Лев додин личная жизнь жена. Додин лев абрамович. Награды и звания

Директор и худрук Санкт-Петербургского Малого Драматического театра Лев Додин обучался актерскому мастерству, а свое призвание нашел в режиссуре. Творческая биография мастера насчитывает более 50 постановок. Народный артист РФ сумел добиться мирового признания. Он представлял свои работы зрителям театров США, Германии, Великобритании, Австралии и еще двух десятков стран. В 1998 году возглавляемый им МДТ получил статус «Театра Европы», войдя в закрытую престижную ассоциацию.

Биография Льва Додина

Лев Абрамович родился 14 мая 1944 года в Сталинске (с 1961 – Новокузнецк). Его родители были эвакуированы из Ленинграда еще до начала блокады. Сразу после окончания войны семья вернулась в родной город. Драматургия привлекала мальчика с раннего детства. Во время учебы в школе он начал посещать Театр Юношеского Творчества. Получив аттестат, молодой человек поступил в ЛГИТМиК на актерское направление. Завершив обучение, дипломированный актер остался в институте еще на один год, перейдя на режиссерский факультет.

В 1966 состоялся профессиональный дебют Льва Абрамовича. Он поставил телеспектакль «Первая любовь» по Тургеневу. Через год выпускник устроился на работу в Театр Юного Зрителя в Ленинграде. Он совмещал ее с постом преподавателя в том же учебном заведении, из которого выпустился. За 6 лет пребывания в ТЮЗе маэстро поставил пять спектаклей и принял активное участие в работе над пятью сторонними проектами.

С 1974 родным театром Льва Додина стал Ленинградский МДК. В нем он поставил почти 40 произведений за 40 лет. В 1983 режиссер получил должность худрука театра, а в 2002 стал его директором. За этот период Лев Абрамович успел поработать с Театром драмы и комедии, Большим Драматическим Театром Санкт-Петербурга. Он представлял свои спектакли на сцене МХАТа.

В 1986 в Национальном театре Хельсинки шел его «Банкрот». В 90-х театральные работы Додина смогли оценить в театрах Флоренции, Зальцбурга и Амстердама. За свои заслуги режиссер был удостоен двух десятков наград. В этот перечень вошли государственные премии, ордена и звание Народного артиста России.

В 2005 Л.А. Додин начал писать книги. Он выпустил шесть произведений, которые были объединены в серию «Балтийские сезоны». Некоторые были переведены на английский и другие европейские языки.

Личная жизнь Льва Додина

Лев Абрамович состоял в браке с актрисой Натальей Теняковой, но никогда не распространялся о подробностях их отношений.

Сейчас режиссер женат на актрисе Татьяне Шестаковой. Детей у них нет.

Художественный руководитель Малого драматического театра, один из самых известных и почитаемых в мире российских театральных режиссеров. В 1966 году окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа, работал в Ленинградском ТЮЗе, Театре на Литейном, ставил на малой сцене БДТ. С 1975 года работает в МДТ, с 1983 года становится его художественным руководителем. Мировая известность к Додину пришла после эпичной постановки «Братья и сестры» (по трилогии Федора Абрамова «Пряслины»), работа над которой длилась десять лет. Режиссер работал и работает со многими ведущими сценами мира. Во МХАТе он ставил «Господ Головлевых» по роману Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984); оперу Штрауса «Электра» для Зальцбургского фестиваля; «Пиковую даму» Чайковского в Нидерландской опере. Каждая новая работа Додина в МДТ - будь то «Коварство и любовь», «Вишневый сад» или «Гамлет» - становится одним из главных событий сезона в Петербурге. Спектакли Льва Додина регулярно номинируются на «Золотую маску» и практически всегда становятся лауреатами.

Российский театральный режиссер Лев Додин . Известен как директор и художественный руководитель Малого Драматического театра в Санкт-Петербурге, заведующий кафедрой режиссуры СПГАТИ. Додин является обладателем Золотой Маски, а также званий Народного артиста России и Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Лев Додин родился в 1944 году в городе Сталинск (Новокузнецк), где его родители спасались в эвакуации от ленинградской блокады. После окончания войны вместе с ними Лев вернулся в город на Неве, где и остался жить на долгие годы.

С раннего детства маленький Лев увлекся театром, был частым завсегдатаем ленинградских сцен для юных зрителей. Будучи школьником, начал ходить в Театр Юношеского Творчества при Дворце пионеров и там впервые ощутил силу искусства и осознание, что должен принадлежать этому миру.

Сразу же после окончания учебы в школе Лев успешно поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс знаменитого Бориса Зона, выпустившего немало талантливых актеров. Отучившись положенное количество лет на актерском, Додин продолжил обучение еще на год в студии режиссуры Зона и окончил институт только в 1966 году.

Спустя всего год после выпуска из института Додин сам становится преподавателем ЛГИТМиКа, обучая студентов режиссуре и актерскому мастерству. Этот пост останется за ним надолго.

Лев Додин: «Я не столько режиссер, сколько педагог. По крайней мере, первого для меня не существует без второго. И я давно бы перестал заниматься режиссурой, если бы в нее не входила педагогика».

Творческий путь Льва Додина / Lev Dodin

Первой самостоятельной творческой работой Льва Додина стал телеспектакль «Первая любовь», поставленный по повести Тургенева.

С 1967 Додин приходит в Ленинградский Театр Юного Зрителя, где за шесть лет ставит около 10 спектаклей.

В 1974 году он уходит в Малый драматический театр Санкт-Петербурга. Под его руководством МДТ входит в состав Союза Театров Европы, а затем получает и статус «Театра Европы».

Лев Додин является обладателем множества театральных и государственных премий. Среди них - Премия имени Георгия Товстоногова, Театральная премия «Золотой софит», Орден за заслуги перед Отечеством, Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства, Государственная премия СССР, Государственная премия Российской Федерации, Европейская театральная премия.

В 1983 году Додина назначают художественным руководителем МДТ, а в 2002 году он соглашается занять пост директора театра.

Лев Додин: «Когда мне предложили этот пост, первая мысль была – отказаться. Но в это время в труппе уже были мои ученики, которые написали мне письмо с просьбой прийти в театр. Потом к ним добавились еще выпуски, еще. Со многими мы работаем уже больше четверти века. И пока – тьфу-тьфу – не только не устали друг от друга, но, как мне кажется, только начинаем друг друга понимать по-настоящему.».

Параллельно работе в МДТ Додин время о времени сотрудничает с другими театрами, в числе хоторых Ленинградский областной Театр драмы и комедии, Ленинградский театр Комедии, МХАТ им. М. Горького, Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. Он также ставит свои спектакли на сценах Амстердама, Флоренции, Хельсинки и Зальцбурга.

В репертуаре Додина есть работы по произведениям таких классиков, как Антон Чехов , Уильям Шекспир , Федор Достоевский , Дмитрий Шостакович и др.

Лев Додин: «Режиссура - это ведь забег на длинную дистанцию. Более чем марафонскую. Она требует мощной жизненной закалки - надо вести куда-то большую группу артистов, вести театр в целом, всех сотрудников, тратить немалые деньги, принимая решения…».

О своей личной жизни Додин предпочитает не рассказывать. Известно только, что он женат на Татьяне Шестаковой, и это его второй брак после развода с Натальей Теняковой .

  • Фильмография Льва Додина / Lev Dodin

  • 2009 Чевенгур (фильм-спектакль)
  • 2009 Пьеса без названия (фильм-спектакль)
  • 2009 Московский хор (фильм-спектакль)
  • 2008 Бесы (фильм-спектакль)
  • 1989 Звезды на утреннем небе (фильм-спектакль)
  • 1987 Кроткая (фильм-спектакль)
  • 1983 Ах, эти звёзды… (фильм-спектакль)
  • 1982 Дом (фильм-спектакль)
  • 1966 Первая любовь (фильм-спектакль)

В пятницу в "МДТ-Театре Европы" состоится премьера спектакля "Король Лир" в постановке Льва Додина. Специальный корреспондент "Известий" Артур Соломонов встретился с режиссером Львом Додиным в Турине на вручении премии "Европа - театру".

известия: У Питера Брука есть статья: "Король Лир" - можно ли поставить эту пьесу? Как вы думаете, почему именно об этой пьесе Брук писал как о самой трудной для постановки?

Лев Додин: У Брука еще есть слова, что "Король Лир" - это вершина, путь к которой уложен трупами режиссеров и актеров.

известия: Не боитесь пополнить список погибших?

Додин: Боюсь уже три года, пока идут репетиции. Все время есть опасность оказаться гораздо мельче даже самого частного вопроса, который поднимается в "Короле Лире". К тому же наши головы забиты предрассудками, ложными представлениями о пьесе, которые ничего общего не имеют с реальным пространством содержания. И когда чуть-чуть к нему прорываешься, то видишь очень интересные взаимосвязи и закономерности.

известия: Если спросить - какие, вы скажете, что этот вопрос преждевременный?

Додин: Конечно. Спектакль только в процессе формирования. Мы провели две генеральные репетиции с публикой, и одна от другой отличалась разительно.

Традиционно считается, что это трагедия одного человека - Лира. Это всегда мне казалось неправильным, потому что героев связывает жестокая система взаимозависимости отцов и детей, и я думаю, что ответственность в этой истории распределяется совсем не так, как принято считать: плохие дочери и благородный отец. А откуда у благородного отца такие плохие дочери? А если он такой неплохой, то, может быть, и они - хорошие?

Мы сначала сделали прямой подстрочный перевод, чтобы пробиться к простым смыслам. И долго репетировали по подстрочнику. А затем поняли, что от подстрочника вернуться к переводу Пастернака уже не можем, потому что знаем целый ряд других смыслов, которые Пастернаком или изъяты, или изложены по-иному. На него влиял его собственный мощный гений, русская поэтическая традиция и, конечно, пуританское сталинское время. Мы боялись уйти в трепыхание условно возвышенных чувств. И моя однофамилица Дина Давыдовна Додина сделала новый перевод, в котором по-иному осмыслено взаимоотношение прозы и стихов, комического и трагического.

Нам очень хотелось сначала заставить себя услышать простые и грубые смыслы шекспировских слов, а потом донести их до зрителя. Убить поэтичность - таково было одно из наших стремлений. Убить поэтичность, чтобы пробиться к поэзии.

известия: Здесь, в Турине, на встрече с публикой вы говорили о том, что одним из этапных событий вашей жизни стал инфаркт, после которого вы пересмотрели отношение ко многому. В "Короле Лире", по существу, речь идет о том, что человек ничем, кроме самого себя, не владеет, что единственная его собственность - он сам.

Додин: Я всегда много думал о смерти, но когда к ней прикасаешься... Мне было плохо, меня уже везли в больницу, а я звонил в театр по мобильному и уверял, что скоро вернусь на репетицию. И когда ко мне в больнице подошел врач и сказал: "Анализ крови показал, что у вас инфаркт", репетиции, спектакли, всестало неважным. Ты оказался рядом со смертью... Для человека, который занимается творчеством, такое переживание, я думаю, необходимо. Я всегда был уверен, что болезнь Чехова - не случайность. Он, с одной стороны, врач, с другой - больной. И оба знают, что болезнь смертельна, а жизнь замечательна.

известия: Вы довольно часто повторяете слово "болезнь". У Ницше есть фраза: "Здоровье человека определяется тем, сколько болезненного он может взять на себя и преодолеть". Эти слова близки вам, или я не попал в точку?

Додин: Нет, в точку. Искусство занимается болезнями человека. Жизнь - тоже своего рода болезнь. Человек изначально болен смертью. Все определяет это. И фашизм, и коммунизм - на самом деле преодоление человеком своей смертности. Но - скотскими средствами. Почему человеку нравится убивать других? Это задерживает его пребывание на этом свете. Почему НЕ проявить силу - значит выказать подлинное мужество? Не проявляя силу, ты даешь понять, что сознаешь, что ты смертен. А любым насилием мы отстраняем мысль о своей слабости и, как следствие, о своей смертности. Допуская мысль о своей слабости, мы проявляем силу. Эта идеология труднодоступна, но она определена логикой европейского развития. Почему Европа нам кажется слабой и мы порой ее покровительственно похлопываем по плечу? Почему они не стали стрелять в арабов во время парижских бесчинств? Это было проявлением силы.

известия: Мы сейчас с вами находимся в Турине на церемонии вручения премии «Европа - театру», которую вы получили некоторое время назад. Вы были одним из первых в перестроечную эпоху, кто снова привлек внимание к русскому театру, повысил его авторитет. Помните, какая волна критики обрушилась на вас - обвинения в капитализации национальной беды, торговле нашими пороками, в том, что вы представляете на Западе неприглядный образ современной России... Как вы сейчас относитесь к этому периоду?

Додин: К этому периоду в жизни нашего театра я отношусь замечательно. Огромная рецензия в газете "Либерасьон" на премьеру "Клаустрофобии" в Париже называлась "Свободные дети свободной России" и была ликующей: "Новая Россия замечательна, как мы и ожидали". А к клевете, о которой вы вспомнили, я отношусь с большой печалью - молодые люди, тоже дети нового времени, оказались растворены в самых страшных предрассудках прошлого. И как Маяковский обнаруживал мурло мещанина, я с ужасом обнаружил в молодых критиках мурло сталинского чиновника-театроведа.

Я часто читаю отзывы о Европе и вижу, какой у нас запас зоологической ненависти к большой европейской культуре. Читаю интервью некоторых молодых депутатов, и волосы дыбом встают от того, что они несут... Я боюсь, что мы в нашем развитии проскочили какой-то этап, и наступает очень опасный период.

известия: А зритель ваш меняется?

Додин: Зритель - очень хороший. Приходят в зал совсем молодые люди - то поколение, которое еще не успели отравить. Смотрят идеально.

Я случайно подслушал разговор молодых парней после спектакля: "Слушай, б..., "Дядя Ваня" - какой спектакль! Я решил, на х.., "Бесов" посмотреть".

известия: Вам нравится, что приходит и такой зритель?

Додин: Конечно. "Б" и "х" со временем отпадут, а "Дядя Ваня" и "Бесы" останутся. На "Чевенгур", например, стали ходить панки.

Вы знаете, я все чаще думаю о том, что вместе с ложными понятиями девальвируются истинные. Пусть девальвируются ложные, а истинные остаются. Добро, гуманизм, любовь к человеку, нежность, забота о нем, ненависть к тому, что его унижает.

известия: Редко услышишь в последнее время, чтобы кто-либо эти слова произносил без иронии.

Додин: Почему я должен стесняться? Эти понятия делают жизнь осмысленной. Все остальное - физиологический процесс. Это тоже советское наследие, ленинское презрение к интеллигентности, к "добренькому" человеку.

известия: В вашем спектакле "Бесы" есть сцена "У наших", где блистательно показано, как слово влияет на реальность, как оно начинает руководить жизнью.

Додин: Да, мне было важно, чтобы эта сцена читалась именно так. Сейчас лжеслово заполнило нашу жизнь. И, кстати, сегодня одно из популярных молодежных движений называется "Наши", а ведь так в "Бесах" Достоевского называлось объединение, результатом деятельности которого стало банальное убийство. Можно подумать, что это название современному движению дано кем-то очень начитанным, умным, циничным, с большой издевкой над нашим обществом, истории своей не помнящим.

известия: Вы с презрением произносите слово "советский". Это слово не содержит для вас никакого позитивного заряда?

Додин: Никакого.

известия: Но вы ведь тоже советский человек.

Додин: Я с этим борюсь. Конечно, это молодость, любовь, родители... Целая жизнь. Но мы же говорим об определенном типе сознания, и он мне ненавистен. Например, в период гитлеризма наверняка многие немцы пережили счастье, любовь, рождение детей, совершали научные открытия. Но это же не может обелить гитлеризм?! А в период сталинизма в нашей стране было убито сто миллионов. И это не следствие войны или чумы, это была политика по уничтожению собственного народа. Мы уничтожали самих себя.

известия: Ваши родители так же воспринимали СССР?

Додин: Моя мама была очень искренняя коммунистка, она вступила в партию в 1944 году, будучи беременной мной. Когда ей говорили, что можно и обождать, она отвечала: "Без меня не будет победы". Но она пережила в семидесятых годах прозрение, и это была страшная трагедия, поставившая мою мать на грань психического заболевания. Она была замечательным человеком, истово верящим в коммунизм, а потом истово ненавидящим коммунизм и себя в нем.

известия: Какое событие последнего времени было для вас самым радостным?

Додин: Давно радостного события не было. Близкие болеют. С радостью сложно. Сложнее, чем раньше, когда радость была сопротивлением ужасному времени, может быть, несознательным. Запрещают спектакль, который ты вынашивал годами, а ночью ты устраиваешь такоевеселье назло всему. Сейчас радость дает работа. Как бы мы сегодня ни сыграли премьеру, все равно во время репетиций было очень много счастливых моментов.

Родился в 1944 году в Сибири, в городе Сталинске (Новокузнецк). Начал театральную биографию в 13 лет в ленинградском Театре юношеского творчества под руководством Матвея Дубровина. В 22 года закончил Ленинградский государственный театральный институт, класс профессора Б.В. Зона.

Режиссерский дебют - телеспектакль «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева - состоялся в 1966 году. Затем последовала работа в ленинградском ТЮЗе. В соавторстве с Зиновием Корогодским и Вениамином Фильштинским сочинил спектакли «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», в 1972 году - первый самостоятельный авторский спектакль «Свои люди - сочтемся». После этих работ в Ленинграде заговорили о рождении серьезного режиссера. В 1975 году Лев Додин вынужден был пуститься в «свободное плавание», в «пору скитаний» осуществил более 10 постановок на сценах различных театров. Спектакли «Кроткая» с Олегом Борисовым в БДТ и во МХАТе и «Господа Головлевы» во МХАТе с Иннокентием Смоктуновским признаны сегодня крупными вехами в истории русского театра.

Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1974 году «Разбойником» К.Чапека. Появившийся в 1980 году спектакль «Дом» по прозе Федора Абрамова определил последующую творческую судьбу Льва Додина и МДТ. Сегодня основная часть труппы состоит из выпускников шести курсов и трех стажерских групп Додина. Первые из них вошли в команду Додина в 1967 году, последние - в 2012-м. С 1983 года Додин - главный режиссер, а с 2002 - художественный руководитель-директор театра. В 1998 году создатель и президент Союза Театров Европы Джорджо Стрелер приглашает Льва Додина и Малый драматический театр в Союз.

В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы - третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане. Лев Додин является членом Генеральной Ассамблеи Союза Театров Европы. В 2012 году избран почетным Президентом Союза Театров Европы. Лев Додин - автор более чем 70 спектаклей, в том числе полутора десятков оперных, созданных на ведущих европейских оперных площадках, таких как парижский Театр Бастилия, миланский Ла Скала, флорентийский театр Коммунале, амстердамская Нидерландская опера, Зальцбургский фестиваль и другие.

Театральная деятельность Льва Додина и его спектакли отмечены многими государственными и международными премиями и наградами.В том числе Государственными премиями России и СССР, Премией Президента России, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, независимой премией «Триумф», премиями имени К. С. Станиславского, национальными премиями «Золотая маска», премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати за лучший оперный спектакль, премиями французских, английских и итальянских театральных и музыкальных критиков. В 2000 году ему, пока единственному из российских режиссеров, присуждена высшая европейская театральная премия «Европа - Театру».

Лев Додин - почетный академик Академии художеств России, офицер Ордена искусств и литературы Франции, командор «Ордена звезды Италии», лауреат Платоновской премии 2012 года, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской академии театрального искусства, профессор, постоянный член жюри профессионального конкурса литературных произведений «Северная Пальмира», «Золотого Софита», редколлегии альманаха «Балтийские сезоны».