Александр Скрябин: “Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его”. Александр николаевич скрябин Александр Николаевич Скрябин. Биография: детские годы

Творчество А.Н.Скрябина, стоящее особняком в музыкальной культуре, не имело ни прямых предшественников (при наличии влияний), ни продолжателей. Индивидуализированность личностных черт композитора обусловила новаторство не только в области музыкально-выразительных средств, но в самой сущности понимания музыки.

В единственном лице Скрябин представляет направление, основанное на целом комплексе сложно преломленных в сознании музыкальных влияний и философских учений:

  • романтическая идея синтеза искусств (воспринята также эстетикой символизма);
  • ницшеанские идеи о сверхчеловеке, проецируемые на себя, выражают убеждения о возможности создания Мира («…есть мое хотение…, «Я создаю мир игрою моего настроения…»);
  • близость идеям (познание духовного при помощи символов, отражающих чувства, выражающихся в мистических сюжетах, реализующихся подчас в 2х-3х нотах, как, например, в поэме «К пламени»), еще далее восходящих к дуализму Канта;
  • идеи уникальности человека-творца, гения, отражающие влияние философии солипсизма («Я не грозное Божество, а только любящее…»);
  • пантеистические идеи;
  • влияние философии научного социализма (грандиозная размашистость музыки, выражающей предреволюционные настроения).

Далеко не полон этот перечень, охватывающий круг от Шопенгауэра, Шеллинга, вплоть до платоновского Эроса, восточных буддистских учений и даже теософских теорий Е.Блаватской.

Фортепианное творчество Скрябина

Александр Николаевич Скрябин

Фортепианные произведения композитора составляют практически основу творческого наследия. Основные черты его фортепианного стиля заключены в образно-эмоциональных сферах, каждая из которых имеет собственный комплекс выразительных средств:

  • лирика, трактуемая как «высшая утонченность»;
  • образ движения;
  • образ воли.

В произведениях раннего периода можно проследить влияния Шопена, Листа, Вагнера; характерно тяготение к жанру миниатюры (прелюдии, ноктюрны, экспромты); начинает путь становления жанр сонаты. В зрелых и поздних сочинениях музыка Скрябина демонстрирует новый, индивидуальный авторский стиль (происходит оттачивание средств образной выразительности, кристаллизация форм).

Прелюдии Скрябина

Огромное внимание уделено этому жанру (89 прелюдий); индивидуальность авторского почерка делает музыканта новатором в трактовке жанра прелюдии. В целом, характерна ясность мелодики и ладотональных связей, утонченность использования звуковых ресурсов фортепиано. Ранние прелюдии отличает эмоциональная открытость и ясность с преобладанием диатоники и лирической образности. Лирика в различных проявлениях (вплоть до мрачно-суровых, драматических образов) отмечает и зрелые сочинения; используется широкий регистровый диапазон, часто – сочетание крайних регистров; фактура многих прелюдий сглаживает остроту гармонии.

Поэмы А.Н.Скрябина

Между миниатюрой и крупными сочинениями жанр поэмы в творчестве композитора играет этапную роль. Музыкант, выступая как новатор, впервые вводит этот жанр в фортепианную музыку; тяготение к поэмности характерно и для симфонического творчества. Наряду с поэмами без названий, многие программны (например, Трагическая, Причудливая, Сатаническая, Окрыленная, Маска). Поэмы композитора имеют ряд характерных черт:

  • п оэма посвящена становлению одного образа, воспринимаясь «на одном дыхании» и вырастает, как правило, из одной короткой темы;
  • каждое произведение – процесс становления чувств и мыслей, процесса творчества; образ на протяжении произведения активно развивается, реализуя листовский прием трансформации тематизма;
  • маэстро группирует свои произведения по принципу контрастного сопоставления образов.

Сонаты Скрябина

Жанр сонаты у композитора претерпевает эволюцию от 4-хчастного цикла – к одночастной (в этом процессе этапная роль принадлежит поэме «К пламени»); тенденция к монотематизму также сближает сонату с жанром поэмы. Из 10 сонат №1, №3 – четырехчастные, №2 и №4 – двухчастные, остальные – одночастные.

Для его сонат характерно наличие программности (программная идея сонаты №4, появившаяся после самого произведения, выражает стремление к далекой звезде, путь достижения к которой протекает через образы томления, полета, экстаза). Соната №7 – «Светлая месса», №9 – «Черная месса», и т.д.

Некоторые черты одночастных сонат А.Н.Скрябина:

  • невелико образное различие между главной и побочной партиями (сфера побочной представлена, в основном, лирикой; главной – образами решительности, воли);
  • основная кульминация приходится, как правило, на зону перехода от разработки к репризе (соната №6 – исключение).

Симфоническое творчество А.Н.Скрябина

Определяющими в его симфоническом творчестве выступают 3 темы, неизменно присутствующие так или иначе в любом произведении:

  • тема преодоления (композитор говорил, что Мир порожден сопротивлением, которого он захотел; жизнь – преодоление сопротивления );
  • тема воли, самоутверждения;
  • экстатическая тема и образы полетности.

В симфонических произведениях А.Н.Скрябина прослеживается связь с Вагнером в лейтмотивном значении тем, типе и характере; с Листом – в стремлении к одночастности. От и – эпическое начало (однако, в отличие от эпики, опирающейся на мифы и исторические события прошлого, композитор смотрит на настоящее с позиции будущего, а уже настоящее это – предгрозовое).

Для симфонических произведений композитора характерно:

  • стремление к одночастности (хотя симфония №1 имеет 6 частей, №2 – 5чч., №3 – 3чч.); «Поэма экстаза» и «Прометей» — уже одночастные: происходит сближение с поэмой;
  • несмотря на количество частей, апофеоз всегда происходит в финале, концентрирующем все основные темы;
  • обязательное наличие тематических арок от вступления к финалу.

Оркестр

Оркестровка Скрябина характеризуется сложным сочетанием монументальности, грандиозности, изящной утонченности; оригинальность оркестрового письма композитора преемственно восходит:

  • к стилю в отношении методов полифонно-подголосочной работы;
  • мощь и красочность – к Вагнеру;
  • тонкость и изобразительность оркестрового письма – к Римскому-Корсакову;
  • черты импрессионистической оркестровки.

Вместе с «Поэмой экстаза» в состав оркестра вводятся орган, колокола, увеличивается состав труб.

Музыкальный язык А.Н.Скрябина

Ярчайший новатор, Скрябин – создатель собственной системы музыкального мышления. Сложные и неординарные гармонические комплексы, изощренные ритмические структуры – проявления эстетической стороны творчества. В то же время для него важны основополагающие принципы функциональной гармонии, формообразующие законы.

Как исполнитель, Александр Николаевич относится к числу великих пианистов (создал собственную пианистическую школу ). Часто его сравнивают с :

  • если Рахманинов – концертный исполнитель, то Скрябин в большей мере – камерный;
  • если по силе дарования и артистизму композиторы могут соперничать, то в отношении композиторского новаторства – музыка первого мастера, в отличие от второго, не противостояла традиции.

К новаторским находкам композитора относятся открытия в области музыки, света и цвета: он открыл совместное использование музыки и света, явившись отцом светомузыки; к нему восходят современные достижения в этой области. Под каждый звук он подбирал определенный цвет, что воплотилось в партии света в «Прометее» и было задумано в «Мистерии»; сочинение «Предварительное действо» представляло собой подготовку к «Мистерии» всего человечества.

Образный мир творчества Скрябина

Идеи о вселенской силе преображения искусством и вера в колоссальные возможности Человека, способного сотворить Мир через его уничтожение, – одни из центральных в творчестве композитора. Мистичность его музыки наполнена двойственностью. Целый ряд исследователей отмечает моменты, которые можно выразить словами Г.Флоровского о намерении

«…неким магическим действом», изобличающим «…темные бездны артистической гениальности»,

где ощущается

«люцефирическая воля властвовать, магически и заклинательно овладевать»,

привести мир к апокалиптическому итогу.

Так, замысел последнего грандиозного произведения А.Н.Скрябина — «Мистерия», оставшийся нереализованным, предполагает дематериализацию мира через

«…всеобщее, пронизанное экзальтированным эротизмом празднество – …дионисийское торжество преображения физического мира в чисто духовный», где свершится «божественный синтез…восстановление мировой гармонии, экстаз» (отмечает Б.Кац).

Музыка Скрябина в образном отношении не остроконфликтна, но достаточно драматична, воплощая противоречивый мир душевных устремлений.

Произведения композитора, в целом, идут по пути:

1.От мрака к свету (поздние сонаты, фортепианная поэма «К пламени», симфоническая поэма «Прометей », она же — «Поэма огня»);

2. Мечты, полет, экстаз («Поэма Экстаза», соната №4). Здесь намечается два круга образов: «высшая утонченность» (лирические образы, изысканные, изящные) и «высшая грандиозность» (монументальные образы торжества и величия).

В отличие от других композиторов, в произведениях которых важны идеи борьбы, драматизм Скрябина выражается движением вперед и достижением итога через чувства (так, симфония №3 «Божественная поэма» имеет названия частей: Борьба, Наслаждение, Божественная игра).

В то же время его творчество пронизано идеями преображения искусства.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года по старому стилю) в Москве. Его семья происходила из старинного дворянского рода . Отец служил дипломатом в Турции. Мать - Любовь Щетинина была незаурядной пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию у польского пианиста Теодора Лешетицкого, ее дарование высоко ценили композиторы Антон Рубинштейн, Александр Бородин, Петр Чайковский. Умерла от туберкулеза, когда сыну не было и полутора лет. Александр воспитывался тетей, Любовью Скрябиной, увлекшей его игрой на фортепиано. В пять лет он уверенно воспроизводил на инструменте не только мелодии, но и однажды услышанные несложные пьесы, в восемь начал сочинять музыку, писал также стихи и многоактные трагедии.

С 1882 года по семейной традиции Александр Скрябин обучался во Втором московском кадетском корпусе. Брал уроки фортепьяно у Георгия Конюса и Николая Зверева, изучал теорию музыки под руководством Сергея Танеева, выступал в концертах.

В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, поступил в Московскую консерваторию по двум специальностям: "фортепиано" и "свободное сочинение". В 1892 году окончил консерваторию с малой золотой медалью по классу Василия Сафонова (фортепиано), получив на выпускном экзамене оценку "пять с плюсом". По композиции Скрябин не получил разрешения сдать экзамен для получения диплома, хотя к моменту поступления в консерваторию был автором свыше 70 сочинений.

После окончания Московской консерватории из-за обострения болезни правой руки, переигранной еще в процессе обучения, Александр Скрябин пережил тяжелый период, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат Митрофан Беляев (до конца своих дней был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив Скрябина в 1896 году в турне по Европе.

В 1898-1904 годах Скрябин преподавал специальное фортепиано в Московской консерватории.

Педагогическую деятельность он совмещал с интенсивным композиторским творчеством. Увлекался сочинениями поэтов-символистов. Особое влияние на Скрябина оказала философия Владимира Соловьева, он был также другом философа Сергея Трубецкого. Посещал философские кружки и литературные диспуты, что привело к рождению собственной философско-художественной концепции "духа творящего", отраженной в Третьей симфонии "Божественная поэма" (1903-1904), "Поэме экстаза" (1905-1907), "Прометее" (1911), фортепианных произведениях. Позднее, познакомившись с учением Елены Блаватской, Скрябин увлекся восточными религиозными учениями и пришел к идее синтеза музыки и других видов искусства, возрождающего жанр древней мистерии.

В 1904-1909 годах Скрябин жил за границей, давал концерты в Америке с оркестром под управлением известного венгерского дирижера Артура Никиша. В 1909 году с триумфальным успехом выступил в Москве. В 1910 году Скрябин окончательно вернулся на родину.

Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Поздние произведения Скрябина - сонаты №№7-10, фортепьянные поэмы "Маска", "Странность", "К пламени" так или иначе связаны с идеями "мистерии". Тогда же он сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ веке.

Скрябин является первым композитором, использовавшим цвето- и светомузыку при создании своих произведений, создавшим таблицу соответствия цветов определенным тональностям. В 1910 году для симфонического оркестра расширенного состава, фортепиано, органа, хора, света Скрябин написал "Поэму огня" ("Прометей"), которая считается одним из самых значительных его творений. Впервые была исполнена в 1911 году в Петербурге, партию фортепиано исполнял сам автор.

В 1914 году , в начале Первой мировой войны, Скрябин давал концерты в пользу пострадавших от войны.

В числе сочинений композитора - три симфонии (1900, 1901, 1903-1904); симфоническая поэма "Мечты" (1898); для фортепьяно - 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы.

27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1915 года Александр Скрябин скоропостижно скончался в Москве от заражения крови.
В 1916 году по постановлению Городской думы на доме Скрябина была установлена мемориальная доска. В 1922 году в квартире, в которой композитор жил с 1912 года до своей смерти, был открыт Музей Скрябина.

А. Н. Скрябин - композитор, чье творчество принято рассматривать вне всяких направлений. Хотя, если анализировать именно технику исполнения, его можно отнести к Новой Венской школе. Уникальность произведений этого композитора заключается не только в усложненной гармонии, но и во введении в музыку для лучшей выразительности цвета.

Александр Николаевич Скрябин. Биография: детские годы

Родился Александр в январе 1872 года. Оказать существенное влияние на становление гениальности ребенка его семье не довелось. Мать умерла от туберкулеза, когда Александр был еще маленьким. Отец был адвокатом и почти все время посвящал работе. Мальчик сам научился подбирать услышанные и понравившиеся мелодии на рояле, чем очень поражал окружающих.

Биография Скрябина А. Н.: начальное образование

Отец хотел, чтобы сын учился в лицее. Но сам Александр мечтал о кадетском корпусе. И родные уступили его желанию. В 10 лет он был зачислен в кадетский корпус г. Москвы. В будущем мальчик планировал поступать в консерваторию. В связи с этим параллельно с обучением в корпусе он стал посещать частные уроки музыки у и С. И. Танеева, известных педагогов Москвы.

Биография Скрябина А. Н.: поступление в консерваторию

Это событие произошло в январе 1888 года, когда юноше уже было 16 лет. Одновременно с этим его приняли в класс фортепиано. Учителем Александра стал дирижер и пианист В. И. Сафонов. Вскоре на Скрябина обратили внимание и товарищи, и педагоги. Вместе с Рахманиновым они подавали наибольшие надежды. В годы учения Скрябин много сочинял.

Почти все написанные в этот период произведения были предназначены для исполнения на рояле. Впервые со своими сочинениями он выступил в 1894 году в Петербурге. Здесь он познакомился с музыкальным деятелем, а через него с Лядовым, Глазуновым, Римским-Корсаковым и другими композиторами столицы.

Биография Скрябина А. Н.: исполнительская деятельность

Она началась во второй половине 1890-х годов, когда композитор выступил с концертами, состоящими из собственных сочинений, во многих городах России, а также за границей. Он посетил Париж, Гаагу. Незадолго до турне Скрябин женился. Его избранницей стала Вера Ивановна Исакович. Она была пианисткой и выступала вместе с мужем. В 1898 году Скрябин дал согласие на предложение Московской консерватории руководить классом фортепиано, стал ее профессором. В эти годы он создал цикл этюдов, много прелюдий, а также немало крупных произведений для фортепиано. В конце века он обратился к оркестру, посвятил ему много времени. Общение с членами философского общества, в которое он вступил, чтение соответствующей литературы привело Скрябина к замыслу написания «Мистерий». Отныне они стали главным делом его жизни. В этом произведении композитор планировал объединить в одно целое сразу несколько жанров: архитектуру, танец, музыку, поэзию и др. В это же время уже было написано две симфонии и велась работа над третьей.

Биография Скрябина А. Н.: выезд за границу

Зимой 1904 года композитор выехал за рубеж на несколько лет. В этом же году он завершил Третью симфонию и весной 1905 года исполнил ее в Париже. С гастролями Скрябин побывал в Бельгии, Италии, Швейцарии, Франции и даже в Америке. В этот период Александр Николаевич с первой супругой развелся и женился во второй раз на Т. Ф. Шлецер, которая тоже имела музыкальную подготовку, но пожертвовала всем ради мужа.

А. Н. Скрябин - композитор. Биография: последние дни

Зимой 1915 года композитор дал много концертов, два из них прошли в Петрограде с грандиозным успехом. На апрель было назначено еще одно выступление. Оно оказалось последним. Сразу после возвращения в почувствовал себя нехорошо. На губе выскочил карбункул, нарыв был злокачественным, произошло заражение крови, быстро до высоких показателей поднялась температура. Александра Николаевича не стало 27 апреля, ранним утром.

Александр Николаевич Скрябин - русский композитор, уникальный человек, чье творчество имело большой успех. Скрябиным восторгались в , он действительно был хорошим композитором.

Александр Николаевич родился в декабре 1871 года, в Москве. Отец его был юристом, позже работал русским консулом в Турции.

Дед был военным. Мать композитора была незаурядной пианисткой, но через год после рождения сына умерла. Отец, служивший дипломатом в далекой от Москвы Турции, редко виделся с Сашей.

Воспитанием мльчика занималась в основном его бабушка по отцовской линии Елизавета Ивановна. Бабушка, как и все нормальные бабушки, души не чаяла в маленьком Саше. Очень она уж любила своего внука.

Своим уходом, Елизавета Ивановна сумела оградить Скрябина от невзгод, которые могли бы повлиять на Александра в худшую сторону.

С ранних лет Александр проявил расположение к музыке. Любимым музыкальным инструментом маленького мальчика был рояль. Говорят, что интересоваться роялем, Саша стал в четыре года.

В пять он уже играл на нем, даже пытался, что- то сочинять, «фантазировал музыку». Еще одним увлечением детства Александра Скрябина был театр.

У него был складной детский театр, играя в который он любил проводить свободное время. В этом театре, он ставил различны сценки.

В 11-летнем возрасте был отдан на обучение в Кадетский корпус. Военное образование приучило Александра Николаевича к дисциплине и порядку.

Обучаясь, он не забывал и про свои музыкальные увлечения. Окончив «кадетку», поступил в Консерваторию. Закончил её, в 1892 году, а спустя шесть лет, преподавал в консерватории, в звании профессора, "игру на фортепьяно".

Ранние произведения Скрябина отличались некой утонченностью, гармоничностью и мелодичность. Хотя многие специалисты отмечают, что эти же самые первые его произведения, были отмечены подражанием Шопену. Влияния Шопена на свое творчество Александру Николаевичу удалось преодолеть с помощью творчества Вагнера и Листа. Через некоторое время, он создаст свой неповторимый и ни с чем не сравнимый, музыкальный стиль.

С началом двадцатого столетия, Скрябин задумывает новые сочинения. Создает «Первую симфонию», затем и вторую. Через некоторое время он покидает Московскую Консерваторию, ибо не может совмещать преподование со своей творческой деятельностью.

В 1904 году, на деньги меценатов, отправляется зарубеж, в Швейцарию. Здесь Александр Николаевич создает «Божественную поэму» (Третья симфония), и «Поэму Экстаза». Это был новый этап в творчестве . Он теперь окончательно избавился от влияний музыкальных гениев, и проявил свою настоящую индивидуальность.

В 1910 году Скрябин пишет - «Поэму огня». Это был совершенно новый опыт, не только новых звучаний, но и использование цветомузыки. Музыка его воспринимается весьма контрастно. Творчество русского композитора, это любовь, которая находила отражение в его музыке.

В личности Скрябина переплеталось множество дум и переживаний, так свойственных русскому человеку. 14 апреля 1915 года Великого русского композитора Александра Скрябина не стало.

Композитор, пианист, педагог.

Родился в дворянской семье. Отец — Николай Александрович Скрябин — служил дипломатом в Турции. Мать — Любовь Петровна (урожденная Щетинина) — была незаурядной пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию у Т. Лешетицкого (ее дарование высоко ценили А.Г.Рубинштейн, А.П. Бородин, П.И.Чайковский).

В 5-летнем возрасте Скрябин легко воспроизводил на фортепиано услышанную музыку, импровизировал, в 8 лет пытался сочинить оперу «Лиза», подражая классическим образцам. Заметив незаурядное музыкальное дарование юного музыканта, с ним начал заниматься С. И. Танеев (по существу, заложил основы композиторской техники Скрябина). Позднее направил Скрябина к Г. Э. Конюсу для дополнительных занятий по гармонии, который заметил: «Все потребное для музыканта … жило в Скрябине самородочной жизнью, заготовлено было самой природой. Мне оставалось, по большей части, прикреплять теоретические этикетки (названия, термины и т. д.) к тому, что врожденно оказалось им уже усвоенным» (Энгель Ю. А. Н. Скрябин. Биографический очерк. С. 21-22). В 11 лет по семейной традиции поступил во Второй московский кадетский корпус, где в первый же год обучения выступал в концерте как пианист. После домашних занятий под руководством сестры отца Любови Александровны, с 1885 г. начал занятия по фортепиано у Н. С. Зверева. В 1888 г., за год до окончания кадетского корпуса, поступил в Московскую консерваторию по 2 специальностям: «фортепиано» и «свободное сочинение». В 1892 окончил консерваторию с малой золотой медалью по классу В. И. Сафонова, получив на выпускном экзамене оценку «пять с плюсом» (имя Скрябина занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). Занимался также у Танеева (контрапункт строгого стиля) и А. С. Аренского (фуга, свободное сочинение). Отношения с Аренским, однако, не сложились (поставил ученику за переэкзаменовку дисциплин «канон и фуга» отметку «три»). Не укладывался также в консерваторскую программу подготовки композиторов, что еще более раздражало Аренского: «Не умея считаться с индивидуальностью ученика, он не разгадал в Скрябине зреющего великого художника» (Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования. С. 327). В итоге Скрябин не получил разрешения сдать экзамен для получения диплома композитора, хотя к моменту поступления в Московской консерватории был автором свыше 70 сочинений, в том числе мазурок ор. 3, прелюдий ор. 11.

После окончания Московской консерватории из-за обострения болезни правой руки, переигранной еще в процессе обучения, пережил тяжелый период в своей жизни, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат М. П. Беляев (до конца своих дней был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив Скрябина в турне по Европе. Во 2-м турне, организацией которого занимался также Сафонов, Скрябин выступил с серией концертов, завоевав признание как превосходный композитор и пианист. Играл практически только собственные сочинения, покоряя слушателей романтической утонченностью и одухотворенностью пианистического стиля.

В 1898 г. Сафонов, обойдя ряд формальностей и недовольство некоторых педагогов, пригласил Скрябина преподавать специальное фортепиано в Московской консерватории. По отзывам, был незаурядным педагогом: «Скрябин пригласил меня к себе в класс выслушать его учениц, - писал профессор Венской консерватории П. Кон, — и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знанием и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Московской консерватории» (Цит. по: Скрябин А.Н. Письма. М., 1965. С. 217). Скрябин был одним из первых, кто нарушил традицию обучения молодых пианистов преимущественно на инструктивно-педагогическом материале. В зависимости от технических возможностей, подбирал высокохудожественный репертуар для учеников. По воспоминаниям М. С. Неменовой-Лунц, при этом ставил перед ними «такие жесткие, неумолимые технические требования, что иногда они казались положительно невыполнимыми. В центре его внимания был “звук”, которым сам он владел как маг и волшебник» (Неменова-Лунц М. С. Скрябин — педагог // Советская музыка. 1948. № 5. С. 59). Изобретал специальные технические упражнения, но заботился также о творческом развитии ученика. В классе часто велись беседы, прежде всего о «звании Артиста», которое Скрябин считал очень высоким и ответственным (Там же). За недолгое время работы (до 1904 г.) подготовил таких прекрасных пианистов, как Неменова-Лунц, Е. Бекман-Щербина и др.

Педагогическую деятельность Скрябин совмещал с интенсивным композиторским творчеством. Увлекался сочинениями поэтов-символистов. Посещал философские кружки (особое влияние на Скрябина оказала философия В. С. Соловьёва, был также другом философа С. Н. Трубецкого) и литературные диспуты, что привело к рождению собственной философско-художественной концепции «духа творящего» (Третья симфония «Божественная поэма», 1903-04; «Поэма экстаза», 1905-07; «Прометей», 1911), фортепианные произведения. Позднее, познакомившись с книгой «Тайная доктрина» Е. П. Блаватской, увлекся восточными религиозными учениями и пришел к идее синтеза музыки и других видов искусства, возрождающего жанр древней мистерии.

В 1904-09 жил за границей. Давал концерты в Америке с оркестром под управлением А. Никиша, познакомился с С. А. Кусевицким. В 1909 г. с триумфальным успехом выступил в Москве. В 1910 окончательно вернулся на родину. Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Тогда же сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ веке (усложнение гармонической вертикали, снимающее необходимость разрешения диссонанса, появление диссонантной тоники, расширение тональности, охватывающей все 12 ступеней, образование новых ладовых структур, возникновение «гармониемелодии» — так называемый прометеев аккорд, в котором гармонический комплекс становится свернутым в вертикаль звукорядом). В 1910 г. молодой С. С. Прокофьев посвятил Скрябину симфоническую поэму «Сны».

Смерть Скрябина произошла из-за внезапно возникшего заражения крови и вызвала большое потрясение в российском обществе.

Его первая жена — В. И. Скрябина (урожденная Исакович). Его вторая жена - Татьяна Федоровна Скрябина (урожденная Шлёцер), племянница П. Ю. Шлёцера; их сын - Юлиан Скрябин (1908-1919), учился в Киевской консерватории по классу композиции Р. М. Глиэра, несмотря на юный возраст, был многообещающим композитором; трагически погиб (утонул).