Произведения на тему любви к родине. Литературные аргументы. Я была тогда с моим народом

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.
Особенно остро звучит тема Родины в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.
То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти.., на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».
Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.
«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:
Твои все люди суть православны
И храбростью повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.
И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.
В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет...
Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».
А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром вели- кия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:
Утешься, мать градов Россия,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны высь.
Десница мстящая творца.
Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина - это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.
Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.
Тогда смиряется души моей тревога
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..
Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.
Но я люблю - за что не знаю сам? -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям...
Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почти афористично скажет Ф. И. Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить...
Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).
Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:
Кто живет без печали и гнева
Тот не любит отчизны своей.
Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.
Все рожь кругом, как степь живая.
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
А есть и такие:
В минуту унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма
В другом стихотворении он восклицает: «О Русь моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.
В творчестве таких поэтов, как Есенин, Цветаева, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

«С чего начинается Родина?», - была такая песня в старом советском фильме о войне, которую необыкновенно проникновенно и выразительно пел Марк Бернес.

Действительно, у каждого человека чувство родины связано с чем-то своим, особенным, индивидуальным.

Для кого-то, это связано с песней - раздольной, одновременно удалой и грустной. Для кого-то, это впечатление неохватного российского простора, рождающего порыв воли и чувство неясной тоски. Для кого-то, это глубоко сердечное чувство нежности и заботы, связанное с маленьким пятачком обширной российской земли, с которым соединен нитями родства: здесь ты родился, здесь поныне ходишь «по годам, как по следам».

В представленном списке каждая из книжек «проиграет» вам самые разнообразные ноты этой богатейшей партитуры под названием «моя родина».

Разные края, разные уголки России, разные судьбы пройдут перед вами, рождая то самое «чуко-гековское» чувство, что «надо честно жить, много трудиться и крепко беречь эту землю», нашу общую Родину.

1. Родина: исторический научно-популярный журнал

2017. - № 12. 12+

«Родина» — ежемесячный русский, с 1989 года советский и с 1992 года российский исторический иллюстрированный журнал. Учрежден Администрацией Президента России и Правительством России, издается при поддержке Федерального агентства России по печати и массовым коммуникациям.

Современный журнал «Родина» позиционирует себя продолжателем традиций одноименного журнала, основанного в 1879 году в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Издавался до 1917 года. Затем издание возобновилось в 1989 году. Выходит ежемесячно с января 1989 года в Москве.

Главная тема декабрьского номера: чем в истории нашего Отечества стало слово «Родина». Оно пришло к нам из глубины веков, но от частого употребления не потускнело и не измельчало. Читайте на страницах журнала о самолете «Родина», деревне «Родина», о танке «Мать-Родина», рыболовецком колхозе «За Родину», о шахте «Родина» на Донбассе…

Большой интерес у читателей вызовет подборка материалов о тех, кого потеряло наше Отечество в годы революционного Исхода, и кто прославился в эмиграции за океаном: Владимир Зворыкин стал отцом американского телевидения; Василий Леонтьев — выдающимся экономистом, Игорь Сикорский проявил себя в авиастроении, Александр Понятов изобрел видеомагнитофон… Также журнал расскажет, кто был прототипом легендарной Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев».

Родина - Одна!

2. Наше Отечество: Рассказы и повести

Издательство: Дрофа-Плюс, 2008. 12+

В большую школьную хрестоматию вошли интересные, познавательные рассказы и повести советских и современных писателей, отражающие практически все периоды отечественной истории - от становления нашего Отечества и правления первых русских князей до Великой Отечественной войны.

Книга воссоздает цельную и живую картину героического прошлого России - знаменательные битвы, славные победы русских полководцев, реформы государственных деятелей, подвиги простых русских людей, открытия первых землепроходцев.

3. Отеческая земля: рассказы, отрывки из повестей, романов

Издательство: Детская литература, 1985. 12+

В названии книги, в словах «Отеческая земля», соединились два начала всего сущего - отцовское и материнское. Земля-матушка, говорим мы, мать-кормилица, мать - сыра земля. Представляем при этом не что-то отвлеченное, а именно землю, по которой мы ходим, на которой стоят дома, в которых мы живем, на которой растет хлеб.

Сборник рассказов русских советских писателей о родной земле, о любви к ней, о труде крестьянском - обо всем, что именуется Родиной. Воспитать в себе эту любовь, стремление быть полезным Отечеству - вот те мысли и чувства, которые выражены в произведениях Астафьева, Шукшина, Троепольского, Абрамова, Пришвина и других писателей.


4. Сладков Н. С севера на юг

Издательство: Детгиз, 2013. 6+

В книге «С севера на юг» раскрывается огромный мир с его бескрайними лесами и полями, знойными пустынями, высокими горами, зеленой тайгой и холодной северной тундрой. И повсюду обитают младшие братья человека - звери и птицы, большие и совсем крохотные, и все они нуждаются в его бережном внимании и защите.

«Огромна наша страна. Всем хватит места. И нам и зверью». Это слова Святослава Сахарнова, писателя-природоведа.

Родина - у нас Одна!

5. С чего начинается Родина: стихи русских поэтов

Издательство: РОСМЭН, 2008. 6+

Родная сторона, Родина, Отчизна… Когда произносишь эти слова - в сердце вспыхивает огонек любви и тепла. Ведь так мы называем то, что нам особенно дорого: край, где родились, и где прошло наше детство, родительский дом, страну, в которой живем. А в памяти оживают воспоминания, которые мы храним всю жизнь: тепло материнских рук, вкус бабушкиного пирога, лес за рекой, ромашки у крыльца. Вот почему в душе каждого человека живет собственное, только ему близкое понимание, что такое РОДИНА.

Прочитав замечательные стихи, собранные в этой книге, узнаешь, что писали о свих чувствах к Отчизне, как выражали свою любовь к ней, тревогу за ее судьбу самые лучшие поэты России: М. Лермонтов, А. Фет, Е. Баратынский, В. Жуковский, Н. Рубцов, К. Симонов и многие другие.

6. С чего начинается Родина: стихи советских поэтов

Издательство: Дрофа-Плюс, 2008. 6+

Любовь к Родине зарождается в сердце по-разному. Но она невозможна без внимательного и бережного отношения к ее истории и культуре. Эта книга - взгляд на советскую эпоху через призму героического романтизма.

Стихи и песни известных поэтов и великолепные иллюстрации тонко и точно передают дух эпохи, в которой были войны и лишения, оптимизм молодости и радость дружного труда, идеализм и вера в светлое будущее.

В книгу вошли стихи советских поэтов М. Матусовского, А. Твардовского, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача и др. И все они воспевают силу человека, радость дружного труда и чувство гордости за свое Отечество.

7. Тихая моя Родина: стихотворения отечественных поэтов ХХ века

Издательство: Астрель, АСТ, 2004. 12+

Свой образ «тихой Родины» пронесли сквозь жизнь поэты Иван Бунин и Валерий Брюсов, Александр Блок и Андрей Белый, Максимилиан Волошин и Велимир Хлебников, Анна Ахматова и Марина Цветаева и многие другие.

Светлые лирические стихи поэтов серебряного века органично слились с грустными стихами поэтов есенинского круга и с произведениями, появившимися в годы Великой Отечественной войны.

Из этих бессмертных стихов создан проникновенный гимн нашей Родине.

8. Теплоухов К. Н. Путешествия по Уралу: Рассказы

Издательство: Каменный пояс, 2017. 12+

В издательстве «Каменный пояс» Государственного исторического музея Южного Урала вышла в свет книга путевых очерков Константина Теплоухова «Путешествия по Уралу».

В сборнике три очерка: «По реке Чусовой», «По северному Уралу» (Кушва, Верхотурье, сплав по рекам Лозьва и Вишера, Чердынь), «В Мраморском заводе». Они полны бесценных наблюдений, которые будут полезны и современным любителям путешествий и сплавов по этим лесам и рекам, написаны прекрасным литературным языком (автор вполне выдерживает сравнение с такими писателями-путешественниками, как Иван Гончаров с его «Фрегатом «Паллада» или Владимир Арсеньев с «Дерсу Узала»). Много замечательных наблюдений о быте и нравах уральской глубинки (в том числе о жизни коренного народа северного Урала — вотяков) и особенного теплоуховского юмора, помогающего преодолевать все трудности непростого и небезопасного порой путешествия: «… бесконечное болото, такое черное, что болото «Баскервильской собаки» Ш. Холмса — райское место…».

«Путешествия по Уралу» — уже четвертая книга Константина Теплоухова, увидевшая свет в XXI веке (три предыдущие — «Челябинские хроники», «Мемуары: 1899-1934» и «Константин Теплоуховъ. Удивительное жизнеописание акцизного чиновника и человека в его мемуарах, рассказах и фотографиях. 1897-1924 гг.») и, хочется надеяться, не последняя. Нынешнее издание осуществлено по решению методического совета Государственного исторического музея Южного Урала.

9. Востоков С. Рябиновое солнце

Издательство: Самокат, 2013. 0+

Земля наша загадочная. Как ее ни тесни, а все же где-нибудь под самой Москвой какая-нибудь деревенька останется. И все в ней есть: домики с огородами, яблони в саду, печки с трубами, колодцы с ведрами. И разные странности, и тихие чудеса, без которых в деревне не бывает. И все это - Родина, наша Родина.

Сборник рассказов «Рябиновое солнце» продолжает лучшие традиции отечественной прозы для детей. Лирические истории Станислава Востокова и иллюстрации Марии Воронцовой наполнены любовью к природе и к людям, что является составляющей Родины.

10. Попов В. Все мы не красавцы

Издательство: Самокат, 2012. 12+

Валерий Попов рассказывает о своем герое (школьнике, затем студенте и, наконец, молодом инженере) весело, но заботы этого героя - самые настоящие: отношения с одноклассниками, первая любовь, поиски призвания. И все на фоне улиц, проспектов и переулков, скверов и бульваров, дворов и домов родного города Ленинграда (Питера).

Легко, без занудства и морализаторства Попов показывает, как важно быть человеком, чувствовать и любить жизнь, не оглядываясь на других — простые незамысловатые истины искусно вплетены в повествование и приправлены петербургским колоритом. Все мы не красавцы, это правда, но ведь так даже интереснее жить. Представляете, если бы все кругом были идеальными? Скукота, да и только. Книга получилась очень тонкая и взрослая. Ведь все мы когда-то были детьми и все стали взрослыми.

ТЕМА РОДИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти заду­шевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого челове­ка понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это - одна из вечных тем в отечественной и миро­вой литературе. Огромный литературный материал, связан­ный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому я хочу коснуться творчес­тва лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литерату­ры, как «Слово о полку Игореве». К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства ав­тора «Слова». Он говорит об обширных пространствах сво­ей Родины, о ее реках, горах, степи, городах и селах. Но Русская земля для автора «Слова» - это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе рус­ском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Рус­скую». Его воины - это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с Русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уже за холмом».

Эта идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломо­носова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава - это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает та­лантливость великого русского народа, могучий дух его вой­ска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносо­ва и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в пос­леднем. В знаменитой оде «На день восшествия…» поэт про­славляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и фло­та, за распространение наук. Глубокой верой в русский на­род и твердым убеждением в его талантливости звучат сло­ва Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении «Деревня», ри­суя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В дружеском послании «К Чаадаеву» звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить «души прекрасные порывы».

Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермон­тов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее на­род, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свобо­ду, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабс­тва. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермон­това, как «Жалобы турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана». Но с особой силой и полнотой раскрывает­ся эта тема в стихотворении «Родина», созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов проти­вопоставляет свой патриотизм патриотизму офшфтльному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и ра­достями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов назы­вает «странной», потому что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ». Эта идея любви- ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гого­ля и Некрасова. Герои «Ревизора», «Мертвых душ» - это персонажи, которые могут вызывать только чувство непри­язни, хотя и показывают наших соотечественников. Но не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим «мертвым душам» противопоставлен образ Руси как «пти­цы-тройки». В этом романтическом образе выражены и лю­бовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Го­голю неясны пути дальнейшего развития своей Родины. Он пишет: «Русь! Куда же несешься ты, дай ответ? Не дает от­вета!». Но в одном он был убежден - в будущем величии русского народа.

Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все твор­чество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявляет поэт в стихотворении «Тишина». Поэт любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью, и этот образ проходит через все его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился»; «Родина- мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким!»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессиль­ная, матушка-Русь!» - с такими словами обращался поэт к Родине на протяжении всего творчества. В творчестве Не­красова слова «любовь к Родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,--

писал он.

Много замечательных строк посвящены Родине в произ­ведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова- Щедрина, Блока, Есенина, Маяковского, Шолохова, Твардов­ского. Но мне хочется завершить это сочинение памятными строчками Ф. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

В данной подборке аргументов мы сконцентрировали свое внимание на всех самых проблемных аспектах смыслового блока «Родина». Во многих текстах для подготовки к ЕГЭ поднимаются соответствующие проблемы. Все литературные примеры доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Через всё творчество Сергея Есенина явно прослеживается тема любви к родине. Его стихи посвящены России. Сам поэт признавался, что без высокого чувства, испытываемого по отношению к своей стране, он не был бы поэтом. В тяжёлые времена Есенин пишет поэму «Русь», где показывает Россию с тёмной стороны и в то же время он пишет: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Поэт уверен, что отчизна – это то, что особенно важно в жизни человека. Все эти реки, поля, леса, дома, люди – это наш дом, наша семья.
  2. Оды М.В. Ломоносова , великого русского учёного, изобретателя и поэта, переполнены любовью к своей родине. Писатель всегда восхищался природой России, верил в умы народа, преклонялся перед величием и мудростью русских царей и императоров. Так, в оде, посвящённой восшествию на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов показывает и убеждает императрицу в силе и мощи своего народа. Он с любовью изображает родные просторы и с гордостью заявляет: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Важность патриотизма

  1. Тема Родины ярко прослеживается в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» . Главный герой – отец двух сыновей, Остапа и Андрия, вместе с которыми он сражается за независимость своей страны, пытаясь освободиться от польских захватчиков. Для него отчизна – это нечто святое, то, на что нельзя посягнуть. Когда Тарас Бульба узнаёт, что его собственный сын перешёл на вражескую сторону, то убивает его. В этот момент он лишает жизни не родного человека, он наказывает предателя. Такой поступок говорит о многом. Сам Тарас в итоге также погибает, спасая своих товарищей и принося себя в жертву ради спасения своей страны. Если бы он не сделал всего этого, его народ перестал бы существовать.
  2. А.С. Пушкин , один из величайших поэтов России, всегда беспокоился о судьбе своей родины. В его творчестве можно заметить недовольство царским самодурством. Поэт гневно описывает крепостной режим. Как, например, в стихотворении «Деревня» : «Здесь барство дикое, без чувства, без закона». И в то же время, несмотря на всю боль от мысли о несправедливом отношении к крепостным, Пушкин любил свою родину. Он с особой нежностью описывает красоту природы, с трепетом относится к своей культуре. В стихотворении «Простите, верные дубравы!» он буквально говорит, что готов оставить своё сердце в родных местах.

Значение родины в жизни человека

  1. Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России.
  2. Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» . В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.
  3. В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны - это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.
  4. Каждый видит в понятии «родина» что-то своё: дом, семью, прошлое и будущее, целый народ, всю страну. Говоря об этом, нельзя не вспомнить и один из древнейших памятников русской литературы – «Слово о полку Игореве» . Автор буквально в каждой строчке обращается к русской земле, к природе, к жителям нашей страны. Он рассказывает о прекрасном крае с его полями и реками, с холмами и лесами. И о людях, живущих в нем. Автор «Слова…» повествует о походе Игоря на половцев в борьбе «за землю Русскую». Переходя границу Руси, князь ни на минуту не забывает о родине. И в итоге эта память помогает ему вернуться обратно живым.
  5. Жизнь в изгнании

    1. Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.
    2. Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование - это лишь «жизнь над бездной».
    3. Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора …» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит тема Родины в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О Русь моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, Цветаева, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.