Дом к которому прибегает алиса селезнева. Гостья из будущего (История Алисы Селезневой). Изменение главной идеи мультфильма

Самая популярная девочка 80-х жила в XXI веке - так решил ее автор, знаменитый писатель-фантаст Кир Булычев

В марте, в весенние каникулы 1985 года по телевидению впервые показали детский приключенческий фильм «Гостья из будущего». Так впервые в кино появилась Алиса Селезнева , за три года до этого ее увидели в мультфильме «Тайна третьей планеты». Именно в 80-е годы девочка, живущая в Москве в конце XXI века, стала самым любимым детским персонажем. Но и сейчас число ее поклонников не уменьшается. Кем же в действительности была Алиса Селезнева?

Девочка, с которой ничего не случится

Игорь Можейко, которого миллионы читателей впоследствии узнали как писателя-фантаста Кира Булычева, в середине 50-х учился в инязе имени Мориса Тореза . Он мечтал вместе с друзьями-однокурсниками перевести на русский «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла .

Молодые люди не знали, что первый перевод «Алисы» в России появился еще в 1871 году, через шесть после дебютной публикации сказки. Но для Игоря имя Алиса стало любимым. И когда в 1960-м у него родилась дочь, то он, конечно же, назвал ее Алисой.

А через пять лет, в 65-м, появилась другая девочка по имени Алиса, которая прославила ученого-востоковеда. В журнале «Мир приключений» были напечатаны рассказы под названием «Девочка, с которой ничего не случится».

Семейные узы

Школьница, родившаяся в Москве в конце XXI века, получила свое имя в честь дочери фантаста Алисы Можейко . Вообще Игорь Всеволодович любил заимствовать имена у своих родственников. Так, свой псевдоним он составил из имени супруги Киры Алексеевны , а фамилию взял у своей мамы - Марии Михайловны Булычевой .

Точно так же обзавелась родственниками и «девочка из будущего». По воспоминаниям дочери писателя, Алиса получила фамилию Селезнева в честь девичьей фамилии их бабушки. Книжную маму зовут, как и маму настоящей Алисы, – Кирой. И она тоже работает архитектором.

Папа Алисы Селезневой носит имя своего создателя Игоря.

В Институте востоковедения, где писатель проработал всю жизнь, узнали о его трудах только в 1982 году, когда он стал лауреатом Госпремии за сценарий к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна третьей планеты». До этого никто и не догадывался, что доктор исторических наук Игорь Всеволодович Можейко и Кир Булычев – один человек. По воспоминаниям фантаста, он использовал псевдоним, так как боялся увольнения из-за несерьезного литературного занятия. К счастью, его опасения оказались напрасными.

Смотрит не по-нашему


Кир Булычев не раз повторял, что его дочь Алиса (после замужества она взяла фамилию Лютомская ) не была прототипом его самой знаменитой литературной героини, у реальной Алисы были совсем другие увлечения и интересы, да и внешне они были разными.

Писатель описывал Алису Селезневу как девочку высокого роста, со светлыми волосами, спортивного телосложения. Все изменилось после рисунков Евгения Мигунова , которого писатель назвал своим соавтором. Художник изобразил Алису русоволосой и невысокой. Булычев позднее признавался, что после рисунков Мигунова начал представлять Алису только в его варианте. «Мигуновским» образом руководствовались и создатели «Тайны третьей планеты».

Художник-мультипликатор Наталья Орлова постаралась не уходить далеко от уже классических типажей, созданных Евгением Мигуновым. Но при этом вдохновилась образом собственной семилетней дочки Кати, которая впоследствии стала известной актрисой. А зануду Зеленого Наталья Орлова срисовала со своего мужа, известного режиссера Тенгиза Семенова .


На роль Селезневой в «Гостью из будущего» пробовались около 10 девочек. Но когда режиссер Павел Арсенов увидел Наташу Гусеву , ее большие голубые глаза, то понял, что поиски увенчались успехом. Говорят, что Кир Булычев также участвовал в отборе актеров для фильма и, увидев 11-летнюю Наташу, сказал: «Сморит как! Не по-нашему. Красивые глаза. Алиса может быть такой». Так появился первый киношный образ Селезневой, который сильно отличался от книжного.

Рябиновая «Алисовка»

Кир Булычев придумывал приключения Алисы на протяжении 40 лет. Произведения описывают период жизни девочки примерно с 3 до 13 лет. Точно известна дата рождения Селезневой: 17 ноября. А вот из-за года, в который она родилась, до сих пор фанаты приключений Алисы ведут жаркие споры. Дело в том, что писатель не придерживался хронологии событий. Просто каждую свою историю он переносил на сто лет вперед от года ее написания. Поэтому существует несколько вариантов годов рождения Алисы Селезневой: 2065-й, 2070-й, 2074-й, 2079-й, 2080-й и 2082-й.


Популярность Алисы Селезневой не могла не сказаться и на реальной жизни. Так, существует литературная премия «Алиса», а в Москве, недалеко от метро «Речной вокзал», в парке Дружбы есть Аллея имени Алисы Селезневой. В октябре 2001 года фанаты высадили там 25 рябин. Там же установлен большой гранитный камень, к которому привинчена табличка с изображением Алисы и птицы Говоруна .

На открытии Аллеи присутствовали Кир Булычев и Наташа Гусева. По предложению фантаста была введена традиция: ежегодно собирать урожай рябины на Аллее и делать из ягод настойку под названием «Алисовка». Говорят, что наказ писателя соблюдается до сих пор.


В этом видео проводится сравнительный анализ двух мультфильмов – «Тайна третьей планеты» 1981 года и «Тайна последнего истинокса» 2013 года.

Оба мультфильма сняты по мотивам повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». В обоих главной героиней является девочка из будущего - Алиса Селезнева, дочь профессора Селезнева - космобиолога, работающего с животными. И на этом, кажется, все сходства заканчиваются.

Различия мультфильмов

1) «Тайна третьей планеты». Отец, отправляясь в поездки, всегда берет с собой Алису, и она помогает ему даже в работе.

«Тайна последнего истинокса». Отец и мать все время заняты работой, им нет дела до дочери, которая предоставлена сама себе.

2) «Тайна третьей планеты». Алиса во всем помогает отцу и является незаменимым компаньоном даже в рискованных операциях. Таким образом уже с ранних лет девочку приучают к труду.

«Тайна последнего истинокса». Самое главное для Алисы - чтобы было весело. Отсутствует должное уважение к родителям, она без зазрения совести может залезть в их личную информацию и врать друзьям в глаза, не краснея.

3) «Тайна третьей планеты». Алиса любит спорт, и особенно футбол.

«Тайна последнего истинокса». Алиса не любит футбол и поддразнивает товарища, который приглашает сходить на матч.

4) «Тайна третьей планеты». Алиса вежливая и трудолюбивая, хорошо учится.

«Тайна последнего истинокса». Алиса ужасно ведет себя в школе, срывая уроки, делает мелкие шалости. Не убирает у себя дома.

5) В обоих мультфильмах речь идет о редком животном с особым талантом, которого злые люди хотят использовать в плохих целях.

Но факт аллергии на животных у человека, работающего с животными (отца Алисы) наблюдается только в мультфильме «Тайна последнего истинокса».

6) В сходных ситуациях в обоих мультфильмах (отца вызывают помочь существам, страдающим от эпидемии) отец Алисы ведет себя совершенно по-разному.

«Тайна третьей планеты». Отец решает проблемы совместно с дочерью.

«Тайна последнего истинокса». Отец оставляет дочь с диким, только что пойманным животным, уже успевшим покусать и его, и подругу Алисы, а также с сомнительным человеком, который чуть не убил Алису.

7) «Тайна третьей планеты». Алиса, ослушавшись отца, попадает в неприятность, из которой отец с другом ее выручают.

«Тайна последнего истинокса». Алиса по вине отца попадает в неприятность, из которой ее выручает одноклассник, она же его не благодарит, а даже упрекает.

А у отца взволнованные товарищи Алисы не вызывают никакого беспокойства.

8) «Тайна третьей планеты». В мультфильме присутствуют два злодея-пирата, которые хотят узнать у знаменитого капитана корабля формулу идеального топлива.

«Тайна последнего истинокса». Цели злодея слизаны с глупых американских мультфильмов - антигерой-одиночка хочет править всей галактикой.

Неприятно поразила фраза: «Душители великих идей - я вас уничтожу».

Фраза злодея, по всей видимости, была взята из гимна Великой Отечественной Войны:

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Такие ассоциации возникнут у подавляющего большинства людей просмотревших отрывок.

Но в те далекие годы, бойцы защищали родную землю от вторгшихся врагов, желающих уничтожения родной страны, и эти люди действительно были носителями великой идеи лучшего устройства общества.

В мультфильме - скорее всего намеренно компрометируется эта замечательная фраза, которая вкладывается в уста антигероя.

9) «Тайна последнего истинокса». Заканчивается мультфильм упиваниями волшебного животного своей личностью, и его желанием хорошо питаться и чтобы за ухом чесали. Но ведь у него же есть родное племя! И дар предвидения, который вне родного племени превращается в ничто. Получается, что он променял своих близких на четырёхразовое питание?

«Тайна третьей планеты». Заканчивается мультфильм мечтами Алисы о полете в другую галактику со знаменитыми путешественниками, при котором она не забудет привезти подарок отцу.

Итог

Итак, в виду большой схожести сюжетов авторы мультфильма «Тайна последнего истинокса» делали его по лекалу советского мультфильма, пропитав при этом стилем американских мультфильмов и изменив ключевые параметры характеров, моральных принципов и взаимоотношений персонажей.

Трансформация личности Алисы:

Из доброй, вежливой, воспитанной, трудолюбивой и умеющей дружить Алиса превратилась в эгоистичную, неряшливую, срывающую уроки, делающую все только для веселья и постоянно подтрунивающую над своими товарищами, особенно над тем, которому она симпатична.

Трансформация отношений с отцом:

Прекрасным взаимоотношениям Алисы с отцом в первом мультфильме противопоставляются отношения, при которых отец совсем не занимается дочерью, а она в свою очередь не гнушается прибегать ко лжи, обману и предоставлена самой себе.

Изменение главной идеи мультфильма:

Идея первого мультфильма совершенно понятна - гуманистическое воспитание нового человека, человека - защитника, творца и открывателя. Идеал будущего.

А вот в чем состоит идея второго? Дети - проявляйте неуважение к учителям, на уроках скучно, а влипать в неприятности - весело, обманывайте своих родителей, унижайте сверстников. Ведь так? Таким хотят видеть будущее поколение авторы мультфильма?

А вы его каким хотите видеть?

10. После съёмок в фильме «Гостья из будущего» Елена Метёлкина вернулась к работе моделью...
Будущая звезда советских НФ фильмов, окончив школу, работала библиотекарем. В 1974 году она попадает на подиум, и за неделю осваивает профессию «демонстратора одежды». Работала моделью в ГУМе. В 1979 году Кир Булычёв и Ричард Викторов, просматривая журнал мод, наткнулись на её фотографию и поняли, кто может сыграть инопланетянку Нийю в их будущем фильме «Через тернии к звёздам»...




9. Александр Лысых, сыгравший эпизодические роли хватающего девочек прохожего и недовольного жителя, отправляющего школьников «с военными играми на бульвар», является одновременно и одним из операторов фильма.

.


8. Не все узнают в роли физкультурницы актрису Наталья Варлей…

.


7. Персонаж Андрея Градова, сидя на скамейке, читает книгу «O вкусной и здоровой пище». Такую же книгу вручили его персонажу в его предыдущем фильме «Берегите женщин» — журналисту, выдающему себя за повара. В повести Ишутин является поваром, о чём в фильме прямо не сказано.

.


6. В сцене, где Алиса выходит из подъезда с подругой в виде «двухэтажного человека», чтобы замаскироваться от пиратов, в действительности Наташа Гусева сидит на плечах не Марьяны Ионесян, а Алёши Фомкина. Его для этого специально переодели в школьное платье и гольфы. Под плащом Алёша ничего не видел, и команды ему подавала сама Наташа. Эпизод снимали весь день.

.


5. В сцене на космодроме среди пионеров будущего можно заметить юную брюнетку Инну Чуркину, о которой спустя десяток лет все услышали под другой фамилией - Гомес. Знаменитая модель и актриса снялась в «Гостье из будущего» в 13 лет.

.


4. С роботом Вертером связано сразу несколько забавных моментов:

Сам образ позаимствован режиссёром с андроидов в итальянском боевике «Война роботов» 1978 года;

Робот проводит уборку обычной метлой, пишет гусиным пером и не знает, как правильно пишется имя древнегреческого философа:);

Вертер, собираясь увольняться, говорит: «Напишу сегодня заявление Литваку». Это своеобразная «шутка для своих»: в годы создания фильма Михаил Литвак был директором Первого Творческого Объединения киностудии имени Горького;

Коля Герасимов просит Вертера разрешить ему взглянуть на какие-либо достопримечательности будущего. Вертер в качестве одной из достопримечательностей предлагает ему «танцы на льду»:).

.


3. Дублёрша главной героини - Оксана Компаниец (на тот момент уже кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике).

.


2. Наталья Шанаева была главной претенденткой на роль Алисы Селезнёвой... пока режиссёр не увидел Наташу Гусеву… Может быть, в качестве компенсации, ей и дали роль одноклассницы Алисы - Лены Домбазовой.

.

С 25 по 29 марта 1985 года, когда мини-сериал «Гостья из будущего» впервые транслировался по Первой программе советского ТВ, детская жизнь в стране была практически парализована. Пять дней пионеры и октябрята жили исключительно этим сериалом и последующим обсуждением всех его перипетий и нюансов.

Не забывай, что других радостей у советского школьника в те времена имелось не так уж и много: видео не было, компьютеров не было, Интернета не было. Если был кубик Рубика, то считай несказанно повезло. Даже книжки фантаста Кира Булычева (по его повести «Сто лет тому вперед» и поставлен данный сериал) были далеко не в каждом доме. Не потому, что Булычева не любили, а потому, что книги числились в категории «дефицит и товар повышенного спроса», как и вся качественная фантастика в советских книжных магазинах.

2. Литературное обозрение

Отличий литературного первоисточника от фильма более чем достаточно, но вряд ли их можно называть критичными: общая идея повести сохранилась. В 1982 году, то есть еще до экранизации, книга была обкатана на редком нынче формате - диафильме. Он назывался «100 лет тому вперед. Коля в будущем» и рассказывал только о первой фазе приключений школьника Коли, который по чистой случайности, ведомый любопытством, стал путешественником во времени.

Что же касается писателя Булычева, настоящее имя которого Игорь Можейко, то для него «Сто лет тому вперед» была лишь одной из многочисленных историй из цикла про Алису Селезневу (первая называлась «Девочка, с которой ничего не случится» и вышла в 1965 году).

Знаменитый мультфильм «Тайна третьей планеты» тоже принадлежит этой франшизе (судя по звучанию, слово явно из будущего, в СССР так не говорили!) Алиса - москвичка, родившаяся примерно в 2080 году, хотя на экране хронология от литературной слегка отличается. Ее отец - профессор космической зоологии и директор московского зоопарка Игорь Селезнев, мать - космический архитектор Кира Селезнева.

3. Алиса, миелофон

В центре истории находится охота за телепатическим устройством под названием «миелофон», который оказывается нужен сразу всем и в первую очередь злодеям. В данном сюжете миелофон выполняет роль , то есть некоего, порой даже не очень нужного, предмета, беготня с которым и держит на себе сюжетную линию. В советском детском кино макгаффинов было пруд пруди, взять хотя бы ленты «Кортик», «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Каникулы Кроша».

Миелофон в СССР мгновенно стал мемом и предметом миллиона анекдотов, в основном очень детских и глупых. Сам же прибор умел читать мысли и выглядел как кристалл в черной коробке - идеальный макгаффин! В показаниях свидетелей со съемочной площадки наблюдаются явные противоречия.

Одни уверяют, что художники фильма сделали миелофон из уральского сувенира, найденного в магазине, - то были кристаллы кварца в подарочной упаковке, оставалось только добавить изящный ремешок для переноски. Другие очевидцы уверяют, что использовались промышленные призмы, взятые на оптико-механическом заводе. Свидетели второй версии вызывают доверия больше.

4. Алиса в стране мальчиков

Девочка Наташа Гусева, игравшая Алису, мгновенно превратилось в секс… стоп, какой там секс… в пламенный пионерский символ, объект вожде… уважения миллионов советских мальчиков. Корреспонденция к ней шла мешками, зачастую без указания точного адреса, просто «Москва, гостье из будущего», но и такое доходило до адресата.

Наташа снялась еще в нескольких картинах, но не считала актерство своим призванием и в итоге выучилась на биохимика. К тому же подобная слава ее перепугала, ей захотелось спрятаться и заняться чем-то менее публичным.

Кстати, в фильме обязана была возникнуть очень-очень, просто невероятно важная сцена, где Алиса купается в ванне с пеной. Такое испытание девочку страшило, и с великим облегчением она встретила новость, что фильм сократят и сцену с ванной снимать не будут. Как мы живем без этого?

5. Судьба пионера

Куда печальнее сложилась судьба главного героя фильма - пионера Коли, точнее, актера Алеши Фомкина. Он так увлекся работой в кино, что еле-еле закончил школу, даже не получив аттестата. После армии работал маляром, много пил. К тому же времена в стране, сам понимаешь, наступили не самые веселые.

Алексей уехал в город Владимир, женился, баловался поэзией. В 1996 году в ночь празднования Дня Советской Армии, он задохнулся дымом вследствие пожара в гостях у товарищей.

6. Пионер-герой

Алексей Фомкин, кстати, успел появиться на Центральном телевидении еще до того, как снялся в «Гостье из будущего». Событие имело место 7 ноября 1982 года, когда во время торжественного заседания правительства на сцену выпустили пионеров, которые читали стихи и речевки. Среди них был и Леша Фомкин.

Кстати, самое время вспомнить, что

» и прочих «Хищников», в приближающемся к коллапсу СССР прогремели два кинособытия, которые без тени иронии имеют право называться культовыми. Взрослые пока еще необъятной страны от всей души сопереживали бразильской «золушке» Изауре, а дети каждое лето ждали возвращения на экраны футуристического доброго волшебства под названием «Гостья из будущего».

Для многих кульминацией летних каникул были те самые пять счастливых дней, когда на одном из двух-трех доступных каналов маленькая девочка Алиса смотрела огромными глазами по ту сторону телеэкрана, обещая «прекрасное далеко». И ведь мало кто сомневался, что пусть еще не скоро, но когда-нибудь, в новом веке, мы сами увидим Институт времени, Космозоо, человекоподобных роботов, автоматы с бесплатной выдачей разных вкусностей и, конечно же, сможем полетать на флипах или махнуть отдыхать на Луну.

Наверное, у каждого поколения должны быть свои кумиры и островки памяти, к которым приятно возвращаться спустя десятилетия. Для кого-то такими островками станут «Гарри Поттер» или песни Макса Коржа, а тогда, 20-30 лет назад, все мальчишки и девчонки переболели «алисоманией». В этом году у фильма «Гостья из будущего» своеобразный юбилей - легендарный телесериал начали снимать в 1983-м. С какими трудностями пришлось столкнуться съемочной группе и к каким ухищрениям они прибегали, чтобы снять самые эффектные сцены, мы расскажем в этой статье.

1. В 80-90-е годы прошлого века трудно было найти мальчишку, не увлекающегося фантастикой. Для таких, конечно же, самыми интересными были первые две серии «Гостей», в которых режиссер Павел Арсенов не без помощи Кира Булычева попытался приоткрыть занавес над тем будущим, которое, если повезет, должно было ждать всех нас.

2. «Прекрасное далеко» встречало зрителей и Колю Герасимова стерильной чистотой Института времени. Внутреннюю часть здания снимали в павильоне на киностудии им. М. Горького. Комнату с машиной времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался только благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов.

3. Для освещения коридоров «будущего» обошлись стандартными в то время лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и вуаля - получалось весьма футуристичное по тем временам освещение.

4. Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. А вот само здание учреждения - не более чем макет высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стоял институт.

По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную. Взять тот же космопорт. Для общих планов кинематографисты нарисовали его верхнюю часть, которую затем на пленке необходимо было совместить с нижней частью декорации. «Кино снимали на пленке, на которой надо было работать с „масками“, то есть снимали одну часть изображения, а потом „впечатывали“ другую. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины», - вспоминает Ольга Кравченя.

5. Для создания «космической» атмосферы внутри космопорта было решено использовать стеклянные трубки, применявшиеся на химических заводах. При этом съемочная группа переживала, доживет ли хрупкий материал до нужного эпизода.

6. Космозоо частично снимали в Ботаническом саду столицы СССР, а в качестве входа подошла местность неподалеку от метро ВДНХ. Изначально космический зоопарк хотели снимать в Гаграх - уж больно природа подходящая, экзотическая. Однако из-за продолжительной ненастной погоды съемочной группе пришлось уехать ни с чем, переключив внимание на московские ландшафты. Из снятого в Гаграх материала пригодились только кадры волн, которые можно увидеть за дверями «автобуса» с мгновенной телепортацией.

7. Кстати, внешний вид необычного для фантастики плоского фанерного автобуса придумал режиссер картины. Павел Арсенов не хотел придумывать и так мозолившие глаза в каждом фильме подобной тематики пульты и нагромождение кнопок. Почему бы в будущем не сделать процесс мгновенного перемещения как можно более простым - открыл дверь, и ты уже на другом краю Земли?

8. С образом миелофона было сложнее. Устройство, из-за которого заварилась вся «каша», толком не описано в первоисточнике, приходилось придумывать его самостоятельно. У дизайнеров было много вариантов внешнего вида прибора для чтения мыслей. Но после того как режиссер увидел кристаллы, используемые в производстве фотоаппаратов, то остановился на идее «кристаллического миелофона».

9. Гораздо сложнее силами киностудии было сделать машину времени. Сотрудники бутафорского цеха привыкли создавать исторический антураж с помощью имитации лепнины и необычной «сказочной» фактуры, но блестящая пластмасса оказалась им не по силам. Что-то пришлось делать на заказ, а для оформления пульта сгодился кубик Рубика. Почему именно он? Да просто потому, что в 1980-е венгерская головоломка была необычайно популярна.

10. С машиной времени связан самый передовой для советского кино того времени видеоэффект. Помните молнии, радуги, звезды и контурные линии, сопровождавшие путешествие Коли во времени? Все это делалось вручную. Оптические эффекты создавались в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались. На создание одного такого кадра уходил в лучшем случае месяц.

11. Знаменитое ветхое здание, в подвале которого в наши дни находилась машина времени, нашли совершенно случайно на улице, дома которой почти все шли под снос. Подвальное же помещение целиком и полностью представляет собой построенную в павильоне декорацию. Стены расписали африканскими мотивами, чтобы добавить налет таинственности. Колонны сделали из пенопласта и картона, чтобы при взрыве в последней серии фильма не ранить детей. Кольца из пенопласта обтянули картоном, подпилили в заранее определенных местах, заложили туда пиропатроны и в нужный момент взорвали.

12. Пожалуй, одними из самых впечатляющих эпизодов «Гостей из будущего» стали кадры, в которых появляются флипы. Среди минских школьников даже ходили легенды, мол, в Москве действительно есть такой аттракцион с летающими кабинами! На самом деле кабины были обычным, но чрезвычайно дорогим реквизитом. В Литве их изготовили пять штук, каждый флип стоил около 5 тысяч рублей - солидная по тем временам сумма, которую вполне можно было потратить на настоящие «Жигули».

13. Кроме того, было сделано несколько миниатюрных копий флипов с макетами людей в них. Они использовались для съемки дальних планов с высоко летящими аппаратами. Такие игрушки подвешивались на проволоку к крану со стрелой около 20 метров, после чего выбирался подходящий фон, например гостиница «Космос». Чтобы проволока не блестела, ее закрашивали под цвет фона.

14. Полноразмерные тяжелые флипы с настоящими актерами устанавливали в кузове грузовиков на специальные конструкции в виде торчащих по бокам машин брусков. Если в кадре одновременно находятся два флипа, значит, необходимы два грузовика, которые должны были ехать рядом плавно и с ювелирной точностью. Иногда в таких эпизодах заметны чересчур резкие покачивания - так иллюзия полета нарушалась выбоинами на дороге. Однажды во время съемок даже ободрали ехавшие навстречу «Жигули» - пришлось заплатить штраф 200 рублей.

15. По воспоминаниям кинематографистов, на съемках полностью выкладывались все - и взрослые актеры, и дети. Сыгравший Весельчака У Вячеслав Невинный, несмотря на свои габариты, готов был сам исполнять все трюки, чего ему, правда, не позволили. А Михаил Кононов частенько так импровизировал, что получалось намного лучше сценарного варианта.

17. Евгений Герасимов мастерски воплотил на экране робота Вертера - герой, от А до Я придуманный специально для фильма. Зачем изобретать сложные механизмы или прибегать к помощи дорогостоящей анимации, если одному человеку с помощью походки и специально поставленной речи удалось показать идеального робота будущего? Плюс, разумеется, костюм, парик и грим.

18. В сцене убийства Вертера в костюм актера вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Евгений Герасимов сам нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом «поджигал» себя в течение около полутора минут, пока пираты в него стреляли. К слову, лазерные лучи - обычная нарисованная вручную мультипликация, которая экспозицией накладывалась на готовые кадры с пластмассовыми «бластерами» в руках Крыса и Весельчака У.

19. В буквальном смысле тяжелую ношу пришлось нести Алексею Фомкину, неподражаемому Коле Герасимову. Помните четвертую серию, в которой Алиса, взгромоздясь на плечи своей подруги Юли Грибковой и надев длинный плащ, изображает высоченную даму в огромных темных очках? Исполнительница роли Юли физически не могла носить Наташу Гусеву. На помощь пришел Алексей Фомкин. На него надели гольфы, сандалии, школьную форму, усадили ему на плечи Алису и отправили дефилировать по улице.

20. Саму Наташу Гусеву учили правильно разбегаться, чтобы снять эффектный шестиметровый прыжок в длину на уроке физкультуры. Девочка должна была сигануть через камеру с оператором, которых припорошили песком. Исполнительница роли Алисы Селезневой потом рассказывала, что жутко боялась упасть на оператора и сломать ему шею или спину. К счастью, все обошлось.

21. А вот в эпизоде, где Алису сбивает троллейбус, снималась девочка-каскадер. Она бежала с одной скоростью, а прямо перед «ударом» троллейбуса ускорялась, убегая дальше. При этом зритель не видит момент «столкновения», поскольку кадр перекрыт троллейбусом. Впрочем, если вы внимательно посмотрите, то увидите и легкий бег, и момент ускорения, и мелькающие за троллейбусом ноги (дело было в конце второй серии).

22. Таких «киноляпов» в фильме немало. Например, съемочной группе не понравилось, каким получился эпизод в Космозоо, когда Алиса пытается прочитать мысли крокодила. Хищника смастерили из пенопласта, и, в принципе, он был очень похож на настоящего аллигатора. Но водолазы, управлявшие макетом, недостаточно глубоко опустили его в воду. Было видно, что это ненастоящий крокодил, да еще слишком легкий, плавающий на самой поверхности. Особо внимательные зрители могут даже рассмотреть водолазов.

На съемки «Гостей из будущего» ушли два долгих года. За это время многие дети, занятые в съемках, успели вырасти. Это особенно хорошо заметно, если учесть, что сначала снимались сцены с натурными съемками в «настоящем», а «будущее» отложили на последний этап.

У авторов сериала нашего детства сложились разные судьбы. К сожалению, для некоторых из них будущее оказалось не таким светлым, какое обещала Алиса. Но ведь многие из тех, кто помнит фильм, и сегодня не перестают мечтать флипнуть до космопорта, прогуляться по Космозоо или открыть дверь автобуса в Минске и выйти где-нибудь на Мальдивах. Получится ли это когда-нибудь реализовать?

Когда во время одного из интервью у теперь уже взрослого исполнителя роли Бори Мессерера спросили, хотел бы он жить в будущем, показанном в фильме, актер ответил: «Вопрос поставлен некорректно. Жить в этом мире невозможно, потому что он настолько нереальный…» «Было ясно даже в 1984 году, что все, что там изображается, это не футурология. Нет. Это какой-то абсолютно стерильный мир, который нужен был только для воплощения определенных идей. Он нечеткий и нереальный. Как будто в центре фокус, а по краям все расплывается… Этот мир носит, к сожалению, на мой взгляд, некий отпечаток утопий шестидесятых годов, из той же серии, что и Стругацкие. Кругом там наука, научно-технический прогресс рванул, маленькие дети занимаются наукой. А сейчас мы видим, что наука и у нас, и за границей совершенно не имеет тенденции к занятию ею того места, которое мечталось Булычевым и другими. Реальность состоит в том, что 85% интересуются не серьезными вещами, а всякой дребеденью. А остальные так завалены жизненными проблемами, что больше ни на что времени не остается», - добавил он.