Что стало причиной конфликта в трагедии гамлет. Основной конфликт в трагедии Шекспира « Гамлет». Определите, в чем состоит конфликт трагедии

«Гамлет» относится к «поздним» трагедиям, созданным Шекспиром с 1601 по 1608 гг. Это второй период творчества Шекспира, где он ставит и разрешает великие трагические проблемы жизни, причем к его вере в жизнь присоединяется струя пессимизма.

Почти регулярно, по одной в год, он пишет одну за другой свои трагедии: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1605), «Антоний и Клеопатра» (1606), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608). Он не перестает в это время сочинять и комедии, но все комедии, написанные им в этот период, за исключением лишь «Виндзорских насмешниц» (1601 - 1602), уже не имеют прежнего характера беспечного веселья и содержат в себе настолько сильный трагический элемент, что, пользуясь современной терминологией, их удобно было бы назвать «драмами» . Композиция «поздних» трагедий строится в соответствии с их сюжетной схемой. Сначала герой пребывает в согласии с собой и своим миром – своей естественной опорой; затем происходит некое событие, уничтожающее это единство. Далее – герой осознает случившееся и обретает внутреннюю опору в этом трагическом знании; наконец, в развязке он подтверждает (или утверждает) свою свободу смертью. При этом под «своим миром» героя в каждой трагедии понимается нечто особенное – привычная система ценностей и связанная с ней самооценка («Отелло» и «Макбет»); круг родственных и дружеских связей («Гамлет», «Тимон Афинский»); или единство того и другого («Король Лир», «Кориолан»).

Трагедия «Гамлет. Принц Датский» (1601 г.) – едва ли не самая популярная пьеса мирового театрального репертуара и в то же время – один из самых трудных для понимания классических текстов.

Студент Виттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше "и не снились". С его глаз словно спадает пелена. Ещё до того, как он удостоверился в злодейском убийстве своего отца, ему открывается ужас непостоянства матери, вышедшей вторично замуж, "не успев износить башмаков", в которых хоронила первого мужа, ужас неимоверной фальши и развращённости всего датского двора (Полоний, Гильденстерн и Розенкранц, Озрик и другие). В свете моральной слабости матери ему становится ясно также нравственное бессилие Офелии, которая, при всей её душевной чистоте и любви к Гамлету, не в состоянии его понять и помочь ему, так как во всём верит и повинуется жалкому интригану – своему отцу.



Конфликт. В основе любого драматического произведения лежит конфликт, в трагедии «Гамлет» он имеет 2 уровня:

1- внутренний – Г. и среда датского двора

2-внутренний - внутренняя борьба Гамлета(смерть отца вместо того, чтобы возбудить в нем чувство мести заставило его задуматься о таких вещах как жизнь и смерть, времени, вечности, ничтожность, бессилие личности, ненависть к себе Суть завязки - сомнения Гамлета и необходимость выбора между феодальной формулой справедливой родовой мести «око за око» и ренессансным принципом человечности, снисходительности и прощения обусловлены кризисом гуманистической мысли. Гамлет – не трагедия мести, а трагедия выбора между новым ренессансным типом поведения и прежним феодальным. Конфликт «Гамлета» определяется столкновением двух исторических эпох, двух типов нравственности, двух концепций справедливости, двух представлений о правильных действиях, направленных на установление мировой гармонии.)

Также можно говорить о конфликте личностном и человека с эпохой:

Личностный - между принцем Гамлетом и королем

Клавдием, ставшим супругом матери принца после

предательского убийства отца Гамлета. Конфликт

имеет нравственную природу: сталкиваются две жизненные

Конфликт человека и эпохи . («Дания-тюрьма» . «Весь

свет прогнил».)

С точки зрения действия трагедию можно разделить на 5 частей

1 часть - завязка, пять сцен первого действия. Встреча Гамлета

с Призраком, который возлагает на Гамлета задачу отомстить за подлое

убийство. 2 часть - развитие действия, вытекающее из завязки. Гамлету

необходимо усыпить бдительность короля, он притворяется сумасшедшим.

Клавдий предпринимает меры, чтобы узнать о причинах

такого поведения. В результате - смерть Полония, отца Офелии,

невесты принца.

3 часть. Кульминация, получившая название «мышеловка»:

а) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия;



б) сам Клавдий сознает, что его тайна раскрыта;

в) Гамлет раскрывает глаза Гертруде.

а) отправка Гамлета в Англию;

б) приход Фортинбраса в Польшу;

в) безумие Офелии;

г) смерть Офелии;

д) сговор короля с Лаэртом.

5 Часть-развязка. Дуэль Гамлега и Лаэрта Смерть Гертруды, Клавдия

Лаэрта, Гамлета. Каждой части соответствует акт трагедии

Рядом с Эльсинором, королевским дворцом Дании, солдаты несколько раз видели призрака, удивительно похожего на недавно погибшего короля. Новость доходит до датского принца Гамлета и он решает увидеть призрака. Встреча с ним Гамлета приводит в ужас и смятение — призрак рассказал ему о том, что его дядя, нынешний король, убил его, и завещает сыну месть. Гамлет поражён и растерян настолько, что решает притвориться сумасшедшим. Он пытается получить неопровержимые доказательства вины Клавдия. Король, догадываясь, что «Гамлет не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью », посылает к нему его друзей — Розенкранца и Гильденстерна, чтобы они за соответствующее вознаграждение выведали, что на самом деле на уме у Гамлета. Но Гамлет, поняв истинную цель их приезда, ничего им не открывает, отвечая бессмысленными монологами на их расспросы.

В это время в Эльсинор приезжает труппа бродячих актёров. Гамлет просит их поставить пьесу «Убийство Гонзаго», вставив туда несколько строк своего сочинения. Таким образом «Убийство Гонзаго» будет изображать убийство прежнего короля со слов призрака. Король внимательно следит за действием пьесы и уходит после того, как в пьесе Гамлета происходит убийство. После этого Гамлет идёт в покои королевы, перед разговором случайно убивает притаившегося за ковром королевского советника — Полония. Далее он разговаривает с матерью, упрекая её в том, что выйдя замуж за Клавдия, она оскорбила прежнего мужа. Король, понимая, что Гамлет для него опасен, отсылает его в Англию, чтобы его сразу же по приезде казнили. Принц спасается от этой участи и возвращается в Данию. Дядя прибегает к уже испытанному приёму — яду. Гамлет умирает, перед смертью убивая короля. Датский престол переходит к Фортинбрасу, норвежскому правителю. Основу драматической композиции составляет судьба датского принца.

Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета.

3 факта потрясли душу:

  • Скоропостижная смерть отца;
  • Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;
  • Мать изменила памяти любви.

От призрака Гамлет узнает, что смерть отца - дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней”

Гнуснее - так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”).

Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови.


В центре трагедии находится вопрос о ЧЕЛОВЕКЕ, воплощен во всей фигуре Гамлета. Решение этого вопроса связано прежде всего с самим человеком, с его способностью самому стать достойным своего идеала.

В Гамлете показан образ человека, который, проходя через неимоверные страдания, обретает ту степень мужества, какая соответствует гуманистическому идеалу личности.

Гамлет знает, что его долг — наказать зло, но представление о зле у него уже не соответствует прямолинейным законам родовой мести. Зло для него не сводится к преступлению Клавдия, которого он в конечном счете карает; зло разлито в окружающем мире, и Гамлет осознает, что одному человеку не по силам противостояние со всем миром. Этот внутренний конфликт приводит его к мысли о тщете жизни, о самоубийстве.

Весь арсенал художественных средств трагедии использован для создания ее многочисленных образов, для воплощения основного трагического конфликта — одиночества гуманистической личности среди пустыни общества, в котором нет места справедливости, разуму, достоинству.

Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он “бывший студент”, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди - лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” -это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

Урок № 98

9 класс Дата:16.05.2017

Тема урока: У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Цели урока:

    дать представление о жизни и творчестве У.Шекспира, раскрыть основные теоретические понятия: трагедия, конфликт (внешний и внутренний), вечный образ; разобрать содержание фрагментов трагедии;

    совершенствовать умения и навыки анализа драматического произведения, умение следить за развитием характера героя, выявлять основные проблемы, которые ставит автор в тексте;

    приобщать учащихся к классике мировой литературы; воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Шекспира, наглядный материал, презентации, видеоматериалы к уроку.

Ход урока

Оргмомент

Вступительное слово учителя

Определение темы урока, целеполагание

Сегодня мы с вами будем говорить о творчестве великого английского писателя В. Шекспира. Начать хотелось бы со слов А.В.Луначарского об этом писателе: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной”.

Правоту данных слов мы обнаружим при разборе трагедии Шекспира “Гамлет” и убедимся, что, действительно, его произведения рождают ощущения жизненной полноты.

К сожалению, о жизни В.Шекспира мы знаем меньше, чем хотелось бы, ибо в глазах современников он отнюдь не был таким великим человеком, каким его признали последующие поколения. Не осталось ни дневников, ни писем, ни воспоминаний современников, не говоря уже о сколько-нибудь подробной биографии. Все, что мы знаем о Шекспире, - результат долгих и тщательных изысканий ученых начиная с XVIII веке. Но это не означает, что личность Шекспира полностью скрыта от нас.

ученик представляет доклад о биографии и творчестве Шекспира

Теперь, когда мы знаем некоторые факты из биографии писателя, перейдем к самой трагедии “Гамлет”.

Но для начала определимся с литературными понятиями.

Теория (работа с терминами)

Трагедия
Конфликт
Завязка
Кульминация
Развязка
Вечный образ

Трагедия “Гамлет”

Слово учителя

Трагедия “Гамлет” - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя. Эта проблемность определяется сложностью и глубиной содержания трагедии, полной философской значительности.

Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, и в результате от первоначального замысла оставалась только сюжетная схема, но с новым приобретенным смыслом. Так было и с “Гамлетом”.

История сюжета трагедии (сообщение учащегося)

Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Сансона Грамматика (1150-1220). Краткий пересказ истории принца Амлета.

Такова истинная история, которая была взята Шекспиром за основу.

Необходимо отметить, что главное изменение , которое Шекспир произвел в сюжете древнего предания, состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя , который стремится понять, зачем живет человек и в чем смысл его существования.

Главный вопрос урока

В чем смысл трагедии Шекспира “Гамлет”?

Актуальны ли проблемы, затронутые в трагедии, в настоящее время?

Работа с текстом

Начнем с того, что основу драматической композиции составляет судьба датского принца.

Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета.

- Когда перед нами впервые предстает Гамлет?

О чем его первые речи?

Первые слова героя открывают глубину его горя; никакие внешние знаки не в состоянии передать того, что происходит в его душе.

- Анализ первого монолога. О чем монолог? Почему Гамлет говорит о том, что ему весь мир опостылел? Из-за чего? Только ли из-за смерти отца?

- В чем же завязка трагедии?

1. Физическая и нравственная гибель человека (смерть отца и нравственное падение матери).

2. Встреча Гамлета с призраком.

Первый монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”.

Итак, 3 факта потрясли душу:

    Скоропостижная смерть отца;

    Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;

    Мать изменила памяти любви.

От призрака Гамлет узнает, что смерть отца – дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней” (1д., 5 явл.)

Гнуснее – так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”).

Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови.

- Как вы понимаете слова “Век расшатался”?

Нарушены вечные основы жизни (жизнь была раньше другой и зло в ней не царило).

-Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие?

Задачу личной мести Гамлет делает делом восстановления всего разрушенного нравственного миропорядка.

Прежде чем начать жить по-настоящему, как подобает человеку, ему еще надо сначала устроить жизнь так, чтобы она соответствовала принципам человечности.

- Так каким предстает перед нами Гамлет в начале трагедии?

Истинно благородный. Это человек, впервые столкнувшийся со злом в жизни и всей душой почувствовавший, насколько оно ужасно. Гамлет не примиряется со злом и намерен с ним бороться.

- Каков конфликт трагедии? В чем заключается внешний и внутренний конфликт?

Внешний – принц и низменная среда датского двора + Клавдий.

Внутренний – душевная борьба героя.

- Почему Гамлет объявляет себя безумным? Является ли его безумие только притворным или он в самом деле сходит с ума?

Гамлет – человек, который почувствовал произошедшее всем своим существом, и потрясение, пережитое им, несомненно, вывело его из душевного равновесия. Он находится в состоянии глубочайшего смятения.

- Почему Гамлет не стал действовать сразу же после того, как принял на себя задачу мести?

- Определите кульминацию трагедии.

Монолог “Быть или не быть…” (3д., 1 явл.)

Так в чем вопрос (“что благородней духом?”)

Потрясение лишило его на какое-то время способности действовать.

Он должен был убедиться, в какой мере можно доверять словам призрака. Чтобы убить короля, необходимо не только самому убедиться в его виновности, но и убедить других.

Сцена в сцене” - “мышеловка”.

Каково значение этой сцены?

Действовать надо соответственно с самым высоким понятием о человечности.

Вопрос “Быть или не быть?” смыкается вопросом “Жить или не жить?”

Перед Гамлетом смерть предстает во всей своей мучительной осязаемости. В нем возникает страх смерти. Гамлет достиг высшего предела в своих сомнениях. Итак. Он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.

- Почему Гамлет не убивает Клавдия, когда тот молится в одной из галерей дворца?

    Молитва очищает душу Клавдия (отец умер без отпущения грехов).

    Клавдий стоит на коленях спиной к Гамлету (нарушение принципов дворянской чести).

- Какова развязка трагедии? Каким теперь мы видим Гамлета?

Теперь перед нами новый Гамлет, который не знает прежнего разлада; его внутреннее спокойствие сочетается с трезвым пониманием разлада между жизнью и идеалами. Белинский отмечал, что Гамлет под конец снова обретает душевную гармонию.

Он мучительно встречает свою смерть. Его последние слова: “Дальше – тишина”. Трагедия Гамлета началась со смерти отца. Она возбудила в нем вопрос: что такое смерть. В монологе “быть или не быть…” Гамлет допускал, что смертный сон может быть новой формой существования человека. Теперь у него новый взгляд на смерть: его ждет сон без пробуждения, для него с концом земного существования жизнь человека прекращается.

- Так в чем же трагедия состоит Гамлета?

Трагедия не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознает, что сам далек от совершенства, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере чернит и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и Лаэрт мстит ему.

Итоги урока. Рефлексия

- Какова основная проблема трагедии, ее основной вопрос?

(представление презентаций учащихся)

В произведении можно говорить о проблеме мести и цареубийства.

В центре трагедии находится вопрос о , воплощен во всей фигуре Гамлета. Решение этого вопроса связано прежде всего с самим человеком, с его способностью самому стать достойным своего идеала.

В Гамлете показан образ человека, который, проходя через неимоверные страдания, обретает ту степень мужества, какая соответствует гуманистическому идеалу личности.

Домашнее задание

Что бы Вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?

(возможна дискуссия учащихся)

Одним из вечных образов мировой литературы считается образ Гамлета, а трагедию Шекспира «Гамлет» признан крупнейшим из всех произведений драматурга. Читать эту трагедию нелегко. Потому что ее стержнем является не стремительное движение внешнего сюжета.

Главное действие, главная трагедия, главный конфликт пьесы происходят в душе и мыслях главного героя. Гамлет — сам. Кто бы не находился рядом, но главные вопросы трагедии: открытие существования зла в жизни, поиск собственного отношения к этому злу, выбор собственной позиции борьбы с этим злом, ответственность за свои действия — со всеми этими проблемами Гамлет должен разобраться самостоятельно.

Датский принц Гамлет развертывания событий пьесы учится в Германии в известном университете, имеет дома вельможную невесту и предусмотрено благополучное будущее.

Он полон страстной любви к жизни и веры в совершенство человека. Но его вызывают домой на похороны отца, который скоропостижно скончался. С этого и начинаются события.

Смерть — это всегда грустно, но очень скоро Гамлет узнает, что отца смерть не была естественной, что отца убил родной брат, дядя принца. И этого еще мало — убийца, захватив трон, женился вдовой брата, матерью Гамлета.

Значит, иметь изменила не только отца, но и сына. Гамлет клянется помотатися за смерть отца. Это становится главным содержанием его жизни.

Но сами события является главным в пьесе, а реакция, размышления, колебания Гамлета. Трагически разрушились все представления о мире и человечестве. От истинной веры в человека не осталось и следа.

Зло требует наказания. Но убийство — это зло и тогда, когда убивают негодяя!Получается, чтобы наказать зло, следует и самому стать на путь зла?

Убежать от жизни, чтобы избежать борьбы? Но смерть не уменьшит зла в мире, наоборот, ненаказанное зло распространяться.

Смириться со злом? Это все равно, что будет способствовать ему. Да и совесть, и тень отца не позволят успокоиться. К тому же Гамлет — принц, он с детства знает, что судьба его семьи может влиять на судьбу его страны. Эта ответственность тоже мешает Гамлету принять окончательное решение и начать действовать.

Гамлет находится в очень тяжелом моральном состоянии, почти на грани безумия.Его страдания причиняют страдания окружающим.

Так жертвой тяжелого внутреннего состояния Гамлета становится безвинная Офелия. А душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира.

Почему именно на его долю выпала необходимость вести эту войну? И он имеет на это право? Гамлет болезненно понимает и собственные недостатки: тщеславие, честолюбие, мстительность …

Так, мстительность он считает недостатком, злом. А не отомстить — попустительством злу …

Сомнения, муки, промедления являются естественными для Гамлета. Умная, мыслящий человек должен понимать, что бездумное выбор, спонтанные действия не могут привести ни к чему хорошему.

Наконец, промедление принца вызывает его гибель. Но мы понимаем, что, к сожалению, Гамлет должен был погибнуть, потому конфликты, противоречия в его душе невозможно решить однозначно и покой в этой жизни он вряд ли нашел бы.

Серьезность отношения героя к глубинным человеческим проблемам вызывает уважение и восхищение.Поскольку в нашей реальной жизни многие привыкли мыслить лишь поверхностно, а поступки совершать не задумываясь.

Гамлет столь ответственный, в нем живет такое мучительное стремление совершать правильно, что нельзя не восхищаться.

Разделы: Литература

Пояснительная записка

В основе содержания и структуры программы Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 классы и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе “Об образовании”.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы (5 класс – жанры, 6 класс – роды и жанры, 7 класс – характер – герой – образ, 8 класс – литература и традиция, 9 класс – автор – образ – читатель, 10-11 классы – литературный процесс).

Произведение Шекспира “Ромео и Джульетта” по программе Кутузова изучается в 9 классе.

Жизнь великого английского драматурга полна тайн. Вряд ли найдется человек, никогда не слышащий это имя. Но самое важное научиться правильно понимать его бессмертные произведения. Творчество Шекспира сыграло огромную роль в мировой культуре последующих веков. Оно было переведено на множество языков, многие пьесы были экранизированы (“Гамлет”, “Король Лир” - режиссер Г.М. Козинцев), стали основой балетов (“Ромео и Джульетта” - музыка С.С. Прокофьева). Трагедия “Ромео и Джульетта” обрела долгую жизнь в искусстве и в окружающей действительности. Пока на свете есть прекрасное чувство – любовь, она вечна.

Поурочное планирование (изучение Шекспира в школе )

1. Биография Шекспира и “шекспировский вопрос”. Основные темы и особенности построения английских сонетов. Сонеты Шекспира. Поэтическое мастерство. Переводы сонетов разными поэтами (2 ч.) – 8 класс

Теоретические понятия: английский тип сонета, композиционное решение темы: мысль - развитие – отрицание или сомнение – вывод;

Нравственный потенциал: богатство выражения чувств в сонетах Шекспира;

История литературы: Шекспир – исследование личности.

У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.) – 9 класс

Теоретические понятия: литературный конфликт, мотивы, проблемы, герои; трагедия как жанр;

Нравственный потенциал: любовь сильнее смерти; вражда родов, отношение отцов и детей;

История литературы: “Ромео и Джульетта” - источник вдохновения многих поколений музыкантов, художников, балетмейстеров.

ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.)

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы проблемного изложения, ИКТ.

Формы: сообщения учащихся, беседа, работа в группах, дискуссия, тест

Цель: Познакомить учащихся с трагедией У.Шекспира “Ромео и Джульетта”

Задачи:

  • Рассмотреть особенности времени, историю создания трагедии Шекспира;
  • Выявить влияние окружающих на главных героев;
  • Развить умение давать оценку прочитанному тексту, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал;
  • Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Шекспира, воспитывать интерес к творчеству и личности;
  • Воспитывать эстетические чувства через восприятие классической музыки, произведений искусства; умение общаться при работе в группах.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

  • пртрет У. Шекспира (слайд №1);
  • компьютер, слайды (Rower, Point, Excel);
  • на уроке, как музыкальное сопровождение, можно использовать музыку из балета “Ромео и Джульетта”.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  • повторить тему: Биография Шекспира и “шекспировский вопрос”; подготовиться к высказыванию по теме: особенности эпохи Возрождения; основные события и герои трагедии Шекспира; проследить по тексту изменения характеров главных героев;
  • индивидуальные творческие сообщения учащихся

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент (эмоциональный настрой: музыка из балета

“Ромео и Джульетта”; запись эпиграфа).

Постановка учебной проблемы; ______________________5 минут

(определение темы, целей урока)

2. Основная часть. _____________________55 минут

а) Сбор данных:

  • беседа по изученному ранее материалу; _____________5 минут

(схема “Периодизация творчества Шекспира);

Время Шекспира

  • сообщение учащихся

Английский театр во времена Шекспира

Истоки жанра и сюжета трагедии; судьба пьесы ______8 минут

  • беседа по вопросу: основные события и герои трагедии _________________6 минут

б) Выдвижение проблемы по теме урока. _________________3 минуты

в) Проверка гипотезы:

  • самостоятельная работа в группах ________ _______________10 минут

МИНУТКА ОТДЫХА _________________3 минуты

дискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:

Образ Джульетты; вывод ________________________10 минут

Образ Ромео; вывод ________________________10 минут

3. Тест по теме __________________________12 минут

4. Итог урока. _____________________8 минут

Выставление оценок. Приложение “моя оценка”

5. Домашнее задание. _________________2 минуты

(сочинение-рассуждение: В чем актуальность трагедии)

Всего 80 минут

Литература

  1. У.Шекспир. Ромео и Джульетта. М.: Издательство АСТ, 2001 – 368с
  2. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. М.: Дрофа, 2001 – 384с
  3. Михальская Н.П. Зарубежная литература. 8-9 класс. Литературное пособие. М.: Дрофа, 2005-317с
  4. Серегина Л.Н. Тематическое планирование по литературе 5-9 класс (по программе А.Г.Кутузова) Волгоград: Учитель, 2004-128с
  5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974-509с

ХОД УРОКА

ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении

1. Организационный момент

(Звучит музыка) Сегодняшний урок мы посвящаем трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” (появляется портрет Шекспира) Как вы думаете: какова тема нашего урока? Каковы наши цели?

Запись темы, эпиграфа урока

2. Основная часть.

  • Беседа по материалам предыдущих уроков

(схема “Периодизация творчества Шекспира) – опираясь на схему, раскрыть тему.

  • Что вы можете рассказать о времени Шекспира? (рассказ учащихся, одновременное просматривание “Приложения”)

Сообщение учащихся (по ходу сообщения, в тетрадях учащиеся должны составить план ответа)

(проверка записи – слайд №4)

(проверка записи – слайд №5)

  • Беседа по вопросу: основные события и герои трагедии

Где происходят события трагедии? (итальянский город Верон, затем в Мантуе)

Время действия? (5 дней, от воскресенья до пятницы)

С этим связана стремительность действия, его напряженность.

Что имеет, по замыслу автора, важное значение в пьесе? (роковая случайность, предопределенность судьбы героев: “Судьба играет мной”, - говорит Ромео (акт 3, сцена 1). “Душа моя полна предчувствий мрачных!” - это слова Джульетты (акт 3, сцена 5). И очень точно ожидающий героев конец предсказывает Лоренцо: “Таких страстей конец бывает страшен,/ И смерть их ждет в разгаре торжества” (акт 2, сцена 6). Слова, звучащие в прологе к трагедии, предрекающие неизбежную смерть героев: “Весь ход любви их, смерти обреченной”. И здесь же о судьбе героев говорится как о “судьбе ужасной”. Таким образом, мотив судьбы и рока звучит в трагедии “Ромео и Джульетта” с самого начала, предопределяя развязку событий.)

Обратите внимание на акт 2 трагедии (Здесь снова речь заходит о том, что страсть ведет к могиле: “Былая страсть поглощена могилой – страсть новая ее наследства ждет…”)

Почему, как вы думаете, в трех остальных актах трагедии прологов нет? (В них нет уже необходимости, исход событий определен)

И, тем не менее, не судьба и не роковая страсть повинны в гибели Ромео и Джульетты. Что погубило их? (Их погубили существующие порядки, те моральные установки, которые были приняты в их среде, роковая вражда, причина которой давно забыта, представление о кровавой мести, память о которой еще жива.)

И все же любовь торжествует. Как автор показывает, что любовь побеждает вражду? (Происходит примирение семей, Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки над могилами своих детей. Трагедия завершается утверждением силы любви, преобразующей жизнь и людей.)

В свое время Данте завершил поэму словами о всепобеждающей силе любви: “Любовь, что движет солнце и светила”. Но свою поэму Данте назвал “Комедия”, потому что у нее счастливый конец. “Ромео и Джульетта” Шекспира – трагедия. Но трагизм “Ромео и Джульетты” лиричен, он пронизан поэзией юности и всепобеждающей силой любви. Лирическим трагизмом овеяны и заключительные слова пьесы:

Но нет печальней повести на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Выдвижение проблемы по теме урока.

Как вы думаете, в чем заключается основной конфликт трагедии?

(1: любовь выше всего, она всепобеждающа; но окружающие постоянно вмешиваются в их судьбу => тема судьбы, роковой случайности.

2: столкновение поколений (отношение отцов детей) – вечный конфликт, актуальный во все времена.

3: бессмысленная вражда родов.)

Ваша задача, во время работы в группах, проследить как выдвинутые проблемы влияют на главных героев пьесы.

Проверка гипотезы:

  • самостоятельная работа в группах (деление на группы по половому признаку: 1 группа – мальчики, 2 группа – девочки)
  • образ Джульетты Капулетти
  • образ Ромео Монтекки

МИНУТКА ОТДЫХА

Ддискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:

  • по образу Джульетты; вывод

Для Джульетты любовь – подвиг. Она выступила против установленных правил, бросила вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, она отвергла жестокие установки общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее выше условностей. Она не боится пойти против воли своих родителей, которые прочат ей в женихи блестящего Париса. Ею движет искреннее и глубокое чувство к изгнаннику Ромео. Ей чужд практицизм, она не хочет слушать советы кормилицы. Из наивной девочки, полюбив Ромео, она вырастает в прекрасную в своей преданности женщину. В любви раскрывается красота души героини, Джульетта привлекает своей искренностью, умом и нежностью.

  • по образу Ромео; вывод

Ромео вырастает в пьесе на наших глазах, последовательно походя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом деле это чисто “мозговое”, надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое живое чувство. С этой минуты все его слова и поступки полны энергии и решительности, а вместе с тем большой внутренней простоты и искренности.

Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большой высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим.

4. Итог урока.

Основной вывод по поставленной учебной проблеме.

Выставление оценок учащимся (приложение “Моя оценка”)

5. Домашнее задание.