Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина "Метель". «Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» как средство эмоционального постижения художественного текста Что такое музыкальные иллюстрации

Иллюстрация музыкальная

(от лат. Illustratio - наглядное изображение).
1) Фрагменты муз. произведений (или всё произведение), исполняемые во время уроков, бесед, лекций пианистом-иллюстратором или ансамблем либо воспроизводимые средствами механической записи (граммофон, магнитофон)
2) Программы, составленные из муз. произв., или импровизации, которыми пианисты- иллюстраторы, ансамбли (в больших кинотеатрах иногда оркестры) сопровождали показ немых кинофильмов (см. Киномузыка).
3) Муз. сопровождение телевизионных и радиопередач о музыке - концертов-очерков, муз.-образовательных, биографич., посв. жизни музыкантов и др. И. м. служат обычно основой, на к-рой строится вся передача.
4) Небольшие отрывки муз. произв. (иногда несколько тактов), встречающиеся в спец. книгах о музыке. Подобные И. м. наз. также нотными примерами.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Иллюстрация музыкальная" в других словарях:

    См. Иллюстрация музыкальная … Музыкальная энциклопедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

    Декорация к «Волшебной флейте» Моцарта (1815) … Википедия

    Композитор и музыкальный критик, родился 11 января 1820 г. в Петербурге, где отец его, Николай Иванович, человек невысокого происхождения, но умный и энергичный, занимал довольно видное место в министерстве финансов. Мать его, Анна Карловна, была …

    - (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы) Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия

    - (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… … Большая советская энциклопедия

    - (Република Советикэ Сочиалистэ Молдовеняскэ) Молдавия (Молдова). I. Общие сведения Молдавская ССР образована первоначально как Молдавская АССР в составе УССР 12 октября 1924; 2 августа 1940, после воссоединения… … Большая советская энциклопедия

    Александр Николаевич (11 (23) I 1820, Петербург 20 I (1 II) 1871, там же) рус. муз. критик и композитор. С 8 лет учился игре на фп. у О. И. Жебелевой, затем на виолончели у К. Б. Шуберта. В 1835 поступил в Уч ще правоведения, где началась … Музыкальная энциклопедия

    - (родился 16 ноября 1829 года умер 8 ноября 1894 в Петергофе) композитор и пианист. Театральные и музыкальные известия 11 июля исполнилось пятьдесят лет с того времени, как А. Г. Рубинштейн впервые выступил пред публикой в качестве пианиста. О… … Большая биографическая энциклопедия

«Все смешалось, любой из деятелей современной режиссуры почитает себя вправе делать что угодно с творениями классиков, которые когда-то почитались великими, неприкосновенными. Боже, сколько издевательств претерпела царская цензура за свое вмешательство в литературу, а это вмешательство совершенно ничтожно рядом с тем, что творят современные деятели театра с попустительства государства и при отсутствии всякой критики!» Г. Свиридов, 1980 г.

Работать для музыкального театра Свиридов начал во время войны. Он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. К этому же времени относится создание оперетты «Раскинулось море широко»,

повествующей о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 г. оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.

Среди других произведений, написанных Свиридовым для театра, можно выделить музыку к спектаклям «Отелло», «Рюи Блаз», «На бойком месте».

Здесь же нельзя не упомянуть, что Свиридов был создателем нового музыкального жанра, который обозначил, как «Музыкальная иллюстрация». Цикл, посвященный повести А. Пушкина «Метель» выполнен именно в этом жанре. Композитор пересказывает слушателям литературное произведение языком музыки.

Повесть Пушкина "Метель" входит в сборник "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина". Основаня тема этого произведения - превратности судьбы, которые в конечном итоге приводят к счастливой развязке. Метель, которая симфолизирует земную жизнь человека, управляемую неведомыми силами (рок. случай, в которые верил поэт) свела неожиданным образом главных героев, которым, быть может, самой судьбой, назначено было быть вместе.

Статья напечатана в журнале «Русская словесность» №3, 2010.

Аннотация. В статье рассматривается сопоставление фрагментов повести А. Пушкина «Метель» с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова с целью пробуждения читательского воображения и эмоционального мира учащихся.

Ключевые слова: музыкальные иллюстрации, фрагменты текста, музыкальное воплощение, средство постижения, эмоциональный мир.

Произведения Пушкина уже с первых дней появления в свет не только были предметом многочисленных разборов, критики, полемики, восторженных отзывов и язвительных упрёков, но вместе с тем стали источником вдохновения для представителей самых разнообразных родов искусства.

Наиболее склонными к иллюстрированию Пушкина оказываются музыканты; в музыкальных иллюстрациях поэт занял более видное место, чем в других изящных искусствах. Едва появился «Кавказский пленник» в 1823 году, как знаменитые в своё время композитор Кавос и балетмейстер Дидло поставили большой балет по содержанию поэмы. «Руслан и Людмила», «Цыганы», многие мелкие стихотворения немедленно вслед за появлением своим служили темою или текстом для сценических представлений, романсов и т.п.» — пишет Корганов В.Д. в книге «Пушкин в музыке», изданной в 1899 году. (1, с.6-7.)

На протяжении двух столетий имя Пушкина в области музыки далеко опередило имена многих других русских писателей.

Одно из самых удачных воплощений произведений Пушкина в русской музыке ХХ века принадлежит Георгию Свиридову. Первой творческой удачей композитора стали именно романсы на стихи поэта. Уже зрелым мастером он обратился к иллюстрированию пушкинской «Метели».

Наиболее сложный характер взаимодействий искусств – совпадение эстетического идеала, художественного мышления писателя и композитора, что проявляется в эстетических взглядах, стилевой манере авторов разных видов искусств.

Георгий Свиридов считал, что: «Слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению». (3,с.81.) Музыкальные иллюстрации композитора не только добавляют «нечто» к произведению Пушкина, но и дают его музыкальную интепретацию, а следовательно ведут читателя к углублённому прочтению повести. Цикл музыкальных иллюстраций к «Метели» состоит из девяти картин, которые следуют сюжету произведения («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога»). «Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам… — отмечал Свиридов, — здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой». (3, с.81.) Автор шаг за шагом следует за поэтом, создавая «метельные» взлёты и падения, бережно сохраняя традиции пушкинской эпохи, придавая ей ещё больше одухотворённости своей необыкновенной музыкой.

Привлечение сюжетов композитора на заключительном уроке сопровождается выборочным чтением фрагментов повести, когда отдаётся предпочтение тем отрывкам художественного текста, которые нашли проникновенное воплощение в музыкальных иллюстрациях.

После звучания первой – «Тройка» — ученики отмечают, что у Пушкина описываются картины русской деревенской жизни, когда помещики навещают друг друга («соседи поминутно ездили к нему…» [Гавриле Гавриловичу]). Да и Марья Гавриловна едет в церковь (и возвращается из неё) на тройке лошадей, присланной Владимиром (« [кучер] взял вожжи, и лошади полетели»). Бурмин, спеша в Вильну, в полк, заплутав по метели, попадает в церковь на венчание и … уезжает из неё… Школьники не проходят мимо того, что основные события повествования происходят зимой, поэтому мелодия одновременно навевала воспоминания о стихотворениях А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы», которые звучали ещё на первом уроке изучения «Метели». Они воспроизводили в устных словесных иллюстрациях картины бескрайней русской равнины, укрытой снегами, видели одиноко бегущую тройку лошадей с бубенцами, когда снег летит из-под копыт, и даже дремлющего в кибитке автора «Метели». («Тройка – это постоянно присутствующий образ в повести А.С. Пушкина «Метель». Начало иллюстрации «Тройка» — быстрое, резкое, музыка захватывает тебя. Мне сразу представилась тройка лошадей, бегущая по лесу или средь широкого поля. Продолжение мелодии спокойное, похожее на мирный бег лошадки.

Под эту музыку ярче всего я вижу картину, когда Маша едет в церковь на тройке, присланной Владимиром. Передо мной её тревожное лицо и взгляд, устремлённый в неизвестность…» — пишет Лиана П. – ученица шестого класса.)

Наиболее известной и яркой иллюстрацией к повести является «Романс», который использовался для более глубокого погружения в мир чувств героев: в нём переживания и сомнения Маши, когда она собирается покинуть родительский дом; её скорбь по погибшему Владимиру и умершему отцу; печаль, вызванная неопределённостью дальнейшей судьбы. («Романс» начинается тревожно, но в умеренном темпе, потом мелодия сходит на нет. И на пиано начинается главная тема, исполняемая скрипкой. Музыка помогает глубоко погрузиться в чувства героев. Во время прослушивания мне ясно представлялись переживания Марии: скорбь по умершему отцу и Владимиру, печаль из-за неопределённости судьбы. Потом медленная грустная мелодия переходит на крещендо в ещё более трагическую, и скрипка передаёт своё соло трубе. Тут беспокойство и безысходность судьбы Маши очень ощутимы из-за громкого минорного соло и аккордов в сопровождении. Но потом мелодия затихает, снова солирует скрипка, и музыка исчезает совсем. Все переживания героев перепутаны «метелью» в их жизни. «Романс» с его взлётами и падениями напоминает метель, » — Оля М., обучается в музыкальной школе.)

В картине «Венчание» шестиклассники чувствуют непонятную тоску и тревогу, предчувствие беды, чего-то неотвратимого, что подтверждает и сон Марьи Гавриловны перед побегом из дома. Музыка предвещает беду: Владимир не приедет, сбившись с пути; Маша обвенчается с неизвестным; судьба троих останется неясной… («Венчание – это момент, где метель решает судьбу троих героев. Музыка самая печальная и пророчащая, в ней даже слышится что-то зловещее. Сразу вспоминаешь сон Марьи Гавриловны перед побегом из дому, и вместе с героиней ждёшь чего-то ужасного. Владимир заплутал в метели, Маша обвенчалась неизвестно с кем… Неясностью, непонятностью и тревогой наполнена картина «Венчание», » — Оксана К.)

Подтекстом пушкинской «Метели» является тема Отечественной войны 1812 года: Владимир умирает от ран, полученных в Бородинском сражении; Бурмин возвращается героем. Музыкальная иллюстрация «Военный марш» прекрасно воссоздаёт атмосферу исторической эпохи и позволяет учащимся глубже ощутить «упоительный восторг» того «незабвенного», «блистательного времени», когда «сильно билось русское сердце при слове отечество», оттого, что «война со славою была кончена». («Мелодии Георгия Свиридова грустные и задумчивые, они заставляют мыслить и сопереживать. «Военный марш» оживляет иллюстрирование своей торжественной и радостной музыкой. Я представляла себе гусаров на лошадях, радостных женщин, букеты цветов. Но мне кажется, что в марше отражено не только время славы и восторга после победы русских воинов в Отечественной войне 1812 года, но и то, что Бурмин возвращается героем и судьба вновь соединяет его с Машей, » — Ирина Г.)

Тургенев считал, что в литературном произведении, как и в музыке, «необходимо под конец напомнить первоначальный мотив». (4, с.166.)

Георгий Свиридов мастерски завершает иллюстрирование картиной «Зимняя дорога», которая благодаря искусному повтору «первоначального мотива» («Тройка») замыкает кольцо и создаёт единую музыкальную канву.

Осмысление словесной ткани произведения в соединении с музыкой-интерпретацией позволяет школьникам глубже понять стремления героев и основную мысль «Метели»: надуманная, ненатуральная любовь Маши и Владимира под влиянием природы (метели), времени, зародившейся настоящей любви исчезает и открывает «дорогу» для истинных чувств. «Метель» жизни успокоилась и впереди – ровная и долгая дорога. («А вот и развязка запутанной повести. Название совершенно гармонирует со смыслом музыки и текста. Для меня «Зимняя дорога» явилась плавным переходом от метели к ясному небу, от жизненной смуты к спокойствию, счастью и умиротворению… Маша и Бурмин наконец-то объяснились и, думаю, будут счастливы, » — Алёна Н.)

Сопоставление литературного текста с музыкальными произведениями позволяет пробудить читательское воображение и эмоциональную сферу обучающихся, побуждает углублённо прожить многие эпизоды текста, расширить границы словесного искусства посредством обращения к музыкальному, посмотреть, как одно искусство преломляется в другом, что позволяет активизировать воспринимающе-интерпретирующую деятельность учащихся, создать ситуацию учебного диалога на уроке. Тем самым достигается глубина восприятия текста, постижение авторской картины мира, а самое главное – происходит полноценное развитие личности читателя.

(от лат. Illustratio - наглядное изображение).
1) Фрагменты муз. произведений (или всё произведение), исполняемые во время уроков, бесед, лекций пианистом-иллюстратором или ансамблем либо воспроизводимые средствами механической записи (граммофон, магнитофон)
2) Программы, составленные из муз. произв., или импровизации, которыми пианисты- иллюстраторы, ансамбли (в больших кинотеатрах иногда оркестры) сопровождали показ немых кинофильмов (см. Киномузыка).
3) Муз. сопровождение телевизионных и радиопередач о музыке - концертов-очерков, муз.-образовательных, биографич., посв. жизни музыкантов и др. И. м. служат обычно основой, на к-рой строится вся передача.
4) Небольшие отрывки муз. произв. (иногда несколько тактов), встречающиеся в спец. книгах о музыке. Подобные И. м. наз. также нотными примерами.


Смотреть значение Иллюстрация музыкальная в других словарях

Иллюстрация — (илю), иллюстрации, ж. (латин. illustratio - освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. книги поручена известному художнику.........
Толковый словарь Ушакова

Иллюстрация Ж. — 1. То же, что: иллюстрирование. 2. Рисунок, изображение, поясняющие или дополняющие текст и помещенные в том же издании. 3. Пример, поясняющий что-л. // Музыкальное выражение........
Толковый словарь Ефремовой

Иллюстрация — -и; ж. [лат. illustratio - наглядное изображение, живое описание]
1. = Иллюстри́рование. Заниматься иллюстрацией книг.
2. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение........
Толковый словарь Кузнецова

Глухота Музыкальная — см. Амузия сенсорная.
Большой медицинский словарь

Бесплатная Музыкальная Школа — музыкально-просветительская организация(1862-1917). Основана в Санкт-Петербурге Г. Я. Ломакиным (ее директор до1868) и М. А. Балакиревым (директор в 1868-1873 и 1881-1908). Впоследствииее........

Иллюстрация — (от лат. illustratio - освещение - наглядное изображение), 1)объяснение с помощью наглядных примеров...2) Изображение, сопровождающее идополняющее текст...3) Область изобразительного........
Большой энциклопедический словарь

Слепота Музыкальная — (alexia musicalis) вид агнозии: утрата способности понимания нотного письма.
Большой медицинский словарь

Музыкальная Акустика — наука, изучающая объективные физическиезакономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследуетсоотношения высот (частот колебаний), громкость (см.........
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Грамота — начальный музыкально-теоретический учебный курс.Включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, ее элементах ивыразительных средствах.
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Драма — одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее изупотребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действиюи отсутствует деление на законченные номера.........
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Комедия — термин, применяемый к оперетте, а также к др. видаммузыкально-сценического произведения комедийного характера (комическаяопера, зингшпиль и т. п.).
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Форма — комплекс выразительных средств, воплощающих вмузыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.2)Строение, структура музыкального произведения.........
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Шкатулка — см. Механические музыкальные инструменты.
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Эксцентрика — трюковое исполнение музыки на обычных или наэксцентрических музыкальных инструментах (бокалах с водой, стиральныхдосках и др.).
Большой энциклопедический словарь

Новая Русская Музыкальная Школа — см. "Могучая кучка".
Большой энциклопедический словарь

Фраза Музыкальная — см. Музыкальная форма.
Большой энциклопедический словарь

Булаховы (музыкальная Семья) — Булаховы - музыкальная семья (преимущественно певцы): 1) Петр А. Б. пел в Москве в частном хоре (тенор), а затем на московской оперной сцене, выступая с большим успехом особенно........
Исторический словарь

Музыкальная Форма — Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты........
Музыкальный словарь

Музыкальная Агнозия — См. амузия.
Психологическая энциклопедия

Музыкальная Память — (англ. music memory) - способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Музыкальное узнавание необходимо для осмысленного восприятия музыки. Необходимое условие........
Психологическая энциклопедия

Музыкальная Релаксационная Психотерапия По Завьялову — М. р. т. п. З. - вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью является достижение состояния мышечной релаксации и психического успокоения с помощью прослушивания........
Психологическая энциклопедия

Музыкальная Эпилепсия — [Мержеевский И.П., 1884]. Форма рефлекторной эпилепсии, характеризующаяся музыкогенными припадками. Характерна звуковая аура, полиморфный характер припадков. Наблюдается........
Психологическая энциклопедия

Психология Музыкальная — - отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Исследует: 1) проблемы процессов формирования, развития........
Психологическая энциклопедия

Глухота́ Музыка́льная — см. Амузия сенсорная.
Медицинская энциклопедия

Слепота Музыкальная — Вид амузии, утрата способности понимания нотных знаков.
Психологическая энциклопедия

Способность Музыкальная — - индивидуально-психологические особенности личности, включающие: 1) природную слуховую чувствительность, обусловливающую анализ естественных, речевых или музыкальных........
Психологическая энциклопедия

Терапия Музыкальная — (музыкотерапия) - метод психотерапии, основанный на целительном действии музыки на психологическое состояние субъекта. Применяется для лечения больных с нервно-психическими........
Психологическая энциклопедия

Слепота́ Музыка́льная — (alexia musicalis)
вид агнозии: утрата способности понимания нотного письма.
Медицинская энциклопедия

Иллюстрация — (от лат. illustratio - прояснять) - факт или частный случай, призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и принятого положения. Пример подталкивает........
Философский словарь

Иллюстрация — Любое графическое изображение (чертеж, рисунок, фотоснимок репродукция с картины и т.п.), украшающее или дополняющее основную текстовую информацию (способствующее раскрытию........
Полиграфический словарь