Что такое подводы для раненых. Помогала раненым солдатам и пронесла любовь через всю войну. Анна Лебедева о своей жизни. В пекле боев

14917 0

Лечение раненых начинается на поле боя. Как уже указано выше, первая медицинская помощь осуществляется санитарным инструктором роты, а также в порядке самопомощи и взаимопомощи.

Сроки оказания первой помощи зачастую решают судьбу раненого. Это в первую очередь относится к тем из них, у которых имеется кровотечение из раны. Вот почему обучение военнослужащих оказанию самопомощи и взаимопомощи представляет важнейшую задачу медицинской службы.

Санитарный инструктор во время боя должен, маскируясь, приблизиться к раненому, укрыть его от огня противника и немедленно оказать раненому первую медицинскую помощь. Медицинское оснащение санитарного инструктора, скомплектованное в специальных сумках, обеспечивает возможность оказания такой помощи. Для самопомощи и взаимопомощи все солдаты и офицеры снабжаются индивидуальными перевязочными пакетами и аптечками.

На поле боя возможно осуществить следующие медицинские мероприятия:
1) временную остановку наружного кровотечения
2) наложение повязки на рану и на ожоговую поверхность,
3) иммобилизацию поврежденной области
4) инъекцию раствора анальгетика с помощью шприц-тюбика,
5) дачу внутрь таблетированного препарата антибиотиков,
6) борьбу с асфиксией.

В первую очередь следует остановить кровотечение. При сильных наружных кровотечениях из ран конечностей следует прижать пальцем кровеносный сосуд выше места ранения, затем наложить жгут. Прижатие пальцем сосуда является таким методом временной остановки кровотечения, который может быть осуществлен наиболее быстро в порядке самопомощи и взаимопомощи. Для санитарного инструктора возможность применения этого метода на поле боя создается очень редко. Нужно чтобы таким способом остановки кровотечения владели I, умели пользоваться все военнослужащие.

Остановка небольших наружных кровотечений из ран конечностей и кровотечений из ран других областей тела возможна путем наложения давящей повязки. Временная остановка кровотечения методом форсированного сгибания конечности не всегда фиводит к цели и невозможна при переломах костей.

Следует иметь в виду, что при оказании помощи раненым под огнем противника ночью даже хорошо обученные санитарные инструкторы не смогут определить характер кровотечения по виду поврежденного сосуда (артериальное, венозное, капиллярное). Необходимость наложения жгута раненому на поле боя онределяется по интенсивности кровотечения.
При этом обращается внимание на степень промокания одежды кровью (ночью на ощупь), скорость истечения крови из раны и степень обескровливания раненого. Опыт Великой Отечественной войны показал, что при пользовании такими признаками кровотечения кровоостанавливающие жгуты накладывались почти исключительно при артериальных и артерио-венозных кровотечениях и лишь в незначительном числе — при венозных кровотечениях.

Ошибки при наложении жгута могут быть двоякого рода: сложение его при отсутствии достаточных показаний и отказ от жгута при наличии безусловной необходимости. Первая ошибка фиводит к неоправданной ишемии конечности, создает условия аля развития раневой инфекции. Отказ от наложения жгута при фодолжаюшемся артериальном или артерио-венозном кровотечении опасен для жизни раненого.

Уточнение показаний к наложению жгута и необходимости дальнейшего пребывания его на конечности производится на эатальонном и полковом медицинских пунктах.

Наложенный жгут должен быть хорошо заметным, не следует его забинтовывать или закрывать одеждой. Следует обязательно отметить время наложения жгута в записке и подложить ее под жгут. Раненые, которым наложен жгут, подлежат выносу с поля боя в первую очередь.

Наложение асептической повязки предупреждает вторичное микробное загрязнение раны. В зависимости от размеров рана закрывается либо индивидуальным перевязочным пакетом, либо стерильными повязками, имеющимися в сумках санитарных инструкторов роты. Перед наложением повязки место повреждения обнажается. Для этого одежду в области раны приходится жить ватно-марлевые подушечки повязки, не нарушая их стерильности, и закрыть ею рану.

Защитная повязка одновременно является кровоостанавливающим средством при венозных и капиллярных кровотечениях. Она может быть давящей, но нельзя превращать ее в жгут.

При ранениях груди с открытым пневмотораксом необходимо наложить герметическую асептическую повязку.
Для закрытия обширных ожогов очень удобно пользоваться контурными повязками, которые предназначены для наложения на определенную область тела (лицо, спина, кисть и др.). Они заготавливаются из стерильной марли заблаговременно, в межбоевой период. Контурные повязки позволяют закрыть обширный ожог в короткое время и с наименьшим расходом перевязочных средств.

В целях профилактики раневой инфекции уже на ноле боя всем раненым и обожженным необходимо давать антибиотики. Для этого в сумке санитарного инструктора имеются таблетированные препараты.

Транспортную иммобилизацию нужно осуществлять при следующих повреждениях:
1) переломы костей,
2) ранения суставов,
3) обширные повреждения мягких тканей конечностей,
4) травмы магистральных кровеносных сосудов и нервов конечностей,
5) термические поражения конечностей.

Иммобилизация создает покойное положение для поврежденной области, предупреждает вторичное повреждение тканей костными отломками, препятствует распространению раневой инфекции и предупреждает вторичные кровотечения.

В боевой обстановке возможности для осуществления транспортной иммобилизации довольно ограничены. Из стандартных средств иммобилизации в сумках санитарных инструкторов имеются только косынки. Рекомендуется использовать так называемые подручные средства: палки, доски, фанеру, оружие бойца и т. п. В тех случаях, когда импровизированных средств иммобилизации под руками не оказывается, разыскивать их на поле боя не представляется возможным. Однако это не значит, что следует отказаться от иммобилизации поврежденных областей.

Создание покоя для верхних конечностей возможно путем наложения косынки или прибинтовывания руки к туловищу (рис. 1). Иммобилизация нижней конечности будет достигнута, если прибинтовать поврежденную ногу к здоровой конечности (рис. 2). Иммобилизация костей таза и позвоночника производится на носилках, на которые укладывают твердую подстилку из досок или лестничных шин.

При повреждении костей таза нижние конечности раненого надо согнуть в суставах, связать колени бинтом или косынкой и подложить под них скатку шинели. При повреждении головы во время транспортировки раненого требуется не столько иммобилизация головы, сколько амортизация для предупреждения грубых сотрясений головного мозга. Раненного в голову следует эвакуировать, подложив ему иод голову шинель или любую мягкую подкладку.


Рис. 1. Иммобилизация верхней конечности (прибинтовывание к туловищу)




Рис. 2. Иммобилизация нижней конечности без шипы.


В целях борьбы с шоком всем тяжелораненым на поле боя санинструктор может ввести подкожно анальгетики.

На поле боя санитарный инструктор сосредоточивает тяжелораненых в ближайшие места укрытия («гнезда раненых») и обозначает место их нахождения хорошо заметными знаками с целью облегчить последующий розыск санитарам из подразделения сбора и эвакуации раненых. В этой работе санитарному инструктору помогают легкораненые.

Нам с детства приходится слышать о зверствах немецких захватчиков, в частности о расстрелах и жестоком обращении с советскими военнопленными. И тут надо признать, что да, такие эпизоды имели место быть на войне, но скорее как исключения или ответная мера на действия партизан и жестокость со стороны советских солдат по отношению к немцам, попавшим в плен. Но чего вы точно не увидите по телевизору или в учебниках по истории, так это фактов о гуманном отношении немецких военнослужащих к пленным красноармейцам. Ну не принято у нас придавать врагу человеческий облик, ведь чем ужасней враг, тем больше славы и почёта достанется его победителям. А в лучах этой славы меркнут и собственные преступления против человечности. Мы в свою очередь предлагаем вам ознакомиться с материалом, который доказывает, что немецкие солдаты и врачи оказывали медицинскую помощь пленным и мирным гражданам оккупированной территории СССР и направляли захваченный советский медперсонал в лагеря военнопленных, где их работа была востребована. Хотя, конечно, найдутся и те, кто скажет, что фото постановочные, и вообще, всё это геббельсовская пропаганда. Им мы посоветуем и дальше учить историю по советским и российским фильмам о Великой Отечественной.

Бойцы дивизии СС "Дас Рейх" оказывают медицинскую помощь раненому красноармейцу. Курск. 1943 г.

Среди виноградников под беспощадным палящим солнцем лежало много раненых русских. Лишенные возможности утолить жажду, они ожидали смерти на открытом месте. Германскому медицинскому персоналу стало необходимым попытаться спасти их, и из лагерей для военнопленных были доставлены российские врачи и медсестры, чтобы помочь в прочесывании холмов в поисках раненых русских солдат. Русским врачам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить легко раненных больных пойти в медицинские пункты. Иногда приходилось прибегать к помощи выдернутых из земли кольев на виноградниках, чтобы принудить раненых двинуться в направлении медпунктов. (с) Бидерман Готтлоб - В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчёта. 1941-1945.


Медики 260-й пехотной дивизии вермахта оказывают помощь пленным раненным красноармейцам. Район деревни Романищи Гомельской области.

В полевом госпитале кипит работа. Не раздумывая, я сразу же присоединяюсь. Пока мы оперируем, в лазарет непрерывной чередой идут Иваны. Сдав оружие, они сдаются сами. Видимо, в их рядах пронесся слух, что мы не причиняем вреда военнопленным. За несколько часов наш лазарет обслуживает свыше ста военнопленных. (с) Ханс Киллиан - В тени побед. Немецкий хирург на восточном фронте 1941–1943.


Немцы оказывают первую помощь советскому полковнику из 5-й Гвардейской танковой армии. Курск, июль 1943 г.

А главного врача я прошу незамедлительно отправить эту свирепую даму (попавшего в плен советского фельдшера – ред.) в лагерь военнопленных. Там срочно требуются русские врачи. (с) Ханс Киллиан - В тени побед. Немецкий хирург на восточном фронте 1941–1943.


Два офицера люфтваффе перевязывают руку раненому пленному красноармейцу. 1941 год.

Были периоды многодневных атак русских. Погибшие и раненые были с обеих сторон. Своих мы каждый вечер пытались вытаскивать. Мы также забирали в плен русских раненых, если они были. На второй или третий день ночью, мы услышали как на нейтральной полосе кто-то стонет по-русски: "мама, мама". Я с отделением выполз искать этого раненого. Было подозрительно тихо, но мы понимали, что русские тоже выползут за ним. Мы его нашли. Этот солдат был ранен в локоть разрывной пулей. Такие пули были только у русских, хотя они были запрещены. Мы ими тоже пользовались, если захватывали у русских. Мои солдаты стали оказывать ему помощь, а я выдвинулся вперед и наблюдал за русской стороной. В пяти метрах от себя я увидел русских, тоже примерно отделение. Мы открыли огонь, а русские кинули в нас гранату. Русские отступили, мы тоже отошли, забрав раненого. Мы его отнесли на перевязочный пункт. Там его прооперировали и отправили дальше, наверное в Старую Руссу. У нас раненых отправляли не сразу в госпиталь в Германию, а как минимум через три госпиталя по дороге, и каждый был лучше, выше уровнем, чем предыдущий. В первом, возле линии фронта, была только первичная обработка, грубая, дальше лучше. (c) Выдержка из интервью с Клаусом Александром Диршка.


Немец оказывает медицинскую помощь советскому пленному.

После взятия Севастополя там лежали сотни тысяч русских раненых, которым нужна была помощь. И тогда мой знакомый военный врач добился, чтобы ему разрешили забрать пленных русских врачей из лагеря военнопленных, - и они лечили раненых и население. Немецкие врачи сделали больше, чем русские! Они спасли много жизней. И совсем по другому было, когда русские вошли сюда, в Германию. Они ничего не делали, никого не спасали. Еще с немецкой стороны никогда не было изнасилований, как в Восточной Пруссии! Вы об этом точно что-то слышали, - там немецкое гражданское население, крестьяне, были убиты, а женщины изнасилованы, и все убиты. Это вызвало ужасное отвращение в Германии и очень сильно увеличило волю к сопротивлению. Молодые люди, 16-17-летние школьники были призваны, чтобы остановить это насилие с востока. Это конечно вещь, которая как большой колокол, пробудила инстинкт самосохранения нации, - эти неприятные вещи, которые там происходили. То же самое в Катыни, - русские годами это отрицали, они говорили, что это сделали немцы. Там было очень много грязи! (c) Выдержка из интервью с Дреффсом Йоханнесом


Эсэсовец оказывает помощь бойцу Красной Армии.

В Аполиновке, к северу от Днепропетровска, местное русское население лечилось у нашего голландского доктора, гауптштурмфюрера СС, совершенно бесплатно. (с) Выдержка из интервью с Яном Мюнком.


Heмeцкий вoeнвpaч ocмaтpиваeт больного ребёнкa. Орловская область. 1942 год.



Медики из состава дивизии СС "Мертвая Голова" оказывают помощь болеющим советским детям, которых матери привели на открытый в деревне немцами медицинский пункт. СССР. 1941 г.


Немецкий солдат перевязывает раненую русскую девушку. 1941 год.


Конец 1943г. Санитары Вермахта заботятся о русских беженцах, спасающихся от Красной армии.


Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов из 25-го ИАП в немецком плену, в окружении германских летчиков, после оказания медицинской помощи.


Медик и пилоты истребительной эскадры люфтваффе оказывают помощь сбитому советскому пилоту.



Медики 5-й дивизии СС «Викинг» оказывают помощь раненому красноармейцу.


Немецкий солдат перевязывает красноармейца, взятого в плен в районе станции Титовка Мурманской области.


Немецкий пехотинец помогает раненому красноармейцу.


Немецкие солдаты помогают раненому противнику. Сталинград.


Солдаты СС у раненого советского летчика самолета У-2, сбитого на Курской дуге.


Санитар горных егерей осматривает рану пленного красноармейца.

Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав третьего тома романа.Семья Ростовых медленно и вяло готовится к отъезду из Москвы.По улицам Москвы едут телеги с ранеными. Наташа видит их из окна и предлагает офицерам остановиться у них в доме, так как они все равно уезжают из Москвы скоро. Раненые располагаются в доме Ростовых. Графиня упрашивает мужа ехать завтра, чтобы увезти из Москвы Петю и тем самым помешать ему участвовать в сражении.Слуги Ростовых принимают у себя еще одного раненого. Им оказывается Андрей Болконский, который, по словам его камердинера, очень слаб. Добрый граф Ростов освобождает несколько телег от имущества, чтобы на телегах могли уехать раненые солдаты. Графиня Ростова сердится на графа за его поступок, потому что она считает, что доброта графа разоряет их семью. Наташа просит мать позволить вместо вещей увезти из Москвы побольше раненых военных. Ростовы уезжают из Москвы и увозят с собой раненых. В одной из колясок едет раненый Болконский. В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать: она "закричала", горло ее задрожало от судорожных рыданий", "боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице","как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери". Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: Это нельзя… это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе… Маменька! Этого не может быть!"Но почему-то молчит граф. Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит: -Яйца… Яйца курицу учат…Троеточие… И пауза… Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…,как и троеточие.Это необходимо, чтобы понять, осмыслить графу ("сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.В финальной сцене автор прибегает к сравнению."Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше", и "раненые с бледными радостными лицами" окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву. Только два указателя состояния общества выражали То положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей все шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи все шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром. В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1-го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все — отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так Думал дворецкий за своего барина. Проснувшись утром 1-го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились. — Ну, что, все готово, Васильич? — сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.) — Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство. — Ну и славно, вот графиня проснется, и с Богом! Вы что, господа? — обратился он к офицеру. — У меня в доме? — Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской. — Граф, сделайте одолжение, позвольте мне... ради Бога... где-нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет... Мне на возу... все равно... — Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу. — А! да, да, да, — поспешно заговорил граф. — Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очисть одну или две телеги, ну там... что же... что нужно... — какими-то неопределенными выражениями, что-то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели На графа и подвигались к крыльцу. — Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? — сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать. — Ну, что же, можно сложить что-нибудь, — прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто-нибудь его не услышал. В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m-me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают — добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа. — Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают? — Знаешь, ma chère, я вот что хотел тебе сказать... ma chère графинюшка... ко мне приходил офицер, просят, чтобы дать несколько подвод под раненых. Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться, подумай!.. Право, у нас на дворе, сами мы их зазвали, офицеры тут есть... Знаешь, думаю, право, ma chère, вот, ma chère... пускай их свезут... куда же торопиться?.. — Граф робко сказал это, как он всегда говорил, когда дело шло о деньгах. Графиня же привыкла уж к этому тону, всегда предшествовавшему делу, разорявшему детей, как какая-нибудь постройка галереи, оранжереи, устройство домашнего театра или музыки, — и привыкла, и долгом считала всегда противоборствовать тому, что выражалось этим робким тоном. Она приняла свой покорно-плачевный вид и сказала мужу: — Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не дают, а теперь и все наше — детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам говоришь, что в доме на сто тысяч добра. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На раненых есть правительство. Они знают. Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей. Граф замахал руками и, ничего не сказав, вышел из комнаты. — Папа! об чем вы это? — сказала ему Наташа, вслед за ним вошедшая в комнату матери. — Ни о чем! Тебе что за дело! — сердито проговорил граф. — Нет, я слышала, — сказала Наташа. — Отчего ж маменька не хочет? — Тебе что за дело? — крикнул граф. Наташа отошла к окну и задумалась. — Папенька, Берг к нам приехал, — сказала она, глядя в окно.

Тема: Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы»

(по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)

Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…

Цель урока : углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.

Обучающая:

    Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

    Р азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.

    Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

    Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

    Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.

    Воспитывать стремление к духовности.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.

План анализа эпизода:

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)

Какие события происходят в эпизоде?

Какие стороны характера героев раскрываются?

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?

С какой целью?

3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.

4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.

I . Выступление 1 группы.

У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.

Динамичность - одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.

Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.

Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.

Какой предстает Наташа в этих эпизодах?

Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)

II . 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.

Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?

Выводы (запись в тетрадь).

Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»

2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.

Чтение и обсуждение

В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.

«В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.

Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым.

Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.

В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»

Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.

Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?

Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

Яйца…Яйца курицу учат…

Троеточие… И пауза…

Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…

Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.

Что является кульминацией в данном эпизоде

Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.

Выводы, запись в тетрадь)

III . Работает четвертая группа. Финальная сцена.

«Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.

Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.

Выводы, запись в тетрадь.

IV . Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?

Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?

Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?

V . Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой». .

1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0

2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.

3.Роман «Война и мир».

4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»