Романтизм в литературе представители и произведения. В. А. Жуковский — первый поэт-романтик в русской литературе. Основные представители романтизма в литературе России XIX века

1. Особенности романтизма.
2. Стихийные силы природы в балладах.
3. Любовь и потусторонний мир.

Романтизм как направление в литературе и искусстве сформировался в Европе в конце XVIII — начале XIX веков. Он возник как протест против принципов рационализма. На смену культу разума пришло возвышенное отношение к чувствам, к индивидуальным переживаниям и иррациональному опыту личности. Неприятие серой обыденности привело к тому, что действие в произведениях писателей-романтиков, как правило,разворачивается на эффектном, необычном фоне: это может быть пейзаж экзотических стран, дикий горный ландшафт, зловещее кладбище или древний замок, овеянный мрачными преданиями.

Естественно, что на столь ярком фоне хорошо заметен лишь незаурядный герой, исключительные черты которого способны потрясти воображение в не меньшей степени, чем избранное автором место действия. Что же касается времени, к которому относятся описываемые события, то романтики нередко помещали действие своих произведений в прошлое, либо же время оставалось неопределенным. Интерес к прошлому неразрывно связан с историческими и фольклорными мотивами в творчестве романтиков. Обращение к фольклору сыграло не последнюю роль в том, что в произведениях романтиков значительное место отводится сверхъестественным существам и явлениям, которые действуют наравне с персонажами-людьми. Писатели-романтики охотно перерабатывали старинные легенды и предания, изобилующие фантастическими сюжетами и образами.

Среди русских писателей первым поэтом-романтиком, органично воспринявшим и развившим традиции нового литературного направления, несомненно, следует назвать В. А. Жуковского. Одним из излюбленных жанров этого поэта была баллада — жанр, весьма популярный в средние века. Баллада — это поэтическое произведение, в основе которого лежит сюжет исторического, фантастического, фольклорного, бытового характера. В средние века баллады пели под аккомпанемент музыкальных инструментов.

В поэзии Жуковского четко прослеживается связь с песенной традицией Средневековья: баллады русского романтика мелодичны и музыкальны. Творчество Жуковского также тесно связано с творчеством европейских романтиков: большинство сюжетов заимствовано из произведений Ф. Шиллера, И. В. Гете и других известных авторов. Однако вольный перевод или переработка какого-либо произведения Жуковским привносили в баллады индивидуальное восприятие и переживания русского поэта, подчас раскрывая новые стороны того или иного сюжета.

Тема столкновения человека с таинственными стихийными существами — русалками, ундинами, Лесным царем — не раз звучит в балладах Жуковского. Подобные мотивы были распространены в легендах Средневековья, в которых многие поэты-романтики черпали вдохновение. В балладе «Рыбак» неосторожность и доверчивость человека, бездумно устремившегося навстречу русалке, приводит его к гибели. Это сюжет очень древен: например, гибель проплывающим мореходам несет сладкогласное пение сирен древнегреческой мифологии. И русалка, и ее предшественницы-сирены — существа, связанные с водой; а водная стихия в мифах символизирует неуправляемые эмоции. Для молодого, неопытного человека нередко стремление слепо последовать туда, куда его зовут собственные чувства и страсти, поэтому голос русалки и нашел отклик в душе рыбака:

В нем вся душа тоски полна,
Как будто друг шепнул!

Иной образ стихийного существа предстает в балладе «Лесной царь». Вероятно, образ Лесного царя возник в результате переработки древних представлений о божествах — покровителях леса, или же о таинственном народе эльфов, которые, как гласят легенды, порой уводили людей — и детей, и взрослых — в свои сказочные владения. Лесной царь, как и русалка в балладе «Рыбак», расхваливает перед человеком свои владения. Но если рыбак не задумывался о реальной угрозе, которую представляет водоем для жизни человека, то появление Лесного царя, во владениях которого люди все же вполне могут находиться довольно долго без вреда для себя, ужасно пугает ребенка. А ведь Лесной царь поначалу разговаривает с ним ласково и приветливо, предлагая показать много интересного. Между тем страх ребенка лишь возрастает, и Лесной царь, выведенный из себя отсутствием положительной реакции на свои заманчивые посулы, переходит к угрозам. Казалось бы, вот тогда-то еще можно бы испугаться!

Видимо, проблема заключается в том страхе, который большинство людей испытывает перед таинственными, непознанными явлениями. А Лесной царь конечно же существо загадочное. Не Лесной царь убивает ребенка — он умирает, не в силах справиться со страхом. И Лесной царь, и русалка из баллады «Рыбак» — это существа иного порядка, нежели человек. Возможно, и русалка не стремилась погубить рыбака — для нее-то жизнь в воде естественна, а то, что для человека эта среда обитания не подходит, русалка могла и не знать. Однако ее таинственное могущество подчинило нестойкую душу рыбака, он оказался во власти одного стремления. Одна эмоция — страх — овладевает и ребенком при появлении Лесного царя. Но опасность заключается не столько в самих этих существах, сколько в человеческой душе, в неумении человека управлять своими эмоциями. Страх так же неуместен при общении с таинственными силами, как и абсолютная доверчивость.

Итак, мы видим, что в этих двух произведениях Жуковского присутствуют мотивы, характерные для романтизма: действие разворачивается на живописном фоне природы, в событиях принимают участие таинственные существа, кроме того, балладам присущ особый мрачный колорит, который также является следованием романтическим традициям.

Сюжет одной из своих наиболее известных баллад — «Светлана» — Жуковский также позаимствовал у европейских авторов, обратившихся к древним преданиям. Однако для этой баллады характерен ярко выраженный русский колорит: поэт описывает обряды святочного гадания, которые еще и в его время сохранялись в деревнях:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...

В балладе нашел отражение мотив встречи с женихом-мертвецом, который использовали многие писатели-романтики. Этот мотив заимствован из средневековых легенд; но в балладе «Светлана» он обретает иное звучание. Оказывается, это всего лишь сон: на самом деле жених Светланы жив и невредим. Главная идея автора заключается в том, что девушка без ропота на судьбу перенесла разлуку с любимым, и за это Бог наградил ее.

Тема человеческой любви и взаимоотношений с Богом повторяется и в другой балладе Жуковского — «Людмила», которую, пожалуй, можно назвать двойником «Светланы». Сюжеты обеих баллад схожи, ведь автор написал их на основе одного и того же материала. Однако Людмила, в отличие от Светланы, ропщет на Бога при вести о гибели жениха. Поэтому и утащил ее мертвец в свою могилу — раз девушка сочла Бога своим врагом, она утратила защиту от мрачного могущества зловещих сил. Идея практически та же, что и в балладе «Светлана» — человек должен смиренно принимать то, что посылает Бог, не лишая себя помощи свыше собственной гордыней и ропотом.

В балладах «Светлана» и «Людмила», как и в других произведениях Жуковского, звучат мотивы, характерные для романтизма: зловещая скачка, которая заканчивается у раскрытой могилы, кладбище, жених-мертвец, приехавший к живой невесте.

Художественное направление в европейской литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве XIX века. Романтизм зародился в Германии, потом распространился в других странах Европы, включая и Россию, где в 1800-е заявил о себе первый романтик - Василий Андреевич Жуковский.

Романтизм возник как антитеза классицизму и альтернатива эстетическим идеалам века Просвещения. Расцвет этого направления продолжался до конца 1830-х, в дальнейшем его история переплетается с реализмом. Отмечен ярко выраженным субъективным началом, по словам Виссарион Григорьевич Белинский, это «есть не что иное, как внутренний мир души, сокровенная жизнь сердца».

Произведения романтиков характеризуются полетом фантазии художника, свободным сочетанием высокого и низкого, трагического и комического, бытового и фантастического. Романтики обновили литературные жанры поэмы и баллады, утвердили исторические жанры (романа, поэмы, драмы), создали обработки народных сказок и сделали фольклор предметом серьезного эстетического интереса. С романтизмом связан значительный период творчества Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя. Романтизм оказал влияние на многие литературные течения XX века - символизм, акмеизм, футуризм.

Гении . Первоначально, у древних римлян, - дух-покровитель, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Романтики наделили гениальностью художника, обладающего высшей степенью творческой одаренности. При этом главным проявлением гения являлась не столько духовность, сколько оригинальность.

Романтический художник . Романтики утверждали личность художника как критерий творчества и требовали судить его творения по законам, которые он сам себе установил. Пренебрегая каноном, романтический поэт руководствуется таким пониманием истины и красоты, которое ему подсказывает Бог. Поэт осознает себя не просто стихотворцем, но жрецом и пророком.

Байронизм . Произведения Джорджа Гордона Байрона, его поэмы «Чайльд-Гарольд», «Манфред», «Каин», «Дон Жуан», породили целое течение европейского романтизма, дань которому отдали и русские романтики: Александр Сергеевич Пушкин, Кондратий Федорович Рылеев, Иван Иванович Козлов. «Байронизм появился в минуту страшной тоски людей, разочарования их и почти отчаяния, - писал Федор Михайлович Достоевский. - Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали, проклятия и отчаяния. Дух байронизма вдруг пронесся как бы по всему человечеству, все оно откликнулось ему».

В сочинениях русских романтиков постоянно встречаются мотивы и образы поэзии Байрона. В частности, образ скитальца, гонимого миром, вечного странника. Наиболее характерные в этом отношении произведения - «Кавказский пленник» Пушкина, «Демон» Лермонтова. Русские романтики усматривали в Байроне самое яркое воплощение романтической личности. И каждый по-своему преодолевал в себе его дух. Этому феномену Вячеслав Иванович Иванов посвятил эссе «Байронизм как событие в жизни русского духа» (1916).

Гофманиана . Немецкий романтизм в лице Эрнста Теодора Амадея Гофмана оказал на русских представителей этого направления не менее сильное воздействие, чем Байрон. Гофману также подражали и под его влиянием были созданы сказочные повести Антония Погорельского, роман Владимира Федоровича Одоевского «Русские ночи». Произведения Гофмана повлияли на молодого Федора Михайловича Достоевского (в пору создания повести «Двойник»), хотя эпоха романтизма к тому времени фактически уже закончилась.

Романтический герой . Отличительные признаки романтического героя - одиночество, разочарованность, преждевременная старость души. Это герой, который много любил и ненавидел, но больше всего страдал, как говорит о себе лермонтовский Арбенин, главный персонаж драмы «Маскарад» (1836). Романтический герой болезненно переживает разлад между идеалом и действительностью, особенно остро ощутимый в любви, которая неизменно обрекает его на поиски недостижимого совершенства.

Романтический гротеск . Гротеск в искусстве (и литературе) существовал до романтизма и после него. Однако именно романтики придали этому понятию особый смысл и утвердили его в качестве важнейшей категории эстетики. Развернутое истолкование этого понятия впервые встречается в предисловии Виктора Гюго к его трагедии «Кромвель». Для романтиков гротеск служил эстетической альтернативой классицистическому принципу «очищенной природы» и вытекающему из него требованию художественной идеализации. Гротеск приближал искусство к жизни, позволяя воспроизводить контрасты бытия (высокого и низкого, трагического и комического), открывал возможности смешения жанров и стилей. Важным средством гротеска служила научная фантастика . Образцы романтического гротеска в русской литературе можно видеть в произведениях Александра Сергеевича Пушкина (сон Татьяны в «Евгении Онегине», повести «Пиковая дама» и «Гробовщик»), Михаила Юрьевича Лермонтова («Маскарад», «Демон»), Николая Васильевича Гоголя («мало-российские» и «петербургские» повести - «Вий», «Страшная месть», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). Новое значение гротеск приобрел в реалистической прозе XIX века, литературных течениях и художественных направлениях XX века.

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии Просвещения, - этапа Романтизма. Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран - romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique - нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее тольк в книгах, но не в действительности.

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза,парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей - вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра - это Работы Отто Рунге. В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

Автопортрет «Ми втроем» , 1805, Филипп Отто Рунге

Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчестве Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописец создавал пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовавшись светом и цветом, изображал возвышенный порыв к свободе и борьбе.

«Дерби в Эпсоме», 1821, Теодор Жерико

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812

Свое отражение эпоха Романтизма также нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Кошмар, 1781, Иоганн Генрих Фюсли

Свобода, ведущая народ, 1830, Эжен Делакруа

Радуга, Иван Айвазовский

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами».

Бидермейер

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер . Основная черта бидермейера - идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Книжный червь, ок. 1850, К. Шпицвег

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров , каким он был и сам.

Конечно, его герои ограничены, это - маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена».

Бидермейер - стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина . Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.

Спящий пастушок, 1823-24, А. Г. Венецианов

Семейный портрет графов Морковых, 1813, В. А. Тропинин

В России бидермейер - это пушкинские времена. Мода бидермейера - мода пушкинских времен. Это редингот , жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда - фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, - декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермейер стал оцениваться негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

Романтизм в литературе

Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Романтический герой  - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Кстати, именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков - баллада . Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник» , эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.

После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты - А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге , Утопленник) , М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль , Русалка) , А.К.Толстой (Василий Шибанов) и др.

И совпадает с промышленной революцией , обозначенной появлением паровой машины , паровоза , парохода , фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы , чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма , альпинизма и пикника , призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря », вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Философия романтизма

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис , Гёльдерлин , Шлейермахер .

Романтизм в живописи

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма . Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 1820-1830-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико .

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер .

Ряд предметов искусства эпохи романтизма представлены в Новой пинакотеке Мюнхена (Германия).

Романтизм в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов Йенской школы (В. Г. Ваккенродер , Людвиг Тик , Новалис , братья Фридрих и Август Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга . В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм , Гофмана . Гейне , начиная своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан , Ж.Сталь , Ламартин , Виктор Гюго , Альфред де Виньи , Проспер Мериме , Жорж Санд , Александр Дюма), Италии (Н. У. Фосколо , А. Мандзони , Леопарди), Польше (Адам Мицкевич , Юлиуш Словацкий , Зыгмунт Красинский , Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг , Фенимор Купер , У. К. Брайант, Эдгар По , Натаниэль Готорн , Генри Лонгфелло , Герман Мелвилл).

Также к французским романтикам причислял себя Стендаль , однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное » он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.

Поэты-романтики стали использовать ангелов , особенно падших , в своих произведениях .

Романтизм в русской литературе

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт , Людвиг ван Бетховен (прослеживались лишь первые нотки романтизма в произведениях), Иоганнес Брамс , Фредерик Шопен , Ференц Лист , Шарль Валантен Алькан , Феликс Мендельсон , Роберт Шуман , Луи Шпор , А. А. Алябьев , М. И. Глинка , Даргомыжский , Балакирев , Н. А. Римский-Корсаков , Мусоргский , Бородин , Кюи , П. И. Чайковский.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта - это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства - никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает своё развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830-50-е годы) - творчеством Ф. Шопена , Р. Шумана , Ф. Мендельсона , Г. Берлиоза , Ф. Листа , Ш. Алькана , Р. Вагнера , Дж. Верди . Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении - в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества - едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант - излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония » Берлиоза с её подзаголовком - «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик . Автобиографический характер своих опер всячески подчёркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров - господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии . С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - «большая» симфония

Кто являлся представителем романтизма в литературе, Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители романтизма в литературе

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790–тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Основные идеи романтизма – признание ценностей духовно-творческой жизни, права на свободу и независимость. В литературе герои обладают бунтарским сильным нравом, а сюжеты отличались накалом страстей.

Основные представители романтизма в литературе России XIX века

Русский романтизм сочетал в себе человеческую личность, заключенную в прекрасный и таинственный мир гармонии, высоких чувств и красоты. Представители данного романтизма в своих произведениях изображали не реальный мир и главного героя, наполненного переживаниями и мыслями.

  • Представители романтизма Англии

Произведения отличаются мрачноватой готикой, религиозным содержанием, элементами культуры рабочего, национального фольклора и крестьянского класса. Особенность английского романтизма в том, что авторы подробно описывают путешествия, странствия в далекие земли, а также их исследования. Самые известные авторы и произведения: «Путешествие Чайльд-Гарольда», «Манфред» и «Восточные поэмы» , «Айвенго» .

  • Представители романтизма Германии

На развитие немецкого романтизма в литературе оказала влияние философия, которая пропагандировала свободу и индивидуализм личности. Произведения наполнены размышлениями о бытие человека, его душе. Они также отличаются мифологическими и сказочными мотивами. Самые известные авторы и произведения: сказки, новеллы и романы , сказки , произведения .

  • Представители романтизма Америки

В американской литературе романтизм развился намного позже, чем в Европе. Литературные произведения разделены на 2 вида — восточные (сторонники плантаторства) и аболиционистские (те, кто поддерживают права рабов, их освобождение). Они переполнены острыми чувствами борьбы за независимость, равенство и свободу. Представители американского романтизма — («Падение дома Ашеров», («Лигейя»), Вашигтон Ирвинг («Жених-призрак», «Легенда о сонной лощине»), Натаниэль Готорн («Дом о семи фронтонах», «Алая Буква»), Фенимор Купер («Последний из могикан»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), («Легенда о Гайавате»), Герман Мелвилл («Тайпи», «Моби Дик») и (поэтический сборник «Листья травы»).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, все об самых ярких представителях течения романтизма в литературе.