Базаров верность самому себе. Чем мне близок и интересен Базаров (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). самолюбие и эгоизм

50-60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений и партий, эпохой грандиозных перемен. В конце 50-х годов великая империя готовилась войти в новую эру капиталистических отношений, готовилась к многообещающим изменениям. Неудивительно, что эта эпоха породила новых людей: сильных, личностей, неоднозначных героев - которым было предопределено бороться за будущее России, за ее благополучие. Они боролись за то будущее, которое считали лучшим, они боролись за свои подчас спорные идеи, но боролись самоотверженно, до изнеможения, не щадя ни себя, ни других.

Литературный талант Тургенева не мог не отметить появления таких личностей, сделав Базарова одним из их представителей.

Человек, стоящий у истоков великого, тот, кому суждено первым осознать и ощутить основное содержание своей эпохи, находясь в среде посредственных обывателей, обречен на непонимание, обречен на . Тургеневский герой не был исключением. Сильный духом, хорошо образованный, стремящийся к активной деятельности, философ и революционер, Базаров тем не менее одинок.

Да, у него есть последователи, упивающиеся игрой в «нигилистические воззрения», но лишь игрой, которую они, в силу своего развития, не способны наполнить смыслом. Может ли понять Базарова «эмансипе» Кукшина, слывущая вполне образованной дамой, у которой по всем столам разбросаны не разрезанные еще журналы?

Сатиричен и Ситников, глупый, пустой человек, направляющий все свои немногочисленные умственные способности на то, чтобы вызвать к себе интерес, обратить на себя внимание, неважно каким способом, - главное, что его заметят.

Достоин ли человек, подобный Базарову, этих псевдопоследователей, сих кукшиных и ситниковых, - нет, но появление таких «личностей» неизбежно... Да и Аркадий, увлеченный отрицанием всех и вся, не понимает Базарова. От его фраз «веет романтизмом»; в глубине души Аркадий Кирсанов - фразер, истинный дворянин-барчук, настоящий «отец»-либерал, которому нигилистическая «пыль», несомненно, выест глаза, который доволен хотя бы тем, что отрицает и критикует, но не борется. В романе вокруг Базарова нет единомышленников, нет людей, понимающих его, разделяющих его взгляды; нет личностей его уровня, его силы, его ума. Но Базарова не понимают не только так называемые «последователи», но и его родители, казалось бы самые близкие герою люди.

Старики Базаровы растворяются в любви к своему чаду, они не помышляют жизни без него. Что им нигилизм и революционеры, что им все эти теории и убеждения - они любят своего Енюшу, они крепко, насколько им позволяют силы, держатся за тонкую нить родительской любви, связывающую их с сыном. Безусловно, Базаров никогда не оттолкнет от себя двух стариков, положивших на его воспитание и образование всю свою жизнь, но, отстав в своем развитии от него, они окончательно потеряли возможность сблизиться.

В любви тургеневский герой тоже одинок. Встретив впервые женщину, которая понимает его так, как он сам, которая занимает его не только своей красотой «первый сорт», но и умом, «мозгом», которой, наконец, интересен сам Базаров, встретив такую женщину, он влюбляется «глупо, безумно», влюбляется раз и навсегда, любит и жаждет взаимности. Но его страсть, «сумрачная и дикая», оказалась бессильной перед размеренным спокойствием шелков и серебряных подносов.

Базаров остается один, и это одиночество, полное трагизма, всепоглощающе и уничтожающе, его может выдержать лишь неимоверно сильный человек, каким и был Базаров. Но «испытание любовью» не только исключило последнюю для героя возможность обрести человека, способного в полной степени понять и разделить его воззрения, но и заставило нигилиста-разночинца начать сомневаться в верности своих убеждений.

Нет, в прямом смысле слова Базаров не сомневается: для него все еще непоколебимо верно то, что искусство, природа,

Любовь, романтизм - все это «чепуха» и гниль; но страсть, испытываемая им к Одинцовой, заставляет героя поступать вопреки всему ранее сказанному. Его чувство, как бы Базаров, ни старался, не походит на циничное увлечение уездной кокеткой; он не получил взаимности от Одинцовой, но от этого его любовь не исчезла и хваленый принцип не сработал.

Базаров ищет утешения в природе, которая так недавно была лишь «мастерской» для человека-»работника»; не случайно при описании чувств своего героя Тургенев вводит романтический пейзаж, такой несвойственный Базарову-нигилисту.

Базаров бежит от своей любви, романтического чувства, но не находит спасения; он злится, бесится, но он бессилен. Любовная интрига становится неким переломным моментом в романе, после которого скепсис и цинизм героя теряют свой максимализм; его поступки уже не соответствуют в полной мере его идеям; Базарову уже не так чужд и смешон рыцарский запал Павла Петровича, и дуэль с ним обретает некий, пусть пространный, смысл. После объяснения Базарова с Одинцовой вся его жизнь ознаменовалась трагическим несоответствием действий и ощущений с идейными воззрениями и мыслями.

Но Тургенев развенчал лишь максималистские утверждения нигилизма, не свойственные истинным демократам-революционерам, те взгляды, которые, пожалуй, и обусловили неоднозначность героя, вызвавшую столько споров и дискуссий, - Базаров до конца остается верен нигилистической теории даже перед лицом смерти.

Базаров ясно осознает неотвратимость и близость гибели, трагического исхода, ставшего итогом его внутреннего конфликта, который еще раз подчеркнул невозможность однозначного выбора в пользу нигилизма для такой сильной личности, подчеркнул ее спорность и многогранность. Но и умирая, Базаров не отступается от своей теории. Тургенев вкладывает в его уста слова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». В трагическом осознании своей ненужности и невостребованности, в ощущении неимоверной силы и тем не менее неумолимости смерти тургеневский герой остается тверд духом. Действительно, основной смысл романа, как считал Писарев, заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил или раскаялся в своих убеждениях, то перед читателем возник бы образ фальшивого фразера, недостойного уважения, но он остался тверд.

Базаров погибает, но все же финал романа не столь трагичен: последний пейзаж в произведении, посвященный описанию могилы героя, истинно романтичен и светел; несмотря на смерть Базарова, жизнь продолжается и все проблемы и идеи ничто перед вечностью красоты и гармонии.

«Отцы и дети» - одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни: конфликт с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, уход из «Современника». Ни одно произведение великого писателя не вызывало столько споров, такой бурной реакции.

Принято считать, что название романа содержит лишь идеологический и социальный смысл: на смену аристократическому дворянству пришло поколение разночинцев. Но ведь в книге есть две пары «отцов и детей», соединенных кровными узами: Базаровы и Кирсановы. Поэтому Пример сочинения наследования приобретает не только социальное, но и семейное звучание.

Итак, Николай Петрович и Аркадий Николаевич Кирсановы.

Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по «штатскому делу». Пришло время - Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, «едва вынес этот удар», за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом «сером, пухленьком» человечке, что вызывает к нему уважение. Это «.что-то» - верность жизненным принципам, которые отличаются от «принсипов» старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург , как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым.

Николай Петрович - отец в полном смысле этого слова. По этой причине его отношения с Фенечкой не имеют ничего общего с обычной «проказой» барина, соблазнившего бедную девушку. В привязанности к Фенечке, в любви к маленькому Мите он сумел сохранить достоинство, и свое, и любимой женщины.

Казалось бы, Аркадий - достойная смена отца, даже свадьбы отца и сына пришлись на один день. Но, если присмотреться внимательнее, можно утверждать: Аркадий уступает Николаю Петровичу.

Базаров – единственный герой романа, представляющий демократическую идеологию, в то время как прочие образы – олицетворение либерализма. Плебей и сторонник действительности он независим, стоек и решителен. Отстоять точку зрения, пусть даже это будет бытовым пустяком, – его святой долг перед самим собой. Евгений – знак отрицательности, неприкрытый пессимизм и полное отсутствие романтизма. Или нет?.. Невероятно то, что глухую стену, которую Базаров усердно, на протяжении долгих лет, строил вокруг своего “я”, не смогло проломить ничего,

ничего, кроме любви. О, как же резко меняются люди. Он действительно сильная, незаурядная лич-ность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства, высшей власти. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том,

что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выраже-нии лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мяг-кую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нра-вится тебе женщина… - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась”. Это можно сравнить с полетом в космос: на земле ты твердо стоишь на двух ногах, но не можешь сдвинуться с места – тебе мешает сила притяжения, здесь же – сила стереотипов, ультимативных правил, незыблемость суждений. Но как только ты отрываешься от скучной, обыденной реальности – твое тело становиться сво-бодным и легким. Ты ощущаешь воздушность, но в то же время существуешь в оболочке нерешительности, какой-то неуверенности, неопределенности. Но полет не продлился долго – его смертное тело вернулось на землю, однако он оставил там, во Вселенной, признание, не только самому себе, но и Богу. И, воз-можно, его душа не осталась неприкаянной бродить по земле, потому что он ис-полнил главный долг человека – долг перед самим собой.

Глоссарий:

– принципы базарова

– жизненные принципы базарова

– убеждения базарова

– Жизненные принципы и убеждения Базарова

– обломов в захаре


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Главному персонажу комедии Дениса Ивановича Фонвизи­на “Недоросль” Митрофану шестнадцать лет. Это возраст, ког­да у молодого человека происходит взросление, определяется его отношение к жизни, формируются жизненные...
  2. Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной...
  3. 1. Жизненные приоритеты купцов. 2. Маска и внутренняя сущность Паратова. 3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса. 4. Карандышев и его жизненные приоритеты. Пьеса А. Н....
  4. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПИЗОДА Узнал о своей скорой смерти и поставил родителей в известность Базаров, когда, приехав из деревни, попросил у отца адского камня, чтобы прижечь...
  5. Евгений Базаров – главный герой романа “Отцы и дети”. Сын уездного лекаря, придерживающийся нигилистических взглядов на жизнь. Он прост, свободолюбив и независим. Он человек острого...
  6. Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм...
  7. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824...

Базаров представляет собой силу,

которой могли бы позавидовать

люди каждого поколе-ния.

М. Салтыков-Щедрин

Выйдя в свет в 1862 году, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал целую волну разнообразных, часто проти-воречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать.

Я считаю, что главный герой этого произведения — Евгений Базаров — неординарный и очень сильный человек, мне близки многие его взгляды, интересна его судьба.

Это был «человек высокого роста в длинном балахоне с кистями». Длинное и худое лицо с широким лбом, боль-шими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета «выражало самоуверенность и ум». Вне-шность выдает в Базарове незаурядную личность, умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит рабо-тать.

Действительно, познания Базарова в естественных на-уках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зооло-гию, ботанику. Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опыт-ным путем.

Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Ба-заров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: «А мы драться хотим!»

Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Пав-лом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) дает интересные результаты. Базаров является новой, разруши-тельной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов — холодной, реакционной силой прошлого.

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, «коли он заслуживает презрения», за косность взглядов и невеже-ство, однако никогда не отрекается от него: «Он русский, а разве я сам не русский?»

Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет от-стаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне ка-жется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его жизнь пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевер-нула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства...

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не все-гда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глу-бокая и нежная. Материал с сайта

Единственное, с чем я в корне не согласен, так это отно-шение Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к ис-кусству, которые он считал чепухой, «художеством», «гни-лью», бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты — как же отказаться от него?! Да и потребитель-ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Ба-зарова были собраны все те качества, которые характери-зовали демократически настроенных людей.

Роман был написан в то время, когда обозначился идей-ный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бо-роться за свое счастье и свою свободу. Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родите-лей, будут другими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чем вам близок и интересен базаров
  • чем близок базаров людям 21 века
  • Занимаясь самовоспитанием базаров
  • что мне близко в базарове и в чем я с ним не согласна
  • самовоспитание базарова

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в свет в 1862 году. И с тех пор он все продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические проблемы, поднятые писателем на его страницах, все продолжают вызывать несомненный интерес. Причина последнего заключается в том, что Тургеневу, как великому художнику, удалось запечатлеть в «Отцах и детях» несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов Х1Х века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. И выразителем этой борьбы в романе является именно Евгений Базаров, разночинец-демократ. Так что же отличает его от других? Что в нем привлекает наше внимание, а что отталкивает?

Сначала давайте рассмотрим положительные качества «молодого нигилиста»... Во-первых, как только в романе появляется Евгений Базаров, мое внимание сразу же привлекает его простота и искренность. Посмотрим на его одежду - она представляет собой простой, «длинный балахон, с кистями», и в ней нет никакой напыщенности и сверх элегантности. А «висячие бакенбарды песочного цвета», разве это не признак простоты?! А речь Базарова? Она чиста и «прямолинейна». Базаров не привык льстить, он всегда говорит то, что думает. И эта честность заставляет искренне его уважать. тургенев базаров нигилист

К тому же Евгений очень трудолюбив, он не привык сидеть, сложа руки. «Базаров обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь»: в первый же день он «в несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними на небольшое болотце, ... за лягушками». Все время пребывания в имении Кирсановых Базаров проводит в постоянной работе. Ему не понятна другая жизнь, ему свойственно движение.

Поэтому Базаров не понимает и не может понять ленивой жизни аристократов. Ему чуждо их низменное пристрастие к роскоши, их циничное отношение к жизни Базаров не может понять, как эти «аристократишки» могут заботиться о своем внешнем виде, сидеть, сложа руки, и при этом считать себя общественно-полезными. И в этом я, считаю, Базаров прав, потому что в обществе того периода, действительно, существовало много «аристократишек», которые не приносили никакой пользы, а лишь, подобно желтым листьям, крепко держались за ветви дерева. Дереву эти сухие, безжизненные листья уже не нужны, но они по-прежнему продолжают медленно и жадно забирать его силы. Но не стоит сравнивать аристократов с «аристократишками»: это две совершенно разные категории людей. Не все аристократы ничтожны и жалки, как те, кого называет Базаров «аристократишками», ведь наши великие поэты тоже были аристократами. Но молодой нигилист не понимает этого, в этом и была пагубность его суждений.

Базаров всегда стремится всё доказать собственным путём. Он - яростный поклонник науки, в особенности медицины. Евгений проводит опыты на лягушках, чтобы посмотреть, «что у них там внутри делается, ведь мы те же лягушки, только что на ногах ходим». Это указывает на его любознательность, на то, что его тянет ко всему неизвестному. И это заставляет преклониться перед этой личностью.

Базаров также отличается большим усердием и умением всё доводить до конца. Его жизненной моралью является пословица: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж».

Среди этих положительных качеств необходимо выделить верность своим идеям и принципам. Ведь когда Базаров встречается с Одинцовой и влюбляется в неё, он всё же остаётся верен своему нигилизму, своему полнейшему отрицанию всего. Базаров мужественно выдерживает «испытание любовью», хотя Аркадий пасует перед ней. Евгений же предпочитает общественное благосостояние личному счастью и поэтому, действительно, заслуживает внимания.

Но автор не идеализирует своего героя, поэтому у Базарова есть и отрицательные качества. Одним из них и наиболее весомым является эгоизм и самолюбие молодого нигилиста. Ведь как Евгений относится к помощи простым мужикам? Базаров говорит: «Я должен из кожи лезть, а он мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?». Да, не хватает нашему герою душевной теплоты, он привык быть «властелином», в руках которого находятся марионетки-Ситниковы и другие «олухи», ведь как говорит Евгений, «не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Возможно, Базаров и «бог» в своих глазах, но разве дозволено оскорблять такому «богу» достоинства других, особенно друзей. Столь шокирующие слова: «Ты нежная душа, размазня, как тебя ненавидеть?» - ранят сильнее пули, ведь «слово лечит, слово и калечит». А Аркадий же романтик, действительно, «нежная душа» - каково ему это все слышать от лучшего друга и учителя, для которого даже «честность - ощущение»?! К тому же Базаров слишком серьезно относится к нигилизму: он отрицает то, что нив коей мере отрицать нельзя, то есть искусство, поэзию, культуру. Он напрочь отрицает романтизм: для него не существует таинственного взгляда, это все «чепуха, гниль, художество», а стихи Пушкина - просто «ерунда». Но разве так можно?? Ведь нравственность людей формируется под влиянием, в большей степени, литературы, поэзии, романтики. А что будет, если каждый станет отрицать искусство и литературу?! Человечество деградирует и превратится в примитивных обезьян.

Да и отношение к природе у Базарова не из лучших: для него «природа - не храм, а мастерская и человек в ней - работник». Базаров не способен любить природу; по-моему, он вообще не способен любить. Помешанный на науке и своих идеях, Евгений не осознает то, что любовь - это святое чувство, состояние души, а не какой-то физиологический процесс.

В конце романа Евгений достойно умирает. Он прощается с жизнью как гигант: «умирает прилично, не виляя хвостом». Базаров сомневается: нужен ли он России, и приходит к выводу, что нет! Не знаю, прав ли он, но живым Базаров не смог остаться. Он не смог понять человеческой души, для него ее вообще не существовало. Его идеи высоки в научном направлении, но они не могут быть применены на улучшение общественного строя, оказание России той помощи, в которой она так нуждалась. Базаров не был патриотом своей Отчизны, более того, он отрицал все русские достижения прошлых лет, он презирал русский народ, потому что «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». И поэтому, я считаю, он не смог стать практически полезным человеком, который бы яростно боролся за свободу крепостных и «шел на пролом» несправедливости и предрассудкам общественного строя. Он «расчищал место», а строить еще, увы, не получалось...

Базаров - очень спорный персонаж, поэтому одинакового отношения к нему нет и не может быть. С одной стороны, это человек не просто идеи, но и действий. Он благоразумен и честен, но с другой стороны, он слишком самолюбив и предан своим идеям. У меня даже «изменщица» - Катерина вызывает большее сочувствие, чем Базаров, потому что смерть Катерины не была бесплодной: она как «луч» на мгновенье развеяла темноту царства Диких и Кабаних, а Базаров умер, так и ничего не сделав для общества, кроме распластания лягушки, циничных речей и оскорблений.

Янв 28 2015

Базаров представляет собой силу, которой могли бы позавидовать люди каждого поколения. М. Салтыков-Щедрин Выйдя в свет в 1862 году, И. С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал целую волну разнообразных, часто противоречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать. Я считаю, что главный герой этого произведения - Евгений Базаров - неординарный и очень сильный , мне близки многие его взгляды, интересна его судьба.

Это был “человек высокого, роста в длинном балахоне с кистями”. Длинное и худое лицо с широким лбом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета выражало самоуверенность и ум. Внешность выдает в Базарове незаурядную , умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит работать. Действительно, познания Базарова в естественных науках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зоологию, ботанику.

Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опытным путем. Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Базаров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: “А мы драться хотим!” Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Павлом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) даёт интересные результаты. Базаров является новой, разрушительной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов - холодной, реакционной силой прошлого.

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, “коли он заслуживает презрения”, за косность взглядов и невежество, однако никогда не отрекается от него: “Он русский, а разве я сам не русский?” Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет отстаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне кажется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевернула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства…

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не всегда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глубокая и нежная. Единственное, с чем я в корне не согласен, так это с отношением Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к искусству, которые он считал чепухой, “художеством”, “гнилью”, бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты - как же отказаться от него?!

Да и потребитель-, ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Базарова были собраны все те качества, которые характеризовали демократически настроенных людей. Роман был написан в то время, когда обозначился идейный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бороться за свое и свою свободу.

Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родителей, будут другими.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чем мне близок и интересен Базаров(по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) . Литературные сочинения!