История бани: разновидности и самые интересные факты их происхождения. История и традиции русской бани: краткий очерк

Русская баня имеет длинную историю. Возникла она, как говорят ученые, вместе с зарождением славянского рода-племени. Из устного народного творчества, из глубины веков, дошло до нас упоминания о целебной силе бани.

В банной процедуре воедино сливаются самые сильные стихии природы – вода и огонь. Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам, но самыми уважаемыми были боги Солнца, огня и воды. В бане люди соединяли эти силы и как бы принимали их покровительство и получали частицу их могущества.

Существует много праздников, связанных с огнем и водой. Например, на Ивана Купалу наши предки прыгали через огонь, очищаясь от зла и болезней, а ночные купание в реке или озере позволяли слиться с природой и приобщится к ее жизненным сокам.

Вспомните сказки, где фигурирует живая и мертвая вода. Это – отголоски древних верований в очистительную и целебную силу воды. Люди издавна знали, что здоровье напрямую связано с чистотой. Баню славяне считали хранительницей той самой «живой» воды, направляющей жизненную энергию в нужное русло.

Значение бани

Сначала баня была символом преодоления злых сил, а со временем ее значение поменялось – она стала олицетворять домашний очаг и дружеские намерения. Опять же, в русских народных сказках, Иванушка говорит Бабе-Яге, что сначала гостя нужно в баньке попарить, накормить, напоить, а уже потом расспрашивать. Такое представление о гостеприимстве долго сохранялось в деревнях на Руси.

В жизни русского человека баня имела такое большое значение, что в древних летописях, где подробно рассказывается о нравах людей, можно обнаружить многочисленные упоминания о мыльнях. Именно так называли тогда бани, а еще у них были такие прозвища, как «влазни», «мовницы», «мовьи». Например, в договоре с Византией, датированным 907 годом, даже специально был пункт, в котором оговаривалось, что прибывшие в Константинополь русские послы будут, когда захотят, «творить мовь». О банях есть заметки в «Повести временных лет» и уставе Киево-Печерского монастыря. Монахи тогда были весьма начитанными и знали толк в вопросах медицины, так как имели возможность изучать труды древнегреческих врачевателей, а именно они первые обратили внимание, сколько пользы может дать человеческому организму парная. Собирая такие полезные сведения, при монастырях стали устраивать бани и наблюдать их действие, какой целебный эффект они оказывали на больных. Когда лечебные свойства жара и пара подтвердились, при банях стали организовывать своеобразные больницы, которые назвали «заведения для немогущих». Скорее всего, их можно назвать первыми лечебницами на Руси.

Иностранцы и русская баня

Русскую баню невозможно сравнить с азиатскими, а уж тем более, с европейскими, ведь в ней воздействие пара намного сильнее. И все потому, что главным атрибутом является веник, который хлещет разгоряченные тела, и со стороны видится, что это просто пытка. Так это было на взгляд иностранцев, которые впервые попадали в парную. Под ударами березового веника им казалось, что наступил их последний час, но, только выйдя из бани, они чувствовали прилив сил и бодрости. Так чужеземцы на всю жизнь запоминали острые, удивительно необычные ощущения, связанные с парной. Именно они разнесли по всему миру славу о ней, как о целительнице от многих недугов. Существует множество иностранных книг, в которых путешественники делятся своими яркими впечатлениями о путешествиях по русской земле и непременно там есть упоминание о бане.

Например, в древней арабской рукописи описывается, как наши предки строили бани. Там говорится, что это был небольшой деревянный дом с одним небольшим окошком, располагающимся почти возле самого потолка. Щели между бревнами забивали древесной смолой и лесным мхом. В углу бани ставили огненный очаг, который был обложен булыжниками, непременно здесь же находилась бочка с водой. Когда камни накалялись от огня, на них брызгали водой, предварительно закупорив дверь и окно.

Иностранцев поражало, что местные жители после жаркой парной, с разбегу ныряли в ледяную прорубь или снежный сугроб. Поэтому они казались невиданными богатырями.

Баня по-белому и по-черному

Люди парятся, взбираясь на полки, которые похожи на лестницы из нескольких ступеней. Чем выше – тем жарче и гуще пар. На самой верхней полке в состоянии находится только самые опытные и самые выдержанные парильщики, ведь там температура очень высокая.

«Белая» баня и «черная» строились совершенно одинаково. Это был маленький сруб с двумя комнатками и низким потолком, но баня по-черному отличалась тем, что в ней не устраивали дымохода. И не нужно заблуждаться, что парится в такой бане – это задыхаться от копоти и дыма. Сейчас они — большая редкость, но в Западной Сибири и на Среднем Урале еще остались таковые и некоторые предпочитают именно их.

Черной такая баня называется потому, что уже после первом топлении, потолок и стены сразу же становились черными, ведь из-за отсутствия дымохода дым поступал от очага в парилку. Когда баня прогревалась, открывали окна и двери, дым выходил прочь. Естественно, что париться никто не начинал до того, как все не выветрится. Потом баню опаривали: стены окатывали горячей водой и проводили скребком, снимая копоть, а далее поддавали пару, плеснув на каменку воду. Такой способ считается самым древним.

История русской бани. Что было до бани

За много времени до того, как появились бани, славяне парились очень остроумно — в… печках. Они использовали ее замечательное свойство сохранять жар после, например, выпечки хлеба. Из жерла печи удаляли копоть и золу, на поддон настилали солому, ставили кадку с водой и веник. Дальше кто парился первым, садился на обычную доску, а помощник вдвигал его в жерло. Потом заслонку печи плотно закрывали, и человек внутри парился, предварительно побрызгав воду на стенки печи, получая душистый пар с запахом свежего хлеба.

Когда парильщик заканчивал, он стучал по заслонке, и его вынимали так же, как и помещали. Он обливался холодной водой или бежал окунуться в реку.


Баня – это неотъемлемое понятие для истинно русского человека. Сложно представить, что когда-то, в седой древности бань могло и не существовать.

Баня благоприятно влияет на кожу и состав крови, улучшает пищеварение и дает заряд бодрости.

А ведь и правда, такое гениальное человеческое изобретение должно было где-то и когда-то появиться. Так кто же был первым счастливчиком, испытавшим на себе благотворное влияние бани?

История создания бани

Что такое баня? Если под ней подразумевать сам процесс воздействия пара на человека, то баня, как понятие, была еще у древнего человека. Вполне вероятно, что столь блаженное времяпровождение было свойственно еще нашим самым древним предкам. Именно в каменном веке стоит искать источники банного дела. Правда, тогда под баней подразумевалось куда более скромное понятие, а именно — горячие камни, от которых исходил пар. Уже тогда человек почувствовал, что пар благотворно влияет на его организм, прибавляет сил, помогает быстрее отдохнуть и вновь отправиться за добычей.

Существует несколько теорий относительно того, как человек обнаружил столь полезные свойства бани. Одна из легенд гласит, что история бани началась с открытия горячего источника. Разогретые камни источали пар, который казался очень приятным и бодрящим. Вторая идея говорит о том, что на очаг в жилище человека попала влага, и камни, из которых он был сложен, источали пар, понравившийся человеку. Но какой бы вариант ни оказался правильным, понятно одно — целебные свойства пара знакомы очень давно.

Египетская история

Уже в более цивилизованном и знакомом нам виде бани появляются в Древнем Египте. Там с их приятным и полезным воздействием знакомятся еще за шесть тысяч лет до нас с вами. Жрецы и высшие сословия общества придавали невероятное значение чистоте тела. Они омывались четырежды за день, дважды этот ритуал совершался ночью и дважды днем. Такой ритуал часто проводился именно с использованием бань, так как кроме чистоты, египтяне почитали массаж, умеренность в пище, что в комплексе позволяло сохранить молодость души и тела. А массаж после бани считался одним из наиболее целебных методов врачевания. Тогдашняя египетская медицина была признана одной из лучших, а врачи не обходились без водных процедур и неустанных рекомендаций пара и бани.

Древняя Индия и Греция

После египтян желание чистоты и отдыха захватило Индию (это случилось примерно за две тысячи лет до нашей эры). Здесь бани использовались и как прекрасное лечебное средство, и как источник личной гигиены.

Древняя Греция также не обошла стороной целебное воздействие пара. Здесь бани появились изначально у спартанцев. Они выглядели, как круглые небольшие здания, по середине которых имелся открытый очаг, где и нагревались камни, а также поддерживалась высокая температура внутри.

Римский культ бани

Особенной любовью пользовались бани в Древнем Риме, тут парение превратилось в настоящий культ, который захватил всех: от мала до велика, от богатого до бедного. Именно в Риме впервые появляется подразделение на частные и общественные бани.

Частные бани служили дополнением роскошных дворцов, богатые римляне парились раз в день, превращая это в настоящий культ. Баня тут не ограничивалась исключительно наличием парной, здесь имелись обширные помещения для физических упражнений, массажа, удобные комнаты отдыха. Римляне в банях отдыхали не только телом, но и душой. Здесь общались на философские темы, рисовали, писали стихи, учились, пиршествовали, любили и расставались… При банях даже создавались отдельные библиотеки. На одной из стен древней бани была найдена надпись: «Баня, любовь и радость – до старости вместе». Эта надпись как нельзя лучше выражает отношение римлян к парилке. Именно тут появились общественные бани – термы, куда могли ходить обычные горожане. Отличительной чертой термов была роскошь и красота. Здесь везде красовался мрамор, мозаика в бассейнах, серебро и золото в отделке, драгоценные металлы рукомойников. И все это для простых смертных, а не императоров и знатных римлян.

Уже к концу первого века до нашей эры в Древнем Риме было построено более 150 общественных бань, каждая из которых могла служить образцом красоты и роскоши. В римских банях было несколько отделений для потения: с традиционной печкой и камнями, на которые выливалась вода (русская баня), а также парильни с сухим горячим воздухом (сауна).

Бани в Древнем Риме были не только средством гигиены и прекрасным способом провести время, они считались активным средством борьбы почти со всеми существующими болезнями. Асклепиад – знаменитый врач того времени – утверждал, что самое главное для выздоровления — это умеренная физическая нагрузка, чистота тела, диета, прогулки и хороший настрой. Именно баня давала практически половину успеха в выздоровлении, по мнению Асклепиада (за такое пристрастие к баням его прозвали «купальщиком»). Он оказался прав, термы действительно позволяли римлянам хорошо себя чувствовать и в полной мере наслаждаться жизнью.

Русская баня сквозь призму веков

История русской бани начинается еще в V веке. Уже тогда баня была известна по всей территории славянских земель, ею пользовались и князья, и простой люд, и богатые купцы, никто не пренебрегал таким удовольствием. Тогда баня имела много названий, именовали ее и мыльней, и мовней, и влазней (откуда и происходит украинское название бани – лазня), называлась баня также мовью. Но, несмотря на разные названия, функции у бани были не только и не столько гигиеническими, сколь обрядовыми. Так, перед большими праздниками или венчанием обязательно предписывалось посетить баню. Этот поход в парную сопровождался специальными обрядами и традициями.

Русская баня, а также весь обряд парной вызывал интерес у многих путешественников, например, многое о русской традиции банного дела писал Олеарий, известный ученный и путешественник. Немец с удовольствием наблюдал за процессом парения в бане и говорил, что русский люд очень крепко держится за традицию омовения в банях. Практически в каждом городе, селе и даже селении были частные и общественные бани, куда ходили все: от мала до велика.

Процесс омовения глазами иностранца выглядел так: люди заходят в нагретую комнату, где на камни льют воду, и парятся до изнеможения. После этого они выбегают на улицу и окатывают себя холодной водой, или катаются в снегу, чтобы потом снова вернуться в парную. Разгоряченная кожа, красные тела и веселые крики сопровождают этот процесс, и самое непостижимое, что всем это нравится. По мнению путешественника, именно нелюбовь Лжедмитрия к бане открыла в нем чужака.

Построить свою баню мог каждый, кто обладал достаточным количеством земли, поэтому семейные бани были очень популярными на Руси. Каждый горожанин и богатый селянин строил свою парную, где и собиралась вся семья, чтобы попариться, помыться и отдохнуть. Частные бани топились по субботам. Именно этот день считался банным и практически все семьи в полном составе отправлялись париться. Причем в домашних банях парились и мылись все вместе: мужчины, женщины и дети.

Кроме домашних, существовали также общественные бани, так называемое «торговые». Изначально эти бани также были общими, там одновременно парились и мужчины и женщины, наслаждаясь отдыхом и благотворным влиянием парилки. Но после 1743 года женские и мужские парилки были разделены, соответственно, женщинам не разрешалось заходить в мужские парные, а мужчинам не дозволялось посещать женские отделы бани.

На Руси баня кардинально отличалась от своей римской предшественницы, тут бани строились исключительно из дерева, а не из мрамора. Кроме того, русская баня не отличалась особенными изысками, выглядела просто и скромно. Все было подчинено главной цели оздоровления и отдыха. Кроме того, присутствовала только одна парилка, где температура изменялась в зависимости от высоты, чем выше полка – тем горячее. Таким образом, экономилось пространство, а простота конструкции позволяла заиметь баньку каждому.

В селах бани строили на берегу рек или озер, чтобы прямо из парилки можно было окунуться в прохладную воду. Для нагрева бани использовались печки, тепло от которых шло непосредственно в баню, раскаляя камни, на которые потом плескалась вода. В помещении бани было всего две комнаты – сама парилка, где и проходил банный процесс, а также предбанник, где раздевались, отдыхали между заходами баню, общались. Внешне баня выглядела, как небольшой бревенчатый домик, для его постройки не рисовали планы, а все секреты банного дела держали в голове, передавая по наследству.

Особенностью русской бани являлись веники, париться с вениками — чисто русская традиция, неизвестная более ни в одной стране. Березовый веник, хорошенько распаренный и нагретый, создавал эффект массажа, глубокого, согревающего и бодрящего. Такое новшество в банном деле прекрасно воздействует на кожу, улучшает кровообращение, помогает прогреться.

Бани на Руси ценили за их лечебное воздействие, оздоровление и закалывание организма. Такие полезные свойства были открыты еще в X веке. Баня тогда была впервые устроена в печерском монастыре, где монахи опробовали на себе воздействие пара.

Кстати, вместе с классическими торговыми и домашними деревянными бани возводились на Руси и каменные бани, походившие своим устройством на древние римские термы. Например, первая каменная баня была сооружена в 1090 году в Переяславле и пользовалась невероятной популярностью среди горожан.

Еще одну веху в популярности русских бань поставил Петр 1, который сам был заядлым парильщиком и всячески популяризировал это полезное занятие. За время его правления в Петербурге не взимался никакой налог за строительство любого вида бань и парилок.

У русского человека была настолько сильная любовь к бане, что даже за ее неимением пытались воссоздать эффект парной. В горло самой обыкновенной печи, в которой готовили и которой отапливали помещение, клали доску, на которую ложился человек. Заслонкой закрывали горло печи и получался хороший банный эффект, а когда на стенки печки поливали водой, внутри лился аромат горячего хлеба. Такой способ использовали и для парения стариков, которым было тяжело посещать настоящую баню.

Банные традиции средневековой Европы

После победы Христианства над язычеством Римской империи банные традиции в Европе умирали, большинство роскошных терм были преобразованы в храмы. А сама традиция общественных умывален сходила на нет. Но на смену почти умершим римским традициям пришли турецкие. Из крестовых походов была привезена идея хаммам, которая довольно быстро популяризировалась. Уже к середине XIII века практически в каждом городе Европы была своя парная, немного напоминавшая турецкие бани, немного сохранившая традиции римских терм.

В Скандинавии банные традиции развивались по-своему и были подчинены местному климату. Здесь процветали сухие парилки, так называемые сауны, которые позволяли прогреться и при этом прекрасно закалять тело, что было немаловажно в климатических условиях тех мест.

В середине XIII века была запрещено общее купание в банях мужчин и женщин, но это не предусматривало устройство отдельных парилок, а предполагало разделение дней на мужские и женские. Но это не помешало проводить в банях кутежи и баня, несмотря на то, что многие медики били на сполох, оставалась местом тайных встреч, пьяных гулянок и других развлечений. Именно в этот период в Европе для постройки бани начинают требовать лицензии. Подобные лицензии можно было купить, взять в аренду или получить по наследству. С этого момента баня становится выгодным бизнесом, а обладатель лицензии может гарантировать себе безбедное существование, сооружая баню, или предоставляя имеющуюся лицензию в аренду. Стоит отметить, что лицензии выдавались навечно, соответственно, наследники могли использовать ее по собственному усмотрению.

Не менее почетной в то время была и роль банщика, им мог быть как сам хозяин бани, так и нанятый человек. Но к банщику выдвигались весьма высокие требования. Это должен был быть человек старше пятнадцати лет, умеющий читать и писать, знающий арифметику и обладающий определенными познаниями в языках. В функции банщика входило присматривать за топками, купальнями, содержать баню в порядке и распоряжаться всем имеющимся в бане персоналом. Банщик считался мастером на все руки, его охотно брали на работу, он пользовался уважением горожан, очень неплохо зарабатывал и знал множество тайн, которыми пользовался по своему усмотрению.

С течением времени бани зажили недоброй славы, этому способствовала и церковь. Бани стали постоянным местом увеселений, рассадником множества болезней и просто непристойным занятием. За несколько десятилетий в столицах Европы было уже невозможно разыскать баню, а к 1900 году таковых не осталось даже в небольших городках. Найти настоящую парилку можно было лишь в Альпийских селениях, странах Балтики, Финляндии и северных регионах России. Именно тут банная культура изначально закладывалась на основе стремления к здоровью, отдыху и душевному равновесию. Здесь бани сохраняли свой истинный смысл, давно потерянный в Европе.

Банная легенда Москвы – сандуновские бани

Наверное, в Москве, да и во всей России не сыскать более знаменитых бань, чем сандуновские. О них слышал каждый москвич, практически каждый приезжий и, конечно же, каждый любитель бани, вне зависимости от места проживания.

Сандуновские бани отвечают всем гигиеническим нормам и в то же время являются настоящими произведениями искусства.

Действительно сандуновские бани – это своего рода символ банного искусства России, это не только старейшие парилки в Москве, существующие и процветающие и поныне, но и настоящее произведение искусства, с соблюдением всех гигиенических норм. Их нередко именуют «Царь-банями», роскошью парилок этого заведения не пренебрегали ни короли, ни политики.

История сандуновских бань довольно интересно и примечательна. Появились они еще в XVIII веке, и свое имя им дал известный актер и служака двора Екатерины ІІ – Сила Николаевич Сандунов. Была у господина Сандунова жена, обладавшая прекрасным, просто ангельским голоском – Елизавета Уранова. Ее талантом прониклась сама императрица и взялась живейшим образом устраивать жизнь семейства, подарив певице неслыханной красоты драгоценности на весьма приличную сумму. Именно эти драгоценности и стали стартовым капиталом семейства. Продав их, господин Сандунов прикупил земель на берегу Неглинной, земли тогда были недорогими и получился весьма неплохой участок, к которому впоследствии он прибавил участки своих соседей, постепенно выкупая земли по берегу реки.

На образовавшейся территории были снесены все строения и сооружены настоящие каменные бани. Это было новинкой для России, так как ранее все бани в стране были исключительно деревянными, но новое строение привлекало все больше и больше внимания. В постройке учитывались всевозможные факторы: от гигиенических норм, до противопожарной безопасности. В результате бани прекрасно пережили пожар 1812 года и существовали на протяжении более чем восьмидесяти лет, сменив за это время не одного хозяина, но оставив себе имя первооснователя.

Правда, поменяв несколько владельцев и попав в руки господина Ганецкого, бани отправляются под снос, но с целью возведения на том же месте еще более роскошных парилок, которые превосходили своей красотой все существующее в банном деле. К тому времени речушка, на которой стояли бани, уже упрятана в подземный коллектор, что существенно упрощает строительство и делает санитарные условия участка еще лучше.

К 1896 году грандиозный по своим размахам банный проект почти закончен, несколько зданий включают сразу и отель, и квартиры служащих, и несколько магазинов, и огромное разнообразие бань. Тут были и более дешевые парилки с комфортными условиями без излишеств, и роскошные бани, предназначение для высшего сословия. В этих парилках было все, начиная от библиотек и комнат отдыха, и заканчивая роскошным бассейном. Отделка поражала воображение, внутреннее убранство напоминало роскошь терм Рима. Кроме всего это богатства, имелись два вида парных: классическая русская банька и ирландский вариант парной.

В целом Сандуновские бани вмещали три разновидности парных: по 50 копеек – это были элитные парные со всеми удобствами, более дешевый и экономный вариант – по 20 копеек. И, наконец, бани для бедняков и простых горожан по 5 копеек. В цену, нужно отметить, уже входила бесплатная мочалка и веник.

Довольно гибкая ценовая политика и прекрасное расположение бань быстро сделали их популярными среди всех слоев населения. Но цена и удобство были не единственными причинами популярности Сандуновских бань. Особенностью этих бань стала высочайшая гигиеничность, еще при их строительстве учитывались абсолютно все требования и правила гигиены, которые в то время были разрознены и действовали по отдельности. В бане абсолютно все можно мыть и чистить, от чехлов на стульях и занавесок, и до пола, стен и потолка. Благодаря такой устойчивости материалов, чистки тут проводись почти ежедневно, что привело к потрясающему результату – за всю историю практически ни единственного случая заболеваний или эпидемий, хоть как-то связанных с Сандуновскими банями.

Воду в бани доставляли отдельным водопроводом от Бобъегорской плотины, что гарантировало ее чистоту. Кроме того, для питья использовалась вода из вырытого на территории комплекса артезианского источника глубиной около 750 футов. Для поддержания образцовой чистоты среда и пятница были санитарными днями, когда все, вплоть до мельчайших деталей, проверялось, чистилось и отмывалось. Кроме того, налаженная система вентиляции позволяла осуществлять быструю и качественную очистку воздуха, а электрическое освещение предохраняло от появления копоти и гари.

Сандуновские бани, благодаря качеству строения и соблюдению всех санитарных норм, и поныне остаются одним из самых популярных мест в Москве, и, как ни парадоксально это звучит, являются символом русских банных традиций, хотя их устройство совсем не отвечает исконно русским представления о бане из дерева с маленьким предбанником и минимумом удобств.

Остается отметить, что история бань весьма многолика и разнопланова. Каждый народ обладает собственной историей создания парилок, их развития и способов применения. Где-то понятия о банях пересекались, смешивались, создавая новые симбиозы, а попадая в другие уголки, обрастали местными верованиями, приспосабливались. Но при этом практически нет народов, где бы банные традиции не существовали вовсе.

Объединяет все бани и общее начало, положенное еще древним человеком. И сколь бы разными ни были бани народов мира, будь то термы, сауны, парильни или помывочные, все они подчиняются единому правилу – нести пользу человеку, укреплять организм, улучшать здоровье, возвращать силы и возобновлять иммунитет.

Давайте прислушаемся к опыту наших предков и откроем для себя всю прелесть целебного воздействия пара, магической атмосферы парной и прекрасного чувства ободрения, которое окутывает нас после банной процедуры.


Возникновение бань на Руси относится примерно к тому же периоду, что и само формирование славян. Еще и письменности не было, а в устном народном творчестве уже упоминали о ее целебной силе. Ведь тут сливались воедино две наиболее сильные природные стихии - огонь и вода, и древние славяне, которые, как известно, были язычниками, соединяя силы, привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества. Еще баня считалась олицетворением гостеприимства и домашнего очага.

Вспомните русские сказки: в них Иванушка требовал от Бабы-яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже разговоры вести.

Упоминание в письменных источниках относится к X веку. В «Повести временных лет» про славянские бани говорилось: «Диво видел я в Славянской земле… Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют
себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». И действительно, русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями.

Она, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует на человека. А непременный атрибут - березовый веник - хлещет разгоряченные тела так, что иностранцам это напоминает пытку. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. И слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

На Руси практически в каждом доме была баня. Топились они всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями, и в эти дни не работали. Но особенно ценились большие общественные бани, куда ходили не только ради мытья, а ради пара и отдыха, ведь в больших парилках создается совершенно уникальный и потрясающий эффект.

Интересно, что в XV-XVII веках практиковался совместный помыв мужчин и женщин. В принципе, это было и в Европе того времени, но иностранцев удивляла свобода нравов и отношений при помывке. По их общему мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости. В баню приходили семьями, с
детьми. Здесь же, в общем зале, находились и «растиральщицы» - девушки легкого поведения. Кстати, подобные увеселения шокировали даже самого
Казанову! И только при Екатерине Великой сенатским указом было запрещено мыться мужчинам вместе с женщинами, а детей старше 7 лет предлагалось водить в свое отделение - по половому признаку.

Баня также играла важную роль не только в вопросе гигиены, но и в различных обрядах . Без нее не обходилось ни одно важное событие в семейной жизни. Накануне свадьбы подружки невесты обязательно парили ее в бане, сюда же отправляли жениха и невесту на второй день свадьбы. Считалось, это должно было обеспечить им счастливую совместную жизнь и многочисленное потомство. В деревнях роды женщин часто происходили в бане. Даже на поминках - и то нашлось место бане. Друзья умершего, принимавшие участие в похоронах, шли сюда после похорон и на сороковины. На могиле умершего иногда оставляли банный веник: это должно было символизировать очищение его души перед Богом.

Типы русских бань

  • «По-черному» - это самые первые бани. В них имелся открытый огонь, который прогревал все помещение. А дым выходил через дверь или отдушину в потолке. Обычно еще имелись каменка из валунов-окатышей и котел для горячей воды.
  • «По-белому» - в такой бане обязательно имелась печь с емкостью для нагревания воды. Конечно, в ней было намного проще и удобнее мыться. Кстати, такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
  • Баня внутри печи (печные устья в старинных русских домах имели очень широкие своды: полметра в высоту и полтора в глубину). В этом случае печь
    протапливалась, в чугунах нагревалась вода. После топки убиралась зола, насыпалась солома, и желающий помыться залезал в печь, где даже можно было осторожно париться веником.

И в завершение давайте поговорим о полезности русской бани :

  • под влиянием банных процедур повышается сопротивляемость к различным простудным заболеваниям, и организм закаляется;
  • активизация деятельности потовых и сальных желез способствует выведению из нашего организма шлаков, также прекрасно очищается кожа;
  • усиление деятельности сердца и легких во время посещения бани оказывает тренирующее воздействие и способствует их выносливости;
  • пребывание в парной помогает эффективному расслаблению мускулатуры и восстановлению работоспособности.

Сегодня практически каждый может стать обладателем собственной бани одновременно современной и практичной с одной стороны, и традиционной целительной, с другой стороны. Для этого нужны лишь некоторые капиталовложения, чтобы собственно эту баню купить. На рынке СНГ сегодня можно найти настоящих профессионалов этого дела, которые изготовят Вам сруб бани отличного качества, с соблюдением всех правил и норм, да её и в предельно сжатые сроки. И уже через собвсем небольшой промежуток времени Вы сможете насладиться магическим воздействием на свой организм настоящей русской бани.

Советы начинающим «парильщикам»

Перед посещением парильни не мочите голову. Сухие волосы предохраняют голову от перегревания, улучшают ощущение высокой температуры. Можно надеть шерстяную или фетровую шапочку и время от времени смачивать ее холодной водой.

В парильное отделение не разрешается входить намыленными, а тем более - мыться там с мылом.

Березовый веник наполнит парильню приятным ароматом, а «обработка» тела веником окажет благотворное массирующее действие, усилит влияние горячего пара.

Если решитесь облиться холодной водой, которая является эффективным средством для закаливания, не забывайте, что в закаливании важен
принцип постепенности. Начните с прохладной воды и постепенно перейдите к ледяной.

Парильню нельзя посещать беременным женщинам и маленьким детям. Процедура противопоказана при ряде заболеваний и даже при легких недомоганиях, сопровождающихся небольшим повышением температуры тела. Идти в баню не следует после обильной еды, и тем более натощак.

При условии соблюдения этих правил банька принесет несомненную пользу здоровью. Так что с легким паром вас!

Любимая традиция каждого русского

Русская баня по-чёрному

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу .

Понятие русской бани, история появления

Русская баня - это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук» .

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами , тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты - чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.


Блохоловка - устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.


И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого , - Анне , которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда , по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому , которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник - абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев . Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов - крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.


Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского - это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой - это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани - это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости. Как же они заблуждаются, эти скептики! На самом деле русская баня – едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само зарождение племени славян! Еще и письменности как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе. Ведь в банной процедуре как бы сливаются воедино две наиболее сильные природные стихии – огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своему верованию и поклонялись самым различным богам. И наиболее «сильными», следовательно, наиболее почитаемыми были бог солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества.

Языческий праздник Ивана-Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались «сжечь» зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Возникшие из таких «смутных догадок» сказания о «мертвой» и «живой» воде повествуют о том, что чистая «живая» вода обладает целебной силой. Баня считалась хранительницей «живой» воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.

Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением дружественности и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостю, постучавшемуся в дом, в первую очередь предложат попариться в баньке, а затем предложат стол и постель.

Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях X-XII веков, в которых рассказывается о нравах «русичей», сплошь и рядом мы находим упоминания о «мыльнях». Бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только захотят. Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи Киево-Печерской лавры были очень сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани.

Стремясь проверить полученные сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который они производили на больных и «страждущих». Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при банях стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже «заведениями для немогущих». Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.

Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует своим жаром. Непременный атрибут русской бани – березовый веник – хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка.

Так и думали во все времена иностранцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, остаются навсегда в памяти чужеземцев. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

Во многих зарубежных книгах древности и наших дней путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?

Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу Сандуновских бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнаны.

В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: «... Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно небольшое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают».

Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями.

Устройство бань не претерпевало никаких изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Идея-то осталась прежней, но вот ее воплощение изменилось.

Изначально бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. Внизу разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и «ядренее» пар. На последнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем 100-градусная жара.

Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.

Черная баня

Если есть белая баня, то, естественно, должна быть и баня черная, скажут внимательные читатели – и будут совершенно правы! Была такая баня. Сначала, еще до появления белых бань, русский народ столетиями топил баньки по-черному. Настоящих знатоков такой бани сейчас осталось мало, но сия идея не угасает. Довольно широко распространено заблуждение, что париться по-черному – значит задыхаться от копоти и гари в маленькой комнате у открытой печи. Среди тех, кто так считает, нет ни одного человека, на собственном опыте испытавшего, что такое черная баня.

Бояться того, что париться по-черному скоро перестанут вовсе, не следует. По всей России много мест, где предпочтение отдается исконно русской традиции. Бани в деревушках Среднего Урала, Западной Сибири и других мест построены в соответствии с заветами предков, знавших толк в настоящей бане. Там говорят:»Черная баня добела отмоет».

Так в чем же отличие черной бани от белой? Только в способе отопления помещения. Ведь сам домик (как под белую, так и под черную баню) строился одинаково и был очень небольшим. В нем было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли как следует ее протопить. Главное отличие бани, которая топится по-черному, от всех остальных – это отсутствие дымохода.

Дверь в баню делалась очень крепкой, без щелей. Для того чтобы она плотно закрывалась и не давала гулять сквозняку, перед дверью делали деревянный приступок. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояли скамейка и вешалка для одежды.

Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка. Такую перегородку предпочитали делать из липы или сосны. В перегородке сделана дверь, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.

В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости.

Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка стали баню называть черной.

После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее. Конечно, никто не начинал париться до тех пор, пока весь дым не выветрится, иначе в такой бане запросто можно было угореть. Проветрив баньку, ее надо подготовить к тому, чтобы можно было в ней париться. Для этого баню «опаривают»: специальным скребком проводят по стенам, смывают лишнюю копоть, окатив стены горячей водой из шайки, и только после этих манипуляций «поддают пару», плеснув воды на каменку. Вот этот способ париться и получил название «черного». Он является наиболее древним и берет свое начало, образно говоря, в русской печи.

Ведь еще задолго до того как появились бани, русичи парились в печках. Как это происходило? Довольно незамысловато, но тем не менее очень остроумно. Использовалось совершенно замечательное свойство русской печки сохранять жар еще долго после того, как была приготовлена пища или выпечены хлебы. Убрав из жерла печи копоть и золу, старались вымыть стены, на поддон настилали солому, там же ставили кадочку с водой и клали веник. Дальше требовалась помощь: тот, кто парится первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно вдвигал его в жерло. Заслонка печи плотно закрывалась, и человек начинал париться. Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба.

Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали из печи таким же способом, каким помещали туда. Вообще этот процесс очень напоминал печение хлеба: словно каравай, «ставили» человека в печь, а когда он «подрумянивался» от жара, быстро вынимали. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то бежал и окунался в реку. Вероятнее всего, купания с горячей водой были не очень распространенными, гораздо чаще просто парились, чередуя это с холодными обливаниями.

А вот голову мыли очень странно (в современном представлении). Для мытья волос сначала использовалась древесная зола! Вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая придать красоту и блеск волосам, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков, когда современный человек продуманно отказывается от модных патентованных косметических средств, предпочитая им средства народные, испытанные веками!

Если мы захотим проследить весь «путь» развития русской бани, то будет он вот каким: сначала – русская печка, в которой могли париться после приготовления пищи и печения хлебов. Затем тесное печное устье «расширилось» до размеров землянки, которая отапливалась по-черному. Каменки как таковой еще не появилось, вместо нее в центре землянки громоздилась груда камней, на которую и плескали воду. Дым выходил не только через входное отверстие землянки, но и через щели в крыше. Потом тесная и низенькая землянка «подросла», став небольшим домиком, наполовину вкопанным в землю. Такие черные бани отапливались печками и в них уже была отдельная каменка и несколько полков. И только уже после этого русичи стали оснащать свои черные бани печными трубами, чтобы дым не скапливался в парилке, а выходил наружу. Так появились бани белые, – сначала деревянные, а потом и каменные.

Но с появлением белой бани черная баня не сдала своих позиций – они стали существовать одновременно. И по сей день во многих деревнях можно встретить бани, которые топятся как по-белому, так и по-черному. Русские всегда были весьма демократичны и поэтому старались учитывать интересы всех жителей деревни, села или города, строя бани двух типов. Ведь до сих пор есть люди, которым баня, топленная по-черному, нравится гораздо больше. Они утверждают, что пар в черной бане более душистый и полезный, чем в белой, потому что только в бане, топленной старинным способом, сохраняется особое, какое-то древнее ощущение домашнего уюта и тепла.

Наверно, именно эти чувства испытывали первобытные охотники, возвратившиеся с охоты: все тяготы позади и наконец-то можно расслабиться и отдохнуть, наслаждаясь покоем. А современному человеку, которого цивилизация избавила от суровой необходимости бороться с дикими зверями и со стихиями за свое существование, иногда бывает просто необходимо ощутить себя древним охотником и воином, способным к тяжелому физическому труду. Ведь что греха таить, наши современники-мужчины стали более изнеженными по сравнению со своими мужественными предками. А черная банька своими первобытными ощущениями, видимо, будит в них какую-то родовую, генетическую память, которая как бы возвращает их в те суровые времена. И это так здорово! Ненадолго ощутив себя воином, мужчина старается сохранить в себе это чувство: когда он знает, что от его храбрости и решительности многое зависит, он ведет себя совсем по-другому. Он и в самом деле становится более мужественным, в нем появляется какое-то особое спокойное достоинство, та брутальность, которая постепенно утрачивается в нашем рафинированном, цивилизованном обществе. Это точно. Проверено на практике!

Вообще-то это, конечно же, не научная теория – насчет генетической памяти, которую «будит» жаркая русская банька, топленная черным способом. Но ведь с ними (с мужчинами, в смысле) и в самом деле что-то происходит, ведь они какими-то другими выходят из русской бани! Хотите проверить – поезжайте в какую-нибудь глухую деревеньку, в которой еще сохранилась старинная черная баня. Гарантировано, что Ваш цивилизованный спутник, самым «кровожадным» поступком которого была разделка мясного филе, купленного Вами в супермаркете, после посещения черной бани изъявит горячее желание отправиться на охоту. Вы просто будете до глубины души изумлены произошедшими переменами. А кроме того, после такой бани и с телом что-то происходит: оно становится послушнее, гибкость и грация какие-то почти звериные появляются, да и весь организм лет на десять молодеет! Удивительно! А медики нашли научное объяснение «живительным» свойствам черной бани: оказывается, дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы. Вот почему черная баня так полезна.

Конечно, сейчас не у каждого есть такая возможность – на себе испытать действие черной бани, да и не каждый может ее выдержать. Что греха таить, с непривычки в черной бане и угореть недолго, тем более если человек до этого вообще никогда не парился! Но любому под силу париться в белой баньке: это и приятно, и не менее полезно.

Исконная русская белая баня со стороны смотрелась невзрачно. Деревянная избушка стояла наполовину вросшей в землю. Это мешало ветрам продувать баню, тем самым быстро ее охлаждая. Кроме этого, такое «приземленное» расположение бани было очень удобно для правильного размещения печи и дымохода. В отличие от черной бани над этой высилась дымовая труба.

Помещение бани делилось на две части. Предбанник (меньшая часть) устраивался по традиции просто, но с учетом потребностей. Непосредственно баня, или парилка, занимала большую часть. Основной ее достопримечательностью была печь с дымоходом.

Печь – сердце бани – имела несколько уровней. Самым нижним уровнем была небольшая выемка – поддувало. Над ним располагалась печь. От печи в стене тянулись дымоходы. А на печи находился слой камней. Кадка с водой рядом с печью позволяла по необходимости добавлять пар. Такая конструкция печи обеспечивала хорошую «тягу» при горении, а также вентиляцию для банного помещения.

Очень часто по этой причине парилки в белой бане были без окон. Воздух в такой бане всегда насыщен кислородом. Он не менее жаркий, чем в бане, которая топится по-черному, но не такой жгучий и терпкий. В белой бане в воздухе практически не чувствуются продукты горения, а главенствуют только ароматы дерева, веника и лечебных отваров.

Не вызывает сомнений тот факт, что без бани, которая топится по-белому, не обойтись тем, кто испытывает из-за каких-либо болезней трудности с дыханием. Чистый ароматный пар такой бани действует на легкие очищающе. Дыхание в ароматной бане подобно ингаляции. Такие бани и стали прототипами современных бань, которые унаследовали от традиционных русских бань их лечебную силу.