Характер лисы в русских народных сказках. Образ лисы в мировой литературе. Образ лисы из народных сказок

1. Роль плута в мировой культурной традиции.
2. Лисьи плутни.
3. Таланты и добродетели Лисы.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, а себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
О. Хайям

В культурной традиции существует несколько образов, встречающихся в литературе многих народов. Психолог К. Г. Юнг назвал их архетипами — универсальными образами, живущими в сознании людей. Самыми известными, пожалуй, можно назвать архетипы Героя и Врага — персонифицированных Добра и Зла. Однако дурное и хорошее не так уж часто существует в чистом виде: гораздо чаще отрицательные и положительные характеристики сочетаются в человеке, предмете, явлении. Порой бывает и так, что этическая оценка оказывается в зависимости от конкретных обстоятельств. Нет ничего удивительного в том, что подобное смешение хорошего и плохого, их взаимное перетекание породили соответствующий архетип трикстера — плута, проныры, нарушителя существующих традиций и предписаний. Однако трикстер отнюдь не классический злодей: деятельность трикстера может быть полезной окружающим, но может и наносить им ущерб.

В фольклоре многих народов в роли трикстера нередко выступает Лиса. Этот персонаж наделен разнообразными качествами: хитростью, предприимчивостью, ловкостью, а порой и подлинной мудростью. Как правило, Лиса хорошо знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы получить желаемый результат. При этом она редко обременяет себя рассуждениями на тему, допустимо ли идти к цели, используя обман. Цинизм Лисы, ее умение играть на мелких слабостях окружающих всегда проявляется целенаправленно и продуманно. Однако Лиса вовсе не лишена эмоций: она способна на преданную дружбу и верную любовь. Тот, кто удостоился симпатии этого очаровательного плутоватого существа, может не переживать о будущем: с редкой последовательностью Лиса проявит в интересах своего подопечного все свои таланты, как она обычно делает это в личных целях.

И все же главными чертами Лисы остаются ее хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том, как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса-то преследует лишь собственные цели. Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».

Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.

А. де Сент-Экзюпери, автор сказки «Маленький принц», создал необычайно привлекательный и живой образ Лиса, в котором проявились самые лучшие черты этого персонажа. Лис, с которым повстречался Маленький принц, становится другом героя. В этой ипостаси Лиса наиболее полно проявляются его традиционные функции наставника, проводника и чудесного помощника. Действительно мудрый Лис подробно рассказывает Маленькому принцу, что означает приручить другое существо, как нужно это делать, и какое это имеет значение для обоих участников процесса приручения. Таким образом, Лис для Маленького принца становится своего рода проводником, который помогает герою перейти из состояния одиночества к дружбе. Очевидна и роль чудесного помощника: дружба с Лисом способствует тому, что герой начинает иначе видеть окружающую реальность, наконец-то осознает, что толкнуло его отправить в странствия, и в чем состоит его долг.

В сказке Экзюпери Лис предстает как тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в малейших движениях души. Вспомним, в фольклорной традиции Лисы обычно знают заранее, какова будет реакция окружающих в том или ином случае. Но Лис в «Маленьком принце» — личность несравненно более глубокая интеллектуально и духовно. Как любой нормальный сказочный Лис, он, естественно, ставит перед собой цель и достигает ее. Однако в чем заключается его цель? Лис сам признает, что он охотится за курами, но это не цель, а необходимость, которая не наполняет жизнь смыслом. Будучи личностью разумной и целеустремленной, Лис ищет этот смысл и видит его в дружбе, во взаимоотношениях, свободных от расчета и корысти. Этот плут оказывается способен на почти поэтические переживания, он искренне желает быть кому-то нужным и испытывать привязанность к другому существу: «...Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится... Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...».

И все же не следует забывать о двойственности в характере Лисы (или Лиса). В этом отношении весьма показательны традиции китайского фольклора, в котором Лиса (реже Лис) превращается в человека и живет среди людей. Лиса — идеальная возлюбленная для того, кто стал ей дорог и кто относится к ней с должным уважением, но горе тому, кто осмелится оскорбить это волшебное существо!

Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса безжалостно издевается над дураками и неудачниками, не испытывая к ним снисхождения, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Не имея непоколебимых этических установок, Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху. Однако этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.

    Был некогда в Новгороде наместник по имени Патрикей и прославился он тем, что был очень хитрым и изворотливым, что можно легенды слагать об этом. А лиса, как знаем тоже отличается хитростью, вот и в сказках, чтобы подчеркнуть это стали давать ей отчество Патрикеевна.

    В сказках любили придумывать животным имена и отчества, таким образом отразить характер.

    Патрикей имя старинное и происходит от латинского слова патриций, то есть аристократ. Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское ц на Руси произносили как к.

    Поэтому и получалось Патрикей. Имя это давалось только детям княжеского рода.

    Лет семьсот назад жил-был новгородский князь Патрикей Наримунтович. Князь этот так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно хитрецу. А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то, как верная наследница хитрого князя, и получила отчество Патрикеевна. (Ю. Дмитриев.)

    История эта давняя) Началась она в Новгороде, в четырнадцатом веке. Тогда наместником Новгорода стал княжеский, рода литовского владыки Гедиминоса, сын по имени Патрикей.

    Был он хитрым, проводил в жизни политику разделяй и властвуй, сеял вражду между разными группами и кланами внутри Новгорода. И вообще жизнь под ним была тяжела. И там началась смута… Впрочем, речь не о том.

    новгородцы то звали, то прогоняли своих князей. А лукавство и расчетливость Патрикея уже вошла в тогдашние поговорки. Так что и лиса, славящаяся своей хитростью, стала называться Патрикеевной. То есть удвоили ее хитрость. Мало того, что Лиса, так еще и Патрикеевна))

    А имя Патрикей вообще имеет корни весьма значительные. Patricos по-гречески – отчий, по латыни patricius – благородный.

    Так что кому ни попадя имя это не давали) И отчество, надо полагать, тоже кому ни попадя не доставалось))

    Был князь Патрикий, который правил Новгородом. Он был очень хитрым и изворотливым, вот так и закрепилось

    Потому что святой Патрик – это ирландский святой. А большинство ирландцев – рыжие. Сами ирландцы переселились в Ирландию из Турции. Но часть из них осела по дороге в России. А имя Патрикей у ирландцев – национальная традиция, наравне с Леприконами.

    Из-за князя Новгородского (по другим источникам Литовского) Патрикея Наримунтовича, который был очень хитрым. А лисы всегда считались самыми хитрыми животными, поэтому и получили отчество хитрого князя Патрикеевна.

    Не все люди знают историю, многие ей не интересуются, а некоторые даже не любят и знать не хотят.

    Лиса получила отчество от имени Патрикей неспроста.

    Мало кто знает происхождение данного имени.

    Имя Патрикей имеет античные корни.

    Все мы знаем, что русские сказки сказывал народ, поэтому они и русские народные.

    Как вы поняли Лиса Патрикеевна не потому, что отец ее был Патрикей.

    Отец лисоньки был обычный лис, в сказках о нем речи нет.

    Это на Ваше усмотрение- какое имя ему дать.

    На то это и сказка, которую можно придумать или домыслить самому.

    Был в древнем Новгороде когда-то князь Патрикей. Прославился он в народе своим лисьим характером. Оттуда и пошло отчество лисиц в сказках и преданиях – Патрикеевна… Народ подмечает, обзывает – и это закрепляется на века.

    Лесе отчество дали из- за хитрого князя Патрикея, умер примерно в в 1408 году. Князь Стародубский из рода Гедиминовичей. Поскольку лиса хитрая и князь Патрикей Наримунтович был хитрым, поэтому и дали лисе отчество от его имени.

Задачи:
  • узнать из дополнительной литературы о лисе,

  • узнать повадки лисы из разных источниках,

  • провести опрос по теме работы среди учащихся,

  • прочитать русские народные сказки, в которых действует лиса,

  • проанализировать образ лисы и сделать выводы

План работы

1. Вступление

2. Основная часть:
  • Лиса. Повадки лисы.

  • Образ лисы в русских народных сказках.

  • Анкетирование и анализ ответов.

  • Чтение книг и изучение образа лисы в русских народных сказках. Вывод.

3. Заключение.

Лиса. Повадки лисы


Лиса в русских народных сказках


Вопросы анкеты

1. Какая лиса в русских народных сказках?

2. Где живет лиса?

3. Как в сказках называют лису?

4. Во что одевается сказочная лиса?

5. Кого в сказках обманывает лиса?

Ответы учеников моей школы

1. Какая лиса в русских народных сказках?

Хитрая – 11 отв.

Умная – 7 отв.

2. Где живет лиса?

В норе – 4 отв.

В доме -7 отв.

3. Как в сказках называют лису?

Кума, кумушка – 6 отв.

Лисичка-сестричка - 6 отв.

Лиса – 12 отв.

4. Во что одевается сказочная лиса?

Сарафан и кокошник – 5 отв.

Платье – 4 отв.

Ничего – 7 отв.

5. Кого в сказках обманывает лиса?

Волка – 13 отв.

Мужика – 11 отв.

Цаплю – 7 отв.


Сравнительная таблица

Разделы: Начальная школа

Технологическая карта урока

Предмет: Обучение грамоте.

Тема урока: Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.

Тип урока: Решение частных задач с элементами моделирования.

Методы обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).

Формы организации учебной деятельности:

  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная

Средства обучения: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Структура и содержание урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Форма деятельности
1. Организационный момент Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. Приветствую учителя и гостей Фронтальная.
2. Актуализация знаний 1. Предлагает отгадать загадки о животных.

2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы.

Отгадывают загадки.

2. Предлагают свои варианты и называют признак

Фронтальная.
3. Постановка учебной задачи 1. Просит детей оценить знания на оценочной линейке.

2. Помогает сформулировать учебную задачу.

1. На оценочной линейке определяют уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как лесном звере.

2. Формулируют учебную задачу урока.

Фронтальная
4. Решение учебной задачи Организует работу с использованием пословиц, энциклопедического материала и по акцентному вычитыванию текстов сказок с моделированием на каждом этапе урока.

Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям,

выборочный пересказ, выразительное чтение.

1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом. Фронтальная,
парная работа,
групповая
5. Рефлексия. Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы. Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. Подводят итоги.
6. Домашнее задание. Предлагает самим сформулировать различные виды домашнего задания. Высказывают свои мнения и предложения

Цели урока:

1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;

2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь:

На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.

Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.

На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа.

Ребята, разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…….

Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.

Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?

А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?

Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.

Уже в 3-4 года малыши, увидев на картинке лису, называют её и даже могут рассказать сказку, в которой одним из персонажей является лиса.

А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)

  • Лиса и заяц.
  • Лиса и журавль.
  • Лиса и тетерев.
  • Лиса и дрозд.
  • Лиса и рак.
  • Лиса и козёл.
  • Кот, петух и лиса.
  • Лисичка со скалочкой.
  • Девочка и лиса.
  • Лисичка-сестричка и волк.
  • Петушок – золотой гребешок.

Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.

Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.

3. Этап решения учебной задачи.

На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.

Характеристика лисы.

Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

Как удалось лисе заманить козла в колодец?

Как говорит она с ним в начале? А потом?

На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.

Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник…

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)

А для чего?

- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

  • Зайчик встретился с медведем.
  • Петушок выгнал лису.
  • У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
  • Зайчик встретился с собакой.
  • Лиса выгнала зайца.
  • Зайчик живёт с петушком.
  • Зайчик встретил петушка.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Отметим на оценочной линейке.

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

4. Творческое задание.

Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу

  • выполнить дома:
  • прочитать сказки,
  • прочитать в энциклопедии,
  • нарисовать рисунок,
  • составить ребус,
  • найти загадки, стихи о лисе.