Сколько лет было хадидже на момент смерти. Сколько же лет было Айше - жене Пророка Мухаммада? Мужские и женские имена на буквы — Э

1. Первый раз Пророк (мир ему и благословение) женился на Хадидже, дочери Хувайлида. До ее кончины Пророк (мир ему и благословение) не брал себе в жены других женщин. С ним она прожила 25 лет. До выхода замуж за любимого Пророка (мир ему и благословение) она была замужем дважды. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах!) была женщиной красивой, умной, честной, деятельной, самой знатной и уважаемой среди курайшитов. После второго развода, какие бы знатные и богатые люди ни сватались к ней, она всем отказывала. Она вела торговлю красиво, честно и широко. За определенную плату она отправляла людей с товаром для продажи в Шам.

О честности, справедливости, о высоких и благородных чертах характера Мухаммада (мир ему и благословение) тогда говорили все, и, конечно, слышала о них и Хадиджа. Когда Мухаммаду (мир ему и благословение) исполнилось 25 лет, Хадиджа предложила ему отправиться с ее торговым караваном в Шам, пообещав заплатить ему в два раза больше, чем другим. Майсара, который сопровождал Мухаммада (мир ему и благословение) в этой поездке и был ответственным за торговое имущество. Он был премного восхищен его прекрасными чертами характера, чистотой нравов и некоторыми чудесами (му‘джизатами), которые он видел.

Эта поездка принесла на удивление большую прибыль. Хадиджа отправила к Мухаммаду (мир ему и благословение) свою подругу Нафисат, чтобы сообщить ему о своем желании выйти замуж за него. И будущий Пророк (мир ему и благословение) согласился. После получения им пророчества, Хадиджа, не жалея сил и средств, помогала ему во всем. Она использовала ради Ислама все: и богатство, и достоинство, и почет, и родню, и ум, и способности.

В самые трудные для Пророка (мир ему и благословение) дни она была для него и искренней, задушевной подругой, у которой он находил покой, и визирем, с которым он советовался, и помощницей, с которой он разделял все горести и которая приносила ему облегчение в его трудностях. Оценивая неимоверную помощь, которую она оказывала Исламу, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) назвал год ее смерти «годом печали».

Хадиджа родила ему всех детей, кроме Ибрахима.

Подвергая Пророка (мир ему и благословение), его родных, близких и всех мусульман экономической блокаде, неверующие обрекли их на голод, жажду и другие трудности и лишения. В это тяжелое время Хадиджа отдала все свое богатство голодающим, истратила его на помощь мусульманам. И после ее смерти Пророк (мир ему и благословение) никогда не забывал о содействии, оказанном ею. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!) сказала: «Он не выходил из дома, не упомянув Хадиджу». Он отправлял подарки и бывшим подругам Хадиджи. И после смерти Хадиджи, как бы ни хотела этого, ‘Аиша не услышала от Пророка (мир ему и благословение) слов, что он любит ее больше, чем Хадиджу. Пророк (мир ему и благословение) не скрывал от ‘Аиши и других своих жен, что он любил Хадиджу больше, чем их.

В хадисе говорится, что к нашему любимому Пророку (мир ему и благословение) явился архангел Джибриль и сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), Хадиджа идет и несет посуду, полную яств и питья. Когда она подойдет к тебе, ты передай ей приветствие (салам) от Всевышнего Аллаха и меня и скажи ей, что в Раю для нее уготован дом из золотого камыша, в котором нет ни шума, ни трудностей». Пророк (мир ему и благословение) рассказал Хадидже о том, что сказал Джибриль. Она сказала: «Аллах чист от всех недостатков, салам исходит от Него, и да приветствует Он и Джибриля». Такого возвеличивания удостоилась только Хадиджа.

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) сказал ей: «Ты будешь старшей среди женщин Рая». Она спросила: «А кем же тогда являются мать пророка ‘Исы Марьям и жена Фир‘авна Асият?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Асият – старшая среди женщин своего времени, Марьям – старшая среди женщин своего времени, а ты – старшая среди женщин своего времени».

Хадиджа является одной из четырех самых достойных женщин мира, в числе которых также Марьям, Асият, Фатима. Невозможно описать все достоинства Хадиджи. Да будет доволен Аллах Хадиджей – матерью всех правоверных, ее семейством, и да одарит Всевышний Аллах нас ее благодатью и заступничеством. Аминь!

2. Одной из жен нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) была Савдат, дочь Зам‘ата (да будет доволен ею Аллах!).

Вместе со своим первым мужем она приняла Ислам и жила на чужбине. Когда умер ее муж, у нее не оказалось никакой поддержки и опоры. Неверующие родственники стали угрожать ей, чтобы заставить ее отречься от Ислама. Женитьба нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) на ней была для нее самым настоящим спасением. Что могло быть для нее более ценным подарком, чем быть женой Любимца Аллаха и всего мира?!

Она была добродушной женщиной, послушной и покорной мужу и жившей с ним до самой его смерти. Она умерла в последние годы правления Халифатом сподвижника Умара. Да будет доволен Аллах женой Любимца всего человечества, матерью правоверных Савдат, дочерью Зам‘ата!

3. Другой женой Посланника Аллаха была дочь Сиддика (Правдивейший – эпитет Абу Бакра) мать правоверных Сиддикат (Правдивейшая) ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!).

Среди жен Пророка (мир ему и благословение) только Аиша не была замужем до него. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) заключил с ней акт бракосочетания, когда ей было шесть лет, и привел ее к себе в дом, когда ей исполнилось девять лет (как известно, арабские девушки взрослеют рано).
В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Ангел пришел к Пророку (мир ему и благословение) с куском шелковой ткани, на котором был портрет ‘Аиши, и сказал ему: “Это твоя будущая жена”».

В хадисе, рассказанном Тирмизи, также говорится, что пришел архангел Джибриль с куском зеленой ткани, на котором был портрет девушки, и сказал: «Это твоя супруга и на этом и на том свете».
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!) родилась в доме, где царила вера (иман) и Ислам. Она дочь самого почитаемого после всех пророков человека – сподвижника Абу Бакра Сиддика. Мать ее звали Уммуруман. ‘Аиша с детства была умной и красноречивой девочкой. Из жен Пророка (мир ему и благословение) она лучше всех переняла у него шариатские науки и больше всех распространяла их среди людей. Поэтому говорят, что одну четвертую часть шариатских законов люди узнали от ‘Аиши (да будут доволен ею Аллах!). Ее имя упоминается и среди семи сподвижников, которые передали общине большую часть хадисов Пророка (мир ему и благословение).

Из шариатских наук одной из самых трудных считается наука «мирас», то есть наука о распределении наследства. Даже старшие сподвижники, когда после смерти Пророка (мир ему и благословение) в этой науке они сталкивались с непонятными для себя вопросами, советовались с ‘Аишей. Только подумайте, чтобы ответить на вопросы ближайших сподвижников, она должна была быть бездонным и бескрайним океаном науки! Поэтому имам аз-Зухри сказал: «Если сравнить знания, которыми обладала ‘Аиша, со знаниями, которые имели все остальные женщины, то знания ‘Аиши превосходили их». В истории человечества не было другой женщины, которая принесла для народа, для своей общины столько пользы, научных знаний и просвещения, чем ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!).

Непревзойденными были щедрость и отрешенность от мирского ‘Аиши. Однажды Муавия прислал ей 180 тысяч дирхемов в качестве подарка. В тот же день она разложила их в маленькие мешочки и раздала беднякам. Вечером, когда настала пора разговения, она велела служанке принести еду, чтобы открыть свой пост. Служанка сказала, что госпожа раздала столько денег и не купила хотя бы на один дирхам что-либо, чтобы приготовить еду себе. «Если бы ты напомнила мне об этом, я бы купила», - ответила ‘Аиша. Даже когда в доме не было ничего из провизии для приготовления еды, чтобы разговеться, она раздала столько денег и не подумала оставить себе хоть немного.

Она была самой любимой женой Пророка (мир ему и благословение) после Хадиджи. Умерла она в 52 году хиджры. Да будет доволен Аллах любимой женой Пророка (мир ему и благословение) и матерью правоверных ‘Аишей!

4. Женой благородного Пророка (мир ему и благословение) была и мать правоверных Хафсат (да будет доволен ею Аллах!), дочь Умара-асхаба.

Ее муж Ханис умер от ран, полученных на священной войне при Ухуде. Умар-асхаб выразил желание, чтобы его дочь взял в жены сподвижник Абу Бакр. Однако тот ничего не ответил. Немного обидевшись на это, Умар предложил свою дочь в жены сподвижнику Усману. Тот тоже ответил, что пока не намерен жениться. Удивленный и обиженный Умар-асхаб отправился к Пророку (мир ему и благословение) и рассказал ему обо всем. Тогда наш любимый Пророк (мир ему и благословение) сказал: «На Хафсат женится человек лучший, чем Усман, а Усман женится на женщине лучшей, чем Хафсат». Пророк выдал за Усмана свою дочь Умму-Кульсум, а сам женился на Хафсат (да будет доволен ими всеми Аллах!). Посланник Аллаха развелся с Хафсат из-за того, что она раскрыла одну тайну. Но архангел Джибриль сказал ему: «Верни Хафсат, она очень набожная и старательная в поклонении Всевышнему женщина, ночами бодрствует, занимаясь богослужением, а днями соблюдает пост. Она и в Раю будет твоей женой». Когда Пророк (мир ему и благословение) женился на ней, ей было 23 года. Она умерла в 37 году хиджры, а некоторые говорят, что она умерла в 45 году хиджры. Да будет доволен Аллах женой Своего Любимца (мир ему и благословение), матерью правоверных Хафсат.

5. Также женой любимого Пророка (мир ему и благословение) была Зайнаб, дочь Хузаймы (да будет доволен ею Аллах!).

Посланник Аллаха женился на ней в третьем году хиджры. Прожив с пророком 8 месяцев, она умерла, едва достигнув 30 лет. Она раздавала беднякам много милостыни, заботилась о них как могла. Поэтому ее назвали матерью бедных. Да будет доволен Аллах женой Пророка (мир ему и благословение), матерью правоверных Зайнаб, дочерью Хузаймы.

6. Посланник Аллаха был женат и на Умму-Саламе (да будет доволен ею Аллах!).

Она была из богатой семьи. В первый раз она вышла замуж за богатого человека по имени Абдуллах. В первые же дни распространения Ислама они оба стали мусульманами. Ради Ислама она дважды совершила переселение и перенесла много трудностей. Когда она была опечалена смертью мужа, Пророк (мир ему и благословение) сделал ее и ее маленьких детей своими домочадцами. Она провела красивую жизнь с Пророком (мир ему и благословение), была с ним в хадже, на священных войнах, в путешествиях и поездках. После смерти Пророка (мир ему и благословение) она жила еще долго и умерла в 62 году хиджры на 84 году жизни. Ее звали Хинд, дочь Абу Умайи. Да будет доволен Аллах женой любимого Пророка (мир ему и благословение), матерью правоверных Умму-Саламой.

7. Женой нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) была также Зайнаб, дочь Джахша.

В то время (до пророчества Мухаммада) среди арабов был распространен обычай усыновлять чужих детей и, считая их своими, передавать им наследство. Обычай также запрещал усыновителю брать в жены вдову после смерти усыновленного человека. Всевышнему Аллаху было угодно отменить этот обычай. Поэтому по велению Аллаха Пророк (мир ему и благословение) женился на бывшей жене Зайда, сына Харриса, которого он опекал как сына. Был ниспослан специальный аят по этому случаю. Поэтому она с радостью говорила: «Других жен выдали за Пророка (мир ему и благословение) их отцы, или братья, или близкие родственники, а меня выдал Сам Всевышний Аллах, ниспослав повеление об этом».

В доме любимого Пророка (мир ему и благословение) она жила с достоинством и красиво. Она была очень богобоязненной, много поклонялась Аллаху. Зайнаб (да будет доволен ею Аллах!) сама шила одежду и своим трудом находила средства для раздачи в качестве милостыни. Любимый Пророк (мир ему и благословение) сказал своим женам: «Из вас после меня первой умрет самая длиннорукая, т. е. щедрая». Как он и предсказал, она умерла первой после Пророка (мир ему и благословение), потому что была самой щедрой. Да будет доволен Аллах женой Пророка (мир ему и благословение), матерью правоверных, дочерью Джахша Зайнаб.

8. Женой Пророка (мир ему и благословение) была и дочь Хариса Джувайрийа (да будет доволен ею Аллах!).

Ее звали Баррат (Бурайрат). Пророк (мир ему и благословение) дал ей имя Джувайрийа. В священной войне против племени бану Мусталак среди попавших в плен оказалась и она. Тогда она пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и попросила помочь ей освободиться из плена. Он поставил перед ней условие: выйти за него замуж. Она согласилась, и они поженились. Узнав об этом, сподвижники сказали, что нельзя держать в плену родственников жены Пророка (мир ему и благословение), и освободили всех пленных. Тогда они все до единого приняли Ислам. Поэтому Аиша говорила, что, наверное, нет на свете женщины, которая оказалась бы таким большим благом для своего народа, какой оказалась Джувайрийа. Она была красивой, красноречивой, приятной женщиной. Когда Пророк (мир ему и благословение) взял ее в жены, ей было 20 лет. Она умерла в 56 году хиджры. Да будет доволен Аллах женой Любимца человечества, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), матерью правоверных Джувайрийей.

9. Также женой нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) была дочь Ахтаба Сафийа (да будет доволен ею Аллах!).

Она была дочерью человека, который был правителем иудеев. Ее отца мусульмане убили, как человека, причинявшего большой вред Исламу. Ее муж был убит во время сражения при Хайбаре. Он тоже был богатым человеком. Сафийа попала в плен на священной войне за Хайбар. По происхождению она была еврейкой. Она согласилась выйти замуж за Пророка (мир ему и благословение), и после принятия ею Ислама Пророк (мир ему и благословение) заключил с ней шариатский брак.

Она была очень красивой. Чтобы посмотреть на нее, приходили женщины-арабки. Даже Аиша пришла взглянуть на нее, одевшись так, чтобы ее не узнали. Сафийа обладала совершенным умом и пользовалась почетом и уважением. Ей было 17 лет, когда она выходила замуж за Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение), увидев на ее лице какой-то след, спросил у нее, от чего он. Она ответила: «Во сне я увидела, как на мою грудь садится солнце (в другой версии говорится, что она увидела луну, опустившуюся на ее колени). Я рассказала этот сон своему мужу. Он ударил меня, сказав: “Ты хочешь стать женой царя арабов!”».

Она до смерти Пророка (мир ему и благословение) жила с ним, умерла в 50-м году хиджры. Да будет доволен Аллах женой Любимца миров и нашего Пророка (мир ему и благословение), матерью правоверных Сафийей.

10. Пророк был женат и на Умму-Хабибе (Рамлат), дочери Абу Суфьяна (да будет доволен ею Аллах!) .

Умму-Хабиба одной из первых приняла Ислам. Ради Ислама она покинула свою родину и вместе с мужем Убайдуллахом, сыном Джахша, переселилась в Эфиопию. Там она родила дочь, которую назвали Хабибат. Когда ее муж, отрекшись от Ислама, принял христианство, она твердо решила остаться в исламской религии. При попечительстве царя Эфиопии, который тайно принял Ислам, когда она еще жила там, Пророк (мир ему и благословение) посватался к ней и заключил с ней брак.

Она была женщиной, отказавшейся от отца – одного из вождей курайшитов, который выступал против Ислама, и оставившей мужа, который отрекся от Ислама. Она твердо держалась Ислама во всех ситуациях. То, что Пророк (мир ему и благословение) женился на ней, было для нее огромной милостью и большим подарком. На седьмом году хиджры Умму-Хабиба вместе с другими мусульманами прибыла в Медину. Когда она жила в Медине, к ней приехал ее отец Абу Суфьян. Он пришел к Пророку (мир ему и благословение) от лица неверующих, чтобы обновить договор, нарушенный самими курайшитами. Войдя в дом Пророка (мир ему и благословение), он хотел сесть на постель Пророка (мир ему и благословение). Умму-Хабиба убрала постель, чтобы он не сел. Он спросил: «О, дочь моя, ты собрала постель, оказывая мне почет или же унижая меня?». Она ответила: «Это постель Посланника Аллаха, а ты многобожник, тебе не подобает сидеть на постели Пророка (мир ему и благословение)».

Она умерла в 44 году хиджры в городе Медине. Там же и похоронена. Да будет доволен Аллах женой Любимца человечества и матерью правоверных Умму-Хабибой.

11. Также женой Пророка (мир ему и благословение) была дочь Хариса Маймуна (да будет доволен ею Аллах!).

Ее тоже звали Баррат. Пророк (мир ему и благословение) дал ей имя Маймуна. Когда ей было 26 лет, умер ее муж, и она осталась вдовой. В 7-м году хиджры Пророк (мир ему и благословение) засватал ее. В то время он был на малом паломничестве (умре), которое он совершал как долг. Когда к Маймуне пришел представитель Пророка (мир ему и благословение) с вестью, что Пророк (мир ему и благословение) засватал ее, она от радости слезла с верблюда и сказала: «Этот верблюд и все, что на нем, принадлежит Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)». После завершения умры в пути, в местечке Сараф, Пророк (мир ему и благословение) встретился с ней. До смерти Пророка (мир ему и благословение) она была в почете и под его защитой. Умерла она в том же месте Сараф, где и встретилась с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), там же ее и похоронили. Да будет доволен Аллах женой Любимца всего мира (мир ему и благословение), матерью правоверных Маймуной.

12. Многие ученые-исследователи считают, что женой Пророка (мир ему и благословение) была и Райхана, дочь Зайда (да будет доволен ею Аллах!).

Она была очень красивой и стройной женщиной.

Умирая, Пророк (мир ему и благословение) оставил после себя девять жен: Савдат, Сафийу, Джувайрийу, Умму-Хабибу, Маймуну, Аишу, Зайнаб, Умму-Саламу, Хафсат (да будет доволен ими всеми Аллах!). Некоторые ученые среди его жен называют также Хавлат, Амрат и Умаймат.

Сына Ибрахима (да будет доволен им Аллах!) родила Пророку Марият. Она была служанкой, которую подарил Пророку (мир ему и благословение) египетский правитель Мукавкис.

В женитьбе Пророка (мир ему и благословение) на этих женщинах было множество целесообразных причин и мудростей: распространение Ислама, объединение родов, доведение до человечества некоторых шариатских законов, связанных с семейной жизнью и т. д. Пророк (мир ему и благословение) не вступил ни в один брак с целью удовлетворения своей похоти или следуя страстям, как утверждают враги Ислама. Сколько бы жен ни было у нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), Всевышний Аллах даровал ему способность, талант и силу соблюдать между ними равенство и справедливость, удовлетворить их материально и морально, коими Он не одаривал в мире более никого. Все они были рады и счастливы, что они жены Любимца Аллаха, Пророка (мир ему и благословение). Каждая из них видела и осознавала, что получила больше счастья, чем все женщины мира.

Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сохранил свою молодость в чистоте, не касаясь ни одной чужой женщины. Имея возможность жениться, до достижения 25 лет он не вступал в брак. Он имел возможность жениться на молодой девушке, а женился на Хадидже, которая была намного старше его. Пророк (мир ему и благословение) имел возможность взять вторую жену, но в течение 25 лет, пока Хадиджа была жива, он не женился на другой.

Несмотря на наличие стольких жен, он ночами вставал и поклонялся Всевышнему Аллаху так долго, что у него отекали ноги. В одежде, в еде, в жилище, в обеспечении жен он при всех возможностях не допустил излишества и не требовал большего, чем бедняки.

Посланник Аллаха был человеком разносторонних дарований. Он был мудрым законодателем, выдающимся государственным деятелем, талантливым полководцем, проповедником, распространявшим Ислам и призывавшим людей к Аллаху, воспитателем лучших нравов у человечества. Он является Любимцем человечества, Господином всех народов, Любимцем Аллаха, посланным Им ко всем народам в качестве милости.

Кураммухаммад-хаджи Рамазанов

Те, кто клевещет на любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), говоря, что он исполнял свои любовные прихоти, следовал за своими страстями, – это люди, потерявшие человечность, растоптавшие совесть, честь, бросившие свой разум в мусорную яму своей глупости. Они смотрят в зеркало и, видя свои обезьяньи морды, говорят: как же ты уродлив! Этим говорящим животным, явившимся на этот свет в человеческом обличии, было бы намного лучше воздержаться от подобной лжи и наговоров на святого Пророка (мир ему и благословение).

ﷺ исполнилось 25 лет, он по просьбе Хадиджи отправился в Шам (Сирию), сопровождая её караван. По возвращении из Шама Пророк ﷺ женился на ней.

Когда к отцу Савдат пришли от Пророка ﷺ просить руки его дочери, он очень обрадовался и сказал: «Это будет благороднейшее для обеих сторон решение. Мухаммад для меня выше гор. Он проповедует Ислам и его называют «аль-Амин» (доверенный). Он добропорядочен и вышел из рода курайшитов». Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных Савдат!

Жена Пророка ﷺ ‘Аиша

Среди жён Пророка Мухаммада ﷺ она является самой приближенной к Аллаху и возвеличенной в Исламе после Хадиджи. ‘Аиша является дочерю первого праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). По отцовской линии родословные ‘Аиша и Пророка ﷺ сходятся на Луайю.

Будущая третья жена Пророка ﷺ родилась через 4 или 5 лет после получения Мухаммадом ﷺ пророчества. ‘Аиша говорила, что с тех пор, как она себя помнит, её отец был в Исламе.

Когда ‘Аиша исполнилось семь лет, Пророк ﷺ посватался к ней. После переселения в Медину Пророк ﷺ женился на девятилетней ‘Аиша. Мудрость женитьбы Пророка ﷺ на молодой ‘Аиша заключается в том, чтобы она с юных лет могла учиться у Посланника ﷺ , и получить от него религиозное знание и воспитание, прожив с ним больше времени. ‘Аиша была умной, способной и проницательной. Она была Всевышним соединена с Посланником ﷺ для того, чтобы пояснить общине каноны Ислама, в частности, связанные с женщинами.

Жена Пророка ﷺ ‘Айша была совершенной, умной мусульманкой, супругой и учёной женщиной. В книге «Муснад» имама Ахмада приводится 2490 хадисов , переданных ‘Аиша.

Среди сподвижников ‘Аиша была одной из лучших по знанию исламской юриспруденции (фикх). За восемь-девять лет, прожитых с Пророком ﷺ , она получила от него совершенные знания и прекрасное понимание религии.

По поводу ‘Аиша ниспослано много аятов Корана . В суре «Аль-Ахзаб» говорится, что мусульмане должны любить Пророка ﷺ больше себя и что его жёны являются матерями правоверных.

Жизнь ‘Аиша является ярчайшим примером для подражания всем мусульманкам. ‘Аиша оказывала посильную помощь Посланнику ﷺ и его сподвижникам во всём. Многие факты свидетельствуют о её простоте в быту.

Лучше всех величие и достоинство ‘Аиша знал Пророк ﷺ . Анас бину Малик передаёт хадис , в котором говорится, что любовь к ‘Аиша есть первая в Исламе любовь. Что касается любви к Хадидже, то это было до пророческой миссии Посланника ﷺ . Необыкновенной, возвышенной была любовь между Пророком ﷺ и ‘Аиша. Эта любовь не была похожа на обычные мирские чувства. Их чувства были освещены нуром Всевышнего.

Скончалась ‘Аиша в возрасте 63 лет. Последние годы жизни она посвятила хадисам и распространению Ислама. Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных ‘Аиша!

Жена Пророка ﷺ Хафсат

Хафсат является дочерью сподвижника Пророка ﷺ Умара, второго праведного халифа, вся жизнь которого служит уроком справедливости и кротости (да будет доволен им Аллах).

Хафсат была замужем за сподвижником Пророка ﷺ Ханисом ибну Хузафатом. Она прожила с Ханисом девять лет. В битве при Ухуде от полученных ран Ханис скончался. Хафсат очень горевала, потеряв мужа. Когда дочь овдовела, Умар обратился к Усману и изъявил желание выдать за него свою дочь. Усман в это время тоже не имел жены, т.к. его жена, дочь Пророка ﷺ Рукият, скончалась. Усман ответил, что в ближайшее время не намерен жениться. Затем с этой же просьбой Умар подошел к Абу Бакру, но и он ничего не ответил Умару. Как потом скажет Умар, за это молчание он был в обиде на Абу Бакра. Обращение Умара к Абу Бакру и Усману объяснялось его желанием выдать свою дочь за наиболее богобоязненного и праведного человека. Умар отправился к Посланнику ﷺ и рассказал об ему этом. Посланник ﷺ ответил ему очень коротко: «Усман женится на лучшей, чем Хафсат, Хафсат тоже выйдет за лучшего, чем Усман». Вскоре после этого Посланник ﷺ выдал за Усмана другую свою дочь Уммукульсум, а сам женился на Хафсат. Только тогда Умар понял значение слов, сказанных Пророком ﷺ . Абу Бакр слышал от Пророка ﷺ , что он желает жениться на Хафсат. Поэтому он промолчал в ответ на предложение Умара и не выдал тайну Пророка ﷺ , хотя Пророк ﷺ уже был женат на его дочери ‘Аишат.

Хафсат было 23 года, когда она выходила замуж за Пророка ﷺ . Она была хранительницей одной из рукописей Корана после смерти Абу Бакра и передала много хадисов .

Жена Пророка ﷺ Хафсат покинула бренный мир в 41-м году хиджры. Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных Хафсат!

Жена Пророка ﷺ Зайнаб

На Зайнаб, дочери Хузаймата, Посланник ﷺ женился в третьем году хиджры. С Пророком ﷺ она прожила несколько месяцев и умерла в возрасте тридцати лет.

Жена Пророка ﷺ Зайнаб помогала бедным, раздавала милостыню. Поэтому её называли матерью бедных. Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных Зайнаб!

Жена Пророка ﷺ Умму Саламат

Жена Пророка ﷺ Умму Саламат была из богатой семьи. В первый раз она вышла замуж за Абдуллаха, который был богатым человеком. Они оба приняли Ислам ещё в первые дни его распространения.

Ради Ислама она дважды совершила хиджру (переселение). Оставшихся в беде после смерти Абдуллаха Умму Саламат и её детей Посланник ﷺ сделал своей семьей.

С Посланником ﷺ она прожила красивую жизнь. С ним она совершила хадж, участвовала в газаватах, бывала в путешествиях.

После того, как Посланник ﷺ покинул бренный мир, она ещё прожила долгую жизнь. Умерла в возрасте 84 года в 60-м году хиджры. Её звали Хинд, дочь Абу Умаята. Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных Умму Саламат!

Жена Пророка ﷺ Зайнаб, дочь Джахша

У арабов в то время был обычай, запрещавший жениться на бывшей жене приёмного сына. Чтобы изжить этот обычай Всевышний Аллах повелел Пророку Мухаммаду ﷺ жениться на бывшей жене усыновленного им Зайда, сына Хариса . Об этом был ниспослан священный аят. Радуясь этому, Зайнаб говорила, что других жён за Пророка ﷺ выдали отец, брат или близкие, а на ней Посланник ﷺ женился по велению Всевышнего. В доме Посланника ﷺ она провела хорошую и красивую жизнь.

Жена Пророка ﷺ Зайнаб, дочь Джахша, была очень богобоязненной и усердной в поклонении Аллаху мусульманкой. Она сама шила одежду и зарабатывала этим, чтобы иметь возможность раздавать милостыню бедным. Посланник ﷺ говорил своим жёнам: «Из вас первой после меня покинет мир самая щедрая». После Пророка ﷺ первой из жён умерла самая щедрая из них – Зайнаб. Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных Зайнаб, дочерью Джахша!

Жена Пророка ﷺ Джувайрият

Жена Пророка ﷺ Джувайрият была дочерью Хариса. Она оказалась среди пленниц после сражения с племенем бану Мусталак. Джувайрият пришла к Пророку ﷺ с просьбой освободить её из плена за выкуп. Пророк ﷺ предложил ей, что он заплатит за неё выкуп, если она выйдет за него замуж. Джувайрият согласилась. После того, как Пророк ﷺ женился на Джувайрият, сподвижники решили, что не подобает им держать в плену родных жены Пророка ﷺ , и освободили их всех. Затем освобожденные все до единого приняли Ислам.

‘Аишат говорила, что вряд ли есть человек, от которого для своего рода досталось бараката больше, чем от Джувайрият.

Жена Пророка ﷺ Джувайрият была очень красивой, доброй и общительной женщиной.

Пророк ﷺ женился на ней, когда ей было двадцать лет. Ушла из жизни Джувайрият в 50 году хиджры в возрасте 70 лет. Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных Джувайрият!

Жена Пророка ﷺ Сафият

Жена Пророка ﷺ Сафият является дочерью влиятельного иудейского предводителя Хуйайя бин Ахтаба. Муж Сафият был убит в сражении при Хайбаре. Он тоже был богатым и влиятельным иудеем. В газавате при Хайбаре Сафият была пленена мусульманами.

Она согласилась выйти замуж за Посланника Аллаха ﷺ , и после принятия ею Ислама был совершен обряд бракосочетания. Она была такой красивой, что смотреть на неё приходили женщины. Даже ‘Аишат, переодевшись, дабы её не узнали, пришла посмотреть на неё. Более того, она была умной и уважаемой женщиной. Сафият было семнадцать лет, когда она выходила замуж за Пророка ﷺ . Пророк ﷺ , заметив на её лице след от удара, спросил о нем. Она ответила, что видела сон, будто на её грудь опустилось солнце, а на колени – луна. Когда она рассказала об этом сне мужу, он ударил её по лицу, сказав: «Ты хочешь стать женой правителя арабов, который находится в Медине ?»

До смерти Пророка ﷺ она была рядом с ним. В пятидесятом году хиджры она покинула мир. Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных Сафият!

Жена Пророка ﷺ Умму Хабибат

Жена Пророка ﷺ Умму Хабибат (Рамлат) была дочерью Абу Суфьяна. Она одной из первых приняла Ислам. Ради Ислама она, покинув родину, переселилась в Эфиопию вместе с мужем Абдуллахом бин Джахшем. В Эфиопии у них родилась дочь Хабибат. Когда муж перешёл в христианство, Умму Хабибат не изменила своей религии. Правитель Эфиопии был мусульманином (он принял Ислам тайно). По его опекунству (поручительству) Пророк ﷺ заключил никях (обряд бракосочетания) с Умму Хабибат. Её вера была настолько крепка, что будучи ещё в Эфиопии, она отошла от отца – правителя курайшитов, отвергла мужа, принявшего христианство. Предложение Пророка ﷺ для неё было большой помощью и бесценным подарком. Умму Хабибат вместе с другими мусульманами переселилась в Медину . К ней домой в Медине пришёл её отец Абу Суфьян, прибывший к Пророку ﷺ для укрепления договора о мире, который нарушили неверные курайшиты. Войдя в дом, он собирался сесть на постель Посланника ﷺ . Но Умму Хабибат убрала постель.

Абу Суфьян спросил: «Дочь моя, ты сделала это, уважая меня или унижая?». Дочь ответила: «Это постель Посланника Аллаха ﷺ , а ты – многобожник, и тебе не пристало на неё садиться». Позже Абу Суфьян принял Ислам.

Жена Пророка ﷺ Умму Хабибат умерла в 44 году хиджры и похоронена в Медине . Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных Умму Хабибат!

Жена Пророка ﷺ Маймунат

Вначале Маймунат, дочь Хариса, звали Баррат. Пророк ﷺ нарёк её именем Маймунат. Она овдовела в 26 лет, в седьмом году хиджры. Пророк ﷺ посватался к ней во время совершения возмещаемой умры. Когда пришёл сват от Пророка ﷺ , Маймунат от радости слезла с верблюда и сказала, что этот верблюд и всё, что на нём находится, принадлежит Посланнику Аллаха ﷺ . Возвращаясь после умры в местность Сараф, Пророк ﷺ женился на Маймунат.

Умерла Маймунат в местности Сараф, где и вышла замуж за Пророка ﷺ , и похоронена там же. Да будет доволен Всевышний Аллах женой Пророка ﷺ – матерью правоверных Маймунат!

Жена Пророка ﷺ Райханат, дочь Шам ‘уна

Множество алимов считают, что Райханат была женой Пророка ﷺ . Она была статной и красивой женщиной. Да будет доволен Всевышний Аллах женой избранного Пророка ﷺ – матерью правоверных Райханат!

После смерти Пророка ﷺ в живых осталось девять жен: Савдат, Сафият, Джувайрият, Умму Хабибат, Маймунат, ‘Аишат, Зайнаб, Умму Саламат, Хафсат.

Некоторые алимы среди его жён называют Хавлат, Амрат и Умаймат. Да будет Всевышний Аллах доволен ими всеми!

В чём причина женитьбы Пророка ﷺ на перечисленных женщинах?

Пророк ﷺ женился на них для того, чтобы распространить Ислам среди различных племён, объединить эти племена, чтобы эти жёны передавали людям знания, полученные от Пророка ﷺ . В его женитьбе заключалось и множество других мудростей. Пророк ﷺ женился на всех этих женщинах только по повелению Всевышнего Аллаха, но совсем не ради удовлетворения своих потребностей и интересов, как утверждают недруги Ислама.

«Жизнеописание Пророка Мухаммада ﷺ »

Другие статьи

Достоинства Хадиджи (да будет доволен ею Аллах)

Хадиджа –, мать верующих. Её точная родословная такова: Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад ибн Абдуль-Узза ибн Кусай. Пятый предок (Кусай ибн Килаб) был общим для неё и для Пророка ﷺ, так что у Хадиджи были более близкие родственные связи с Пророком ﷺ, чем у остальных жен, и только Умм Хабиба, как и Хадиджа, происходила из потомков Кусая.

Хадиджа принадлежала к знатному роду в курайшитском племени и обладала большим имуществом. Пророк ﷺ женился на ней в 25-летнем возрасте. До него она уже была замужем, её прежнего мужа звали Абу Хала ибн Наббаш ат-Тамими. Вступив в брак с Мухаммадом ﷺ, Хадиджа прожила с ним до конца своей жизни, застала время его пророчества, поверила в него и оказала огромную поддержку его призыву. Хадиджа была совершенной женой: мудрой, величественной, религиозной, непорочной и благородной женщиной из числа обитателей Рая… Пророк ﷺ часто отзывался о ней с похвалой и отдавал ей предпочтение над остальными своими женами.

Пророк ﷺ не был женат до брака с Хадиджей, и все его дети родились именно в этом союзе, за исключением Ибрахима, матерью которого была наложница Мария. Также Пророк ﷺ не женился и не брал наложниц до самой смерти Хадиджи. Хадиджа скончалась за 3 года до переселения из Мекки, да будет доволен ею Аллах .

Известно несколько хадисов о достоинстве Хадиджи. Среди них:

Первое достоинство

Хаким приводит хадис с иснадом со слов Афиф ибн Амра, рассказавшего следующее:

«До Ислама я занимался торговлей и был другом Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба. Однажды я прибыл в Мекку по торговым делам и остановился в Мине у Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба. Там я увидел мужчину, он смотрел на солнце, и когда оно перевалило за полдень, он совершил молитву. Затем пришла женщина и тоже стала молиться, потом пришел юноша и тоже совершил молитву. Я спросил у Аббаса: «Кто эти люди?» Аббас ответил: «Это Мухаммад ибн Абдуллах, мой племянник, он объявил себя пророком, но никто за ним не следует, кроме этой женщины и того юноши. Эта женщина – его супруга, Хадиджа бинт Хувайлид, а этот юноша – сын дяди Мухаммада, Али ибн Абу Талиб». Позже, приняв Ислам и став достойным мусульманином, Афиф говорил: «Если бы я принял Ислам тогда, то был бы четвертым человеком, принявшим Ислам» .

Этот хадис подтверждает, что Хадиджа была одной из первых, кто принял Ислам, первой женщиной-мусульманкой. В этом её великое достоинство.

Ибн Хаджар пишет: «В числе особенностей Хадиджи – то, что она опередила остальных женщин в принятии Ислама. Она проложила дорогу для остальных, и поэтому получит награду за всех женщин, которые приняли Ислам после неё, согласно хадису: «Кто положит начало какому-то благому делу, тот получит и награду тех, кто последует по этому пути, при том что их награда не станет меньше» . Абу Бакр ас-Сыддик также участвует в этом достоинстве, но уже в отношении мужчин. Никто, кроме Аллаха, не сосчитает количество награды для каждого из них за проложенную дорогу» .

Второе достоинство: Пророк ﷺ не вступал в новые браки до самой смерти Хадиджи

Муслим приводит хадис с иснадом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

«Пророк не брал в жены других женщин, будучи женатым на Хадидже, до самой ее смерти» .

Ибн Хаджар пишет: «В этом вопросе нет разногласия среди ученых. Таким образом, подтверждается, что Хадиджа занимала важное место в жизни Пророка ﷺ и что у нее было превосходство над другими женщинами, ведь Пророку ﷺ было достаточно её одной. Пророк ﷺ прожил после женитьбы на Хадидже 38 лет, из них 25 лет – в браке с Хадиджей. Таким образом, с ней он провел две трети своей семейной жизни, следовательно, Хадиджа двукратно превысила всё, что могли дать Пророку ﷺ остальные жены. Несмотря на столь долгий срок совместной жизни, Пророк ﷺ не брал в жёны других женщин, берёг сердце Хадиджи от проявления ревностных чувств и возможной зависти к другим супругам, что в итоге могло бы испортить их совместную жизнь. В этом и состоит достоинство Хадиджи, никто из остальных жен не имел ничего подобного» .

Третье достоинство Хадиджи: после её смерти Пророк ﷺ часто вспоминал о ней добрыми словами, хвалил её и старался поддерживать её родственников

В сборнике аль-Бухари приводится следующий хадис со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

«Ни к кому из жён Пророка я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, хотя я никогда в жизни её не видела! Однако он часто вспоминал о ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал мясо в подарок подругам Хадиджи. Тогда я говорила: “Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!” - а он отвечал мне: “Поистине, была она такой-то и такой-то, и у меня от неё дети”» .

В сборнике Муслима в сообщении Аиши сказано:

«Ни к кому из жён Пророка я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, а причина была в том, что он часто вспоминал о ней» .

Имам Ахмад приводит сообщение Аиши со следующим текстом:

«Когда Пророк вспоминал Хадиджу, то постоянно хвалил её, так что однажды я сказала: “Что-то часто ты вспоминаешь эту бабушку с покрасневшими деснами! Аллах уже заменил её на тех, кто лучше”. Тогда Пророк ответил: “Нет, не заменил ни на кого лучше. Она уверовала в меня, когда люди в меня не верили, и поверила мне, когда люди объявили меня лжецом, и поделилась со мной тем, что имела, когда люди отказывали мне, и Аллах наделил меня от нее детьми, а от других мне детей не дал”» .

В этих хадисах мы видим примеры женской ревности, и что даже у благородных женщин случаются её проявления, так что же говорить о простых людях. Аиша чувствовала ревность к остальным женам, но сильнее всего ревновала к Хадидже. По её собственным словам, причина ревности была в том, что Пророк ﷺ часто вспоминал Хадиджу… Источник женской ревности – это воображение, представление того, что муж сильнее любит другую жену, и частое поминание наводит на мысли о сильном чувстве» .

Куртуби пишет: «Любовь Пророка ﷺ к Хадидже основывалась именно на упомянутых причинах. Их много, и каждая по отдельности может привести к большому чувству» .

Ибн аль-Араби пишет: «Хадиджа принесла много пользы Пророку ﷺ, он советовался с ней, расходовал её имущество, пользовался её поддержкой. Поэтому он заботился о ней и при жизни, и после её смерти. Даже когда она умерла, он продолжал совершать такие поступки, которые обрадовали бы её, будь она жива. Как сказано в одном из хадисов, почтение к человеку – это заботиться о тех, кого любил покойный при жизни» .

Четвертое достоинство: по словам Пророка ﷺ, любовь к Хадидже была дарована ему Аллахом

В сборнике Муслима приводится хадис со слов Аиши:

«Ни к кому из жён Пророка я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, хотя я никогда в жизни её не видела! Нередко бывало так, что Пророк резал овцу, а потом говорил: “Передайте это мясо в подарок подругам Хадиджи”. Однажды я разгневала его и в сердцах сказала: “Хадиджа!” – а Пророк ответил: “Воистину, любовь к ней была уделом, дарованным мне Аллахом”» .

Этот хадис явно свидетельствует о достоинстве Хадиджи, да будет доволен ею Аллах.

Ан-Навави пишет: «Слова “любовь к ней была уделом ” указывают, что любовь к Хадидже была достоинством, которого она удостоилась» .

Пятое достоинство Хадиджи: Всевышний Аллах направил ей приветствие через Джибриля и велел Пророку ﷺ обрадовать её о доме в Раю

В сборниках Бухари и Муслима приводится хадис со слов Абу Хурайры:

«Однажды Джибрил явился к Пророку и сказал: “О посланник Аллаха, Хадиджа несёт для тебя еду. Когда она подойдёт к тебе, приветствуй её от имени Господа и от меня и порадуй её благой вестью о том, что в Раю её ждёт дом из полой жемчужины, где не будет шума и где не будет она знать усталости» .

Из этого хадиса мы узнаем о двух великих достоинствах Хадиджи:

Во-первых , Всевышний Аллах направил Хадидже своё приветствие через Джибриля и рассказал об этом Пророку ﷺ. Никто другой не удостаивался такого почета.

Во-вторых , хадис содержит благую весть для Хадиджи о том, что в Раю её ждёт дом из полой жемчужины, где не будет шума и где не будет она знать усталости.

Ас-Сухейли пишет: «Упоминание о доме содержит очень тонкий смысл. Хадиджа занималась домашним хозяйством как до Ислама, так и в Исламе, и когда Мухаммад ﷺ стал пророком, на земле не было другого дома Ислама, кроме её дома. В этом достоинстве никто не участвует, кроме нее. Награда за дело обычно бывает из того же рода, что и само дело, только намного лучше. Поэтому для Хадиджи в Раю будет дом, и не сказано, что будет, например, дворец» .

Слова «полая жемчужина » означают, что дом Хадиджи будет широким и просторным изнутри, подобно дворцу с высокими потолками.

Слова «где не будет шума и где не будет она знать усталости », по разъяснению Сухейли, указывают, что Хадиджа получит такую награду за то, что приняла Ислам по собственной воле, не противилась мужу и не спорила с ним. Наоборот, она сама ограждала Пророка ﷺ от всяческих невзгод и облегчала его трудности. Потому и награда будет из того же рода, что и её поступки .

Шестое достоинство: Пророк ﷺ радовался, услышав голос, похожий на голос Хадиджи, из-за своей любви к ней

В сборниках Бухари и Муслима приводится хадис со слов Аиши, матери верующих, да будет доволен ею Аллах:

«Однажды в дом Пророка постучалась Халя бинт Хувайлид, родная сестра Хадиджи. Пророк встрепенулся, услышав голос, похожий на голос Хадиджи, а потом сказал: “О Аллах! Это Халя”». Аиша говорит: «Тогда я приревновала и сказала ему: ” Что-то часто ты вспоминаешь эту бабушку с покрасневшими деснами! Аллах уже заменил её на тех, кто лучше”» .

В этом хадисе подтверждается, что Пророк ﷺ даже после смерти Хадиджи продолжал помнить о своей жене, хранил к ней теплые чувства, заботился о её благополучии как при жизни, так и после её смерти, а также проявлял щедрость и гостеприимство к её близким .

Седьмое достоинство: по словам Пророка ﷺ, Хадиджа – лучшая женщина нашей уммы

В сборнике Бухари приводится хадис со слов Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах:

«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: “Лучшей женщиной в этом мире в своё время была Марйам, дочь ‘Имрана, а лучшей женщиной этой общины является Хадиджа”» .

В сборнике Сахих Муслим этот же хадис передается в следующей форме:

Имам Навави при комментировании этого хадиса сказал: «Ваки’ разъяснил значение слова “их” в каждом из случаев. То есть, они превосходили всех женщин между небом и землей. По его словам, каждая упомянутая женщина была наилучшей на земле в свое время, но о превосходстве между ними двумя в хадисе умолчено» .

Куртуби пишет: «В хадисе не упомянуто, к чему относится слово “их”, но оно разъясняется в контексте, и имеется в виду дунья, наш мир» .

Ибн Хаджар привел разные мнения ученых о том, что означает фраза «Их лучшая женщина – Марйам и их лучшая женщина – Хадиджа », после чего сказал: «Мне кажется более правильным вариант «Марйам – их лучшая женщина и Хадиджа – их лучшая женщина», то есть имеется в виду время, эпоха. Марйам была лучшей в свое время, Хадиджа – в свое. Многие комментаторы придерживаются именно этого мнения и подкрепляют его другим хадисом, который упоминался в главе о пророках со слов Абу Мусы, что Пророк ﷺ сказал: “Многие мужчины достигли совершенства, а из женщин совершенства достигли Марйам и Асия”

Подобно тому, как Всевышний Аллах возвеличил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его общину, сподвижников и родных, так Он возвысил над всеми женщинами и его первую супругу Хадиджу (да будет доволен ею Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Аллахом, не заменил Он мне ее (Хадиджу) другой женой, которая была бы лучше нее: она уверовала, когда другие не веровали; верила мне, когда другие считали меня лжецом; обеспечивала меня из своего имущества, когда остальные лишили меня его (имущества); и Аллах наделил меня детьми от неё, а не от других женщин».

По отцовской линии род Хадиджи пересекается с родом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Их общими предками были Кусайю по отцовской линии, а по материнской –Луайю, то есть с обеих сторон Хадиджа приходилась Мухаммаду (мир ему и благословение) родственницей.

Хадиджа бинт Хувайлид (555-619, Мекка) - первая и до своей смерти единственная жена Пророка Мухаммада, остальных жён Пророк брал уже после того как она покинула этот мир. После смерти Хадиджи ни одна из последующих жён Мухаммада (мир ему и благословение) не смогла занять ее место в сердце Мухаммада. В хадисе, приводимом аль-Бухари, сказано: «Лучшей женщиной мира этого в своё время была Марьям, дочь ‘Имрана, а лучшей женщиной этой общины является Хадиджа».

Хадиджа была женщиной высокой, умной, белокожей, очень красивой и решительной, честной, деятельной, самой знатной и уважаемой среди курайшитов. Она была очень щедрой и отзывчивой, всегда помогала малоимущим, своим родным и близким, а также оказывала помощь молодым людям, которым не хватало средств для организации свадьбы. Хадиджа обладала безупречным характером.

До выхода замуж за Любимца Аллаха (мир ему и благословение) Хадиджа была замужем дважды: за Абу Халой ибн Маликом из рода Бану Усайд, родила ему сына Хинда ибн Абу Халу и дочь Зайнаб бинт Абу Хала; до Абу Халы она была замужем за Усаййиком ибн Абидом и родила ему также сына Абдуллаха и дочь Джарию. После того, как она во второй раз стала вдовой, к ней сватались достопочтенные и уважаемые представители арабской элиты всего Аравийского полуострова, но она всем им отказывала и выбрала Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Хадиджа занималась торговлей, вела её красиво, честно и широко. Нанимала людей и за определенную плату отправляла их с товаром для продажи в Шам.

О честности, справедливости, о высоких и благородных чертах характера Мухаммада (мир ему и благословение) тогда говорили все, и, конечно, слышала о них и Хадиджа. Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, Хадиджа предложила ему отправиться с её торговым караваном в Шам, пообещав заплатить ему в два раза больше, чем другим. Мухаммад отправился в Сирию вместе со слугой Хадиджи Майсара. Майсара был премного восхищен его прекрасными чертами характера, чистотой нравов и некоторыми чудесами (му‘джизатами), которые он видел. Слуга рассказал Хадидже обо всех достоинствах и высоких моральных качествах Мухаммада. Узнав обо всём этом, Хадиджа почувствовала симпатию к нему и поведала своей подруге Нафисе бинт Манийя о своем желании выйти замуж за Мухаммада. Нафиса пошла к нему и заговорила о том, что Хадиджа желала бы выйти за него замуж. Он решил принять её предложение и рассказал обо всём братьям своего отца, которые посватали её за него, встретившись с дядей Хадиджи Амром ибн Асадом. Амр выдал Хадиджу за будущего Пророка и Посланника Аллаха в присутствии представителей рода хашимитов и старейшин племени Курайш, получив за неё по одним данным двадцать, по другим - шесть молодых верблюдиц в качестве свадебного дара (махра).

Через два с лишним месяца состоялась свадьба. На то время Мухаммаду исполнилось 25, а его любимой жене – 40 лет.

Женитьба на Хадидже стала важным событием в жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ведь она оказала ему огромную поддержку, когда он начал призывать людей к Исламу, и она стала первым человеком, который поверил в Аллаха. Кроме того она отдала всю свою собственность, которая составляла тысячи динаров, на распространение этой религии.

Еще при жизни ей был обещан Рай ангелом Джибрилем: «Однажды Джибриль явился к Пророку и сказал: «О Посланник Аллаха, Хадиджа идет и несет посуду, полную яств и питья. Когда она подойдет к тебе, приветствуй ее от имени ее Господа и от меня и порадуй ее благой вестью о том, что в Раю для нее уготован дом из золотого камыша, в котором нет ни шума, ни трудностей » (аль-Бухари).

Хадиджа нежно и преданно любила Посланника Аллаха и сумела не только окружить его своим вниманием и заботой, но и стать для него верным другом - единственным другом, способным всегда понять, разделить его радости и тревоги, поддержать и ободрить в трудную минуту. Она родила Мухаммаду шестерых детей: аль-Касима, Зайнаб, Рукаю, Умму Кульсум, Фатиму и Абдуллаха. Мальчики умерли в раннем детстве, девочки все дожили до начала осуществления Мухаммадом его пророческой миссии, приняли Ислам и переселились из Мекки в Медину, и все они скончались ещё до смерти Пророка, за исключением Фатимы, которая пережила его на шесть месяцев.

Преосвященная Хадиджа прожила в браке с Посланником Аллаха в мире и согласии четверть века и скончалась в Мекке в возрасте 65 лет на десятом году пророчества за три года до хиджры и была похоронена на кладбище аль-Муалла.

Не успел Посланник Аллаха оправиться от удара, постигшего его в связи с кончиной своего дяди Абу Талиба, как в месяце Рамазан того же года умерла и мать правоверных Хадиджа, и этот год для Посланника Аллаха стал «годом скорби», так как они были надежной опорой для него в тяжелые времена гонений и мучений.

Пророк Мухаммад очень любил Хадиджу, называя ее наилучшей женщиной и до конца своей жизни вспоминал ее имя с преданностью и огромной любовью.

Как сказал один из мудрецов: «За каждым великим мужчиной стоит женщина, которая помогает ему, будь то мать или жена». Три женщины сыграли немалую роль в жизни трёх мужчин, представляющих великие религии: Асия в жизни Мусы (мир ему), Марьям – в жизни Исы (мир ему) и Хадиджа – в жизни Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Все они заботились о пророках до посланничества и поддержали в период пророчества. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собрал их в тексте хадиса и произнёс: «Много мужчин достигло совершенства, из женщин стали совершенными только Марьям, дочь "Имрана, Асия, жена фараона, Хадиджа, дочь Хувайлида, Фатима, дочь Мухаммада».

Да будет доволен Аллах Хадиджей – матерью всех правоверных, ее семейством, и да одарит Всевышний Аллах нас ее благодатью и заступничеством в День Великого Суда. Амин!

Зумруд Исаева

Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) покинул этот мир, он оставил после себя 9 жён. Всего у него было 12 жён. Некоторые алимы говорят, что их было 11. Они не считают женой Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) правитель Египта Мукавкис. Мы причисляем её к жёнам Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) следуя за достоверным словом учёных.Итак, перечислим жен Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Первой Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха.Савда, разыАллаху анха, он женился на ней после смерти Хадиджи.

Айша, разыАллаху анха, он женился на ней в Мекке, встретил в Медине.
Хафса, разыАллаху анха, дочь Умара.
Зайнаб, разыАллаху анха, дочь Хузаймы.

Хинд [Уммусаляма], разыАллаху анха, дочь Абу Умайи.
Зайнаб, разыАллаху анха, дочь Джахша.
Джувайрийя, разыАллаху анха, дочь Хариса.
Сафия, разыАллаху анха, дочь Хуяя бину Ахтаба. Она была иудейкой, приняла Ислам до того, как стала супругой Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).
Умм Хабиба [Рамла], разыАллаху анха, дочь Абусуфяна.
Марият, разыАллаху анха, дочь Шам’уна. Правитель Египта Мукавкис подарил её Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) Она была христианкой, после прихода Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) приняла Ислам и затем вышла замуж за Пророка. Она родила Пророку сына Ибрахима.
Маймуна, разыАллаху анха, дочь Хариса.

Причины, по которым Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям)
взял много жён

До 25 лет Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не был женат. В 25 лет он отправился в Шам с торговым караваном, который принадлежал Хадидже, разыАллаху анха. Когда он вернулся оттуда, Хадиджа, разыАллаху анха, сама пожелала выйти замуж за него, и он взял её в жёны. С 25 лет и до 50 Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) жил с Хадиджей. Она была старше Пророка на 15 лет. Она была курайшиткой с очень чистой родословной, скромной женщиной, которая никогда не поклонялась идолам. Она никогда не унижала никого и не оскорбляла. Курайшиты прозвали её Тахира (Чистая) за её характер.

Когда Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) исполнилось 50 лет, Хадиджа, разыАллаху анха, умерла. Пророк не женился после её смерти до тех пор, пока ему не исполнилось 52 года. В этом же году умер его дядя – Абу Талиб. И этот год Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал «годом печали». Между смертью Хадиджи, разыАллаху анха, и Абу Талиба был всего месяц. Когда они оба умерли, Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) стало трудней доносить до людей повеления Аллаха. Курайшиты причиняли всё больше вреда Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и сподвижникам, разыАллаху анхум.

Всех остальных жён Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял с 52 до 60 лет. Он женился на них согласно повелению Аллаха, а не из-за жажды плотских удовольствий. Иначе он бы стремился к удовольствиям тогда, когда был моложе. Если бы он следовал своим страстям, то не женился бы на женщине старше его на 15 лет и не прожил бы с ней 25 лет. У него не было ни одной наложницы, хотя это было очень распространено среди курайшитов.

После того, как Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) исполнилось 60 лет, он уже не женился из-за следующего аята:

قال تعالي في سورة الاحزا ب
52[ لَا يَحِلُّ لَكَالنِّسَاءُ مِنْ بَعْدُ ]

«Тебе [о Пророк!] после этого не дозволяется больше жён или разводиться с ними, чтобы заменять их другими жёнами»1.

В чём же мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 – Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жёны этих женщин?
Во-первых, за короткое время матери правоверных, да будет доволен ими Аллах, сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов – то есть решений тех или иных вопросов. Множество хадисов передали Айша и Хафса, разыАллаху анхума. Умар (разыАллаху анх) сказал так о матерях правоверных: «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду».
Во-вторых, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился для того, чтобы после его смерти умму соединяли крепкие связи, чтобы она была единой. Поэтому он взял в жёны дочь Абу Бакра Айшу и дочь Умара Хафсу, разыАллаху анхума. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) выдал свою дочь Фатиму, разыАллаху анха, замуж за Али, разыАллаху анху. Умар взял в жёны дочь Али и Фатимы – Умм Кульсум, разыАллаху анхум. Это было сделано для того, чтобы призыв Ислама был крепок.
В-третьих, ещё одна мудрость заключается в том, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) заботился о вдовах. Большая часть сподвижников, которые совершили хиджру в Эфиопию, погибли на обратном пути, и их жены остались одни, они жили среди курайшитов-мушриков, и некому было о них заботиться. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) беспокоился за умму и поэтому позаботился о вдовах. Пророк женился на этих женщинах, несмотря на то, что они были старше него, не обращая внимания на людские разговоры. Это пример для нас – надо, прежде всего, быть в ладах со своей совестью и быть мужественными, а не прислушиваться, кто чего говорит. В наше время всё наоборот – человек больше боится пересудов, а не Корана и хадисов. Это показывает, как несовершенен наш иман и как плохо мы соблюдаем религию Аллаха. После того, как Хадиджа, разыАллаху анха, умерла, первой женщиной, которую Пророк, взял в жены была Савда ибн Зам’, разыАллаху анхума. Савда, разыАллаху анха, была замужем за Сакрама инб Амра, они вместе совершили хиджру в Эфиопию. Через какое-то время они вышли в обратный путь, и по дороге её супруг умер. Она осталась одна среди курайшитов-мушриков, никто о ней не заботился. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на ней, несмотря на то, что она была старше него, чтобы защитить от мекканских мушриков одним уже фактом того, что она вышла замуж за Пророка.
В-четвертых, необходимо было разъяснить Шариат. Приёмным сыном Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) был Зайд ибн Харис. Он был слугой, которого дядя Хадиджи подарил Пророку. Дядя сказал Хадидже, разыАллаху анха, чтобы та выбрала одного из купленных им юношей для работы и прислуживания. Хадиджа, разыАллаху анха, выбрала Зайда ибн Хариса. Расскажем о нём немного. Он вместе с матерью поехал в соседнюю общину, на которую именно в этот момент напало другое племя. Его отобрали у матери и продали в рабство. Отец с матерью горевали, не зная, куда делся их сын. Однажды, совершая таваф вокруг Каабы, Зайд ибн Харис и люди его общины узнали друг друга. Он рассказал, что он живёт у Мухаммада ибн Абдуллаха – это было до того, как на Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) была возложена его миссия. Когда его отец узнал, что сын в Мекке, он пришёл со своим братом к Пророку и сказал: «Вы, курайшиты из рода Хашима, милосердны к паломникам, прошу тебя отпустить моего сына, а я заплачу тебе сколько скажешь». Тогда Пророк, ещё не был посланником. Он ответил отцу Зайда: «Я дам тебе то, что ещё лучше того, что ты просишь». Тот спросил: «Что же это?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Мы дадим Зайду право выбора: если он выберет тебя – уйдёт с тобой; если меня – останется со мной». Отец Зайда согласился. Когда Зайда спросили, с кем он останется, он ответил, что выбирает Мухаммада. Его отец воскликнул: «О Зайд, ты выбираешь рабство вместо свободы?!» Зайд ответил: «О отец, я вижу в Мухаммаде прекрасный нрав, которого не вижу в других». Это, как мы уже сказали, было до того, как на Пророка была возложена его миссия. Зайд посредством фитры, которую в него вложил Аллах, понял, что Мухаммад, станет Пророком в будущем. Хадиджа, разыАллаху анха, благодаря проницательности, которую ей дал Аллах, выбрала из многих других юношей Зайда ибн Хариса, разыАллаху анху. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) называл его сыном, курайшиты так и называли Зайда – Зайд ибн Мухаммад. Пророк женил его на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, разыАллаху анха. Позже он велел им развестись, и Аллах велел Пророку взять в жёны Зайнаб, разыАллаху анха. Почему так произошло? Так мусульмане узнали, что, согласно Исламу, приёмные дети не могут считаться детьми. И если приёмный сын развёлся с женой, его приёмный отец может жениться на этой женщине.
В-пятых, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жены Сафию, разыАллаху анха, она была дочерью главы племени иудеев, которого звали Хуяй. Он женился на ней после того, как она приняла Ислам, тем самым показав сподвижникам и всей Умме, как надо уважать тех, кто принял Ислам.
В-шестых, этими браками Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Пророк взял в жёны Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророку правитель Египта Мукавкис. Марият родила Пророку сына Ибрахима. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на Джувайрийи бинт Харис из бану Мусталак для того, чтобы новые люди пришли в Ислам. Люди этого племени были очень сильны в военном деле. Когда сахабы узнали, что Пророк взял в жены Джувайрийю, разыАллаху анха, они освободили людей из бану Мусталак, которые попали в плен к мусульманам. Сподвижники сказали: «Люди из племени супруги Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) не должны быть нашими пленниками». После того, как люди бану Мусталак были освобождены, люди этого племени, которое никак нельзя было покорить, все вместе приняли Ислам. Поэтому сказано, что Джувайрийя бинт Харис, разыАллаху анха, принесла больше всего баракята своему народу.
Все эти женщины, кроме Айши, разыАллаху анха, были замужем до того, как их взял в жены Пророк 9салляллаху аляйхи ва саллям) . Те, кто придерживается других религий, могут сказать, мол, ваш Пророк оставил после своей смерти 9 жен. Если это скажут иудеи, мы у них спросим, сколько жён было у Якубаﷵ, отца Юсуфа? А известная история, которая произошла между Юсуфом и его братьями — она произошла из-за того, что они были сыновьями одной матери или двух разных матерей? Затем мы спросим, сколько жен было у Сулеймана, Дауда, Ибрахима, алейхим ссалям?

Если сегодня мусульмане будут знать свою религию, это поможет им бороться с ложью, которую распространяют об Исламе.

Когда алим Мустафа Ас-Сибаи приехал в английский городок Орландо, один из местных жителей сказал ему, что Пророк оставил после себя 9 жён и что, мол, это недостаток. Алим ответил: «Вы считаете, что Дауд и Сулейман исповедовали вашу религию. Сколько же у них было жён?» Наш Пророк оставил после себя 9 жён, а у Дауда и Сулеймана, как передают, их были десятки. Почему же вы об этом не говорите?» И человек не нашёл что ответить.

Обсуждать то, что делают пророки и посланники, нельзя – Аллах нам не дозволил этого.

Много веков назад жил учёный – имам Бакиляни. В то время правитель Византии пригласил к себе исламских учёных, и имам Бакиляни был среди них. Правитель Византии знал, что мусульмане не склоняют голову перед правителями других религий. Он приказал впустить гостей во дворец через очень низко устроенную дверь, так, чтобы мусульмане вошли, как бы поклоняясь правителю, сидевшему на троне. Когда имам Бакиляни увидел эту дверь, он понял, что задумали византийцы, и сказал алимам входить в дверь спиной. Когда они вошли, правитель сказал им: «Супругу вашего Пророка Айшу пристыдили». Он имел в виду то, что лицемеры обвинили Айшу, разыАллаху анха, в прелюбодеянии. Тогда имам Бакиляни сказал: «Такое говорили о двух женщинах – о Марьям и об Айше. Первая родила ребёнка, вторая – нет. И обеих Аллах очистил в Коране от обвинений в прелюбодеянии». Когда правитель Византии услышал такой ответ, он замолчал.

Браки Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) делятся на два вида:
Те, которые он заключил как простой человек;
Те, которые он заключил как Пророк.
Расскажем про первый вид брака.

Такой брак один, и это брак с Хадиджей, разыАллаху анха. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха, до того, как ему было послано откровение (вахью). С другими женами Пророк жил восемь лет, а с Хадиджей, разыАллаху анха, он прожил двадцать пять, причём около десяти лет после ниспослания откровения. Других жён Пророк взял, уже будучи Пророком, исполняя повеления Аллаха.

Итак, первая супруга Пророка — Хадиджа, разыАллаху анха.

Родословная Хадиджи бинт Хувайлид, разыАллаху анха:

По отцу: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Хувайлида, сына Асада, сына Абдульгузза, сына Кусайя. По отцовской линии родословные Хадиджи, разыАллаху анха, и Пророка сходятся на общем предке Кусайе.

По матери: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Фатимы, дочери Заиды. Здесь родословная Хадиджи также сходится с родословной Пророка на общем предке Луайе.

Из жён Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) только у Хадиджи, разыАллаху анха, родословная пересекается с Пророком и по отцу, и по матери.

До брака с Пророком, Хадиджа, разыАллаху анха, была замужем дважды и оба раза овдовела. Первый её муж – ‘Атик сына ‘Аида, ему Хадиджа, разыАллаху анха, родила дочь Хинд. Второй муж – Малик сын Набаша, которому она родила сына Халата.

Об этом написал шейх Саид-афанди, куддисса сирруху:

До замужества с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) саййидату курайши (то есть госпожа курайшитов)

Была замужем дважды.

Когда ей исполнилось 40 лет,

Она стала Матерью правоверных.

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал в одном из хадисов:

عن أنس بن مالك ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : « خير نساء العالمين : مريم بنت عمران ، وخديجة بنت خويلد ، وفاطمة بنت محمد صلى الله عليه وسلم ، وآسية امرأة فرعون »صحيح ابن حبان

«Из всех женщин самые лучшие – Марьям, дочь Имрана, (мать Исы, алейхи ссалям), Хадиджа, дочь Хувайлида, Фатима, дочь Мухаммада, и жена Фараона Асия», разыАллаху анхум2.

Аллах одарил Хадиджу, разыАллаху анха, глубокими знаниями, мудростью, пониманием и предусмотрительностью. Она брала на себя трудности и переживания Пророк. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал год её смерти «годом печали» из-за того, что после её смерти пострадало дело даавата и из-за того, что он столкнулся с множеством трудностей. Хадиджа, разыАллаху анха, пользовалась уважением среди курайшитов и была самой умной курайшиткой. Как мы уже говорили, ещё до брака с Пророком курайшиты называли её Тахира, то есть Чистая. Она не поклонялась идолам и придерживалась религии пророка Ибрахима, алейхи ссалям. Из-за того, что она не ослушалась Аллаха, Он возвысил её и выделил среди других, соединил с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) и дал им дочь Фатиму, разыАллаху анха. А Фатима, разыАллаху анха, родила Хасана и Хусейна, которых называют саййидами Рая. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал дочь Фатимой, проявляя уважение к матери Хадиджи, разыАллаху анха, Фатиме.

В одном из хадисов Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) говорится: «Женщину берут в жены по четырём причинам: из-за религии, из-за красоты, из-за родословной и из-за богатства. Женитесь на тех, у кого крепкая религия (то есть на богобоязненных мусульманках), и Аллах наделит вас баракятом».

Когда женщина знает Того, Кто её сотворил, она не может не знать о том, что Аллах велел ей в отношениях с мужем. И когда мужчина знает своего Творца, он соблюдает права супруги, которые обязан соблюдать.

1. Сура аль-Ахзаб, аят 52 (33:52)
2. «Сахих» Ибн Хибан