Береги честь смолоду.
Поразмышляем над прочитанным...
Глава I. Сержант гвардии
1.Глава называется «Сержант гвардии»; О ком рисскааывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?
2. Как характеризует Гринева и Савельича случай с Зуриным?
Глава II. Вожатый
1. Почему глава начинается народной песней
? Как характеризует Гринева разговор с Савельичем, каков характер Савельича?
Дорога, буран - расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого: его таинственый разговор с хозяином. В чем его иносказательность?
2. Как отблагодарил Гринев Вожатого?
3. Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре .
Глава III. Крепость
1. Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведенные в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношении между людьми в крепости? Расскажите о ее обитателях - Иване Кузмиче, его жене, Швабрине, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?
2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?
Глава IV. Поединок
1. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
Глава V. Любовь
1. Перескажите подробно главу. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню - эпиграф?
2. Что можно сказать о Швабрине?
3. Как вы понимаете слова Гринева о «благом потрясении»?
Глава VI. Пугачевщина
1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогopской крепости?
2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?
Глава VII. Приступ
1. О чем говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?
2. Как вели ceбя немногочисленные защитники крепости? О чем хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас нагнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?
Глава VIII. Незваный гость
1. В чем смысл эпиграфа к этой главе?
2. Кого Гринев называет «новобранными наместниками» и почему?
3. Какие настроения пугачевцев передает бурлацкая песня?
4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачева? Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гриневу?
Глава IX. Разлука
1. Швабрин на служба у Пугачева. Савельич предъявляет счет Пугачеву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте и прокомментируйте названные эпизоды.
2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.
Глава X. Осада города
1. Как встретился Гринев с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкупательном движении» говорили на совете?
2. Что происходило при осаде города?
3. О чем писала Марья Ивановна?
Глава XI. Мятежная слобода
1. Как держался Гринев в пугачевском стане и как велн себя пугачевцы? Чем интересен разговор Пугачева и Гринева?
2. Что значат слова Пугачева: «Улица моя тесна; волн мне мало»?
3. Какое значение имеет сказка Пугачёва об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?
Глава XII. Сирота
1. Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?
2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?
Глава XIII. Арест
Почему Гриневу пришлось расстаться с Марьей Ивановной?
Глава XIV. Суд
1. По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?
2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?
3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?
4. Как относится автор к героям? Подтвердите свое мнение цитатами из тексту
произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим, Гриневу, Пугачеву, Маше Мироновой?
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.
- Опишите «дворец» Пугачева.
- Дайте портреты «наперсников самозванца».
- Почему «логика старого злодея» Белоборо-дова по поводу Гринева показалась убедительной самому Гриневу, хотя эта логика и предполагала его казнь?
- Как объяснить, почему спор Белобородова и Хлопуши спас Гринева?
- Опишите поездку Гринева с Пугачевым из мятежной Бердской слободы в Белогорскую кре-пость.
- Перескажите близко к тексту калмыцкую сказку об орле и вороне.
«Я вошел в избу, или во дворец, как на-зывали ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены окле-ены были золотою бумагою; впрочем, лав-ки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе». Можно объяснить причины, по которым именно так был оформлен этот «дворец»: крестья-не — участники восстания — и не могли по-иному представить великолепие цар-ских хором.
Их нужно описывать рядом с Пугаче-вым. «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важ-но подбочась. Около него стояло несколь-ко из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия… Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, на-детой через плечо по серому армяку. Но ввек не забуду его товарища. Он был высо-кого росту, дороден и широкоплеч, и по-казался мне лет сорока пяти. Густая ры-жая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широко-му лицу выражение неизъяснимое… Пер-вый (как узнал я после) был беглый кап-рал Белобородов; второй — Афанасий Со-колов (прозванный Хлопушей), ссыльный преступник, три раза бежавший из сибир-ских рудников».
К такому решению, конечно, пришел бы любой человек. Офицер едет из Орен-бурга в свою крепость. Какие еще могут быть причины для такого решения? Есте-ственным выглядит предположение о раз-ведке, и отрицать это просто невозможно. Однако у Гринева были другие причины, о которых и ему удалось чуть позже рас-сказать Пугачеву.
Спор Белобородова и Хлопуши спас Гринева, так как отвлек внимание Пуга-чева от подозрений в его адрес. Пугачев пытался разрешить надоевшие и вызы-вающие его раздражение споры соратников.
Поездка в Белогорскую крепость была очень важна для Гринева и многое помо-гает узнать о Пугачеве. Во время этой по-ездки из Бердской слободы между двумя героями повести произошел важный раз-говор. Вспомним один из эпизодов этого разговора: «Самозванец несколько заду-мался и сказал вполголоса: «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Материал с сайта
«Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне расска-зывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-пти-ца, отчего живешь ты на белом свете трис-та лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: да-вай попробуем и мы питаться тем же. Хо-рошо. Полетели орел да ворон. Вот зави-дели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул кры-лом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови, а там что Бог даст! — Какова калмыцкая сказка?
Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлени-ем и ничего не отвечал. Оба мы замолча-ли, погрузясь каждый в свои размышле-ния».
Обратим внимание на реплику Гринева, которая сразу же заставляет изменить взгляд на существо сказки. Оказывается, то, что хотел воспеть Пугачев, может вос-приниматься как унылое и унизительное потребление мертвечины. Может быть, в этих словах — отклик на утверждение автора о «бунте, бессмысленном и беспо-щадном»?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- капитанская дочка ответы на вопросы глава 11
- ответы тест по повести а.с.пушкина капитанская дочка
- ответы на вопросы по главе 11 мятежная слобода
- описание дворца пугачева в капитанской дочке
- пушкин расскажу тебе сказку которую в ребятчестве
Пословица «Незваный гость хуже татарина» имеет старое происхождение. Она напоминает времена, когда на Русь нападали многочисленные кочевники. Их набеги приносили много неприятностей, но незваный гость был еще хуже. Незваный гость в главе — это тот, кто без приглашения пришел в тот дом, где раньше часто бывал Гринев. Он оказал милость Гриневу, он оставил его в живых. Так он отплатил за «тулупчик заячий». Но от этого не было легче Гриневу: в опасности оставалась Маша, которую он любил. Будущее представлялось ему очень мрачным.
«Новобранными изменниками» Гринев называет тех, кто перешел на службу к Пугачеву. Это Максимыч и Швабрин. Они новобранцы в войске Пугачева, но изменники по своей сути.
Труд бурлаков был изнурительно однообразен и тяжел. Мятежники запели эту «заунывную бурлацкую песню». В ней рассказывается о царском суде, на который пришел разбойник. Он отвечает на вопросы царя достойно, за что царь хвалит его: «Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын!» - но при этом добавляет, что вознаградит его виселицей. Эта песня производила сильное впечатление на слушателей, потому что пели её такие же преступники. Но и они сами поют её оттого, что им тягостно на душе: подсознательно они понимают разбойный характер своих действий и предчувствуют свою гибель.
Гринева поразила обстановка, которую он увидел на военном совете Пугачева. Никто никому не оказывал предпочтения. Все имели почти равное право голоса, Пугачев слушал людей с интересом и уважением к их мнению. С точки зрения Гринева всё это было очень необычно. Традиционная иерархия военных советов требовала подчинения нижестоящих вышестоящим.
Почему Пугачев простил Гриневу его дерзкие речи? Это в тексте объясняется так: «Моя искренность поразила Пугачева». Пугачев сумел оценить правдивость и искренность слов Гринева. Так Пушкин проводит в повести очень важную мысль о том, что искренность и правда - две добродетели, которые помогают человеку даже в самые тяжелые моменты его жизни.
Глава IX. Разлука
Швабрин на службе у Пугачева. Пугачев назначил Швабрина «начальником крепости». Гринев, услышав эту новость, пришел в ужас, оттого что Марья Ивановна оставалась в руках Швабрина. Этот человек быстро приспособился к ситуации, подстригся, как казак, надел новую форму. Для него не существует понятия чести. Автор намеренно противопоставляет поведение Швабрина и Гринева. Эпиграф ко всему произведению учит иметь честь и беречь её. Швабрин показал, как бывает, если чести нет и беречь нечего.
Савельич предъявляет счет Пугачеву. Этот эпизод, несмотря на то, что он довольно драматичен, вызывает улыбку у читателя. Это происходит потому, что Пушкин использует прием несоответствия. Савельич находится в полной зависимости от Пугачева, должен находиться в страхе и беречь свою жизнь. Он же, напротив, предъявляет список, по которому Пугачев должен вернуть утраченное хозяйское добро. Интересно то, что этот эпизод помог углубить нам представление о Пугачеве: он неграмотный, а выдает себя за царя. Ярче раскрывается образ слуги. Он действительно честно выполняет свой долг, что достойно уважения.
Прощание с Марьей Ивановной. Страшные события сблизили героев. Гринев представил девушку как свою невесту. Он оставил её в крепости, потому что Маща заболела, впала в беспамятство. Гринев принимает решение ехать в Оренбург, чтобы помочь девушке освободиться.
Он принимает единственно правильное решение, хотя это очень тяжело для него. Автор показывает с помощью данного эпизода, что Гринев способен управлять своими чувствами, не поддается панике и унынию.
Глава X. Осада города
Грустное впечатление оставляют описанные в этой главе события. Генерал не производит впечатления того, что он может решать какие-то военные проблемы. Он спокоен и занимается своим садом, хотя близка осада города.
Не случайно А.С. Пушкин показывает военный совет, на котором, «кроме самого генерала, не было ни одного военного человека». Такое отношение к службе вызывает недоумение: почему он проводит совет именно так? Что могут сказать чиновники, не понимающие ничего в военном деле. В результате за активные действия выступил только Гринев, единственный человек, который понимал всю степень опасности, грозящей городу.
В итоге предложения Гринева были осмеяны, сам он назван молокососом, но зато серьезно обсуждался вопрос о «подкупа- тельном движении», то есть поступило предложение от таможенного директора назначить определенную сумму за голову Пугачева.
Так называемый «военный совет» показал полную неспособность управлять ситуацией.
При осаде города происходили события, которые были следствием проведения военного совета: начался голод, поднялись цены, жители понимали, что военные не в силах их защитить. Пугачев пока не шел не штурм города, предпочитал отдельные вылазки, против которых тоже были бессильны защитники города.
Петр Гринев утверждает, что «осада по неосторожности местного начальства была гибельна для жителей».
Марья Ивановна писала о своем бедственном положении: Швабрин принуждал её выйти замуж, держал взаперти, угрожал, что выдаст Пугачеву. Она вымолила 3 дня на обдумывание своего решения, за это время решится её судьба. Мы уже знаем, что кроме Гринева за неё заступиться некому, естественно поэтому, что она именно к нему обратилась за помощью.
Петр Гринев, получив письмо, «чуть с ума не сошел». Он опять поставлен перед очень трудным выбором. Гринев предлагает очистить Белгородскую крепость, но получает отказ. Отчаяние овладело им на короткое время, но он уже принял новое решение.
Глава XI. Мятежная свобода
Гринев принял решение ехать в Белгородскую крепость, но по воле случая попал в стан пугачевцев. При встрече с Пугачевым и его соратниками Гринев находился в большой опасности, но вел себя очень достойно. И вновь его спасло то, что он был искренен и выступал за правое дело.
Пугачевцы вели себя по-разному, они даже чуть не поссорились. Белобородов и Хлопуша спорили с Пугачевым и друг с другом. Белобородов предлагал повесить Гринева как вражеского лазутчика, Хлопуша же говорил, что на гостя нельзя поднимать руку. То, что Гриневу удалось рассмешить Пугачева, решило исход дела. Читатель с интересом следит за ходом событий. переживает за судьбу Гринева.
Разговор Пугачева с Гриневым действительно интересен. Они разговаривают как простые люди, а не как враги. Пугачев показывает искреннюю заинтересованность в судьбе Гринева. Еше мы узнаем о глубокой печали, которая таится в душе Пугачева: он сам понимает шаткость своего положения, его безнадежность. Он «задумывается», «горько усмехается». Так А.С. Пушкин углубляет образ мятежника Пугачева.
Эти слова еше раз подчеркивают драматизм положения Пугачева. За этой фразой следуют слова: «Ребята мои умничают. Они воры». Пугачев знает, что сю могут предать его же товарищи, если произойдет какая-то неудача. Он жаждет воли, но её мало, потому что рассчитывать на поддержку соратников он не может. Герой осознает свое одиночество, в этот момент он печален, задумчив, теряет всякую воинственность, становится просто рассуждающим о своей судьбе человеком.
Сказка об орле и вороне очень интересна. Пугачев знает её с детства, возможно, она даже повлияла на формирование его характера. Он, несомненно, орел, не желающий жить скудной жизнью ворона, питающегося падалью, иначе говоря, живущего несвободной жизнью.
Для Пугачева полноценная жизнь вольная, даже если сопряжена с опасностями.
Гринев понимает сказку иначе, потому что он дворянин, а не закрепощенный человек. Он считает, что для него убивать и грабить - значит клевать мертвечину. Здесь противопоставлены два мировоззрения, они различны, но это не мешает героям лететь в кибитке «по гладкому зимнему пути».
Глава XII. Сирота
Рассказчик, Петр Гринев, называет Швабрина по-разному, но все эти выражения содержат негативную оценку. Особенно сильным является выражение «уничтоженный враг».
Швабрин оказался врагом не только по отношению к Гриневу, но и по отношению к Пугачеву, в войсках которого он теперь служит. Швабрин обманул Пугачева и был за это наказан, то есть «уничтожен».
Помилование Марьи Ивановны с новой стороны раскрывает характер Пугачева. После их диалога с Гриневым есть фраза: «Казалось, даже суровая душа Пугачева была тронута». Что же тронуло душу этого человека, совершившего много преступлений? Ответить на этот вопрос можно только глубоко проанализировав диалог героев.
Гринев говорит твердо, абсолютно искренне, подчеркивает в своей речи воинственность людей Пугачева, что явно льстит бунтовщику. Гринев тонко улавливал перепады настроения Пугачева, пользовался этим. Он постоянно напоминал ему о том, что Маша сирота, это, скорее всего, и было одним из самых сильных аргументов.
Мы уже знаем, что Пугачев способен на широкий жест, поэтому он и заявляет: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай». Иначе говоря, он поступает так обычно.
Еще сыграла роль та же история, когда был освобожден сам Гринев. А причиной его освобождения был все тот же заячий тулуп. Добро вернулось к Гриневу, это, по Пушкину, один из законов жизни.
Глава XIII. Арест
Положение Гринева было сложным. Он находился вместе с Марьей Ивановной на территории, где происходили военные действия. Гринев, заслужив милость Пугачева, мог почти беспрепятственно передвигаться куда хотел. Он вез Марью Ивановну к отцу в его деревню, где намеревался оставить. Но, встретив отряд Зурина, Гринев решил остаться в нем, а Марью Ивановну отправить дальше с Савельичем. Свой поступок он объясняет так: «…я чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Гриневым руководило очень высокое чувство - долг чести, поэтому он решил на время расстаться с Марьей Ивановной.
Глава XIV. Суд
Опять дурную роль в его жизни сыграл Швабрин, он донес на Гринева, находясь в плену. Оправдан он был потому, что за него хлопотала Марья Ивановна, которая сама поехала в Петербург, встретилась с императрицей, объяснила ей суть всего произошедшего. Справедливость восторжествовала.
Дальнейшая судьба Марьи Ивановны и Петра Гринева сложилась благополучно. Они поженились, «потомство их благоденствует в Симбирской губернии».
Пугачев был казнен в конце 1774 года. Перед казнью он, как утверждает издатель, встретился глазами с Гриневым, который был в это время в толпе. Так закончилась эта удивительная история.
Если бы отец не принял решения отправить Петрушу в армию, превращение недоросля во взрослого мужчину могло не произойти.
Гринев начал свой путь довольно бесславно: проиграл крупную сумму денег, ругался с Савельичем, кутил. Но добрые задатки этого молодого человека показаны в той сцене, когда он дарит тулуп бродяге. Этим поступком он закладывает фундамент добрых отношений с Пугачевым. Когда начались военные действия, Гринев тоже пережил потрясение - казнь людей, сам был на волоске от смерти. Но ни разу в его голове не мелькнула мысль о возможности перехода в отряд Пугачева. В тексте не сказано, что Гринев вспоминал слова отца, но вел себя именно так, как велел ему отец в момент прощания.
Большое влияние на формирование его личности оказала любовь. По велению своего сердца Гринев выбирает всегда единственно правильное решение, потому что руководствуется правилом: береги честь.
Пушкин хочет сказать нам, что только честный человек идет по жизненному пути с достоинством.
Действительно, именно «благие потрясения» сформировали из недоросля человека долга и чести. Герой говорит об этом единожды, но сами записки, оставленные им, сообщают о значении этих событий в его жизни.
Пушкин относится к своим героям по-разному. Обратимся к тексту.
Пугачев: «лицо имело выражение приятное, но довольно плутовское», «мой бродяга», «сверкающие глаза», «вор и самозванец», «черты лица правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого», «с выражением плутовства и насмешливости», «самозванец», «отец родной», «горько усмехнулся».
Швабрин: «очень не глуп», «бесстыдство Швабрина», «уничтоженный враг», «усмехнулся злобной усмешкой», «гнусный злодей».
Маша: «круглолицая, румяная», «трусиха», имела «ангельский голос», «без всякого жеманства призналась», «бедная», «милая девушка».
Мы выбрали несколько комментариев для характеристики трех героев. Разговор об авторском восприятии осложняется тем, что в романе есть герой-рассказчик. Это он сопровождает свои записи данными комментариями. Через призму его оценок мы судим и об авторском отношении.
Это особый литературный прием, который позволяет автору добиться эффекта достоверности описания: ему хочется, чтобы читатель воспринимал слова очевидца, а не его, автора, человека, жившего значительно позднее.
К Пугачеву отношение неоднозначное. Различными приемами (портрет, диалог) Пушкин углубляет этот образ. Пугачев бунтовщик, разбойник, убийца, но он и хороший организатор, умеющий быть благодарным, щедрый на милость. Сердце его не жестоко. Он человек размышляющий, понимает, что его бунт обречен, говорит о воровской сути его «ребят». Для автора Пугачев - личность яркая, выразительная.
Швабрин осуждается. Он не наделен ни одной положительной чертой, что свидетельствует о резко отрицательном отношении автора. Этот герой всегда изображается в сопоставлении с Гриневым, так Пушкин показывает бесчестие (Швабрин) и честь (Гринев). Автору, безусловно, нравится Маша. Перед читателем предстает почти идеальный образ русской девушки: Маша добрая, мягкая, спокойная, религиозная, преданная, самоотверженная, сильная и волевая в конце романа.
Автор старался быть объективным в своем изображении. Он показывает разные стороны мятежников: то они злые, кровожадные, страшные, то печальные и грустные. Также автор показывает разными людей, служащих императрице: среди них есть честные и бесчестные, верные присяге и предавшие её. С явным сочувствием к пленному башкиру показана сцена его допроса.