Сообщение про карла орфа. Карл Орф: биография. Взаимоотношения педагогов и учеников на уроках

Карл Орф (нем. Carl Orff ; Карл Генрих Мария Орф , нем. Karl Heinrich Maria Orff ; 10 июля 1895, Мюнхен - 29 марта 1982, Мюнхен) - немецкий композитор-экспрессионист и педагог, наиболее известен кантатой «Кармина Бурана» (1937). Будучи крупным композитором XX века, он также внёс большой вклад в развитие музыкального образования.

Биография

Отец Карла Орфа, офицер, играл на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Его мать также была хорошей пианисткой. Именно она обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением.

Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра.

В 1912-1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 году продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 году во время Первой мировой войны Орф отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр Мангейма под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.

В 1920 году Орф женился на Алисе Зольшер (нем. Alice Solscher ), через год родился его единственный ребёнок, дочь Годела, в 1925 году состоялся его развод с Алисой.

В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 году совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца «Гюнтершуле» (нем. Günther-Schule ) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.

Несмотря на то, что связь Орфа (или её отсутствие) с нацистской партией не была установлена, его «Кармина Бурана» (лат. Carmina Burana ) была весьма популярна в нацистской Германии после её премьеры во Франкфурте в 1937 году, исполнялась множество раз (хотя нацистские критики называли её дегенеративной - нем. entartet - намекая на связь с возникшей в то же время печально известной выставкой «Дегенеративное искусство»). Орф был единственным из нескольких немецких композиторов во время нацистского режима, кто отреагировал на официальный призыв написать новую музыку для пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», после того как музыка Феликса Мендельсона была запрещена - остальные отказались принимать в этом участие. Но опять же, Орф работал над музыкой для этой пьесы в 1917 и 1927 годах, задолго до пришествия нацистского правительства.

Орф был близким другом Курта Хубера, одного из основателей движения сопротивления «Белая роза» (нем. Die Weiße Rose ), приговорённого к смерти Народной судебной палатой и казнённого нацистами в 1943 году. После Второй мировой войны Орф заявил, что был участником движения и был сам вовлечён в сопротивление, но нет никаких доказательств кроме его собственных слов, некоторые источники оспаривают это заявление. Мотив, кажется, ясен: заявление Орфа было принято американскими денацификационными властями, позволив ему продолжать заниматься композиторством.

Орф похоронен в барочной церкви Андексского аббатства к юго-западу от Мюнхена.

Творчество

Орф наиболее известен как автор сценической кантаты «Carmina Burana», что в переводе значит «Песни Бойерна». (1937). Это первая часть трилогии, которая также включает «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite». «Carmina Burana» отражает его интерес к средневековой немецкой поэзии. Все части трилогии вместе называются «Trionfi». Композитор охарактеризовал это произведение как праздник победы человеческого духа через равновесие плотского и вселенского. Музыка написана на стихи, написанными голиардами, из рукописи XIII в., найденной в 1803 году в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн (Beuern , лат. Buranum ); этот сборник известен как «Carmina Burana» (см.), названный так по имени монастыря. Несмотря на элементы модерна в некоторых композиционных техниках, в этой трилогии Орф выразил дух средневекового периода с заразительным ритмом и простыми тональностями. Средневековые поэмы, написанные на немецком языке в его ранней форме и латыни, часто не вполне пристойны, но не опускаются до вульгарности.

Успех «Carmina Burana» отодвинул на второй план все предыдущие работы Орфа, за исключением «Catulli Carmina» и «Entrata», которые были переписаны в приемлемом, с точки зрения Орфа, качестве. С исторической точки зрения «Carmina Burana», вероятно, самый известный пример музыки, сочинённой и впервые исполненной в нацистской Германии. В действительности «Carmina Burana» была настолько популярна, что Орф получил заказ во Франкфурте сочинить музыку для пьесы «Сон в летнюю ночь», которая должна была заменить запрещенную в Германии музыку Феликса Мендельсона. После войны Орф заявил, что не удовлетворен сочинением и переработал его в финальную версию, которая была впервые представлена в 1964.

Орф сопротивлялся тому, чтобы какую-либо из его работ просто называли оперой в традиционном смысле слова. Свои работы «Der Mond» («Луна») (1939) и «Die Kluge» («Умница») (1943), например, он относил к «Märchenoper» («сказочные оперы»). Особенность обоих произведений состоит в том, что в них повторяются одни и те же лишённые ритма звуки, не используются никакие музыкальные техники периода, когда они были созданы, то есть о них невозможно судить как об относящихся к какому-то конкретному времени. Мелодии, ритмы и вместе с ними текст этих произведений проявляются только в союзе слов и музыки.

О своей опере «Антигона» (1949), Орф говорил, что это не опера, а «Vertonung», «переложение на музыку» древней трагедии. Текст оперы является превосходным переводом Фридриха Гёльдерлина на немецкий язык одноименной трагедии Софокла. Оркестровка в значительной степени основана на ударных. Она была даже окрещена минималистичой, что наиболее адекватно описывает мелодическую линию. Считается, что Орф, запечатлел в своей опере историю об Антигоне, так как она имеет заметное сходство с историей жизни Софи Шолль, героини «Белой розы».

Премьера последней работы Орфа, «De Temporum Fine Comoedia» («Комедия на конец времен»), проходила на Зальцбургском музыкальном фестивале 20 августа 1973 и была исполненна Симфоническим оркестром Кёльнского радио и хором под управлением Герберта фон Караяна. В этой в высшей степени личной работе, Орф представил мистическую пьесу, в которой подвел итог своим взглядам на конец времён, воспетый на греческом, немецком и латинском языках.

«Musica Poetica», которую Орф сочинил вместе с Гунильд Кетман, была использована как основная музыкальная тема к фильму Терренса Мэлика «Опустошённые земли» (1973). Позднее Ханс Циммер переработал эту музыку для фильма «Настоящая любовь» (1993).

Педагогическая работа

В педагогических кругах он, вероятно, лучше всего известен своей работой «Шульверк» («Schulwerk», 1930-35). Её простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным музыке детям исполнять части произведения с относительной лёгкостью.

Идеи Орфа совместно с Гунильд Кеетман были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». Термин «Schulwerk» - немецкое слово, означающее «школьная работа». Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.

Карл Орф родился в Мюнхене. Здесь – в Баварии – увлечение театром можно считать традицией, что в немалой степени определило творческий облик композитора в дальнейшем. Важную роль сыграло в его жизни и семейное окружение: и отец-офицер, и мать были музыкантами-любителями, и мать начала обучать Карла фортепианной игре, когда мальчику было пять лет. Другим детским увлечением стал для него собственный кукольный театр, и для своих спектаклей Карл сочинял музыку – таким образом, уже ранние композиторские опыты Орфа были связаны с музыкально-сценическим искусством.

В 1912 г. Карл Орф поступил в Мюнхенскую музыкальную академию. После ее окончания он несколько лет работал театральным дирижером, но не в оперных театрах, а в драматических – в Мюнхене, Дармштадте, Мангейме. В эти же годы начинается композиторская деятельность Карла Орфа.

Что увлекает молодого композитора? Многое! Как и большинство его современников, он интересуется музыкой эпохи Ренессанса и барокко. В равной степени увлекается он музыкальным фольклором родной Баварии и народными инструментами Африки и Азии.

Дирижер, композитор… но этим деятельность Карла Офра не исчерпывается. Не в меньшей степени – если не в большей – он прославился как музыкальный педагог. «Точкой отсчета» его деятельности в таком качестве стал 1924 г., когда он совместно с Доротеей Гюнтер основал школу гимнастики, танца и музыки. Орф получил возможность работать с детьми. Результатом его педагогического творчества на этом поприще становится «Шульверк». Первая версия этого методического пособия, название которого можно перевести с немецкого языка как «школьная работа», появилась в 1931 г. Что же представляла собой система музыкальной педагогики, созданная Карлом Орфом? Одна из ее главных особенностей заключается в том, что она не ставит цели подготовить ребенка к профессиональной деятельности музыканта – она призвана развивать личность ребенка посредством музыки, и потому для занятий по ней детей не отбирают, тщательно диагностируя музыкальные способности и придирчиво всматриваясь в форму руки – по этой системе, получившей распространение во многих странах, работают с любыми детьми, включая инвалидов, ведь в развитии нуждаются все дети.

Центральным понятием системы Карла Орфа стало элементарное музицирование, которое включает в себя два принципа. Во-первых, это музицирование активное – дети на занятиях активно включаются в творческий процесс. Во-вторых, это ориентация на элементарные формы музыки, которые могли существовать на ранних этапах становления музыкального искусства – именно эти формы, а не «язык» классической музыки Орф считал главным средством развития. Основой занятий становится родная для детей фольклорная традиция (немецкая в Германии, русская в России и т. д.) и традиционная детская культура – детские песенки, стихи и т. п. На этой основе педагог вовлекает детей в игровую музыкальную деятельность, в которой органично сплетаются ритмические упражнения, пение, танец, игра на музыкальных инструментах (ксилофонах, барабанах, треугольниках и т. п.).

Но если в области музыкальной педагогики Карл Орф достиг успеха, то композиторский успех пришел к нему далеко не сразу. Его «звездным часом» стала премьера кантаты «Carmina Burana» на средневековые тексты, состоявшаяся в 1937 г. – композитору было уже за сорок. Успеху произведения не помешало даже то, что некоторые критики сочли его «дегенеративным», и по сей день кантата остается самым известным творением Орфа. Музыкально-драматургические принципы, найденные в ней, получили воплощение в двух других сочинениях, составивших вместе с нею триптих «Триумфы» – «Песни Катулла» и «Триумф Афродиты». Это не были кантаты в традиционном понимании – музыка объединялась в них с элементами театра. Синтез музыки и театра проявился и в других сочинениях Орфа. Казалось бы, изобретать в этой области что-то новое не было необходимости – ведь оперный жанр существовал уже более трех веков, но Орф не рассматривал свои сочинения как оперы в традиционном понимании, да они и не были таковыми в том виде, какой приобрела опера в ХХ веке. Например, «Умница» (по сказке братьев Гримм), созданная в 1942 г. обладает чертами немецкого зингшпилем – с его песенными формами и разговорными диалогами. В пьесе «Астутули» («Хитрецы») почти отсутствуют звуки определенной высоты – главная роль отводится речевому ритму старобаварского языка и ударным инструментам. Примечательно, что композитор обращался либо к фольклорным сюжетам, либо к античным («Прометей», «Антигона») – его влекли «вечные темы». Такое «возвращение к истокам» можно усмотреть и в его музыкальном языке: диатоника, ладотональная основа, архаичность гармонии (отказ от вводнотоновости, нетерцовая структура некоторых аккордов). Особое внимание композитора привлекает ритмическая сторона – композитор использует множество ударных инструментов, включая африканские и азиатские. Роль струнных не так велика, но звучат они зачастую необычно: пиццикато у контрабасов, гитарные приемы у смычковых. Столь же многообразно используется человеческий голос: пение как таковое, псалмодия, ритмизованная речь.

Во второй половине ХХ столетия заслуги Карла Орфа были признаны во всем мире: композитор стал членом римской Академии Санта-Чечилия и других солидных организаций. В 1962 г. в Зальцбурге его стараниями был открыт Институт музыкального воспитания.

Его последнее сочинение – «Комедия на конец времен» – было представлено в 1973 г. на фестивале в Зальцбурге. В последующие годы – до смерти – Карл Орф работал над подготовкой многотомного издания своего архива.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Орф родился в Мюнхене и происходил из баварской семьи, которая принимала большое участие в делах немецкой армии. Полковой оркестр его отца, по всей видимости, часто играл произведения молодого Орфа.

{13-15}

Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра.

В 1912-1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 он продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 он работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 во время Первой мировой войны он отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр в Мангейме под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.

В 1920 году Орф женился на Алисе Зольшер (Alice Solscher), через год родился его единственный ребёнок, дочь Годела, а в 1925 году он развёлся с Алисой.?

В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца («Гюнтершуле» ["Günther-Schule"]) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.

Несмотря на то, что связь Орфа (или её отсутствие) с нацистской партией не была установлена, его «Carmina Burana» была весьма популярна в нацистской Германии после её премьеры во Франкфурте в 1937 году, исполнялась множество раз (хотя нацистские критики называли её «дегенеративной» - «entartet» - намекая на связь с возникшей в то же время печально известной выставкой «Дегенеративное искусство»). Нужно отметить, что Орф был единственным из нескольких немецких композиторов во время нацистского режима, кто отреагировал на официальный призыв написать новую музыку для пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», после того как музыка Феликса Мендельсона была запрещена - остальные отказались принимать в этом участие. Но опять же, Орф работал над музыкой для этой пьесы в 1917 и 1927 годах, задолго до пришествия нацистского правительства.

Орф был близким другом Курта Хубера, одного из основателей движения сопротивления «Die Weiße Rose» («Белая роза»), приговоренного к смерти Народной судебной палатой и казнённым нацистами в 1943 году. После Второй мировой войны Орф заявил, что он был участником движения и был сам вовлечен в сопротивление, но нет никаких доказательств, кроме его собственных слов, и различные источники спорят насчет этого заявления (например). Мотив кажется ясен: заявление Орфа было принято американскими денацификационными властями, позволив ему продолжать заниматься композиторством.

Орф похоронен в церкви, построенной в стиле барокко, пивоваренного бенедиктского монастыря Андекского аббатства на юге Мюнхена.

Творчество

Орф наиболее известен по «Carmina Burana», что в переводе значит "Песни Бойерна". (1937), «сценической кантате». Это первая часть трилогии, которая также включает «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite». «Carmina Burana» отражает его интерес к средневековой немецкой поэзии. Вместе трилогия называется «Trionfi». Композитор охарактеризовал её как праздник победы человеческого духа через равновесие плотского и вселенского. Музыка написана на стихи XIII в. из рукописи, найденной в баварском монастыре Бойерн (Beuern, лат. Burana) в 1803 году и написанный голиардами; этот сборник известен как «Carmina Burana» (см.) по имени монастыря. Несмотря на элементы модерна в некоторых композиционных техниках, Орф был способен выразить дух средневекового периода в этой трилогии с заразительным ритмом и простыми тональностями. Средневековые поэмы, написанные на немецком языке в его ранней форме и латыни, часто не вполне пристойны, но не опускаются до вульгарности.

Из-за успеха «Carmina Burana», Орф сделал сиротами все его предыдущие работы за исключением «Catulli Carmina» и «Entrata», которые были переписаны в приемлемом для Орфа качестве. С исторической точки зрения «Carmina Burana» вероятно самый известный пример музыки, сочинённой и имевшей премьеру в нацистской Германии. В действительности «Carmina Burana» была настолько популярна, что Орф получил заказ во Франкфурте сочинить музыку для пьесы «Сон в летнюю ночь», которая предназначалась для замены запрещенной музыки Феликса Мендельсона. После войны Орф заявил, что не удовлетворен музыкой и переработал её в финальную версию, которая была впервые представлена в 1964.

Орф сопротивлялся тому, чтобы его какую-либо из его работ просто называли оперой в традиционном смысле слова. Его работы «Der Mond» («Луна») (1939) и «Die Kluge» («Мудрая женщина») (1943), например, он относил к «Märchenoper» («сказочные оперы»). Оба произведения имеют особенность: в них повторяются одни и те же лишённые чувства ритма звуки, в которых не используются никакие музыкальные техники того периода, в который они были сочинены, так, чтобы о них нельзя было сказать, как отнощихся к какой-то конкретной эре. Мелодии, ритмы и вместе с ними текст этих произведений проявляются в союзе слов и музыки.

О его опере «Антигона» (1949), Орф специально сказал, что это была не опера, а «Vertonung», «переложение на музыку» древней трагедии. Текст оперы является превосходным переводом Фридриха Гёльдерлина на немецкий язык пьесы Софокла с тем же названием. Оркестровка в значительной степени основывалась на ударных. Она была кем-то окрещена минималистичой, что наиболее адекватно описывает мелодическую линию. История об Антигоне имеет сильное сходство с историей Софи Шолль, героини «Белой розы», и Орф запечатлел её в своей опере.

Премьера последней работы Орфа, «De Temporum Fine Comoedia» («Комедия на конец времен»), проходила на Зальцбургском музыкальном фестивале 20 августа 1973 и была исполненна Кёльнским симфоническим оркестром радио и хором под управлением Герберта фон Караяна. В этой крайне личной работе, Орф представил мистическую пьесу, в которой он подвел итог своим взглядам на конец времён, воспетый в ней на греческом, немецком и латинском языках.

«Musica Poetica», которую Орф сочинил вместе с Гунильд Кетман, использовалась как основная музыкальная тема для фильма Терренса Мэлика «Опустошённые земли» (1973). Позднее Ханс Циммер переработал эту музыку для фильма «Настоящая любовь» (1993).

Педагогическая работа

В педагогических кругах кругах он, вероятно, лучше всего известен своей работой «Шульверк» («Schulwerk», 1930-35). Её простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным детям-музыкатам исполнять части произведений с относительной лёгкостью.

Идеи Орфа совместно с Гунильд Кеетман были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». Термин «Schulwerk» - немецкое слово, означающее «школьная работа». Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.

Деятельность Орфа, открывающего новые миры в культуре прошлого, можно сравнить с работой поэта переводчика, который спасает ценности культуры от забвения, лжетолкования, непонимания, пробуждает их от летаргического сна.
О. Леонтьева

На фоне музыкальной жизни XX в. искусство К. Орфа поражает своей самобытностью. Каждое новое сочинение композитора становилось предметом споров и дискуссий. Критики, как правило, обвиняли его в откровенном разрыве с той традицией немецкой музыки, которая исходит от Р. Вагнера к школе А. Шенберга. Однако искреннее и всеобщее признание музыки Орфа оказалось лучшим аргументом в диалоге композитор - критика. Книги о композиторе скупы биографическими данными. Сам Орф считал, что обстоятельства и подробности его личной жизни не могут представлять никакого интереса для исследователей, а человеческие качества автора музыки вообще нисколько не помогают понять его произведения.

Орф родился в офицерской баварской семье, в которой музыка постоянно сопровождала жизнь дома. Уроженец Мюнхена, Орф там же учился в Академии музыкального искусства. Несколько лет затем были отданы дирижерской деятельности - сначала в мюнхенском театре Kammerspiele, а впоследствии в драматических театрах Мангейма и Дармштадта. В этот период возникают ранние произведения композитора, однако они уже пронизаны духом творческого экспериментаторства, стремлением объединить несколько различных искусств под эгидой музыки. Орф обретает свой почерк не сразу. Подобно многим молодым композиторам, он проходит через годы исканий и увлечений: модным тогда литературным символизмом, произведениями К. Монтеверди, Г. Шютца, И. С. Баха, удивительным миром лютневой музыки XVI в.

Композитор проявляет неистощимую любознательность буквально ко всем сторонам современной ему художественной жизни. В кругу его интересов оказываются драматические театры и балетные студни, разноликий музыкальный быт, старинный баварский фольклор и национальный инструментарий народов Азии и Африки.

Подлинный успех и признание принесла Орфу премьера сценической кантаты «Кармина Бурана » (1937), ставшей впоследствии первой частью триптиха «Триумфы». В основу этого сочинения для хора, солистов, танцоров и оркестра были положены стихи к песни из сборника бытовой немецкой лирики XIII в. Начиная с этой кантаты Орф настойчиво разрабатывает новый синтетический тип музыкально-сценического действа, сочетающего в себе элементы оратории, оперы и балета, драматического театра и средневековой мистерии, уличных карнавальных представлений и итальянской комедии масок. Именно так решены и следующие части триптиха «Катулли кармина » (1942) и «Триумф Афродиты » (1950-51).

Жанр сценической кантаты стал этапом на пути композитора к созданию новаторских по своей театральной форме и музыкальному языку опер «Луна » (по сказкам братьев Гримм, 1937-38) и «Умница » (1941-42, сатира на диктаторский режим «третьего рейха»). Во время второй мировой войны Орф, подобно большинству немецких художников, отошел от участия в общественной и культурной жизни страны. Своеобразной реакцией на трагические события войны стала опера «Бернауэрин » (1943-45). К вершинам музыкально-драматического творчества композитора также принадлежат: «Антигона » (1947-49), «Царь Эдип» (1957-59), «Прометей» (1963-65), образующие своеобразную античную трилогию, и «Мистерия конца времени» (1972). Последним сочинением Орфа явились «Пьесы» для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Б. Брехта (1975).

Особый образный мир музыки Орфа, его обращение к античным, сказочным сюжетам, архаике - все это было не только проявлением художественно-эстетических тенденций времени. Движение «назад к предкам» свидетельствует прежде всего о высоко-гуманистических идеалах композитора. Своей целью Орф считал создание универсального театра, понятного всем во всех странах. «Поэтому», - подчеркивал композитор, - «и темы я выбирал вечные, понятные во всех частях света... Я хочу проникнуть глубже, заново обнаружить те вечные истины искусства, которые сейчас забыты».

Музыкально-сценические сочинения композитора образуют в своем единстве «Театр Орфа» - самобытнейшее явление в музыкальной культуре XX в. «Это тотальный театр», - писал Э. Дофлейн. - «В нем особым образом выражается единство истории европейского театра - от греков, от Теренция, от драмы барокко вплоть до оперы новейшего времени». К решению каждого произведения Орф подходил совершенно своеобразно, не стесняя себя ни жанровыми, ни стилистическими традициями. Поразительная творческая свобода Орфа обусловлена прежде всего масштабами его таланта и высочайшим уровнем композиторской техники. В музыке своих сочинений композитор добивается предельной выразительности, казалось бы, самыми простыми средствами. И только пристальное изучение его партитур обнаруживает, как необычна, сложна, изысканна и вместе с тем совершенна технология этой простоты.

Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания им в Мюнхене школы гимнастики, музыки и танца Орф был одержим идеей создания педагогической системы. В основе ее творческого метода - импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок», - говорил Орф, - «задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление... Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка». Созданный Орфом в 1962 г. Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Выдающиеся заслуги Орфа в области музыкального искусства снискали всемирное признание. Он был избран членом Баварской академии искусств (1950), академии Санта-Чечилия в Риме (1957) и других авторитетных музыкальных организаций мира. В последние годы жизни (1975-81) композитор был занят работой по подготовке восьмитомного издания материалов его собственного архива.

Карл Орф родился в 1885 году в музыкальной семье. Все детство Карла прошло в окружении музыки. Партитуры, разыгранные в четыре руки по вечерам родителями одаренного малыша, не сыграли свою роль. Как признает Орф, «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».

В 5 лет Карл стал серьезно заниматься музыкальной грамотой и даже попробовал себя в роли композитора. После выпуска из Музыкальной Академии Карл Орф становится дирижером в Мюнхене. В это же время его увлекают танцы, он изучает взаимосвязь музыки и движения. Так появляется музыкальная школа Гюнтершуле в Мюнхене - для молодых танцовщиков и музыкантов. Обучение в школе строится на синтезе искусств: пластики, ритмики и музыки. Вспоминая свое детсво и годы обучения в Академии, Карл Орф пытается вывести аксиому «нескучной» музыки для детей.В 1944 году школу закрывают нацисты, чуть позже она разрушается во время бомбардировки.

И, казалось бы, счастливый случай помог вновь зведочке Карла Орфа заблистать на музыкальном олимпе. В 1948 году обнаруживают грамофонную запись одной из партитур, использовавшихся в Гюнтершуле. Ее транслируют по радио и спустя непродолжительное время музыкальное дошкольное образование по метоидике Карла Орфа вновь в моде и почитаемо родителями и педагогами.

В 60-х годах в Зальцбурге открывается Институт Карла Орфа, а после смерти композитора — Фонда Карла Орфа, который возглавит его жена. Фонд оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении и спонсирует проведение семинаров.

Описание методики Карла Орфа

Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:

  • ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
  • и мелодические - блокфлейта.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной.

Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет. Результаты дают свои плоды: в основной школе дети могут подбирать мелодии на слух, умеют петь.

Дошкольное образование по Карлу Орфу: дети и музыка

Музыка в чистом виде быстро наскучит ребенку. Дайте ему волю: пускай он будет приплясывать, кричать, чем-нибудь звенеть, изображать персонажа, петь во время звучания - вот такая музыка понятна детям и берет она свои истоки в фольклоре, когда музыка существовала неотрывно от движения. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с движением и речью генетически. У любого народа есть заклички, попевки, потешки.

Классический подход: дети играют музыку.

Методика Карла Орфа: дети играют В музыку.

Каждая пьеса в пятитомной антологии - простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор.Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.

Дети в Шульверке - это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

Взаимоотношения педагогов и учеников на уроках

Шульверк - это не учебник для преподавателей музыки. К нему прилагаются небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес, однако это всего лишь подсказка, образец того, как можно проводить урок. Записывать мелодии, изучать их предлагается педагогу вместе с детьми. Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей.

Шульверк предоставляет выбор методики самому педагогу. Сотворцы — это не только дети, но и педагоги: построение урока, выбор подачи материала - все это ложится на плечи учителя. Поэтому педагог на уроке - это не диктатор, не авторитарный персонаж, он ПОМОЩНИК: он помогает детям раскрыться. Дети не повторяют за ним, а создают, с его помощью, свою музыку.