Александра пахмутова - биография, песни, фото, личная жизнь композитора. Любовь длиною в жизнь: история любви Александры Пахмутовой и Николая Добронравова Сколько лет николаю добронравову мужу пахмутовой

Имя: Николай Добронравов (Nikolay Dobronravov)

Возраст: 90 лет

Место рождения: Санкт-Петербург

Рост: Вес:

Деятельность: поэт, актер

Семейное положение: женат на Александра Пахмутова

Николай Добронравов - биография

Николай Добронравов - поэт, писавший всю свою жизнь песни, известен тем, что его стихи, благодаря не звёздной жене, стали востребованы в советское время и по нынешний день.

Детство, семья

Николай родился в Ленинграде в семье интеллигентов. Бабушка по отцу очень много времени уделяла воспитанию внука. Благодаря этой женщине, Николай часто бывал в театре, ходил на оперу и балет, смотрел кукольные спектакли, а повзрослев, стал посещать драматические спектакли. Теперь стало понятно, кто написал первую страницу творческой биографии будущего поэта. В школе Добронравову повезло с учителем, благодаря чему он полюбил литературу. А в десятилетнем возрасте он выучил наизусть всё «Горе от ума», чем очень напугал свою бабушку.

Когда началась война, вся семья переехала в Горький (Нижний Новгород), а позже переселилась в подмосковную Малаховку. Там он окончил десять классов с красным аттестатом. После окончания школы Николай стоял перед выбором, куда поступать. Выпускник планировал своё поступление в педагогический или литературный институт, но подал документы в Школу - студию МХАТ. Успешно отучился в выбранном заведении и поступил на службу в ТЮЗ столицы. Добронравов начинает писать первые тексты.

Начало творческого пути

В самом начале своей актёрской карьеры Добронравов в союзе с товарищем по цеху Сергеем Гребенниковым пишет маленькие пьесы, которые были востребованы в кукольном театре, а их следующее совместное произведение полюбилось многим театрам юного зрителя. Молодой актёр снимается в фильмах. Их не было в его биографии много, но тема спорта и колхозная тема им были раскрыты неплохо. Но вскоре бывший выпускник театрального вуза понял, что литература становится для него главнее всего. Николай принимает решение поступить в педагогический институт и получить профессию учителя литературы.


Николай становится на несколько шагов ближе к поэзии. Так как Добронравов прежде всего актёр, он часто бывал в роли чтеца детских стихов и пьес. Однажды его попросили сочинить стихи к одной из детских песенок. Композитором этой песенной композиции являлась юная начинающая композитор Александра Пахмутова . Всё получилось, песенка про моторную лодочку имела успех.

Николай окончательно решил оставить театр и заняться поэтическим творчеством. Самое трудное было для поэта сочинять стихи на готовую музыку, хорошо, когда и стихи и их музыкальное сопровождение рождаются одновременно. Пара двух талантливых людей стала работать вместе. Это был не просто творческий союз, молодые люди решили пожениться.

Период славы и признания


Добронравов вместе с Александрой Пахмутовой создали много интересных песен, которые стали настоящими песнями на все времена. Сколько прошло лет с того момента, как произошло появление песни «Как молоды мы были», а после триумфального её исполнения Александром Градским , новые молодые звёзды эстрады и кино до сих пор представляют её на многих концертах. И такая же биография есть у всех песен, которые были созданы знаменитым семейным дуэтом. Авторов любили многие певцы, такие как , Муслим Магомаев .


Они с удовольствием включали в свои концертные программы очередные шедевры, которые предлагали им супруги Добронравов и Пахмутова. Но это не означает, что стихи Николая Николаевича были только востребованы его женой. Другие композиторы охотно писали музыку к поэтическим строчкам Добронравова. Таривердиев и Мартынов, Островский и Бабаджанян писали музыку, и эти песни тоже становились шлягерами. Более полусотни песен вышло из-под пера поэта. Некоторые фразы из известных его песен стали крылатыми. Это несколько символично с тем фактом, что Добронравов и Грибоедов создали произведения для афоризмов последующим поколениям читателей, слушателей и зрителей.

Личная жизнь

Николай Добронравов, встретив первый раз маленькую хрупкую девушку, сразу полюбил её всем сердцем. Он недолго размышлял, через три месяца знакомства, гуляний под луной и ухаживаний он сделал предложение. Александра согласилась, и молодые люди создали семью. Свадьба была не пышной, обычной по тем временам. На медовый месяц молодожёны уехали в Абхазию. Потом началась их совместная плодотворная работа над песенными шедеврами. Кроме этого, они активно сотрудничают с Москонцертом и много гастролируют.


Александра играла на рояле, Николай читал свои стихи. Везде их ждали тёплые и гостеприимные встречи поклонников. Сейчас супруги находятся в преклонном возрасте, но их любовь до сих пор жива. Это заметно по их взглядам, по нежному отношению друг к другу. И пусть у них нет детей, они дарят теплоту своих отношений не только себе, но и всем, кто их окружает. У супругов много настоящих друзей и почитателей их таланта. Самой главной женщиной для Николая Добронравова является его жена Александра Николаевна Пахмутова, она его муза, его вдохновительница.
Автор биографии: Natsh

Большую часть своей жизни Александра Николаевна прожила с одним мужчиной - супругом Николаем Добронравовым, и благодарит судьбу за то, что она подарила ей встречу с таким человеком. В этом браке дети Александры Пахмутовой , о которых она, как и любая другая женщина, конечно же, всегда мечтала, не появились на свет, и эту нишу она заполнила творчеством и любовью к своему мужу, вместе с которым прожила почти шестьдесят лет.

Они познакомились весной 1956 года, а через три месяца уже стали мужем и женой. Муж Александры Пахмутовой в то время работал в Московском ТЮЗе, выступал на радио, читая стихи в детских передачах «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». На радио они и встретились, а их любовь началась с совместной работы - Александра Николаевна писала музыку для детских передач, и вместе с Добронравовым они сочинили песенку «Лодочка моторная».

После свадьбы на медовый месяц они уехали к родственникам Николая в Абхазию. Поэт и композитор Николай Добронравов стал для Александры Николаевны не только мужем, но и коллегой, вместе с которым она написала множество песен, ставших настоящими хитами.

На фото — Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Они всегда были очень гармоничной парой и плодотворным творческим союзом, поэтому и прожили такую долгую и счастливую жизнь. Добронравов и Пахмутова стараются давать, как можно меньше интервью, а на вопросы о личной жизни не отвечают вообще, но тот факт, что вместе они прожили рекордное число лет свидетельствует о том, что она у них была счастливой.

Музыка Александры Пахмутовой стала настоящим символом советской эпохи, а ее песни звучали на всех радиостанциях и с экранов телевизоров. Несмотря на то, что собственных детей Александры Пахмутовой и Николая Добронравова судьба так и не подарила, они немало сделали для детей всего Советского Союза, написав множество детских песен, на которых выросло не одно поколение.

Александра Николаевна работала в разных жанрах, но особую популярность ей принесли именно песни, которых за свою творческую жизнь она написала не менее четырехсот. Она сотрудничала не только со своим супругом, но и с другими поэтами-песенниками - Львом Ошаниным, Михаилом Матусовским, Евгением Долматовским, Робертом Рождественским и другими. Ее песни исполняли и исполняют звезды отечественной эстрады и музыкальные коллективы.

Александра Николаевна Пахмутова - легенда советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных композиторов Советского Союза, за что в 1984 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Музыкальная биография Александры Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.

Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской. Родители Пахмутовой, Николай Андрианович и Мария Амплеевна, рано заметили, что их дочь отличается исключительной музыкальной одаренностью. С их одобрения девочка в три года стала учиться игре на фортепиано, а через несколько месяцев уже делала первые попытки сочинять собственные мелодии.

В пять лет маленькая Пахмутова написала первую полноценную пьесу для фортепиано под названием «Петухи поют», причем в музыкальную школу девочка отправилась только спустя два года. В родном поселке Александра совершенствовала игру на клавишных инструментах вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем, после эвакуации, она продолжала развиваться как пианистка в Караганде.

Как только театр военных действий вышел за границу Советского Союза, Александра самостоятельно отправляется в Москву и в 14 лет поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени . Там девушка учится в специализированном классе фортепиано, а также посещает кружок юных композиторов, который организовали Виссарион Шебалин и Николай Пейко.


Александра Пахмутова в молодости

Эта знаменитая «Школа одаренных детей», как ее тогда называли, дала путевку в жизнь многим музыкантам и композиторам, ставшим впоследствии всемирно известными. Окончила ее и Александра Николаевна Пахмутова, а затем оказалась студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Диплом о высшем образовании будущая звезда получила в 1953 году, но еще около трех лет училась в аспирантуре, защитив впоследствии диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки».

Музыка

Примечательно, что Александра Николаевна пишет музыку в разных жанрах, включая и серьезные произведения для симфонических оркестров. Например, она сочинила «Русскую сюиту», «Концерт для трубы с оркестром», «Увертюру «Юность», «Оду на зажжение огня» и другие композиции. Кстати, первые два произведения из вышеназванных довольно часто исполняют зарубежные симфонические оркестры. А талантливые хореографы одесского Театра оперы и балета и московского Большого театра поставили на музыку Александры Николаевны Пахмутовой балет «Озаренность».

Писала композитор и мелодии для кинематографа. Популярными становились саундтреки из картин , «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву» и многих других. В 1980 году по специальному заказу Международного Олимпийского комитета Пахмутова сочинила музыку к официальному олимпийскому фильму «О спорт, ты - мир!». Но особое, пожалуй, даже ключевое значение в ее творчестве занимал жанр эстрады. Популярные песни Александры Николаевны имеют собственную индивидуальность, они вдохновляют слушателя, несут позитивную составляющую и надолго остаются в памяти.

Сквозь десятилетия прошли и не утратили актуальности лирические композиции «Нежность» (любимая песня ), «Старый клен», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», задорные песни «Главное, ребята, сердцем не стареть!» и «Хорошие девчата», патриотические песни «Орлята учатся летать» и «Созвездие Гагарина».

Песня «Мелодия» сразу попала в репертуар , который исполнил ее особенно проникновенно, так как в то время переживал период временного расставания с молодой женой . Супруга находилась в Италии на стажировке в оперном театре «Ла Скала».

Поучаствовала Пахмутова и в создании спортивных гимнов «Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей». Последняя песня стала хитом во время победного шествия сборной СССР по хоккею в 80-х годах. Слушатели и болельщики были уверены, что слова о великолепной пятерке относятся к , и . Но на самом деле музыкальная композиция создавалась в 1968 году, когда будущим звездам спорта было по 8-10 лет.

Среди любимых хитов Пахмутовой и – прощальная песня московской Олимпиады-80 «До свиданья, Москва!». Первоначально текст должен был содержать в обязательном порядке строчку «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!». Но отношения СССР и США резко ухудшились за несколько месяцев до спортивного мероприятия, поэтому поменялась и концепция музыкальной композиции.

Были среди песен Пахмутовой и такие, которые одно время находились под запретом. Так произошло с музыкальной композицией «И вновь продолжается бой», где в звучании барабанной дроби представители худсовета услышали оскорбление памяти вождя. Но позднее песня вошла в репертуар и .

Песни Александры Пахмутовой входили в репертуар таких звезд, как и , Муслим Магомаев и , и , и , а также нескольких десятков других. Стоит отметить, что в свой репертуар произведения Пахмутовой включали не только советские, но и западные артисты. Например, бывший вокалист группы «Modern Talking» Томас Андерс, британский коллектив «Living Sound» и восточногерманская группа «Kreis».

Сотрудничала Александра Николаевна с видными поэтами, в том числе и с , но самый прочный и плодотворный творческий союз составляли Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Огромное количество песен поклонники музыки услышали и полюбили благодаря этому дуэту. Одна их совместная песня, «Магнитка», в 2011 году даже была утверждена в качестве официального гимна города Магнитогорск. Такое решение приняло собрание депутатов городского Совета.

Александра Пахмутова заслужила своим творчеством множество орденов, званий и наград. На счету композитора три ордена «За заслуги перед Отечеством», государственные премии СССР и России, звание Народного артиста СССР и РСФСР.

Личная жизнь

Николай Добронравов и Александра Пахмутова создали не только творческий союз, но и семью. Будущие супруги познакомились еще в дни молодости, в 1956 году. Тогда Добронравов работал на Всесоюзном радио, где читал стихотворения в детской программе «Пионерская зорька». А Пахмутову пригласили написать музыку для этих стихов, чтобы получились детские песенки. Первой совместной композицией стала песня «Лодочка моторная», после которой появились более сотни великолепных шлягеров.


В тот же год изменилась и личная жизнь Александры Пахмутовой: они с Николаем Николаевичем полюбили друг друга с первого взгляда. Через три месяца Добронравов ведет Александру в ЗАГС, и они официально становятся мужем и женой. Композитор решила не надевать белого платья с фатой. Ее мама пошила элегантный розовый костюм, и в нем невеста предстала на собственной свадьбе. Медовый месяц молодые супруги провели у родственников в Абхазии, а по возвращении в Москву с головой окунулись в работу.

Собственных детей Александра Пахмутова и ее муж не имели. Но нерастраченную любовь они реализовали в творчестве: их дуэт создал огромное количество молодежных и детских хитов, так что детьми Пахмутовой были ребята всей страны. Кроме того, супруги внимательно следили за молодыми дарованиями и опекали талантливых исполнителей, поэтому сегодня многие музыканты и певцы называют Александру Николаевну и Владимира Владимировича вторыми родителями.


Мало кто знает, что эта миниатюрная женщина (рост Пахмутовой – 149 см) серьезно увлечена футболом и считает себя поклонницей этой игры. Вместе с мужем они поддерживают сборную России, а сама Пахмутова – преданная болельщица команды «Ротор» из ее родного Волгограда. В дуэте с мужем они даже написали футбольную песню «Это наша игра», посвященную российским спортсменам. Остается добавить, что еще в 1968 году имя Александры Николаевны Пахмутовой было увековечено, причем во вселенских масштабах: крымские ученые назвали новый астероид именем «Пахмутова».

Александра Пахмутова сейчас

Сейчас Александра Пахмутова остается активным участником культурной жизни страны. Композитор ежегодно посещает музыкальные фестивали, где предстает в качестве гостьи или члена жюри. В Нижнем Новгороде проходит конкурс-фестиваль песен композитора «Надежда», в финале которого судейскую коллегию возглавляет сама автор. Пахмутова также курирует музыкальный проект «Белый пароход», который проходит в городах Дальнего Востока. Помимо Пахмутовой, этот конкурс для детей из неблагополучных семей и инвалидов поддерживают Николай Добронравов, оперная певица , актер .

С участием Пахмутовой и Добронравова на телеэкране выходят передачи, посвященные их творчеству. В конце 2017 года на «Первом канале» супруги выступили в программе «Сегодня вечером», а годом ранее стали гостями ток-шоу «Наедине со всеми».

Не остается в стороне и авторская деятельность композитора. В феврале состоялась премьера новой песни Пахмутовой и Добронравова «Курская дуга», которая была написана специально для военного телефильма «Крепкая броня». Работа длилась полтора месяца, а потом готовый материал был записан на киностудии «Мосфильм» при участии симфонического оркестра под управлением С. И. Скрипки, хора Сретенского монастыря и солиста . Сам фильм, для которого создавалась эта музыкальная композиция, транслировалась в эфире «Первого канала» во время майских праздников 2018 года.

Дискография

  • 1960 – «Песни Александры Пахмутовой»
  • 1963 – «Таежные звезды»
  • 1975 – «Дарите радость людям»
  • 1980 – «Любовь моя - спорт»
  • 1981 – «Птица счастья»
  • 1985 – «Битва за Москву»
  • 1995 – «Симфонические произведения»
  • 1996 – «Зарево любви»
  • 2003 – «Нам не жить друг без друга»
  • 2011 – «Волшебный Новый год»

Герой Социалистического труда, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный гражданин городов Москвы, Волгограда, Луганска, Братска

Музыка Александры Пахмутовой стала, если образно выразиться, музыкальным сопровождением, саунд-треком к многосерийному документальному фильму о жизни нашей страны. Ее песни на слуху и на устах поколений; они звучали на «стройках века», собраниях, парадах, концертах, школьных балах и сельских танцплощадках. Даже заказные, политизированные ее произведения столь талантливы, что существуют вне любой пропаганды. А еще есть симфонии, оратории, концерты, музыка к любимым всеми фильмам. Сложилось устойчивое словосочетание - «феномен Пахмутовой». Последовательно отмечая все исторические события, ее песни с честью и признанием пережили «оттепель» 1960-х, «развитой социализм», эксперименты перестройки. И теперь, когда, казалось бы, закончилась романтизированная и воспетая ею эпоха, они продолжают жить, восхищать слушателей самого разного возраста и социального уровня.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка. Отец - Пахмутов Николай Андрианович (1902–1983), мать - Пахмутова (Кувшинникова) Мария Амплиевна (1897–1978). Супруг - Добронравов Николай Николаевич (1928 г. рожд.), поэт, лауреат Государственной премии СССР.

Детство Александры прошло в поселке Бекетовка на Волге, в 18 километрах от Сталинграда (ныне - Волгоград), с почти деревенским бытом: куры, сено, огород. Еще свежи были в памяти родителей ужасы смутного времени гражданской войны. Дед, Андриан Виссарионович, помощник командира полка, был зарублен белоказаками в 1921 году. Много позже его соратник написал о Пахмутовой, тогда уже известном композиторе: «...она молодец... внучка стоит своего так трагически погибшего деда».

Мать в неполные 20 лет осталась вдовой с двумя детьми, но справилась с бедой, самоучкой стала парикмахером, вышла замуж за Николая Андриановича. Он работал на электростанции и был многогранно талантлив: писал маслом, играл на домре, балалайке, пианино; в местном клубе организовал оркестр народных инструментов и чудом добыл пианино, на котором профессионально таперствовал, озвучивая немые фильмы, аккомпанировал «синеблузникам», исполнял Шопена, Бетховена, Чайковского.

Музыкальная одержимость отца, его вечернее музицирование оказали огромное влияние на девочку. Классическая музыка, популярные и народные песни, русские романсы - самые светлые впечатления Алиного детства. Она и помнит-то себя с первых попыток в три с половиной года подобрать на пианино услышанные в кино мотивы; а первая композиция, навеянная родным двором, - «Петухи поют» написана ею в 5 лет. Удивительно, но детские нотные записи уцелели.

Решено было дочь серьезно учить. «Благодаря маме, - рассказывает Александра Николаевна, - моя учеба, моя судьба стали самым главным в семье, в которой было еще трое детей постарше (Михаил, Зоя, Людмила)». Аля в 7 лет поступила в общеобразовательную школу в Бекетовке и в музыкальную - в Сталинграде, куда ездила с мамой три раза в неделю на поезде, что отнимало много сил. «Сейчас я понимаю внутреннее состояние родителей, - продолжает Александра Николаевна. - Они боялись, что я не смогу получить настоящего музыкального образования и жизнь у меня сложится, как у отца, который мог бы стать и пианистом, и живописцем, у него были для этого все данные, но он так и остался самодеятельным музыкантом и художником».

Уже через полгода в переполненном клубе, на вечере памяти Ленина, Николай Андрианович и его 8-летняя дочь Александра исполнили на рояле в четыре руки первую часть симфонии соль-минор Моцарта. Кстати, через 38 лет удостоенная многих почестей композитор Пахмутова повторила эту музыку в зальцбургском доме-музее композитора, на его клавикорде, и записала в книге посетителей: «Когда люди будут жить на других планетах, то и там будет звучать Моцарт».

В 1941 году Аля окончила 4-й класс музыкальной школы и получила направление в интернат при Ленинградской консерватории. Утром 22 июня на городской олимпиаде детской художественной самодеятельности она отыграла вальс и прелюдию собственного сочинения. Сразу вслед за этим кто-то выбежал на сцену: «Война!!».

Дальше были бомбежки, пожары, эвакуация - мучительный месячный переезд в Караганду. «Мы увидели немецкий бомбардировщик... он стал разворачиваться и заходить на нас. Эшелон остановился. Мы закрыли окна и стали ждать. И вот, как чудо, появились два наших истребителя и сбили бомбардировщик. Мы видели, как он горел...», - вспоминает Александра Николаевна. Потом шли пешком в стылый осенний Темир-Тау. Начались жизнь в бараках на берегу речки Нуры, голод, зима, детские игры в войну, сбор и отправка на фронт посылок со сбереженными от школьных завтраков и высушенными на сухари булочками, самовязанными варежками и носками. Пианино не было. По счастью, вместе с бекетовским клубным имуществом привезли аккордеон, который девочка легко освоила.

Весной 1943 года семья вернулась домой, в хаос и неустроенность. Только что закончились бои, Сталинград лежал в развалинах, многие жили в землянках; погибла любимая учительница музыки. Аля много пела для солдат под аккордеон популярные песни тех лет (и первые собственные, на стихи Иосифа Уткина - «Если будешь ранен, милый, на войне» и «Если я не вернусь, дорогая...»). Болезненно ощущалась необходимость учиться дальше, но Ленинград стал недоступен. Отец взял ее с собой в командировку, чтобы показать в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории.

Завуч Екатерина Мамоли и педагог Теодор Гутман прослушали Алю и определили ее в 6-й класс: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической подвижности [сказались два года без фортепиано], но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Алю приютили жившие в коммуналке на Большой Бронной друзья детства Пахмутовых, семья Спициных. Нарком электростанций, услышав историю дожидавшейся отца в коридоре наркомата девочки, выделил ей пропуск в ведомственную столовую (он хранится в семье до сих пор), талоны на костюм и пальто. А рабочие продовольственные карточки высшей категории дети получали в ЦМШ.

Город жил с затемнением, буржуйками, противотанковыми ежами на окраинах. Музыкальные домашние задания Аля делала в школе до начала уроков, поспевая туда пешком рано утром, пока еще не ходил трамвай. Носила бурки, сшитые мамой из шинели, штопаные кофточки. И была счастлива. В школе преподавали легендарные музыканты, профессора Московской консерватории: Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Давид Ойстрах, Лев Оборин, Святослав Кнушевицкий. Александр Гольденвейзер рассказывал о встречах со Львом Толстым, Чайковским, Рахманиновым, Юрий Шапорин - о знакомстве с Блоком. Школьников приобщали к музыкальным событиям: играл на органе Александр Гедике; Сергей Прокофьев дирижировал своей Пятой симфонией; итальянский дирижер Карло Цекки репетировал с оркестром оперу Россини; Ойстрах вместе с румынским скрипачом, дирижером и композитором Джордже Энеску играл концерт для двух скрипок Баха; Энеску управлял исполнением Четвертой симфонии Чайковского... Однажды Аля играла для венгерского композитора и музыковеда Золтана Кодая. Еще она вспоминает:

«Моих товарищей и меня Дмитрий Борисович Кабалевский приглашал к себе домой послушать музыку, поиграть... это просто свалилось неслыханное счастье, судьба... было такое время, когда были живы великие музыканты... И они возились с нами. Они нас учили...».

Режиссер Вера Строева без лишнего умиления перед «вундеркиндами» запечатлела в скромной ленте («Юные музыканты», 1945) лучших учеников ЦМШ, и среди них - Пахмутову, игравшую скерцо из своей сонатины для фортепиано. А первая публикация о ней, с фото за роялем, появилась в 1946-м в «Московском комсомольце».

Александра окончила школу с отличием как пианистка в 1948 году. Классный руководитель Дмитрий Сухопрудский напутствовал ее в письме: «Желаю тебе быть такой по характеру, какой ты была в школе... мы можем гордиться тобою». Она должна была поступить на фортепианный факультет консерватории. Но задолго до окончания школы преподаватель Ираида Васильева показала композиции своей ученицы директору консерватории и художественному руководителю ЦМШ Виссариону Шебалину, усмотревшему в них незаурядность.

Девочку приняли в школьную факультативную группу по сочинению, которую курировал этот выдающийся педагог. «Он считал, что в композиторском хозяйстве должен быть абсолютный порядок во всех деталях вплоть до самых незначительных штрихов и оттенков, - вспоминает Александра Николаевна, - презирал поверхностное отношение к делу... Его глазами мы смотрели на партитуры великих мастеров, где нет места случайности и небрежности...». В итоге заниматься она стала на теоретико-композиторском факультете у Шебалина.

В консерватории Александра зарекомендовала себя как автор разноплановый: написала «Русскую сюиту» и «Концерт для трубы с оркестром», но уделила особое внимание сочинению песен. «Шебалин умел понимать индивидуальность учеников, а это божий дар (ведь никто не знает, как заниматься с композиторами), - замечает Александра Николаевна в интервью «Московскому комсомольцу» (09.11.2009). - И никакого разделения по жанрам. В первую очередь - да, писала академическую музыку. Впрочем, уже тогда в диплом вошла моя «Походная кавалерийская». [ст. Юлии Друниной, 1953]».

Вот строчки из документов экзаменационной комиссии: «Александра Пахмутова выполнила дипломную работу по сочинению с оценкой «отлично». Представлены: Кантата на стихи А. Твардовского «Василий Тёркин»; Симфоническая сюита; «Походная кавалерийская» - массовая песня». В журнале «Смена» появилась статья Шебалина с отзывом: «Александра Пахмутова - талантливый музыкант. Ее сочинения радуют яркостью, свежестью, русским национальным колоритом... я верю в ее дальнейшие успехи».

В аспирантуре написана диссертация «Партитура оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Но на вопрос (в том же интервью МК) - почему она не осталась «в лоне классической музыки», Александра Николаевна отвечает: «Почему? Да просто… понимаете, вот окончила я консерваторию, аспирантуру, а в стране такое время началось! Яркое время! Это и разоблачение культа Сталина, «оттепель», полет в космос, сибирские стройки замечательные, небывалый подъем! Обнаружился огромный интерес к песне как к жанру. К тому же... вы знаете, можно написать очень хороший квартет, его, может быть, похвалят в Малом зале консерватории. И все. А если успех у песни - то успех шумный, сразу на всю страну! Если бы у меня не было песен, вы бы мне и не позвонили, правда?» - смеется Пахмутова.

Появились ее первые популярные песни, одна из которых - «Лодочка моторная» (стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова, 1956) положила начало знаковому союзу композитора с поэтом Николаем Добронравовым. Александра познакомилась с ним весной 1956-го на Всесоюзном радио, где он читал свои стихи в детских передачах. Глава музыкальной редакции Ида Горенштейн сказала: «Начинаются летние каникулы. Ну напишите про это какую-нибудь песенку!» «На этой лодочке мы и отправились в плавание по жизни», - улыбается Николай Николаевич. «6 августа была жуткая жара, - вспоминает Александра Николаевна. - Но как только мы подъехали к загсу, полил дождь. Говорят, это к счастью! Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сшили мне костюм - такой красивый, розовый».

Этот трепетный, идиллический, детский взгляд на мир они перенесли во все совместные песни, и даже в «главные», посвященные Ленину, Октябрю, комсомолу.

Родион Щедрин как-то сказал о творениях супругов: «Им Бог фонариком посветил...». А Добронравов часто в интервью вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это направление за всю совместную жизнь ни разу их не подвело.

К снятой Фёдором Филипповым в 1958 году картине «По ту сторону» Пахмутова написала музыку и пять песен на стихи Льва Ошанина, в том числе эпохальную «Песню о тревожной молодости». «Первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной... Две индивидуальности сталкиваются впервые - непременно будет яркая вспышка». Так писал об этом успехе Евгений Долматовский в книге «50 твоих песен».

В 1961–1962 годах создана музыка к фильму Юрия Чулюкина «Девчата», песня из которого - «Старый клён» на стихи Михаила Матусовского тоже сделалась невероятно популярной.

С 1962 года Пахмутова много ездила в творческие командировки по стране вместе с соавторами - мужем и Сергеем Гребенниковым. Посетили Усть-Илим, Братскую ГЭС, воинские и флотские части. В Братске ей вручили «наряд на работу»: «Фамилия: Пахмутова. Профессия: композитор. Задание: написать песню, достойную наших ребят». Ответом стал цикл из 13 достойных песен («Таежные звезды», 1962–1963, стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Марчук играет на гитаре» и другие).

Она живо откликалась на все ключевые события, однако при этом в своей «песенной публицистике» органично уходила от штампов, делая главный акцент на общечеловеческих ценностях. Писала точные восхищенные песни о профессионалах своего дела - спортсменах, летчиках, строителях, геологах, космонавтах. Ее гражданская лирика проникала под кожу и вызывала слезы - весь мир плакал, когда улетал олимпийский Мишка на стадионе в Лужниках в 1980-м.

А еще были пронзительные песни о войне и любви. Невероятно, но некоторые из этих шедевров сначала имели трудную историю.

В фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» Пахмутова сначала отказывалась писать для «тетки, приехавшей в Москву мясом торговать», но сразу согласилась после просмотра видеоряда с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым («Нежность», стихи Н. Добронравова, 1965). Иосиф Кобзон первоначально не захотел петь «Надежду» (стихи Н. Добронравова, 1974), сочтя ее «женской». Изысканно и проникновенно спела ее Анна Герман.

Евгений Светланов в своей статье восторгается пахмутовской способностью создавать в каждой песне «мелодическую изюминку», которая «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании. Мало кто может так быстро завоевать слушателя, как это удается Пахмутовой».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего, - соглашается Александра Николаевна. - Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, развито ее тематическое зерно, сделана партитура, запись в студии - все это не последние вопросы, и из всего этого тоже складывается образ».

А это слова Михаила Плетнёва, пианиста, дирижера, композитора: «Музыка Пахмутовой - ...простая? Но прост Шуберт, прост Григ. Далеко не всякий автор симфонии может написать песню. Задача композитора - уловить физиономию времени. Ярче и лучше нее это не сделал, по-моему, никто. А сколько за внешней простотой внутренней композиторской культуры! Для меня Пахмутова не менее, если не более интересна, чем, например, «Битлз»: богаче фантазия, совершеннее форма».

Она обладает неисчерпаемой любознательностью и готовностью впитывать новое: в официальном «олимпийском» фильме «О спорт, ты - мир!» написала виртуозное соло для эстрадного ударника; в фильме «Полынь - трава горькая» использовала сочетание электронного звука с русскими народными инструментами и сама с наслаждением играла на синтезаторе. «Учиться нужно не только у тех, кто старше тебя. Обязательно надо учиться у тех, кто моложе; они идут вперед смелее и в некоторых аспектах искусства могут оказаться впереди», - подтверждает Пахмутова.

Она создала огромное количество произведений: симфонические «Русская сюита» (1952), Концерт для трубы с оркестром (1955), Концерт для оркестра (1971), Концерт для ансамбля колоколов и оркестра «Ave Vita» (1989), скерцо для оркестра «Веселые смычки» (2009) и симфоническую поэму «Птица-тройка» (2009); увертюры «Юность» (1957), «Русский праздник» (1967) и «Веселые девчата» (1954); «Динамо-марш» (1965); балет «Озаренность» (1973); кантаты «Василий Тёркин» (1953), «Красные следопыты» (1962), «Отрядные песни» (1972) и «Прекрасная, как молодость, страна» (1977).

Написала музыку к спектаклям «Великие голодранцы» (1970), «Неизвестный солдат» (1971), «Сказ о гранитном памятнике» (1973), «Нина» (1975), «Город Мир» (1983), «Волшебный апельсин» (1990); радиопостановкам: «Противная сторона» (1955), «У самого синего моря» (1956), «Не проходите мимо» (1956) и «Педагогическая поэма» (1958); фильмам «Экран жизни» (1955), «За рулем автомобиля» (1956), «Семья Ульяновых» (1957), «По ту сторону» (1958), «Девчата» (1961), «Яблоко раздора» (1962), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Закрытие сезона» (1974), «Камни говорят» (1975), «Начальник стройки» (1976), «Моя любовь на третьем курсе» (1976), «Рожденная революцией» (1976), «Баллада о спорте» (1980), «О спорт, ты - мир!» (1981), «Полынь - трава горькая» (1982), «Товарищ ЧТЗ» (1983), «Битва за Москву» (1985), «Облака нашего детства» (1990), «Сын за отца» (1995), «Великая Победа. Народная память» (2004).

Около 40 из почти 400 песен вошли в 7 песенных циклов, среди которых «Обнимая небо» (1965–1966, стихи Н. Добронравова: «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты»; стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Нежность»); «Созвездье Гагарина» (1970–1971, стихи Н. Добронравова: «Запевала звездных дорог», «Знаете, каким он парнем был» и другие).

Вехами времени стали песни на стихи Добронравова: «Орлята учатся летать» (1965), «Мелодия» (1973), «И вновь продолжается бой» (1974), «Нам не жить друг без друга» (1974), «Белоруссия» (1975), «Беловежская пуща» (1975), «Как молоды мы были» (1976), «Команда молодости нашей» (1979), «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «Виноградная лоза» (1988), «Остаюсь» (1991), в его соавторстве с Гребенниковым: «Куба - любовь моя» (1962), «Трус не играет в хоккей» (1968) и десятки других; «Ненаглядный мой» (стихи Риммы Казаковой, 1970); «Горячий снег» (стихи Михаила Львова, 1974), а также на стихи Юрия Визбора, Андрея Вознесенского, Расула Гамзатова, Инны Гофф, Евгения Долматовского, Николая Заболоцкого, Марка Лисянского, Роберта Рождественского и других больших поэтов. Исполнители - выдающиеся певцы и актеры: Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Александр Градский, Юрий Гуляев, Людмила Гурченко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Сергей Лемешев, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Нонна Мордюкова, Георг Отс, Эдита Пьеха, София Ротару, Валентина Толкунова, Эдуард Хиль и другие; прославленные коллективы - Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, Детский хор Гостелерадио под руководством Виктора Попова, а также ВИА «Верасы», «Добры молодцы», «Песняры», «Пламя», «Самоцветы» и «Сябры», группы Стаса Намина, «Living Sound» (Англия) и другие.

В альбоме «Звездопад» (2002) группы «Гражданская оборона» (ее лидер Егор Летов был страстным противником официальной культуры) замечательно звучат пахмутовские песни. Тогда же в Санкт-Петербурге состоялся совместный концерт композитора и бельгийского гитариста Франсиса Гойи, приуроченный к выпуску его альбома «Посвящение Александре Пахмутовой». А апологет тяжелого рока, популярная немецкая группа «Раммштайн» иногда заканчивает концерты мощным исполнением пахмутовской «Песни о тревожной молодости» на русском языке.

С 1960 года выпущено множество дисков, среди которых: «Советские композиторы - Армии: песни Александры Пахмутовой» (1971), «Любовь моя - спорт» (1980), «Птица счастья» (1981), «Шанс» (1990), компакт-дисков «Симфонические произведения» (1995), «Как молоды мы были» (1995), «Зарево любви» (1996), «Александра Пахмутова. 100 любимых песен» (2009), «Никто не забыт. Песни Александры Пахмутовой» (2010). В США вышел компакт-диск Лайзы Верзелла «Труба XX века» с Концертом для трубы с оркестром (2000). Изданы нотные сборники: «Песни тревожной молодости» (1963), «Чьи песни ты поешь» (1965), «Звездопад» (1972), «Солнце любви твоей» (1990), «Вираж» (1990), «Звездопад» (2001), «Земля моя златая» (на стихи С. Есенина, 2001) и многие другие.

Много лет Пахмутова была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров; секретарем правления Союза композиторов СССР (1968–1991) и России (1973–1995); депутатом Моссовета (1969–1973); депутатом Верховного Совета РСФСР (1980–1990); избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. С 1968 года более 20 лет возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика».

А.Н. Пахмутова - народная артистка СССР (1984) и РСФСР (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1971), Герой Социалистического Труда (за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность, 1990).

Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Среди ее наград - ордена Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени, Франциска Скорины (Белоруссия).

Лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Государственной премии РФ (2015), премий: Ленинского комсомола (1966), «Российский национальный Олимп» в номинации «Выдающийся деятель культуры» (2004), Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства (2004), Межгосударственной премии «Звезды Содружества» (2009). Обладает титулом «Живая легенда» от Российской национальной премии «Овация», «Золотым диском» фирмы «Мелодия» за грампластинку «Песни Александры Пахмутовой».

Почетный гражданин Москвы, Волгограда, Братска и Луганска.

Ее именем названа и зарегистрирована в Планетном центре в Цинциннати (США) малая планета - астероид Pakhmutova №1889.

В 1943 году девочка была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории, которую окончила в 1948 году.

В 1953 году она окончила Московскую Государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, где занималась у композитора профессора Виссариона Шебалина, в 1956 году — аспирантуру.

Работая в разных жанрах, Александра Пахмутова завоевала особую популярность как автор песен. В общей сложности на счету композитора около 400 песен, среди них "Песня о тревожной молодости" (1958), "Геологи" (1959), "Старый клен" (1961), "Орлята учатся летать" (1965), "Нежность" (1966), "Трус не играет в хоккей" (1968), "Мелодия" (1973), "Надежда" (1974), "Беловежская Пуща" (1975), "Как молоды мы были" (1976), "Команда молодости нашей" (1979), "До свиданья, Москва" (1980) и другие.

Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой — Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Роберт Рождественский и другие. Большинство песен были написаны Пахмутовой в творческом союзе с ее мужем Николаем Добронравовым — известным российским поэтом-песенником.

Ее песни исполняли и исполняют такие именитые артисты, как Анна Герман, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Тамара Гвердцители и многие другие.

Также песни Пахмутовой Ансамбля Александрова, Хора имени Пятницкого, ансамблей "Песняры", "Самоцветы", "Надежда", "Верасы", "Сябры", "Пламя", группы Стаса Намина и др.

В День славянской письменности и культуры, на Красной площади в Москве прозвучала новая песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова "Наш букварь".

Александра Пахмутова написала произведения для симфонического оркестра "Русская сюита", "Концерт для трубы с оркестром", увертюру "Юность", "Оду на зажжение огня", музыку для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita. Композитором созданы сочинения кантатно-ораториального жанра "Василий Теркин", "Прекрасная, как молодость, страна", кантаты для детского хора и симфонического оркестра "Красные следопыты".

На музыку Пахмутовой в 1970-е годах в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет "Озаренность".

Александрой Пахмутовой написана музыка к нескольким десяткам фильмов. Среди них такие популярные киноленты, как "Девчата" (1961), "Три тополя на Плющихе" (1967), "Рожденная революцией" (1974-1977).

В 2005 году к 60-летию Победы была написана музыка к документальному сериалу "Великая Победа" режиссера Виктор Лисакович.

Пахмутова выпустила несколько десятков авторских грампластинок. Среди них компакт-диск "Как молоды мы были" (1995), диск "Зарево любви" (1996), сборник песен "Звездопад" (2001), а также сборник песен для детского хора на стихи Сергея Есенина "Земля моя златая" (2001).

Активная творческая деятельность композитора успешно сочеталась с общественной . В 1968-1991 годах она занимала должность секретаря правления Союза композиторов СССР, а в 1973-1995 годах — секретаря правления Союза композиторов России.

В 1969-1973 годах была депутатом Моссовета, в 1980-1990 годах — депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

В течение многих лет Пахмутова была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более 20 лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни "Красная гвоздика".

Александра Пахмутова — народная артистка СССР (1984), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), премии Ленинского комсомола (1967), премии Союзного государства России и Белоруссии (2004).

Награждена двумя орденами Ленина (1979, 1990), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1971), орденом Дружбы народов (1986), российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III (2014), II (1999) и I (2009) степеней , белорусским (2000), орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (2008).

Пахмутова получила Премию Центрального федерального округа в области литературы и искусства.

Она является обладателем премии "Овация" (2001), премии "Российский Национальный Олимп" (2004).

Именем композитора назван открытый в 1968 году астероид Pakhmutova.

В 1976 году именем Александры Пахмутовой была названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета №1889 между Марсом и Юпитером, открытая крымскими астрономами.

С 1956 года Александра Пахмутова замужем за поэтом Николаем Добронравовым.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников