Дзержинский театр драмы. За двумя зайцами - М.П. Старицкий Островский за двумя зайцами читать онлайн

Довольно таки знаменитая пьеса была создана М.Старицким. Островский же перевел ее на русский язык, и получилось комическое, но поучительное творение. По произведению был поставлен фильм, а в театрах с большим аншлагом проходили спектакли.

А сюжет пьесы совсем незамысловатый. Действие происходит в Киеве.

Промотавшийся цирюльник Голохвостый, высшей степени франт попадает в очень неприятную для него историю. Он должен выплатить огромные деньги кредиторам, которые придут с минуты на минуту и закроют его цирюльню. Ему этот ужас снится каждую ночь. Что же делать? Трудиться он не привык, чтобы нажить состояние. Остается найти невесту с богатым приданым, чтобы поскорее исправить свое положение.

И тут Свириду Петровичу подфартило. Из пансиона благородных девиц прибывает дочь состоятельных торговцев Проня Серко. Конечно кандидатура подходящая, но уж девушка и внешностью особо привлекательной не обладала, да и по отношению к родителям уважения не проявляла. Все какие-то иностранные словечки, сказанные невпопад, да и барские манеры совсем не украшали барышню.

Прогуливаясь по улице, Свирид Петрович встречает красивую скромную девушку, которая ему очень понравилась. Но она оказывается двоюродной сестрой Прони Серко. Мать ее торговала на рынке яблоками и была особенно строга по отношению к дочери. И Голохвостый решает ринуться в погоню за двумя зайцами.

Он начинает ухаживать за Проней Прокопьевной. Приглашает ее в кино, объясняется ей в любви. Он совсем замутил голову девушке, что та приглашает его к себе домой, где у молодого человека от показанного богатства кружится голова. Родители же по приказанию Прони благословляют их на брак и готовятся к свадьбе.

Возвращаясь от Серко, он встречает в переулке Галю и пристает к ней, но тут их застает мать девушки и заставляет покреститься на том, что он женится на ее дочери, раз он ухаживает так старательно.. А что оставалось делать этому хитрецу? Только соглашаться. Секлита Пилиповна собирает срочно всех подруг и организует венчальный вечер. Она благословляет Голохвастова и Галю на брак.

Девушка в слезах бежит к своему жениху Степану и все рассказывает. И тогда он со своими друзьями говорит о шарлатане всю чистую правду и намерен разоблачить его.

И вот в день свадьбы Прони и Голохвастова Степан и найденные ими кредиторы рассказывают всю чистую правду о нем. Все гости, и в особенности Проня и ее родители был и в шоке. И как жаль Проню. Она от всего сердца была влюблена, а ее обманули.

Ну а что же Голохвастый? Он так и остался у разбитого корыта, ничего не добившись.

Произведение актуально и в наши дни особенно. Оно учит нас проявлять уважение к женщине, воспитывать моральную культуру молодого поколения. И ставьте всегда одну цель и добивайтесь ее, ведь, можно как наш главный герой остаться и не с чем.

Картинка или рисунок За двумя зайцами

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Скребицкий

    Первые годы жизни писателя Георгия Скребицкого прошли в Тульской области. Маленький Георгий воспитывался в приемной семье. Его отец был большим знатоком леса, любителем охоты и рыбалки. Своей страстью он увлек и сына.

  • Краткое содержание Катаев Белеет парус одинокий

    Завершение летних каникул братьев Пети и Павлика стало самыми запоминающимися для них и не только для этих ребят. Начинаются «приключения» с появления революционного матроса, который прячется в их дилижансе.

  • Краткое содержание Короли и капуста О. Генри

    События произведения разворачиваются в маленькой латиноамериканском государстве Анчурии. Экономика страны держится только на продажах выращенных тропических фруктов, которые в большом количестве вывозят по морю американцы.

  • Краткое содержание Лесков Человек на часах кратко и по главам

    Действия начинается с описания теплой погоды посреди зимы. Во времена Крещения в 1839 году погода выдалась странно теплой. Так тепло было, что на Неве лед начинал таять. Один солдат, который в этот день был часовым

  • Краткое содержание Чехов Дуэль

    Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней даму Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге

Пьеса «За двумя зайцами» — это комедийное произведение, которое знакомо, пожалуй, каждому читателю до последней запятой. Остроумные и смешные фразы и монологи Свирида Петровича, Прони Прокоповны, Секлиты уже стали крылатыми и прочно вошли в нашу жизнь. Но слушать прекрасное сочинение Михаила Петровича Старицкого можно снова и снова, погружаясь в комическую, иногда нелепую атмосферу жизни украинского пригорода.

Написал пьесу Михаил Петрович Старицкий в конце 19 века по мотивам комедии Нечуй-Левицкого Ивана Семеновича «На Кожумяках». Оригинальный язык пьесы – украинский, а переводил ее на русский, если так можно назвать, тот суржик, на котором разговаривают герои, Александр Николаевич Островкий. Идеи и работа трех великих писателей не позволяют сомневаться в гениальности произведения, которое на первый взгляд является исключительно комедийным. На самом деле пьеса раскрывает актуальную и для сегодняшнего времени тему: противоборство любви и благополучия в сердце одного человека.

Отдельно необходимо сказать о языке. Перевод Александра Николаевича Островского придал пьесе удивительную речевую колоритность, самобытность и выразительность. Кажется, невозможно ярче подчеркнуть надуманную образованность Прони Прокоповны, чем «пыльсынами» и «канахветами», которые она научилась кушать «во хвранцуцкам панционе».

Молодой повеса и бездельник Свирид Петрович Голохвостов после смерти отца получил довольно приличное наследство. Но красивая жизнь, гонка за модой, пристрастие к азартным играм и кутежам очень быстро заставили его разметать по ветру всё состояние родителя. Собственная цирюльня на Подоле не приносила дохода, так как молодой модник и вертопрах не желал работать, как его отец, и мечтал исключительно о легкой и красивой жизни.

Проигравшись окончательно, молодой гуляка Голохвостов решил быстро и с минимальными усилиями поправить свое финансовое положение и раз и навсегда решить свои проблемы. Самое удачное решение, которое созрело в ветреной голове – это найти себе невесту с хорошим приданым. В это время и возникает на горизонте его жизни Проня Серкова – необразованная, некрасивая девушка. Прожив три месяца во французском пансионате, она возомнила себя светской барышней, которая поставила перед собой цель: и родителей сделать модными, и пару себе найти по стати.

Голохвастову даже нет нужды прикладывать много усилий для того, чтобы окрутить Проню. Его «умные» речи, вид по «хвасону», модная прическа заставили сердце молодой мещаночки биться быстрее. И всё может быть пошло бы по намеченному плану, если бы не увидел Голохвостов прекрасную Галю. Вот она как раз и вызвала у повесы искренние чувства. Но они поставили перед Свиридом выбор – любовь или финансовое благополучие; красивая и кроткая Галя или глупая и некрасивая Проня?

Свирид по сути своей бесполезнейший человек, который нахватал «образованности» по верхам, но и той хватает только для того, чтобы запудрить мозги глупой Проне и необразованным Серкам. Монологи его смешны, слова сплетаются в непонятный каламбур. Назвать его злым довольно сложно, так как мотивы его прозрачны. Ему «только денег ваших и надо было». На этом зло его заканчивается. Инфантильность, легкомыслие, ветреность – основные черты героя.

Проню стоит пожалеть, так как ее эгоизм и наносная «модность» на самом деле скрывают девушку душевную, простую и незлую по сути своей. Пусть она груба с родителями, вовсе не имеет вкуса, чурается родной тетки. Но предательство жениха открывает в ней большую душевную силу. Все ее недостатки – навеянные временем и модой, и никто от этого не застрахован.

Отдельного внимания заслуживает озвучка книги. Украинские народные песни, сопровождающие пьесу, идут не как фон, а как самостоятельная неотъемлемая часть книги. Они создают настроение, подчеркивают колорит и позволяют полностью окунуться в атмосферу жизни под Киевом. Диктор Александр Синица очень правильно и живо подобрал интонацию под каждого героя, сохранив и не исказив ни единого оригинального слова пьесы. Сочетание талантов диктора и писателя дают возможность получить истинное удовольствие от веселого, забавного произведения.

"Натирально хвеновинальный водевиль", или В театре кипят мещанские страсти

Первый спектакль театрального сезона всегда ответственное и волнительное событие. Ведь по традиции считается, как дело начнешь, так оно и пойдет. Скажем сразу, что, судя по открывшей 63-й театральный сезон постановке "За двумя зайцами", Дзержинский театр драмы готов радовать и удивлять своих постоянных зрителей весь год.

Решение о том, какая именно пьеса удостоится чести открывать театральный сезон 17 октября этого года, было принято еще в феврале. Для ее постановки был специально приглашен режиссер Юрий Береза, который около 20 лет назад уже работал в нашем театре. В недавнем интервью, которое давал Юрий Михайлович "ДВ", он рассказал, что выбрал комедию Михаила Старицкого неспроста. Ее сюжет давно и хорошо известен, он вряд ли впечатлит новизной, тем более что режиссер сразу предупредил, что будет ставить спектакль в традиционной манере, без шокирующих деталей, экстравагантных декораций. А вот главная идея пьесы Старицкого не стареет до сих пор, вернее, в современных условиях даже получает второе дыхание.

Итак, бедный цирюльник Свирид Голохвостый, пижон и щеголь, попадает в крайне неприятную ситуацию. Он должен деньги огромному количеству кредиторов, сцены расправы уже начинают чудиться ему и во сне, и наяву. Ну, а поскольку работать Свирид Петрович не приучен, он выбирает самый простой способ поправить свое материальное положение - выгодную женитьбу. К счастью, кандидатура находится довольно быстро: из пансиона как раз возвращается дочка богатого мещанина Проня Прокоповна Серко. Все бы хорошо, да вот невеста потенциальная очень уж мало привлекательна, к тому же нахваталась за месяц учебы барских замашек. Да еще на беду Свириду встречается небогатая, но очень красивая девушка, как потом оказалось, двоюродная сестра Прони Галя. Ну, как тут устоять перед столькими соблазнами? Вот и решает герой кинуться в погоню за двумя зайцами. Те, кто помнит продолжение русской пословицы, уже, наверное, поняли, что ничем хорошим эта затея не закончится. Однако до убийственного для главного персонажа финала, до его полного разоблачения, зрителей ждет множество комических сцен: объяснение Прони с Голохвостовым, подготовка всего семейства Серко к приему жениха, сватовство Гали.

Несмотря на то, что главный герой пьесы цирюльник Голохвостый, внимание зрителей практически поровну делится между ним и Проней Прокоповной. Проня Ларисы Шляндиной, несмотря на явно взбалмошный характер и недалекий ум, все же вызывает какую-то симпатию. Да, жеманная, да, так же, как Голохвостый, хочет казаться умнее и образованнее, чем есть, из-за чего выглядит очень смешно. Да, задрала нос так, что родителям, да и всем окружающим, житья нет. Но ведь мечтает-то она о большом и светлом чувстве - о любви. Наверное, поэтому-то Голохвостому с такой легкостью удается ее одурачить. И когда в конце пьесы раскрывается обман жениха и звучат горькие слова: "Не за ваши магазины шла. Я вас любила!" становится даже жаль бедную нелепую Проню.

А вот Голохвостого совсем не жалко. В кредитах он запутался исключительно из-за своего легкомыслия. А уж то, что решил посмеяться сразу над двумя девушками, вообще не имеет никаких оправданий. Как признался в беседе после спектакля исполнитель роли Голохвостого актер Вячеслав Рещиков, главной задачей, которую он сам ставил перед собой, было не повториться. Во-первых, среди его предыдущих работ были похожие персонажи. Например, Егор Глумов в пьесе "На всякого мудреца довольно простоты" - молодой человек, который хитростью и смекалкой пытался заполучить богатую невесту и место в обществе. Во-вторых, пьеса Старицкого довольно популярна, по ней поставлен очень известный фильм, ее играют в столичных театрах. Чтобы создать свой образ, Вячеслав Рещиков во время репетиций, несмотря на советы коллег, специально не смотрел ни фильм, ни спектакли. Поэтому его Голохвостый действительно не похож, например, на героя фильма, сыгранного Олегом Борисовым. В исполнении Рещикова он вовсе не так глуп, и принадлежит к той породе молодых мужчин, которым благодаря их обаянию и умению пустить пыль в глаза многое сходит с рук. В общем-то, все это и спасает его от совсем уж трагического финала. Безумно влюбленная Проня выкупает несостоявшегося жениха из полицейского участка.

Но вернемся к спектаклю. Как и было обещано задолго до премьеры, в постановке много музыки и танцев, что делает его динамичным, живым, настоящим классическим водевилем. Первое действие, когда сюжет только разворачивается, кажется немного затянутым, но уже во втором страсти кипят буквально без перерыва, поэтому смотрится оно на одном дыхании. Кстати, в постановке приняла участие вся труппа театра, в том числе опытнейшая актриса Белла Чуркина, которая сыграла мать Гали Секлиту Пилиповну Лымариху, Валентин Морозов и Валентина Губкина, составившие прекрасный дуэт родителей Прони.

Во всем - в песнях, костюмах, говоре персонажей - сквозит малороссийский дух. Подчеркнуть его помогли, наверное, в том числе, и украинские корни режиссера Юрия Березы. Кстати, при постановке спектакля он выступил и в роли художника по костюмам. В своем интервью режиссер много говорил о единстве и духовной близости двух народов, которые из-за политических коллизий оказались по две стороны баррикад. Протянуть мостик между искусственно разделенными странами может, наверное, только искусство - музыка, театр, танцы, которые воспринимаются людьми одинаково.

Идея спектакля также носит интернациональный характер - желание жить не по средствам, за чужой счет, подменяя реальные ценности выдуманными. Как это знакомо современному обществу! Однако создатели спектакля не ставили целью нагрузить его глубоким смыслом, наоборот, по словам Юрия Березы, очень важно иногда дать зрителям просто отдохнуть, от души посмеяться, скинуть с души груз ежедневных проблем.

Марина Ипатова

"Дзержинское время", октябрь 2008 г.

ЗА ПЕСНЯМИ И ТАНЦАМИ - В НОВЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

За песнями и танцами "погнались" актеры Дзержинского театра драмы в премьере, открывшей 63-й театральный сезон. Вопреки известной поговорке и на радость зрителям им удалось и то, и другое. "За двумя зайцами" - так называлась постановка Юрия Березы по одноименной пьесе украинского драматурга Михаила Старицкого.

"Мещанские страсти с песнями и танцами" - так определил жанр своему спектаклю режиссер Юрий Береза.

"Истинная комедия" - так сказала бы я о премьере. Комедия классическая, без современного цинизма и ставшего даже почти привычным налета пошлости. Комедия красочная, легкая, непринужденная и в то же время заставляющая задуматься и, может быть, даже немного погрустить.

Водевиль Михаила Старицкого "За двумя зайцами"- это история о том, как молодой цирюльник Свирид Голохвостый морочит голову сразу двум дамам - богатой дурнушке Проне и бедной красавице Гале. На первой он собирается жениться. Нет, вовсе не по велению сердца, а по настоянию... тощего кошелька. Потому как Свирид Петрович в долгах, как в шелках: его "паликмахерская" опечатана судебным приставом, и иного выхода поправить свои шаткие дела, кроме выгодного брака, он не видит.

Благо, партия есть подходящая: за свою единственную дочь богатые Серко дают десять тысяч. Да и в люди больно уж выйти хочется: ух, как шикарно заживет он на деньги законной супруги! Только вот загвоздка - очень уж нехороша собой его потенциальная спутница жизни.

Вот красавица Галя - тут и глаз радуется, и "сердце шкворчит". Только из всего приданого у нее - ясные очи, длинная коса да уста сахарные. А одной красотой, как известно, сыт не будешь... Понимает это и Голохвостый, но шибко приглянулась ему бедная девушка. А потому он решает поймать сразу двух зайцев: и выгодно жениться, и Галю при себе оставить.

Комедия, написанная украинским драматургом в далеком 19-ом веке, сегодня актуальна как никогда. За всей внешней легкостью - серьезное рассуждение об истинных и ложных ценностях человека. Или, если угодно, - о форме и содержании. Как часто мы, забывая и отодвигая на второй план свою внутреннюю, истинную сущность, заботимся лишь о внешнем оформлении: стараемся быть богаче и, здесь это слово подходит как нельзя более удачно, круче, чем есть на самом деле.

Создавая иллюзию обеспеченной жизни, несчастный человек продает себя, вступая в сделку с собственной совестью. Тратит последние деньги, занимает, берет кредиты, но покупает дорогую шубу, ездит на модной машине и отдыхает на шикарных курортах. Желаний много, а возможностей нет, вот и пускается он во все тяжкие: лжет, мошенничает, предает. Таков и Свирид Голохвостый - мелкий цирюльник, который решил стать "властителем жизни".

Пересказывать содержание спектакля - дело неблагодарное. И даже ненужное. Финал, дабы создать интригу, так и вообще традиционно опускается. Но только не в этом случае, потому как он оказался необычным и отнюдь не предсказуемым.

Как известно, в пьесе Старицкого пройдоха "паликмахер", подтверждая истинность мудрой народной пословицы, погнавшись за двумя зайцами, остается у разбитого корыта. Правда торжествует: лгун и лицемер получает по заслугам. Режиссер же Юрий Береза под занавес бросает Голохвостого в объятия... Прони Серко, неожиданно простившей все его прегрешения.

Что это? Двойное наказание? Наказание недалекой дурочке, месяц с грехом пополам кое-как отмучавшейся в пансионе и наивно полагающей себя после этого великосветской барышней, и вертопраху-цирюльнику, уверенному, что настоящий джентльмен - это тот, кто всегда "пьян и сытый" и у кого "по моде платье сшито"?

А может, это что-то другое? Может, это жизнеутверждающая вера режиссера в, как бы высокопарно это ни звучало, победу добра над злом? И разве нет места в наше нелегкое время чуду? Ну могло же остаться в Свириде Петровиче (блистательно сыгранном Вячеславом Рещиковым), помешанном на деньгах, что-то человеческое, потому и награда ему - один "заяц".

Да и Проня Прокоповна (Лариса Шляндина) ну никак не вызывает отвращения, несмотря на свою ограниченность и жеманность, а только сочувствие и даже симпатию. Проню переполняют самые нежные чувства, и она то и дело сгребает несчастного ухажера в охапку и сжимает его в своих объятиях. А ее финальная фраза, сказанная жениху, прочувствованная и прожитая ("Не за ваши магазины шла. Я вас любила..."), и вовсе поднимает дочь Серко на недосягаемую ей доселе высоту.

Финал "мещанских страстей" по-дзержински каждый волен прочитать по-своему. А для этого - сходите на спектакль "За двумя зайцами"!..

Екатерина Козлова

"Дзержинская панорама", октябрь 2008 г.

2004Эта маленькая история произошла не так давно. Пол столетия назад на Кожемятской улице Киева. Итак, мы совершим путешествие в прошлое. Пусть старики себе вспоминают, а молодые на ус намотают. Дорога на Кожемяки идет через базар. Туда и направляется со своими друзьями Свирид Петрович Голохвостый, герой этой истории. *Це не канареечка летае* *И спивае прямо в горизонт* *А мы сидем, выпьем, погуляем* *В том усе житья и весь наш резон* *Нас чекають барышни-коханки* *Жить така, что просто мармелад* *Так сыграй, сыграй же нам гитарка* *На веселый дюже на очень лад* *Моя мама сердце добре мае* *И папаша мають магазин* *И воны меня не обижають* *Бо один у них я шикарный сын* Вот другие герои этой истории. Торговка Секлета Лемериха, фигура важная в сюжете. Ее помощница - дочь Галя. А это - Степан. Это Марта, подруга Секлеты Лемерихи, непревзойденная бубличница. Кума Секлеты - Устья, слуга народной медицины. Монашка Мирония тоже Секлетина подруга. А вот чета Серков. Это родственники Секлеты и героини нашей родители. Дочь их Проня сейчас в пансионе. Но прежде чем заглянуть туда, мы еще раз встретимся с героем, с Голохвостым. Его трудовой день в разгаре. Этот бравый офицер приведет нас в пансион. *Раз, два, горе не беда! Канареечка жалобно поет!* *Пошла Дуня за ворота, а за нею два матроса* *Раз, два, горе не беда! Канареечка жалобно поет!* *Раз, два, горе не беда! Канареечка жалобно поет!* Вот и Проня. Раз, два, три четыре. Так приветствуете папу. Так поклонитесь начальству, что по службе выше мужа. Того мужа, какой будет. Если ниже он по чину, то встречайте так. А с служанкой не стесняйтесь, чтоб боялась вас. Фимка, сюда! Фимка, туда! Фимка, молчи! Фимка, иди! Дуры, дуры, раз, два, три! Так идете деликатно к своему вы кавалеру. Реверанс. Реверанс. Реверанс. - Тумба! - Сама тумба! - Это дочкин голос. - Голос? - Цапля! - Жаба! - Гадюка! - Хулиганка! Стерва, стерва! Приехали! - Что случилось? - Вот, поднимите! Скорее! Тумба! - Давай, поехали, поехали! - Цапля! На! - Что, совсем? - Совсем. Как? Деньги за год уплачены, нужно было за них отсидеть! А, тебе мало, что ребенка за три месяца вот как науками вымучили? - Помолчи. - И вы молчите! Серки повезли свою Доню-Проню с пансиона. А за этой Доней Серки дают десять тысяч приданого. О! - Центр тяжести фигуры тела... - Чьего тела? Центр тяжести фигуры тела... Фигура тела... Все равно тебе больше не потребуется. Ваше благородие! Слушай, Голохвостый. Я не Голохвостый, я Голохвастов. - По пачпорту ты Голохвостый. - Пардон, в пачпорте ошибка. Молчи и слушай. За долги, за не оплаченные векселя твоя цирюльня опечатывается, а имущество описывается. Ты жулик! Ты пришел не платить по вексель деньги а ты пришел еще давай! Давай деньги! - У, швайне райт! - Что-что? Сволочь! Грабитель, грабитель, банкрот! Я тебя сажать в тюрьму! - Нет, я тебя убью! - Не убивайте меня, слухайте сюда! Серков дает за своей Проней двадцать тысяч. - Десять. - Вот я и хочу жениться на них. - А захочет ли вона? - Захочет. А понравишься ты ей? А кому ж я не понравлюсь? Смотрите! Честь имею рекомендовать себя: Свирид Петрович Голохвастов, собственною персоной. Мадемуазель, бонжур! Пардон! Ну не рвите моего сердца как паклю! В груди моей Везувий так и клокотит! Решайте судьбу мою несчастную! Прошу у вас руку и сердце! Только для этого предприятия надо ж денег, чтобы сменить хфасон. Новая мода. И мамзель куда-то повезти, и конфеток, и на фаэтоне, иначе ж не можно! - Поверьте, Серковые деньги будут ваши! - Клюгелен! Молодец! Пиши вексель. Рубь за рубь. - Здрасьте, Свирид Петрович. - Бонжур. - Здрасьте! - Приветствую вас. О, какой у вас костюм! - Из заграничного материала. - Наверное дорогой! Сто. Платье ведь первое дело. По платью встречают. - Верно, как одел жупан, так уже и пан. - А как же! Вот, к примеру, брюки. Как труба стоять. Не так поставь и шо? Физиономии уже нету. Или вот