Как бэла раскрывает характер печорина. Какие черты характера проявляются у печорина в главе "белла". Печорин – неоднозначная личность

Написанный в 1840 году роман «Герой нашего времени», считается достойным литературным произведением. Михаил Юрьевич Лермонтов – автор романа, хотел передать нам атмосферу того противоречивого времени контрастов. Создатель произведения отобразил большинство недостатков и пороков тех времен, одновременно с достоинствами и силой одной личности.

Внешнее описание Г.А. Печорина в главе «Бэла»

Во всей первой главе описание и манера поведения Григория Александровича Печорина передана со слов пожилого штабс-капитана Максима Максимыча. По его воспоминаниям, Печорин был стройным молодым мужчиной. Явно просматривалось честолюбие и педантичность главного героя. Подтверждением этого будут следующие строки: «Он явился ко мне в полной форме… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Одновременно подчеркивается молодой возраст героя романа.

Особенности характера Григория Александровича Печорина в главе «Бэла»

В этой главе нет размышлений на тему осуждения эгоизма главного героя. Максим Максимыч – прямолинейный и добрый человек. Ему был непонятен внутренний мир Григория Александровича. Его давний друг ярко запомнился в памяти Максима Максимыча. Множество разносторонних черт характера Печорина удивили пожилого штабс-капитана. Он вспоминает о нем как о человеке незаурядных способностей и обладателя небывалого эгоизма и холодности к чужим чувствам. Максима Максимыча поразила сила и бесстрашие Печорина перед диким кабаном. Одновременно с этим неожиданный сквозняк и раскрывшиеся ставни могли перепугать главного героя до тряски. В большинстве своем Печорин мало говорил, но бывало у него такое настроение, что можно было часами хохотать над его рассказами. У Печорина было слишком внимательное отношение к своей тоске, которая часто настигала его при достижении тех или иных целей.

Григорий Александрович был умен, он много учился. В его молодом возрасте, имел большой опыт общения и отношений с барышнями высокого круга. Печорин мастерски умел прощупать внутренний мир любого человека и пользовался слабостями людей во имя своей игры в ненасытную жажду эмоций.

Отношение Печорина к Бэле

Бэла была дочерью местного князя на Кавказе. Но для Печорина она была молоденькой черкешенкой и дикаркой. Он с ненасытным вожделением смотрел на черноглазую красавицу. Ее сила духа стала причиной яркой вспышки страсти у Григория Александровича. По словам Максима Максимыча, девушка была достойнейшей представительницей слабого пола и полюбилась ему как родная дочь. Пожилой мужчина сразу почувствовал, что Печорин хочет воспользоваться юной красавицей. Его интуиция не подвела. Однако, Печорин смог отстоять свои позицию и отказал в просьбах вернуть Бэлу обратно ее отцу.

Вначале, Григорий Александрович был самым ласковым и щедрым мужем для южной девушки. Он подчинялся ее отказам. Со временем ему удалось растопить сердце Бэлы. Делал он это целенаправленно, он знал, что получит желаемый результат. Можно охарактеризовать Печорина как хладнокровного манипулятора. Как и предчувствовал Максим Максимыч, со временем герой романа охладел к несчастной девушке, которая полюбила его всем сердцем. Он перестал ее баловать и проводить с ней время. Девушка затосковала. Но, по словам друга Печорина, это не волновало ее возлюбленного. Он просто уезжал на долгое время. Непостоянная в своем выборе личность – Григорий. Он позволял своей скуке распоряжаться жизнями других людей.

В конце главы Бэла была убита. Штабс-капитан описывал состояние Печорина слишком спокойным и безразличным к случившемуся горю. Ни слезинки не блеснуло по щекам этого странного человека.

Печорин Григорий Александрович был весьма жестоким человеком, он любил, когда ему захватывало дух, но подобно спичке, перегорал, насытившись очередной победой. Нельзя сказать, что он был счастлив, потому как сам был не рад своей непостоянности.

«Герой нашего времени» - самое известное прозаическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Во многом оно обязано своей популярностью своеобразию композиции и сюжету и противоречивости образа главного героя. Разобраться с тем, чем же так уникальна характеристика Печорина, мы и попробуем.

История создания

Роман был не первым прозаическим произведением писателя. Еще в 1836 году Лермонтов начинает роман о жизни петербургского высшего общества - «Княгиня Лиговская», где впервые возникает образ Печорина. Но из-за ссылки поэта произведение не было закончено. Уже на Кавказе Лермонтов вновь принимается за прозу, оставляя прежнего героя, но меняя место действия романа и название. Это произведение и получило название «Герой нашего времени».

Публикация романа начинается с 1839 года отдельными главами. Первыми в печать выходят «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Произведение вызвало множество негативных откликов критиков. Связаны они в первую очередь были с образом Печорина, который воспринимался как клевета «на целое поколение». В ответ Лермонтовым выдвигается своя характеристика Печорина, в которой он называет героя собранием всех пороков современного автору общества.

Жанровое своеобразие

Жанр произведения - роман, раскрывающий психологические, философские и социальные проблемы николаевских времен. Этот период, наступивший сразу после разгрома декабристов, характеризуется отсутствием значимых социальных или философских идей, которые смогли бы воодушевить и сплотить передовое общество России. Отсюда и чувство ненужности и невозможности найти свое место в жизни, от которого страдало молодое поколение.

Социальная сторона романа звучит уже в названии, которое пропитано лермонтовской иронией. Печорин, несмотря на свою незаурядность, не соответствует роли героя, не зря его в критике часто называют антигероем.

Психологическая составляющая романа в том огромном внимании, которое автор уделяет внутренним переживаниям персонажа. При помощи различных художественных приемов авторская характеристика Печорина превращается в сложный психологический портрет, в котором отражается вся неоднозначность личности персонажа.

А философское в романе представлено рядом извечных человеческих вопросов: зачем существует человек, что он собой представляет, каков смысл его жизни и т. п.

Кто такой романтический герой?

Романтизм как литературное направление возник в XVIII веке. Его герой - в первую очередь неординарная и уникальная личность, которая всегда противопоставлена обществу. Романтический персонаж всегда одинок и не может быть понят окружающими. Ему нет места в обычном мире. Романтизм деятелен, он стремится к свершениям, приключениям и необычным декорациям. Именно поэтому характеристика Печорина изобилует описанием необычных историй и не менее необычными поступками героя.

Портрет Печорина

Изначально Григорий Александрович Печорин - это попытка типизировать молодых людей поколения Лермонтова. Каким же получился этот персонаж?

Краткая характеристика Печорина начинается с описания его социального положения. Итак, это офицер, который был разжалован и сослан на Кавказ из-за какой-то неприятной истории. Он из аристократической семьи, образован, холоден и расчетлив, ироничен, наделен незаурядным умом, склонен к философским рассуждениям. Но куда применить свои способности, он не знает и часто разменивается по мелочам. Печорин равнодушен к окружающим и себе, даже если его что-то захватывает, то он быстро остывает, как это было с Бэлой.

Но вина в том, что такая незаурядная личность не может найти себе места в мире, лежит не на Печорине, а на всем обществе, так как он типичный «герой своего времени». Социальная обстановка породила таких как он.

Цитатная характеристика Печорина

Высказываются о Печорине в романе два персонажа: Максим Максимович и сам автор. Также здесь можно упомянуть и самого героя, который пишет о своих мыслях и переживаниях в дневнике.

Максим Максимыч, простодушный и добрый человек, описывает Печорина так: «Славный малый… только немножко странен». В этой странности весь Печорин. Он совершает нелогичные поступки: охотится в непогоду и сидит в ясные дни дома; идет на кабана в одиночку, не дорожа своей жизнью; может быть молчаливым и хмурым, а может стать душой компании и рассказывать смешные и очень интересные истории. Максим Максимович сравнивает его поведение с поведением избалованного ребенка, который привык всегда получать желаемое. В этой характеристике отразились душевные метания, переживания, неспособность справиться со своими чувствами и эмоциями.

Авторская цитатная характеристика Печорина весьма критична и даже иронична: «Когда он опустился на скамью, то стан его согнулся... положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах... В его улыбке было что-то детское…» Лермонтов нисколько не идеализирует своего героя, видя его недостатки и пороки.

Отношение к любви

Бэлу, княжну Мэри, Веру, «ундину» сделал своими возлюбленными Печорин. Характеристика героя была бы неполной без описания его любовных историй.

Увидев Бэлу, Печорин считает, что наконец-то полюбил, и вот то, что поможет скрасить его одиночество и избавить от страданий. Однако проходит время, и герой понимает, что ошибся - девушка лишь на краткое время развлекла его. В безразличии Печорина к княжне проявился весь эгоизм этого героя, его неспособность думать о других и чем-то жертвовать ради них.

Следующей жертвой неспокойной души персонажа оказывается княжна Мэри. Эта гордая девушка решается переступить через социальное неравенство и первая признается в любви. Однако Печорин пугается семейной жизни, которая принесет покой. Герою этого не надо, он жаждет новых переживаний.

Краткая характеристика Печорина в связи с его отношением к любви может свестись к тому, что герой предстает жестоким человеком, неспособным на постоянные и глубокие чувства. Он причиняет только боль и страдания как девушкам, так и себе.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Главный герой предстает противоречивой, неоднозначной и непредсказуемой личностью. Характеристика Печорина и Грушницкого указывает на еще одну яркую черту персонажа - желание развлечься, поиграть судьбами других людей.

Дуэль в романе стала попыткой Печорина не только посмеяться над Грушницким, но и провести своего рода психологический эксперимент. Главный герой дает возможность поступить своему оппоненту правильно, проявить лучшие качества.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в этой сцене не на стороне последнего. Так как к трагедии привела именно его подлость и желание унизить главного героя. Печорин же, зная о заговоре, пытается дать возможность Грушницкому оправдаться и отступить от своего замысла.

В чем трагедия лермонтовского героя

Историческая действительность обрекает на крах все попытки Печорина найти себе хоть какое-то полезное применение. Даже в любви он не смог найти себе место. Этот герой совершенно одинок, ему сложно сближаться с людьми, открываться им, впускать в свою жизнь. Сосущая тоска, одиночество и желание найти себе место в мире - вот характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал романом-олицетворением величайшей трагедии человека - невозможности найти себя.

Печорин наделен благородством и честью, что проявилось при дуэли с Грушницким, но в то же время в нем главенствуют эгоизм и безразличие. На протяжении всего повествования герой остается статичным - он не эволюционирует, его ничего не может изменить. Лермонтов словно стремится этим показать, что Печорин практически полутруп. Его судьба предрешена, он уже не жив, хотя до конца еще и не мертв. Именно поэтому главный герой не заботится о своей безопасности, он бесстрашно бросается вперед, потому что ему нечего терять.

Трагизм Печорина не только в социальной ситуации, которая не позволила ему найти себе применения, но и в неспособности просто жить. Самоанализ и постоянные попытки осмыслить происходящее вокруг привели к метаниям, постоянным сомнениям и неуверенности.

Вывод

Интересна, неоднозначна и весьма противоречива характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал знаковым произведением Лермонтова именно благодаря столь сложному герою. Вобрав в себя черты романтизма, социальных перемен николаевской поры и философских проблем, личность Печорина оказалась вне времени. Его метания и проблемы близки и сегодняшней молодежи.

"Бэла" - Портрет Печёрина глазами Максима Максимыча: "Молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький" "Славный был малый, только немножко странный" Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но "ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет"; мог молчать часами, а мог и быть душой компании Умеет играть на слабостях людей. Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы) Упрям, эгоистичен, идет на поводу своих желаний. Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле от-вечает: "А коли она мне нравится?

" "Видно, в детстве был маменькой избалован" (Максим Максимыч о Печорине) Имеет переменчивую натуру, не может найти свое место в жизни. "Невежество и простосердечие" Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам". Ему "скучно" Ипод "чеченскими пулями" . Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны - Америку, Индию, Аравию.

"Авось где-нибудь умру на дороге" Остаётся загадочной фигурой для Максима Максимыча. Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы - в ответ на утешения Печорин смеется.

"Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи" "Максим Максимыч" Портрет Печорина глазами автора-повествователя Привлекательная внешность, крепкое телосложение "Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными" Аристократические черты. Тонкие бледные пальцы, нежная кожа, бледный, благородный лоб. "Несмотря па светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке" Неуловимость образа "С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать" Необыкновенные глаза. Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся - "признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".

Блеск его глаз "ослепительный, но холодный". "Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе пеприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзкий, если б не был столь равнодушно спокоен» "Тамань" Трагичность личности Печорина - в разрыве между разумом и чувствами. Символична в этой связи в финале "Тамани" фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко.

В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем

Б. Эйхенбаум считал повесть «Бэла», наряду с «Таманью», экспозицией образа Печорина. В этой повести рассказывается об обстоятельствах жизни Печорина, о его воспитании, образовании. Здесь же дан первый портрет героя.

Впервые мы узнаем о Григории Александровиче из рассказа Максима Максимыча. Штабс-капитан описывает характер Печорина, его «странности», непохожесть на окружающих. И уже здесь звучит мотив внутренней противоречивости героя. «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет...»

Повесть «Бэла» лишена психологического анализа. Максим Максимыч здесь просто передает факты печоринской биографии, не анализируя и практически никак не оценивая их. В определенном смысле штабс-капитан объективен.

Вместе с тем, искренне жалея Бэлу, которую он полюбил как родную дочь, Максим Максимыч считает Печорина неправым. Увидев, как Григорий Александрович к ней переменился, как Бэла страдает от его холодности, штабс-капитан пробует поговорить с ним. И Печорин пытается объяснить свое поведение. Он говорит, что разлюбил Бэлу, что она оказалась неспособной излечить его от скуки. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...», — говорит Печорин.

Максим Максимыч ничего не понимает из печоринского монолога. Он лишь спрашивает проезжего офицера о том, что это за мода — «скучать» и вся ли столичная молодежь такова. Для штабс-капитана Печорин — обычный столичный денди, Максиму Максимычу дико и странно слышать жалобы на жизнь от двадцатипятилетнего человека, жизнь которого вполне благополучна.

Причины этого непонимания — в разнице мировосприятия героев, их духовных запросов, культурного уровня, характера. Как замечает Белинский, умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен, «жить» для него означает «служить», и служить на Кавказе. Манеры штабс-капитана грубы и простоваты, он непритязателен в выборе знакомства. Однако у Максима Максимыча — «чудесная душа, золотое сердце», «каким-то инстинктом» он понимает «все человеческое и принимает в нем горячее участие». Так, штабс-капитан сразу же полюбил Бэлу, привязался к Печорину. Узнав о возможной встрече с ним, Максим Максимыч радуется, как ребенок.

Таким образом, «странности» Печорина не мешают Максиму Максимычу любить его. И это очень важно. Штабс-капитан интуитивно человечен, гуманен, в груди его бьется «теплое, благородное, даже нежное сердце». Думается, Лермонтов не случайно акцентирует внимание читателей на том, что Максим Максимыч искренне привязан к Печорину. Ведь в истории с Бэлой Григорий Александрович выглядит не слишком достойно. Однако, несмотря ни на что, штабс-капитан, это «золотое сердце», по-прежнему любит его. Тем самым писатель как бы уже здесь намекает, что в Печорине есть нечто подлинное, искреннее.

После смерти черкешенки штабс-капитан пытается утешить Григория Александровича, но Печорин остается спокоен. Максиму Максимычу досадно: «Я бы на его месте умер с горя», говорит он. И совсем уж непонятен штабс-капитану смех Печорина, от которого «мороз пробежал по коже».

Безусловно, Печорин страдает, потеряв Бэлу. Он не привык к открытому проявлению своих чувств, смех его в сцене с Максимом Максимычем — не что иное, как истерика. Однако история этой любви не могла закончиться счастливо: чувства Печорина лишены цельности и единства, любовь «дикарки» для него «немногим лучше любви знатной барыни».

Белинский объясняет поведение Печорина с Бэлой разницей их интеллектов, культурного уровня. «О чем он мог говорить с нею? что оставалось для него в ней неразгаданного? Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня; любовь есть гармоническое слияние двух родственных натур в чувство бесконечного. В любви Бэлы была сила, но не могло быть бесконечности...», — писал критик.

Однако думается, мотивы поведения Печорина более глубоки. Скорее, он просто не способен к любви. Именно поэтому он не ценит и чувства других людей — Веры, княжны Мери. Фактически он погубил Бэлу ради собственного каприза, сиюминутной прихоти, желания избавиться от скуки. Поэтому для Печорина невозможно счастье.

В повести «Бэла» много элементов романтического стиля. В основе сюжета повести лежит традиционная романтическая схема — бегство героя из мира цивилизации в мир природы, у цивилизованного героя завязываются любовные отношения с черкешенкой. Налицо и все сюжетные атрибуты романтических историй: похищение, любовь, месть, смерть. Однако Лермонтов сохраняет реалистичность мотивировок. Разрыв героев обусловили не внешние, «роковые обстоятельства», а особенности внутреннего мира Печорина, его характер.

Таким образом, повесть «Бэла» — это первое знакомство с Печориным. Здесь мы узнаем о его воспитании, образовании, социальном положении, некоторых эпизодах из жизни на Кавказе. Характерно, что первый рассказчик в романе хорошо относится к Печорину, Максим Максимыч. искренне привязан к своему молодому приятелю. При этом штабс-капитан не понимает мотивов его поведения, особенностей характера. Это непонимание в какой-то степени отдаляет его от Григория Александровича. Симпатия и одновременно определенное отчуждение — эти два момента в восприятии Максимом Максимычем Печорина подчеркивают беспристрастность первого рассказчика и создают определенную объективность повествования. Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.

Образ Печорина раскрыт в романе с разных сторон, однако ведущим композиционным принципом романа является принцип концентрированного углубления в мир душевных переживаний героя. Расположение глав в романе также подчиняется этому принципу. В первой главе ("Бэла") мы узнаем о Печорине из уст его сослуживца штабс-капитана Максима Максимыча, во второй ("Максим Максимыч") герой дан в восприятии автора. Это как бы внешняя сторона, доступная извне. А вот журнал Печорина дает возможность увидеть "загадочную личность" изнутри. Во второй части романа ("Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист") читатель знакомится с главным действующим лицом из дневниковых записей, где события и характер героя предстают в своем непосредственном самовыражении. При этом автор отступает от хронологической последовательности (все происходящее во второй части романа предшествовало событиям, изложенным в главах "Бэла" и "Максим Максимыч") с тем, чтобы углубить психологическую характеристику героя.

Расположение повестей обусловлено также и необходимостью ввести второстепенные персонажи, которые нужны для решения основной задачи, стоявшей перед автором, - для объективного, многостороннего изображения героя. Сначала Печорин сталкивается с простыми, естественными в своих чувствах людьми - с Бэлой, Максимом Максимычем, контрабандисткой (это первые три новеллы) , затем - с людьми своего круга ("Княжна Мери", "Фаталист") .

История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных записках героя - со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Но этого мало для создания объемного образа; Лермонтов вводит в повествование других рассказчиков, не "печоринского" типа - Максима Максимыча, странствующего офицера. Наконец, в дневнике Печорина приведены и другие отзывы о нем: Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера.

Столкновения между Печориным и другими персонажами позволяет с особенной четкостью показать отличие Печорина от них, его ущербность по сравнению с ними и одновременно бесспорное его превосходство, и основная функция всех персонажей романа состоит в том, чтобы раскрыть центрального героя. Это лишний раз подчеркивает его эгоцентризм. Печорин занят только самим собой. Он проявляет власть над чужой душой (Бэла, Мери, Вера) , управляет чувствами других людей (Грушницкий, Мери) , испытывает собственную волю (Вулич, казак из "Фаталиста") .

Григорий Александрович Печорин для нас - вполне определенное лицо, узнаваемая индивидуальность, неповторимо яркая и самобытная, но притом какие-то линии его портрета - зыблющиеся, колеблющиеся. Портрет героя не является изображением только его внешности. Лермонтов дает при этом и индивидуально-психологическую характеристику. Портрет строится по определенной схеме: вначале даются внешние признаки, затем - признаки, характеризующие внутренную сущность персонажа: "Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными... его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера... С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую...