокупный объем (това­рооборот), товарная структура и географическая структура.

Для измерения совокупного объема международной торговли мы можем просуммировать экспорт всех стран, либо импорт всех стран; результат будет тот же, поскольку то, что одна страна экспортирует, какая-то другая страна должна импортировать. Во второй половине ХХ века мировой товарооборот вырос в 12 раз. В этот же период произошли и существенные из­менения в товарной структуре международной торговли, увеличилась доля готовых изделий и сократилась доля продовольствия и сырья, кроме топлива. Удельный вес сырья, продо­вольствия и топлива в структуре торговли в конце 90-х годов составлял около 30%, из кото­рых 25% приходится на топливо и 5% – на сырье. Одновременно доля готовых изделий воз­росла с 50% до 70%. Около 1/3 всей мировой торговли в конце 90-х годов – это торговля ма­шинами и оборудованием.

Большая часть мировой торговли происходит между промышленно развитыми странами. На эти страны приходится более 57% мирового экспорта, что примерно равно их доле в миро­вых доходах. Экспорт из слаборазвитых стран в развитые страны достигает 15% всего объ­ема торговли, тогда как экспорт в другие слаборазвитые страны составляет всего лишь 6% мировой торговли. Небольшой объем торговли между слаборазвитыми странами говорит о том, что большая часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в произ­водстве промышленно развитых стран.

Теории внешней торговли

Меркантилизм – экономическое учение и экономическая политика, отражающие интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма и становления капитализма. Сторонники учения утверждали, что наличие золотых запасов является основой процветания нации. Внешняя торговля, считали меркантилисты, должна быть ориентирована на получение золота, поскольку в случае простого товарного обмена оба товара, будучи использованными, перестают существовать. Торговля при этом рассматривалась, как игра с нулевой суммой, когда выигрыш одного участника автоматически означает проигрыш другого и наоборот. Выгодным считался только экспорт. Рекомендации, подготавливавшиеся в отношении торговой политики, сводились к тому, чтобы стимулировать экспорт и ограничивать импорт, вводя таможенные пошлины на иностранные товары и получая взамен своих товаров золото и серебро.

В конце восемнадцатого столетия появилась теория «абсолютных преимуществ» А. Смита. Автор сформулировал следующий вывод: выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда. Международное разделение труда должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, который она может производить дешевле, т.е. по которому она обладает абсолютным преимуществом. Концентрация ресурсов на производстве таких товаров и отказ от производства других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда. Вмешательство государства во внешнеторговый обмен допускалось лишь в редких случаях: с целью нейтрализации государственной поддержки экспорта в другой стране; в связи с необходимостью обеспечить безопасность или укрепить обороноспособность страны. Заключение Смита противоречило выводам меркантилистов: выгодно не только экспортировать, но и импортировать. Во времена Смита не было достаточно ясно, какая специализация может обречь слабую страну на зависимость, а какая позволит эксплуатировать другие страны.

Теория сравнительных преимуществ.

Выгодно ли вести внешнюю торговлю, если страна не имеет абсолютных преимуществ ни по каким товарам? Смит считал, что нет. Д. Риккардо доказал, что и в этом случае торговля может быть взаимовыгодной. Он сформулировал принцип сравнительных преимуществ. Теория торговли Риккардо говорит, что страна будет извлекать выгоду из торговли, если она будет специализироваться на производстве тех товаров, производство которых в этой стране обходится относительно дешевле, т. е. с меньшими вмененными издержками. В этом случае даже страны, имеющие абсолютные более высокие уровни издержек производства по обоим товарам, могут выиграть от торгового обмена. Рассмотрим пример сравнительных преимуществ Риккардо.

Предположим, что производство вина и сукна в Англии и Португалии осуществляется в соответствии с индивидуальными издержками.

Количество труда (в единицах), необходимое для производства:

Из примера видно, что Португалия имеет абсолютное преимущество по всем видам товаров, она может произвести дешевле как 1 бочку вина, так и 1 штуку сукна. Однако именно торговля вином для Португалии является выгодной, поскольку ее преимущество в производстве вина выше, чем в производстве вина. Различия в сравнительных преимуществах позволяют каждой нации выигрывать при обмене.

Продав 1 бочку вина, которая обошлась в 80 единиц, за 120 единиц в Англии, и, купив там сукно, португальская фирма получит 120/100 = 1,2 шт. сукна. Если бы аналогичное количество труда (80 единиц) использовалось для производства сукна в Португалии, оно бы дало 0,9 (80/90) шт. сукна. Таким образом, выигрыш Португалии составит 0,3 шт. сукна.

От внешней торговли выигрывает и Англия. Специализируясь на производстве сукна, она при его успешной продаже в Португалии сможет приобрести 9/8 барреля вина по сравнению с 5/6 барреля, которые она получила бы, если бы производила вино самостоятельно. Выигрыш Англии составит в данном случае (9/8 – 5/6 = 7/24) 0,29 барреля вина.

Проиллюстрируем принцип сравнительных преимуществ с использованием кривой производственных возможностей.

Предположим, что мировая экономика состоит из двух стран: Польши и Украины. Каждая из них способна производить как пшеницу, так и уголь. Причем, если Польша направит все свои ресурсы на производство пшеницы, она сможет произвести ее 60 млн. т, а если на производство угля, то его добыча составит 40 млн. т. Для Украины эта альтернатива имеет вид: или 30 млн. т пшеницы, или 15 млн. т угля.

Соотношение издержек производства для Польши:

1т угля = 1, 5т пшеницы, а 1т пшеницы = 2/3т угля.

Соотношение издержек производства для Украины:

1т угля = 2т пшеницы, а 1т пшеницы = 0,5т угля.

Очевидно, что в Польше ниже издержки производства угля. Чтобы произвести 1т угля Польша должна отказаться от 1,5т пшеницы, а Украина – от 2т. С другой стороны, вмененные издержки производства пшеницы ниже в Украине – 0,5т угля против 2/3т угля в Польше. Это означает, что Польша обладает сравнительным преимуществом в производстве угля и должна специализироваться на нем. А Украина обладает сравнительным преимуществом в производстве пшеницы и ей следует специализироваться на нем.

В случае специализации стран на производстве того продукта, по которому у нее ниже вмененные издержки, будет получен наибольший совокупный объем производства. В нашем примере – 40 млн. т угля и 30 млн. т пшеницы.

Однако потребители в каждой из стран захотят иметь как уголь, так и пшеницу. Поэтому специализация порождает потребность в торговле этими двумя продуктами. Коэффициент обмена товарами будет находиться в следующих границах: 1,5 т пшеницы  1т угля  2т пшеницы.

Если 1т угля будет обмениваться на 1,5т пшеницы – весь выигрыш получит Украина. Если 1т угля будет обмениваться на 2т пшеницы – весь выигрыш получит Польша. Коэффициент обмена 1т угля на 1,75т ((1,5+2)/2) пшеницы является одинаково выгодным для обеих стран. Фактический коэффициент обмена будет зависеть от соотношения мирового спроса и предложения на данные товары.

Выигрыш от торговли.

Предположим, что международный обменный коэффициент составляет 1т угля = 1, 75т пшеницы. Торговля на таких условиях позволяет ввести в анализ дополнительно к линии производственных возможностей – линию торговых возможностей. Прямая торговых возможностей показывает варианты выбора, которые имеются у страны, при специализации на одном продукте и его обмене (экспорте) для получения другого продукта. Например, Украина, специализируясь на производстве пшеницы, может произвести в соответствии со своими производственными возможностями 30 млн. т пшеницы. При обмене этого количества пшеницы на уголь Украина может получить 30/1,75 = 17,1 млн. т угля. Все возможные сочетания двух продуктов, которыми может располагать страна в случае специализации и торговли, будут находиться на линии, соединяющей эти точки: 30т пшеницы и 17,1т угля. Линия торговых возможностей лежит выше линии производственных возможностей.

Таким образом, используя преимущества международной специализации и торговли, и Украина, и Польша могут превзойти объемы производства, определяемые их внутренними производственными возможностями. Например, Украина может передвинуться от точки А на линии внутренних производственных возможностей к точке В на линии торговых возможностей (рис.).

При рассмотрении условного примера специализации Польши и Украины мы не учитывали действие закона возрастания вмененных издержек. Вместе с тем, при увеличении производства пшеницы, Украине придется использовать все менее и менее подходящие для этого ресурсы. Это приведет к росту издержек – отказу от производства все большего количества угля за каждую дополнительную тонну пшеницы. Этот эффект растущих издержек ставит границы для специализации.

Рис. 9.1 Линия торговых возможностей.

В целом благодаря свободной торговле мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния в каждой из свободно торгующих стран. Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию.

Международная торговля – это товарно-денежный обмен между странами. В регулировании международной торговли товарами и услугами определяющую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО).

Товары, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок товаров; услуги – мировой рынок услуг. Треть всей мировой торговли приходится на торговлю услугами. Международная торговля услугами имеет свою специфику: неосязаемость, невидимость, неразрывность производства и потребления, неоднородность и изменчивость качества, неспособность услуг к хранению.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществлённой формы, хотя ряд услуг материализуется в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Услуги, в отличие от операций с товарами, не подлежат таможенному контролю.

На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техни­чес­­кий прогресс: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, а это открывает для них мировой рынок. Всё это подтверждает, что сфера услуг, на протяжении двух последних десятилетий, является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гости­ничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуга, нау­ку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культу­ру и искусство, а также инженерно-консульта­цион­ные, информа­ционные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятель­ности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам от­носят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлече­ны в международный обмен и с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли то­варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Поскольку услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого международная торговля услугами требует либо при­сутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо же присутствия иностранных потребителей в стране-производите­ле услуг. В то же время развитие информатики значительно рас­ширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с тор­говлей товарами и продолжает в большей степени влиять на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоёмкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество ус­луг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают успех последнего на внешнем рынке.

Международная торговля - сфера международных товарно-денежных отношений, специфическая форма обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом внешняя торговля отдельных государств, регионов выступает составным элементом международной торговли.

Современные тенденции в развитии мировой торговли

Дополнительный стимул мировая торговля получила благодаря деятельности ВТО по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

По оценкам экспертов ВТО за период с конца 40-х до конца 90-х годов тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились в среднем на 90%.

Увеличению международного товарообмена способствовала значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран и, как следствие расширение масштабов торговли между ними. Однако следует подчеркнуть, что либерализации мировой торговли выиграли прежде всего промышленно развитые страны. Либерализация торговли оказала негативное воздействие на состояние окружающей среды в развивающихся и особенно в наименее развитых странах.

По данным Всемирного фонда дикой природы, в период с середины 80-х до конца 90-x годов либерализация мировой торговли способствовала потере до 30% природного потенциала планеты.

Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 90-х годов практически удвоилась и достигла в конце 90-х годов почти 15% общей стоимости мировой торговли.

Настоящей революцией в мировой торговле можно назвать стремительное распространение электронной коммерции через систему Интернет. К началу третьего тысячелетия Интернет стал одной из ведущих отраслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд долл. и числом занятых более 3 млн человек. Мировая торговля через Интернет началась в 1996 году и уже к 2000 году достигла 200 млрд. дол.

Важным фактором увеличения мировой торговли является существенный рост экспорта промышленных товаров, изготовленных в новых и развивающихся государствах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.

В стоимостном выражении объем мировой торговли товарами за период с 1985 по 2000 возрос почти в три раза и достиг 11,6 трлн долл., в том числе мировой экспорт товаров составил 5,7 трлн долл., а мировой импорт - 5,9 трлн долл.

В последние годы произошли существенные изменения в структуру мировой торговли, В частности, значительно возросла доля услуг, средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.


Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота, Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1.3 всей мировой торговли в середине 90х годов - это торговля машинами и оборудованием.

Также наблюдается резкий рост торговли услугами. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг. информационно-вычислительное услуги.

В заключение хотелось бы отметить тенденции развития торговых отношений России с разными странами.

Активным направлением нашей внешнеэкономической деятельности остается развитие европейского сотрудничества. Россия стала членом авторитетной группы Международных кредитов - Парижского и Лондонского клубов, вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. Безусловно, большего внимания требует развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Европы.

Настоящим прорывом нашей внешнеэкономической политики стал прием России в члены АТЭС. Это пример практической реализации тезиса об уникальной роли России как Евроазиатской державы.

Российско-китайский связи уверенно развиваются в русле стратегического доверительного партнерства. Масштабные размеры приобретает и торгово-экономическое сотрудничество с Японией.

В условиях экономической глобализации России следует присоединиться к ВТО, но этому должна предшествовать основательная подготовка. Главной задачей России на переговорах является получение условий членства в ВТО, исключающих ущемление ее прав в сфере международной торговли и улучшающих доступ на мировые рынки товаров и услуг. Важность скорейшего завершения процесса присоединения России к ВТО обусловливается тем, что с момента присоединения страна получает права, которыми обладают другие члены ВТО. в связи с чем прекращается дискриминация ее товаров и услуг на внешних рынках.

Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления экономической теории еще не были развиты.

Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма, господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественно ограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда еще не оторвалась от национальной почвы, и товары производились на экспорт из национального сырья. Так, Англия обрабатывала шерсть, Германия - лен, Франция - шелк в лен и т.д. Меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством. Понятно, что если такую политику отказа от импорта будут проводить все страны, то покупателей не окажется и ни о какой международной торговле не будет, и речи.

Современные теории международной торговли

Меркантилизм

Меркантилизм - система взглядов экономистов XV-XVII вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

● необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

● признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

● деньги - стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

● приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

● ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы.

Естественные преимущества: климат; территория; ресурсы.

Приобретённые преимущества:

технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Первые наивные попытки теоретического осмысления международной торговли связаны с доктриной меркантилизма, господствовавшей на протяжении XVII–ХVIII вв. Однако научное объяснение данная проблема нашла в трудах экономистов-классиков.

В отличие от меркантилистов отправным пунктом теории А. Смита было утверждение, что богатство нации зависит не только и даже не столько от накопленного запаса благородных металлов, сколько от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Поэтому важнейшей задачей правительства становится не накопление золота и серебра, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда.

Наиболее благоприятные условия для этого создает экономика свободной конкуренции, где “невидимая рука” конкуренции согласовывает действия множества производителей так, что каждый из экономических агентов, стремясь к собственной выгоде, обеспечивает благоденствие общества в целом. Обосновывая политику государственного невмешательства в экономику и свободной конкуренции, А. Смит выступал за свободу торговли. Он полагал, что каждая из стран всегда производит один или несколько товаров с меньшими издержками, чем за рубежом. Другими словами, в производстве и обмене подобных товаров страна будет располагать абсолютным преимуществом. Именно такие товары должны экспортироваться и быть объектом международной торговли. . В результате свободной торговли на основе принципа абсолютного преимущества увеличивается богатство нации, растет ее способность к сбережениям.

Выводы А. Смита базировались на трудовой теории стоимости, в соответствии с которой обмен товаров осуществляется в той же пропорции, что и количество труда, необходимого для их производства. Далее, А. Смит исходил из наличия в национальном хозяйстве рынка совершенной конкуренции, он абстрагировался от технического прогресса и транспортных издержек.

Таким образом, согласно теории А. Смита, развитие национального производства на основе абсолютного преимущества в условиях свободной торговли позволяет каждой стране одновременно получать выгоду от международной торговли, продавая товары по мировым ценам. Каждая из стран выходит на такой уровень потребления, который был недостижим в условиях автаркии, т. е. странам выгодно проводить специализацию производства на международном уровне и осуществлять торговлю на основе принципа абсолютного преимущества.

Однако теория абсолютного преимущества А. Смита не является универсальной. Ее ограниченность состоит в том, что она оставляет открытыми ответы на ряд вопросов, возникающих в ходе внешнеторговых отношений. Действительно, что будет, если страна не располагает абсолютным преимуществом ни по одному товару? Сможет ли такая страна быть полноправным партнером во внешней торговле? Не обречена ли такая страна на необходимость покупки всех необходимых ей товаров на мировом рынке? Чем в таком случае она сможет рассчитаться за приобретаемые за рубежом товары?

Преимущества участия в международной торговле:

● интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;

● увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;

● международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;

● экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.

Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Ответы на эти вопросы дал сформулированный Д. Рикардо закон сравнительных преимуществ.

Развивая теорию абсолютного преимущества, Д. Рикардо доказал, что международная торговля взаимовыгодна для двух стран даже в том случае, когда ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом ни по одному товару.

Действительно, издержки производства одного и того же товара в разных странах, как правило, различаются между собой. В этих условиях практически в любой стране найдется такой товар, производство которого будет более выгодным при существующем соотношении издержек, чем производство других товаров. Именно по такому товару страна будет располагать сравнительным преимуществом, а сам товар станет объектом внешнеторговых сделок.

Теория Д. Рикардо совершенствовалась и дополнялась в работах его последователей. Так, исходная посылка “две страны - два товара” была расширена и распространена на большее количество стран и большее количество товаров, в модель Д. Рикардо были введены транспортные расходы и неторгуемые товары.

С этими дополнениями и расширениями базовой модели идеи Д. Рикардо на многие десятилетия вперед предопределили господствующие взгляды в теории международной торговли и оказали сильное воздействие на экономическую теорию в целом. Закон сравнительных преимуществ впервые доказал взаимовыгодность международной торговли для всех участвующих в ней стран, вскрыл научную несостоятельность широко распространенного заблуждения о том, что отдельная страна может получить в процессе торговли односторонние преимущества только в результате нанесения ущерба другим странам.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.

Жизненный цикл товара

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара. В это время объем продаж равен нулю, затраты растут.

выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объем продаж

быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли

зрелость. Рост объема продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции

упадок. Спад объема продаж и сокращение прибыли.

Теория Майкла Портера

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

воздействие правительства на факторные условия;

воздействие правительства на условия спроса;

воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;

воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Теорема Рыбчинского

Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.

Теория Самуэльсона и Столпера

В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера - Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

Человеческое общество немыслимо без международной или мировой торговли. Она исторически является первой формой разных стран. В данном плане международная торговля - это торговые поселения и ярмарки, о деятельности которых известно с незапамятных времён.

В настоящее время она играет не менее важную роль. Современное определение гласит, что международная торговля - это особый вид товарно-денежных отношений, основанный на экспорте сырья или готовой продукции.

В основе её лежит разделение труда. Проще говоря, страны производят определённый товар, которым они, вступая в кооперацию, обмениваются. Поэтому можно смело сказать, что в настоящее время международная торговля - это взаимообмен национальных хозяйств государств мира товарами и услугами.

Факторы, стимулирующие прогресс :

Социально-географические: различие по топографическому положению, численности и ментальным признакам населения;

Природно-климатические: различия по обеспечению водными и лесными ресурсами, а также полезными ископаемыми.

Также важную роль играют развитые технологии и изменения экономических показателей. Всё это способствует прочным взаимоотношениям национальных хозяйств.

Производство растёт медленнее, чем Это подтверждают и данные Согласно результатам ее исследований на каждые 10% увеличения объёма производства приходится 16% роста объёмов мировой торговли.

Организация международной торговли невозможна без такого понятия, как «внешняя торговля». Она подразделяется на: торговлю готовой продукцией, оборудованием, сырьём и услугами.

В узком смысле международная торговля - это совокупный товарооборот развитых стран, развивающихся, товарообращение стран какого-либо континента или региона.

Как показывает практика, интерес страны в мировой торговле обусловлен следующими преимуществами:

Приобщение к мировым достижениям;

Рациональное использование имеющихся ресурсов;

Возможность перестроить структуру экономики в максимально короткие сроки;

Удовлетворение потребностей населения.

Существуют различные виды международной торговли:

Торговля товарами и услугами;

Биржевая торговля;

Ярмарки;

Аукционы;

Встречная торговля;

Торговля компенсационными сделками.

Если с всё предельно ясно, то остальные пункты заставляют задуматься, поэтому для полного понимания картины давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Итак, торговая биржа - это объединение продавцов, посредников и покупателей. Такие союзы способствуют улучшению торговли, ускорению товарооборота и свободному ценообразованию.

Ярмарки - это торги, периодически проводимые в условленном месте. Они бывают региональными, международными и локальными. В данный период времени широкое распространение получили выставки-ярмарки, на которых можно заказать понравившийся товар.

Аукционы - это форма продажи товаров, ранее выставленных для ознакомления. Такие сделки проходят в назначенное время в строго определённом месте. Отличительная черта аукционов - ограниченная ответственность за качество товара.

Встречная торговля проходит по нескольким направления: бартер и встречная закупка.

Бартер - это согласованный по стоимости Такие сделки проходят без участия в них денежных средств.

Последний вид международной торговли - это компенсационная сделка, которая отличается от бартера тем, что в ней участвует не один, а несколько товаров.

Таким образом, мировая торговля осуществляется по нескольким которые ежеминутно развиваются и совершенствуются.

Торговля, в общем понимании, представляет собой деятельность людей, связанную с обменом товарами и услугами между производителями и потребителями.

Внешняя торговля представляет собой процесс обмена товарами и услугами между национальными хозяйствами (странами-производителями и странами-потребителями).

Субъектами внешней торговли, т.е. теми, кто осуществляет международный обмен товарами и услугами, являются частные и государственные предприятия и организации, продающие и покупающие товары и услуги за пределами национального рынка.

Международная торговля - совокупность внешней торговли всех стран мира.

Таким образом, международная торговля представляет собой совокупность операций по обмену товарами и услугами между субъектами внешней торговли всех государств мира.

Международная торговля отличается от внутренней торговли тем, что:

1) ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внутри страны;

2) каждая страна имеет свою валюту;

3) международная торговля более подвержена политическому контролю.

Международный обмен товарами и услугами осуществляется в рамках двух встречных направлений движения данных товаров и услуг:

Их продажа производителями (экспорт);

Их покупка потребителями (импорт).

Рынок представляет собой место встречи покупателя и продавца, систему взаимодействия спроса и предложения.

Развитие материального производства и становление товарного хозяйства, базирующегося на разделении труда, создало объективные условия для возникновения национальных внутренних рынков - совокупности сделок купли-продажи, в ходе которых отечественные производители реализуют товары и услуги внутри своей страны.

Страны мира обеспечены экономическими ресурсами в разной степени. Этим, в первую очередь, обусловлено возникновение и развитие международной торговли. В ходе истории международная торговля постоянно развивалась и расширялась. Начинали формироваться устойчивые торговые отношения между различными государствами. Сложившиеся внутренние рынки постепенно выходили за национальные границы, стали образовывать международные рынки, представлявшие собой те части национальных рынков, которые были непосредственно связаны с зарубежными рынками. Таким образом, международная торговля начинала систематизироваться, начал формироваться мировой рынок.

Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда. Он представляет собой совокупность национальных рынков всех стран, экономические связи между которыми определены международной торговлей.

В процессе развития мирового рынка сформировалась система мировых цен.

Мировая цена - денежное выражение общемировой стоимости товара, реализуемого на мировом рынке. Мировая цена служит для определения цен, по которым заключается большинство торговых сделок в мире.

Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового спроса и мирового предложения на тот или иной товар. На формирование мировой цены оказывают влияние ведущие мировые производители и поставщики (продавцы), имеющие существенную долю в общем мировом объёме данной продукции и постоянно сохраняющие своё ведущее положение на данных товарных рынках.

Мировой рынок представляет собой совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг -экспорте и импорте.

Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что субъекты внешней торговли продают на мировом рынке ту продукцию, издержки производства которой ниже общемировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно. Под экономической эффективностью импорта понимается тот экономический выигрыш, который получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров внутри страны.

В доиндустриальную эпоху и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном обороте преобладали продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия (2/3 мировой торговли материальными товарами). Сырье и продовольствие экспортировались из аграрных стран, готовая продукция преимущественно потребительского назначения – из индустриальных стран.

Позднее, с переходом передовых стран к машинному производству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия (75% мировой торговли материальными товарами). Конкуренция ставила производителей перед необходимостью постоянно обновлять технологию производства, снижать его издержки, улучшать потребительские свойства изделий.

Позже повысилась роль машин и оборудования в мировой торговле. В целом, торговля машинами и оборудованием составляет 1/3 всей современной мировой торговли материальными товарами.

Структура торговли весьма разнообразна в различных странах. Более бедные развивающиеся страны склонны экспортировать продукты питания и сырье, а импортировать промышленные товары.

Индустриальные страны импортируют сырьевые товары и экспортируют продукцию перерабатывающей промышленности.

Важную роль в международной торговле играют экспорт и импорт услуг (невидимый экспорт):

1) все виды международного и транзитного транспорта;

2) иностранный туризм;

3) телекоммуникации;

4) банковское и страховое дело;

5) программное обеспечение вычислительной техники;

6) услуги здравоохранения и обучения и др.

Мировой обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами. По оценкам специалистов, в настоящее время на сферу услуг приходится 20 % всей современной мировой торговли.

Конкуренция на мировом рынке представляет собой борьбу между субъектами внешней торговли государств за лучшие условия на мировом рынке, т.е. за повышение объемов экспортируемых товаров и услуг по выгодным ценам (максимально превышающим издержки)

Природные свойства многих товаров (говядины, апельсинов, минерального топлива) более или менее схожи. Главным фактором их конкурентоспособности становится цена, формирующаяся исходя из издержек производства, хранения и транспортировки. Эти издержки определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда, которая во многом зависит от технической оснащенности производства. Главная форма борьбы за рынки таких товаров – ценовая конкуренция.

Основой конкуренции на рынке готовых изделий являются потребительские свойства товара, качество (совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребностей). Соотношение качества и цены приобретаемых готовых изделий обычно зависит от объема платежных средств импортера (от среднего уровня доходов в стране). Потребительские товары лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, изделия среднего качества – в страны с умеренными доходами и т.д.