«Детство» Максима Горького как автобиографическая повесть. «Детство» Максима Горького как автобиографическая повесть Какой жанр детство м горький

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени маленького героя событий. Этот факт делает описываемые события более достоверными, а также помогает (что является важным для писателя) передать психологию, внутренние переживания героя. То Алеша говорит о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», то признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек».

События детства не мелькают калейдоскопом в восприятии рассказчика. Наоборот, каждое мгновение жизни, поступок герой пытается осмыслить, дойти до сути. Один и тот же эпизод по-разному воспринимается героем. Выпавшие испытания мальчик переносит стойко: например, после того как дед избил Алешу за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Кадр из фильма «Детство Горького» (1938)

Очень кратко

У мальчика умирает отец. Вместе с матерью он переезжает в дом жестокого и жадного деда. Мать выходит замуж, и мальчика растит бабушка. Когда мать умирает, дед отправляет мальчика «в люди».

1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова.

I

Первое воспоминание Алёши - смерть отца. Он не понимал, что отца больше нет, но в память ему врезался плач матери Варвары. Перед этим мальчик сильно болел, и помочь приехала бабушка Акулина Ивановна Каширина, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом». Бабушка нюхала табак и была вся «чёрная, мягкая», как медведица, с очень длинными и густыми волосами.

В день смерти отца у Варвары начались преждевременные роды, ребёнок родился слабым. После похорон бабушка забрала Алёшу, Варвару и новорож­дённого в Нижний Новгород. Ехали они на пароходе. По дороге малыш умер. Бабушка, стараясь отвлечь Алёшу, рассказывала сказки, которых знала великое множество.

В Нижнем их встречало множество народу. Алёша познакомился с дедом Василием Васильичем Кашириным - маленьким, сухоньким старичком «с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». С ним пришли дядья мальчика, Яков и Михайло, и двоюродные братья. Дед Алёше не понравился, он «сразу почувствовал в нём врага».

II

Жила семья деда в большом доме, нижний этаж которого был занят красильной мастерской. Жили недружно. Варвара вышла замуж без благословения, и теперь дядья требовали у деда её приданое. Время от времени дядья дрались.

Приезд Алёши с матерью только усилил эту вражду. Мальчику, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.

По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. Алёшу это наказание тоже не миновало. Мальчик сопротивлялся, и дед засёк его до полусмерти.

После, когда Алёша отлёживался в постели, дед пришёл мириться. После этого мальчик понял, что дед «не злой и не страшен», но забыть и простить побои он не мог. Особенно поразил его в те дни Иван-Цыганок: он подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.

III

После Алёша очень подружился с этим весёлым парнем. Иван-Цыганок был подкидышем: бабушка нашла его как-то зимой возле своего дома и воспитала. Он обещал стать хорошим мастером, и дядья часто ссорились из-за него: после раздела каждый хотел взять Цыганка себе.

Несмотря на свои семнадцать лет, Цыганок был добрым и наивным. Каждую пятницу его отправляли на рынок за продуктами, и Иван тратил меньше, а привозил больше, чем следовало. Оказалось, он приворовывал, чтобы порадовать скупого деда. Бабушка ругалась - она боялась, что однажды Цыганка схватит полиция.

Вскоре Иван погиб. Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Дядька Яков дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же и убил. Цыганку выпало нести комель этого огромного креста. Парень надорвался и умер от кровотечения.

IV-VI

Прошло время. В доме жилось всё хуже. Алёшину душу спасали только бабушкины сказки. Бабушка не боялась никого, кроме тараканов. Однажды вечером загорелась мастерская. Рискуя жизнью, бабушка вывела из горящей конюшни жеребца и очень сильно обожгла руки.

«К весне дядьки разделились», а дед купил большой дом, на первом этаже которого был кабак. Остальные комнаты дед сдавал. Вокруг дома рос густой запущенный сад, спускавшийся в овраг. Бабушка с внуком поселилась в уютной комнате на чердаке.

Все любили бабушку и обращались к ней за советом - Акулина Ивановна знала множество рецептов лекарств из трав. Родом она была с Волги. Её мать «обидел» барин, девушка выбросилась из окна и осталась калекой.

С детства Акулина ходила «по людям», просила милостыню. Потом её мать, бывшая искусной кружевницей, выучила дочь своему мастерству, а когда о ней слава пошла, и дед появился. Дед, пребывая в хорошем настроении, тоже рассказывал Алёше о своём детстве, которое он помнил «от француза», и о своей матери - злой бабе калашнице.

Некоторое время спустя, дед взялся учить Алёшу грамоте по церковным книгам. Он оказался способным к этому, и вскоре бегло разбирал церковный устав. Дед был верующим человеком, но бог, которому он молился, вызывал у Алёши «страх и неприязнь».

На улицу мальчика отпускали редко - всякий раз местные мальчишки избивали его до синяков.

Вскоре Алёшина спокойная жизнь кончилась. Однажды вечером прибежал дядька Яков и сообщил, что дядька Михайло идёт убивать деда. С того вечера дядька Михайло являлся ежедневно и учинял скандалы, на радость всей улицы. Так он пытался выманить у деда Варварино приданое, но старик не сдавался.

VII-X

Ближе к весне дед неожиданно продал дом и купил другой. При новом доме тоже был заросший сад с ямой - остатками сгоревшей бани. Слева с ним соседствовал полковник Овсянников, а справа - семейство Бетленга.

Дом был набит интересными людьми. Особенно интересен для Алёши был нахлебник по прозвищу Хорошее Дело. Его комната была заполнена странными вещами, и он постоянно что-то изобретал.

Вскоре мальчик сдружился с Хорошим Делом. Тот научил его правильно излагать события, не повторяясь и отсекая всё лишнее. Бабушке и деду эта дружба не понравилась - они считали нахлебника колдуном, и Хорошему Делу пришлось съехать.

Очень интересовал Алёшу и дом Овсянникова. В щели забора или с ветки дерева он видел трёх мальчиков, играющих во дворе дружно и без ссор. Однажды, играя в прятки, младший мальчик упал в колодец. Алёша бросился на помощь и вместе со старшими детьми вытащил малыша.

Дети дружили, пока Алёша не попался на глаза полковнику. Пока он выставлял мальчика из дому, тот успел обозвать его «старым чёртом», за что был бит. С тех пор Алёша общался с Овсянниковыми-младшими только через дыру в заборе.

О матери, которая жила отдельно, Алёша вспоминал нечасто. Однажды зимой она вернулась, поселилась в комнате нахлебника и начала учить сына грамматике и арифметике. Жилось Алёше в те времена трудно. Часто дед ссорился с матерью, пытался принудить её к новому замужеству, но та всегда отказывалась.

Бабушка заступалась за дочь, и однажды дед жестоко её избил. Алёша отомстил деду, испортив его любимые святцы.

Мать подружилась с соседкой, женой военного, к которой часто приходили гости из дома Бетленгов. Дед тоже начал устраивать «вечера» и даже нашёл матери жениха - кривого и лысого часовщика. Варвара, женщина молодая и красивая, ему отказала.

XI-XII

«После этой истории мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». У неё в гостях стали часто бывать братья Максимовы, перекочевавшие к ней от Бетленгов.

После Святок Алёша долго болел оспой. Всё это время за ним ухаживала бабушка. Вместо сказки она рассказывала мальчику об отце. Максим Пешков был сыном солдата, «дослужившегося до офицеров и сосланного в Сибирь за жестокость с подчинёнными». В Сибири Максим и родился. Мать его умерла, и он долго скитался.

Попав в Нижний Новгород, Максим стал работать у столяра и вскоре сделался знатным красноде­ревщиком. Варвара вышла за него замуж против воли деда - тот хотел выдать дочь-красавицу за дворянина.

Вскоре Варвара вышла замуж за младшего Максимова, Евгения. Отчима Алёша сразу возненавидел. Бабушка от расстройства начала пить крепкое вино и часто бывала пьяной. В яме, оставшейся от сгоревшей бани, мальчик выстроил себе убежище и провёл в нём всё лето.

Осенью дед продал дом и заявил бабушке, что больше кормить её не будет. «Дед снял две тёмные комнатки в подвале старого дома». Вскоре после переезда появились мать с отчимом. Они рассказали, что дом их сгорел со всем скарбом, но дед знал, что отчим проигрался и приехал просить денег.

Мать с отчимом сняли бедное жильё и забрали Алёшу с собой. Варвара была беременна, а отчим обманывал рабочих, скупая за полцены кредитные записки на продукты, которыми на заводе платили вместо денег.

Алёшу отдали в школу, где ему очень не нравилось. Дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили. В то время мальчик часто хулиганил и досаждал матери. Жизнь между тем становилась всё тяжелее. Мама родила сына, странного большеголового мальчика, который быстро и тихо умер. У отчима появилась любовница.

Вскоре Варвара снова забеременела Однажды Алёша увидел, как отчим своей тонкой и длинной ногой бьёт беременную мать в грудь. Он замахнулся на Евгения ножом. Варвара успела его оттолкнуть - нож только разрезал одежду и скользнул по рёбрам.

XIII

Алёша вернулся к деду. Старик стал скуп. Он разделил хозяйство на две части. Теперь даже чай они с бабушкой заваривали по очереди.

Чтобы заработать на хлеб, бабушка занялась вышиванием и плетением кружев, а Алёша с компанией ребят собирал ветошь и кости, обирал пьяных и воровал дрова и тёс «в лесных складах по берегу Оки». Одноклассники знали, чем он занимается, и издевались ещё больше.

Когда Алёша перешёл в третий класс, к ним переехала Варвара с новорождённым Николаем. Отчим снова куда-то исчез. Мама была тяжело больна. Бабушка ушла в дом богатого купца вышивать покров, и с Николаем возился дед, часто из жадности недокармливая ребёнка. Алёша тоже любил играть с братишкой. Мать умерла через несколько месяцев на руках у мальчика, так и не увидев мужа.

После похорон дед сказал, что кормить Алёшу не собирается, и отправил его « ».

Максим Горький

Сыну моему посвящаю


В полутёмной тесной комнате, на полу, под окном, лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный; пальцы его босых ног странно растопырены, пальцы ласковых рук, смирно положенных на грудь, тоже кривые; его весёлые глаза плотно прикрыты чёрными кружками медных монет, доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами.

Мать, полуголая, в красной юбке, стоит на коленях, зачёсывая длинные, мягкие волосы отца со лба на затылок чёрной гребёнкой, которой я любил перепиливать корки арбузов; мать непрерывно говорит что-то густым, хрипящим голосом, её серые глаза опухли и словно тают, стекая крупными каплями слёз.

Меня держит за руку бабушка - круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся чёрная, мягкая и удивительно интересная; она тоже плачет, как-то особенно и хорошо подпевая матери, дрожит вся и дёргает меня, толкая к отцу; я упираюсь, прячусь за неё; мне боязно и неловко.

Я никогда ещё не видал, чтобы большие плакали, и не понимал слов, неоднократно сказанных бабушкой:

Попрощайся с тятей-то, никогда уж не увидишь его, помер он, голубчик, не в срок, не в свой час…

Я был тяжко болен, - только что встал на ноги; во время болезни - я это хорошо помню - отец весело возился со мною, потом он вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек.

Ты откуда пришла? - спросил я её.

Она ответила:

С верху, из Нижнего, да не пришла, а приехала! По воде-то не ходят, шиш!

Это было смешно и непонятно: наверху, в доме, жили бородатые, крашеные персияне, а в подвале старый, жёлтый калмык продавал овчины. По лестнице можно съехать верхом на перилах или, когда упадёшь, скатиться кувырком, это я знал хорошо. И при чём тут вода? Всё неверно и забавно спутано.

А отчего я шиш?

Оттого, что шумишь, - сказала она, тоже смеясь.

Она говорила ласково, весело, складно. Я с первого же дня подружился с нею, и теперь мне хочется, чтобы она скорее ушла со мною из этой комнаты.

Меня подавляет мать; её слёзы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу её такою, - она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у неё жёсткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрёпана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетённая в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо. Я уже давно стою в комнате, но она ни разу не взглянула на меня, - причёсывает отца и всё рычит, захлёбываясь слезами.

В дверь заглядывают чёрные мужики и солдат-будочник. Он сердито кричит:

Скорее убирайте!

Окно занавешено тёмной шалью; она вздувается, как парус. Однажды отец катал меня на лодке с парусом. Вдруг ударил гром. Отец засмеялся, крепко сжал меня коленями и крикнул:

Ничего не бойся, Лук!

Вдруг мать тяжело взметнулась с пола, тотчас снова осела, опрокинулась на спину, разметав волосы по полу; её слепое, белое лицо посинело, и, оскалив зубы, как отец, она сказала страшным голосом:

Дверь затворите… Алексея - вон!

Оттолкнув меня, бабушка бросилась к двери, закричала:

Родимые, не бойтесь, не троньте, уйдите Христа ради! Это не холера, роды пришли, помилуйте, батюшки!

Я спрятался в тёмный угол за сундук и оттуда смотрел как мать извивается по полу, охая и скрипя зубами, а бабушка, ползая вокруг, говорит ласково и радостно:

Во имя отца и сына! Потерпи, Варюша!.. Пресвятая мати божия, заступница:

Мне страшно; они возятся на полу около отца, задевают его, стонут и кричат, а он неподвижен и точно смеётся. Это длилось долго - возня на полу; не однажды мать вставала на ноги и снова падала; бабушка выкатывалась из комнаты, как большой чёрный мягкий шар; потом вдруг во тьме закричал ребёнок.

Слава тебе, господи! - сказала бабушка. - Мальчик!

И зажгла свечу.

Я, должно быть, заснул в углу, - ничего не помню больше.

Второй оттиск в памяти моей - дождливый день, пустынный угол кладбища; я стою на скользком бугре липкой земли и смотрю в яму, куда опустили гроб отца; на дне ямы много воды и есть лягушки, - две уже взобрались на жёлтую крышку гроба.

У могилы - я, бабушка, мокрый будочник и двое сердитых мужиков с лопатами. Всех осыпает тёплый дождь, мелкий, как бисер.

Зарывай, - сказал будочник, отходя прочь.

Бабушка заплакала, спрятав лицо в конец головного платка. Мужики, согнувшись, торопливо начали сбрасывать землю в могилу, захлюпала вода; спрыгнув с гроба, лягушки стали бросаться на стенки ямы, комья земли сшибали их на дно.

Отойди, Лёня, - сказала бабушка, взяв меня за плечо; я выскользнул из-под её руки, не хотелось уходить.

Экой ты, господи, - пожаловалась бабушка, не то на меня, не то на бога, и долго стояла молча, опустив голову; уже могила сровнялась с землёй, а она всё ещё стоит.

Мужики гулко шлёпали лопатами по земле; налетел ветер и прогнал, унёс дождь. Бабушка взяла меня за руку и повела к далёкой церкви, среди множества тёмных крестов.

Ты что не поплачешь? - спросила она, когда вышла за ограду. Поплакал бы!

Не хочется, - сказал я.

Ну, не хочется, так и не надо, - тихонько выговорила она.

Всё это было удивительно: я плакал редко и только от обиды, не от боли; отец всегда смеялся над моими слезами, а мать кричала:

Не смей плакать!

Потом мы ехали по широкой, очень грязной улице на дрожках, среди тёмнокрасных домов; я спросил бабушку:

А лягушки не вылезут?

Нет, уж не вылезут, - ответила она. - Бог с ними!

Ни отец, ни мать не произносили так часто и родственно имя божие.

Через несколько дней я, бабушка и мать ехали на пароходе, в маленькой каюте; новорожденный брат мой Максим умер и лежал на столе в углу, завёрнутый в белое, спеленатый красною тесьмой.

Примостившись на узлах и сундуках, я смотрю в окно, выпуклое и круглое, точно глаз коня; за мокрым стеклом бесконечно льётся мутная, пенная вода. Порою она, вскидываясь, лижет стекло. Я невольно прыгаю на пол.

Не бойся, - говорит бабушка и, легко приподняв меня мягкими руками, снова ставит на узлы.

Над водою - серый, мокрый туман; далеко где-то является тёмная земля и снова исчезает в тумане и воде. Всё вокруг трясётся. Только мать, закинув руки за голову, стоит, прислоняясь к стене, твёрдо и неподвижно. Лицо у неё тёмное, железное и слепое, глаза крепко закрыты, она всё время молчит, и вся какая-то другая, новая, даже платье на ней незнакомо мне.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема реферата:

«Особенности стиля повести А.М.Горького «Детство»

Выполнила:

Савельева Екатерина

Ученица 7Акласса.

Руководитель:

Бубнова ОльгаИвановна .

Нижний Новгород

2013

Содержание

1. Вступление. Цель реферата 4 стр.

2. Особенности жанра повести Горького «Детство 5 стр.

3. Своеобразие горьковского портрета 7 стр.

4. Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) 12 стр.

5. Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького 13 стр.

«Детство»

6. Употребление лексики, передающей особенности детской психологии 15 стр.

героя

7. Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев 16 стр.

8. Заключение 18 стр.

9. Примечание 19 стр.

10.Использованная литература 20 стр.

11.Приложение 21 стр.

I . Вступление. Цель реферата.

У каждого писателя имеется свой способ осуществления творческого замысла, своих художественных идей, манера, отличающая его от других.

Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом произведении писателя воплощается неповторимое «я» художника.

Л. Н. Толстой сказал однажды, что читатель, обращаясь к произведению, говорит: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?».

Жизненный опят писателя, его талантливость делают каждое произведение особенным.«Стиль-это человек»,-гласит французская пословица.

Существуют различные определения стиля. Но многие лингвисты сходятся в одном: главными элементами стиля являются язык (ритм, интонация, лексика, тропы),композиция, детали предметной выразительности. И, как говорилось выше, стиль тесно связан с индивидуальностью писателя, его взглядами на мир, на людей, с теми задачами, которые он перед собой ставит. (1)

По мнению ученых Л. И. Тимофеева, Г. Н. Поспелова, стиль писателя «с наибольшей очевидностью проявляется в его языке». (Там же). Гениальность писателя-творца заключена «в умении отобрать из богатейшего нашего словаря самые, точные, самые сильные и ясные слова». (2) «Только сочетания таких слов правильная- по смыслу их - расстановка этих слов между точками, -утверждал М. Горький, -может образцово оформить мысли автора, создать яркие картины, вылепить живые фигуры людей на столько убедительно,что читатель увидит изображенное автором». (3) Эти требования к языку художественного произведения могут служить основными положениями при выявлении особенностей стиля повести «Детство», в которой, как и его всей трилогии («Детство», «В людях», «Мои университеты»), «искусство слова М. Горького достигает особенной высоты». (4)

Цель реферата - на основе лингвистического анализа выявить своеобразие стиля повести М. Горького «Детство».

II . Особенности жанра повести Горького «Детство».

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» лежат факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения - автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных.

Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения использовали многие писатели: И. А. Бунин («Цифры»), Л. Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), И. А. Бунин («Жизнь Арсеньева») и т. Д. Этот факт делает события более достоверными, а также помогает внутренние переживания героя.

Но своеобразие горьковского повествования в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Таким образом, выражая авторскую позицию, М. Горький описывает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», и с этой целью выбирает для своего повествования особый жанр - автобиографическую повесть.

III .Своеобразие горьковского портрета.

Черты стиля творчества писателя проявляются в своеобразии портрета.

Портрет - один из способов изображения героев. Выделение деталей, определение их роли позволяет сделать вывод о том, что у каждого писателя свои принципы раскрытия характера персонажа. «У М. Горького - портрет- впечатление, портрет– оценка» (5), которую дает писатель героям.

1. Портрет бабушки главного героя.

Самым дорогим человеком для главного героя была бабушка. Внешность бабушки дается в повести глазами Алеши, который видит в ее наружности и «множество морщин на темной коже щек», и «рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце»,и замечает, что «она сутула, почти горбатая, очень полная». Но, несмотря на эти черты, которые не приукрашивают героиню, портрет бабушки возвышен. Усиливает впечатление описания наружности бабушки талантливо используемая писателем антитеза, в которой сопоставляются «темное» и «светлое»: «темные...зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом», «темная кожа щек»- «лицо светлое», «вся она – темная, но светилась изнутри - через глаза- неугасимым, веселым и солнечным светом ».

Эмоциональную и ритмическую выразительность портретному описанию придает используемая писателем инверсия: « Говорила она , как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей , похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».

Здесь нельзя не отметить и выразительное сравнение слов бабушки с «цветами». В следующем предложении употребляется сравнение «зрачков» с «вишнями». Эти сравнения из мира природы далеко не случайны. Используя их, Горький как бы вводит читателя в мир наблюдений, впечатлений и представлений героя-рассказчика, глазами которого увидены действующие лица и события произведения.

Но особенно часто используются в повести сравнения людей с животными. Взятые из жизненного опыта мальчика, они передают не столько внешность героев повести «Детство», сколько их поведение и отношение к ним героев, манеру движения. Так, например, бабушка в портрете 1 главы «сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Сравнения, используемые писателем в обрисовке человека, не только отражают то, как Алеша воспринимает жизнь, но и придают яркость и образность многочисленным описаниям.

Очень выразительно следующее описание внешности бабушки: «Сидя на краю постели в одной рубахе,вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу , которую недавно приводил на двор бородатый лесной мужик из Сергача».

Дополняет портрет бабушки сцена пляски. Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, автор использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позволяют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизодгорьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки» и данный в восприятии героя-рассказчика, по-новому раскрывает образ Акулины Ивановны, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

Портрет бабушки из первой главы начинается и завершается эпитетом – лейтмотивом «ласковый» («ласковые цветы» - «ласковый зверь»). Интересно и то, что свойственная ему контрастность естественно «перетекает» в проникновенные размышления автора о роли бабушки в жизни Алеши с той же самой антитезой: «темнота» - «свет»: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте , но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким к сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Связь портрета бабушки с авторскими размышлениями проявляется и в использовании определительных местоимений «весь», «самый», которые передают исчерпанность признака или действия: в описании внешности бабушки – «все лицо казалось молодым и светлым», «вся она – темная, но светилась изнутри…»; в размышлениях – «все вокруг меня…», «на всю жизнь», «самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком…». Очень яркий и точный метафорический образ, раскрывающийся в одном предложении -воспоминании роль бабушки в жизни Алеши, принадлежит не герою-рассказчику, а писателю - «художнику».

2. Портрет деда Каширина и Цыганка.

Анализируя портреты горьковских героев, можно понять, что писателю не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика и других персонажей.

Ещё Алёша ничего не знает о своём деде, но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила бы его к себе. Алёша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают Алёшу. Алёшу обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь. Алёша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные.

В 2 главе, очень интересной с точки зрения емких, точных сравнений, характеризующих и деда, и его сыновей, появляется фраза: «Уже вскоре после приезда в кухню, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочил на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь,как собаки , а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал:«По миру пущу!».

Но облик деда очень противоречив. Каширин действует, повинуясь сиюминутному чувству, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.Мальчик не всегда видит его злым и жестоким. В сцене посещения больного Алеши дед Каширин кажется сначала ему «еще более рыжим», ненавистным. Холодом веет на ребенка от деда. Сравнения «точно спрыгнув с потолка, явился», «холодной, как лед, рукою» пощупал голову, сравнение с хищной птицей (на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти ») свидетельствуют о горькой обиде ребенка: никто никогда так его не унижал, как дед, высекший внука до потери сознания.

Однако постепенно, слушая дедушку, Алеша открывает его для себя с другой стороны. Чувствительное сердце ребенка откликается на «крепкие, тяжелые слова» деда о сиротском детстве, о том, как в молодости он « своей силой супротив Волги баржи тянул». И теперь Алеша видит: сухонькийстаричок будто растет, как облако, и превращается в сказочного богатыря, который «один ведет против реки огромную серую баржу».

А умудренный жизненным опытом автор понимает, что дед преподал ему пусть и жестокий, но полезный урок: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

В последующих главахотношение Алеши к деду Каширину рассказывается и с помощью сравнения с хорьком: «А дед жестоко колотил меня за каждое посещение нахлебника, которое становилось известно ему, рыжему хорьку». А впервые характерное для героя сравнение с хорьком появляется в повести в сцене пожара: «Он зажег серную спичку, осветив синим огнем свое лицо хорька , измазанное сажей…»

Любимые Горьким сравнения людей с животными, птицами, передающие видение людей Алешей, не всегда носят отрицательный характер. Пример тому насыщенное яркими метафорами и сравнениями предложение, запечатлевшее пляску Цыганка во время «странного веселья» на кухне: «Бешено звенела гитара,дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном , размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги, гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом , освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился».

Ловок, грациозен Цыганок в движениях. Душа и талант, «яркое, здоровое и творческое» раскрывалось в его пляске. Никого не оставил равнодушным танец Цыганка, будил в присутствующих живые чувства. Горький подобрал очень точное, эмоциональное сравнение для того, чтобы показать ту внезапную перемену, которая произошла с людьми: исчезли тоска, уныние, их « порой подергивало, они вскрикивали, повизгивали, точно их обожгло».

IV . Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) и объективного (от лица автора) в повести М. Горького «Детство».

Для повести «Детство» характерно переплетение увиденного, прочувствованного Алешей с собственно авторскими размышлениями о прошлом.

Выделить наиболее важные события детства и отделить свои авторские размышления от рассказанного Алешей писатель стремится использованием слов «помню», «памятный», «памятно», «вспоминается». С этой точки зрения примечательно самое начало 2 главы: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне , как суровая жизнь. Она вспоминается мне , как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, - слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени». Здесь слова «вспоминается мне» и «теперь, оживляя прошлое» принадлежат автору и помогают писателю отделить свои воспоминания и размышления о прошлом от увиденного и пережитого героем – рассказчиком.

Анализируя начало 2 главы, нельзя не отметить и яркое сравнение «пестрой, невыразимо странной жизни» с «суровой сказкой, рассказанной добрым, но мучительно правдивым гением». Это сравнение и развернутая метафора, уместившаяся в одном коротком предложении: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми», воплощают именно авторские воспоминания о детстве и являются ключом для понимания всех эпизодов, рассказывающих о жизни Кашириных.

Завершающие 12 главу суждения о «жирном пласте всякой скотской дряни» и о «возрождении нашем к жизни светлой, человеческой» принадлежат именно писателю, объективному и мудрому художнику, вспоминающему и размышляющему о детстве («Вспоминания эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом?»).Кроме того в повести часто встречаются слова «не помню», «непамятно», дающие читателю почувствовать, что автор положил в основу своей повести самые значительные и важные события детства («Не помню, как относился дед к этим забавам сыновей, но бабушка грозила кулаком и кричала:«Бесстыжие рожи, злыдни!»).

V . Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького «Детство».

Говоря о своеобразии стиля Горького, нельзя не сказать и о речи действующих лиц. М. Горький не один раз говорил, что «писатель должен смотреть на своих героев именно как на живых людей, а живыми они у него окажутся, когда он в любом их них найдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особенность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д.» Анализируя речь действующих лиц «Детства», следует обратиться к прямым характеристикам их высказываний, которые принадлежат герою-рассказчику.

Он является чутким и внимательным слушателем и точно характеризует разговорную манеру почти каждого действующего лица произведения. Отмечая огромное влияние бабушки на Алешу, необходимо обратить внимание на то, как воспринимаются мальчиком рассказы и реплики Акулины Ивановны: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, понимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно». Напевность бабушкиной речи подчеркивается и в словах, открывающих ее портрет: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей…»

Сила влияния бабушки на Алешу раскрывается и в характерном сравнении: «точно вливая в сердце мое силу», - которое заставляет вновь вспоминать слова: « …это ее бескорыстная любовь обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Метафорические образы «вливая в сердце мое силу » и «насытив крепкой силой » говорят об огромной роли бабушки в формировании характера мальчика.

В 3 главе повести бабушка вновь появляется перед читателем как замечательная рассказчица: «Теперь я снова жил с бабушкой, как на пароходе, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки или свою жизнь, тоже подобную сказке». Характер речи бабушки меняется в зависимости от того, о чем она рассказывает. Отвечая на вопрос Алеши о Цыганке, она « охотно и понятно , как всегда… объяснила» , что каждому из дядьев хочется взять Ванюшку к себе, когда у них будут свои мастерские; а коснувшись предстоящего раздела домашнего имущества, «она говорила, посмеиваясь отчужденно, как-то издали…»

Каждая глава повести дает богатый материал для речевой характеристики героев. Так, прямая речь бабушки в сцене пожара подчеркивает решительность и находчивость ее поведения. В речи бабушки преобладают короткие реплики, которые, как правило, адресованы какому-то конкретному лицу: «Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят!- строго, крепким голосом командовала бабушка…» «Отец, лошадь выведи! –хрипя, кашляя, кричала она…». «Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал,- наше все дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней,- Бог нам на помочь». Именно поэтому бабушка кажется «такой же интересной, как и пожар». В сцене пожара коня Шарапа, который «втрое больше ее», бабушка называет «мышонком». Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами очень часто встречаются в речи одной из главных героинь повести.

VI . Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя.

На первый взгляд незначительными в языке повести являются слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный», свойственные ребенку, от имени которого ведется повествование. Алеша на глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое ему нравится или не нравится («И взрослые и дети –все не понравились мне…»), и многое кажется необычным, интересным и странным (например, «странное веселье» на кухне). Этими словами завершается 1 глава: «…невидимый человек громко говорил странные слова : сандал-фуксин-купорос». Привлекает внимание и начало 5 главы: «К весне большой интересный дом на Полевой улице…» В сцене пожара « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз».

Впечатлительный Алеша как зачарованный наблюдал и за огнем. Не отрываясь, смотрел он на красные цветы пожара, которые цвели на фоне темной, тихой ночи. Золотые красные ленты, шелковый шелест бившийся в окна мастерской. Охваченная огнем мастерская была похожа на горящий золотом иконостас церкви.

Интересно было Алеше наблюдать за бабушкой. Она сама была как пожар. Металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжалась, все видя.

Эта сцена, являющаяся кульминацией повести, написана в духе романтизма. Об этом свидетельствует сочетание красного и черного цветов (цветов тревоги, страдания, трагедии – «красные цветы», «багрово светился снег», «темные облака», «в тихой ночи», «по темным доскам»), обилие ярких эпитетов («кудрявый огонь»), сравнений, метафор, («извивались золотые, красные ленты огня», «весело играл огонь, заливая красным щели стен мастерской»), наличие исключительного героя – бабушки, которая, сама обожженная, не чувствуя своей боли, прежде всего, думала о других людях.

Нельзя не сравнить данный эпизод со сценой «пожара в Кистеневке» в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Мальчишки, видя, как горит барский дом, радостно прыгали, любуясь «огненной метелью». Им тоже интересно было наблюдать за огнем. Оба писателя, и А.С. Пушкин и М. Горький, абсолютно точно передали психологию детей, которым интересно всё, которых привлекает всё яркое, необычное.

VII . Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев.

Одним из средств раскрытия внутреннего мира героя является пейзаж. В первой главе повести показано отношение бабушки и Алеши к природе, волжским пейзажам.

«Ты гляди, как хорошо-то!»- эти слова принадлежат бабушке; «…по берегам стоят города и села, точно пряничные издали …»-это уже восприятие Алеши: «…мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою». Этот эпизод напоминает путешествие Николеньки Иртеньева в Москву после смерти матери, которое произвело на негоотрадное впечатление: «…беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают мое внимание, а весенняя природа вселяет в душу отрадные чувства-довольства настоящим и надежды на будущее…Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно…». Сравнивая данные эпизоды, невозможно не увидеть сходство в восприятии природы Николенькой Иртеньевым и Алешей Пешковым после постигшей обоих утраты близких людей.

Тонко и глубоко любит природу Акулина Ивановна. Прекрасные картины природы-наступления ночи и раннего утра даны в восприятии этой удивительной женщины: «…она…долго рассказывает мне о чем-нибудь, прерывая речь свою неожиданными вставками: «Гляди- звезда упала! Это чья- нибудь душенька чистая истосковалась, мать- землю вспомнила! Значит,- сейчас где-то хороший человек родился». В речи используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что делает ее близкой к языку произведений устного народного творчества. В образе бабушки автор передает ее высокую одухотворенность и способность человека из народа глубоко воспринимать красоту природы, обогащающую человека: «Новая звезда взошла, глянь -ко! Экая глазастая! Ох, ты небо -небушко, риза Богова»

Пейзажи 12 главы, отличающиеся подлинной музыкальностью и ритмичностью, помогают понять их роль в становлении внутреннего мира Алеши Пешкова. Мальчик глубоко чувствуеткрасоту природы, о чем говорят употребленные здесь выразительные метафоры и сравнения: «Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, освежающее , как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце теплой, мохнатой рукой , и стирается в памяти все, что нужно забыть, вся едкая, мелкая пыль дня». Обращение к словам, передающим влияние на мальчика утреннего пейзажа: «Невидимо высоко звенит жаворонок, и все цвета, звуки росою просачиваются в грудь, вызывая спокойную радость , будя желание скорее встать, что-то делать и жить в дружбе со всем живым вокруг»,- дает возможность понять сходство художественных образов, которые рисуютпрекрасные картины ночи и утра.

Анализ этих пейзажей позволяет увидеть благотворное влияние природы на тонко чувствующего ее человека. Эти картины природы, нарисованные рукой писателя- художника («Писать надо так, чтобы читатель видел изображенное словами как доступное осязанию» (6), с особой силой заставляют воспринять контрастно звучащий вывод писателя о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни», которые являются «своеобразной кульминацией авторского присутствия в повести «Детство».(7)

VIII . Заключение.

Гениальность писателя-творца заключается в умении отобрать из богатейшего словаря языка самые точные, самые сильные и ясные слова. А. М. Горький писал: «...Слова необходимо употреблять с точностью самой строгой». Сам Горький восхищался своими предшественниками, великими писателями-классиками, которые умело пользовались богатством народного языка. Он считал, что ценность литературы в том, что наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали «великий прекрасный язык».

Язык «Детства» по своей конкретности, богатству, смене тона в описании отдельных персонажей, мудрой сдержанности в накоплении выразительных средств ставит повесть на одно из первых мест среди других произведений

А. М. Горького.

Наблюдения над стилем автобиографической повести «Детство» показывают, что «подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо». (8)

IX . Примечания.

(1) Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

(2) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(3) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(4) Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >

(5) М . Горький . Оязыке . ModernLib.ru>

(6) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

(7) Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

(8) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

X . Использованная литература .

1.Анализ эпизода «Пляска бабушки». en . с oolreferat . com > Анализ_ эпизода_Пляска_бабушки.

2.А.М. Горький. Повесть «Детство». М. «Детская литература». 1983 г.

3. М.Горький. Оязыке. ModernLib.ru>books/maksim_gorkiu/o_uazike/read_1/

4. Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >ГОРЬКИЙ_А._М.ЯЗЫК ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

5. ДетствовпроизведенияхГорького. student . zoomru . ru .> lit / detstvo gorkogo s 4 htmmm /.

6. Реферат «Особенности жанра повести М. Горького «Детство». roni . ru > referaty / literatyra /

7. Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

8. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.2 часть. Под ред. Г.И. Беленького. – М. Мнемозина, 1999.

9. О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

10.Тема детства в прозе Максима Горького. fpsliga . Ru > socyineniya _ po _ literatur _/

11.Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

12. Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

XI .Приложение.

Таблица № 1 . « Способы создания портрета в повести М. Горького «Детство».

Бабушка Ивановна

Ивановна

Дед Каширин

Цыганок

Антитеза

темные... зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом », « темная кожа щек» - «лицо светлое », «вся она – темная , но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и солнечным светом ».

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

« белые зубы бы под черной полоской молодых усов».

Сравнение

«слова похожие на цветы», «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»,«ее темные, как вишни, зрачки».

« С рыжей, как золото , бородкой, с птичьим носом» , покраснел весь и звонко – петухом – закричал : «По миру пущу!».

«точно спрыгнув с потолка , явился», « холодной, как лед рукой », на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти »), «растет, как облако».

« реял коршуном , размахнув руки, точно крылья »,

« метался золотым стрижом » .

Метафора

« плыла по полу бесшумно», «ее сорвало с места, закружило вихрем», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно».

«Дед выдернул меня из тесной кучи людей», « глаза ярко разгорелись », « трубил в лицо мне».

« огнем пылал Цыганок», « горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады».

Инверсия

« Говорила она , слова укреплялись в памятимоей ».

« человека силы сказочной».

Эпитеты

« ласковые цветы» - « ласковый зверь».

сухонький старичок» , на « крепкие, тяжелые слова»,

« маленькой, жесткой руке».

« Квадратный, широкогрудый , с огромной кудрявой головой, « веселые глаза».

Гипербола

« один ведет против реки огромную серую баржу ».

Итак, портрет у Горького (портрет-впечатление, портрет-оценка) – одно из важнейших средств раскрытия характеров героев повести.

Таблица №2 «Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя».

«не понравился»

«И взрослые, и дети - все не понравились мне»,
«особенно же
не понравился мне дед», « мне не нравилось , что они зовут меня Кашириным»,

«нравился»

« Нравилось мне, как хорошо, весело и дружно они играют в незнакомые игры, нравились их костюмы

«странный»

«Невидимый человек громко говорил странные слова», «началась и потекла…невыразимо странная жизнь», « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз», «кашлял странным , собачьим звуком», «Хорошее Дело чем-то обеспокоен: он странно , судорожно двигал руками».

«интересный»

«Всё было страшно интересно », « Интересно и приятно было видеть, как она отирала пыль с икон», «к весне купил большой интересный дом на Полевой улице…», «бабушка была такой же интересной , как и пожар», «рассказывала мне интересные сказки, истории, говорила про отца моего».

«неприятный»

«Двор был тоже неприятный », «Иногда он долго и молча разглядывал меня, округлив глаза, как будто впервые заметив. Это было неприятно », «Всё это тоже как сказка, любопытная, но неприятная , пугающая».

«приятно»

« было приятно отбиваться одному против многих», « Это всегда было приятно мне».

Слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный» свойственны ребенку, от имени которого ведется повествование.Алеша Пешкова глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое емунравится или не нравится …»), и многое кажется необычным, интересным и странным.

Б.А. Дехтерев. Дом Кашириных.

Б.А.Дехтерев. Бабушка Алеши.

Б.А. Дехтерев. Пляска бабушки.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.

Таблица №3 «В творческой лаборатории учащихся7 А класса. Портрет деда Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Цитаты из текста

Внешний облик

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

былинный герой, богатырь

Смотрел

Говорил

Отношение Алеши к деду

в глубине души добрый, много переживший, сильный духом человек.

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя открыть новые грани, глубже понять сложный характер Каширина, чей портрет дан по отдельным главам повести в деталях.

Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Развитие темы

Цитаты из текста

Материал, собранный семиклассниками

Внешний облик

«сухонький старичок», «в чёрном одеянии», «с птичьим носом», «весь он складный, точеный, острый»;

«дед начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем»;

«его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей»

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, на ворона, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

ходил быстро, мелкими шагами, семенил, походка воинственная, будто постоянно готов к драке

нос острый, похожий на клюв, нос крючком

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

былинный богатырь, добрый сказочник

Смотрел

«зелёные глазки», «дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами»; «мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз»

смотрел внимательно, пристально, исподлобья, угрюмо, зло, насмешливо, недружелюбно, взгляд прожигал насквозь, как огонь

глаза злые, колючие, пугающие, холодные, как льдинки, от его взгляда мурашки бежали по спине, становилось страшно, хотелось убежать, стать невидимкой, вгляд страшный, обжигающий

Говорил

«он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого»; «было странно, что маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

слова злые, обидные, ядовитые, насмешливые, ехидные, обижали, цеплялись, как репей, как колючки, больно жалили, как змеи, кричал, громко взвизгивая, отрывисто, как будто хотел клюнуть

Отношение Алёши к деду

«я хорошо видел, что дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его»; «мне казалось, что дед злой»;

«рассказывал он вплоть до вечера, и когда ушёл, ласково простясь со мной, я знал, что дедушка не злой и не страшен»

не любил, боялся и ненавидел, испытывал неприязнь и любопытство, присматривался к деду, видел в нём что-то новое, враждебное, опасное

в глубине души добрый, сильный духом человек

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя, чей портрет разбросан по отдельным главам повести в деталях, открыть новые грани.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.

Максим Горький

«Детство»

1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова.

I

Моё первое воспоминание — смерть отца. Я не понимал, что отца больше нет, но в память мне врезался плач матери Варвары. Перед этим я сильно болел, и к нам приехала бабушка Акулина Ивановна Каширина, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом». Бабушка нюхала табак и была вся «чёрная, мягкая», как медведица, с очень длинными и густыми волосами.

В день смерти отца у моей матери начались преждевременные роды. После похорон бабушка забрала меня, мать и новорождённого брата в Нижний Новгород. Ехали на мы пароходе. По дороге мой маленький брат умер. Бабушка, стараясь отвлечь меня, рассказывала сказки, которых знала великое множество.

В Нижнем нас встречало множество народу. Я познакомился с дедом Василием Васильичем Кашириным — маленьким, сухоньким старичком «с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». С ним пришли дядья Алёши, Яков и Михайло и двоюродные братья. Дед мне не понравился, «я сразу почувствовал в нём врага».

II

Жила семья деда в большом доме, нижний этаж которого был занят красильной мастерской. Жили недружно. Мама вышла замуж без благословения, и теперь дядья требовали у деда её приданое. Время от времени дядья дрались. Дом «был наполнен горячим туманом вражды всех со всеми». Наш приезд только усилил эту вражду. Мне, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.

По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. Меня это наказание тоже не миновало. Я сопротивлялся, и дед засёк меня до полусмерти. После, когда я отлёживался в постели, дед пришёл мириться. После этого мне стало понятно, что дед «не злой и не страшен», но забыть и простить побои я не мог. Особенно поразил меня в те дни Иван-Цыганок: он подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.

III

После я очень подружился с эти весёлым парнем. Иван-Цыганок был подкидышем: бабушка нашла его как-то зимой возле своего дома и воспитала. Он обещал стать хорошим мастером, и дядья часто ссорились из-за него: после раздела каждый хотел взять Цыганка себе. Несмотря на свои семнадцать лет, Цыганок был добрым и наивным. Каждую пятницу его отправляли на рынок за продуктами, и Иван тратил меньше, а привозил больше, чем следовало. Оказалось, он приворовывал, чтобы порадовать скупого деда. Бабушка ругалась — она боялась, что однажды Цыганка схватит полиция.

Вскоре Иван погиб. Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Дядька Яков дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же и убил. Цыганку выпало нести комель этого огромного креста. Парень надорвался и умер от кровотечения.

IV

Прошло время. В доме жилось всё хуже. Спасали мою душу только бабушкины сказки. Бабушка не боялась никого, кроме тараканов. Однажды вечером загорелась мастерская. Рискуя жизнью, бабушка вывела из горящей конюшни жеребца и очень сильно обожгла руки.

V

«К весне дядьки разделились», а дед купил большой дом, на первом этаже которого был кабак. Остальные комнаты дед сдавал. Вокруг дома рос густой запущенный сад, спускавшийся в овраг. Мы с бабушкой поселились в уютной комнате на чердаке. Все любили бабушку и обращались к ней за советом — Акулина Ивановна знала множество рецептов лекарств из трав. Родом она была с Волги. Её мать «обидел» барин, девушка выбросилась из окна и осталась калекой. С детства Акулина ходила «по людям», просила милостыню. Потом её мать, бывшая искусной кружевницей, выучила дочь своему мастерству, а когда о ней слава пошла, и дед появился. Дед, пребывая в хорошем настроении, тоже рассказывал мне о своём детстве, которое он помнил «от француза», и о своей матери — злой бабе калашнице.

Некоторое время спустя дед взялся учить меня грамоте по церковным книгам. Я оказался способным к этому, и вскоре бегло разбирал церковный устав. На улицу меня отпускали редко — всякий раз местные мальчишки избивали меня до синяков.

VI

Вскоре наша спокойная жизнь кончилась. Однажды вечером прибежал дядька Яков и сообщил, что дядька Михайло идёт убивать деда. С того вечера дядька Михайло являлся ежедневно и учинял скандалы на радость всей улицы. Так он пытался выманить у деда мамино приданое, но старик не сдавался.

VII-VIII

Ближе к весне дед неожиданно продал дом и купил другой, «по Канатной улице». При новом доме тоже был заросший сад с ямой — остатками сгоревшей бани. Слева с нами соседствовал полковник Овсянников, а справа — семейство Бетленга. Дом был набит интересными людьми. Особенно интересен для меня был нахлебник по прозвищу Хорошее Дело. Его комната была заполнена странными вещами, и он постоянно что-то изобретал. Вскоре я сдружился с Хорошим Делом. Он научил меня правильно излагать события, не повторяясь и отсекая всё лишнее. Бабушке и деду эта дружба не понравилась — они считали нахлебника колдуном, и Хорошему Делу пришлось съехать.

IX

Очень интересовал меня и дом Овсянникова. В щели забора или с ветки дерева я видел трёх мальчиков, играющих во дворе дружно и без ссор. Однажды, играя в прятки, младший мальчик упал в колодец. Я бросился на помощь и вместе со старшими детьми вытащил малыша. Мы дружили, пока я не попался на глаза полковнику. Пока он выставлял меня из дому, я успел обозвал полковника «старым чёртом», за что был бит. С тех пор мы с Овсянниковыми-младшими общались только через дыру в заборе.

X

Мать я вспоминал нечасто. Однажды зимой она вернулась и поселилась в комнате нахлебника. Мать начала учить меня грамматике и арифметике. Жилось мне в те времена трудно. Часто дед ссорился с матерью, пытался принудить её к новому замужеству, но та всегда отказывалась. Бабушка заступалась за дочь, и однажды дед жестоко её избил. Я отомстил деду, испортив его любимые святцы.

Мать подружилась с соседкой, женой военного, к которой часто приходили гости из дома Бетленгов. Дед тоже начал устраивать «вечера» и даже нашёл матери жениха — кривого и лысого часовщика. Мать, женщина молодая и красивая, ему отказала.

XI

«После этой истории мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». У неё в гостях стали часто бывать братья Максимовы, перекочевавшие к нам от Бетленгов.

После Святок я долго болел оспой. Всё это время за мной ухаживала бабушка. Вместо сказки она рассказывала мне об отце. Максим Пешков был сыном солдата, «дослужившегося до офицеров и сосланного в Сибирь за жестокость с подчинёнными». В Сибири Максим и родился. Мать его умерла и он долго скитался. Попав в Нижний Новгород, Максим стал работать у столяра и вскоре сделался знатным краснодеревщиком. Мать моя вышла за него замуж против воли деда — тот хотел дочь-красавицу выдать за дворянина.

XII

Вскоре мать вышла замуж за младшего Максимова, Евгения. Отчима я сразу возненавидел. Бабушка от расстройства начала пить крепкое вино и часто бывала пьяной. В яме, оставшейся от сгоревшей бани, я выстроил себе убежище и провёл в нём всё лето.

Осенью дед продал дом и заявил бабушке, что больше кормить её не будет. «Дед снял две тёмные комнатки в подвале старого дома». Вскоре после переезда появились мать с отчимом. Они рассказали, что дом их сгорел со всем скарбом, но дед знал, что отчим проигрался и приехал просить денег. Мать с отчимом сняли бедное жильё и забрали меня с собой. Мама была беременна, а отчим обманывал рабочих, скупая за полцены кредитные записки на продукты, которыми на заводе платили вместо денег.

Меня отдали в школу, где мне очень не нравилось. Дети смеялись над моей бедной одеждой, а учителя меня не любили. В то время я часто хулиганил и досаждал матери. Жизнь между тем становилась всё тяжелее. Мама родила сына, странного большеголового мальчика, который вскоре тихо умер. У отчима появилась любовница. Однажды я увидел, как он своей тонкой и длинной ногой бьёт снова беременную мать в грудь. Я замахнулся на Евгения ножом. Мама успела меня оттолкнуть — нож только разрезал одежду и скользнул по рёбрам.

XIII

«Снова я у деда». Старик стал скуп. Он разделил хозяйство на две части. Теперь даже чай они с бабушкой заваривали по очереди. Чтобы заработать на хлеб, бабушка занялась вышиванием и плетением кружев, а я с компанией ребят собирал ветошь и кости, обирал пьяных и воровал дрова и тёс «в лесных складах по берегу Оки». Одноклассники знали, чем мы занимаемся, и издевались ещё больше.

Когда я перешёл в третий класс, к нам переехала мать с маленьким Николаем. Отчим снова куда-то исчез. Мама была тяжело больна. Бабушка ушла в дом богатого купца вышивать покров, и с Николаем возился дед, часто из жадности недокармливая ребёнка. Я тоже любил играть с братишкой. Мать умерла через несколько месяцев у меня на руках, так и не увидев мужа.

После похорон дед сказал, что кормить меня не собирается, и послал «в люди».

Мальчик Алеша Пешков рассказывает историю, которая началась в 1931 году в Нижнем Новгороде.

Смерть отца это то, что я первое, что я помнил из детства. В силу своего малолетства, я не понимал, насколько сильна эта утрата. Помню дикие рыдания моей мамы Варвары. Случилось это после моей болезни. Приехала лечить меня моя бабушка, у нее волосы были черные как смола. Перенервничав, мама рожает моего брата раньше срока в роковой для нас день. Я и мой брат-младенец едем с бабушкой в Нижний Новгород, похоронив отца. На пароходе умирает мой братец, а бабушка отвлекает меня, читая вслух сказки.

Пришло много людей встречать нас в Нижнем Новгороде, в том числе и три моих дяди. Дед мой, которого я там встретил, не располагал к себе.

Большой дом, в котором жила вся семья, стал и моим пристанищем. Жизнь у них была не слаженной. Братья мамы хотели присвоить мамино приданное. Так как она вышла замуж не по воли отца. Временами можно было наблюдать бои моих дядей. С нашим приездом ссоры участились. Мне было неуютно обитать там, я привык к дружному отношению в семье.

Суббота была днем воспитания. Дед бил прутьями всех провинившихся за неделю детей. Я получил сполна.

У меня появился веселый друг Иван-Цыганок. Его подбросили бабушке в студеную пору. Он собирался стать славным мастером. И был очередным камнем преткновения для дядей, после раздела имущества каждый желал его присвоить. 17-летний юноша был отзывчивым и простодушным. По пятницам его посылали на базар за продовольствием. Иван всегда понемногу крал и, поэтому тратил меньше денег, что не могло не радовать жадного деда. Из-за страха наказания, бабушка не одобряла это.

Как-то Ивану пришлось нести крест на могилу супруги Якова, которую дядя сам лишил жизни. Он повредил себе внутренние органы, началось кровотечение. Иван скончался.

Шло время. В доме становилось жить все невыносимее. Радовался я только бабушкиным сказкам. При пожаре в мастерской, бабушка сильно повредила огнем руки, спасая жеребца.

Весной дяди разъехались. Дед приобрел двухэтажный дом с кабаком на первом этаже. Все комнаты сдавались в аренду. На чердаке была комната с удобствами, там мы разместились с бабушкой. Она завоевала любовь всех соседей, помогала лечить болезни сборами лекарственных трав. Родилась она у Волги. Ее мать была парализована, поэтому бабушке приходилось побираться. Ее мать научила плести кружева, в этом деле она была мастерицей. Дед познакомился с бабушкой, когда она была известной кружевницей. Позже я научился грамоте с помощью церковных книг. Я был одаренным учеником, хорошо знал церковный устав.

Следующей весной дед вдруг купил новый дом «по Канатной дороге», продав старый. Нашими соседями были: полковник Овсянников и семья Бетленга. Мне было интересно проводить время с нахлебником по кличке «Хорошее дело». Он мастерил необычные вещицы. Я стал красиво излагать свои мысли, благодаря его учениям. Но вскоре Хорошее Дело уезжает, бабушка и дед обвиняют его в колдовстве.

У полковника Овсянникова было трое сыновей, они были очень дружны и весело играли. Но как-то я побежал спасть младшего из них, когда тот упал в колодец. Мы стали друзьями, но наша дружба не понравилась полковнику и он меня выгнал. В сердцах, я назвал его «старым чертом», за это я получил удары плетью. Но через дырку в заборе мы все равно поддерживали отношения. Зимой приехала мать, учила меня считать и писать. Дед заставлял мать найти мужа. Часто навещали нас братья Максимовы. Евгений Максимов и моя мама заключили брак. Я его не любил.