Скачать презентацию карело финский эпос калевала. Изучение карело-финского эпоса "калевала". II. Сообщение темы и целей урока


Элиас Лённрот (09.04.1802-19.03.1884)

« Финский ученый и писатель,

большой знаток народной поэзии,

неутомимый ее собиратель

и пропагандист»

Э.Г. Карху


" Родиной этих поэм является

Карелия по обе стороны

государственной границы

Финляндии и России "

Э. Леннрот


Интересные факты:

1. 28 февраля отмечается «День народного эпоса Калевалы». Проходит этот день, как костюмированное шествие.

2. Знаменитая эпопея Толкиена «Властилин колец» была составлена на основе рун «Калевалы».

3. 2002 год - юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Элиаса Леннрота.

4. В поселке Калевала открыт музей Рунопевцев.

5. По преданиям на территории посёлка Калевала стоит сосна, под которой работал Лённрот.

6. Средняя общеобразовательная финно-угорская школа г. Петрозаводска носит имя Элиаса Леннрота.


Викторина «Внимательный читатель»

1.Как называется каждая из песен эпоса «Калевала»?

2. Кто собрал древние руны и составил книгу «Калевала»?

3. Карельский народный струнный инструмент, род гуслей.

4. Кого в эпосе «Калевала» называют «речной собакой»?

руна

Элиас Леннрот

кантеле

щуку


5. Прочитайте отрывок. Кто из героев «Калевалы» мог сказать эти слова?

Так сказал он молодежи,

Молодому поколению, Что теперь лишь подрастает:

Никогда в теченье жизни

Не обидьте невиновных,

Зла не делайте невинным,

Чтоб не видеть вам возмездья…»

6. Почему Вяйнемёйнен наказал Йокахайнена?

7. Хозяйка Похъёлы, главный герой калевальцев?

Вяйнемейнен

за хваставство

старуха Лоухи


8. За что боролись калевальцы со старухой Лоухи?

9. Что потребовалось для изготовления волшебной мельницы?

10. Сколько дней потребовалось для изготовления Сампо?

11. Какие предметы появились из огня до появления Сампо?

12. Что с ними сделал Илмаринен?

13. Почему?

за обладание Сампо

перышко, молоко,

шерсть, хлеб

лук, плуг, лодка, корова

бросил в огонь


13. Что было ценного в Сампо?

14. Кем была сделана мельница Сампо?

15. О ком эти строки?

«В волосах ношу я ленту…

Я ношу простое платье,

Я ем чёрную краюшку,

Я сижу в отцовском доме

Вместе с матушкой родимой…»

что прикажешь, то она и мелет

Илмаринен

Айно


16. Дочь воздуха, Владычица рек и морей.

17. Хозяин неба, всесильный бог.

18. Что возвратило к жизни Лемминкайнена?

20. Какая главная мысль эпоса «Калевала»?

Илматар

Укко

материнская любовь

Вяйнемейнен

Лемминкайнен

Удалой охотник

Илмаринен

Известный кузнец

Хлебороб, плотник, знаменитый музыкант

материнская любовь

Трудиться на благо Родины

«Биографии писателей» - Любящий герой прекрасен, духовно окрылён… Эффективные формы работы с биографическими данными: Знакомясь с фактами жизни литератора, мы получаем: Любовь, по Тургеневу, трагична. У И.С. Тургенева – особое чувство времени. Проникновение в творческую мастерскую писателя и тайны гения: Биография. Конкретное представление о взаимоотношениях личности и среды, конкретное представление о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

«Героический эпос народов мира» - Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия. Калевала – карело – финский поэтический эпос. Средневековый европейский эпос. 1 Понятие о героическом эпосе. Гильгамеш и Энкиду. VI таблица близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине 8 век доНЭ.

«Древнерусские жития» - 1417. 2012. Чествование памяти святого преподобного Евфросина Синозерского. «Русской литературе без малого тысяча лет. Написание жития Кирилла Белозерского. Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей». Историческая шкала. Житие Евфросина Синозерского. Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник.

«Биография личности» - Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума. Включение в более сложную систему отношений с миром. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. Главное, самому себе не лгите. Содержание программы по изучению биографического материала.

«Былина» - Былина «Вольга и Микула Селянинович» Прославление мирного крестьянского труда. Садко в гостях у морского царя. Киевский. Морская царевна слушает пение Садко. В. М. Васнецов «Богатыри» На страже русской земли. Во всем облике всадника чувствуется богатырская сила и мощь. Былины делятся на два цикла: Беспощаден Алеша Попович к врагам Земли русской.

«Устное народное творчество» - Развивать речь учащихся. Что значит «устное»? Устное народное творчество. Подберите глаголы-синонимы, характеризующие движение реки. Бежит – бежит, шумит – шумит, А все никак не вытечет. Учитель русского языка и литературы: Овчинникова Н.В. МОУ «Степановская СОШ». Несется. Гриб – старожил леса, «старичок».

Всего в теме 27 презентаций

Cлайд 1

«Калевала» «Калевала» - это карело – финский эпос. Сложился он, по мнению ученых, 2 тысячи лет назад в восточной области нынешней Финляндии. Название эпоса происходит от имени создателя прославленной в нем земли Калева.

Cлайд 2

«Калевала» Неповторимые сюжеты из финского сказания известны сегодня благодаря Элиасу Лённроту (1802-1884), врачу, неутомимому собирателю народных песен. В 1835 году, собрав и переработав их, он опубликовал их в едином сборнике и разделив их на 32 руны. Позже, в 1849 году, в «Калевалу» вошло уже 50 рун.

Cлайд 3

«Калевала» Руна – это отдельная песнь в карело – финском эпосе. Руны, как и былины в русском фольклоре, вещались, распевались в сопровождении музыкального инструмента.

Cлайд 4

«Калевала» Кантеле - щипковый инструмент карельского и финского народов с многовековой историей. Кантеле - это не просто музыкальный инструмент, это символ, объединяющий в себе такие понятия, как культура, трудовая деятельность и историческое развитие многих поколений людей северного народа.

Cлайд 5

Герои «Калевалы» Вяйнямёйнен - главный герой, богатырь - колдун, вещий рунопевец, сеятель и мудрец: Песни пел он на полянах, Заклинания слагал он. Его песни создают все живое на земле, сеют добро, наказывают зло и несправедливость.

Cлайд 6

Герои «Калевалы» Ильмаринен – брат Вяйнямёйнена, богатырь – колдун, вековечный кователь (кузнец). Именно он выковал из пушинки Сампо – мельницу, дающую благополучие и счастье.

Cлайд 7

Герои «Калевалы» Лемминкяйнен – самый молодой богатырь – колдун, веселый балагур, ловкий рыбак и охотник. С ним связаны наиболее яркие истории.

Cлайд 8

Содержание «Калевалы» В карело-финском эпосе рассказывается о противостоянии северной, темной и злобной стороны – Похъёлы и южной, светлой и доброй – Калевалы. При этом имеется в виду север и юг Карелии, северной области нашей страны.

Cлайд 9

Содержание «Калевалы» В Похъёле царствует грозная Лоуха, а в Калевале – мудрый Вяйнямёйнен. С появлением чудо-мельницы Сампо, дающей счастье и благополучие, их противоборство обостряется.

Cлайд 10

Содержание «Калевалы» «Калевала» насыщена увлекательными сюжетами, тонким лиризмом, яркими героями, колоритными описаниями.

Cлайд 11

Cлайд 12

Художественные особенности «Калевалы» Состоит из 50 рун (песен), связанных между собой общей идеей – противоборства добрых сил Калевалы и злых сил Похъёлы. Многие из рун можно читать по отдельности, т.к. они не имеют тесной взаимосвязи (как, например, гомеровский эпос «Илиада»). Героями являются мифические существа, объединяющие в себе качества былинных богатырей и мифологических колдунов. Невероятный колорит придают повествованию сочетание картин северной природы и описание самобытного уклада людей, зависимость людей от природы – матери.

Cлайд 13

Значение «Калевалы» «Калевала» дала пищу для многих произведений искусства: живописи А.Галлена – Каллела, композиций Я.Сибелиуса. Знаменитая эпопея Толкиена «Властелин колец» была составлена на основе рун «Калевалы». В 2002 году выпущена юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Э.Лённрота. 02.02.2012 42288 3273

Урок 9 «КАЛЕВАЛА» – КАРЕЛО-ФИНСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС

Цели : дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

Методические приемы : чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая понимание прочитанного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя .

Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении вселенной и космоса, солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.

2. Работа в тетради .

Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.

3. Беседа по вопросам.

– «Калевала» – мифологический народный эпос. А что такое мифы и зачем люди создавали их? (Мифы – рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев.)

– С какими мифами вы знакомы? (С мифами Древней Греции.) Вспомните наиболее ярких героев мифов. (Сильный и мужественный Геракл, искуснейший певец Арион, смелый и хитроумный Одиссей.)

4. Работа со статьей учебника (с. 36–41).

Чтение вслух статьи об эпосе «Калевала» несколькими учащимися.

5. Аналитическая беседа .

Беседа строится по вопросам 1–9, представленным на с. 41 учебника.

– Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

– Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

– О чем рассказывают древние руны?

– Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

– Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

– Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

– Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?

– Что случилось с Сампо впоследствии?

– Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?

IV. Подведение итогов урока.

Слово учителя .

Эпос «Калевала» является бесценным источником информации о жизни и верованиях древних северных народов. Интересно, что образы «Калевалы» заняли почетное место даже на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».

Вся культура современных карелов пронизана отзвуками «Калевалы». Ежегодно в рамках международного культурного марафона «Калевальская мозаика» проводятся народные гулянья и праздники, включающие в себя театральные постановки по мотивам «Калевалы», выступления фольклорных коллективов, танцевальные фестивали, выставки карельских художников, продолжающих традиции этнической культуры финно-угорских народов региона.

Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи Аникина «Мудрость народов» (с. 44–45 в учебнике).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
  • познакомить с историей создания эпоса «Калевала», с главным героем произведения – Вяйнемёйненым, с основными сюжетными линиями, связанными с образом главного героя.
  • развивать навыки работы с текстом (выразительное чтение, пересказ, характеристика героя)
  • воспитывать интерес к культуре Карелии, к литературе в целом.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков.

Ход урока

  1. Как звали мать Вяйнямёйнена?
  2. Как объясняется в «Калевале» происхождение мира?
  3. Как объясняется происхождение природы?
  4. Как был рождён Вяйнямёйнен?
  5. Какие слова, выражения характеризуют героя? (работа с лексикой)
  6. Что вам показалось в этой истории необычного, интересного?

Чтение текста «Рождение огня». Беседа по содержанию

  1. Вам, конечно, известен древнегреческий миф об обретении огня людьми. Вспомните и расскажите (миф о Прометее)
  2. Что мы узнали из карельского эпоса о том, как наши предки представляли появление на земле огня?
  3. Как Илмаринену и Вяйнямёйнену удалось поймать пламя?
  4. В этой руне очень подробно описывается процесс обработки льна. Что нового вы для себя узнали? Какова роль этого описания?
  5. Сравните эту руну с древнегреческим мифом. В чем вы увидите отличие?

8. Обобщение

Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое «Калевала»?
Отгадаем кроссворд, проверим, что вы запомнили (слайд 20)

9. Итог урока (слайд 21–22)

10. Домашнее задание (слайд 23)