Футуризм - архитектурные стили - дизайн и архитектура растут здесь - артишок. Футуризм в архитектуре: понятие, определение, характеристика стиля, описание с фото и применение в строительстве Vbulletin футуристическая архитектура

  • Футуристическая архитектура - форма архитектуры, появившаяся в начале XX века в Италии. Характеризовалась антиисторизмом, сильным хроматизмом, длинными динамическими линиями, предполагающими скорость, движение, срочность и лиризм.

    Футуристическая архитектура является частью футуризма, художественного течения, основанного поэтом Филиппо Томмазо Маринетти, написавшего первый манифест футуризма в 1909 году. Движение привлекло к себе и ряд архитекторов. В числе тем футуристов были культ века машин и прославление войны и насилия.

    Поздняя группа футуристов-архитекторов включала Антонио Сант"Элиа, который переложил футуристическое видение в городские формы. Между 1912 и 1914 годами он начал серию знаменитых проектных рисунков «Новый город» (итал. Città Nuova), в которой он создал уникальный выдающийся образ представлений о новом техническом веке. Знаменитый «Манифест архитектуры футуризма» (итал. Manifesto dell’architettura futurista) был опубликован архитектором в августе 1914.

Связанные понятия

Се́верный моде́рн - направление интернационального модерна, получившее развитие в архитектуре северных стран - в Швеции, Финляндии, Норвегии. В России направление связано, в основном с архитектурой Санкт-Петербурга, где развивалось в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании - обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в рамках стиля модерн, в первую очередь в таких крупных...

Интернациональный стиль - ведущее направление архитектуры и дизайна 1930-1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия - США), Фрэнк Ллойд Райт (США), Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия).

Брутали́зм (под данным термином подразумевается обычно новый брутализм, или необрутализм - англ. New Brutalism) - направление (стиль) в архитектуре периода 1950-х - 1970-х годов, первоначально в архитектуре Великобритании. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма.

Ленинградская пейзажная школа , - группа живописцев, работавшая в 1930-х - 1940-х (некоторые исследователи расширяют временные рамки её существования - 1920-е - 1950-е годы).Определение «ленинградская пейзажная школа 1930-х - 1940-х годов» - было предложено искусствоведом А. И. Струковой в её диссертации и книге «Ленинградская пейзажная школа 1930-1940-е годы». Ранее в 1971 году Л. В. Мочалов в статье о В. Пакулине называл имена художников, объединённых, по его выражению, «ленинградской пейзажной...

Историзм (нем. Historismus) - направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, стремившееся к точному воспроизведению духа и формы исторических стилей. Выступает как сочетание различных архитектурных, уже «прошлых», «исторических» стилей, стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили).

Фови́зм (фр. Fauvisme, от фр. fauve - дикий) - направление во французской живописи конца XIX (зачатки) - начала XX века (официальное начало). Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год. Наиболее важный этап приходится на 1905-1907 годы. Характерный приём фовизма - обобщение пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

Синхроми́зм (англ. Synchromism; от греч. σύν - «вместе», «с» и χρωμος - «цвет») - художественное направление в живописи, основанное в 1912 году американскими художниками Морганом Расселлом и Стэнтоном Макдональдом-Райтом; одно из первых в современном искусстве США. Отличительными чертами полотен синхромистов являлись насыщенные, яркие цвета и геометрические формы с ярко выраженными гранями. Работая над написанием картин, синхромисты, по их собственному признанию, использовали цвета по аналогии с...

Абстракциони́зм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») или нефигуративное искусство - направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - изображение определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у созерцателя чувство полноты и завершённости композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан, Франтишек Купка.

«Аркигрэм » (англ. Archigram, иногда неверно «Архигрэм», «Арчигрэм») - английская архитектурная группа, оформившаяся в 1960-х годах вокруг журнала «Аркигрэм» и оказавшая большое влияние на развитие постмодернистской архитектуры. Наиболее значимыми членами группы «Аркигрэм» были Питер Кук, Уорен Чок, Рон Херрон (Ron Herron), Дэнис Кромптон, Майкл Уэбб (Michael Webb) и Дэвид Грин.

Структурализм - название направления в модернистской архитектуре, которое пришло на смену интернациональному стилю во второй половине 1950-х гг. и постепенно эволюционировало в различные разновидности постмодернизма. Среди источников этого направления - немецкий экспрессионизм, органическая архитектура, «бетонная поэзия» Нерви.

(нем. Neue Musik, фр. nouvelle musique) - обобщающее понятие, введённое в 1919 году немецким музыкальным критиком Паулем Беккером и подразумевающее различные течения в европейской академической музыке XX века, в которых достаточно ярко выражены инновационные тенденции.

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя...

Куби́зм (фр. Cubisme) - модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Рационали́зм - авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е - начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Антииску́сство - широко используемый термин, обозначающий ряд авангардистских концепций, взглядов и течений, отрицающих первоначальное определение искусства и ставящих под вопрос искусство в целом. Термин прежде всего ассоциируется с дада-модернистским течением в искусстве начала XX века и был впервые употреблён приблизительно в 1913-1914 годах французским и американским художником, теоретиком искусства Марселем Дюшаном, когда тот начал создавать первые произведения в технике реди-мейд. Впоследствии...

Направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северно-европейских стран: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии - в 1930-1950-е годы. В некоторых случаях под понятие скандинавский дизайн подводят дизайн северных стран всего XX века - начала XXI века, считая единство его прикладных и концептуальных элементов точным выражением художественного принципа XX века.

«Новые горизонты » - это группа израильских художников, принимавших активное участие в культурной жизни страны в период 1948-1963 годов и стремившихся поощрять влияние международного искусства на изобразительное искусство Израиля. Представители группы внесли значительный вклад в разработку художественного абстракционистского стиля в живописи и лирической скульптуре.

Французский фотограф Фредерик Шобен выпустил сборник своих работ «СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed». В него вошли самые необычные здания, построенные в союзных республиках с 1970 по 1990 годы…

Как-то в 2003 году Фредерик Шобен (Frédéric Chaubin) бродил по тбилисскому рынку, и на глаза ему попалась старая книга. Прочесть текст фотограф-француз, естественно, не мог, но иллюстрации буквально его заворожили.

В этой работе о 70-летней истории послереволюционной архитектуры приводилась удивительная подборка снимков зданий, демонстрирующая необычайное разнообразие стилей: помимо советского супрематизма и конструктивизма в ней были примеры западного влияния, ассоциаций с творениями всех великих мастеров - от Алвара Алто и Антонио Гауди до Оскара Нимейера.


1.Кинотеатр "Россия" в Ереване

Кроме того, лейтмотивом всего этого разнообразия стал интереснейший элемент советского стремления к первенству, архитектурные намеки на спутники, космические ракеты и летающие тарелки.

2.Научно-исследовательский институт в Киеве

Шобен с первого взгляда влюбился в эту архитектуру. Так началась его семилетняя «одиссея с фотоаппаратом» - поиски самых необычных творений советских архитекторов (многие из них сегодня оказались под угрозой гибели).

Все они, по словам Шобена, производят потрясающее впечатление: «Я словно нашел древний затерянный город, собственный Мачу-Пикчу».

Взять хотя бы невероятное здание Министерства автомобильных дорог Грузии, построенное в середине семидесятых - смелый проект в виде причудливого «штабеля» прямоугольных блоков с симметричными рядами окон.

3.Здание Министерства автомобильных дорог Грузии

Спроектированное на основе так называемой концепции «города-пространства», и к тому же с удивительным для того времени (и для транспортного ведомства) вниманием к экологии, это сооружение словно висит в воздухе, а между его опорами свободно растут деревья и кусты.

А вот Архитектурный факультет Политехнического института в Минске: на сделанном Шобеном снимке (он, наряду с другими фотографиями, вошел в книгу «Фото коммунистических «космических» сооружений» (Cosmic Communist Constructions Photographed), ставшую результатом его одиссеи) он напоминает гигантский пассажирский паром, величественно плывущий по скованной льдом белорусской реке.

4.Архитектурный факультет Политехнического института в Минске

Еще одна архитектурная жемчужина - санаторий «Дружба» в Ялте: он напоминает пирамиду зубчатых шестеренок (каждая из них - это жилой этаж), словно вырастающую из рощи на морском берегу.

«Турецкая разведка и Пентагон принимали ее за ракетную базу», - рассказывает Шобен. Фотограф первым готов признать, что его книга - это работа наблюдательного и неравнодушного дилетанта, а не специалиста по архитектуре. Впрочем, ни один эксперт, наверно, не предпринял бы столько усилий, чтобы сделать нужные снимки.

5.Санаторий «Дружба» в Ялте

Отчасти из-за языкового барьера, а отчасти потому, что имена создателей этих чудес не получали широкой огласки, оригинальная советская архитектура осталась практически не замеченной на Западе. И сейчас она поражает, чуть ли не шокирует.

Информация об этих выдающихся проектах появлялась, но как правило либо в журнале «Архитектура СССР», либо в специализированных изданиях вроде вышедшей в 1987 году юбилейной (приуроченной к 70-летию Октябрьской революции) книги об архитектуре всех 15 советских республик, которая приковала внимание Шобена на тбилисском рынке.

Кроме того, поездки иностранцев по Советскому Союзу, особенно за пределами обычных туристских маршрутов, мягко говоря не приветствовались, и многие из этих шедевров оставались практически неизвестными за пределами регионов, где они были построены.

Впрочем, особенно Шобена поразил тот факт, что самые потрясающие здания из тех, что он обнаружил, были возведены на заключительном этапе коммунистической эпохи.

«Почти все они построены в последние 15 лет существования СССР. Поначалу мне показалось странным, что они выполнены в столь разнообразных формах - особенно если вспомнить, что строительство в СССР в основном велось по типовым проектам, внедренным Хрущевым в середине пятидесятых, из дешевого бетона, в минималистском стиле, не позволявшем разыграться воображению архитектора».

По его словам, объяснение заключается в том, что в семидесятые-восьмидесятые у талантливых архитекторов на местах появилось больше возможностей проявить себя - их уже не так связывали по рукам и ногам ограничения, установленные Москвой.

Таким образом, этот архитектурный взлет можно назвать «лебединой песней» сверхдержавы, созданной людьми, освобожденными от оков централизации, наблюдавшими за современными тенденциями на Западе и заимствовавшими их. «Эти здания предвосхищали распад СССР, - полагает Шобен, - задолго до того, как система рухнула в 1991 году».

Многие шедевры сейчас заброшены или нуждаются в ремонте. В целом для них характерна одна проблема: речь идет об общественных зданиях, строившихся с размахом, чтобы производить впечатление и вдохновлять местное население, которые теперь, когда государство перестало быть всемогущим и всеблагим, оказались попросту не востребованными.

Впрочем, среди всех этих НИИ, спортивных центров, санаториев, бассейнов и пионерлагерей есть сооружения с совершенно экзотическими функциями, например, «дворцы бракосочетаний».

Эти удивительные комплексы, возводившиеся в центрах городов, напоминали кафедральные соборы - как своими размерами, так и своим назначением.

Шобен даже придумал целую игру со своим снимком Дворца бракосочетаний в Вильнюсе, столице Литвы. Он показывал фотографию разным людям, и предлагал отгадать, что это такое - монастырь, электростанция или, может быть, гигантская лаборатория?

«Никто не смог додуматься, что это просто бюро регистрации браков, спроектированное в величественном масштабе, чтобы побудить людей отказаться от венчания в церкви».

Впрочем, у Шобена есть и серьезная цель: он хочет понять, как появились эти здания, и найти авторов проектов - но узнать имена архитекторов оказалось очень трудно, а то и невозможно. В конце концов, они были государственными служащими, и работали в гигантских архитектурных мастерских.

Если бы эти люди создали такие же здания на Западе, они, вероятно, стали бы богатыми и знаменитыми, жили бы в пентхаусах. В СССР же им доставались лишь небольшие квартирки в стандартных панельных многоэтажках.

Самым молодым из архитекторов, работавших над этими проектами в конце советской эпохи, сегодня уже за 60; некоторые из них добились немалых успехов.

Так, Олег Романов, ставший в 1985 году одним из авторов проекта лагеря для трудных подростков в поселке Богатыри (Россия) - он был выполнен в «зигзагообразном» стиле, получившим на Западе название «деконструктивизма» - теперь вице-президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга.

Он ведет активную кампанию против строительства гигантской и безвкусной «башни Газпрома», спроектированной британской архитектурной фирмой RMJM, которая грозит испортить силуэт одного из самых красивых городов планеты.

В 1994 году он эмигрировал в США и начал работать в Нью-Йорке совместно с Филипом Джонсоном (Philip Johnson) - воплощением декадентской «буржуазной» архитектуры.

А Георгий Чахава, как выясняется, был не только ведущим архитектором великолепного проекта Министерства автодорог Грузии, но и республиканским министром дорожного строительства. Поэтому он мог дать волю своему воображению, вдохновляясь идеями одного из лидеров супрематистов - Эля Лисицкого.

Результатом стал почти целый город - комплекс дорог и перекрещивающихся в небе зданий-блоков: министерство словно парит над лесом, создавая гармонию природы и авангардной архитектуры.

11.Министерство дорожного строительства Грузии

Неужели эти шедевры сохранятся только на страницах книги Шобена? Из-за хищничества застройщиков многие из них могут погибнуть: ведь эти здания стоят на дорогой земле, где можно соорудить массу банальных отелей, казино, развлекательных центров и вилл для богачей.

Впрочем, есть и хорошие новости: здание министерства, построенное Чахавой, в 2007-м - в год смерти архитектора - было объявлено национальным памятником архитектуры. Позднее появились планы разместить в нем Банк Грузии.

Впрочем, не всем тбилисцам это сооружение нравится: многие считают его зримым символом мрачного прошлого. Такое же отношение существует и к многим другим зданиям, сфотографированным Шобеном - хотя сам он считает их свидетельствами заката СССР, а не его пережитков.

«У меня нет ностальгии по Советскому Союзу, - поясняет он, - но эти странные и прекрасные здания - оболочка культуры, которая меня заворожила».

12.

13.

14.Дом Советов в Калининграде

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.Концертный зал в Днепропетровске

22. Театр им.Г. Камала в Казани

23.

24.

25.

26.Кинотеатр "Панорамный" в Ташкенте

Текст Джонатана Глэнси, журнал "Guardian" в переводе "Голос России"

Современная архитектура многообразна и удивительна, ее сложно поместить в четкие рамки и дать ей точное определение, но она живая и стремительно развивающаяся, как технический прогресс и, возможно, поэтому так сложно постижима и не всегда любима критиками. Но мы все же попробуем сформулировать ее основные тенденции, принципы и цели.

Текст: Диана Муромцева

Немецкий философ Фридрих Шеллинг назвал архитектуру застывшей музыкой, и, наверное, мы не ошибемся, если дополним, что это джазовая импровизация, всегда неповторимая, с историей, настроением и душой. Не существует двух идентичных городов, как двух одинаковых личностей, и, как с людьми, в одни города мы можем влюбиться, а другие возненавидеть. А еще архитектура – это нечто большее, чем искусство, ведь именно она создает пространства и декорации, в которых проходит наша жизнь. Каждую эпоху она одевает в определенном стиле, отражающем ценности, приоритеты и стремления человечества. Прогуливаясь по городам, мы можем читать эту летопись мира по фасадам старых зданий, и так формируются наши культурные традиции, вкус и представления о привычном. Но жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, совершенствуется, а вместе с ней растут и наши потребности и запросы. Застывшие мелодии прошлого постепенно уходят в историю, становясь фундаментом новой актуальной для современной действительности архитектуры, которая способна создать наилучшие пространства для работы, отдыха и жизни человека.

Архитектура наших дней

Когда заходит речь о современной архитектуре, сразу встает вопрос о том, как она меняет сложившийся облик городов и улучшает жизнь их обитателей. Архитектор и дизайнер, обладатель множества профессиональных премий Хади Тегерани считает, что современная архитектура терпит крах, когда не соответствует человеческому бытию и его целостности. Она должна давать человеку все составляющие его жизненного благополучия, которое, как пазл, складывается из различных и в равной степени значимых деталей, таких как экология, экономический аспект, адекватное пространство жизнедеятельности, свет, фактура материалов, форма и эмоции. Также господин Тегерани отмечает важность для людей такого фактора, как отождествление архитектурного строения с его утилитарностью, не только с точки зрения комфорта, но и эстетики. И действительно, строениям, выполненным в ультрамодерновом стиле, как и всему новому, достаточно сложно снискать всеобщие любовь и признание. У современных строений в городском массиве всегда есть свои поклонники и противники, поэтому они обязаны оправдывать свое существование пользой, функциональностью и красотой.

Но если говорить о коммерческой востребованности жилых объектов, то управляющий партнер SESEGAR Investment Group Ирина Жарова-Райт ставит эстетику на ступень выше: «Вопрос о зависимости внешнего облика здания от его востребованности изначально предполагает положительный ответ. Ведь «продает» эстетика. Можно долго рассуждать о красоте души, а в случае недвижимости, о ее функциональности, но встречают по одежке и внешнему облику». Интересен также тот факт, что привлекательная по своей архитектуре новостройка не станет в наших глазах красивой, если она диссонирует с окружающим пейзажем. Поэтому помимо функциональности и эстетики архитектура наших дней должна быть умело и гармонично вписана в сложившуюся стилистику местности и при этом выглядеть свежо и привлекательно.

«Я считаю, что современная городская архитектура становится восхитительной, когда включает в себя как инновационные дизайнерские решения, так и уважение к историческому контексту, а также содержит в себе предпосылки к архитектуре будущего», – говорит архитектор и управляющий директор HBA Architectur Джеффри Майкл Уильямс. Кстати, подобные успешные архитектурные компромиссы можно увидеть на примерах новых и популярных городских отелей. «Дело в том, что главная тенденция в архитектуре современных городских отелей – это создание полноценных знаковых объектов в рамках городского контекста, – объясняет Джеффри Майкл Уильямс. – Также важно полное соответствие образу жизни постояльцев и его отражение в каждой детали, ведь от этого зависят положительные и яркие впечатления, формирующие в дальнейшем востребованность временного места жительства».

Все перечисленные выше задачи должна выполнять и архитектура частных домов, даже если они находятся за чертой города. Но здесь стоит еще одна задача – воплотить желания клиента и не разрушить сложившийся облик района. «Архитектор всегда пытается интегрировать свой проект в уже существующую среду. Иногда это получается, а иногда – нет. Баланс возможно соблюсти при непрерывной и совместной работе архитектора и заказчика», – комментирует Светлана Лагутина, руководитель «Архитектурного бюро Светланы Лагутиной».

Кто создает тренды?

Как ни крути, а тренды существуют всегда и во всем, но если архитектура призвана служить человечеству, создавая ему наиболее комфортную и благополучную среду для всех аспектов жизни, то интересно понять, как здесь рождается мода. «В глобальном плане новые мировые тенденции определяют общепризнанные архитекторы, лауреаты Притцкеровской премии и, конечно, мировое наследие, – считает Светлана Лагутина. – Невозможно сказать, какая именно страна имеет наибольшее влияние на развитие архитектуры. Если говорить об архитектуре частных домов в России, то отдельные элементы и принципы заимствуются во Франции и Италии, где при проектировании уделяется пристальное внимание единству внутренних помещений и гармоничному планированию территории вокруг дома».

Хади Тегерани же говорит о рождении тенденций следующее: «Уже давно человечество волнуют такие вопросы, как энергосбережение и экологичность. И в этой сфере лидирующие позиции в мире занимают сейчас немецкие архитекторы. Ирина Жарова-Райт считает, что ориентиры зависят от конкретной ситуации в каждом городе: «Если главный архитектор города – фанат всего немецкого, то мы будем видеть воплощение его вкуса в камне, стекле и бетоне, – поясняет Ирина. – Если увлекается классикой, то в разработке концепций проектов будут участвовать итальянские архитекторы».

А если говорить о тенденциях в гостиничном бизнесе и его востребованности, то Джеффри Майкл Уильямс отмечает, что стандарты дизайна городских отелей по всему миру всегда устанавливаются в странах с наибольшим экономическим ростом.

Потребности

Если говорить о востребованности объектов недвижимости среди покупателей, то Ирина Жарова-Райт отмечает, что здесь для человека важна ликвидность объекта и целесообразность инвестирования в него: «Ордерная архитектура или классика является самой продаваемой формой архитектуры в городской застройке и в Подмосковье. Москвичи объясняют свой выбор тем, что если вкладывать деньги в недвижимость, то только во что-то вечное, как Рим, а это только классика.

Светлана Лагутина, в свою очередь, дополняет, что у российских заказчиков помимо классики становятся популярными такие стили, как модерн, шале и минимализм: «На смену смелым экспериментам с формами, материалами и смешением стилей пришли прагматичный расчет и желание создать дом не просто запоминающимся, но удобным и комфортным для жизни». И это созвучно мировым тенденциям современной архитектуры, о которых Хади Тегерани говорит следующее: «Основной тренд современности – это создание наилучшей и максимально комфортной среды для жизни человека. И это достигается за счет реализации его основных потребностей: функциональность, грамотная организация пространства, эмоциональность, эстетичность, экономичность и забота об экологии. Все это создает позитивное восприятие окружающей среды, будь то дом, гостиница или офис, и не вызывает необходимость покинуть ее в поисках чего-то лучшего».

В завершении хочется добавить, что современная архитектура – это абсолютно новая философия, чей глобальный смысл базируется не на создании вечных памятников чьему-то Эго, а на службе Человечеству и его потребностям, которые представляют собой сложную квинтэссенцию из функциональности, комфорта, удобства, красоты, эмоциональности, экономичности и экологичности. Сейчас как в дизайне, так и в архитектуре определение «прекрасно» получило дополнительный смысл, а именно целесообразность своего существования в каждом элементе. То есть прекрасное – это гениальное, а все гениальное просто и не замусорено лишними деталями. Поэтому идеальные произведения современной архитектуры призваны быть не просто красивыми монументами, а сосудами для нашей жизни, превращая ее в «невыносимую легкость бытия».

Полностью материал читайте в номере журнала Elite Interior №05/101 май 2014.

Зодчие испокон веков занимались поиском новых архитектурных форм. Каждому историческому периоду были свойственны разные архитектурные стили, но только в эпоху Просвещения появилась необходимость их классифицировать. Была выделена древняя, античная (греческая и римская), средневековая (византийская, романская и готическая) архитектура, а также архитектура Нового времени , которая подарила миру стили ренессанс, барокко и рококо, классицизм и ампир, эклектику и модерн.

Именно этот период стал самым ярким, а стили, которые относятся к Новому времени, никогда не выйдут из моды. Позднее в хронологическую классификацию была добавлена, охватывающая конструктивизм, арт-деко, модернизм, хай-тек, постмодернизм, а также различные современные стили.

Конечно, такая система классификации была абстрактной, так как чистые стили в архитектуре практически не встречаются. Каждый новый стиль несет в себе что-то от предыдущего и последующего стиля, а направление, вышедшее из моды, не исчезает бесследно.

Период Нового времени начался в 15 веке с эпохи Возрождения или Ренессанса. К этому времени культурным центром стала Европа, которая привнесла в мировое искусство светский тон. Тогда же зародилась архитектура Нового времени , в которой не было готической устремленности к небу. Вместо сложных, несимметричных форм средневековых построек зодчие стали использовать равновесие и симметрию.

Черпая вдохновение в образцах античной архитектуры, они использовали упорядоченное расположение колонн и других элементов.

Этот период, как и архитектура Новейшего времени , характеризовался появлением новых материалов и технологий. Продолжительность эпохи Возрождения в разных странах была различной. Но исторически кризис Ренессанса начался еще в начале 16 века. Тогда же в Италии зародился стиль барокко, для которого был характерен пространственный размах, использование сложных криволинейных форм и скульптур.

Его продолжением стал стиль рококо, который не принес в архитектуру ничего нового, а использовал приемы барокко для достижения максимального декоративного эффекта.

В 17 веке Европа «пресытилась» вычурными архитектурными формами барокко и рококо. Зодчие снова обратились к античной простоте, строгости и сдержанности. Наступила эпоха классицизма. Позднее, когда во Франции правил император Наполеон, в архитектуре использовался стиль высокого или позднего классицизма, названный ампир. А в начале 19 века архитектура Нового времени приобрела эклектические черты.

Эклектике свойственно использование разных архитектурных стилей, но формы строений стали привязываться к их функциям.

Наконец, в конце 19 века в новой архитектуре стал использоваться стиль модерн. Зодчие в очередной раз отказались от прямых углов и линий, используя плавные, естественные контуры. В то же время произошел всплеск интереса к новым технологиям, благодаря которым в начале 20 века зародилась архитектура Новейшего времени, которая развивается до сих пор.

У человека всегда было желание заглянуть в будущее. Отчасти эти желания реализовываются, благодаря книгам писателей-фантастов или снятым фантастическим фильмам, но они дают лишь минимальные представления о том, как будет жить человек. Несомненно, людей ждет уникальная архитектура, множество инновационных технологий, которые призваны сделать жизнь более комфортной и создать ряд удобств.

Архитектура будущего всегда волновала умы людей. Какими будут новые дома: буду ли они вмещать в себя целый город или будут невероятно мобильными, из каких материалов они будут строиться? Эти вопросы являются лишь вершиной айсберга любопытства людей. Однако не стоит пытаться заглянуть в будущее, чтобы узнать ответы на них. На сегодняшний день в некоторых странах уже построены футуристические дома, дающие представления об архитектуре будущего. Кроме того, существует огромное множество проектов жилья, основными концепциями которых являются экономичность, эргономичность и экологичность («зеленые» дома). При этом используются новые, уникальные строительные материалы, которые совершенствуются с каждым годом.

Футуризм компьютерного проектирования домов

Биоморфный Музей Гуггенхайма - начало начал

Появление таких домов будущего, конечно же, имеет отправную точку, которая ознаменовала очередной этап архитектурных новелл. Этой точкой стал Музей Гуггенхайма, построенный Франком Гери в 1997 году на севере Испании, в городке Бильбао. Это необычное здание вызвало огромный ажиотаж вокруг себя, не утихающий до сих пор. У многих архитектурных критиков Музей вызвал ассоциацию с огромным морским моллюском, выползшим на берег. Вызвано это, конечно же, внешним видом здания, выполненного из изогнутых титановых пластин серебристого цвета и стоящего на берегу реки.

Необычное здание, выполненное в стиле «биоморфной» архитектуры (подражание естественным природным формам) ежегодно привлекает около полутора миллионов посетителей. Однако не только конструкция здания явилась очередным прорывом в архитектуре, гораздо большим прорывом стало компьютерное проектирование Музея в полном объеме. Для того чтобы реализовать свои идеи, архитектору пришлось прибегнуть к использованию компьютерных технологий, применяемых в авиастроении. Именно они помогли воплотить необычность биоморфных форм здания.

На сегодняшний день использование компьютерных технологий на всем протяжении строительного процесса, начиная от проекта, является основой архитектуры, ее остовом. Именно специальные компьютерные программы позволяют придать будущему зданию самые причудливые очертания и уникальные детали.

Многообразие форм

Например, архитектор Сантьяго Калатрава, используя современные компьютерные технологии, приобрел свой «фирменный» знак: различные здания, построенные им, украшены крышей, напоминающей развернутое крыло птицы, находящейся в полете.

Кроме того, множеству архитекторов импонирует проектирование зданий в виде различных капель. Моделирование «капель» позволяет придать плавность внешним очертаниям домов и необычные искривления внутреннему пространству. Такие технологии позволяют «играть» с формами, находя наиболее выигрышное и оригинальное решение.

Одним из таких необычных зданий-«капель» стала резиденция мэра столицы Великобритании, Лондона. Архитектором этого произведения архитектурного искусства стал Норман Фостер, один из ведущих и известных архитекторов на планете. Созданный им дом внешне представляет собой огромную вытянутую вдоль набережной стеклянную каплю. Она как будто подверглась действию непреодолимой силы, которая преобразила после себя шар из стекла и бетона.

Здание включает в себя 10 этажей, невероятно красиво смотрится на фоне старинного Тауэра, однако не внешнее великолепие являлось целью возведения этого здания, а возможности энергосбережения.

Все необходимые параметры резиденции были рассчитаны компьютерными программами с целью создания энергосберегающего здания. Именно необычная и столь оригинальная его форма, определенные особенности конструкции, которая включает наличие на крыше солнечных батарей, теплосберегающее остекление, использование подведенных подземных вод для охлаждения здания в летний период, способствуют тому, что его эксплуатация требует на 25% меньше необходимой энергии, чем обычное, привычное глазу, здание.

Создание проектов и возведение зданий по принципу экономичности является одной из наиболее приоритетных задач архитектуры будущего. Многие ресурсы, которые активно используются сейчас, вовсе не являются неисчерпаемыми, что способствует поиску новых, актуальных решений в сфере строительства.

Практически все проекты футуристических домов имеют своей целью экономию ресурсов нашей планеты.

Экономичная архитектура будущего

Принципу экономичности в архитектуре будущего уделено достаточно большое количество внимания. Понятие экономичность в новой эпохе архитектуры представляет собой возможность затраты минимального количества энергии при повышенной свето- и теплопроводимости, а также, затрат минимальной площади земельного участка при возведении крупномасштабного здания.

Эволюция стекла

Одним из главных критериев здания будущего является его насыщенность стеклом. Стекло - это один из главных строительных материалов грядущего времени. Кроме того, существенную роль будут играть различные пульты и датчики, которые будут призваны сделать жизнь более комфортной. При наступлении теплого времени года, значительном повышении температуры воздуха, усовершенствованные жалюзи можно будет закрыть, не подходя к окну, все сделают различные датчики и пульты, при этом, защищая помещение от попадания прямых солнечных лучей, они одновременно приводят в работу вентиляционную систему.

При наступлении холодов, широко используются двойные оконные вставки, где между стеклами образуется вакуумное пространство, сохраняющее тепло. Новейшие технологии придали стеклу множество дополнительных эксплуатационных свойств, сделав этот материал поистине всеохватывающим. Например, стекло может затемняться в зависимости от погоды или самостоятельно освещаться за счет электродиодов.

Кроме того, стеклянные здания смогут строиться не только традиционно над землей, но и под ней, или, например, на морском побережье.

Кроме стекла в футуристической архитектуре значительную роль будут играть такие материалы, как самозастывающий бетон, фольга, с помощью которой можно соорудить купола и другие элементы здания, а также, сплавы металлов и различные полимеры.

Экономичные здания, построенные преимущественно из стекла и металла, с небольшим добавлением дерева, полимеров или камня выглядят очень привлекательно. Они олицетворяют собой легкость, соответствие времени, выражая принцип «многое в малом».

Неотъемлемыми элементами футуристической архитектуры являются солнечные батареи. Они не только выполняют свои непосредственные функции, но и могут стать превосходным и оригинальным украшением фасада здания. В Великобритании в одной из штаб-квартир страховой компании солнечными батареями оборудовано все здание, за счет них более 1000 компьютеров работают практически бесперебойно каждый день.

Многое в малом

К экономичным относятся не только здания, позволяющие снизить затраты на электроэнергию, но и дома, способные занять небольшой участок земли, имея при этом довольно значительную площадь. Секрет данной экономии в том, что такие дома проектируются и строятся, ориентируясь на их высоту. Это - небоскребы. Принято считать, что первым небоскребом, появившимся на земле, является здание страховой компании, построенное в конце XIX века в Чикаго. На сегодняшний день такие высотные дома приобретают все больший размах в строительной индустрии, уже существуют проекты небоскребов, достигающих в высоту до 4-х километров.

Наиболее застроенными высотными зданиями городами считаются Нью-Йорк, Токио, Париж, однако ажиотаж вокруг строительства небоскребов распространяется по всему миру. В частности, к этим городам активно присоединяется столица Великобритании, Лондон, в котором архитектор Ренцо Пьяно создал архитектурный проект полностью застекленного небоскреба, включающего в себя магазины, рестораны, квартиры и даже музей.

Помимо небоскребов, архитектор Вернер Айслингер создал ряд проектов пентхаусов - домов на крышах уже существующих построек. Согласно его проектам, эти дома будут представлять собой комнату без каких-либо перегородок, возведенную из стекла, пластика и металла. Для таких комнат, требующих определенной изоляции, как ванная и кухня будут иметься специальные ниши. На сегодняшний же день понятие «пентхаус» подразумевает под собой роскошные апартаменты с панорамным видом из окна.

В архитектуре будущего экономические аспекты тесным образом связаны с экологическими. Например, на сегодняшний день все большую популярность приобретают «полифункциональные комплексы», которые основаны на экономии и имеют под собой экологическую основу.

Экологичные «зелёные дома»

Солнечный парк - уникальный жилой поселок

Возведение экологичных домов, создание архитектурных проектов «зеленых» домов является основной и актуальной тенденцией в архитектуре будущего.Некоторые шаги в данном направлении делаются уже в течение нескольких лет. В частности, не так давно Германия представила миру поселок «Солнечный парк». Этот поселок включает в себя 12 домов, основное питание которые получают от солнечных батарей в летний период, зимой же отопление осуществляется, благодаря парниковому эффекту, полученному естественным путем. Кроме этого, в небольшом количестве используются дрова. Применение солнечных батарей позволяет сократить расходы на электроэнергию в 10 раз.

Дома в этом поселке построены преимущественно из таких материалов, как дерево, камень, стекло, кирпич. Количество материалов из полимеров, пластика сведено к минимуму, вместо асфальта тротуары покрыты керамической плиткой. Очищение сточных вод осуществляется при помощи специальных растений, которые уничтожают бактерии, дождевая вода собирается в предназначенный для купания жителей пруд. Он также очищается, только не растениями, а насосами, действующими от ветряных мельниц.

Создатели этого проекта акцентируют внимание специалистов на экологической безопасности поселка для окружающей среды. «Солнечный парк» был отмечен призом в номинации «Прорыв в будущее» на европейском конкурсе экологической архитектуры. Несомненно, такие дома и поселки будут появляться все в большем количестве и станут великолепной альтернативой нынешним постройкам.

Немецкий hi-tech Вернера Зобека

Однако следует отметить, что экологичность и экономичность зданий не всегда можно сочетать с великолепными, оригинальными формами. Но некоторые архитекторы успешно решают эту проблему, например, удалось это немецкому архитектору, Вернеру Зобеку, создавшему дом «R 128». Это здание представляет собой одно из детищ стиля hi-tech. Внешне оно выглядит прозрачным кубом, состоящим из стекла, каркасом для которого является стальная рама.

Приблизиться к дому можно по трехэтажному стальному подвесному мосту. Интересно, что между помещениями на этаже отсутствуют перегородки, а мебельный дизайн построен на основе минималистского футуризма и полностью соответствует внешнему виду дома.

Эта постройка превосходно сочетает в себе всю оригинальность внешних форм, экономичность и экологичность. Дом не оказывает абсолютно никакого негативного воздействия на окружающую среду, легко и в короткие сроки монтируется. Основными используемыми в постройке материалами являются стекло и сталь. Кроме того, еще одним преимуществом использования именно этих материалов создатель проекта здания называет возможность их вторичной переработки.

Электроэнергией и необходимым теплом дом в состоянии обеспечить себя сам. Происходит это благодаря специальному тройному остеклению и особому газу, который находится в промежутках между этими стеклами, а вопрос получения энергии решают солнечные батареи. Их особенностью является то, что при избытке накапливаемого тепла оно не рассеивается, а сохраняются впрок.

Необходимость в привычных электровыключателях в этом доме отсутствует, так как его владелец может контролировать работу различных приборов при помощи команд голосом.

Все больше внимания архитекторы уделяют экологичности футуристических домов, не нанося при этом ущерб их оригинальному внешнему виду. Сочетание эстетичности, привлекательности, оригинальности и абсолютной безопасности для окружающей среды является одним из «китов» проектирования так называемых «зеленых» домов.

Для этих домов характерен акцент на экологичных технологиях, использовании ветровой, солнечной, геотермальной энергии, естественных способах очистки воды и иных подобных новшествах.

Несколько примеров лучших «зеленых» проектов

Отель-аквапарк Songjiang

Одним из новейших «зеленых» проектов стал проект отеля «Songjiang», представляющий собой огромный и уникальный аквапарк. Крыша этого отеля представляет собой прекрасный сад, используется геотермальный способ получения энергии. Особенностью отеля-аквапарка является то, что его часть находится под водой, в частности, почувствовать себя на затонувшей Атлантиде можно в ресторане и комнатах для гостей. Реализовать этот необычный проект планировалось весной 2009года, однако он до сих пор остался нереализованным концептом.

Городская ферма «Dragonfly»

Еще одним оригинальным проектом стала ферма «Dragonfly», строительство которой планируется в крупном мегаполисе (Нью-Йорк). Согласно замыслу архитекторов-проектировщиков, эта ферма будет выполнять функции по снабжению города свежими фруктами и овощами, что, конечно, позволит отказаться от их транспортировки издалека.

Здание включает 132 (!) этажа, каждый из которых предназначен для выращивания определенного вида фруктов или овощей.

Очевидно, что такое функциональное здание потребует большого количества энергии. Однако архитекторов это не смущает, они предлагают получать ее от солнца и ветра.

Плавучие цивилизации

Все большую популярность приобретают проекты, предполагающие возведение целых автономных поселений. Создаются эти проекты с учетом угрозы наступления глобального потепления, загрязнения атмосферного воздуха, почвы и иных негативных факторов.

Одним из подобных проектов является проект «Venus». Его концептуальной основой является массовое переселение людей в плавучие города на поверхностях морей и океанов. Интересно, что эти дома никак не будут зафиксированы на воде, а будут свободно дрейфовать по водным просторам. Существовать такие плавучие поселения будут за счет ресурсов морей и океанов. Замыслом архитекторов данного проекта является наиболее полная гармония между человеком и природой.

Несомненно, что такие поселения потребуют немалого количества энергии. Проект предполагает использование ветровой, солнечной энергии и энергии волн.

Таким образом, наличие таких архитектурных проектов на сегодняшний день позволяет говорить о том, что человечество действительно озабочено происходящими природными катаклизмами, сохранением природы в ее первозданном виде, экономией ее ресурсов.

Реализация малой части этих проектов демонстрирует, что нет ничего невозможного, и в скором времени мы можем жить в доме-«капле», включать вечером свет, произнося незамысловатую команду, и не бояться, что нам могут отключить свет.

Архитектура - это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания театров, библиотек, дворцов молодежи, перед которыми вам захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть.

Так же вы стояли бы в музее перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и образует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Вот дома, где вы живете; школы, техникумы, институты, где учитесь; в театрах, цирках и кино - развлекаетесь; в садах, парках и дворах - отдыхаете. На заводах и в учреждениях работают ваши родители; магазины, столовые, вокзалы, метро постоянно заполнены посетителями. Трудно даже представить, как можно обойтись без этих и многих других сооружений.

Разнообразие архитектуры зависит не только от творческой фантазии зодчего (так называли архитектора на Руси), но и от условий строительства: теплого или холодного климата, равнинной или гористой местности, возможностей строительной техники, деревянных, каменных или металлических конструкций, эстетических вкусов жителей и многого другого. В строительстве используется труд людей многих профессий - каменщиков, конструкторов, ученых и художников. Все они трудятся под руководством архитектора. (Архитектор по-гречески означает "старший строитель".) Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями. Любуясь готическим собором, Московским Кремлем или велотреком в Крылатском, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих сооружений, но и трудом и умением строителей.

Еще в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами - пользой, прочностью, красотой. Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере его внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение - три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение, и каждое здание должно быть удобным: в одном случае - для жилья, в другом - для показа спектаклей, в третьем - для учебы. Также важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Ведь здания создаются не на один год, а надолго. Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование - красота.

Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск все новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения. Вот мы и видим самые разные здания и среди древних, и среди современных. Взять хотя бы многоэтажные жилые дома: один высокий, как башня, другой - в виде длинной прямой пластины, третий изгибается по кругу. У них одинаковое назначение и похожие конструкции, они рассчитаны на один и тот же климат, стоят в одном городе, однако фантазия архитектора для каждого из них нашла свою форму, свое цветовое решение. Так возникают сооружения со своими индивидуальными чертами, по которым мы узнаем их. И каждое здание производит свое впечатление: одно имеет торжественный, праздничный облик, другое - строгий, третье - лирический. Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и художественные вкусы людей тех времен. Посмотрите на рисунки, и вы убедитесь в этом сами.

Яркий период в истории русского зодчества -середина XVIII в. Это время бурного строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был В. В. Растрелли (1700-1771). Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Великолепны богато украшенные лепкой анфилады залов, редкой красоты деревянные мозаичные полы. Лучшие постройки В. В. Растрелли - Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе. На острове Кижи в Онежском озере сохранились деревянные Преображенская (1714) церковь, колокольня (1874) и Покровская церковь (1764), построенные без единого гвоздя. Эйфелева башня в Париже. Ее спроектировал в середине 19-го в. инженер Гюстав Эйфель. Оригинальность, смелость конструкции и архитектурной формы сделали башню знаменитой.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Архитектурный футуризм является самостоятельным видом искусства, объединенным под общим названием футуристического течения, появившегося в начале двадцатого века и включающего в себя поэзию, литературу, живопись, предметы одежды и многое другое. Футуризм подразумевает стремление в будущее - как для направления в целом, так и для архитектуры в частности, характерными чертами является антиисторизм, свежесть, динамика и гипертрофированный лиризм. Особую популярность обрел футуризм в архитектуре СССР, став символом строительства новой жизни.

Определение

Годом возникновение футуризма в архитектуре можно считать 1912-й, так как в этом году итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа впервые изобразил футуристическое видение городских форм на бумаге. С 1912 по 1914 год он создавал знаменитую серию эскизов на эту тему. Затем опубликовал свой "Манифест архитектуры футуризма". До этого стиль существовал лишь в абстрактном описании городов будущего, стараниями Сант-Элиа появились рисунки футуристических зданий, пригодных для реального строительства. Основоположник футуризма в архитектуре представлен на фото ниже.

По определению футуристическая форма архитектуры являет собой зеркальное отражение всех архитектурных канонов, существовавших до XX века. Таким образом, эта архитектура, в первую очередь, антиисторична и фантазийна - в ней либо отсутствует четкая симметрия, либо, напротив, присутствует гипертрофированная симметричность, а на смену привычным украшениям в виде колонн, окон и барельефов - лишь ни на что не похожие формы, смелые линии и максимальная динамика. Основными материалами являются стекло, металл и однотонный бетон - форма преобладает над содержанием.

Примеры из мировой архитектуры

Несмотря на то что архитектурный футуризм зародился еще в начале двадцатого века, до реального строительства дело дошло не сразу - на пике популярности был стиль Ар-деко, не сдававший своих позиций вплоть до начала Второй мировой войны. Наиболее известные футуристические здания были построены в период 50-70-х годов, их строительство было связано с началом эпохи увлечения космосом и внеземными цивилизациями. К ним относятся, например, библиотека Джека Ленгстона в Калифорнии (год постройки - 1965), Тематическое здание в Лос-Анджелесе (1961), библиотека Гейзел в Сан-Диего (1970). Ниже на фото футуризм в архитектуре вышеупомянутых зданий.

В начале 70-х футуристические постройки вышли за пределы США и стали появляться в самых разных уголках планеты - к ним можно отнести Кафедральный собор в Бразилиа, Дом Ферро в Цюрихе и оперный театр в Сиднее.

Зарождение в СССР

Футуристическое направление во всех отраслях искусства достигло своей максимальной популярности в предреволюционный период России, а затем в 20-х и начале 30-х годов. Необходимым казался футуризм в строительстве нового государства - людям, приветствующим революцию, хотелось разрушить все устои, вымести старые традиции и начать жизнь с нового листа. Советский Союз вполне мог стать обладателем самых первых футуристических строений в мире, но, увы - пришедшему к власти Сталину по душе были другие архитектурные стили, впоследствии получившие полушутливое название "Сталинского рококо". А после войны, когда выяснилось, что главный основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти был приверженцем итальянского фашизма, направление получило строжайший запрет.

Примеры в отечественной архитектуре

Первые здания с использованием футуризма в архитектуре СССР были построены уже после 60-х, как и в США, на волне восторга от космических полетов. И хотя Советский Союз не был первым в строительстве зданий будущего, очень скоро он стал самым богатым на подобную архитектуру - практически все библиотеки, дома культуры, театры и кинотеатры, аэропорты и стадионы с 60-х до 80-х годов строились в футуристическом стиле. Ярчайшими примерами советского футуризма в архитектуре является здание знаменитого МХАТа в Москве, построенного в 1973 году, корпус "Дружба" Ялтинского санатория "Курпаты", построенный в 1984 году, и здание, в котором располагалось министерство автодорог Грузинской ССР, созданное в 1975 году.

Знаменитые архитекторы-футуристы

Одним из самых продуктивных архитекторов-футуристов является бразилец - современник зарождения стиля в 20-х годах и один из главных его популистов в 60-х. Ему принадлежит авторство вышеупомянутого Кафедрального собора в Бразилиа, а также "Копан" - футуристический жилой дом в Сан-Пауло (1951), Дворец Национального конгресса и Дворец правительства в Бразилиа (оба 1960 года), Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро (1996).

Еще один знаменитый футурист - датчанин Йорн Уотзон, автор проекта Кроме этого всемирно известного здания, Уотзон создал Водонапорную башню в Сванеке (1952) и Национальную Ассамблею в Кувейте (1982).

Моше Сафди, канадский и американский архитектор израильского происхождения, спроектировал более пятидесяти различных футуристических зданий. Его фантазии принадлежит знаменитый жилищный комплекс в Монреале Хабитат 67 (1967), ставший основой для многих подобных зданий в разных странах, футуристический корпус Музея изящных искусств в Монреале (1991) и гостиница "Марина Бей Сендс" в Сингапуре (2010).

Архитекторы-футуристы в СССР

К отечественным архитекторам, приверженным футуризму в архитектуре, в первую очередь следует отнести Михаила Посохина, автора проектов Кремлевского дворца съездов (1961 год), зданий Северного Чертанова (1975) и Спорткомплекса "Олимпийский" (1977).

Другие известные - Дмитрий Бурдин и Леонид Баталов - в соавторстве создали знаменитую на весь мир Останкинскую телебашню (1967) и Московский аэровокзал (1964). Помимо этого, Дмитрий Бурдин выступил архитектором футуристического гостиничного комплекса "Измайлово"(1980).

Современный футуризм в архитектуре

С современным ростом и скоростным развитием таких государств, как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сингапур, Китай, Азербайджан, футуристический стиль вновь возродился, на этот раз объяв целые города. Ярким примером является целый комплекс зданий в центре Эр-Рияда - столицы Саудовской Аравии.

Отель Бурдж-эль-Араб (дословно переводится как "Арабская башня"), построенный в столице ОАЭ Дубае в 1999 году, тоже относится к футуризму в архитектуре. Помимо этого в Дубае, в самом центре, расположена уникальная Башня-волна и целая серия футуристических высоток.

В 2007 году был опубликован "Манифест нео-футуристического государства", что и дало толчок к возрождению этого стиля. Скорость и богатство жизни в вышеперечисленных странах превращает их в настоящие "города будущего" относительно подавляющего большинства архитектурных традиций так называемого "Старого света", перед светом ультра-современным, приверженным футуризму в архитектуре, как и полвека назад.

Футуристическая архитектура многих поражает своим удивительным и необычным дизайном. Самые интересные из футуристических зданий (некоторые из них ещё строятся, или их строительство даже не начато) собраны в этой десятке:

10. Хан Шатыр

Хан Шатыр уже реальность! Это огромный прозрачный шатёр в центре Астаны - новой столицы Казахстана. Здание служит культурным центром и местом для общения жителей города. Климат в Астане достаточно суров - зимой температуры падают до -35 градусов по Цельсию.

9. Музей современного и нурагийского искусства

Музей современного и нурагийского искусства в Кальяри, Италия, провёл конкурс дизайна их нового здания. Победителем конкурса стал потрясающий проект на 12000 квадратных метров архитектора Заха Хадид.

8. Волны Ханчжоу (Hangzhou)

Волны Ханчжоу - проект пятизвёздочной гостиницы и офисных помещений в городе Ханчжоу, Китай. Проект предусматривает два здания, которые дополняют друг друга.

7. Башня Полумесяц

Конечно же, Дубай не мог не попасть в этот список. Башня Полумесяц - концепт проекта здания в парке Забиль, которое бы представляло современность Дубая. В башне будет библиотека, конференц-залы, рестораны и смотровая площадка под открытым небом. Только не забывайте о песчаных бурях!

6. Гостиница в Сунцзян (Songjiang)

Эта поразительная гостиница должна быть построена в затопленном карьере у подножья горы Тяньмашан в районе Сунцзян в Шанхае. Проект гостиницы таков, что оригинальная форма карьера останется нетронутой.

5. Медиацентр Нексус

Медиацентр Нексус очередной концепт проекта для Объединённых Арабских Эмиратов, находящихся на передовой футуристической архитектуры. Это здание будет, в основном, служить для хранения информации, но также там будет медиацентр, выставочные пространства, офисы, квартиры и сады.

4. Международный аэропорт Пекина


Третий терминал международного аэропорта Пекина поражает воображение. Его строительство было завершено в 2009 году - немного позже, чем он был нужен: изначально он планировался для Олимпиады в Китае. Занимая площадь в 986000 квадратных метров, терминал стал самым большим в мире.

3. Сады у Залива

Сады у Залива - городской парк в Сингапуре. Они уже существуют и принимают посетителей. Сады были признаны лучшим зданием мира в 2012 году.

2. Лилия

В попытке приготовить человечество к возможному сценарию сильного изменения климата, бельгиский дизайнер разработал Плавающий экогород (также известный как Лилия), который послужит прибежищем для пострадавших от изменения климата. Город может плавать и составлен из трёх "гор", способных вместить в себя 50 тысяч человек (непонятно что делать с остальными людьми). То, что город может держаться на поверхности воды, поможет ему выдержать последствия затопления континентов водой от тающих ледников.