Выставка тони крэгга в эрмитаже. Тони Крэгг в Эрмитаже: От мусора до муранского стекла. Тони Крэгг. Зрелые эксперименты с материалами и формой

В Главном штабе в рамках проекта "Эрмитаж 20/21", ставящего своей целью изучение и представление петербуржцам и гостям города современного искусства, проходит выставка "Скульптуры и рисунки" известного английского культурного деятеля Тони Крэгга. Экспозиция была подготовлена автором непосредственно для Эрмитажа; в неё вошли как уже классические работы, так и относительно недавно созданные графические рисунки и композиции из стекла.

Искусство не сразу вошло в жизнь Тони Крэгга. Он родился в 1949м году в Ливерпуле в семье инженера, специализирующегося на авиационном производстве. Как часто бывает, ребёнок выбирает проторенный отцом путь или смежную с ним область деятельности и профессию. Так и Тони работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства прежде чем начал изучать искусство и дизайн в городе Челтенхем, а позднее и в школе искусств города Уимблдон. Впоследствии Крэгг закончил Королевский колледж и сразу же после завершения учёбы в 1977м году переехал в Германию, в Вупперталь, где и проживает и творит по сей день. А в 2008м году под Вупперталем открыл свои двери для посетителей парк скульптур Тони Крэгга.

"Красная фигура", 2009

"Первоначальным интересом, побудившим меня к созданию образов и объектов, было, и по сей день остаётся, создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования" , - говорил Тони Крэгг в 1985м году.

"Культурный миф Африки", 1984

"Пара", 2014

"Эллиптическая колонна", 2012

Крэгг экспериментирует с формами поверхности и материалами, используя для создания неестественных, причудливых скульптур как дерево, пластик и различные виды камня, так и нержавеющую сталь, бронзу, резину и стекло. Посетители выставки то и дело прикасались к экспонатам, пытаясь подтвердить свои предположения относительно материала скульптур тактильным методом.

"Сосредоточение", 1999

Утыканная крючками лодка, плывущая словно в дымке куда-то вдаль, явно выбивается на фоне всех остальных экспонатов и выглядит несколько несуразно. Впрочем, скульптуры Крэгга, лишившего свои работы какой-либо функциональности и отказывающегося объяснять идеи, руководившие им при создании той или иной скульптуры, равно как и выборе для них названия, и не должны быть универсальными объектами, которые впишутся в любую обстановку и будут поняты любым человеком.

Отправной точкой для данной выставки стало лето 2012 года, когда в рамках программы «Скульптура во дворе» в Эрмитажа была показана работа "Люк". И после проведения более 250 персональных выставок по всему миру и получения многих престижных в мире искусства наград, включая премию Тернера и орден Британской империи II степени, Тони Крэгг подготовил и привёз коллекцию своих работ в Санкт-Петербург.

"Застуканный спящим", 2006

"Абсолютно всеядный", 1995

Инсталляция с огромной челюстью, исходя из названия, имеет археологическо-палеонтологический подтекст. Однако, замысел Крэгга и что он хотел передать данной работой, равно как и остальными, остаются загадкой.

"Ложные кумиры", 2011

Абстрактные рисунки, представленные на выставке, запомнились мне гораздо меньше, поэтому в репортаж включать не стал, сфокусировавшись на созданных креативным умом Крэгга инсталляциях и скульптурах.

"Первая персона", 2014

Несколько выставленных работ из стекла были созданы Крэггом в 2015м году.

В рамках Венецианской биеннале организаторы приглашали всемирно известных скульптуров поработать в стеклодувных мастерских Мурано.

В одной из самых возрастных работ, представленных на выставке - "Монастырь", датирующейся 1988м годом, ещё прослеживается тяготение Крэгга к использованию в своём творчестве подручных материалов и любого бытового и промышленного мусора. Можно узреть в скульптурной группе, делая отсылку к названию, шпили азиатских буддистских пагод; фотографы увидят дорогущие телеобъективы для съёмки спорта или птиц; а может, это космические ракеты готовятся унести на орбиту Земли и далее исследователей Вселенной.

Вход на выставку входит в стоимость основного билета на посещения Главного штаба Эрмитажа и обойдётся Вам при возникшем желании прикоснуться к современному искусству, каким его видит и ощущает Тони Крэгг, в 300 рублей. Keep it locked!

Другие выставки :

В музее уличного искусства

В 2005-м году Москва принимала ретроспективу одного из ведущих скульпторов современности Тони Крэгга в Центральном доме художника. Выставка наделала достаточно шума и была одной из самых посещаемых в тот момент — тогда, как, впрочем, и сейчас, столица не была избалована визитами международных звездных художников. А один из основателей движения «Новая британская скульптура» (его сподвижниками были такие художники, как Аниш Капур, Барри Флэнаган и Энтони Гормли), возникшего в начале 1980-х, приезжал на вернисаж, был чрезвычайно мил и раздавал интервью пачками. Теперь на очереди Санкт-Петербург, где 2 марта откроется его выставка «Скульптура и рисунки» в Главном штабе Государственного Эрмитажа, год от года утверждающегося в статусе флагмана современного искусства северной столицы.

1. Ложные кумиры, Гремания, 2011
2. Эллиптическая колонна, Германия, 2012

Сегодня 66-летний скульптор живет в Германии, а его узнаваемые плавающие формы из стали и бронзы, в которых вдумчивый зритель различает человеческие профили и стихии, заполнили многие площади и скверы мира, от Шанхая до Хьюстона.

Стопка прозрачного стекла, Германия, 2000
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

На выставку в Эрмитаж приедут и такого рода работы, а еще множество графики и произведений из самых разных материалов — стекла, резины, дерева, бетона — созданных в разные годы под влиянием итальянского arte povera («бедного искусства») . Использование этих материалов в своих скульптурных инсталляциях Крэгг обычно объясняет техническим и художественным прогрессом: «В XX веке появились сотни новых материалов, а Марсель Дюшан еще в начале прошлого века понял, что скульптурой может быть все, что угодно. В том числе индустриально сделанный предмет, хотя бы и обычный писсуар. И мы просто не можем игнорировать все эти новации».

Монастырь, Германия, 1988
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

На экспозиции представлено 55 работ, включающих в себя скульптуру и рисунки разных лет: ставшие уже классическими композиции« Монастырь» и «Абсолютно всеядный», новые работы из стекла и графические работы последних двух десятилетий. Проект выставки был подготовлен художником специально для Государственного Эрмитажа.

Тони Крэгг(р. 1949) — британский скульптор, один из признанных классиков современного искусства. В 1977 году переехал в город Вупперталь(Германия), где живет и работает в настоящее время. В 2008 году под Вупперталем был открыт Парк скульптур Тони Крэгга.

Тони Крэгг начинал как художник в 1970-х годах — на волне минимализма и концептуального искусства. Его первые работы представляют собой монументальные композиции, скомпанованные из бытовых отходов. Впоследствии художник обратился к исследованию свойств формы и поверхности, экспериментируя с самыми различными материалами — от традиционных дерева, камня и металла, до мало ожидаемых в скульптуре кевлара(нового пуленепробиваемого материала, из которого изготавливают аэробусы), резины и пластика. «Первоначальным интересом, вдохновившим меня на создание образов и объектов, было — и по-прежнему остаётся — создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования», — подчеркивал Крэгг в 1985 году.

Популярное

В своих работах скульптор обращается к сложнейшему исследованию бытия скульптуры — вне дизайна, вне перипетий музейно-галерейного мира, вне арт-рынка. Его интересует скульптура за рамками ее пригодности, применимости, полезности и служебности. Бесконечность логической вариативности ее форм — одна из основных тем его исследований. Художник не перестает восхищаться человеческой способностью осознавать свое земное бытие, размышлять над ним. Скульптура является в его понимании своеобразным ответом на подобное размышление.

Иной, скорее, служебный статус у рисунков Крэгга. Они подготавливают рождение скульптуры, ищут для нее опоры и очерчивают бытийственное оправдание на формальном уровне. Рисунки неотрывны от скульптур и странным образом живут их пластическими законами. Нарисованные здесь абстрактные формы чреваты реальными, а, значит, материализуемыми объектами.

С 1979 по 2016 год Тони Крэгг провел более 250 персональных выставок в ведущих музеях и галереях Европы, Америки, Азии и Австралии, включая Лувр, Париж; галерею Тэйт, Ливерпуль; Национальный музей современного искусства, Сеул; Музей современного искусства MACRO, Рим, и другие.

Тони Крэгг — лауреат самой престижной в мире художественной премии Тернера, множества других премий и наград, он лауреат ордена Британской империи II степени(последнее звание перед званием сэра), почетный Кавалер Искусств и Литературы(Франция), член Королевской Академии художеств(Лондон), лауреат Шекспировской премии, член Академии художеств(Берлин), профессор Университета искусств в Берлине.

Художник прибудет в Санкт-Петербург со своей бригадой для монтажа и открытия выставки в Эрмитаже .

Летом 2012 года в рамках программы« Скульптура во дворе» в Большом дворе Зимнего дворца была показана работа Тони Крэгга« Люк».

Куратор выставки« Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» — Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, автор текста — Д. Ю. Озерков.

К выставке подготовлена большая образовательная программа, включающая в себя лекцию Тони Крэгга, мастер-классы и круглые столы.

Falconeri — итальянский бренд с огромным опытом производства трикотажной одежды из натуральных материалов для мужчин и женщин, обладающих изысканным вкусом. В коллекциях используется пряжа самого высокого качества; из нее создают универсальные и чрезвычайно удобные предметы гардероба, совершенство которых видно в каждой детали — сочетание утонченной красоты и элегантности. От набросков к контролю качества, от вязания до упаковки — каждый этап производства осуществляется на итальянской фабрике в Авио. Сочетание доступной цены и высокого качества продукции сочетается с большим вниманием к деталям и непрерывным совершенствованием технологий в лучших традициях« Made in Italy». Falconeri, имеющий свыше 80 магазинов по всему миру, пришел на российский рынок в 2011 году. Сегодня одежда этой марки продается в 11 магазинах, находящихся в трех крупных российских городах — Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Falconeri всегда был близок по духу мир искусства. Не так давно этот итальянский бренд выступил спонсором Кинематографического фестиваля в Таормине и крупной выставки работ Паоло Веронезе во дворце Гран Гуардия в Вероне.

La Fondazione Berengo. Fondazione Berengo — это независимая культурная организация, созданная Адриано Беренго(Adriano Berengo). Ее целью является продвижение стекла как материала в современном искусстве, дизайне и архитектуре, а также сохранение вековых традиций Венеции и Мурано. Также Fondazione Berengo вносит вклад в образование, совместно со школами искусств и другими заведениями, предлагая курсы для художников по стеклу, а также стажировку для студентов, чтобы они могли воплотить свои творческие замыслы при помощи традиционной стеклоплавильной печи. Fondazione Berengo стала одним из спонсоров Glasstress 2015 Gotika — 56-ой Венецианской биеннале, а также совместного проекта Berengo Studio и Государственного Эрмитажа.

Сейчас англичанин Энтони Дуглас Крэгг (р. 1949) — один из самых популярных в мире скульпторов. Его работы не только представлены в ведущих музеях, но и установлены на улицах и площадях в десятке городов — от Зальцбурга до Хьюстона. Немецкий Вупперталь, куда Крэгг давно перебрался на ПМЖ из Лондона, предоставил ему целый парк для художественных экспериментов в публичном пространстве.

Выставка Крэгга в Главном штабе Эрмитажа, академическая по замыслу, оказалась актуальной в России, переживающей эпидемию бронзовых истуканов и поточного производства объемных изображений мифических персонажей «с явным портретным сходством».

Летом 2012 года Эрмитаж уже делал первую легкую «прививку» Крэгга, выставив в Большом дворе Зимнего дворца его Люка , созданного в 2008 году. При внимательном рассматривании тени, отбрасываемой бронзовой абстракцией, можно было найти ракурс, выдававший силуэт конкретной модели. А еще раньше, беззаботным летом 2005 года, такелажная команда Крэгга выгрузила во дворе Центрального дома художника в Москве 50 скульптур общим весом под 20 т, и мастер открыл выставку Тяжесть и нежность . Подобных персональных показов живых классиков современного искусства там больше не было.

Впрочем, куратор нынешней эрмитажной выставки Дмитрий Озерков избегает очевидной злободневности. Его интересует работа скульптора на истонченной за ХХ век границе реалистичного и абстрактного, крэгговская бесконечная вариативность форм, его поиски баланса как физического, так и метафорического, бытийного. Не случайно многие произведения Крэгга напоминают скалы, тщательно обработанные тысячелетними трудами песка и ветра.

Кроме того, в Эрмитаже принято искать исторические рифмы, но в случае с Крэггом выбор не очень богатый. Зато временной диапазон огромен — от каменных неолитических изваяний до «подборов» русских авангардистов. К ним можно добавить и готику, что было успешно опробовано в прошлом году, когда скульптуры мастера водружали на крышу Миланского собора по случаю Экспо-2015.

Много лет назад Крэгг сформулировал манифест своего творчества: «Первоначальным интересом, подвигнувшим меня к созданию образов и объектов, было — и по-прежнему остается — создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования».

Специально для Эрмитажа скульптор сам подобрал 55 своих работ из разных материалов. Самая ранняя — настенный рельеф Культурный миф Африки (1984) — собрана из пластиковых деталей и совершенно не похожа на нынешнего Крэгга. Монастырь сконструирован из отслуживших свой век круглых предметов — электрических роторов и других металлических деталей машин и механизмов. Абсолютно всеядный в виде огромных «зубов» — из белого пластика, Сосредоточение — из углеродного кевлара. Стопка прозрачного стекла слеплена из громоздящихся друг на друга стеклянных сосудов и, кажется, рассыплется от дыхания. Еще 11 стеклянных скульптур выполнены в прошлом году в Студии Беренго (Италия). А 24 рисунка Крэгга в экспозиции показывают, как он ищет и находит на бумаге будущее хрупкое равновесие в твердом материале, на котором пока еще держится мир.

В Петербурге, в залах Главного штаба Государственного Эрмитажа, открылась выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки».

В трех залах выставлено 55 работ знаменитого британского скульптора, выполненных в разные годы с начала 80-х годов прошлого века и до последних лет в разных материалах – дерево, камень, стекло, металл, пластик. Среди представленных в Эрмитаже – садовая и уличная скульптура, мелкая пластика, эскизы и предпроектные рисунки. Вся экспозиция придумана и разработана самим скульптором специально для Эрмитажа, и это не повторение какой бы то ни было из его состоявшихся выставок, а оригинальная идея для залов Главного штаба.

Тони Крэгг уже давно признан классиком модернизма, он один из самых известных современных скульпторов. Крэгг родился в Ливерпуле, в семье инженера авиационного производства, его первое образование – химик, специалист в области резинового производства. Но, не проработав на химическом производстве и двух лет, увлекся художественным творчеством и начал изучать искусство на курсах в Глостерширском колледже искусства и дизайна в городе Челтенхем, затем, в начале 70-х, в Уимблдонской школе искусств, образование завершил в Королевском колледже искусств. Его первым и главным учителем был Роджер Эклинг: он познакомил Крэгга со скульпторами Ричардом Лонгом и Биллом Вудроу. После Королевского колледжа Крэгг покинул Англию, и с тех пор живет и работает в Германии. Под Вупперталем с 2008 года открыт парк его скульптур. С 2009 года он выбран ректором Дюссельдорфской академии художеств.

С середины 80-х годов Крэгг увлекается экспериментами с разными материалами и формами: он использовал пластмассы и поделочные материалы, создавал конструкции из готовых элементов мебели, ткани, позже, с конца 90-х, он обратился к более традиционным материалам – бронза, стекло, мрамор дерево. Для выставки в Петербурге Тони Крэгг представил работы всех периодов своей творческой жизни.

Как рассказали Арт-узлу кураторы выставки Дмитрий Озерков, руководитель Отдела современного искусства Эрмитажа, и Надежда Синютина, Крэгг специально приезжал в Петербург для изучения интерьеров Главного штаба, а затем рассказал о своем видении будущей экспозиции. Они сначала выслушали предложения мастера, поняли, что он хочет сказать своей композицией, потом уточняли детали. В частности, Крэгг очень хотел установил в залах еще две скульптуры, очень массивные и тяжеловесные, но кураторам удалось отговорить мастера от этой идеи – чтобы не пострадали исторические перекрытия здания.

Он сам расставлял эти скульптуры, - говорит Дмитрий Озерков. – И вся композиция работает как оркестр – высота, расстояния, повороты – возникает полифония звуков и образов, это как тотальная инсталляция у Кабакова. Сначала он хотел поставить в центре самого большого зала крупную фигуру, напоминающую гигантский гриб, потом остановился на металлической, спиралевидной скульптуре, которая удивительно держит всю композицию. Мы бы сами не расставили так никогда, это сравнимо с настройкой инструментов в оркестре, которую целиком слышит только один человек – дирижер.

В экспозиции, по мнению кураторов, заложена не только идея полной ретроспекции, хотя здесь представлены работы от ранних до самых последних. Но ими двигало и желание показать творческий путь Тони Крэгга во всей полноте: весь набор материалов и форм (от ставшего классикой «Монастыря», выполненного из металлических деталей каких-то крупных машин до хрупкого стекла), которые скульптор использовал в своих работах, и представить российскому зрителю полный обзор творчества одного из ведущих мастеров современной европейской скульптуры.

Для нас эта выставка важна еще и тем, что мы не просто представляем работы признанного классика модернизма, - говорит Дмитрий Озерков. – Тони Крэгг – реальный живой скульптор, он и теоретик, и практик, и преподаватель, он уникальная фигура в современном европейском искусстве.

Значительную часть выставки занимают работы Крэгга, выполненные из стекла: это и композиции из уже готовых предметов – бокалов, ваз, бутылок, изготовленных из тонкого прозрачно-зеленоватого стекла. Это необычные фигуры, напоминающие фантастическую химическую посуду, и созданный из темно-коричневого стекла объемный автопортрет самого скульптора. Рядом с законченными изделиями представлена большая серия карандашных рисунков Тони Крэгга – его предпроектные зарисовки, эскизы будущих объектов, графические изображения внутренней структуры стекла, прошедшего термическую обработку. Кстати, говоря о своей работе, Крэгг всегда повторяет, как важно для скульптора и любого творца в области современного изобразительного искусства умение рисовать.

Выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» продлится в залах Главного штаба Эрмитажа до 7 мая.