Как держался гринев в пугачевском. Капитанская дочка — Гипермаркет знаний. Поразмышляем над прочитанным


Береги честь смолоду.

Поразмышляем над прочитанным...

Глава I. Сержант гвардии

1.Глава называется «Сержант гвардии»; О ком рисскааывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?

2. Как характеризует Гринева и Савельича случай с Зуриным?

Глава II. Вожатый

1. Почему глава начинается народной песней ? Как характеризует Гринева разговор с Савельичем, каков характер Савельича?
Дорога, буран - расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого: его таинственый разговор с хозяином. В чем его иносказательность?

2. Как отблагодарил Гринев Вожатого?

3. Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре .

Глава III. Крепость

1. Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведенные в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношении между людьми в крепости? Расскажите о ее обитателях - Иване Кузмиче, его жене, Швабрине, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?

2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

Глава IV. Поединок

1. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?

2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?

Глава V. Любовь

1. Перескажите подробно главу. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню - эпиграф?

2. Что можно сказать о Швабрине?

3. Как вы понимаете слова Гринева о «благом потрясении»?

Глава VI. Пугачевщина

1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогopской крепости?

2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?

Глава VII. Приступ

1. О чем говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?

2. Как вели ceбя немногочисленные защитники крепости? О чем хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас нагнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?

Глава VIII. Незваный гость

1. В чем смысл эпиграфа к этой главе?

2. Кого Гринев называет «новобранными наместниками» и почему?

3. Какие настроения пугачевцев передает бурлацкая песня?

4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачева? Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гриневу?

Глава IX. Разлука

1. Швабрин на служба у Пугачева. Савельич предъявляет счет Пугачеву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте и прокомментируйте названные эпизоды.

2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.

Глава X. Осада города

1. Как встретился Гринев с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкупательном движении» говорили на совете?

2. Что происходило при осаде города?

3. О чем писала Марья Ивановна?

Глава XI. Мятежная слобода

1. Как держался Гринев в пугачевском стане и как велн себя пугачевцы? Чем интересен разговор Пугачева и Гринева?

2. Что значат слова Пугачева: «Улица моя тесна; волн мне мало»?

3. Какое значение имеет сказка Пугачёва об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?

Глава XII. Сирота

1. Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?

2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?

Глава XIII. Арест

Почему Гриневу пришлось расстаться с Марьей Ивановной?

Глава XIV. Суд

1. По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?

2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?

3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

4. Как относится автор к героям? Подтвердите свое мнение цитатами из тексту произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим, Гриневу, Пугачеву, Маше Мироновой?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки
  1. Опишите «дворец» Пугачева.
  2. «Я вошел в избу, или во дворец, как на-зывали ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены окле-ены были золотою бумагою; впрочем, лав-ки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе». Можно объяснить причины, по которым именно так был оформлен этот «дворец»: крестья-не — участники восстания — и не могли по-иному представить великолепие цар-ских хором.

  3. Дайте портреты «наперсников самозванца».
  4. Их нужно описывать рядом с Пугаче-вым. «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важ-но подбочась. Около него стояло несколь-ко из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия… Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, на-детой через плечо по серому армяку. Но ввек не забуду его товарища. Он был высо-кого росту, дороден и широкоплеч, и по-казался мне лет сорока пяти. Густая ры-жая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широко-му лицу выражение неизъяснимое… Пер-вый (как узнал я после) был беглый кап-рал Белобородов; второй — Афанасий Со-колов (прозванный Хлопушей), ссыльный преступник, три раза бежавший из сибир-ских рудников».

  5. Почему «логика старого злодея» Белоборо-дова по поводу Гринева показалась убедительной самому Гриневу, хотя эта логика и предполагала его казнь?
  6. К такому решению, конечно, пришел бы любой человек. Офицер едет из Орен-бурга в свою крепость. Какие еще могут быть причины для такого решения? Есте-ственным выглядит предположение о раз-ведке, и отрицать это просто невозможно. Однако у Гринева были другие причины, о которых и ему удалось чуть позже рас-сказать Пугачеву.

  7. Как объяснить, почему спор Белобородова и Хлопуши спас Гринева?
  8. Спор Белобородова и Хлопуши спас Гринева, так как отвлек внимание Пуга-чева от подозрений в его адрес. Пугачев пытался разрешить надоевшие и вызы-вающие его раздражение споры соратников.

  9. Опишите поездку Гринева с Пугачевым из мятежной Бердской слободы в Белогорскую кре-пость.
  10. Поездка в Белогорскую крепость была очень важна для Гринева и многое помо-гает узнать о Пугачеве. Во время этой по-ездки из Бердской слободы между двумя героями повести произошел важный раз-говор. Вспомним один из эпизодов этого разговора: «Самозванец несколько заду-мался и сказал вполголоса: «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Материал с сайта

  11. Перескажите близко к тексту калмыцкую сказку об орле и вороне.
  12. «Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне расска-зывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-пти-ца, отчего живешь ты на белом свете трис-та лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: да-вай попробуем и мы питаться тем же. Хо-рошо. Полетели орел да ворон. Вот зави-дели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул кры-лом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови, а там что Бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

    Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.

    Пугачев посмотрел на меня с удивлени-ем и ничего не отвечал. Оба мы замолча-ли, погрузясь каждый в свои размышле-ния».

    Обратим внимание на реплику Гринева, которая сразу же заставляет изменить взгляд на существо сказки. Оказывается, то, что хотел воспеть Пугачев, может вос-приниматься как унылое и унизительное потребление мертвечины. Может быть, в этих словах — отклик на утверждение автора о «бунте, бессмысленном и беспо-щадном»?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • капитанская дочка ответы на вопросы глава 11
  • ответы тест по повести а.с.пушкина капитанская дочка
  • ответы на вопросы по главе 11 мятежная слобода
  • описание дворца пугачева в капитанской дочке
  • пушкин расскажу тебе сказку которую в ребятчестве

Пословица «Незваный гость хуже татарина» имеет старое происхождение. Она напоминает времена, когда на Русь напа­дали многочисленные кочевники. Их набеги приносили много неприятностей, но незваный гость был еще хуже. Незваный гость в главе — это тот, кто без приглашения пришел в тот дом, где раньше часто бывал Гринев. Он оказал милость Гриневу, он ос­тавил его в живых. Так он отплатил за «тулупчик заячий». Но от этого не было легче Гриневу: в опасности оставалась Маша, ко­торую он любил. Будущее представлялось ему очень мрачным.

«Новобранными изменниками» Гринев называет тех, кто перешел на службу к Пугачеву. Это Максимыч и Швабрин. Они новобранцы в войске Пугачева, но изменники по своей сути.

Труд бурлаков был изнурительно однообразен и тяжел. Мятежники запели эту «заунывную бурлацкую песню». В ней рассказывается о царском суде, на который пришел разбойник. Он отвечает на вопросы царя достойно, за что царь хвалит его: «Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын!» - но при этом добавляет, что вознаградит его виселицей. Эта песня произво­дила сильное впечатление на слушателей, потому что пели её такие же преступники. Но и они сами поют её оттого, что им тягостно на душе: подсознательно они понимают разбойный характер своих действий и предчувствуют свою гибель.

Гринева поразила обстановка, которую он увидел на воен­ном совете Пугачева. Никто никому не оказывал предпочте­ния. Все имели почти равное право голоса, Пугачев слушал людей с интересом и уважением к их мнению. С точки зрения Гринева всё это было очень необычно. Традиционная иерар­хия военных советов требовала подчинения нижестоящих вы­шестоящим.

Почему Пугачев простил Гриневу его дерзкие речи? Это в тексте объясняется так: «Моя искренность поразила Пугачева». Пугачев сумел оценить правдивость и искренность слов Грине­ва. Так Пушкин проводит в повести очень важную мысль о том, что искренность и правда - две добродетели, которые помога­ют человеку даже в самые тяжелые моменты его жизни.

Глава IX. Разлука

Швабрин на службе у Пугачева. Пугачев назначил Швабри­на «начальником крепости». Гринев, услышав эту новость, при­шел в ужас, оттого что Марья Ивановна оставалась в руках Швабрина. Этот человек быстро приспособился к ситуации, подстригся, как казак, надел новую форму. Для него не суще­ствует понятия чести. Автор намеренно противопоставляет по­ведение Швабрина и Гринева. Эпиграф ко всему произведению учит иметь честь и беречь её. Швабрин показал, как бывает, если чести нет и беречь нечего.

Савельич предъявляет счет Пугачеву. Этот эпизод, несмотря на то, что он довольно драматичен, вызывает улыбку у читате­ля. Это происходит потому, что Пушкин использует прием не­соответствия. Савельич находится в полной зависимости от Пугачева, должен находиться в страхе и беречь свою жизнь. Он же, напротив, предъявляет список, по которому Пугачев дол­жен вернуть утраченное хозяйское добро. Интересно то, что этот эпизод помог углубить нам представление о Пугачеве: он не­грамотный, а выдает себя за царя. Ярче раскрывается образ слу­ги. Он действительно честно выполняет свой долг, что достой­но уважения.

Прощание с Марьей Ивановной. Страшные события сбли­зили героев. Гринев представил девушку как свою невесту. Он оставил её в крепости, потому что Маща заболела, впала в бес­памятство. Гринев принимает решение ехать в Оренбург, что­бы помочь девушке освободиться.

Он принимает единственно правильное решение, хотя это очень тяжело для него. Автор показывает с помощью данного эпизода, что Гринев способен управлять своими чувствами, не поддается панике и унынию.

Глава X. Осада города

Грустное впечатление оставляют описанные в этой главе события. Генерал не производит впечатления того, что он мо­жет решать какие-то военные проблемы. Он спокоен и занима­ется своим садом, хотя близка осада города.

Не случайно А.С. Пушкин показывает военный совет, на котором, «кроме самого генерала, не было ни одного военного человека». Такое отношение к службе вызывает недоумение: почему он проводит совет именно так? Что могут сказать чи­новники, не понимающие ничего в военном деле. В результате за активные действия выступил только Гринев, единственный человек, который понимал всю степень опасности, грозящей городу.

В итоге предложения Гринева были осмеяны, сам он назван молокососом, но зато серьезно обсуждался вопрос о «подкупа- тельном движении», то есть поступило предложение от тамо­женного директора назначить определенную сумму за голову Пугачева.

Так называемый «военный совет» показал полную неспособ­ность управлять ситуацией.

При осаде города происходили события, которые были след­ствием проведения военного совета: начался голод, поднялись цены, жители понимали, что военные не в силах их защитить. Пугачев пока не шел не штурм города, предпочитал отдельные вылазки, против которых тоже были бессильны защитники го­рода.

Петр Гринев утверждает, что «осада по неосторожности мест­ного начальства была гибельна для жителей».

Марья Ивановна писала о своем бедственном положении: Швабрин принуждал её выйти замуж, держал взаперти, угро­жал, что выдаст Пугачеву. Она вымолила 3 дня на обдумывание своего решения, за это время решится её судьба. Мы уже знаем, что кроме Гринева за неё заступиться некому, естественно по­этому, что она именно к нему обратилась за помощью.

Петр Гринев, получив письмо, «чуть с ума не сошел». Он опять поставлен перед очень трудным выбором. Гринев пред­лагает очистить Белгородскую крепость, но получает отказ. От­чаяние овладело им на короткое время, но он уже принял новое решение.

Глава XI. Мятежная свобода

Гринев принял решение ехать в Белгородскую крепость, но по воле случая попал в стан пугачевцев. При встрече с Пуга­чевым и его соратниками Гринев находился в большой опасно­сти, но вел себя очень достойно. И вновь его спасло то, что он был искренен и выступал за правое дело.

Пугачевцы вели себя по-разному, они даже чуть не поссори­лись. Белобородов и Хлопуша спорили с Пугачевым и друг с другом. Белобородов предлагал повесить Гринева как вражес­кого лазутчика, Хлопуша же говорил, что на гостя нельзя под­нимать руку. То, что Гриневу удалось рассмешить Пугачева, решило исход дела. Читатель с интересом следит за ходом со­бытий. переживает за судьбу Гринева.

Разговор Пугачева с Гриневым действительно интересен. Они разговаривают как простые люди, а не как враги. Пугачев пока­зывает искреннюю заинтересованность в судьбе Гринева. Еше мы узнаем о глубокой печали, которая таится в душе Пугачева: он сам понимает шаткость своего положения, его безнадеж­ность. Он «задумывается», «горько усмехается». Так А.С. Пуш­кин углубляет образ мятежника Пугачева.

Эти слова еше раз подчеркивают драматизм положения Пугачева. За этой фразой следуют слова: «Ребята мои умнича­ют. Они воры». Пугачев знает, что сю могут предать его же то­варищи, если произойдет какая-то неудача. Он жаждет воли, но её мало, потому что рассчитывать на поддержку соратников он не может. Герой осознает свое одиночество, в этот момент он печален, задумчив, теряет всякую воинственность, становит­ся просто рассуждающим о своей судьбе человеком.

Сказка об орле и вороне очень интересна. Пугачев знает её с детства, возможно, она даже повлияла на формирование его характера. Он, несомненно, орел, не желающий жить скудной жизнью ворона, питающегося падалью, иначе говоря, живуще­го несвободной жизнью.

Для Пугачева полноценная жизнь вольная, даже если сопря­жена с опасностями.

Гринев понимает сказку иначе, потому что он дворянин, а не закрепощенный человек. Он считает, что для него убивать и грабить - значит клевать мертвечину. Здесь противопоставле­ны два мировоззрения, они различны, но это не мешает героям лететь в кибитке «по гладкому зимнему пути».

Глава XII. Сирота

Рассказчик, Петр Гринев, называет Швабрина по-разно­му, но все эти выражения содержат негативную оценку. Осо­бенно сильным является выражение «уничтоженный враг».

Швабрин оказался врагом не только по отношению к Гри­неву, но и по отношению к Пугачеву, в войсках которого он теперь служит. Швабрин обманул Пугачева и был за это нака­зан, то есть «уничтожен».

Помилование Марьи Ивановны с новой стороны раскры­вает характер Пугачева. После их диалога с Гриневым есть фра­за: «Казалось, даже суровая душа Пугачева была тронута». Что же тронуло душу этого человека, совершившего много преступ­лений? Ответить на этот вопрос можно только глубоко проана­лизировав диалог героев.

Гринев говорит твердо, абсолютно искренне, подчеркивает в своей речи воинственность людей Пугачева, что явно льстит бунтовщику. Гринев тонко улавливал перепады настроения Пугачева, пользовался этим. Он постоянно напоминал ему о том, что Маша сирота, это, скорее всего, и было одним из са­мых сильных аргументов.

Мы уже знаем, что Пугачев способен на широкий жест, поэто­му он и заявляет: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай». Иначе говоря, он поступает так обычно.

Еще сыграла роль та же история, когда был освобожден сам Гринев. А причиной его освобождения был все тот же заячий тулуп. Добро вернулось к Гриневу, это, по Пушкину, один из законов жизни.

Глава XIII. Арест

Положение Гринева было сложным. Он находился вместе с Марьей Ивановной на территории, где происходили военные действия. Гринев, заслужив милость Пугачева, мог почти бес­препятственно передвигаться куда хотел. Он вез Марью Ива­новну к отцу в его деревню, где намеревался оставить. Но, встре­тив отряд Зурина, Гринев решил остаться в нем, а Марью Ива­новну отправить дальше с Савельичем. Свой поступок он объясняет так: «…я чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Гриневым руководило очень высокое чувство - долг чести, поэтому он решил на вре­мя расстаться с Марьей Ивановной.

Глава XIV. Суд

Опять дурную роль в его жизни сыграл Швабрин, он до­нес на Гринева, находясь в плену. Оправдан он был потому, что за него хлопотала Марья Ивановна, которая сама поехала в Пе­тербург, встретилась с императрицей, объяснила ей суть всего произошедшего. Справедливость восторжествовала.

Дальнейшая судьба Марьи Ивановны и Петра Гринева сложилась благополучно. Они поженились, «потомство их бла­годенствует в Симбирской губернии».

Пугачев был казнен в конце 1774 года. Перед казнью он, как утверждает издатель, встретился глазами с Гриневым, который был в это время в толпе. Так закончилась эта удивительная ис­тория.

Если бы отец не принял решения отправить Петрушу в армию, превращение недоросля во взрослого мужчину могло не произойти.

Гринев начал свой путь довольно бесславно: проиграл круп­ную сумму денег, ругался с Савельичем, кутил. Но добрые за­датки этого молодого человека показаны в той сцене, когда он дарит тулуп бродяге. Этим поступком он закладывает фунда­мент добрых отношений с Пугачевым. Когда начались военные действия, Гринев тоже пережил потрясение - казнь людей, сам был на волоске от смерти. Но ни разу в его голове не мелькнула мысль о возможности перехода в отряд Пугачева. В тексте не сказано, что Гринев вспоминал слова отца, но вел себя именно так, как велел ему отец в момент прощания.

Большое влияние на формирование его личности оказала любовь. По велению своего сердца Гринев выбирает всегда единственно правильное решение, потому что руководствуется правилом: береги честь.

Пушкин хочет сказать нам, что только честный человек идет по жизненному пути с достоинством.

Действительно, именно «благие потрясения» сформировали из недоросля человека долга и чести. Герой говорит об этом еди­ножды, но сами записки, оставленные им, сообщают о значе­нии этих событий в его жизни.

Пушкин относится к своим героям по-разному. Обратим­ся к тексту.

Пугачев: «лицо имело выражение приятное, но довольно плу­товское», «мой бродяга», «сверкающие глаза», «вор и самозва­нец», «черты лица правильные и довольно приятные, не изъяв­ляли ничего свирепого», «с выражением плутовства и насмеш­ливости», «самозванец», «отец родной», «горько усмехнулся».

Швабрин: «очень не глуп», «бесстыдство Швабрина», «унич­тоженный враг», «усмехнулся злобной усмешкой», «гнусный злодей».

Маша: «круглолицая, румяная», «трусиха», имела «ангельс­кий голос», «без всякого жеманства призналась», «бедная», «ми­лая девушка».

Мы выбрали несколько комментариев для характеристики трех героев. Разговор об авторском восприятии осложняется тем, что в романе есть герой-рассказчик. Это он сопровождает свои записи данными комментариями. Через призму его оце­нок мы судим и об авторском отношении.

Это особый литературный прием, который позволяет автору добиться эффекта достоверности описания: ему хочется, чтобы читатель воспринимал слова очевидца, а не его, автора, челове­ка, жившего значительно позднее.

К Пугачеву отношение неоднозначное. Различными приема­ми (портрет, диалог) Пушкин углубляет этот образ. Пугачев бунтовщик, разбойник, убийца, но он и хороший организатор, умеющий быть благодарным, щедрый на милость. Сердце его не жестоко. Он человек размышляющий, понимает, что его бунт обречен, говорит о воровской сути его «ребят». Для автора Пу­гачев - личность яркая, выразительная.

Швабрин осуждается. Он не наделен ни одной положитель­ной чертой, что свидетельствует о резко отрицательном отно­шении автора. Этот герой всегда изображается в сопоставле­нии с Гриневым, так Пушкин показывает бесчестие (Швабрин) и честь (Гринев). Автору, безусловно, нравится Маша. Перед читателем предстает почти идеальный образ русской девушки: Маша добрая, мягкая, спокойная, религиозная, преданная, са­моотверженная, сильная и волевая в конце романа.

Автор старался быть объективным в своем изображении. Он показывает разные стороны мятежников: то они злые, крово­жадные, страшные, то печальные и грустные. Также автор по­казывает разными людей, служащих императрице: среди них есть честные и бесчестные, верные присяге и предавшие её. С явным сочувствием к пленному башкиру показана сцена его допроса.

  • краткое содержание капитанская дочка 8 глава
  • как в этой главе рассказчик называет швабрина