За какие грехи предков отвечают потомки. Молитва на отмаливание грехов своих предков и родственников. Понравилось? Присоединяйся к нашему сообществу: Одноклассники Вконтакте Facebook Pinterest Twitter Подписывайтесь на наc в

Все многообразие грехов, рассмотренных нами в предшествующих беседах, можно свести в одну группу под названием «личные грехи». Личные грехи – это те, которые совершены конкретным человеком, совершены сознательно. За них человек несет личную ответственность и терпит наказание, за них он должен принести личное покаяние и исправить допущенное зло противоположными добрыми делами. Однако борьба со злом не сводится к преодолению только личных грехов, человеку приходится сталкиваться с проявлением зла, получившим название «родовой грех», или, точнее, «родовое повреждение».

Начало родового греха

Родовой грех (родовое повреждение) – это болезнь нравственного порядка, с которой мы рождаемся и источником которой являемся не мы сами, а наши родители и наши предки. Если кто-нибудь из наших предков, не устояв против искушения, совершил тяжелый грех (убийство, грабеж, прелюбодеяние, колдовское или магическое действие), то в момент совершения греха душа и тело его подверглись особо глубокому разрушительному воздействию, которое сказалось на всем его существе и, затронув наследуемые свойства, передалось потомству.

Если, к примеру, мы нечаянно поранимся (поцарапаем лицо, вывихнем ногу или сломаем руку), то независимо от наших ран дети у нас родятся без каких-либо телесных повреждений. Даже если у родителей будут ампутированы руки, ноги, глаза, язык, все равно дети у родителей-инвалидов рождаются вполне нормальные – не глухонемые, не слепые, не инвалиды. Случайные, непреднамеренные увечья не являются сознательным грехом человека и не влияют на наследственность.

А вот если кто-нибудь из родителей в порыве отчаяния предпримет пусть даже неудачную попытку покончить жизнь самоубийством, то рожденные от него дети будут испытывать похожие приступы тоски и склонность к самоубийству. Также дети, рожденные от родителей, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики, столкнутся с сильной тягой к употреблению этих вредных веществ. У родителей, не сохранивших супружеской верности, их повзрослевшие дети в какой-то момент ощутят труднопреодолимое влечение к распутству. А у родителей, обагривших руки в чужой крови, дети будут отличаться от других повышенной нервозностью, страдать вспышками гнева и ярости.

Святитель Григорий Нисский пишет: «Как преемством принадлежащего каждому роду продолжается естество живых существ, так что по закону природы рожденное есть то же с родившим: так от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешный» (Творения святых отцев. 2. Москва, 1865. С. 446).

Не обязательно дети грешников будут повторять ошибки родителей, но сила искушения именно в этих грехах у них будет во много раз сильнее.

И если бы страдали только дети! Греховная поврежденность проявляется у внуков, правнуков и праправнуков. Вот что такое родовое повреждение. В Библии говорится, что Бог не оставляет грешника без наказания, что Он наказывает «вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:7).

Если у совершившего смертный грех человека ни его дети, ни внуки, ни правнуки не только не борются с проявлением родового повреждения, но еще и усиливают своими личными грехами, тогда формируются целые греховные династии (воровские, блудные, злодейские). Иногда о таких говорят, что их род проклят Богом, что на них лежит родовое проклятие.

Родовое повреждение – Божие проклятие?

Очень важно разобраться в этом вопросе. Православному христианину, знакомому с Евангелием, нужно раз и навсегда отказаться представлять Бога карающим и наказывающим. Господь никого не проклинает. Никого не карает. Никому не мстит. Он ищет, как помиловать и спасти Свое творение. Но как быть с теми выражениями Библии, где говорится о Божием гневе, о Божием возмездии за грех?

Дело в том, что Священное Писание предназначено для широкого круга читателей (детей и взрослых, простецов и мудрецов), для всех Писание должно быть понятным и полезным. Поэтому, говоря о Боге, Библия использует антропоморфизм (приписывание Богу человеческих свойств). Говорится, например, что «Бог разгневался», «Бог раскаялся», «Бог поклялся» и т.д.

Поскольку Библию читают люди, находящиеся на разных уровнях духовного развития (раб, наемник, сын, друг), то в описании взаимоотношений Бога и человека для каждого уровня имеются соответствующие выражения. На начальном уровне взаимоотношения Бога и человека строятся по образу господина и раба. Раб все делает «из-под палки», боясь наказания от своего господина. Так и верующий человек поначалу старается не грешить в основном из-за страха перед карой Божией. Такими были евреи во времена Моисея – «Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный» (Исх.33:5). Для таких людей Бог изображен в Библии как строгий Господин и праведный Судия: «Бойся Господа Бога твоего» (Лев. 19:14). «Хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев. 24:16). «Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев. 26:27-29).

Воздерживаясь от греха из страха наказания, человек постепенно восходит на уровень наемника и трудится для Бога ради получения награды. Соответственный образ Бога имеется в Библии: «Ибо Я, Господь, люблю правосудие … и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними» (Ис.61:8); «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12); «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол.3:23-24).

Человека, живущего добродетельно и праведно, Бог возводит на уровень усыновления и делает его Своим другом: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Мф. 6:9); «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14-15); «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

Итак, Бог, в отличие от человека, всегда постоянен и неизменен: «Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6); «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Меняется не Бог, а человек, и по мере изменения от раба до сына Божия по благодати более возвышенным становится у него представление о Боге. Поэтому для православного христианина, усыновленного Богом, имеющего знание о Боге как о самом любящем Существе, думать, что Бог карает и наказывает, неправильно и равноценно клевете на Бога.

То, что в жизни детей случается повторение грехов их родителей, вовсе не означает вымещения гнева Божия на невинных детях за вину их предков. Библия однозначно говорит: «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20). Просто Бог так устроил мир, что в нем «как аукнется, так и откликнется», «что посеешь, то и пожнешь»; «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18); «не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк.6:44).

Повышенное влечение детей к тем грехам, которыми грешили их отцы, деды и прадеды, является естественным результатом роковых ошибок, допущенных в свое время старшим поколением. И кто знает, сколько бы тянулось это родовое повреждение, если бы не ограничил его продолжительность Бог третьим или четвертым родом. Именно в этом заключается главный смысл известной цитаты: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6-7).

Здесь акцент ставится на то, что милость Божия длится на протяжении тысячи родов, а наказание – всего лишь до третьего или четвертого рода. Библия нас предупреждает: сильное и разрушительное действие греха будет с особой интенсивностью проявляться в этих ближайших трех-четырех поколениях, а дальше грех пойдет на убыль, лишь бы дети и внуки не умножили зла своими личными грехами.

Итак, дети не виновны в грехах родителей. Человек не несет ответственности за родовой грех. Однако повода для спокойствия у нас нет. Пусть родовой грех – это не наша вина. Но это наша беда, с которой мы рождаемся на свет и вынуждены всю жизнь более всех сами же от нее страдать.

Можно ли освободиться от родовой поврежденности?

Уврачевание родовой поврежденности

Родовой грех может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, вплоть до полного исчезновения.

Увеличение родового греха происходит в том случае, когда человек под влиянием наследственных греховных влечений совершает соответственные им личные грехи и тем самым закрепляет и усиливает родовой грех в себе, а также в своем потомстве.

Кардинальным решением в прекращении родового греха во времена Ветхого Завета была смертная казнь. К смертным грехам, которые становились родовой поврежденностью, относились убийство, жестокость, блуд, ересь, богохульство, магия и оккультизм.

«Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти» (Исх. 21:12). «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти. Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15,17).

Бескомпромиссно Ветхий Завет относился к идолопоклонству, язычеству, кощунству и магии: «Ворожеи не оставляй в живых… Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх. 22:18, 20).

«Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих…» (Втор. 22:13-27). Смертью каралось изнасилование, скотоложство, мужеложство и кровосмешение. Совершитель смертных грехов побивался камнями в назидание всем, и чтобы его греховное состояние не передалось потомству.

Однако даже смертная казнь не гарантирует полного исчезновения родового повреждения. Попытка изолировать здоровое общество от преступников не прекращает зла. Как в свое время не удержала от греха изоляция чтущих Бога сифитов от каинитов (Быт. 6:2) и гибель грешников в водах всемирного потопа не очистила полностью людских сердец от богоборчества (Быт. 11:9).

Уменьшается родовой грех праведной жизнью детей, внуков, правнуков. Если среди них найдутся люди, которые, обнаружив его действие в себе, всеми силами противостанут ему, начнут бороться с собой, не будут допускать в себе его осуществления через личные грехи, то в них прекращается действие родового греха.

Полное и окончательное преодоление родового греха происходит в семье, но только в том случае, если она станет домашней Церковью. Когда родители смиренно осознают присутствие в своей душе греховных влечений, имевшее место в жизни предков и наблюдающееся в их собственных детях, когда они употребят личные усилия в борьбе с этим грехом и воодушевят детей продолжить искоренение данного греха, тогда от поколения к поколению родовой грех в их семье начнет слабеть вплоть до полного исчезновения.

Трудно в это поверить? Но о том, что это возможно, свидетельствует сама Библия.

Подтверждением является, например, зафиксированная в Евангелии родословная Иисуса Христа (Мф. 1, 1-17; Лк. 3, 23-38). В числе Его земных праотцев были очень разные люди, в том числе и грешные. Однако их покаянным трудом и молитвенным подвигом из поколения в поколение постепенно очищался непрерывный поток предков Спасителя. И мы видим, какой чистоты достигла эта струя в Его дедушке и бабушке – праведных Иоакиме и Анне, и особенно в Его Матери, Преблагословенной Деве Марии, Которая не имела никакого родового повреждения.

В своем выступлении, посвященном родовому греху, профессор Алексей Ильич Осипов обратился к своим взрослым слушателям: «Родители, бойтесь совершать грехи, если вы по-настоящему любите своих детей. Не думайте, что ваша личная жизнь их не касается: все ваши грехи и преступления найдут отражение в жизни ваших чад. Поэтому на вопрос «что делать с непослушными детьми?» есть только один ответ: подумайте сначала, что нужно сделать с собой, тогда вы будете точно знать, что делать с ребенком».

Итак, не будем забывать о воздействии родовых грехов на нашу жизнь, но ни в коем случае не станем впадать в уныние, давать волю чувству безысходности. Напротив, усилим молитву о самих себе и особенно о прощении грехов усопших предков. Участвуя в Таинстве Соборования (Елеосвящения), дадим возможность Божией благодати очистить от греховной поврежденности те глубокие пласты нашей духовно-телесной природы, которые мы не можем охватить нашим сознанием и исправить покаянием. Умножим добрые дела, укрепим стремление к христианскому образу жизни и к нашему Спасителю Христу. Это и приводит нас вместе с нашим потомством к освобождению от греха.

Протоиерей Олег Безруких, кандидат богословия

______________

Отче, отвечая на вопрос Юлии «можно ли исповедовать нераскаянные грехи предков», Вы отметили, что дети не отвечают за грехи предков. Мне не раз пришлось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6 колена. Внесите ясность. И еще, мы обязаны за всех молиться, поминать и вместе с тем [говорят] «не приносите фартуки» (т.е. длинные записки). Спаси Вас Господи.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня ) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

- Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

- В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

- Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

Иногда случается так, что приходится просить прощения за грехи своих предков и читать молитву о прощении грехов своего рода.

Молитва о прощении грехов своего рода – священное слово, к помощи которого прибегают в крайнем случае. Запятнанная душа не получит прощения, поэтому грехи нужно отмаливать.

Дети не должны отвечать за грехи своих предков. Но бывает, что совершенное деяние покрывает пятном позора и греха весь род человека. В таких случаях читают одну из молитв для очищения рода.

Молитва об очищении рода

Внутриутробная порча или родовое проклятие, насланные из зависти, очерняют душу. В этот момент страдают не только жертвы, но и сами виновники деяния. Чтение молитвы может не только снять проклятие с рода, но и очистить карму человека.

«Отче наш»

В зависимости от тяжести совершенного преступления читают по собственному выбору одну из молитв на очищение рода. Можно просто читать «Отче наш», если ситуация крайняя «Молитву за род до 12 колена».

Священники советуют выбирать по воле сердца, чтобы сила слов подействовала лучше.

Также необходимо соблюдать предписанные церковью правила при чтении молитвы:

  • перед прочтением нужно вспомнить все свои и родовые деяния;
  • принять и прозреть свою ошибку сердцем и вымаливать у Господа прощения;
  • при незначительных и недобрых проступках нужно также просить помилования;
  • обращаться к Творцу или святому, которому молятся с невинными намерениями и открытым сердцем;
  • отмолить грехи можно исповедовавшись у священнослужителя;
  • молиться стоит не только за себя, но и за всех своих близких и почивших и своего рода.

Все молитвы повторяют трижды. В конце можно прочесть благодарственное слово. Если читка молитвы проходит в храме, то будет нелишним поблагодарить всех, кто молится вместе с молящимся.

Кроме того, молитву на очищение рода просто так не читают. Прежде всего нужно понять, имеется ли проклятие или ужасные деяния в роду.

Некоторые признаки свидетельствующие о запятнанности рода:

  1. Суицидальные мысли и разрозненные чувства, которых ранее не было.
  2. Проявление частых заболеваний.
  3. Постоянное гипо или гиперсексуальное влечение.
  4. Внезапно активируются фобии и агрессия.
  5. Внезапное проявление какой-либо зависимости ранее не присутствующей.

Молитва Иоанна Крестьянкина об искоренении родовых грехов

Основоположник и первый чтец молитвы – старец Иоанн. Священнослужитель до 40 лет служения провёл в российских церквях. По благословению архиерея Никольского стал монахом в своё время.

Молитву он посоветовал прочесть обратившейся к нему женщине с мольбами помочь. Молитва помогла, более того, быстро разошлась среди верующих и стала глубоко почитаемой.

В момент молитвы Господу о прощении рода необходимо находиться в полном уединении. Спасти человеческую душу или род удастся только при ощущении чистых намерений и побуждений.

Перед молитвой лучше исповедаться перед Батюшкой. Он даст благословение и отпустит все грехи. После этого можно приступать с открытым сердцем и душой без тягот к очищению рода.

Мольба должна источать искренность каждого слова, мудрость, положительные эмоции и силу воли. Целью этого священного слова является спасение человеческой сущности и очищение его и рода в целом. Во время прочтения нужно прощать людей, которые нанесли вред семье чтеца. Но не стоит ждать внезапного чуда от молитвы сразу после прочтения одного раза.

Людям полезно поболеть или испытывать нищету. Всё ниспосланное свыше имеет свой конец. И просто так ничего людям не посылается, чего-то непреодолимого Бог не пошлёт. Это даётся для того, чтобы трудности преодолевались и делали человека таким, какой он есть.

Молитва за род до 12 колена

На жизненный путь человека влияют деяния родственников вплоть до 12-го колена. Древо семьи состоит из живых и почивших людей. Поступки последних много больше других оказывают влияние на род.

Некоторые усопшие из рода получают прощение и отправляются дальше, другие остаются в чистилище и мучаются, не зная покоя. Третьи, совершившие жестокие проступки отправляются в Ад, и именно из-за таких умерших род покрывается проклятием и впадает в немилость Господу.

Присутствие рядом проклятых родственников можно определить по наличию каких-либо невесть откуда взявшихся фобий или зависимостей. В этом случае необходимо сразу приступить к очищению рода. Это можно сделать держанием поста, медитациями или строгим воздержанием. Её читают при полной неудаче в делах личных и семейных.

Сила этой молитвы поможет избавиться не только от почернения рода, но и от внутриутробной порчи. После прочтения священного слова жизнь человека сразу начинает меняться в лучшую сторону. Пропадут болезни, придет успех в делах и новых начинаниях.

Молитва за свой род до седьмого колена

Процесс отмаливания грехов занимает до 2-х месяцев. Перед процедурой читки необходимо попросить прощения у Бога и Богородицы. Сначала готовят церковные свечи и молитвенник. Если его нет и молитву читают первый раз, чтиво можно распечатать.

Затем начинают молиться за себя, потом за второе колено – мать и отца. Читать нужно до 7-го колена включительно. Желательно иметь визуально представление о предках.

Читать такую сильную молитву полезно всем, вне зависимости от ситуации. Карма и дух человека наполняются позитивом. Жизненное благополучие родственников улучшится если за них не только читать молитву, но и просить прощения.

Отчитка рода молитвами 40 дней

Молитвенник данного священного слова состоит из 2-х частей. Первую часть произносят в первые 20 дней месяца, при этом желательно держать строгий пост и воздерживаться от плохих проступков. Вторые 20 дней необходимо читать весь молитвенник.

Произнесенной молитвой просят прощения у всех святых и самого Господа.

Чтобы отчитка прошла хорошо, необходимо получить благословение священнослужителя. Когда молитву еще не начали читать в доме чувствуется присутствие заблудших покойников. После прочтения молитвы помещение очистится, как и дух самого читающего.

Молитва о прощении грехов родителей

Родители являются близкими родственниками по духу каждому человеку. Но случается так, что детям приходится отмаливать их грехи. В период полного взросления и становления личности дети стараются вернуть всю подаренную заботу родителей обратно. Помощи в этом можно попросить у Господа.

Молитва, обращенная к Пресвятой Богородице, защитит родителей и простит им их проступки. Перед чтением необходимо попросить прощения у родителей и Бога, а также простить все злоключения от предков.

Высшие силы простят грехи читающего, и его родителей если человек будет испытывать искреннюю любовь и желание получить прощение.

Читать просто так молитву о прощении грехов своего рода не стоит. Высшие силы не любят, когда их просят что-то сделать авансом. Помощь и прощение придёт к тому, кто полон искренности и желания очистить свой род от нечистых деяний.

Существует ли какая-то расплата за грехи предков? Плохая карма рода - что это такое? Можно ли отмолить грехи предков? И, главное, нужно ли это делать?

У широкой публики существует довольно популярная идея о расплате детей и внуков за какие-то проступки и грехи своих предков: преступления, колдовские порчи, привороты и т.д. Верно ли это мнение? Абсолютно неверно! Запомните раз и навсегда: потомки не несут кармической ответственности за проступки своих предков (за исключением особой ситуации, суть которой изложена в конце этой статьи). Плохая личная карма - явление обычное. Но плохая карма рода - это идея, которая противоречит самой сути кармического учения.

Однако откуда же взялась противоположная точка зрения? Путаницу вносит явление, известное как родовое проклятие. Жертвой проклятия может быть один конкретный человек, но случается, что проклинают и детей этого человека, а также весь его род. В таких случаях говорят о "проклятиях до третьего колена", "проклятиях до седьмого колена" и т.д. А еще существуют некоторые виды колдовской порчи, которые могут наследоваться потомками. Например, сделали человеку порчу на рак, которая не была своевременно ликвидирована, и человек умер. При похоронах кто-то из детей покойного поцеловал его в лоб, и стал следующей жертвой той же порчи. А в некоторых заклинаниях черной магии четко сказано о том, что негатив должен направиться "к такому-то, к детям его, и ко внукам его". Таким образом, некоторые проклятия и колдовские порчи действительно могут наследоваться . И в этом случае речь идет о родовом проклятии или о родовой порче.

Но если человек совершил какие-то проступки, включая занятия черной магией, ответственность за них он несет самостоятельно . При своей физической жизни либо после нее. Но дети, внуки и прочие потомки не расплачиваются за грехи своих предков. Грехи предков не нужно отмаливать, поскольку это просто невозможно. Мне постоянно задают вопросы, типа следующего: "Могу ли я быть одинокой из-за того, что моя бабушка кого-то приворожила?" Нет, за свой приворот бабушка несет кармическую ответственность самостоятельно.

Приведу один простой условный пример, чтобы вы еще раз четко уловили разницу. Если, к примеру, ваша мама проклинала соседку, обратный удар может получить лишь ваша мама. Но если соседка проклинала вашу маму, используя фразы, типа: "Да будь ты..., и дети твои...", от такого проклятия вы действительно можете пострадать.

А напоследок я расскажу о несколько более сложной для понимания ситуации, при которой действительно потомок может нести возмездие за проступки своего предка. Наверняка вы что-то слышали о такой вещи, как реинкарнация. Согласно упомянутой доктрине, бессмертная душа человека многократно перевоплощается из одного тела в другое. А один из особых нюансов реинкарнации заключается в том, что нередко души воплощаются в физические тела людей в пределах своего рода . Это очень важный нюанс! Вот почему многие люди испытывают некий неосознанный интерес к истории (они просто "пытаются вспомнить" свои предшествующие жизни) и, особенно, к своему родовому дереву. Кстати, по этой причине потомки наследуют черты, характеры и предрасположенности своих предков. Таким образом, теоретически тело прадеда и его правнука может населять одна и та же душа (разумеется, при условии, что прадед умер до рождения правнука). Подчеркиваю, что это не есть абсолютное правило, но так вполне может быть. А теперь представим себе, что прадед что-то там натворил, отчего его душа вынуждена в своем следующем воплощении расплачиваться за свои грехи (это и есть очень упрощенное пояснение того, что такое "карма" и "кармическое возмездие"). И если душа прадеда воплощается в теле его потомка, она "отрабатывает свой грех" именно в теле этого потомка . Что действительно выглядит так, будто потомок расплачивается за проступки предка. Хотя в данном случае речь идет об одной и той же душе. Но, повторяю, ответственность за проступки других душ (даже если они воплощены в тела ваших родственников) вы не несете . Несмотря на то, что биологически вы - продукт слияния двух клеток своих родителей, вы являетесь самостоятельным существом, которое построено вокруг самостоятельной души.

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей? Нет? Тогда почему болезни предков, как следствие грехов, передаются по наследству ни в чем не повинным потомкам? Можно ли молиться об исцелении от таких болезней? И почему Бог наказывает «вину отцов в детях»? Об этом для портала «Православная жизнь» - канд. богословия архимандрит Феогност (Пушков).

Евангелие, т.е. Благая Весть о спасении, приносит нашему сердцу радость совершенного отпущения грехов, данного каждому верующему в Едином Крещении именем Святой Троицы. С другой стороны, живя в мире, преисполненном страданий, человеческая мысль пытается осмыслить окружающую нас реальность. Особенно когда страдания входят в нашу жизнь – касаются наших ближних или нас самих. Нередко поверхностно рефлектирующая мысль приходит к упрощенным вариантам ответа, а жизнь «разбивает» возникшие у нас теории. В таком случае многие люди говорят об «утрате веры», отчасти это именно так, только необходимо уточнить, что это была вера в наши концепции, что отнюдь не равнозначно подлинной религиозной вере, основанной на живом Откровении Слова Божьего.

В основе религиозного откровения лежит не теория, а факт: Бог вступил в «собеседование» со Своим творением. Любой религиозный догмат представляет собою реальность жизненную, реальность духовного опыта (даже если излагается схематическим методом). И на вопрос «наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей?» Церковь твёрдо отвечает: «Нет! И тем более, ни о каком наследовании вины по факту рождения не может быть и речи после возрождения человека в Крещении». Но у нас налицо факт наследственных заболеваний, которые иной раз и являются у родителей следствием тех или иных их личных грехов, но передаются совершенно не повинным в том детям. Как объяснить этот факт? Так же в Священном Писании (собственно, в Ветхом Завете) даны четкие указания, что Бог наказывает «вину отцов в детях». Как объяснить эти библейские высказывания? Начнем с последних.

Дурной пример

Язык Священого Писания с трудом понимается современным читателем. Не потому, что это «язык шарад и загадок» (это совсем не так), а потому, что текст написан в категориях мышления и способах изъяснения, присущего людям, жившим в очень далекие от нас времена. Это, если хотите, «социо-лингвистический разрыв». Вот библейский текст, на который чаще всего ссылаются те, кто распространяют далекие от Библии мнения, что Бог карает детей за грехи родителей: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7 – см. так же Исх.20:5-6; Втор. 5: 9-10; Иер.32:18).

Смысл этого библейского текста невозможно понять, не учитывая патриархального уклада библейской культуры. При патриархальном укладе дети наследовали профессию (и все «секреты ремесла») своих родителей. Если отец был плотник, то им будет и сын, и его сын и так далее. «Отрыв от корней» очень строго осуждался обществом, а лица, ставшие маргиналами, как правило, становились изгоями. Итак, отец - плотник, и сын его – так же. Мать - ткачиха? И дочь ее так же. Ну а если отец - грабитель или пират, то кем будет его сын? Правильно, грабителем или пиратом. А если мать - блудница из публичного дома, то кем будет ее дочь, согласно «обычаям общества»? Правильно, пойдет по стопам матери.

Вот потому в данном тексте и сказано, что Бог наказывает «в детях вину отцов», т.е. если Он увидит, что дети развивают не доброе, а злое наследство, то Он покарает детей за то, что они продолжают грехи родителей. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае, если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами Исх. 20:5 «Я – Господь, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящим Меня» , т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания. Это прекрасно подтверждает преп. Ефрем Сирин комментарии на Исх. 20:5: «Бог, по Долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, коль скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» . В прямом юридическом смысле «отец не возьмет греха сына, ни сын не возьмет греха отца своего, но каждый умрет в собственном своем грехе» .

Отказ «искупить вину»

Однако понятие «наследование вины» имеет еще и второе значение – это отказ «искупить вину» (в случае если это возможно) своих родителей. К примеру, родители путём подлога и подкупа отобрали у своего соседа его имущество и передали его своему сыну, который знает о происхождении этого наследства. И хотя он сам лично не грабил, но он несет вину за то, что не возвращает обнищавшему с помощью его родителей соседу то, что ему причитается. Наверное, именно эта степень вины весьма актуальна для немалого числа наших современников. Не говоря про всё перевернувшую вверх дном трагедию 1917 года, напомним лишь времена «приватизации», когда многое было нажито «предприимчивыми людьми» ценою слез и даже крови людей «не предприимчивых». Конечно, в таком случае вина пользующегося всем этим наследника не очищается самим актом Крещения, так как после Крещения он вновь возвращается к тому, что залито слезами и кровью невинных жертв.

Еще в Ветхом Завете Бог твердо убеждает народ, что только в случае отказа детей исправить вину отцов (т.е. в случае продолжения ими греха родителей) Он взыщет с них как с виновным. «Зачем вы употребляете в земле Израиля эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:2-4). И далее говорится, что если грешник оставит путь зла и исправит свои злодеяния (вернет награбленное, отпустит долги должникам и т.д.), то и ему Бог просит все грехи. Эту личную причастность детей ко грехам родителей прекрасно понимают сами наказываемые дети: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (Ездр. 9:7). «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, - мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» (Иер. 3:25). Если же человек видит глубокую испорченность нравов своего общества (в т.ч. и родителей), он должен выйти из этого общества – что, впрочем, и совершил Авраам, «порвав с корнями». А так как этот разрыв был во Имя Божье и ради святости и верности, а не из-за гордыни, то Бог благословил Авраама. Авраам, конечно, не мог отвечать за греховные дела своих родителей и своего общества, так как он полностью с ними порвал, т.е. не соучаствовал в их делах и не жил «согласно системе», насаждающей грех.

Люди, которые рвут с корнями, перестают себя осознавать и чувствовать как продолжение свих родителей. Осознающий же и чувствующий свою преемственность от предков, видит в себе и плоды их дел (хороших или плохих), волей или неволей, сталкивается с менталитетом, наследованным от отцов. Вот почему «наши грехи» и «грехи отцов», как правило, стоят в паре, где-то рядышком друг с другом.

Генетический момент

Теперь остается рассмотреть не нравственный, а генетический (или органический) ракурс данной проблемы. Если дети не виновны по самому факту рождения в грехах родителей, то почему болезни и страдания часто приходят по цепочке именно к детям?

Если в нравственной области человек представляет собою независимую личность, свободную «порвать с прошлым» (а значит, отказаться от наследства, заработанного не честным путем или полученного в результате отпадения от веры), то в области физиологической, органической человек является частью общей «плоти мира». Все Божье творение, вся природа представляет собою единый цельный живой организм. И как в нашем теле страдание одного члена (порез пальца) приводят к тому, что боль чувствует весь человек, а не только его палец, точно так же и в природе, частью которой (пусть и возглавляющей ее), является человек. Наше безнравственное поведение разрушает нас не только духовно, но и физически. И удивительно ли, что рождаются больными дети у людей, чей организм с юности был разрушен алкоголем, нервными стрессами, «свободной любовью» и т.п.? Скорее удивительно и чудесно, если при таком раскладе дел рождаются здоровые дети. А если еще учесть то состояние экологии, к которому пришли все мы совместными усилиями в погоне за «прогрессом», то удивительно, что все мы еще живы. Своими грехами, своим образом жизни (разрушающим единство человека с низшей природой) мы сами строим себе гроб. И тут не идет речь о «каре Божьей». Это не Бог карает нас, а мы сами собираем худое приданное будущим поколениям. Кто же виноват, что дети живут тем, что им оставили их родители? Ведь никому не придет в голову сказать, что «Бог покарал смертью того, кто выпил полный стакан цианистого калия»? Почему же мы говорим о «каре Божьей», когда видим, что ребенок алкоголиков рождается больным? Это неправильное суждение!

Христианское отношение к данному вопросу можно суммировать так: родители передают своим детям последствия своих грехов в виде болезней и других страданий, но не сами грехи, а потому и детей, которые страдают не "за вину", а "по вине" родителей, мы не считаем грешниками, проявляем к ним сострадание и стараемся облегчить их жизнь .

Конечно, Бог Всемогущий силен исправить то, что в нас было нарушено грехом. Он силен и детей, рожденных от «больного корня», исцелить. Но это уже совершенно другая тема. И верующие люди с любовью могут возносить свои просьбы к Богу об исцелении наследственных болезней, прилагая, в том числе, и естественные усилия на борьбу с ними.

Свт. Василий Великий. Письмо № 223 (по нумерации PG) – в русском переводе № 215 // Письма (в переводе МДА), М., изд. «Сойкина», 1911г. с. 266.