Девочка с персиками почему так названа. Интересные факты о картине валентина серова "девочка с персиками". Описание картины "Девочка с персиками"

Валентин Серов был главным портретистом своего времени. Буквально все, обладавшие маломальским капиталом и амбициями, заказывали портреты именно у Серова. Художник же, что ожидаемо, не хотел ограничиваться этим. Для души он писал откровенно импрессионистские полотна, которые, покажи их тогдашнему русскому зрителю, почти наверняка назвали бы мракобесием. Потому и «Девочка с персиками» осталась в абрамцевском имении Мамонтовых, где была написана.

Сюжет

Одним летним днем Валентин Серов, гостивший у Мамонтовых в Абрамцеве, увидел, как 11-летняя Вера, разгоряченная игрой в казаков-разбойников, вбежала в столовую, взяла персик и уселась за стол. Пораженный, художник начал уговаривать девочку позировать ему. Вера вряд ли подозревала, что Серов будет писать ее больше месяца и ей придется ежедневно сидеть неподвижно по несколько часов в то время, как за окном проносится лето.

Серов смог передать озорной характер Веры: он читается и в лукавом взгляде, и в складке губ, кажется, готовых рассмеяться, и в растрепанных волосах, и в румянце. В позе девочки, в ее одежде нет натужности позирующего. Кажется, что это пойманное мгновение, как луч или бабочка - раз, и упорхнуло.

За окном зеленеют деревья. Это Гоголевская аллея в Абрамцевском парке, по которой любил гулять Николай Васильевич. На столе лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее. Савва Мамонтов купил деревья в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году.

Фигурка деревянного солдата в углу куплена в Троице-Сергиевой лавре. Гренадера, изначально нераскрашенного, расписал Серов. Кстати, фигурка до сих пор занимает то же место в Абрамцевском музее. Как и тарелка, изображенная на стене. Савва Мамонтов любил керамику, даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую.

Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. Картина заняла свое место в той же комнате, где и была написана. Очевидцы говорили, что благодаря полотну просторная светлая комната, казалось, озарилась еще более ярким светом. Художник Михаил Нестеров писал, что, будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Но в России публика еще не была готова к импрессионизму, а потому было лучше оставить работу в столовой Абрамцева и не показывать публично - еще чего доброго нарекут безумным.

Контекст

«Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, - вспоминал Серов, - уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров». Незадолго до начала работы над «Девочкой с персиками» живописец вернулся из поездки по Италии. Он был поражен работами мастеров Ренессанса, впечатлен самой страной, ее силой, атмосферой. Приехав в Россию, 22-летний художник был решительно настроен писать лишь отрадное. И первая же картина стала олицетворением этого желания.

Веру Мамонтову называли «абрамцевской богиней». Ее писал не только Серов, но и Васнецов. Считается также, что Врубель придал ее черты Тамаре на иллюстрациях к «Демону», «Снегурочке» и «Египтянке». В 27 лет она вышла замуж за московского губернского предводителя дворянства Александра Самарина, у них родилось трое детей. В 32 года Вера Саввишна заболела воспалением легких и скончалась. В 1920-е годы Самарин был сослан в лагерь, дочь Лиза отправилась с ним. В 1932-м он умер в ГУЛАГе.

Судьба художника

Серов рос в доме, где царил творческий хаос. Мать Валентина Семеновна была убежденной нигилисткой. Отец Александр Николаевич - популярным в то время композитором. Кстати, разница в возрасте у супругов составляла 26 лет: 43-летний Александр Николаевич женился на своей 17-летней ученице.

К матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу - писатели, скульпторы, музыканты, художники. Уже после смерти отца, когда мальчику шел седьмой год, мать отдала его Репину в ученики. Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом семьи.

Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Он много времени проводил в их доме. Как вспоминали старшие дети Мамонтовых, все их игры и шалости были непременно связаны с Антоном - так называли его, поскольку Серову не нравилось имя Валентин. Даже маленькая Вера подшучивала над ним. Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника. В основном это были буржуа и аристократы. Со временем Серов приобрел репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что, хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации.

И хотя заказывали и платили художнику за портреты, из всех своих работ он больше всего ценил откровенно импрессионистскую «Девушку, освещенную солнцем». Незадолго до смерти - в конце 1911 года - рассматривая в Третьяковке это полотно, он сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

Эту картину знают даже далекие от искусства люди. Речь идет о знаменитой «Девочке с персиками» Валентина Серова. Те, кто интересуется творчеством этого художника, знают ещЁ и то, что ему позировала 11-летняя Вера Мамонтова - дочь известного мецената и богатого промышленника.

Но мало кому известно, что случилось с героиней, когда она выросла, и какая трагическая судьба ждала её семью. Фактрум публикует историю той самой Девочки.

Источник: Kulturologia.ru

1. Свою самую знаменитую работу Валентин Серов создал в молодом возрасте - ему на тот момент было всего 22 года. Весной 1887 года он вернулся из Италии и остановился погостить в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево. Художник работал вдохновенно и словно на одном дыхании, но при этом позировать девочке пришлось достаточно долго.

Серов позже писал о том периоде:

«Все, чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти».

2. Усадьба в Абрамцево была настоящим домом творчества: здесь гостили Тургенев, Антокольский, Суриков, Коровин. Веру Мамонтову писали многие художники, гостившие в Абрамцево: Репин, Васнецов, Врубель также создали ее портреты. Врубель наделил ее чертами «Снегурочку», «Египтянку», Тамару на иллюстрациях к «Демону». Васнецов так объяснял желание художников писать ее: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». Но самой известной стала картина Серова «Девочка с персиками».

3. Художник писал портрет Веры в столовой, за окном которой виднелся Абрамцевский парк с аллеей, названной Гоголевской в честь писателя, который когда-то любил здесь гулять. В соседней комнате - Красной гостиной - часто собирались писатели и художники.

4. Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в Абрамцево осталась копия. После «Девочки с персиками» о Серове заговорили, и вскоре он стал одним из самых модных портретистов. Но как же сложилась дальнейшая судьба самой Веры Мамонтовой?

5. Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, министра по делам церкви. Венчание состоялось в церкви Бориса и Глеба, разрушенной позже большевиками. Сейчас на ее месте, рядом с выходом из станции метро «Арбатская», стоит часовня.

6. Брак был очень счастливым, Вера родила троих детей, но в 32 года ее жизнь неожиданно оборвалась. За несколько дней она сгорела от сильного воспаления легких.

7. После ее смерти Александр Самарин так никогда и не женился, а в память о жене построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево, возле их усадьбы. В советское время храм был разорен и использовался как склад. Сейчас он восстановлен. Муж Веры Мамонтовой был сослан в лагерь в 1920-х годах, с ним отправилась их дочь Лиза. А погиб он в 1932 году в ГУЛАГе.

В 1887 году художник Валентин Серов написал свою знаменитую картину "Девочка с персиками". Расскажем о ней, о истории её создания, о месте, времени и судьбах тех людей, которые так или иначе с ней связаны. Укажем также на любопытные моменты и мелкие неточности, которые имеются в этом художественном произведении. Надеемся, выдающийся живописец и график В. Серов нас за это простит.

Итак, начать, наверное, нужно с места и времени. Картина была написана чуть менее чем за 2 месяца - в период с августа, по конец сентября 1887 года. Место действия - усадьба купца Мамонтова в Подмосковье (недалеко от Сергиева Посада).

Поместье Саввы Ивановича Мамонтова в те годы заслуженно носило неофициальное звание культурного центра Российской Империи. Здесь останавливались, гостили и жили такие известные художники, писатели, как Тургенев, Репин, Врубель, Левитан и многие другие. Здесь же художники рисовали, часто детей хозяина дома, которых у него было аж пятеро. Главную героиню "Девочки с персиками" - Веру Мамонтову рисовали несколько раз. Помимо Серова, чуть позже Веру изобразил Васнецов на картине "Девушка с кленовой веткой". Позаимствовали её образ художники и для создания других картин, эскизов и иллюстраций.
На момент написания "Девочки с персиками" Серову было 22 года и он только что вернулся из Италии, где вдохновлялся работами известных итальянских мастеров. Как-то он застал чрезмерно активную, непоседливую, 11 летнюю Веру в столовой комнате, которая на секунду остановилась, чтобы взять со стола персик. То, что девочка только что бегала, отчётливо заметно на картине по румянцу, которой присутствует на её щеках и на мочке уха, а так же по некоторой растрёпанности в одежде и причёске. Серов был очарован этой застывшей на мгновение детской непосредственностью и попросил девочку ему позировать - так и выглядит предыстория создания этой картины.

Нужно сказать, что все предметы и обстановка в столовой комнате не вымышленные и соответствует тому, что в действительности находилось там на тот момент. Тарелка на стене, игрушка-гренадер за плечом Веры(расписывал её также Серов), стулья, до сих пор сохранились. Усадьба Мамонтовых сегодня входит в комплекс музея-заповедника и все эти предметы находятся в нём.

Неужели в этой замечательной картине, которая как магнит удерживает взгляд, имеются какие-то неточности? На что вообще, рассматривая её, следует обратить внимание?

Первое, это лицо девочки. Нужно отдать должное Серову - ему прекрасно удалось передать её настроение и желания. Девочка вопросительно смотрит, и очевидно, что ждёт когда её отпустят. Ей сложно усидеть на месте и не терпится поскорее пойти играть со своими братьями и сёстрами. Вместе с тем, если не знать, что изображена 11 летняя девочка, то в определении возраста у непосвящённого человека могут возникнуть серьёзные проблемы.

Черты лица девочки не дают точного ответа на вопрос о её возрасте - это может быть и 10 и 18 лет и даже старше. Густые брови только подталкивают к мнению о том, что это скорее не ребёнок, а взрослый человек. Возраст можно было бы определить косвенно, основываясь на сравнение предметов мебели в комнате с ростом девочки, однако и это сравнение говорит не в пользу того, что девочке всего-то 11 лет. Локти Веры расположены довольно таки высоко над уровнем стола, а спинки стульев находится на таком уровне, на котором они бы находились, если бы за этими стульями сидели взрослые люди.

Скорее всего, в какой-то момент Серов понял, что девочка у него не получается на свои годы, и решил эту маленькую оплошность исправить, надев на Веру несуразный розовый балахон с огромным бантом, одеть который взрослому человеку было бы как-то несерьёзно. Кроме того, что курточка существенно омолодила главную героиню картины, есть в ней и ещё одно преимущество - она служит дополнительным источником света и очень удачно вписывается в популярный стиль написания картин того времени - с бликами, отблесками, игрой света и тени. Так что в целом, можно сказать, что Серов здесь очень ловко и умело выбрался из непростой для себя ситуации.

Второй момент, на который следует обратите внимание - это стол. Плоскость столешницы у Серова не параллельна полу и заваливается к низу картины. Есть ощущение, что персики вот-вот по нему покатятся к нам в руки. Не исключено, что злую шутку здесь с живописцем сыграла смена поры года. Солнце осенью становилось всё ниже, освещение и тени на столе постоянно менялись, что вводило художника в заблуждение. В итоге, не только стол, но и вся геометрия пространства на картине выглядит легко искажённой.

Ну и заключительный момент, который мог бы вызвать недоумение, однако объяснение на него имеется и вполне состоятельное: откуда в Подмосковье, в конце 19 века, взялись персики в разгар осени? (о том, что это осень догадаться не трудно - на столе лежат жёлтые листья, а за окном виднеется осенняя желтизна). Всё дело в том, что в поместье Мамонтовых была оранжерея, где успешно выращивались и плодоносили(как видно), персиковые деревья. Единственно, что здесь не ясно - когда был собран урожай? Скорее всего не осенью, а летом, на момент начала написания картины. Осенние листья Серов добавил, подстраиваясь уже под пору года.

Судьба главной героини картины, к сожалению, сложилась печально. По свидетельствам, Вера Саввишна Мамонтова была жизнерадостным и светлым человеком, однако Господь отмерил её всего 32 года жизни. Пневмония в те времена не щадила никого и часто не оставляла людям никаких шансов. Осиротевшими остались её трое детей.

Но не хочется заканчивать пост о такой жизнеутверждающей и радостной картине "Девочка с персиками" на печальной ноте. Ведь остались еще главные герои картины - персики. Аппетитные спелые персики, лежащие на столе перед девочкой, выросли в оранжерее усадьбы Абрамцево. Оранжерея была предметом особой гордости хозяев. Они построили ее в Абрамцеве в 1871 году, вскоре после приобретения усадьбы. Решение пришло к хозяевам спонтанно: в соседнем поместье распродавали тепличные растения, и Мамонтовы почти за бесценок купили плодоносящие персиковые и сливовые деревья. Для них-то и были выстроены две оранжереи и приглашен из соседнего имения старичок-садовник Михаил Иванович. Пересаженные легкой рукой Михаила Ивановича, персики и сливы в оранжерее Мамонтовых регулярно давали урожай. - Об этом из писем Саввы Ивановича, одно из которых датировано 28 февраля 1873 года: «Вчера я ездил в Абрамцево… У Мих. Ив. (просто золотой старик) такой порядок, что и желать лучше нельзя, персики отцветают в первой оранжерее, во второй цветут, такой воздух стоит, что я просто в восторг пришел. Фруктов будет много, и персиков и слив, только бы желудки были бы в порядке»

«Девочку с персиками» Серов писал все три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Писал с трудом: во-первых, еле уговорил позировать дочь Саввы, 12-летнюю Верочку Мамонтову, во-вторых, у той плохо получалось часами сидеть за столом в жару, не шевелясь. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе - свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.

Вера Мамонтова. Абрамцево, 1890-е.

Картина Вал.А. Серова. Создана в 1887 г., находится в Третьяковской галерее. Размеры 91 × 85 см. На портрете изображена Вера Мамонтова, двенадцатилетняя дочь купца* и известного мецената С.И. Мамонтова. Серов написал картину в имении Мамонтова… … Лингвострановедческий словарь

I Серов Александр Николаевич , русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835 1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840 1868… … Большая советская энциклопедия

- (1865 1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880 85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897 1909); среди учеников П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С.… … Художественная энциклопедия

- (Мамонтовский кружок), неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных). Действовал в 1870 90 х гг. в Абрамцево– усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова. В. А. Серов.… … Художественная энциклопедия

- (1865 1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Член Товарищества передвижных художественных выставок, «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка … Энциклопедический словарь

Валентин Серов Автопортрет Дата рождения … Википедия

Серов, Валентин Александрович - В.А. Серов. Девочка с персиками. 1887. Третьяковская галерея. СЕРОВ Валентин Александрович (1865 1911), живописец и график. Сын А.Н. Серова. Передвижник. Член Мира искусства. Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита (смотри Пленэр)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Серов Вал. Ал-др. - СЕРОВ Вал. Ал др. (1865 1911) живописец, график. Сын композитора А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина, в Петерб. АХ у П. П. Чистякова (1880 85). Много путешествовал по Зап. Европе. В творчестве С. удачно соединилось демократич. начало… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

1. СЕРОВ Александр Николаевич (1820 71), композитор и музыкальный критик. Оп. Юдифь (1862), Рогнеда (1865), Вражья сила (1871; завершена женой В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьёвым). Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую… … Русская история

Валентин Серов Автопортрет Дата рождения: 1865 Дата смерти: 1911 Национальность: русский … Википедия

Книги

  • , Т. В. Иовлева. Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована белая бумага. Листы не разлинованы, издание дополнено атласным ляссе…
  • Валентин Серов. Девочка с персиками. Блокнот , Т В. Иовлева. Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована экологичная крафт-бумага - продукт вторичной переработки сырья. Листы не…