Ты сам мастер. Ты сам мастер выбор палитры цветной бумаги по эскизу

Дата публикации: 2016-10-21

Краткое описание: Нетрадиционная форма проведения урока изобразительного искусства в 5 классе с участием учащихся 9 класса в роли мастеров и химиков-консультантов. Идея необычного урока. На урок изобразительного искусства в 5 классе приглашается не писатель и не мастер, а ученики всего дев...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебычевская средняя общеобразовательная школа»

Выборгский район Ленинградская область

Нетрадиционная форма проведения урока изобразительного искусства в 5 классе с участием учащихся 9 класса в роли мастеров и химиков-консультантов.

учитель изобразительного искусства Путькина Галина Константиновна,

учитель химии Шам Ольга Афанасьевна

2016 год

Урок - основная форма учебно-воспитательной работы в школе. Именно на уроках усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

На уроке закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина, деятельного участника жизни государства. В современных условиях работа учителя многообразна. Сколько ему нужно знать и уметь, чтобы учить детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Строить уроки так, чтобы каждый ребёнок был занят делом, работал с увлечением, чтобы царила атмосфера сотрудничества, и при этом обеспечивалось бы глубокое усвоение учебного материала.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать, что одним из путей активизации познавательной деятельности школьников является проведение нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Требования к современному уроку по ФГОС

    Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

    В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

    Осуществляется практический, деятельностный подход.

    Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, интервью, репортаж; уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, «живая газета», устный журнал; уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника; перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, утренники, спектакль, концерт, инсценировка.

Непривычные формы используются в связи с ранее проведенными уроками. В моей практике преобладают итоговые формы: урок-откровение, урок-совершенствования, урок-отчет, урок обобщение, урок-путешествие, урок-экскурсия, творческий отчет, урок-конференция.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, опережающее обучение, знакомство с материалами с которыми ребята работают и историей их открытия, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

    использование коллективных форм работы;

    привитие интереса к предмету;

    развитие умений и навыков самостоятельной работы;

    активизацию деятельности учащихся;

    при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

    более полное осуществление практической, воспитательной,

    образовательной и развивающей целей обучения;

    становление новых отношений между учителем и учениками,

учениками разного возраста,

    опережающее обучение;

    привлечение к проведению урока учащихся старших классов;

    знакомство с предметами, которые ребята будут изучать в будущем.

Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на школьников вдохновляюще, вселяют уверенность в свои силы и способности. Учащиеся становятся общительнее и сплоченнее. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала. Пример реализации нетрадиционной формы урока представлен ниже.

Вывод: Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, повысить качество технологического образования школьников.

Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме, и каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Список литературы

    Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. 5 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013

    Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.;

    Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011.

    Рабочая программа «Изобразительное искусство». Декоративно-прикладное искусство. 5 класс_ под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013

    СаНПиН

    Химический справочник «Интересное о веществах» Москва, «Просвещение» 2000.

    Химия 9 класс, О.С. Габриелян Москва, Дрофа, 2014

Сценарий нетрадиционного урока в 5 классе.

Тема урока: «Ты – сам мастер декоративно-прикладного искусства».

Урок направлен на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству, где появляется необходимость экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие современных художественных материалов и техник, подготовленных учениками 9 класса.

Цель урока : обеспечение урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского с этапами опережающего обучения, которые проводят учащиеся 9 класса.

Задачи:

    повторить правила техники безопасности при работе с инструментами;

    познакомить с историей возникновения техники, строением и свойствами материалов, с которыми будут работать пятиклассники;

    обеспечить иллюстративным материалом, опытами для более детального знакомства с рабочими материалами;

    научить последовательности выполнения изделия в определенной технике;

    закрепить изученный материал;

    поблагодарить за работу.

Пятиклассники слушают мастера-наставника.

Роль мастера играет учащийся 9 класса. Каждый готовит свою тему мастер-класса для группы пятиклассников по плану:

    У вас появилось желание узнать, из чего и как сделать сувенир из данного материала?

    Из истории: ________________

    Приоткрою секрет – у вас на партах лежат инструкции, как поэтапно работать с материалом.

    Для работы нам понадобится:_______________

    Работу необходимо выполнять аккуратно, с любовью, а главное – смело фантазируйте.

    Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

Практическая работа

Учащиеся 9 класса в роли мастеров разных видов современного декоративного искусства приглашают на мастер-класс пятиклассников. Мастера каждого направления предлагают свой мастер-класс отдельной группе пятиклассников. Формироавание группы. Демонстрируют свои творческие работы, знакомят учащихся 5 класса со строением рабочих материалов, историей их возникновения, совмещая это с практической иллюстрацией.

Ученики 5 класса выбирают предложенные различные художественные материалы для передачи собственного замысла, распределяются по группам попробовать себя в той или иной технике современного декоративно-прикладного искусства. На уроке они своими руками создают красивые декоративные вещи и узнают, как появились материалы с которыми они будут работать. Созданные сувениры оживят интерьер школы или их дома, наполнят теплом, но самое главное – они подарят радость всем, кто умеет по–настоящему ценить красоту. А самое главное эти работы могут стать подарком для родных и близких на празднике «День семьи», на последнем обобщающим уроке изобразительного искусства.

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника современного декоративно-прикладного искусства.

Девятиклассники самостоятельно подготовили следующие темы:

    Мастер-класс по квилингу.

    Мастер-класс топиарии.

    Мастер-класс «Соленое тесто».

    Мастер-класс оригами.

Пример мастер-класса топиарии .

Мастер-наставник : ученица 9 класса Корциганова Ангелина.

Загадка

Я белая как снег.
Дружу с карандашом.
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)

Что такое бумага? Какая она?

Ответ пятиклассников :

Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

Мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...

Мастер-наставник:

- Значит: Бумага - материал универсальный. Из нее делают книги, но и газеты, журналы, тетради, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду... Ее используют в строительстве и обувной промышленности. Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

Когда и как появился материал под названием – бумага? И из чего его делают?

Химик-консультант знакомит с историей возникновения материала .

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма.

Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой.

Затем на берегах Нила-реки, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезают на тонкие полоски и укладывают их друг на друга, смазывают клеем, проглаживают деревянной гладилкой, сушат на солнце и свертывают в трубку. Длина такой книги 100 шагов.

В Пергами придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Его делают из шкур телят и овец. Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома.

Наши русские предки в далёкие времена писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги костяным или железным писалом.

Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. На бумажную фабрику привозят бревна. Для бумаги используются: сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Чтобы бумага была белой, гладкой, плотной добавляют серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.

Химик-консультант знакомит со строением материала с помощью приборов (работают с микроскопом.)

Из чего же состоит бумага? Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой. Приложение 1(РИСУНОК 1. ) Структура целлюлозы, из которой изготавливают все сорта бумаги, под микроскопом. (РИСУНОК 2, 3, 4). Смотрим в микроскоп.

Проведение мастер-класса . Приложение 2(РИСУНОК 5-8) .

Подведение итогов. (Рефлексия) Приложение 3.

Фоторепортаж с мастер-класса. Приложение 4.(РИСУНОК 9-13).

Работы детей (РИСУНОК 9, 10).

Приложение 1

РИСУНОК 1. Структура целлюлозы, из которой изготавливают все сорта бумаги, под микроскопом.

РИСУНОК 2. Смотрим в микроскоп.

Приложение 2

Мастер-класс «Изготовление топиарии».

РИСУНОК 5. Наглядный материал. Работы мастеров девятиклассников.

РИСУНОК 6. Приёмы работы.

РИСУНОК 7. Последовательность выполнения изделия.

РИСУНОК 8. Работы мастера Корцигановой Ангелины, ученицы 9 класса.

Приложение 3

Урок ИЗО в 5 классе.

Тема: В гостях у мастера

Подведение итогов работы

(Фамилия Имя)

1. Достигли ли вы своей учебной цели?________________________________

2. Какие трудности вы испытали при работе над новой темой? Что вам давалось легко? Над чем еще надо поработать? Что вам особенно понравилось?_____________________________________________________

_________________________________________________________________

Шкала успеха

Плохо - - - - - - - - Отлично

    Отметьте свое настроение на уроке, выделив соответствующий значок в технологической карте.

    Выставление итоговой оценки в дневник.

Приложение 4

Фоторепортаж мастер-класса ученицы 9 класса Анучиной Алисы

РИСУНОК 9. Ученица 9 класса Корциганова Ангелина - мастер топиарии.

РИСУНОК 10. Работа ученика 5 класса Мигаль Василия.

Фоторепортаж урока в 5 классе ученицы 9 класса Блиновой Анастасии

РИСУНОК 11. Мастер-класс по квилингу.

РИСУНОК 12. Мастер по квилингу Марина Коршунова, ученица 9 класса.

РИСУНОК 13. Мастер-класс оригами. Мастер Мария Брага, ученица 9 класса.


Цели занятия:

1. Образовательные:

    познакомить с декоративно-прикладным видом искусства-мозаикой;

    совершенствовать навыки составления композиции из цветной бумаги;

    создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2. Развивающие: способствовать развитию творческой фантазии,художественного вкуса,восприятию цвета,зрительной памяти,творческих способностей;

    способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

    способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

    способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 . Воспитательные:

    создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

    способствовать формированию нравственных качеств личности.

Методическое оснащение занятия:

    Материально-техническая база:

    Презинтация,выполненная в Power Point;

    Мультимедийный проектор,экран,компьютер;

    Дидактическое обеспечение:

  • репродукции;

  • образцы работ.

Методы обучения:

    проблемный;

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    фронтальная;

    индивидуальная.

Словарная работа:

    мозаика, смальта.

II Ход занятия.

    Организационный момент:

    проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

    Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

    Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему.

    Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины.

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

    Изложение нового материала:

      Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.

      История развития.

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Предположительно зародилась она еще в Древней Греции и распространилась на соседние территории, всюду, где появлялись греческие колонии. Не меньшую популярность мозаика имела в Древнем Риме. Достаточно вспомнить хрестоматийные примеры прекрасных мозаик, обнаруженных при раскопках города Помпеи. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывали пол, при росписи стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Возникновение мозаики на Руси неотделимо от умения представителей славянских племен, проживающих на территории Киевской Руси в VIII-IX в.в., изготовлять стекло. И не только собственно стекло, но и разнообразные стеклянные изделия. Ремесленники научились создавать мозаичные смальты, представляющие собой стеклянные прозрачные, полупрозрачные (или так называемого заглушенного стекла) кубики либо пластинки, палитра которых превосходила все существующее ранее. Киевские умельцы достигли небывалого мастерства в сфере мозаичного дела. Они взяли настолько высокую планку, что превзошли уровень мастеров Западной Европы! Отныне мозаика киевской Руси стала образцом истинного искусства для Запада.

Вообще-то, России понадобились семь долгих веков, чтобы, с одной стороны, подхватить мозаичное искусство всех стран и государств (Киевской Руси в том числе), а с другой стороны – поднять его на невиданную высоту. Этот взлет связан с именем М. Ломоносова – «изобретателя мозаики в Российской империи». Он придумал ускоренный способ набора мозаики, усовершенствовал технику, освободил мозаичное искусство от застывших форм и стесняющих традиций. В его мастерских изготавливались образцы смальты, имеющие множество оттенков по яркости и насыщенности. Хотя бы приблизительно похожие не встречались в тот период больше нигде. Так в России появилась своеобразная, неподражаемая, своя мозаика, русский стиль которой – неповторимый и самобытный придал именно Ломоносов.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Изображение греческой богини моря Фетиды.

Мозаичное панно, прославляющее подвиги Александра Македонского.

Портрет М.Ломоносова.

Мозаику используют также для украшения произведений декоративно прикладного искусства:кувшинов,тарелок,чаш и других предметов.Стеклянная мозаика,незаменима для облицовки:бассейнов,водопадов,фонтанов,ванных,кухонь,фасадов зданий.

Мозаика для фасадов домов. Мозаика для бассейнов.

Мозаика для ванной комнаты.

Мозаика на посуде.

Мозаику можно выполнять с помощью ткани,из разноцветных кусочков пластелина,цветной бумаги.

4. Закрепление материала.

    Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики.

    Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

    Кто возродил смальтовую мозаику в России.

    Практическая работа.Самостоятельная работа(творческая).

Последовательность выполнения работы.

- работа выполняется в технике мозаики из цветной бумаги;

-выбор палитры цветной бумаги по эскизу;

-составление мозаики из разноцветных кусочков цветной бумаги;

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

    Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

    Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

    Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

    Рациональное использование учебного времени учащимися.

7.Рефлексия.

    Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

    Что узнали нового?С каким видом искусства познакомились на уроке?Что понравилось на уроке?

    Почему целесообразно сначала выполнять работу в эскизе, а затем в материале?

    Просмотр работ.

    Выставление отметок.Уборка рабочего места.

Детские работы



Тип урока: Изучение нового материала, урок - творчества.

Цель урока: Развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы с гофрированным картоном в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить, создать изделие декоративно – прикладного искусства для украшения интерьера.

  • Обучающие : Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике “квиллинг”.
  • Развивающие : Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, развивать пространственное воображение.
  • Воспитывающие : Воспитывать интерес к работе с бумагой в технике “квиллинг”, совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Оборудование для учителя: ПК, мультимедиапроектор.

Оборудование для детей: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

План урока (45 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.

Повторение изученного материала. Фронтальный опрос. 5 минут.

Практическая часть. Мастер-класс по квиллингу из гофрированного картона с демонстрацией презентации. 30-32 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка работ. 5 мин

Организационный момент:

Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и принадлежностей у учащихся.

Повторение изученного материала:

На прошлом уроке мы с вами вели разговор о современном декоративном искусстве.

(Просмотр презентации)

Слайд 2. - Давайте вспомним, какие существуют виды современного декоративно-прикладного искусства. Какие материалы используют художники. (Ответ учащихся – керамика, художественное стекло, металл, гобелен, батик.)

Слайд 3. - Правильно, а сегодня на уроке я предлагаю каждому стать мастером декоративно-прикладного искусства и выполнить объемную работу из гофрированного картона для украшения интерьера.

Слайд 4. - Для этого нам понадобятся следующие материалы и инструменты: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

Слайды 5-6-7-8. Квиллинг – от английского слова “наматывать”. Квиллинг – это закручивание серпантином полосок из бумаги или гофрированного картона, которые принимают ажурный филигранный вид.
Умелыми руками мастеров можно сделать удивительные изделия. Посмотрите.

Слайд 9. – Приступаем к работе. Возьмите полоску гофрированного картона желтого цвета и скрутите тонкую трубочку. Докрутите трубочку в катушку-ролл.

Слайд 10. - Выполните точно такие же катушки-роллы из полосок гофрированного картона другого цвета. Затем из каждой катушки сделайте форму сердечка.

Слайд 11. – Изготовление стебелька. Сложим пополам зеленую полоску картона, склеим обе половинки, оставив место для цветочка. Вклеим желтый цветок-сердечко. Повторим тоже самое с другими полосками картона.

Слайд 12. - Изготовление листочков. Возьмем кусочек зеленого гофрированного картона, разрежем его по диагонали – получим треугольные листочки. Выполним таким же образом листочки для других цветов.

Слайд 13 - Приклеим листочки к стебелькам цветов. Загнем нижний край у стебельков. Выполним вазу – скрутим катушку – ролл большего диаметра, выдавим пальцами форму, проклеим ее внутри. Вклеим цветы в вазу. Заполним вазу “грунтом” - мягкой бумагой.

Слайд 14. - Приклеим “травку” на мягкую бумагу в вазе (нарезанные кусочки картона).

Заключительная част. Выставка работ.

Ребята, вы настоящие мастера декоративно-прикладного искусства. Давайте посмотрим, какие работы у вас получились.

(Учащиеся располагают свои работы на партах.

Вместе с учителем определяют лучшие.)

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы познакомились с техникой квиллинг, надеюсь, что вы продолжите работу с гофрированным картоном в этой технике. Желаю всем успехов.

На этом урок закончен. До свидания.

Список используемой литературы.

1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – “Феникс”, Ростов-на-Дону: 2011

2. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.

3. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2008

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2007

5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.

Предварительный просмотр:

Предмет: Изобразительное искусство.

Учитель : Морозова Галина Федоровна

Класс: 5 «г»

Учебник: Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2014 г.

Тема: «Ты сам мастер ДПИ. Изготовление декоративного панно в технике аппликация».

Цель урока: создать изделие декоративно – прикладного искусства в современном стиле.

Задачи:

Обучающая:

  • способствовать сформированию представлений о роли панно в интерьере здания;
  • формировать умение изготавливать панно в технике аппликации;
  • создавать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике аппликация.

Развивающая:

  • развивать любовь и интерес к современному ДПИ;
  • развивать умение контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения;
  • развивать познавательную активность, воображение и творческий потенциал;
  • развивать художественные способности учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать творческую и познавательную активность;
  • формировать положительную мотивацию к уроку изобразительного искусства путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать ответственность за результат учебного труда;
  • формировать самоконтроль и взаимоконтроль в совместной деятельности;
  • прививать любовь к миру и искусству, к истории, культуре.

Тип урока: комбинированный (урок применения знаний, умений и навыков)

Формы работы : групповая, коллективная.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся должны понимать, что такое – панно, объяснять роль панно в интерьере, знать тематику панно.

Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Личностные:

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класс;

Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;

Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

Учиться выполнять различные роли в паре.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в группе;

Уметь организовать рабочее место.

Основное содержание темы, понятия, термины: Панно как вид современного ДПИ, история панно, разнообразие материалов для изготовления панно. Понятие аппликация.

Применяемые технологии :

  • проблемный метод;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • творческая работа в группах.

Дидактическое обеспечение урока :

  • рисунки;
  • репродукции;
  • плакаты;
  • образцы работ.
  • презентация к уроку.

Техническое обеспечение урока :

  • проектор;
  • компьютер.

Словарная работа:

  • интерьер, панно, триптих.

Список используемой литературы:

1.Рабочие программы. Изобразительное искусство.

2. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Н. А. Горяева О. В. Островская. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2016

3.Поурочные разработки по изобразительному искусству.

4.Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков.

5.Приоритетные национальные проекты. Год учителя. Петербургский урок.

6.Поурочные разработки по изобразительному искусству. О.М.Гусева.

7. Искусство. Универсальная энциклопедия для юношества. Москва. «Педагогика – пресс»

8. Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспект уроков. 1-8 классы. Волгоград.

Электронные образовательные ресурсы

1. Электронная Википедия: http://www/wikipedia.org.

2. Методика преподавания изобразительного искусства

3. Каталог искусства http://www.art-catalog.ru

Ход урока.


Подписи к слайдам:

Что мы изучаем на уроках изобразительного искусства в этом году? Декоративно-прикладное искусство, народное искусство.

Что такое декоративно - прикладное искусство? Зачем оно людям? Умелое, искусное выполнение всякого дела. - Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Декоративно-прикладное искусство (народные промыслы) Жостово Хохлома Городец Гжель

Кто создает предметы декоративно -прикладного искусства? Как их называют? Ма́стер (от лат. magister): Мастер - человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло.

Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным. - Вы знаете, в чём состоит отличие произведений современного ДПИ от изделий народного искусства? В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своем творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник – прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое. - А где именно используется современное декоративное искусство? Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий. Предметы декоративно-прикладного искусства создают среду, украшают быт, делают нашу жизнь более привлекательной и праздничной. Самое главное, это искусство организует общение людей, помогает им понять друг друга. У каждого народа свои формы предметов, свои орнаменты, свои образы и мотивы. Используются и различные материалы: глина, металл, стекло, различные нити, ткань. Природные мотивы преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ, без деталей и мелких подробностей. Образному языку декоративно - прикладного искусства свойственна условность, орнаментальность. Здесь по – иному используются художественные средства: форма, объём, линия, ритм, цвет, фактура. Красота этого вида искусства, дает нам возможность назвать произведения сокровищами. Так давайте отправимся в путь за сокровищами!

Что такое «интерьер » ? Интерьер - архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности. Внутреннее убранство здания, помещения, отражающее внутреннее состояние человека. - Кто занимается оформлением интерьера? - Художники и дизайнеры, мастера своего дела.

Определение темы урока. - Тема нашего урока? (Декоративно-прикладное искусство, мастер, интерьер) Теперь мы можем выступить в роли настоящего МАСТЕРА декоративно-прикладного искусства. Мы можем своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят окружающие нас интерьеры, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по-настоящему ценить красоту. - Итак, тема нашего урока: «Ты сам мастер. Дизайн интерьера»

Ты сам мастер Дизайн интерьера

Интерьер Со значением слова «интерьер» знаком каждый из нас. Однако не каждый задумывается о том, что окружающая обстановка имеет достаточно сильное влияние не только на психоэмоциональное состояние, но и на здоровье в целом. И здесь важную роль играют абсолютно все мелочи, которым зачастую не придают особого значения.

Какие предметы современного декоративного искусства, чаще всего используются художниками – дизайнерами для оформления интерьера? -Вазы, витражи, гобелен, зеркала, веера и др.

Ваза в интерьере Многие недооценивают декоративное значение ваз в интерьере. Кто-то считает вазы ненужными безделушками. Кто-то держит их в шкафу и достает только при необходимости поставить цветы. А ведь вазы, действуя зачастую почти незаметно, делают интерьер интереснее, оригинальнее и элегантнее. Некоторые дизайнеры уверяют, что ваз в интерьере никогда не бывает много. Однако это касается тех случаев, когда вазы и места для них подобраны «с чувством, с толком, с расстановкой».

Ваза в интерьере

Ваза в интерьере

Зеркало в интерьере С тех пор как в 13 веке люди научились покрывать стекло тонким слоем олова, получая поверхность, способную отражать свет и другие излучения, зеркало прочно вошло в обиход человечества в самых разных сферах. Дизайнеров и из заказчиков интересует, прежде всего, бытовое применение зеркал в интерьере жилищ. Давно прошли те времена, когда зеркало использовалось исключительно ради своей основной функции – отражения предметов. Способность визуально увеличивать пространство, исправлять геометрические несовершенства помещений, преумножать освещенность комнат и служить прекрасным элементом декора активно используют дизайнеры и владельцы квартир и домов по всему миру.

Зеркало в интерьере

Зеркальный веер В интерьере применяются зеркала и в виде веера, а также картины с его изображением. Они в первую очередь выполняю декоративную функцию.

ВЕЕР в интерьере Веер - один из самых известных инструментов фэн-шуй. В настоящее время веер превратился в элемент декора, и теперь вешают веер на стену, чтобы защитить жилище от негативной энергии. Раскрытый веер символизирует полноту жизни и благополучие.

Веер в интерьере

Панно в интерьере Панно (фр. panneau от лат. pannus - кусок ткани) - вид монументального искусства, живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели. .

Триптих Три́птих - произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом.

Триптих в интерьере

Триптих в интерьере

Триптих в интерьере

Триптих в интерьере

Триптих в интерьере Цветущая вишня

Цветущая вишня в интерьере

Цветущая вишня в интерьере

Цветущая вишня в интерьере

Цветущая вишня в интерьере

Как вы заметили, излюбленными образами художников являются природные мотивы. Независимо от того, в какой технике работает автор. Художники очень любят изображать цветы, птиц, деревья- ведь они окружают нас в лесу, в парке. В общении с природой мы черпаем силы и вдохновенье, пропуская через свою фантазию и создавая свою красоту вокруг себя.

Практическая работа

Практическая работа (поэтапное изготовление цветка) 1. Сложите квадрат по диагонали. 2. Сложите еще раз пополам. 3. И еще раз пополам. 4. Нарисуйте лепесток цветка. 5. Вырежьте по намеченному контуру. 6. Разверните полученный цветок.

Практическая работа

Практическая работа (поэтапное изготовление листика) 1. Сложите прямоугольник пополам. 2. Нарисуйте половину листика. 3. Вырежьте по намеченному контуру. 4. Разверните полученный листик.

Практическая работа


Тема урока : Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.

Цели урока:

Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;

Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

развивать художественную осведомленность, фантазию;

Задачи урока:

воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;

обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски,вода, соль.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы : - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ – презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной работы);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организационный момент:

проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;

повторение правил техники безопасности;

оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие и т. д.

Основные виды декоративно-прикладного искусства:

Батик

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одним из разновидностей ДПИ - Батик. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем : «Батик, способ окрашивания тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе».

По словарю Ожегова. Батик - многоцветная ткань у народов Индонезии.

По толковому словарю Даля Батик (малайск.)

1. Техника художественной росписи тканей.

2. Многоцветная ткань, украшенная такой росписью.

нанесение рисунка на ткань с помощью узлов - одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов; вид многоцветной ткани: каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, - производство батика особенно развито у народов Индонезии.

Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку - это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина).

Современные техники росписи ткани очень разнообразны.

Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Существует горячий и холодный батик.

Горячий батик - В качестве резерва в горячем батике используется воск.

Воск наносится с помощью специального инструмента. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение.

Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.

Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик - в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, при этом роль резерва выполняет специальный материал. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами - стеклянными трубочками.

Холодный батик требует более аккуратной работы, так как он создаётся «в один слой». Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли.

Техника узелкового батика

Он был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

3. Закрепление изученного материала:

Какие основные виды декоративно-прикладного искусства вы сегодня запомнили?

Что такое холодный и горячий батик?

Физкультминутка.

4. Практическая творческая работа:

Сегодня на уроке мы используем технику холодного батика на примере Красного мака с добавлением соли.

Выполнить предварительный эскиз (в тонких линиях) изображения на тему «Маки»;

сделать заливку цветом, соответственно цветовой гамме вашего цветка;

посыпать солью;

дать высохнуть.

Давайте окунемся в историю. Что символизирует «красный мак»

Египет. Для жителей этой страны цветок был символом молодости, женской красоты и очарования

Античность. Можно сказать, что в Древнем Риме и Элладе этот цветок почитали более всего, именно оттуда родом несколько легенд о его происхождении. Согласно одной легенде, Венера после смерти Адониса долго плакала, ничто не могло ее успокоить. И каждая ее слезинка превращалась в мак.

Восток В персидской культуре мак - символ счастья, вечной любви, радости. Буддисты были твердо убеждены в том, что мак появился после того, как засыпающий Будда коснулся ресницами земли.

В Китае цветок ассоциировали с успехом, красотой, отдыхом и отдаленностью от суеты

Новое время Существовало поверье, что не просто так красные маки растут на полях сражений. Они якобы символизируют кровь погибших солдат

Красный мак - символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии - жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с1914 года.

Посмотрите на красоту этих цветов.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

контроля за правильностью выполнения приемов работы;

Оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;

контроль объема и качества выполненной работы.

5. Анализ и итоги урока:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

6. Рефлексия

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Цвета:

  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый - тревожное, напряженное;
  • черный - упадок, уныние.