Святой василий павлопосадский в чем помогает. Праведный Василий Павлово-Посадский: житие и акафист. Стремление к монашеству и последние годы

(ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры , и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому .

Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири . Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивым отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост .

Искушения и исправление

В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя "Грязным", это прозвище и осталось за ним навсегда.

То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», - отвечал он. Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова : «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15 -16).

Клевета

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного Писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн , памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Кор. 14, 40), сторонились увеселительных народных сборищ.

Местный миллионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу , стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для Православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Возведенное на Василия Ивановича обвинение было опровергнуто.

Служение и духовные дарования

Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом , ни священником , ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священномученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

Почитание

На похороны праведника стеклись тысячи людей. Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Церковь. В - годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича. 16 октября года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

  • "Василий Грязнов", сайт Павловопосадской платочной мануфактуры:
  • Может ли стяжать благодать не монах, не высокородный князь, - обычный мирянин, тем более - купец или предприниматель? Ведь, по Евангелию, "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие". (Лк., 18, 25). В наши дни для многих верующих это вопрос далеко не праздный. И потому так безценны для нас примеры высокой подвижнической жизни в миру, увенчавшейся от Господа Небесной наградой. Такой пример являет житие святого Василия Павлово-Посадского - выходца из крестьянской семьи, фабричного рабочего, а впоследствии купца первой гильдии и совладельца крупной фабрики в Павловском Посаде.

    Василий родился 21 февраля 1816 года в деревне Евсевьево Богородского уезда Московской губернии, что в пяти верстах от Павлова Посада. Выучился грамоте по Часослову и Псалтири, сызмала жил в трудах и молитве. Но в жизни среди фабричной молодежи было так много соблазнов - и юноша поддался им, стал пить вино. Совесть обличала его, и Василий горько оплакивал свою греховность, каялся - и вновь согрешал… Сам он за эти падения прозвал себя Грязным, или Грязновым. Но однажды Василий получил такой урок, что вразумил юношу раз и навсегда. Один его товарищ стал хулить святую икону Божией Матери - и тут же скончался. И словно гром небесный, в душе Василия прозвучали слова: "Если ты вполне не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть".
    Василий твердо решил исправиться. В ночной молитве он слышит голос, повелевающий идти в Николаевскую Берлюковскую пустынь, и отправляется в святую обитель. Здесь он исповедуется и причащается - и радостно ощущает, что пагубные страсти больше не имеют над ним прежней власти. Настоятель пустыни благословил Василия вернуться в мир и обращать к Православию раскольников.

    Василий много читает, напитывает душу святоотеческим словом и Евангельской истиной. Многих раскольников ему удалось вернуть в лоно Святой Православной Церкви. Вскоре в нем стали проявляться дары прозорливости. Как-то он принес найденный на дороге узелок со сдобным пирогом: "Пирог отравлен и специально подброшен на дорогу!" Пирог бросили курам - и те, склевав угощение, подохли.
    К Василию потянулись люди, видевшие его нелицемерную любовь к Богу. Они ходили в Божий храм, усердно молились, вместе читали Священное Писание и духовные книги. Купец Широков не простил Василию то, что праведник обличил его как тайного раскольника, - и стал распространять слухи, будто Грязнов - опасный сектант. И Василия Ивановича арестовали по обвинению в организации "фармазонской секты". Но как ни усердствовали клеветники, правда восторжествовала, Василий Иванович был оправдан.
    Василий при жизни сподобился посещения великих святых: Преподобного Сергия Радонежского, священномученика Харлампия, мучениц Веры, Надежды и Любови. В 1848 году Павловский Посад охватила эпидемия холеры - и все, кто обратился к молитвам Василия Ивановича, остались живы. Немало чудесных исцелений произошло по его молитвам - глухие обретали слух, горбатая девочка избавилась от горба, многие недуги отступали перед силой его молитвы.
    Сестра Василия вышла замуж за владельца платочной фабрики в Павловском Посаде Якова Ивановича Лабзина, и Лабзин обрел себе в Василии не только родственника, но верного друга, молитвенника, помощника и советчика. Со временем Яков Иванович убедил Грязнова стать совладельцем ставшей известной на всю Россиию платочной фабрики - и с тех пор дела на фабрике шли успешно, в рабочем люде не было обычного ропота и недовольства. Василий Иванович не щадил ни себя, ни своего состояния. К нему приходили совершенно незнакомые люди из отдаленных селений - и никто не уходил с пустыми руками и неутешенным сердцем.
    Высоко ценивший Василия Грязнова Святитель Московский Филарет поручил ему наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители совместно с первым ее настоятелем игуменом Парфением. А в 1860-е годы по благословению Митрополита Филарета Василий Иванович основал в Павловском Посаде мужское общежитие для ищущих постнического жития. Рядом с двухэтажным зданием общины Василий Иванович устроил себе отдельную келью. Незадолго до своей кончины Василий Иванович вместе с Яковом Лабзиным подал прошение о дозволении устроить на свои средства мужской общежительный монастырь с каменной трехпрестольной церковью. Василий Грязнов желал вступить в этот монастырь. Но прошение было отклонено. В воскресенье 16 февраля 1869 года, приняв Святые Тайны, Василий Иванович отошел к Богу. Через пять лет тело почившего праведника было перенесено в храм, воздвигнутый Яковом Ивановичем Лабзиным на кладбище. При перезахоронении были отделены два нетленных перста, их поместили в серебряном ковчеге.
    В Павловском Посаде свято чтили память Василия Грязнова. К нему на могилку шли и ехали недугующие - и получали исцеления. У многих жителей в домах были его портреты и иконописные изображения, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым. Прославлению праведника в лике святых помешала только революционная смута.

    Даже почивший, праведник был страшен безбожной власти. Неслыханное дело: 17 октября 1920 года над ним устроили суд! На выездной сессии Московского народного суда был разыгран судебный фарс. Умерший праведник был представлен как "хитрый плут и прожженный пройдоха", "пьяница и разбойник с большой дороги", "покровитель капиталистических акул текстильной промышленности". Грязнову ставили в вину то, что он якобы "исполнял сыскные и жандармские обязанности по придушению как местных раскольников, так и совершенно отошедших от религии". Мерзкая клевета изливалась со многих страницах сфабрикованного дела и на Покровско-Васильевский женский монастырь, у истоков основания которого стоял Василий Иванович. Мало того: был снят атеистический фильм "Василий-разбойник", в котором святой образ праведника подменили образом злодействовавшего в тех краях настоящего разбойника, Василия Чуркина.
    Но пришел час, и эта кривда развеялась. 7 августа 1999 года святой праведный Василий Павлово-Посадский причислен к лику святых. А еще одним достойным "памятником" Василию Грязному - молитвеннику и фабриканту - стало с успехом действующее до сих пор Павлово-Посадское производство по изготовлению красивых, пестрых, словно сошедших с полотен Палеха женских платков. Ведь у этого дела есть благословение Святого.

    На снимках: икона святого праведного Василия Павлово-Посадского; Покровско-Васильевская обитель, где покоятся нетленные мощи святого; рака с благоуханными нетленными мощами святого праведного Василия Павлово-Посадского.

    Доехать сюда из столицы совсем не сложно: всего лишь час с небольшим на электричке от Курского вокзала, и вы в Павловском Посаде – городе, где родился знаменитый платок и жил предприниматель, прославленный Церковью.

    По императорскому указу

    Павловский Посад до сих пор живет тихо и неспешно, многие горожане знают друг друга в лицо и здороваются на улицах, а семьи дружат поколениями. В самом центре на улочках стоят красивые деревянные дома, во дворах кое-кто держит живность – кур или коз. В городе любят ласковые названия: «Топотушки», «Звездочка» – это детские сады, а магазины – «Каблучок», «Чайный домик». Культурная жизнь здесь кипит: концерты классической музыки и всевозможные выставки – не редкость, а посещать их считается хорошим тоном. Но самое главное – местные жители хорошо помнят свои корни, знают историю, и в этом кроется секрет их любви к родной земле.

    День рождения города точно известен – 2 июня 1844 года по указу Сената за собственноручной подписью царя Николая I из села Павлово и еще четырех окрестных сел был образован посад под общим названием Павловский. Этот новый город вскоре прославился на всю Россию как родина знаменитого павловопосадского платка.

    Наследие московского князя

    История этого места давняя – первый храм здесь еще в XIV веке построил знаменитый московский князь Димитрий Донской, когда он владел здешними землями. На месте престола древнего храма в конце ХIХ века был поставлен часовенный столб. Как гласит надпись на нем, когда-то здесь стоял деревянный храм во имя святого великомученника Димитрия Солунского – в честь небесного покровителя великого князя. С тех давних пор Димитрий Солунский считается покровителем здешних мест. В 1710 году тут выстроили новый каменный храм в честь Воскресения Христова, в 1839 году к нему пристроили колокольню, а чуть позже – крестильню. В 1938 году храм закрыли, а в конце 50-х годов разрушили. Уцелели лишь колокольня и крестильня, в которой ныне располагается храм. Колокольня Воскресенского храма – архитектурная доминанта и символ Павловского Посада.

    Напротив колокольни, через дорогу, стоит часовня в честь защитников Отечества. Это реконструкция часовни, построенной в 1912 году к столетию Отечественной войны 1812 года по инициативе местного общества хоругвеносцев. В советские годы, в одну из «безбожных пятилеток», часовню разрушили, а в 2009 году восстановили на средства местных жителей. Рядом находится небольшой чугунный мост – молодожены после ЗАГСа приезжают сюда, чтобы повесить свой замок в знак вечности брачного союза.

    Купец-миссионер

    Павловский Посад был крупным текстильным центром Богородского уезда Московской губернии, с середины ХIХ века тут бурно развиваются мануфактуры и начинается производство знаменитых павлово-посадских шалей. Наиболее успешным производителем шалей был купец Яков Иванович Лабзин, крупный благотворитель и глубоко верующий человек. Его близкий друг и деловой компаньон Василий Иванович Грязнов был в 1999 году прославлен как местночтимый святой – святой праведный Василий Павлово-Посадский. День его памяти – 1 марта по новому стилю. Василий Грязнов родился в семье старообрядцев, но в юности сознательно перешел в лоно Матери Церкви и в течение своей жизни обратил около двух тысяч староверов. Он был старостой Воскресенской церкви, способствовал расширению и украшению храма. Василий Иванович пользовался особым расположением святителя Филарета Московского, который характеризовал его как «ревнителя Православия». После смерти Василия Ивановича его друг Яков Лабзин построил над его могилой храм, позднее ставший собором Покровско-Васильевского монастыря.

    Обитель праведного Василия

    Покровско-Васильевская женская община, существовавшая с конца ХIХ века, вскоре после создания получила статус монастыря. Здесь возвели колокольню, келейные корпуса, детский приют. Когда в 1920 году обитель закрывали, в ней были около ста монахинь. В советское время в здании храма находились общежития, овощехранилище, авторемонтная мастерская. В 1989 году обитель вернули Церкви, и сейчас Покровско-Васильевский монастырь, после восстановления открытый как мужской, поражает своей благоустроенностью. При нем действуют ферма и пасека, поэтому там всегда можно купить свежие молочные и мясные продукты и мед. Восстановлен старый келейный корпус и построена новая трапезная, готовые в скором времени принять паломников.

    В верхнем храме Покровской церкви, справа от алтаря, находится серебряная рака с мощами св. прав. Василия Павлово-Посадского, а также ковчег с частицами мощей многих святых из Киево-Печерской Лавры. А в нижнем храме, открытом только Великим постом, хранятся особо почитаемые в монастыре образы – великомученика Пантелеймона (чудом сохранившаяся старая монастырская икона) и икона Божией Матери Скоропослушница, привезенная с Афона вскоре после восстановления обители.

    Вознесение на Городке

    Одна из архитектурных жемчужин Павловского Посада – храм Вознесения Господня на Городке, построенный в 1908 году. Красивый храм из красного кирпича никогда не закрывался, и все его внутреннее убранство сохранилось полностью, в том числе уникальный деревянный иконостас работы иконописца Васильчикова, расписывавшего иконостас в храме Христа Спасителя. В храме находятся ковчеги и иконы с частицами мощей святых – св. влмч. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, блж. Матроны Московской, свт. Димитрия Ростовского и многих других, общим числом около 100. Есть в числе прочих и икона с частицей мощей свт. Иннокентия, епископа Пензенского, который родился и получил свое первое образование в Павловском Посаде.

    Единственный в России

    Конечно, в Павловском Посаде есть Музей истории русского платка и шали – единственный в России, где можно увидеть платки, выпускавшиеся в разных уголках России за последние 150 лет. Шерстяные, шелковые, парчевые, с золотным шитьем платки радуют посетителей своей красотой. Особое место занимают памятные платки – например, редкий платок 1905 года, посвященный 50-летию священства отца Ионна Кронштадтского, он был выпущен еще при жизни батюшки. В музее проводятся экскурсии, а особо интересующиеся могут поучаствовать в мастер-классе по изготовлению сувенирного платка по старинной технологии.

    А еще в Павловском Посаде просто приятно побродить по тихим улочкам, полюбоваться на домики с резными наличниками и цветами на окошках, посмотреть с многочисленных мостов на речки Клязьма или Вохонка. И подышать чистым, почти деревенским воздухом – перед тем как сесть в электричку и вернуться домой.

    В блокнот паломнику:

    Добраться в Павловский Посад из Москвы можно:

    – на электричках горьковского направления с Курского вокзала до станции «Павлово Посад». Время в пути 1 ч. 10 мин. – 1 ч. 30 мин.

    – на автобусе № 386 от станции метро «Партизанская». Время в пути зависит от пробок на Горьковском шоссе: 1 ч. 20мин. – 2 ч. 30мин.

    – на автомобиле по Горьковскому или Новосовихинскому шоссе.

    Время в пути зависит от пробок и примерно составляет 1 час.

    Елена Ермилова,

    Живы традиции дел богоугодных

    Виталий Попов

    В августе 1999 года был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии старец Василий (Грязнов), мощи которого ныне покоятся в крипте Покровско-Васильевского мужского монастыря в Павловском Посаде.

    Василий Грязнов родился 21 февраля 1816 года в деревеньке Евсевьево Богородского уезда Московской губернии. Родитель его, Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием сынов и дочерей.

    В середине XIX века Василий Грязнов стал купцом 2-ой гильдии и завел в Павловском Посаде мануфактурное дело - стал производить шерстяные платки и ситцы с набивным рисунком. Фабрикант стал пользоваться в округе авторитетом среди местного люда и просвещенных современников. И снискал уважение Василий Иванович своими миссионерскими и богоугодными делами.

    Духовник Берлюковской пустыни отец Венедикт благословил Василия Грязнова на борьбу с раскольниками разных «толков и согласий», которые в изобилии населяли в то время Богородский уезд. По некоторым сведениям Грязнову удалось вызволить из раскола более семи тысяч человек. Однако немало скорбей, печалей и всевозможных гонений понес Василий Иванович на этом поприще. Не раз был оклеветан злобными языками, неоднократно писались на него доносы, и тайная полиция занималась его делами, заводила следствие. На одном из допросов в тайной полиции Василию Грязнову выбили два зуба и «учинили пролом головы». Эти мучения не останавливали Грязнова, не ослабляли его веру в Бога. Упечь фабриканта в тюрьму не удалось. Одно из последних следствий вынесло такой вердикт: «Василий Иванович Грязнов является человеком редкой добродетели, человек Божий и истинный христианин».

    Религиозная душа Василия Грязнова алкала жизни иноческой. Он собрал вокруг себя общину с монашеским уклоном. Члены общины вели аскетический образ жизни и ежедневно посещали церковные богослужения. По совету и благословению Московского митрополита Филарета (Дроздова) Василий Иванович организовал в округе мужской монастырь из 11 человек и женскую общину, в которую входило около 60 православных христианок. Митрополит Филарет с любовью и уважением относился к Василию Ивановичу. По его благословению фабрикант наблюдал за строительством Гуслицкого Свято-Преображенского мужского монастыря. Василий Иванович являлся церковным старостой Павлово-Посадского Воскресенского собора, который благодаря его стараниям вельми украшен и расширен был. За эту деятельность Грязнов был удостоен от епархиального начальства памятной золотой медали.

    Сестра Василия Ивановича Акулина вышла замуж за известного в округе благочестием и благотворительностью фабриканта Якова Лабзина. В 1855 году Грязнов и Лабзин решили объединить свои усилия и капиталы. Они учредили торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». Они стали основателями предприятия, где было поставлено на промышленную основу производство известных ныне во всем мире павловопосадских шалей и платков.

    Став купцом 1-ой гильдии, Василий Иванович остался верен религиозному образу жизни. Он всячески помогал бедным людям, предоставляя им возможность зарабатывать себе на жизнь и хлеб насущный. Со всех сторон округи стекались к нему страждущие люди, прося духовной и материальной поддержки. Грязнов не щадил ни себя, ни своего состояния. При фабрике Лабзина и Грязнова существовала богадельня на 60 человек и больница для бедных на 20 коек. За счет фабрики содержалось несколько школ, в которых обучалось не менее четырехсот местных детишек.

    Василий Иванович умер 1 марта 1869 года. Его имя осталось в памяти благодарных потомков. На павловопосадской земле сохранились предания о благих делах Грязнова, возродились традиции благотворительности.

    Традиции не возникают на пустом месте, а формируются долгим укладом жизни. Основанное Василием Грязновым промышленное дело достойно продолжает ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Это акционерное общество относится к предприятиям народных художественных промыслов. Усилиями многих здешних поколений на предприятии ревностно сохраняются художественные традиции уникального производства. Руководство этого предприятия бережно относится не только к традиции производства платков и шалей, но и чтит традиции богоугодных дел, заложенных в городе Василием Грязновым и Яковом Лабзиным.

    Генеральный директор этого акционерного общества Владимир Стулов активно занимается благотворительной деятельностью. Частые гости в его кабинете – священнослужители близлежащих церковных приходов и монастырей. Владимир Сергеевич многим из них материально помогает. При его поддержке проведены работы по изготовлению нового иконостаса для возрожденной церкви Первосвятителя Николая Чудотворца в деревне Васютино. Новый иконостас украсили лики Спасителя и православных святых, над которыми в течение шести лет работал ногинский художник Александр Хопкин. Иконостас состоит из восьмидесяти пяти икон. Его высота – 11 метров, ширина – 8 метров.

    7 августа нынешнего года на территории Покровско-Васильевского мужского монастыря пройдут торжественные богослужения, приуроченные к 10-летию со дня причисления к лику местночтимых святых Василия Грязнова. В этой обители почивают мощи святого старца Василия и не прекращается его почитание.

    В этот день генеральный директор ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Владимир Стулов преподнесет в дар монастырю икону святого преподобного Василия Павлово-Посадского. Ее написал по благословению настоятеля монастыря отца Андрея заслуженный художник России Александр Хопкин. Эта работа - знаковая и этапная в творчестве художника и иконописца. По своему письму и содержанию – она уникальна. Это не список с другой иконы. Это новое изображение праведного Василия с его житием. На иконе не только изображение лика преподобного. Она украшена по периметру 16-ю клеймами, раскрывающими праведную жизнь Василия Павлово-Посадского. 7 августа икона преподобного Василия Павлово-Посадского в обители будет освящена.

    Александр Хопкин утверждает, что эта работа изменила его не только в профессиональном плане, но и в духовном. Он стал гораздо требовательнее относиться к себе и к тем произведениям, которые выходят из-под его кисти. Духовная тема давно интересовала и влекла к себе художника. В последнее десятилетие, пожалуй, она стала доминирующей в его творчестве. В настоящее время Александр Хопкин приступил к работе над иконостасом для церкви Покровско-Васильевского монастыря. Иконостас будет состоять из 53-х икон, расположенных в три ряда.

    Святой праведный Василий (Василий Иванович Грязнов) родился в 1816 г. в деревне Евсеево Богородского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В детские годы он отличался глубоким религиозным чувством, кротостью и благонравием. В юности Василий поступил работать на фабрику и под влиянием ветреных неблагочестивых сверстников сам стал склоняться на путь порока, стал пить вино. Промысел Божий помог юноше вернуться к добродетельной жизни. Однажды один из товарищей Василия в его присутствии кощунственно, оскорбительно отозвался об иконе Божией Матери и тут же скоропостижно скончался. Устрашенный происшедшим, Василий стал на путь исправления своей жизни, стал подолгу молиться и оплакивать в покаянии перед Богом грехи юности. За советом о том, как ему устраивать свою дальнейшую жизнь, Василий обратился к настоятелю Николаевской Берлюковской пустыни иеромонаху Венедикту и получил наставление, продолжая жить в миру, заниматься молитвенным деланием и служить Церкви, защищая ее от нападок расколоучителей. Подвижническая жизнь святого праведного Василия привлекла к нему сердца многих старообрядцев, и благодаря его наставлениям значительное их количество вернулось в лоно Православной Церкви. Василий Иванович пользовался особым расположением митрополита Московского Филарета, который называл его ревнителем Православия. В 1858 г. святитель поручил праведному Василию вместе с иеромонахом Парфением (Аггеевым) наблюдать за устроением Спасо-Преображенской Гуслицкой обители. С 1860 по 1869 гг. Василий Иванович состоял старостой Воскресенского храма города Павловский Посад и много потрудился для его благоукрашения, за что в 1862 г. от епархиального начальства был награжден золотой медалью. В 1860-х гг. по благословению митрополита Филарета праведный Василий основал в Павловском Посаде мужское общежитие, для которого самим святителем были составлены правила монашеского жития. В октябре 1868 г. праведный Василий и его родственник и сподвижник Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении устроить на свои средства в Павловском Посаде мужской монастырь, но в то время их чаяниям не суждено было осуществиться. Святой праведный Василий отошел ко Господу в воскресный день 16 февраля 1869 г. после того, как причастился Святых Христовых Таин.

    Еще при жизни Господь наделил святого праведного Василия дарами прозорливости и исцелений. Когда в 1848 г. в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по молитвам святого праведного Василия никто из обращавшихся к нему за помощью не умер от этой болезни. По молитвам праведного Василия получали исцеление одна девушка, с детства страдавшая глухотой, больной человек, которого везли с ярмарки, горбатая девочка. После смерти святого праведного Василия еще более стало расти его почитание. По молитвам к нему, по совершении панихид на его могиле и помазания маслом от лампады, висевшей над гробницей Василия Ивановича, люди получали исцеления от своих недугов. В 1874 г. стараниями Я. И. Лабзина был построен Покровско-Васильевский храм и тело праведного Василия было перенесено в склеп придела во имя преподобного Василия Исповедника. В 1880-х гг. Лабзин основал в Павловском Посаде женское общежитие, впоследствии преобразованное в монастырь, и Покровско-Васильевский храм стал обительским. Многие православные жители имели в своих домах портреты праведного Василия и его краткое жизнеописание, составленное протоиереем Сергием Цветковым. В предреволюционное время готовились материалы к его прославлению. В 1920 г. новая безбожная власть устроила в Павловском Посаде показной «суд» над почившим праведником, чтобы опорочить его имя, но память о святом праведном Василии, его почитание сохранялись и в советское время. 7 августа 1999 г. состоялось прославление святого праведного Василия в лике местночтимых святых Московской епархии. Были обретены его мощи, которые ныне почивают в Покровско-Васильевском храме Покровско-Васильевского мужского монастыря. С именем святого также связана деятельность Павлово-Посадской платочной мануфактуры, принадлежавшей Якову Лабзину. Святой не только оказывал благотворное влияние на фабричных рабочих, участвуя по просьбе родственника в управлении фабрикой, но и способствовал развитию платочного производства, которое впоследствии принесло всероссийскую известность городу Павловскому Посаду. В настоящее время также совершаются исцеления по молитвам к святому праведному Василию и растет его почитание.

    Тропарь праведного Василия Павлово-Посадского

    Божественною Свыше просветився благодатию, образ жития евангельскаго, правыя веры ревнитель и расколов обличитель показался еси в Посаде Павловстем, Василие праведне, верных наставниче и предстателю. Темже не оскуде даже до днесь честная память твоя. Моли Человеколюбца Бога оставление грехов молитвами твоими нам даровати.

    Кондак праведного Василия Павлово-Посадского

    Соблазны лукаваго века сего отверг, слезами покаяния убеливый ризы твоя, приял еси от Бога многая дарования: недужных исцеляя, совет благоразумен требующим подавая; и ныне радуешися со ангелы, венцем небесным увенчанный. Моли Господа, угодниче Христов Василие, да дарует и нам покаяние и велию милость.