Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества. Возникновение и основные этапы развития культурологической мысли Чем характеризуется процесс становления культурологического знания

Становление культурологической мысли началось в древнем мире, ее развитие имело свои особенности в Средние века и Новое время. В древности для человека реальная жизнь не было чем-то отличным от мифологического мира. Древние религии были политеистическими (политеизм - вера во многих богов). Люди общались с богами так же, как друг с другом.Мифологическое мышление как форма коллективного сознания составляет огромный пласт культуры, является культурной реальностью и, одновременно, содержит представление о культуре в древних. В этом случае восприятие культуры включало в себя поклонение, почитание, культ.

Древнегреческие философы Платон, Протагор, Полибий и китайский философ Сыма Цянь считали культуру частью божественной природы и ее проявлением. Философ Ибн-Халдун утверждал, что полный цикл развития культуры происходит на протяжении 120 лет, после чего старая культура бывает «побежденной» другой, более сильной культурой (чаще всего - культурой кочевников). Это направление получило название «культурного натурализма». Для него характерны: перенос черт природы на культуру, обожествление культуры во всех ее проявлениях, в том числе в форме государственной власти, идея цикличности развития культуры.

Чувствуя мироздание как высшую гармонию, древние греки стремились создать фрагмент совершенства на земле. Живым воплощением их представлений о гармонии, культурным образцом был полис - город-государство, которое формирует человека культуры. Так, Аристотель разрабатывал идею культурного человека как образцового гражданина. То есть, в целом понимание культуры носило гуманистический характер.

В средневековой Европе утверждается христианство - монотеистическая религия (монотеизм - вера в одного бога). Оно объединило в себе и мировоззрение, и философию, и этику, и правовые нормы, подчинило себе науку, образование, искусство. Соответственно проблемы культуры освещались в трудах философов-богословов. Для Августина Блаженного «без веры нет знания, нет истины». Мировая история за Августином Блаженным является результатом божественного определения. «Греховном» светскому граду он противопоставляет «град божий», утверждая, таким образом, приоритет церкви.



Попытку соединить аристотелизм и христианство осуществит знаменитый католический богослов Фома Аквинский. Основной принцип его философии - гармония веры и разума, поскольку разум способен рационально доказать существование Бога и разбить возражения против истин веры.

Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал. Культура представляется мыслителям Возрождения результатом свободной творческой деятельности человека. Свобода и творчество как принципы человеческого общежития противопоставляются средневековой иерархии, подчиненности церкви.

Принципиально по-новому культурный опыт прошлого и современности, причины возникновения и пути развития культуры переосмысливаются в XVIII в. Просвещением. Эпоха стремится к целостному восприятию культуры человечества, понимая ее как продукт деятельности человеческого разума. В ряде работ понятие "культура" и "природа" противопоставляются. Устранению оппозиции "культура" - "природа", поиска путей их гармоничного сочетания посвящены работы Иммануила Канта (1724-1804). По Канту причиной возникновения культуры является общественная сущность человека. Философ выделяет две реальности: мир природы (животного начала, зла, жестокости) и мир свободы (человека, культуры, морали). Пересекаются и примиряются два противоположных начала в представлениях о прекрасном и в создании прекрасного, что собственно и является целью культурной деятельности. В этике Кант вводит категорический императив, то есть обязательное и безусловное моральное правило, всеобщий закон поведения, который преодолевает и исключает любое зло.

До второй половины XVIII в. относится деятельность немецкого философа и историка И. Г. Гердера. Для Гердера культура является следствием способности человека к творческой и умственной деятельности, которая находит выражение в языке, науке, ремесле, искусстве, государстве, религии, семьи

В первой половине XIX в. появились работы русского ученого Н. Я. Данилевского. В книге "Россия и Европа" он выдвинул концепцию "замкнутого (локального) развития культур". Каждый народ, за Данилевским, создает специфическую систему ценностей. Выработанная им культура слабо контактирует с другими культурами, противодействуя проникновению в ее "тело" инородных элементов

Идеи Данилевского впоследствии сильно повлияли на культурологию ХХ в. Возникновение украинской культурологической мысли связано с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства. В Уставе Братства, в воззваниях "К братьям украинское", "К братьям россиян", "К братьям поляков", в произведениях его основателей - Н. Костомарова ("Мысли об истории Малороссии" "," Две русские народности "), П. Кулиша ("Повесть об украинском народе") - отстаиваются идеи культурной самобытности славянских народов, их права на свободное развитие, гарантированный свободным федеративным союзом славянских республик. Значительный вклад в развитие культурологической мысли сделал М. Драгоманов (1841-1895 гг). С позиций сравнительно-исторической методологии М. Драгоманов выступал против хуторянского этнографизма, выдвигал идеи свободного развития народной культуры в национальную культуру, пропитанную общечеловеческими ценностями.

Целостную концепцию истории украинской культуры выдвинул М. Грушевский (1866-1934 гг). Она базировалась на тезисах самобытности и самостоятельности украинской культуры. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование различных етноплемен еще в эпоху трипольской культуры. Не противопоставляя украинскую и русскую культуры, он все же считал первую более близкой к европейской культуре.

Структура культуры.

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю . В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

В материальную культуру входят:

1. культура труда и материального производства;

2. культура быта;

3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

4. культура отношения к собственному телу;

5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

2. нравственную;

3. художественную;

4. правовую;

5. педагогическую;

6. религиозную;

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали. нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).

Только неукоснительное выполнение этих норма-предписаний дает право человеку претендовать на звание культурного.

Функциональный блок. Раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный результат этого процесса. В функциональный блок входят:

o традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными;

o с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.).

Таким образом, структура культуры является ложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Функции культуры.

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция.

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Методы культурологи.

Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.

В их ряду сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. Чрезвычайно широко распространенный обряд обрезания имеет несхожую символическую нагрузку.

Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. В качестве примера укажем на опыт изучения культурологом Б.А. Успенским такого своеобразного феномена, как русский мат.

Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства.

Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени. Этот метод с успехом использовался еще Плутархом (ок. 46-120 г. н.э.), жившим в Древней Греции и создавшим «Сравнительные жизнеописания».

Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем чтобы выявить наиболее существенные его черты.

Такой метод, в частности, использовали Н. Данилевский, автор книги «Россия и Европа», О. Шпенглер, написавший «3акат Европы». Каждый из них закладывает в модель какое-либо сущностное основание, позволяющее комплексно воспринимать все культурные явления определённого периода.

Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом. Под ментальностью, менталитетом понимается как причина, то есть социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, то есть готовность к действию, психологическая установка.

Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.

Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. Кроме указанного, синхронический метод также возможно понимать (В.А. Сапрыкин) как совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом существующих связей и возможных противоречий.

1.3. Основные этапы становления культурологии

Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить явления культуры, тем самым оказывая влияние на культурные процессы, происходящие в обществе. «Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии».

Периодизация этапов становления культурологии может вестись по разным основаниям. Выделяют доклассический (античность, средневековье); классический (XIV – конец XIX века); неклассический (первая половина XX века); постнеклассический (конец XX века) этапы. Другие авторы приводят иную периодизацию: донаучный, научно-исторический и научно-философский этапы. В. Розин выделяет следующие периоды становления культурологии: философский (здесь конституируется сама идея культуры); эмпирическое изучение явлений культуры; построение культурологии как научной дисциплины; развертывание прикладных исследований.

Вместе с тем многие исследователи считают, что периодизация культурологии в известной мере может основываться на хронологии исторических типов культуры: древность и античность, средневековье, Возрождение, Новое время, современность.

Рассмотрим становление культурологии, основываясь на последней из приведенных схем периодизации.

В древности и античности господствовали мифологические представления о закономерностях культурно-исторического процесса. Однако уже в мифах получило развитие отношение к культуре как посреднику между природой и человеком, как проявление творческих сил человека, данных ему от богов. Первыми систематизаторами античных мифологических представлений о закономерностях культурно-исторического процесса были Гомер и Гесиод. Так, в поэмах Гесиода проводится четкая грань между царством природы и царством людей. Эта грань заключена в нравственности. Тем самым Гесиод положил начало осмыслению культуры как проявлению нравственности в обществе.

Вместе с тем в древности и античности понятие «культура» часто трактовалось как целенаправленное воздействие человека на природу (например, обработка земли, посадка садов и пр.), хотя было и иное ее понимание – воспитание и обучение самого человека. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, т. е. образованностью. Пайдейя, по Платону, означала руководство к изменению всего человека в его существе.

Проблематика философии культуры впервые осознается софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой).

Как уже отмечалось, научный термин «культура» появился лишь в XVII веке, однако на ранних этапах исторического развития имелись сходные с ним понятия (например, жэнь – в китайской традиции, дхарма – в индийской традиции). В латинском же языке возникает слово «культура». К примеру, Марк Порций Катон написал трактат о земледелии, перевод названия которого – «агрикультура». Речь в нем шла не только о возделывании почвы, но и об особом душевном отношении к ней. Поэтому «культура» обозначала здесь еще и почитание, поклонение. Римляне употребляли слово «культура» в родительном падеже: культура речи, культура мысли и т. д.

В позднеримскую эпоху зародилась еще одна трактовка понятия «культура», близкая к понятию «цивилизация». Культура связывалась с позитивно оцениваемым городским укладом жизни.

В эпоху средневековья чаще, чем слово «культура», употреблялось слово «культ». В трудах мыслителей того времени культура ассоциировалась с признаками личного совершенства. Таково, к примеру, религиозное толкование культуры в христианстве. В работах Августина Блаженного было дано провиденциалистское понимание истории культуры, т. е. постепенный ее путь к царству Божию через внутреннее откровение Бога в человеке.

В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало. Соответственно под совершенствованием культуры начали понимать воплощение гуманистического идеала человека.

В Новое время происходит большое изменение в трактовке феномена «культура». Культура начинает пониматься как самостоятельное явление и означает результаты деятельности общественного человека. Культура противопоставляется природе, с ее стихийными и необузданными началами. Она все более совпадает с такими феноменами, как просвещенность, образованность, воспитанность. Подобное понимание культуры в этот период неслучайно. Становление машинного производства, великие географические открытия, формирование научного знания и бурный его рост – все это говорило об определяющей роли человека и общества в процессах их жизнедеятельности. Поэтому и культура мыслилась как совокупный результат достигнутого человечеством.

Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума. Сама культура отождествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государственного управления, религии. Цели культуры рассматривались авторами по-разному. Так, в эвдемонических концепциях культуры ее цель определялась из высшего назначения разума – сделать всех людей счастливыми; в натуралистических – жить в согласии с запросами и потребностями своей естественной природы.

В этот период складываются основные подходы к пониманию развития культуры. Так, Д. Вико выдвигает идею циклического развития культуры, считая, что все народы в разное время проходят три этапа: эпоху богов – детство человечества; эпоху героев – его юность; эпоху людей – его зрелость. Причем каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. В философии истории Вольтера и Кондорсе была заложена мысль о прогрессивном развитии культуры. Прогресс ими мыслился как поступательное движение на основе безграничного развития человеческого разума.

Таким образом, для деятелей Просвещения характерен поиск смысла истории именно в связи с развитием культуры.

В это же время возникает и понятие «цивилизация», сущностью которого были урбанизация и возрастание роли материально-технической культуры. Вместе с тем уже в рамках Просвещения формируется «критика» культуры и цивилизации, противопоставляющая испорченности и моральной развращенности «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития. Руссо писал, что развитие наук и искусств способствовало не улучшению, а ухудшению нравов, а зло, связанное с социальным неравенством, поглотило все то благо, которое дало развитие культуры. Руссо идеализировал патриархальный уклад, естественную простоту нравов.

Критика цивилизации и культуры была воспринята немецкой классической философией, придавшей ей характер общетеоретического осмысления. Однако разрешение противоречий культуры философы видели в разных способах. Кант полагал, что человек испытывает на себе сильное влияние культуры, именно она определяет его границы познания, заставляет отклоняться от своего естественного состояния. Но через моральное самосознание человек может вырваться из тисков культуры и сохранить свое Я . Именно моральное сознание является средством освобождения духа. Другие философы, например, Шиллер, романтики видели такое средство в эстетическом сознании.

Наиболее полный и глубокий анализ культуры и ее развития дал в тот период Гегель. Развитие культуры связывалось им с поэтапной самореализацией духа. Каждая ступень культуры отличается от другой, по его мнению, полнотой присутствия духа. В философском сознании он представлен максимально. Культура, таким образом, выступает как область духовной свободы человека, лежащая за пределами его природного и социального существования. Культура едина, но вместе с тем и множественна, поскольку реализуется посредством духа народов. Отсюда многообразие типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества.

Большую роль в становлении культурологии сыграли идеи немецкого философа-просветителя И. Гердера. В основе его понимания развития культуры – принцип органического единства мира. Он рассматривал культуру как прогрессивное развитие способностей человеческого ума. Соответственно культура как часть мира развивается прогрессивно и ведет человечество к добру, разуму и справедливости. По Гердеру, существует несколько подходов к трактовке культуры: как прогрессивное развитие духовной жизни человека, как определенный этап развития человечества, как характеристика ценностей просвещения. Идеи Гердера в дальнейшем воплотились в нескольких направлениях изучения культуры: создали традицию сравнительно-исторического исследования культуры (В. Гумбольдт); положили начало взгляду на культуру как на частную антропологическую проблему; привели к возникновению конкретного анализа обычаев и этнических признаков культуры.

В XIX и в начале XX века во многих философских, социологических и прочих концепциях осмысливаются проблемы, связанные с культурой. Так, в «философии жизни» формируется иррационалистическое толкование культуры. Прежде всего, была подвергнута критике теория единой линейной эволюции культуры. Ей противопоставлялась концепция «локальных цивилизаций» – замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих этапы роста, созревания и гибели (О. Шпенглер). Сходные идеи развивал и А. Тойнби. При этом им противопоставлялась цивилизация и культура.

Порой это противопоставление приобретало крайние формы выражения. Например, Ф. Ницше выдвигал идею «природной антикультурности» человека, при этом любая культура рассматривалась как подавление естественного, совершенного его состояния. В рамках этого направления сформировались и особые способы познания культуры. В. Дильтей считал, что жизнь культуры нельзя объяснить, а можно лишь почувствовать путем сопереживания, эмпатического видения. А. Бергсон, один из представителей философии жизни, предложил разделить все культуры на два типа: замкнутые, в которых жизнь определяется инстинктами, и открытые, строящиеся на активном взаимодействии с другими культурами.

К концу XIX века формируется убеждение, что необходима особая наука, занимающаяся изучением культуры. Более того, высказывается мысль, что нужен и особый подход к исследованию феноменов культуры. Большую роль в решении названных задач сыграли неокантианцы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.). Согласно Риккерту, культура обладает ценностным характером, а ее явления – уникальностью, поэтому ее познание состоит в соотнесении культурных феноменов с определенного рода ценностями – моральными, эстетическими, религиозными и пр. Неокантианцы видели в культуре, прежде всего, специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни конкретного общества.

Под влиянием «философии жизни» возникло экзистенциалистское понимание культуры. Суть его – в анализе переживания человеком своего бытия или непосредственного существования в культуре. Человек ощущает свое нахождение в культуре как «заброшенность», выражающуюся в принадлежности к определенному классу, народу, группе. Но он может преодолеть это состояние, раскрывая свое подлинное предназначение в этом мире, свою экзистенцию (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассетт и др.).

С последней трети XIX века изучение культуры развивалось в рамках антропологии и этнографии. При этом формировались разные подходы к осмыслению культуры. Э. Тайлор положил начало культурной антропологии, где понятие «культура» определялось через перечисление ее конкретных элементов. Ф. Боас предложил метод детального изучения примитивных обществ, а именно их обычаев, языка и пр. Б. Малиновский и А. Радклифф-Браун заложили основы социальной антропологии, исходившей из связи культуры и социальных институтов. Функция культуры при этом виделась во взаимном соотнесении и упорядочивании элементов социальной системы.

В структурно-функциональном анализе (Т. Парсонс, Р. Мертон) понятие «культура» стало применяться для обозначения системы ценностей, определяющей степень упорядоченности и управляемости всей жизни социума. В структурной антропологии (К. Леви-Стросс) язык рассматривался в качестве основы изучения культуры. Методологической основой выступило использование некоторых приемов структурной лингвистики и теории информации в анализе культуры примитивных обществ. Представителям этого направления была присуща идеализация нравственных устоев первобытных обществ. Мифологическое мышление характеризовалось ими как гармония рациональных и чувственных начал, разрушенная дальнейшим развитием человечества.

Среди других направлений современной культурологии выделим следующие:

Теологическая культурология. Культура рассматривается в ее соотнесенности с религиозными идеалами. П. Тейяр де Шарден, один из представителей этого направления, внес огромный вклад не только в развитие религиозной трактовки культуры, но и в сравнительную культурологию, в изучение первобытных обществ (он был в числе первооткрывателей синантропа, древнейшего типа ископаемого человека);

Гуманистическая культурология (А. Швейцер, Т. Манн, Г. Гессе и др.). Данное направление исходит из тесной связи культуры и этики, при этом действительный прогресс культуры рассматривается как неразделимый с нравственным прогрессом, а его критерий задается уровнем гуманизма в обществе;

Психологическое направление в культурологии (Р. Бенедикт, М. Мид). Опираясь на концепцию З. Фрейда, истолковывавшего культуру как механизм социального подавления и сублимации бессознательных психических процессов, а также на концепции неофрейдистов (К. Хорни) о культуре как знаковом закреплении непосредственных психических переживаний, представители этого направления трактуют культуру как выражение социальной общезначимости свойственных человеку основных психических состояний;

Марксистская культурология. Трактовка культуры в марксизме базируется на материалистическом понимании истории. Марксизм устанавливает генетическую связь культуры с человеческим трудом, с производством материальных благ как определяющим типом деятельности. Вместе с тем обращается внимание на то, что труд детерминирован общественными условиями, что решающую роль в развитии культуры играют экономические отношения людей. При этом само развитие культуры имеет противоречивый характер, в связи с чем в марксизме выделяются два вида культуры, каждая из которых выражает цели и интересы антагонистических классов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 2. Основные понятия культурологии 1. Ценности. Нормы. Культурные традиции Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными

Из книги Флейта Гамлета: Очерк онтологической поэтики автора Карасев Леонид Владимирович

Этапы рассматривания В трагедии есть несколько сцен, где Гамлет занимается разглядыванием нарочито и подчеркнуто. Сначала это похоже на взгляд «заочный», опирающийся на показания реальных очевидцев. Я имею в виду сцену, где Гамлет расспрашивает Горацио о том, как

Из книги Открытая педагогика автора Фильштинский Вениамин Михайлович

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ «Сквозное действие» почему-то вравную применяется к таким понятиям, как «роль» и «пьеса», лежащим в абсолютно разных плоскостях. Говорят почему-то: «сквозное действие пьесы и роли». Но роль - это живой человек, а пьеса - литературное сочинение. Как же она

Из книги Как возникло человечество автора Семенов Юрий Иванович

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Основные этапы развития первобытного человеческого стада 1. Подавление полового инстинкта - ведущий момент процесса обуздания зоологического индивидуализмаСущность первобытного человеческого стада как формы, переходной от зоологического объединения

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

Лекция 8. Основные понятия культурологии 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Становление академической традиции в русском народно-инструментальном искусстве XIX столетия автора Варламов Дмитрий Иванович

Глава II. Начало становления академической традиции Как было показано во Введении данного пособия, к основным признакам академизации, по нашему мнению, можно отнести следующие: унификация интонаций, становление интонационного мышления и языка народа, переход от устной

Из книги Корея на перекрестке эпох автора Симбирцева Татьяна Михайловна

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Из книги Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда автора Чубаров Игорь М.

Условия становления синтетической науки об искусстве Именно в этом проблемном историческом горизонте перед теоретиками и практиками искусства, философами и психологами, внимательно наблюдавшими за стремительно изменяющимся статусом «слов» и «вещей», встал в 1920-х

Из книги Русская Италия автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава третья Основные этапы русской эмиграции в Италию Для русских Рим, Италия имели особое значение. Еще до революции здесь побывали и подолгу жили многие наши выдающиеся соотечественники. Для многих из числа послеоктябрьской эмиграции Италия стала второй

Полищук Виктор Иванович

ТЕМА 6 Основные этапы становления культурологии Развитие культуры сопровождалось становлением её самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый

1Этапы становления культурологического знания

Философский – возникает в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках философии, как известно, была выработана сама общая идея культуры, а так же были поставлены вопросы, которые сегодня составляют собственно культурологическую тематику. В 19 в немецкий философ А.Г. Мюллер ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру-Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в.В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются: мифы, легенды, сказания.В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как сложной динамической системы, выполняющей конкретные социальные функции. В рамках этнографии сформированы научные школы. 1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали, что все народы проходят путь от дикости к варварству и конечной стадией развития является цивилизация. 2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский. 3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в.Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный)

_________________________________

2 Предмет и структура культурологи

Культурология это наука о сущности и формах проявления культуры как спецефического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения функционировантя и развития..Предмет культурологии: - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Структура культуры В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части - культурная статика(состояние покоя) и культурная динамика(Движение) К культурной статике можно отнести внутреннее строение культуры - совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры.

К динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Как известно Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Структура культурологи 1) Фундаментальная культурология Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования 2) Прикладная культурология (тесно связана с социологией)Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия3)Историческая культурология (история культуры)

5 Многообразие современных подходов к изучению культуры

Сложность изучения культуры. Обуславливается многообразием само явления « культура».Существуют различные подходы к изучению культуры. Информационный подход- культура рассматривается как социально выработанная система, обеспечивающая хранение и передачу социального опыта представленного в виде информации. К информационному подходу относится:невербальное. вербальное. письменность, печатанье, СМи, компьютерные технологии. Социологич. подход- культура в этом подходе, является способом средства и условия взаимосвязи между людьми. Это система. которая регулирует отношения индивидов в обществе. Социальными институтами культуры являются: школы. институты, театры, библиотеки. Культур-антропологический подход – в этом этапе. культура является второй природой, Культура –это среда жизнедеятельности социальной общности людей. Задачами является выделение черт культуры. характерные для определенной общности.. данными особенностями. являются (традиции, привычки, менталитет) Биологический подход- суть биологического подхода –перенесение законов развития природного мира на общество и человека, представителем данного подходя был О Шпенглер. Считалось. что культура развивается как любой биологический организм: рождается, достигает стадии рассвета. а затем гибнет.Зигмунд Фрейд – разработал психоаналитическую концепцию. Фрейд считал что человеком руководит бессознательное «оно»-что является биологическим инстинктом.Существует « Сверх Я» и «Оно» которое в свою очередь делится на « Я» –это человек, личность (эрос) или танатос (стремление к смерти). «Сверх Я»-это культурное. И механизмом его действия является Сублимация т.е.перенесение энергии на социально значимые виды деятельности. «ОНО»- дикое, необузданное. Человеку всегда приходится бороться между..Культурой человека называют умением «Я» сублимировать. Философский подход-Аксиология-наука о ценностях и ценностных ориентациях. Семиотический- культура является знаковой системой. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания, идеи, языки, мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной. деятельности 4) ценности и ценностные ориентации(совесть. человечность, уважение. Честь. любовь. духовность)

__________________________________

12,Понятие культурной Динамики

Динамика-Система изменений явлений культуры во времени и пространстве. Типф Культур. изменений. 1)Культур. изменения определяются изменениями в социально-экономических и политических отношениях и соответственно могут характеризоваться как доиндустриальные, постиндустриальные. 2) Культурные изменения могут основываться на развитии чужой культуры, выражаясь в смене духовных стилей. художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. 3).Культур. изменения могут основываться на обогащении и на деференциации культуры. 4) Культурные изменения так же могут основываться на упрощении культуры, а так же устранении или утрате каких-то элементов. 5) Куль. Измен. Могут основываться на преобразовании или трансформации культуры. когда ее новое состояние возникает как результат изменений. Прежнего состояния под влиянием процесса обновления. (Из средневековой культуры возникла культура Возрождения.) 6) Культ. Измен. Могут происходить на основе культур. застоя, как длительного, неизменяемого, повторяемого состояния культуры. 80 годы- Длительный застой 7)Культ. Измен. Могут основываться на культ. кризисе, который характер-ся разрушением и ослаблением прежних духовных структур и институтов. Формирование новых ценностей отвечающим современным требованиям общества, Соврем. культура стадия кризиса.

__________________________________

7 Культура и цивилизация, соотношение понятий-

термин « цивилис» возникает в Др. Риме(гражданин. государство)Адам Фергюсон ввел понятие « цивилизация» в 18в. Выделяют так же основные научные подходы культурной цивилизации.1) подход Цивилизация родственна культуре. Н.Я, Данилевский, о Шпенглер, А Тоинби- явл-ся представителями. Цивилизация понимается как социальная организация общественной жизни,охватывает длительный период существования и основана на единой культуре. Самуель Хантинктон выделил 15 цивилизаций в истории человечества. К первой группе относятся 7 исчезнувших цивилизаций. (Месопотамская 4 тыс д.н.э., Египетская 4 тыс д.н.э., Критская, Классическая (др. Греческая и др. Римская) . Византийская, Центрально- американская, Андская). А так же 8 существующих цивилизаций: (Китайская. японская, Индуиская, Западная, Русско-православная, Латиноамериканская, Африканская.) 2 подход: Цивилизация рассматривается как технологическая сторона социального образования. Культура связана с Искусством, мифологией, религией. наукой о человеке, и не противопоставляется цивилизации. Из этого можно сделать вывод что культура и цивилизация это 2 стороны единого. социального организма. Представителями являлись Г.Спенсер, Макс Вебер(19 в.)Э. Тофлер (20в) .Тофлер Выделил 3 стадии – 3 цивилизации в истории человечества 1 стадия Доиндустриальное общество (аграрное) Традиции являлись основными жизненными принципами 2 стадия Индустриальная цивилизация (16-19в) Промышленный переворот: внедрение техники. 3 стадия Постиндустриальная цивилизация (70г. 20 в.) Внедрение Информационных технологий. биотехнологий., нанотехнологии. 3 подход Цивилизация есть определенная стадия развития общества. следующая за варварством. A.энгельс и Карл Маркс: признаки Цивилизации отличающие ее от варварства:1)разделение труда на умственный и физический. 2)Социально- классовое разделение общества 3)наличие государства 4) наличие письменности 5)наличие городов как центров культуры 6) наличие товарного производства для обмена. 4 подход Цивилизация рассматривается как социальный феномен противостоящий культуре. Основоположник- Эмануил Кант. Конечной целью развития человечества явл-ся его моральное совершенствование. Культура свободна от любой корыстной утилитарной цели. Цивилизация требует от человека проявлять лишь внешнюю воспитанность, но при этом, поступки цивилизованного человека основываются не на чувстве долга а на формальной дисциплине и могут преследовать эгоистические цели.

__________________________________

19. «Циклическая» и « линейная» модели динамики культуры.

Динамика – это система изменений явлений культуры во времени и пространстве. Модели динамики культуры, существуют 2 основные модели динамики культуры: «Циклическая и « Линейная». «Циклическая»- это представление о том, что существуют отдельные культуры, обособленные друг от друга и каждая из культур проходит определенный круг или цикл развития от рождения до смерти. Представители: Геродот, Платон, Аристотель, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер. П. Сорокин. А. Тойнби. « Линейная»- это представления о том что существует единая общемировая культура развития. которая есть эволюционный путь на основе универсальных стадий и согласно единым закономерностям. Представители: Полибий, Карл Маркс, к. Ясперс. О. Тоффлер. Развитие культуры есть сложный диалектический процесс представляющий собой единство, как самобытных специфических черт. так и общих тенденций и закономерностей.

Введение

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура». Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы. Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, структуру и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.

Культурология как наука. Основные этапы становления культурологии

Культурология - это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 - 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология».

В литературе намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины.

Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама "идея культуры". Вспомним высказывание В. Межуева. Свою задачу, пишет он, философы видели в "выработке некоторой общей "идеи культуры", объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом". Кстати, многие науки и дисциплины проходят этот этап.

Второй этап - эмпирическое изучение явления культуры. "Самую первую парадигму наук о культуре; - пишет Л, Ионии, - можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки". (Заметим, что эмпирическое изучение явлений вряд ли стоит считать парадигмой) Понятно, что на этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.

Третий этап - построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины (объяснения), создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. Именно на этом этапе складываются дилеммы и парадигмы культурологии. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.

На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.

На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. И понятно почему. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.

Один из важнейших методологических принципов моего подхода состоит в переходе от обсуждения отдельных понятий культуры к анализу практик, в рамках которых формируются разные понятия культуры, а также к анализу различных научных стратегий и подходов изучения культуры, прежде всего философского, естественнонаучного, гуманитарного, социокультурного и исторического. Поясню. Межуев, анализируя, что собой представляла идея культуры, пишет, что это было оценочное понятие культуры, позволявшее "постигнуть смысл и направленность человеческой истории в целом", исходя из убеждения в том, что именно европейская история и культура являются "высшим достижением духовного развития человечества". По Межуеву, идея культуры и соответствующее понятие были ответом (объективацией) на формирование особой практики - самосознания европейского человечества как целого; дальше на этой основе разворачивались и другие практики (просвещение населения, колонизация других, "менее культурных" народов, практика миссионерства). Анализируя понятие "культура" как "многообразие культур" и понятие "массовой культуры", К. Разлогов, по сути, применяет тот же самый прием объяснения: в качестве важнейшей предпосылки формирования этих понятий рассматривает соответствующие практики (формирование национальных государств и отдельных наций, создание сферы устойчивых массовых культурных услуг и социального управления на основе СМИ, телевидения, а сегодня и Интернета). М. Фуко и современные методологические исследования показывают, что понятия типа "культура" появляются в ходе объективации схем, обеспечивающих формирование и функционирование определенных социальных практик и связанных с ними властных отношений. В таком контексте, прежде всего организационном, культура выступает как объект, полагаемый мыслью, а не объект изучения; но затем культуру, выделенную таким образом, начинают изучать.

Напротив, в своих последних работах Э. Орлова осмысляет разные понятия культуры на основе анализа различных стратегий научного познания (для меня эта позиция всегда была исходной). Когда, пишет она, основным в познании считается установление фундаментальных нормативных порядков, отделяющих мир человека от остального мира, это можно сделать только средствами философии. Если акцент в познании делается на процессе непосредственного наблюдения искусственных феноменов в том виде, в котором они даны людям, в специфичности, уникальности их проявлений или попытке обнаружить нечто общее за внешне различными феноменами, незаменимым становится гуманитарный тип познания. В случае достаточного накопленного опыта практического обращения с определенными культурными феноменами возникает вопрос о возможности их целенаправленного регулирования, прагматического использования и т.п. Соответственно актуализируется научный подход к этим феноменам.

Правда, Орлова гуманитарный тип познания фактически не относит к научному, что неверно, но в данном случае важно другое, а именно - сравнение стратегий познания и их корреляция с разными понятиями культуры; культура тогда понимается как объект изучения, формируемый соответствующими стратегиями.

В своих исследованиях я стараюсь сочетать подход к анализу культуры через анализ соответствующих практик с подходом, предполагающим разведение типов стратегий познания. Дело в том, что понятия культуры несут в себе черты и того и другого.

Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда - agricultura. Agricultura - это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

  • 1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.
  • 2. Еще один подход к культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название - деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.
  • 3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
  • 4. Кроме того, весьма распространен еще один подход к изучению культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством ценностей, которую оно целенаправленно создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, и учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый процесс, Догадки, идеи, учения являлись не просто параллельным процессом регистрации тех или иных достижений в культурном развитии человечества - они тоже были частью культурного процесса и не могли не оказывать на него влияния. Их не следует рассматривать как бесстрастные наблюдения. Даже летописцы выражали свое отношение к описываемым событиям. Это тем более относится к представителям отдельных культур, испытавшим и тревогу, и смятение, желавшим не просто понять, но и в меру своих сил как-то повлиять на развитие культуры.

Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. В этом процессе несколько этапов: донаучный, научно-исторический и научно-философский.

Донаучный этап содержит ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Его можно определить окончанием возникновения науки Нового времени.

Научно-исторический этап продолжался до середины XIX в. На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры, Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.

Научно-философский этап. Здесь исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, но, становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности.

В течение первого человечество накапливало знания о самом себе, пытаясь объяснить, откуда взялось все то, что мы сегодня называем культурой. В древности и средневековье наибольший интерес для европейцев представляли жизнь и быт народов далеких стран. Именно поэтому с огромным интересом воспринимались рассказы купцов и путешественников, побывавших в Индии, Китае, Африке. Так постепенно накапливался эмпирический материал об обычаях, религии, искусстве различных народов и стран. Особенно важную роль здесь сыграли Великие географические открытия XV-XVII в.в., которые расширили горизонты представлений о мире, привели к революционному изменению в географии и других науках.

Применительно к этапу зарождения культурологического знания говорить об устойчивых направлениях познания культуры невозможно, т.к. не произошло еще выделение собственно идеи культуры. Конечно, и в античности, и в средние века отчетливо присутствует интерес к оценочным понятиям («хорошее», «прекрасное», «благородное» и т.п.). Предпринимаются даже попытки определить духовно-ценностные начала человеческой жизни, однако рассматриваются они как естественное продолжение космического, божественного порядка. Представления о культуре как специфически человеческом, отличающемся от природного и божественного, начинают складываться только в эпоху Возрождения. Хотя римский термин «cultura» содержит некое смысловое противопоставление природному (natura), оно не является предметом специального и систематического рассмотрения.

В XVIII в. накопленные знания позволили перейти к их обобщению и построению на их основе теоретических конструкций. Стали формироваться специальные науки, изучающие отдельные области материальной, социальной и духовной жизни человечества. Появилась этнография - наука о культуре и быте народов мира. Объектом основного интереса этнографов были «нецивилизованные» племена, с которыми европейцы сталкивались на вновь открытых землях - индейцы, полинезийцы и др.

В связи с начавшимися в середине XVIII в. раскопками древнеримского города Помпеи стала формироваться археология - историческая наука, реконструирующая прошлое человечества по материальным остаткам его деятельности. Появились искусствоведение (теория и история различных видов искусства), фольклористика. В XIX в. даже религия стала предметом научного изучения.

В конце XIX - начале XX в.в. можно было уже говорить о культурологии как особой отрасли знания, отделившейся от философии и социологии и обобщавшей сведения о культуре, полученные другими науками.

Таким образом, с XVIII в. начинается научный период изучения культуры, в рамках которого сформировалась современная культурология.

Теоретические основы культурологии были заложены Л. Уайтом, в его работе «Понятие культуры. Эволюция культуры. Наука о культуре». Уайт рассматривал культурологию как особую ступень в постижении человека и предсказывал ей великое будущее.

Но этот термин в западной науке не прижился. К ней относят культурологию и социальную антропологию, историю, социологию, семиотику. У нас в стране культурология очень активно развивается в конце ХХ - начале XXI века.