Виолончелист борис андрианов личная жизнь. Борис Андрианов: «У человека всегда должна быть точка возвращения. Андрианов Борис на вашем мероприятии

Фото с сайта http://www.borisandrianov.com/

В Москве начался Восьмой фестиваль VivaCello, где уже известную и еще не очень, а порой и самую новую виолончельную музыку представляют авторитетные исполнители. Художественный руководитель виолончелист Борис АНДРИАНОВ - человек творческий, автор нескольких проектов. Один из них проходит в начале июня, когда команда музыкантов отправляется в глубинку, в частности - во Владимирскую область, и дает там концерты под открытым небом. Корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ поговорила с Борисом Андриановым накануне концерта-открытия VivaCello. Фестиваль продлится до 25 ноября.

Программа фестиваля очень любопытная, но я не заметила в этом году премьеры нового сочинения, как обычно это бывает на VivaСello. Обычно для каждого фестиваля пишут новое сочинение.

У нас есть концерт Дюбюньона, который композитор специально для нас сделал в новой редакции, что мы позиционируем как мировую премьеру. Концерт был записан для виолончели с духовым оркестром, а для нас специально был сделан с симфоническим. Будет российская премьера сочинения Ани Друбич Кадиш для виолончели с оркестром.

- Это дочка Сергея Соловьева и Татьяны Друбич? Не знача, что она сочиняет. Слышала ее как пианистку.

Она сочиняла музыку музыку для «Анны Карениной». И к фильму Анны Меликян «Звезда».

Не могли бы вы представить виолончелистов, которые будут выступать на фестивале, чьи имена не так широко известны в России?

Будут выступать Николас Альтштедт и Торлейф Тедеен, это не первый из визит в Россию, немецкий и шведский виолончелисты. С Торлейфом мы много играли вместе камерной музыки на всяких фестивалях. Прекрасный человек, опытный. Николас помоложе, учился у Давида Герингаса, у него сейчас бурная карьера, он и дирижирует и играет. Популярен в Европе сейчас очень.

Йенс Петер Майнц и Вольфганг Эмануэль Шмидт нашим любителям музыки уже известны, они на конкурсах Чайковского играли. Оба сейчас успешные педагоги. Андрей Ионес – победитель последнего конкурса Чайковского. Клаудио Борхес на нашем фестивале выступает третий или четвертый раз.

- Привлек внимание в афише проект «CelloDuello». Расскажите, пожалуйста, о нем.

Это два таких двухметровых немецкий парня, которые учились у Герингаса тоже. Оба выступали на конкурсах Чайковского. Вольфганг играл на том неудачном, когда никто ничего не получил. А Петер Майнц играл в 1998-м, стал лауреатом конкурса. Они давно выступают вместе дуэтом, у них есть программа, с которой выступали везде кроме нас. Это, действительно, интересный концерт, к тому же, должен сказать, непросто играть виолончельным дуэтом.

- В Берлинской филармонии ансамбль из 12 виолончелей!

Да, они фантастические. Существуют с 1972 года. Они, кстати, приезжали к нам на первый фестиваль, это был их первый приезд в Россию. Потом уже Московская филармония привозила их еще раз.

- Сегодня виолончельная музыка в пропаганде нуждается?

Всегда нуждается, конечно. Даже «Кока-кола», вкус которой знают все, везде рекламируется. А уж что там наши полпроцента населения, которые знают что такое виолончель… Пусть их будет хотя бы два процента., уже будет хорошо. Если люди будут открывать для себя новый инструмент, то мы будем считать, что наша миссия выполнена. Фестиваль для нас лишний повод поиграть музыку вместе, повод для того, чтобы новое сочинение появилось. Лишний раз пообщаться-помузицировать. И показать, какой у нас красивый инструмент. Привезти новых музыкантов, чтобы они увидели, как у нас хорошо, а мы услышали как у них. В общем, все одно сплошное удовольствие.

Вы занимаете должность арт-директора, но организационной работой не занимаетесь?

Я занимаюсь не только творческой стороной. Приходится заниматься всем понемногу. Это мое детище, я нашел людей, которые все это взяли под свое крыло. Нас поддерживают. Благодаря усилиям фондов все существует.

- А Московская филармония?

Филармония делит, делит с нами часть концертов, в частности концерт открытия и закрытия.

Что вас побудило к проектной, фестивальной работе? Казалось, у вас, лауреата конкурса Чайковского и так все должно быть хорошо.

Просто я подумал, почему бы не попробовать. Я ведь играл на разных фестивалях, в том числе виолончельных. Я много путешествую и знаю многих музыкантов, которые хотели бы приехать в Россию. Началось все практически с пустого места. Мне очень повезло с фондом U-Art. Это уникальный случай, когда фестиваль целиком и полностью проводится на частные деньги. Такого больше нет, так что это хороший пример меценатства. Поддержки культуры. Пример для других.

Есть фестиваль «Возвращение», который проходит уже 20 лет, его делают мои друзья Рома Минц и Дмитрий Булгаков. Они занимаются франдрайзингом, собирают деньги на проведение фестиваля. Мне посчастливилось, что мне этого делать не надо.

Ваш проект куда затратнее. Концерты с симфоническим оркестром, заказ новый сочинений. В свое время даже Пендерецкий для вас писал.

Конечно. Сейчас мы с U-Art с ними делаем также фестиваль камерной музыки «Vivarte» в Третьяковке, осенью и весной. Я рад, что у нас есть слаженная команда. Все очень профессионально работают. Хотя немножко не понимали сначала, как быть в этой деятельности. Для тех, кто работает в Фонде, организация фестиваля была в новинку. Теперь же все очень стильно и красиво - это про обертку, но ведь и это немаловажно.

- Вы чувствуете, как ваш фестиваль развивается? Есть ли обратный отклик от исполнителей, от слушателей?

Все хотят возвращаться! Фестиваль, конечно, растет. Мы не увеличиваем количество концертов, не делаемся масштабней. Мы сохраняем свой формат, но, например, в этом году у нас добавились мастер-классы, которых раньше еще не было. Порядка 20 часов. Виолончелисты дадут уроки в стенах Московской консерватории, все студенты страшно рады. Мы получили огромное количество заявок. Отбираем так, чтобы смогли попробовать все. По блату сначала пропихиваю всех своих студентов, потом уже остальных (смеется). Хотя некоторые учителя не дают играть с другими – зачем, у тебя же есть я.

- Вам преподавание радость приносит?

Далеко не всегда.

- Почему?

Разные бывают ученики, уровень неровный. Но на данный момент я рад ситуации в классе. Когда у ученика есть желание, то желание просыпается у тебя. Главное, чтобы ученики были взрослыми и понимали, что они занимаются серьезным делом, которому нужно отдаваться. Когда это происходит, они начинают сами думать. Когда они приходят, и вы занимаетесь творчеством, а не ты им говоришь, какую ноту чисто/фальшиво или как в первом классе, поставьте мне пальцы-штрихи. Тогда это приятно. У меня сейчас только четверо и с ними я еле-еле успеваю заниматься, в Москве с июля был только две недели. Иногда кого-то я беру на гастроли, делаем вместе концерты. Одну ученицу недавно брал в Тверскую филармонию, в Калининград, Владимир. Они учатся и на моих концертах. Это все-таки плюс, что я играющий музыкант. Я тоже в таком формате учился у Давида Герингаса, который тоже был всегда на гастролях. И приезжал только по большим праздникам. Но нам всегда хватало его внимания.

- Не возникает мыслей: вот в наше время был уровень, а сейчас…?

А так и есть. Раньше был сильнее уровень.

- Кстати, Герингас сыграет с молодым пианистом Филиппом Копачевским. Это будет их первая встреча?

Да! Они в восторге друг от друга. Они уже порепетировали в октябре и очень подошли друг другу. Чему я несказанно рад. Могло быть и по-другому. Зная норов своего профессора.

- Не слишком покладистый?

Он не ко всем исполнителям относится благоприятно. Тем более в Бетховене, где он имеет свое четкое представление, как нужно играть. И если ему не подходит партнер, особенно в такой программе, то пиши пропало.

Расскажите, пожалуйста, о другом вашем - летнем – проекте «Музыкальная экспедиция». Мне посчастливилось в этом году побывать на концертах во Владимирской области. Очень романтично: ферма, или старые графские развалины…

Это была наша совместная идея с Алисой Бирюковой (заместитель директора Департамента культуры Владимирской области – «НГ»). Идея родилась во время предыдущего проекта «Поколение звезд». Мы приезжали туда с Димой Ларионовым и Графом Муржой, играли концерты. И по дороге мы заехали в усадьбу Храповицкого. Вот тогда родилась идея, почему бы не попробовать сыграть концерт в этой усадьбе. Чтобы и правительство области обратило внимание на этот полуразрушенный замок. Постепенно пришла идея «Музыкальной экспедиции», когда мы путешествуем по области (а сейчас уже это несколько областей), играем концерт на открытом воздухе летом для всех. Здорово, что такое количество народа приезжает. Понятно, что это местные жители, для которых точно в новинку все. Ведь доступ к академической музыке в таких местах очень ограничен. Жителям небольшого поселка и в голову не придет включить телеканал «Культура», в другой возможности услышать классику нет. На таких фестивалях мы и отдыхаем и работаем. Это большое удовольствие. По-моему у нас оригинальная идея с «Музыкальной экспедицией». Тем более с нашим колоритом и отдаленностью, обособленностью - деревней. В этом году мы планируем поехать и в Вологодскую область.

- Я помню, когда рождался первый фестиваль вы хотели возить за собой публику.

Да, хотели, но не можем выйти на туристический формат. Какая-то часть публики приезжает из Москвы своим ходом, человек 30-40. Из больших городов Владимирской области люди приезжают на наши концерты

Насколько я знаю, когда вы играете в усадьбах, то тем самым пытаетесь привлечь внимание администрации области к этим объектам. Реставрацией усадьбы Храповицкого занимаются?

Насколько я знаю, собираются начать. Это очень дорого – она огромная! Знаю, что ее передали в разряд музеев.

- Сколько у вас проектов всего?

Уже четыре.

- Ого, скоро приблизитесь к Мацуеву!

У Дениса все завязано на имени. У него есть возможность именем собрать ярких звезд и отвезти их в глубинку. Ему это легко. И это большое дело, что они путешествуют по России. У нас иной формат. Мы стараемся, все-таки каждый раз сделать собственный формат: есть фестиваль камерной музыки в Третьяковской галерее, фестиваль виолончельный, фестиваль-путешественник, и «Поколение звезд» - просветительский. Раз мы здесь, в России, живем, никуда не уехали, значит должны приносить пользу.

- Вы, кстати, почему не уехали?

А я уехал, вернулся. Я поучился в Германии, пожил в Америке.

- То есть это был осознанный выбор?

Да, душа звала. Все-таки у человека всегда должна быть точка возвращения. И как-то со временем у меня появились все вот эти дела, что заставило больше проводить времени в путешествиях по России. Вот сейчас вернулся с гастролей по Ямало-Ненецкому автономному округу, где заезжал в места, куда не ступала еще нога музыканта. Играли в музыкальных школах и Домах культуры. Мы уже 5-6 лет ездим с пианистом Рэмом Урасиным и баянистом Колей Сивчуком, даем мастер-классы и играем концерты. Каждый раз в разных городах. Вот вчера у меня был концерт в поселке Ханымей. Сегодня я прилетел из города Ноябрьск. Из самолета пошел на репетицию концерта Дюбюньона. Потом пошел репетировать концерт по Бродскому со Смольяниновым в Доме Музыки. Сейчас еду домой и разговариваю с вами.

Не могу в связи с этим не вспомнить Рихтера, который играл концерты в глубинке даже на плохих инструментах. То, что вы делаете, это очень патриотично.

Ну, в советское время была система, когда все должны быть отрабатывать от Москонцерта. Была система хорошая. Сейчас ее нет. А ведь у нас такая огромная страна и вообще типа сейчас не до музыки. Взять Ямал. Представьте, город Губкинский на 10 000 жителей. Детская музыкальная школа выглядит как дворец шейха, нефтяники построили. Потрясающий рояль стоит. Но его некому настраивать! А последний концерт там был наш, в прошлом году. И зачем тогда нужен этот зал? Конечно, эти средства разумнее было бы распределить на несколько лет: проводить регулярные мастер-классы, концерты, покупать детям скрипочки, дудочки, все время поддерживать. Там люди в сложных условиях живут. Но, несмотря на это они отдают детей на скрипочки и дудочки. Низкий поклон преподавателям, что они там музыкой занимаются.

С 2009 года он преподает в Московской государственной консерватории. Борис Андрианов является художественным руководителем и идейным вдохновителем нового проекта «Поколение звезд», в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в различных городах и регионах России. За реализацию этого проекта в 2009 году Борис Андрианов был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области культуры. В 2008 году в Москве прошел первый российский ежегодный виолончельный фестиваль, «VIVACELLO», художественным руководителем которого является Борис Андрианов. Заслуженного артиста РФ (2016).

Борис Андрианов родился в 1976 году в семье музыкантов. Окончил школу имени Гнесиных, затем учился в Московской консерватории (класс профессора Н.Н. Шаховской) и в Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера (Германия) в классе Давида Герингаса. В 1991 году Борис Андрианов получил стипендию в рамках программы «Новые имена».

Борис Андрианов стал лауреатом первого Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского, лауреатом Первого Международного конкурса имени Д.Д. Шостаковича «Classica Nova» в Ганновере (вместе с Алексеем Гориболем, I премия, 1997), лауреатом VI Международного конкурса виолончелистов Мстислава Ростроповича в Париже (1997), XI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (III премия и Бронзовая медаль, 1998), Международного конкурса имени Антонио Янигро в Загребе (I премия и специальные призы, 2000) и Международного конкурса имени Исанг Юна в Южной Корее (2003).

Он выступает с симфоническими и камерными оркестрами, среди которых оркестр Мариинского театра, Израильский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, камерный оркестр Берлина, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Московской филармонии и камерный оркестр Вены. Он выступал с такими дирижерами как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Александр Ведерников, Василий Петренко, Джанандреа Нозеда, Роман Кофман и другие. Под руководством известного польского композитора Кшиштофом Пендерецким Борис Андрианов часто исполнял его Кончерто гроссо для трех виолончелей с оркестром. Борис Андрианов исполняет огромное количество камерной музыки. Его партнерами были Юрий Башмет, Лейф Ове Андснес, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Янин Янсен, Юлиан Рахлин, Денис Мацуев, Александр Гиндин, Максим Рысанов, Борис Бровцын и многие другие.

Борис Андрианов выступает с концертами на лучших площадках России, а также в престижных концертных залах в Нидерландах, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, Южной Африке, Южной Корее, Индии, Китае и во многих других странах. В сентябре 2006 года Борис Андрианов выступил с концертами в Грозном (Чеченская республика). Это были первые концерты классической музыки в республике с начала военных действий.

Андрианов принимал участие во многих международных фестивалях, таких как Шведской королевской фестиваль, музыкальный фестиваль в Людвигсбурге, музыкальный фестиваль в Дубровнике, фестиваль «Crescendo» (Россия), Эдинбургский фестиваль, фестиваль «Возвращение», музыкальный фестиваль в Давосе и другие. В 2003 году компания «Дэлос рекордз» выпустила альбом Бориса Андрианова, записанный совместно с ведущим российским гитаристом Дмитрием Илларионовым. Эта запись попала в предварительный список номинаций на премию «Грэмми». В сентябре 2007 года диск Бориса Андрианова, записанный с пианистом Рэмом Урасиным, стал «Выбором месяца» журнала «Gramophone». В 2014-2015 годах Борис выпустил четыре новых компакт-диска. Один из них совместно с победителем «Грэмми», боснийским лютнистом Эдином Карамазовым, другой - с известным русским баянистом Юрием Медяником, это «Три сонаты для виолы да гамба и клавира» И.С. Баха в переложении для виолончели и баяна. Два других компакт-диска - с Дмитрием Илларионовым («Четыре народные сюиты») и с Рэмом Урасиным (оригинальные переложения музыки Шостаковича и Рахманинова) были выпущены в Париже и Лондоне.

С 2005 года Андрианов играет на виолончели работы Доменико Монтаньяно из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ.

О праздновании Нового года в одиночестве во дворе детства, рае для детей на «Автозаводской», скучных сетевых ресторанах и X Фестивале виолончельной музыки Vivacello.

Я родился…

В Новогиреево. Но бабушка с дедушкой жили в Большом Кондратьевском переулке, недалеко от метро «Белорусская», туда же вскоре переехали и мы с мамой, так что воспоминаний о Новогиреево у меня осталось мало, а вот Пресненский район - это была моя вотчина. Садовое кольцо - «Маяковская» - площадь Восстания - улица Баррикадная по Красной Пресне до 1905 года - Пресненский Вал, переходящий в Грузинский, до «Белорусской» - и от «Белорусской» по улице Горького… Это была «моя деревня». А в соседнюю «деревню», за пределы этого периметра, я не ходил. Да и времени не было - надо было на виолончели играть…

Мне очень повезло: в Большом Кондратьевском были и мой детский сад, и моя начальная школа, все было рядом с домом бабушки и дедушки. Компактно так. Несколько лет назад я даже специально пошел один в мой бывший двор встречать Новый год - не от плохой жизни, а чтобы проникнуться. Застолье, речь президента - это все как-то отвлекает. А хочется сосредоточиться, подвести итоги, подумать о будущем. Семье я сказал, что иду в гости, а сам в Большой Кондратьевский, в родовое, можно сказать, гнездо. Святые места. Дедушки с бабушкой давно нет, квартиру эту продали еще раньше… Но мы до сих пор время от времени собираемся с моими здешними друзьями и однокашниками - выпускниками 22-й спецшколы.

Сейчас живу…

В районе Университетского проспекта - уже лет шесть. Не знаю, как здесь было раньше, но сейчас мне очень нравится. Прекрасный зеленый район, я тут бегаю. С одной стороны, ты вроде в городе, но при этом можно - пешком, бегом, на велосипеде, как угодно - до самого центра добраться, ни разу не выходя на проспекты. Воробьевы горы, Крымский Вал, парк Горького, Нескучный сад, «Музеон», Бульварное кольцо… такой зеленый пояс. Дворец пионеров - там вообще какой-то Гайд-парк, сплошные овраги. На смотровой площадке и вокруг университета - просто лес. Очень хорошо гулять. Зимой - на лыжах.

Люблю гулять…

По центру сейчас приятно прогуляться. С друзьями встречаюсь в основном в центре. Друзья у меня делятся на две категории: музыканты и немузыканты, но независимо от категории в основном у всех все сосредоточено в районе Никитской и Никитского бульвара. И там много симпатичных заведений. Поэтому, назначив встречу на Никитской, почти наверняка увидишься с кем-то еще, а потом еще, и неизвестно, куда тебя в итоге заведет эта череда встреч.

Нелюбимый район…

Таких, пожалуй, нет. Сейчас везде становится, по-моему, неплохо. Хотя, помню, мне как-то довелось ехать через Гольяново - и было как-то страшновато. Вот там я бы не рискнул гулять. А по молодости лет моя личная жизнь как-то складывалась в основном по зеленой ветке - туда девушек провожал. Речной, Домодедово… Попадались мрачноватые районы, например Царицыно, но сейчас это прекрасный район. Борисовские пруды - и опять же, сейчас там прекрасно. Понастроили разных парков и торговых центров, чтобы люди имели возможность у себя в районе культурно отдохнуть. Недавно мы с друзьями были в каком-то торговом центре на «Автозаводской» - там просто рай для детей! И для взрослых масса придумок, какие-то квесты круглосуточные. Так что идея децентрализации города, на мой взгляд, была, в общем, правильная.

В бары и рестораны хожу…

Что вышеупомянутая Никитская предлагает, туда и ходим. «Маяк», конечно, это навсегда. Раньше ходили еще в ЦДЛ, теперь не ходим. А еще в Кинотеатре повторного фильма была классная атмосфера, такой советский дизайн, но потом какие-то рэкетиры выгнали оттуда владельцев… Сейчас много стало кругом каких-то одинаковых американских сладостей, сетевых заведений - это мне не очень нравится. Еще, говорят, «Рюмочная» на Большой Никитской закрылась - пишут, что на ремонт; но мы протестуем. Требуем ее скорейшего открытия. На Чистых прудах был прекрасный ресторан «Ностальжи» - тоже закрылся…

Новое для меня место, чем-то похожее на Питер, на Чистых: Хохловский переулок, Чистопрудный бульвар, весь этот район прекрасный. «Петрович» и прочие симпатичные заведения… Жалко, когда закрываются хорошие места, которые существовали десятилетиями. Радует, когда новые места открываются, сохраняя традиции. В Москве вообще-то такая культура общепита, что либо не подступиться - так все напыщенно и дико дорого, причем неоправданно, либо сетевые - и ты уже знаешь, чего ждать, и уже неинтересно. Мало мест с выдумкой. Вот в Питере ситуация обратная. Идешь по улице - о! надо сюда зайти, и сюда, и сюда… И дизайн какой-то занятный, и названия прикольные, и атмосфера душевная. А в Москве то опасаешься, что фейсконтроль не пройдешь и тебя выставят вышибалы, то с инструментом не пускают, то настойчиво предлагают сдать вещи в гардероб. Сервис далеко не всегда однозначно хорош, так что ходишь в проверенные места.

Место, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…

Сегодня вот прибыл на Курский вокзал, подъезжая, посмотрел в очередной раз на Artplay- выглядит очень круто и креативно, как-то очень хочется там погулять. Прошлой зимой наконец добрался в «Сокольники» - до этого меня никак туда не заносило. Теперь вот хочу посмотреть, что происходит с Филевским парком - наверное, тоже много всего интересного.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

Не могу сказать, что я, будучи москвичом, являюсь фанатом здешнего контингента. Мне бы хотелось, чтобы наш город всегда выглядел так, как во время чемпионата мира по футболу. Много радостных, без комплексов, лиц, как это бывает в Лондоне в пятницу и субботу вечером, какой-то прекрасный дух свободы, по-хорошему безбашенной анархии. Хотелось бы, чтобы туристы приезжали и не ходили группами под зонтиком. Очень многие приезжают в Москву на заработки, и это превращает здешнюю жизнь в гонку на выживание. Все говорят про бешеный ритм в Москве, но я его чувствую, только когда я за рулем. А так в основном ты замкнут в своем кругу, а он у меня везде более или менее одинаков.

В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже или Лондоне…

Москва - очень просторный, широкий город. Имперские проспекты, прекрасная иллюминация. Наверное, столица такой и должна быть. Конечно, все эти сезонные украшения города… ну, в общем, это дело вкуса, кто-то недоволен, кому-то нравится. Но правы те, кто говорит, что, стоит лишь немного отъехать от Москвы, всех этих красот днем с огнем не найти, и что в окраины тоже неплохо бы инвестировать. Москва шикует, что называется, не по карману. Но если не вдаваться в подробности и истоки, то выглядит город в целом красиво. И здесь еще остались какие-то заповедные уголки - хотелось бы, чтобы они такими и остались, а если бы менялись, то бережно и аккуратно.

В Москве изменилось…

Появилось много приятных точек, мест, пешеходных зон, разных интересных пространств. Транспортная система сильные изменения претерпела - ну, это статистики должны потом проанализировать, что и как и насколько это результативно. Пока эти изменения идут - все недовольны, а на выходе - вроде красиво стало. Время, конечно, покажет, но света много, ходить приятно стало, на машине едешь - тоже приятно, и на велосипеде.

Что касается культурной жизни - тоже очень много всего: новые залы, галереи, клубы, везде концерты, выставки… Мне все эти изменения, по большому счету, нравятся.

В этом году международный фестиваль виолончельной музыки Vivacello состоится уже в десятый раз…

Уже сам факт того, что фестиваль проводится в десятый раз, говорит о многом - значит, это кому-то нужно. Это уже достижение. К нам за эти годы приехало много музыкантов, которые до этого никогда не выступали в Москве - или выступали уже очень давно, и московская публика может услышать выдающихся исполнителей и сравнить их с теми, кто уже, скажем так, приелся, как, например, ваш покорный слуга.

В программе этого года особенно важно…

К каждому фестивалю Vivacello пишется специально какое-то новое сочинение, это важный для нас момент: мы таким образом способствуем пополнению виолончельного репертуара. Среди тех, кто уже посвятил фестивалю свои произведения, такие авторы, как Кшиштоф Пендерецкий, Алексей Рыбников, Вангелис, Антони Жирар, Павел Карманов, Александр Розенблат. В этом году ключевое событие - мировая премьера сочинения Гии Канчели, который в свои 83 года нашел силы и время, чтобы написать для нас произведение крупной формы - концерт «Т - S - D» для виолончели с оркестром. Он прозвучит в программе концерта-открытия фестиваля 11 ноября в «Зарядье». А еще мы приглашаем всех московских виолончелистов - порядка ста человек будут задействованы в Фестивальном виолончельном оркестре, выступление которого состоится на том же концерте 11 ноября. Это тоже довольно уникальный, по редкому поводу собирающийся состав, дирижировать этим действом будет Давид Герингас, как и на первом нашем фестивале десять лет назад. Этим мы уж точно надеемся удивить слушателей.

14 ноября у нас будет прекрасный концерт камерной музыки в Концертном зале имени Чайковского. В нем примут участие молодые солисты с мировой известностью, настоящие звезды - замечательные скрипачи Кристоф Барати и Борис Бровцын, альтист Максим Рысанов, виолончелист Данжуло Ишизака, пианист Филипп Копачевский. Этот концерт ни в коем случае нельзя пропускать, а мне он доставит еще и огромное личное удовольствие от того, что я встречусь с ними в жизни и на сцене, поскольку в таком составе мы не играли еще ни разу. Этот концерт мы на следующий день повторим в Петербурге в рамках Культурного форума. Кстати, за пределы Москвы Vivacello выберется впервые.

17 ноября в Мультимедиа Арт Музее выступит немецкий дуэт Deep Strings: изумительный виолончелист Штефан Браун, который играет на этом инструменте в совершенно необычном жанре - импровизация, джаз, фьюжн, рок, электроника и вообще все что угодно, и его жена Анне-Кристин Шварц, она тоже играет на виолончели и поет. Это будет очень красивый концерт. Спешите купить билеты, зал маленький! Так же, как и 21-го числа - малый зал «Зарядья», где в первом отделении будет звучать виолончельная музыка Баха, а во втором мы покажем, как прекрасно она ложится на джаз. Такие опыты музыкантами, в принципе, уже предпринимались, но программа, которую сделал Леонид Винцкевич, уникальна. Недавно мы проехались с этой программой по пяти российским городам в рамках фестиваля «Джазовая провинция», и везде люди подходили с совершенно восторженными отзывами и «в воздух чепчики бросали». В скором времени мы запишем диск с этой музыкой, и это какой-то неоценимый для меня опыт, очень этого жду.

И, наконец, закрытие фестиваля. 23 ноября в Концертном зале Чайковского будут звучать знаменитый Тройной концерт Бетховена и симфоническая поэма «Дон Кихот» Рихарда Штрауса для виолончели, альта, симфонического оркестра - и чтеца. Тут мы пошли на небольшой эксперимент, включив сюда художественное слово: известный актер и мой большой друг Артур Смольянинов будет читать отрывки из книги Сервантеса «Дон Кихот», чего на моей памяти никто еще не делал. А странно - в произведении Штрауса есть конкретные названия вариаций с обозначением того, что происходит в этот момент. Думаю, у нас должно получиться очень здорово.

В этом году впервые концерты фестиваля пройдут в концертных залах «Зарядья»…

Я пока там не был, но отзывы слышу самые хорошие. И выглядит зал, конечно, совершенно бомбически. Жду встречи с этим прекрасным местом.

На какие концерты обязательно нужно попасть…

На все. Вот если бы наш фестиваль проходил, как я мечтаю, три недели, и каждый день в его программе было бы по пять событий - я бы тогда мог выделить какие-то highlights. Но поскольку у нас всего пять вечеров, то мы вкладываем всю душу, чтобы эти вечера были топового уровня. Так что я советую прийти на все наши концерты, тем более что они все очень не похожи друг на друга. Каждый раз это какие-то уникальные сочетания музыкантов и программ, премьеры и редко исполняемые вещи. В любом случае это будет праздник музыки и со всего мира съедутся лучшие виолончелисты, да и не только виолончелисты.

Борис Анатольевич Андрианов - один из ведущих российских музыкантов своего поколения. Он является идейным вдохновителем и руководителем проекта «Поколение звезд », в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России. Заслуженный артист России (2016) .

Биография

Борис Андрианов родился в 1976 году. Отец - Анатолий Владимирович Андрианов, альтист, концертмейстер Национального симфонического оркестра Каталонии, живёт в Испании. Мать - Елизавета Андрианова, пианистка.

С 1991 года являлся стипендиатом программы «Новые имена», в рамках которой выступил во многих городах России, а также в Ватикане - резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве - в представительстве ООН, в Лондоне - в Сент-Джеймском дворце.

Борис Андрианов выступает с концертами в лучших залах России, а также на престижнейших концертных площадках Голландии, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Корее, Италии, Индии, Китая и других стран. В сентябре 2006 года он выступил в г. Грозный. Это были первые концерты классической музыки в Чеченской Республике с момента начала военных действий.

Был участником многих международных фестивалей, в их числе: Шведский Королевский фестиваль, Людвигсбургский (Германия), фестивали в Черво (Италия), Дубровнике (Хорватия), Давосе (Швейцария), фестиваль «Crescendo» (Россия). Постоянный участник фестиваля камерной музыки «Возвращение» (Москва).

Виолончельный фестиваль

В 2008 году в Москве состоялся первый в истории России виолончельный фестиваль, арт-директором которого является Борис Андрианов.

В марте 2010 прошёл второй фестиваль, а осенью 2011 года и третий фестиваль «VIVACELLO», на которых выступили такие выдающиеся музыканты, как Наталия Гутман , Юрий Башмет, Миша Майский , Давид Герингас, Стивен Иссерлис, Александр Рудин, Юлиан Рахлин, Сергей Накаряков и многие другие артисты. За этот проект в 2009 году Борис был награждён премией правительства РФ в области Культуры. В том же году он начал преподавать в Московской консерватории.

Пресса

Талант виолончелиста отмечен многими известными музыкантами. Даниил Шафран писал: «Борис Андрианов на сегодняшний день является одним из наиболее талантливых виолончелистов. Я не сомневаюсь в его большом будущем ».

После исполнения Концерта Боккерини в Берлинской филармонии газета «Берлинер тагесшпигель» опубликовала статью, озаглавленную «Молодой бог», в которой писала: «..молодой русский музыкант играет как бог: трогающий до глубины души звук, прекрасная мягкая вибрация и мастерское владение инструментом сотворили из неприхотливого концерта Боккерини маленькое чудо»…"

Музыкальные диски

В сентябре 2007 года диск Бориса Андрианова и пианиста Рэма Урасина был выбран английским журналом Gramophone как лучший камерный диск месяца. В 2003 году альбом Бориса Андрианова, записанный совместно с ведущим российским гитаристом Дмитрием Илларионовым , выпущенный американской фирмой DELOS , вошел в предварительный список номинантов премии «

Борис Андрианов — один из ведущих российских музыкантов своего поколения. Он является идейным вдохновителем и руководителем проекта «Поколение звезд», в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России.

За этот проект в 2009 году Борис был награждён премией правительства РФ в области Культуры. В том же году он начал преподавать в Московской консерватории.

В 2008 году в Москве состоялся первый в истории России виолончельный фестиваль, арт-директором которого является Борис Андрианов. В марте 2010 прошел второй фестиваль, а осенью 2011 года и третий фестиваль "VIVACELLO", на которых выступили такие выдающиеся музыканты, как Наталия Гутман, Юрий Башмет, Миша Майский, Давид Герингас, Стивен Иссерлис, Александр Рудин, Юлиан Рахлин, Сергей Накаряков и многие другие артисты.

Борис Андрианов родился в 1976 году в семье музыкантов. Он закончил школу-десятилетку имени Гнесиных (класс В.М. Бириной), затем учился в Московской консерватории (класс профессора Н.Н. Шаховской) и продолжил свое образование в Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Давида Герингаса. С 1991 года он являлся стипендиатом программы «Новые имена», в рамках которой выступил во многих городах России, а также в Ватикане — резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве — в представительстве ООН, в Лондоне — в Сент-Джеймском дворце.

В 16 лет он стал лауреатом первого Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского, а спустя год получил первую и Гран-при на конкурсе в ЮАР. В мае 1997 года Борис Андрианов совместно с пианистом Алексеем Гориболем стал лауреатом Первого Международного конкурса им. Д.Д. Шостаковича "Classica Nova" (Ганновер, Германия). На VI Международном конкурсе виолончелистов М. Ростроповича в Париже (1997) Борис Андрианов стал первым представителем России, получившим звание лауреата за всю историю конкурса. Своим участием в 2000 году в Международном конкурсе имени Антонио Янигро в Загребе (Хорватия), где Борис Андрианов был удостоен I премии и получил все специальные призы, виолончелист подтвердил свою высокую репутацию, которая сложилась после XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1998), где он завоевал III премию и Бронзовую медаль. В 2003 году Борис Андрианов стал лауреатом I Международного конкурса имени Исанг Юна (Корея).

Борис Андрианов имеет обширный концертный репертуар, выступает с симфоническими и камерными оркестрами, в их числе: оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени О. Лундстрема, Национальный оркестр Франции, филармонические оркестры Словении и Хорватии, камерные оркестры Берлина, Вены, Загреба, Польши и Литвы, Боннский оркестр имени Бетховена, оркестр Падуи.

Он также играл с такими известными дирижерами, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Марк Горенштейн, Павел Коган, Александр Ведерников, Давид Герингас, Роман Кофман и другими. Вместе со знаменитым польским композитором и дирижером Кшиштофом Пендерецким виолончелист неоднократно исполнял его Concerto Grosso для трех виолончелей и оркестра. Борис исполняет много камерной музыки, играя в ансамблях с такими музыкантами, как Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин.

Борис выступает с концертами в лучших залах России, а также на престижнейших концертных площадках Голландии, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Корее, Италии, Индии, Китая и других стран. В сентябре 2006 года он выступал г. Грозный. Это были первые концерты классической музыки в Чеченской Республике с момента начала военных действий.

Он был участником многих международных фестивалей, в их числе: Шведский Королевский фестиваль, Людвигсбургский (Германия), фестивали в Черво (Италия), Дубровнике (Хорватия), Давосе (Швейцария), фестиваль "Crescendo" (Россия). Постоянный участник фестиваля камерной музыки "Возвращение" (Москва).

Талант виолончелиста отмечен многими известными музыкантами. Даниил Шафран писал: «Борис Андрианов на сегодняшний день является одним из наиболее талантливых виолончелистов. Я не сомневаюсь в его большом будущем».

После исполнения Концерта Боккерини в Берлинской филармонии газета «Берлинер тагесшпигель» опубликовала статью, озаглавленную «Молодой бог», в которой писала: «...молодой русский музыкант играет как бог: трогающий до глубины души звук, прекрасная мягкая вибрация и мастерское владение инструментом сотворили из неприхотливого концерта Боккерини маленькое чудо...»

В сентябре 2007 года диск Бориса Андрианова и пианиста Рэма Урасина был выбран английским журналом Gramophone как лучший камерный диск месяца. В 2003 году альбом Бориса Андрианова, записанный совместно с ведущим российским гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный американской фирмой DELOS, вошел в предварительный список номинантов премии "Грэмми".

С 2005 года Борис играет на уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна из Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Музыкант благодарит Юрия Войцеховского за помощь и поддержку.